бесплатно рефераты
 

Казахстан в начале XX века

Казахстан в начале XX века

Глава 6.

КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

§ 1. Социально-экономическое положение края в начале века

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей:

Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского

генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская,

Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория

Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а

Мангышлакская — в Закаспийскую область.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в

пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них3392,7 тыс.

или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила

5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост

населения края помимо других источников происходил в основном за счет

переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым

потоком направлялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В

начале XX в. население края становится еще более многонациональным.

Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось

полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая

система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи

разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз.

В конце XIX — начале XX в. в Казахстане все большее распространение

получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов среди

населения, занятого земледелием, составлял — 55,4%'.

Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах

Сырдарьинской области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7

дес. посева. В Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием

занималось 81% казахских хозяйств, а в Верненском — 79,3%2. В Кустанайском

уезде земледелием занималось — 88% казахских хозяйств, которые засевали

107440 дес., а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.3.

Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое

распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых

сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на

зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в

посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса,

бахчевых и огородных культур.

В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения. Во

всех областях городское население в 1897—1914 гг. выросло более чем в

полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) ,

Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.)4.

Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро

превращались в центры торговли и обрабатывающей промышленности.

Наиболее крупной социальной группой в городе являлась торговая буржуазия

— 20,3%, занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности

составляли — 33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались

сельским хозяйством и промыслами5.

В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и

горнозаводские, а также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность

развивалась на Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались

богатые месторождения цветных металлов и угля. В начале XX в. предприятия

горной промышленности, производившие медь, золото, уголь и др., перешли в

руки иностранных акционерных обществ. Так, англо-французское акционерное

общество Спасских медных руд, возникшее в 1904 г. в Лондоне, приобрело

Спасско-Успенский медный рудник и завод, Саранско-Карагандинские

каменноугольные копи, железные рудники. Держателями акций общества были

американцы, немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г. началось строительство

Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цин-козого завода, строилась

железная дорога.

Одной из главных отраслей горной промышленности края в начале XX в. была

добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные

месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в

Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и

другие города края.

В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают

соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-

восточном регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для

вывоза. Наиболее крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде,

где работали до 5 тыс. казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском

уезде Семипалатинской области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям,

товариществам и обществам.

В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть.

Разработкой нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. занимались «Западно-

Уральское нефтяное общество», «Урало-Эмбинс-кое общество» и «Северо-

Каспийская нефтяная компания», владельцами которых были английские

капиталисты. Дешевая рабочая сила, отсутствие конкуренции, богатые

месторождения нефти при хищнической эксплуатации приносили огромные прибыли

хозяевам.

В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке

сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные,

винокуренные, маслобойные и др.

В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие

шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую

заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная

промышленность.

В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья

развивалась и хлопкоочистительная промышленность. В начале XX в. в Шымкенте

было построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два.

Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-

Эмбинском крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском

озерах.

В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической

промышленности важную роль сыграло строительство железных дорог. В начале

XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург —

Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной

железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Орен-бургско-

Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.

Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической

жизни края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами

России и втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана

вывозились различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот,

зерно, а в край ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные,

бакалейные товары. Железные дороги также имели военно-стратегическое

значение для перебрасывания войск и подавления народных выступлений и

волнений. К 1917 г. в Казахстане было проложено всего 2793 версты железных

дорог, из них 2557 верст были дорогами общего пользования и лишь 236 верст

местного значения6.

В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались

водным путем. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «Западно-

Сибирское товарищество пароходства и

торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов

и барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и

Семипалатинском7.

В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по

трактам Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск

— Кокчетав — Акмолинск и др.

Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей

заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в

Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в.

Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей

части казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники,

кустари и беднота местных городов, нижниё\воинские чины, а также

квалифицированные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других

губерний Российской империи.

Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В

Казахстане насчитывалось 675 фабрично-заводских предприятий, где работала

51 тыс. рабочих, из них в крупной промышленности более 19 тыс. На

железнодорожном и водном транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В

годы первой мировой войны число рабочих увеличилось на предприятияхкрупной

промышленности и транспорта. В 1917 г. накануне и в период Октябрьской

революции численность рабочих Казахстана была около 90 тыс. чел.8. Однако

большинство рабочих были сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь

железнодорожные линии и отчасти предприятия горнодобывающей и

горнозаводской промышленности, что обусловило возникновение более или менее

постоянных кадровых рабочих в этих отраслях производства. Степень

концентрации промышленных рабочих был а слабой, особенно на предприятиях

обрабатывающей промышленности, где.в среднем на одно предприятие

приходилось не более 20 чел. Высокой концентрацией рабочих отличались

предприятия горнодобывающей, горнозаводской промышленности и транспорта.

В условиях господства патриархально-феодальных отношений в крае и слабого

развития местной промышленности, элементом крупного капиталистического

производства с относительно высокой концентрацией рабочих были

железнодорожные мастерские и депо. Это имело особенно важное значение для

развития рабочего и социал-демократического движения в Казахстане,

передовым отрядом которого стали местные железнодорожники. В Северном

Казахстане такую роль наравне с омскими железнодорожниками играли рабочие

мастерских и депо ст. Петропавловск, где в июне 1905 г. работали 460 чел.9.

Это был сравнительно крупный очаг сосредоточения рабочих. Такую же роль

играли рабочие железнодорожных мастерских станций Оренбург, Уральск,

Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар, Туркестан и др. Следовательно,

основная масса промышленных и железнодорожных рабочих сосредотачивалась в

городах, расположенных вдоль железнодорожных линий.

Среди фабрично-заводских рабочих местные жители, как правило, имели

подавляющее большинство. На железнодорожном транспорте, требовавшем более

высокого квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее

большинство рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих

железных дорог было большое число представителей местныхнациональностей.

Так, в июле 1917 г. на участке ст. Тугуз — ст. Сапак Оренбургско-Ташкен-

тской ж. д. из 467 железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц.

составляли казахи. Из 248 поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%.

Это были в основном низкооплачиваемые ремонтные рабочие, грузчики, возчики

и различные чернорабочие10. В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников

края казахи составляли 5—б тыс. человек или около 20 проц.

Другим передовым отрядом местных рабочих являлись рабочие горной и

горнозаводской промышленности с более высокой концентрацией рабочих и

наличием постоянных кадров, чем в обрабатывающей промышленности. Еще в 1887

г. Зайсанский уездный начальник по поводу одной забастовки писал, что в ней

участвовали «горнорабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые».

При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы Усть-Каменогорского и

Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди

опытные, многие говорят по-русски»".

Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной

инспекции и контроля за деятельностью предпринимателей, было значительно

тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Рабочий день

устанавливался по произволу хозяев предприятий и доходил на нефтепромыслах

Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для

подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12-часовой

рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной

плате рабочих России в целом на промышленных предприятиях края платили в

3—4 раза меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата

рабочих еще больше урезывалась произвольными штрафами, обманом и обсчетом

при выдаче части зарплаты продуктами и товарами и т. д.

Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях,

отсутствие элементарных мер безопасности труда приводили к массовому

травматизму, с частыми случаями увечья и смерти. Большинство рабочих не

имели жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках и бараках,

поэтому при отсутствии медицинского обслуживания и санитарно-гигиенических

условий среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекционные

заболевания.

В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к

которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские

рабочие получали значительно меньше, чем русские". Все это: низкая

зарплата, многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола

властей и хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на

борьбу за улучшение своего экономического и политического положения.

§ 2. Участие населения края в Российской революции 1905—1907 гг.

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок

политическому пробуждению трудящихся Казахстана, разви

тию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм

движения против колониального, Социального и других видов угнетения.

Отношение различных слоев населения края к событиям 1905—1907гг. в России

было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и

политического развития края по сравнению с другими несколько шире

развивалось рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно

новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские

рабочие. Аграрноедвижение было представлено в основном трудовыми слоями

казахского аула, переселенческой деревни и казачьих станиц. Национально-

освободительное движение объединяло различные слои казахского аула, начиная

от широких масс коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и

бедноты до зарождавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных

кругов и мусульманского духовенства.

Рабочее движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило в новый этап

своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и

экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом

революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в

декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и

на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска,

Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов.

Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на

железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно

прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили 8-

часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации,

создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а

иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в

период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные

комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне

с Советами рабочих депутатов «фактически являлись зачатками новой

революционной власти»13.

Первая российская революция 1905—1907 гг. способствовала возникновению в

крае первых групп и организаций РСДРП. Большую роль в этом сыграли

Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП,

действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Особое значение

имел «Сибирский социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в

особенности его Омская организация, которая проводила большую

пропагандистскую работу и среди трудящихся, в первую очередь рабочих

Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных районов Казахстана, а

также Семиречья.

Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане был кружок в

Атбасаре, организованный ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г.

В начале XX в. марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске,

Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других городах края14.

Постепенно марксистские кружки Казахстана от изучения и пропаганды

революционных идей переходили к политической агитации и практическим

выступлениям. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших

марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске,

социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а

несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других

городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске.

С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного

движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в

Уральске (ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии

один из командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В

Уральске действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых

наиболее сплоченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз

типографских рабочих.

Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбург-ско-Ташкентской

железной дороги, который в 1906 г. объединял б тыс. человек, т. е. 40,8%

всех рабочих и служащих линии.

Своебразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-

Киргизский союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по

приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало

20—25 профсоюзов рабочих и служащих, объединявших всего 3,5% от их общей

численности15.

Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что

обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией

по предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и о

социально-экономической отсталости края, где подавляющую часть населения

составляли казахские шаруа и переселенческое крестьянство.

Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях

первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не

вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянскихвыступлений. Эти

стихийные акты протеста против произвола баев — феодалов и представителей

колониальных органов в основном ограничивались избиением хозяев,

представителей власти, отказом от уплаты налогов и выполнения повинностей,

угоном их скота, потравой посевов и т. д. Так, например, казахские шаруа из

Арганатинской волости Лепсинского уезда Семиреченской области в количестве

200 чел. в начале 1905 г. убили волостного правителя, избили сопровождавших

его стражников и баев16. Летом 1905 г. происходили волнения казахской

бедноты в Семипалатинской, Тур-гайской, Уральской и Сыр-Дарьинской

областях.

В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили многолюдные

собрания, на которых обсуждались положения царского манифеста 17 октября и

нужды шаруа. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г.

Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-переселенцами и

солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и

волостей этого уезда .

Крестьянские выступления происходили и в уйгурских и дунган-ских кишлаках

Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами

общинного землевладения, а также

против царских чиновников. Волнения прошли и среди недавно переселившихся

из центральный губерний русских крестьян, беднейшей части казачества и

солдат отдельных гарнизонов.

В борьбе казахских шаруа против социального гнета значительное место

заняла петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие

правительственные инстанции вплоть до царя — «акпадши». Эти петиции,

многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению,

не только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.