бесплатно рефераты
 

Казахское ханство в XV-XVII вв.

Казахское ханство в XV-XVII вв.

Глава 6.

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В XV-XVII ВВ.

§ 1. Политическая история

Становление и развитие казахской государственности в регионе

средневекового Казахстана имело важнейшее значение для сложения и

консолидации, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути

его развития. Письменные источники содержат достоверные сведения о крупном

позднесредневсковом государстве — Казахском ханстве, игравшем заметную роль

в регионе Центральной Азии, в системе государств евразийских народов. С

середины XV в. и до начала XVII в. Казахское ханство было фактически единым

политическим организмом, отличавшимся большей или меньшей степенью

стабильности. Оно пережило время становления, подъема и упадка, а в XVII в.

распалось на отдельные ханства (в территориальных пределах жузов).

Территория ханства неоднократно меняла свои очертания под влиянием главным

образом внешнеполитических событий, но почти всегда в пределах расселения

казахского этноса — отИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика),отАлтая и Тянь-

Шаня до Каспия и Арала. Хотя, разумеется, в средневековье этнические и

государственные территории казахов, как и других народов региона, как

правило не совпадали.

Территория Казахского ханства в XV—XVII вв. по данным источников того

времени была на разных этапах меньше этнической территории казахов,

территории их расселения как в оседлых районах, так и в пределах основных

пастбищ и границ кочевых маршрутов Старшего, Среднего и Младшего жузов.

Зайн ад-Дин Васифи (XVI в.) в сочинении «Бадаи ал-вакаи», как упоминалось

выше, термином «Казахстан» называет земли на Чу и Таласе в Юго-Западном

Семиречье, т. е. район размещения тех казахов, что были подданными ханов

Джаныбека и Гирея, район возникновения Казахского ханства в его

первоначальных границах'. Автор «Михман-наме-йи Бухара» размещает кочевья

казахов намного западнее, чем Зайн ад-Дин Васифи. Он пишет, что казахи

(времени ханов Бурундука и Касыма) кочуют от Итиля (Волги) до Сырдарьи и

располагаются вдоль нее на зимовку. Обитателями обширной степной территории

к северу от Сырдарьи и Арала он называет также мангытов (ногайцев) и

узбеков-шайбанидов2. По русскому источнику — «Книге Большому Чертежу» (XVII

в.) «кочевья Казахской Орды» располагались по среднему течению Сырдарьи и

севернее ее «на 600 верст», т. е. на Сарысу, в районе Улутау, Сары-Арка.

Противоречивость сведений источников о землях Казахского ханства отражает

успехи и неудачи его правителей в борьбе за укрепление власти на разных

этапах развития этого государства. Правители ханства вели самостоятельную

внешнюю политику, их подданные имели мирные контакты, хозяйственно-

культурные связи с соседними народами и странами Средней и Центральной

Азии, с Российским государством. Нередко эти отношения прерывались краткими

набегами и затяжными войнами. В ходе военных акций, борьбы за пограничные

земли, миграции племен и родов нередко менялись, но в конечном итоге —

формировались государственные и этнические территории народов региона.

Важно отметить, что казахские ханы собирали воедино земли, уже

подготовленные к общей государственности и объединению долгим

этнополитическим и хозяйственно-культурным развитием.

Развитие государственности местного населения в XIV—XV вв. шло на основе

постепенного восстановления хозяйства, городов и земледелия на юге

Казахстана, в условиях определенного развития феодальных отношений, на

местной этнической основе, хотя и под эгидой Чингизидов, удерживавших

власть на обширной территории Казахстана в течение более пяти столетий. Но

в отличие от монгольских улусов, насильственно объединивших множество

разнородных этнополитических организмов, племен и народностей, пришла

государственность, основанная на более определенной этнической основе, на

базе формировавшихся народностей. Образование государств Ак-Орды (Кок-

Орды), Ханства Абулхайра, Могулистана, Ногайской Орды было значительным

этапом в развитии государственности местного, главным образом, населения, в

конечном счете — казахской народности, но наряду с ней — и других народов,

формировавшихся частью и на территории этих государств. Оно способствовало

заметной эволюции хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей

между кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим

населением. Это, в свою очередь, содействовало общению близких по языку,

материальной и духовной культуре этнических групп. В этих государствах было

много общего в вопросах обеспечения их жизнедеятельности — в улусной

системе организации кочевого населения, в структурах правящей (ханской)

власти, комплектовании вооруженных сил, налоговой системе. В основном эти

формы и структуры были взяты из монгольского времени, сохранились они в

последующее время и в Казахском ханстве. Относительно стабильное

существование в политических рамках упомянутых государств создавало

отдельным этническим коллективам гарантии выживания и развития,

возможность, например, долгого и упорного противодействия внешней

агрессии—завоевательной политике эмира Тимура, калмакским тайшам, другим

претендентам на их территорию.

Ак-Орда (Кок-Орда), ханство Абулхайра, Могулистан и Ногайская Орда

подготовили условия для последующего генезиса этнически однородных

феодальных государств в регионе, для более тесной консолидации этнических

общностей — народностей казахской, ногайской, киргизской, отчасти

узбекской, уйгурской.

Однако вхождение отдельных частей формировавшейся казахской народности в

несколько политических образований — государств, а также беспрерывные войны

и усобицы Джучидов и феодальной верхушки родов и племен, приводившие к

потере производительных сил, в том числе и людских резервов, к

экономическому упадку, разобщению родственныхэтничсских групп, разрыву

политических и хозяйственных связей, тормозили процесс консолидации

народности. Со всей необходимостью вставала задача преодоления политической

разобщенности этнически близких групп, государственного объединения

казахских племен и родов, фактически уже сложившихся в народность. Решению

ее реально способствовало образование Казахского ханства.

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-

экономических и этнополитических процессов на обширной территории

Восточного Дашт-и Кипчака, Семиречья и Туркестана (Южного Казахстана).

Формирование в XIV—XV вв. единого экономического региона на базе

естественной интеграции областей со смешанной экономикой, кочевой

скотоводческой и осед-ло-землсдсльческой, городской — с тоогово-ремесленным

направлением хозяйства, подготовило условия к объединению всех земель

региона в одной политической структуре. Укрепление экономических,

культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлого

населения~способствовало этническому единению казахских родов и племен,

фактическому завершению длительного процесса сложения народности. Эти

обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования

собственно казахской государственности. Стремление сформировавшейся крупной

этносоци-альной общности к созданию моногосударственности, к собственной

социально-территориальной, государственной организации, характерно не

только для позднего времени — времени формирования наций, но и для

средневековья, когда завершалось в основном сложение современных народов

региона Центральной Азии.

Преодоление раздробленности, политической разобщенности частей казахского

народа в разных государственных объединениях, связано с именами Джаныбека и

Гирея. Их династийныс интересы, борьба с другими Чингизидами за власть в

степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из

родовой знати, так и рядовых тружеников-скотоводов и земледельцев. Они

объективно отразили стремление консолидировавшегося народа к созданию

самостоятельного государства.

Согласно родословным, помещенным в ряде источников (например, «Таварих-и

гузида-йи нусрат-наме»), Джаныбек и Гирей были близкими родственниками3. В

источниках, повествующих о действиях этих первых казахских ханов-

соправителей в 51)—70-х гг. XV в., нет точного разъяснения, кто из них был

главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Оба они имели право

на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джаныбек), другой — как

старший по возрасту (Гирей). Но поскольку в государствах средневекового

Казахстана наряду с постепенно утверждавшимся принципом прямого

наследования ханской власти (от отца к сыну) сохранялся и старый тюрко-

монгольский принцип преимущественного права на ханскую власть старшего в

роде, то Гирей, как и Джаныбек, тоже мог претендовать на титул хана.

Конкретный ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим

состоянием двух государств на территории Казахстана

— ханства Абулхайра (Государства кочевых узбеков) и Могулистана,

исторические судьбы которых во второй половине XV в. завершались упадком и

развалом. В обоих государствах усиливалось экономическое могущество кочевой

знати, росли ее центробежные стремления. Наиболее влиятельные вожди родов и

племен восточного Дсшт-и Кыпчака и Семиречья стремились к политической

независимости или искали покровителя в лице кого-либо из Чингизидов, в

середине века продолжавших оспаривать власть ханов Абулхайра(в Государстве

кочевых узбеков) и Есен-Буги (в Могулистане).

Действия первых казахских ханов, направленные на создание и упрочение

единого государства, были поддержаны верхушкой казахских родов и племен,

так как отражали интересы господствующей прослойки казахского общества.

Значительная ее часть сплотилась вокруг Гирся и Джаныбека еще в 40—50-х гг.

в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи,

северной части Туркестана. Пока Абулхайр-хан был занят борьбой за

укрепление своей власти в степи, наследники ханов Ак-Орды обеспечивали на

юге Казахстана сильную власть. К ним стекались многие недовольные

Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными.

В руках Джаныбека и Гирея находились городские центры и крепости в

предгорьях Каратау и на Сырдарье — Сузак, Сыгнак, Сауран и другие менее

крупные крепости. Поддерживавшие Джаныбека и Гирея кочевые роды и племена

испытывали значительные трудности в связи с отсутствием возможности

совершать традиционные сезонные перекочевки в степные районы Казахстана,

занятые кочевыми подданными Абулхайра. Эти последние, в свою очередь, были

лишены возможности прикочевывать на привычные места зимовок в районы Нижней

и Средней Сырдарьи, вести торговый обмен.

Враждебные отношения между племенами улуса Шайбана и улуса Орды еще более

усугубились после занятия Абулхайром Сузака, Сыгнака, Аркука, Узгенда, Ак-

Кургана в 1446 г. Подданные Джаныбека и Гирея сосредоточились в низовьях

Сырдарьи, восточной части предгорий Каратау. От этой политической

разобщенности страдали подданные и Шайбанидов и казахских правителей,

поскольку были нарушены традиционные экономические и культурные связи, этно-

политическое взаимообщение. Еще более стесненным стало положение казахских

родов и племен, подчиненных Гирею и Джаныбеку, после поражения Абулхайра от

калмаков (ойратов) в конце 50-х гг.

Еще в 20-х гг. XV в. ойраты стали нападать на Семиречье в поисках

пастбищ, добычи, выхода на торговые центры. В 50-х гг. они появились на

территории Туркестана. В 1457 г. Абулхайр-хан потерпел от них жестокое

поражение, бежал с поля боя. Заключив мир с Абулхайром на тяжелых для него

условиях, ойраты ушли через Чу в свои земли, а Абулхайр принялся жестокими

мерами наводить порядок в своих улусах, в том числе и на юге Казахстана,

расправляясь с непризнавшими его власть Джучидами. Действия Абулхайра в

объятых разбродом и возмущением после пиратского погрома улусах Восточного

Дешт-и Кыпчака, как и неспособность могулистанского хана оградить население

Семиречья от пиратских орд, привели к еще большему недовольству народных

масс.

Почти незатухавшие усобицы и войны тяжело отражались на положении

народных масс. Военные действия отрывали рядовых кочевников от

производительного труда, несли им бедствия и разорение, болезни и гибель.

Возмущение народных масс выливалось в характерную для средневекового

кочевого общества форму сопротивления — уход, откочевку из-под власти

своего правителя. Начиная с конца 50-х годов XV в. в течение десятилетия

произошла одна из таких откочевок — массовая передвижка части казахского

населения из Восточного Дешт-и Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий

Каратау в западную часть Семиречья, на территорию Могулистана. Джаныбек и

Гирей возглавили роды и племена, уходившие за пределы ханства Абулхайра.

Известие об этом впервые появилось в «Тарих-и Рашиди» Мухаммад

Хайдардуглата4. Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей

отказались повиноваться Абулхайр-хануи мотивировали свой отказ традицией

наследования власти в степи Чингизидами, обеспечивавшей их право как

потомков ханов Ак-Орды на власть в Восточном Дешт-и Кыпчаке3.

О том, что бегство недовольного населения было не единичным актом, а

длилось в течение многих лет, свидетельствуют данные многих источников.

Особенно оноусилилось после смерти Абулхайра в 1468 г. и распада его

государства: «В то время как они [казахские ханы] благоденствовали там,

Узбекский улус после смерти Абулхайр-хана пришел в расстройство; [в нем]

начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к

Кирай-хану и Джани-бек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей]

достигло двухсот тысяч»''. Этим действием народных масс было положено

начало последующему объединению разрозненных групп казахов, в том числе и

семиреченских, в одно государство.

-Казахское ханство в первое время занимало территорию Западного Семиречья,

долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и

Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные. Правитель

Могулистана Есен-Буга не имел реальных сил, чтобы остановить

передвинувшихся сюда казахов. Он вступил в союз с казахскими

предводителями, надеясь с их помощью обеспечить безопасность границ

Могулистана от территориальных претензий Абулхайра, Тимуридов, набегов

калмаков. После смерти Есен-Буги в 1462 г. в Могулистане наступило

фактически полное безвластие. В этих условиях возникновение и упрочение

Казахского ханства в Семиречье было вполне закономерным актом. Мухаммад

Хайдар дуглат относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры

(1465—1466 гг.)7.

,В~последующие десятилетия XV— начале XVI вв. Казахское ханство

укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную

часть этнической территории казахов. Укрепление Казахского ханства

происходило в сложной обстановке последних десятилетий XV в., заполненных

войнами, усобицами, большими и малыми миграциями населения в пределах

казахстанско-среднеазиатского региона. Сошло с исторической сцены в

Восточном Дешт-и Кипчаке ханство Шайбанида Абулхайр-хана; ушла в прошлое

военная и политическая мощь государства Тимуридов, на исходе XV и в самом

начале XVI вв. окончательно потерявших власть над

МЪвсраннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхайра

Мухаммадом Шайбани; фактически распался на несколько феодальных владений

Могулистан. В результате окончательного распада Золотой Орды на

территориях, расположенных севернее и западнее казахских степей,

вычленились новые государства— Сибирское, Казанское, Астраханское ханства.

Казахские ханы сразу же после смерти Абулхайра вмешались в борьбу за

власть в степи. Главными их противниками были наследники Абулхайр-хана —

его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан. Союзниками же

были их давние сторонники Ахмад-хан (потомок Тука-Тимура), Шайбанид Ибак-

хан, в 60-х гг. захвативший власть на большей части территории Западной

Сибири, мангытские (ногайские) мирзы. После гибели сына Абулхайра его внуки

бежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника Мухаммад

Мазид-тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события истории

Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбы

молодого государства, возможность политического объединения многочисленных

родопле-менных групп, вошедших в казахскую народность, и ее этнической

территории в одном государстве.

Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в

Западном Семиречье. Ханы Джаныбек и Гирей стремились в первую очередь

утвердить права на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на

города Сузак,Сыгнак и другие. Но главной причиной того, что борьба ханов-

джучидов за власть над Восточным Дашт-и Кыпчаком развернулась не столько в

степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое

значение данного региона. Присырдарьинские города были важными центрами

торгово-экономических связей для населения степных районов; превосходными

для своего времени крепостями и могли выдержать длительную осаду.

Традиционно они являлись административно-политическими центрами

предшествующих государственных образований на территории Казахстана. Земли

нижнего и среднего течения Сырдарьи были необходимы казахским кочевым

племенам как ценные зимние пастбища. Однако использовать эти пастбища можно

было, лишь владея ключевыми пунктами этой территории — городами-крепостями

Туркестаном и Каратау.

Отмеченные причины, побудившие казахских ханов в первые же годы после

создания ханства вести борьбу за Присырдарьинские города и Туркестан в

целом, относятся полностью и к их противнику Мухаммаду Шайбани, когда он

пытался восстановить власть Шайба-нидов в Восточном Дешт-и Кыпчаке. В свою

очередь, Тимуриды Мавераннахра отстаивали захваченные ими когда-то у Ак-

Орды города, превращенные в оборонные крепости против кочевников степных

районов. Вмешались в борьбу и могульские ханы Юнус и его сын Султан Махмуд,

пытавшиеся в условиях упадка Могулистана и ухода из-под их власти

казахского Семиречья и киргизсих районов При-тяньшанья заполучить города в

районе юга Казахстана.

Казахские ханы в развернувшейся на три десятилетия борьбе обладали

несомненной реальной силой, вокруг них сплотились значительные массы

кочевников, у них был прочный тыл в Семиречье, их нередко поддерживали

городские власти и население в Туркестане. Удачными были шаги по

привлечению в союзники других претендентов на власть в степи и в

Туркестане. Им удалось привлечь на свою сторону и эмира из Ногайской Орды,

Муса-мирзу, прежде обещавшего поставить Мухаммада Шайбани «ханом Дсшт-и

Кыпчака».

В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений — под Саура-ном, Сузаком,

у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы

(Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухам-мад Шайбани, победы и

поражения выпадали на долю обеих враждующих сторон. В одном из сражении

погиб сын Джаныбек-хана Махмуд-султан. Он был владетелем Сузака, в то время

как его брат Иренчи занимал Сауран. Одним из видных предводителей казахских

войск в этот период был сын Гирей-хана (правившего примерно до 1473—-74

гг.) Бурундук. Одни источники называют его ханом примерно с середины 70-х

годов, другие — с 14УО года''. Во время правления Бурундука приобрел

известность сын Джаныбек-хана Касым (род. ок. 1455). Он был удачливым

полководцем, предводителем конницы, участвовал во многих битвах.

В 80—90-е гг. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась

также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбани-ды, неоднократно

осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку

месяцев. Один из эпизодов борьбы завершился сдачей Сыгнака, в котором

Мухаммад Шайбани оставил часть своего войска. При этом жители Сыгнака

мотивировали свои действия тем, что «прежде этот вилайет принадлежал

Бурундук-хану»9. В другой раз Сауран был сдан Бурундук-хану его жителями;

казахам был выдан и находившийся в городе брат Мухаммада Шайбани со всем

его окружением. Осада Отрара в конце 90-х гг. закончилась перемирием между

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.