бесплатно рефераты
 

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В САМАРЕ

| |Божественную литургию над местом вечного упокоения Преосвященного Серафима, 13|

| |лет стоявшего во главе Самарской церкви, скончавшегося 11 Января 1891 года и |

| |положенного, согласно его предсмертной воле, в усыпальнице под сооружаемым |

| |храмом. Городское Управление тоже стремилось как можно скорее окончить храм, |

| |пользуясь тем, что заключенное с подрядчиком Кремневым условие об устройстве в|

| |строящемся храме отопления и вентиляции, делало возможным первоначально |

| |устроить такое только в нижнем храме и решило немедленно приступить к отделке |

| |нижнего храма, с тем, чтобы в годовщину кончины Преосвященного Серафима, над |

| |его прахом была отслужена заупокойная литургия. Таким образом, еще в начале |

| |1891 года Архитектор Щербачев составил проект иконостаса для нижнего храма и |

| |вслед за этим мастер Бычков быстро и хорошо, выполнил его из светлого и |

| |темного дуба, с золотом, местами резьбою; полы сделали из жигулевской плиты; |

| |стены храма выбелили, оставив их, до времени, нерасписанными, покрыв их |

| |значительную часть заказанными и принесенными щедрыми людьми иконами (их |

| |принесено было в жертву храму более 200, в том числе 12 больших); колокольный |

| |звон приобрели у местного заводчика Буслаева; церковная утварь также частью |

| |была приобретена у него, а частью пожертвована; иконы в иконостасе написаны на|

| |цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона Св. Алексия |

| |Митрополита Московского, написана по поручению, в то время бывшего Самарского |

| |Губернатора Свербеева, крестьянином села Утевки, Бузулукского уезда, Григорием|

| |Журавлевым, лишенным от рождения рук и ног, пишущим иконы, держа кисть в |

| |зубах. Словом, к задуманному сроку, нижний храм строящегося собора был окончен|

| |и 7 Января 1892 года, Преосвященным Владимиром, Епископом Самарским и |

| |Ставропольским был торжественно освящен, во имя Св. Алексия Митрополита |

| |Московского, покровителя города Самары и в годовой день кончины |

| |Преосвященного Серафима, над его могилой действительно возносилась бескровная |

| |жертва. |

| | Однако отделка нижнего храма не повлекла за собой окончательную отделку |

| |верхнего храма сооружаемого собора, столь желанную обществу — на это не |

| |доставало у города, денежных средств! Потребная на отделку храма сумма, |

| |применительно к исчислению, Жиберу, была слишком велика! |

| | По приблизительному исчислению на отделку храма, по одному из способов, |

| |предложенных Жибером, и на снабжение его всем необходимым для Богослужения, |

| |потребовалось бы в одном случае до 240.000 руб., а в другом до 325.000 рублей!|

| |Между тем, в это время городская касса пришла в совершенное истощение по |

| |случаю различных промышленно - торговых невзгод и борьбы с народными |

| |бедствиями, как, например, с голодовкой, холерной эпидемией и тому подобными |

| |несчастьями. При таких неблагоприятных условиях трудно было и расчитывать на |

| |скорое окончание верхнего храма, но Господу угодно было решить иначе. Вновь |

| |избранный, в 1891 году, городской глава Неклютин, в благодарность Подателю |

| |всех благ за избавление населения города от бедствий холерной эпидемии, а |

| |также в удовлетворение пламеннейшего желания населения видеть скорейшее |

| |окончание соборного храма, решился употребить все силы, чтобы дать согражданам|

| |это духовное удовлетворение. Открытая в конце февраля 1893 года подписка между|

| |торговыми лицами была весьма успешна. Она принесла около 100.000 руб., что |

| |дало возможность приступить немедленно к продолжению отделки собора. |

| | |

| |7 августа 1894 года работа по внешней и внутренней отделке Кафедрального |

| |Собора была закончена. К трем позолочённым крестам было воздвигнуто на храм |

| |еще десять и, наконец, 28, 29 и 30 Августа весь город присутствовал при |

| |долгожданном освящении соборного храма. |

II

Грянула Октябрьская революция, и закончилась размеренная и

спокойная

жизнь кафедрального собора. На него обрушился каскад декретов, циркуляра

приказов и постановлений, которые в конце концов довели его до

уничтожения.

Собор лишился права владеть собственностью. Здание и находящееся в

нем имущество стало "народным достоянием". Кафедральный собор лишился своих

уникальных метрических книг.

В 1921 году в Самарской губернии начался сильный голод. В связи с

этим с 6 марта по июнь по всей губернии проходила кампания по изъятию

церковного имущества, якобы для закупки продовольствия.

Кампания по изъятию церковных ценностей, приуроченная к голоду, потрясла не

только вымирающую Россию, но и весь мир.

В августе 1922 года в Самарской епархии начался раскол.

Согласно директивам Москвы, разработка и внедрение плана внесения разлада

продолжалась несколько лет. Политика Москвы стала приносить свои плоды.

Самарская Епархия ослабла. Теперь ее можно было добивать.

Началось закрытие церквей и монастырей в Самарской губернии. Но

перед этим инсценировались многочисленные просьбы трудящихся об их

закрытии.

Вот как было с кафедральным собором, наиболее почитаемым

верующими.

20 декабря 1929 года состоялось общее собрание рабочих и

служащих строительного двора Промстроя. Присутствовало 110 человек. Часть

рабочих выступила с требованием передать кафедральный собор под клуб

строителей. Это предложение поддержали другие рабочие. Собрание

постановило: "кафедральный собор передать под клуб строителей". Тут же были

собраны подписи. Сохранились два листка с фамилиями рабочих, написанных

карандашом и второпях.

21 декабря такое же собрание было организовано на

Алебастровом заводе. Здесь сбор подписей был организован лучше, заранее

подготовили маленькие квадратные листочки и раздали рабочим. Каждый из них

под диктовку (так как текст у всех почти одинаковый) написал карандашом о

том, что он дает" подписку об отобрании нового собора под клуб Союза

строителей", в чем все и "подписуются".

И вот уже 2 января 1930 года пленум президиума Самарского

горсовета постановил: "Кафедральный собор передать Союзу строительных

рабочих для переоборудования под Дом культуры Союза строителей".

7 января 1930 года краевой отдел Союза строительных рабочих

создал комиссию из семи человек для руководства работой по составлению

проекта приспособления здания Кафедрального Собора под клуб. 15 января

комиссия заключает соглашение между Крайотделом Союза строительных рабочих

и группой инженеров и техников, возглавляемых архитектором П.А.Щербачевым.

Группа Щербачева брала на себя составление эскизного проекта

переоборудования "существующего собора на Коммунальной площади" (бывшей

Соборной) под Клуб Союза строителей.

25 января 1930 года горкоммунотдел передал крайотделу Союза

строительных рабочих в арендное пользование бывший кафедральный собор,

находившийся ранее в пользовании религиозного общества. Арендатор был

"обязан за свой счет переоборудовать и видоизменить колокольню, всякие

церковные украшения и фигуры, отражающие религиозную обрядность и

произвести внутреннее оборудование под передаваемую цель и закончить это к

1 октября 1930 года". Крайотдел Союза строительных рабочих 6 февраля

создал группу № 1 из семи человек во главе с секретарем Серебряковым,

которой поручили снимать колокола и кресты с кафедрального собора. В

управлении пожарной охраны для них было отпущено 8 пожарных поясов для

обеспечения мер безопасности. В это время собор именуется Дворцом культуры.

На его украшение Союзстроителей получил 40 метров красной материи. Рабочие

продолжали снимать с него колокола и кресты, которые долго валялись на

земле. Крайотдел вынужден был писать в Госфонд, умоляя прислать своего

представителя, который бы принимал кресты немедленно после их снятия.

Колокольня собора являлась наиболее высокой точкой данного района города, и

Трест коммунальных предприятий решил установить в колокольне бак

расширитель для теплофицируемых участков города. Союз строителей

категорически возражал помещать бак-расширитель на колокольне: "Мы имеем

предписание ГОКХа о том, чтобы колокольня осталась без внутренних изменений

как наивысший астрономический пункт города, и, кроме того, массив

колокольни дал у главного купола разрыв - трещины под давлением висевших

колоколов, что уже предостерегает от загрузки колокольни"

22 марта клубно-строительная комиссия в Москве при социально-

бытовом секторе ЦК ВССР забраковала проект переоборудования Кафедрального

Собора в г. Самаре под клуб строителей и вынесла приговор: здание может

быть использовано или под склад, или под архив.

18 апреля 1930 года в Самаре во Дворце труда состоялось

совещание комиссии по рассмотрению проекта переоборудования собора под

клуб. У членов ко миссии появилось много вопросов по проекту. 9 мая

П.А.Щербачев составил пояснительную записку к проекту, в которой он убеждал

в целесообразности перестройки собора под клуб.

Но судьба собора была уже решена. Еще Крайотдел Союза

строительных рабочих отбивался от Горкоммунхоза, который требовал к 15 мая

видоизменить Собор и разобрать колокольню, иначе угрожал отдать здание

другим учреждениям на разборку "под кирпич". А Самарский крайисполком уже

поручил "Волжпромстрою" начинать разбирать Собор на кирпичи, необходимые

для строительства новых объектов.

7 мая 1930 года горисполком принял решение. "Учитывая, что

приспособление здания бывшего кафедрального собора под культурные постройки

требует огромных средств, и что даже при больших затратах невозможно

переоборудовать это здание под культурное учреждение, отвечающее всем

требованиям, и исход из необходимости быстрого форсирования строительства

нового Дома культуры Президиум Горсовета постановил:

1.Здание бывшего кафедрального собора разобрать.

2. На месте бывшего собора

приступить к строительству нового Дома культуры.

3. 3.Объявить конкурс на составление

проекта нового Дома культуры

Начался отсчет последним дням существования собора.

В конце мая 1930 года кафедральный собор, как объект

№0917, начали ру-шить под предлогом разборки "на кирпичи".

Было запланировано израсходовать на его разборку

200.000 рублей. В действительности же было израсходовано свыше 260

тыс. рублей.

5 июня работа по разборке собора была поручена второму

стройучастку "Волжпромстроя", где начальником был Капралов, а

инженером - Лихтенфельд. Начальник Управления строительных контор

(УСК) Вердиревский требовал принять все меры к механизации этой

работы, отвозки мусора и кирпича. Во избежание несчастных случаев и

для складывания полученных от разборки материалов место вокруг

собора на 25-30 метров было огорожено. Разборка собора велась в

спешном порядке. Разбирали вручную, кирками. При разборке все

тяжести сбрасывались с большой высоты на крышу Собора и портили

оцинкованное железо, которым была покрыта крыша. Портился

дефицитный материал, а он был необходим для строительства новых

зданий: Дома Красной Армии, Дома связи, Дома промышленности и т.д.

Руководство приказало рабочим беречь железо.

Перед началом разборки собора все дубовые и сосновые

дорогостоящие двери были сняты и увезены на склад, так как они

представляли огромную ценность. Но четыре двери остались валяться

на площади, так как считали, что они не представляли большой

ценности (хотя они стоили тысячи рублей). Их били кирпичами,

заваливали мусором. Газета "Средневолжская коммуна" в своей заметке

"Нерадивые строители" рассказала об этом безобразии, и двери были

спасены.

При разборке кафедрального собора имелось много

половняка (полкирпича), который, при остром дефиците кирпича,

использовался на "неответственные сооружения": на строительство

погребов, на фундамент здания Дома связи, фундамент под печи жилых

домов.

Ежедневно телефонограммами власти ставились в

известность о количестве получаемого за день кирпича. Тем не менее

работа шла плохо. Была большая текучесть рабочей силы. На разборке

собора использовались подростки, которые также были недовольны

беспорядками на работе. Подростки работали сдельно и должны были

зарабатывать в день по 1 руб. 10 коп... Но им заявили, что как

подростков их рассчитают по 70 коп. в день. Расчет задерживали по

несколько дней. Десятники представляли в бухгалтерию для расчета

безграмотные клочки бумаги, чем неизбежно задерживали расчет

рабочих и создавали путаницу и неразбериху.

В 20-х числах июня 1930 года было решено собор

взрывать, так как разборка вручную шла медленно. Для проведения

взрывных работ нужны были чертежи собора. Они нашлись в крайотделе

Союза строителей.

Были обсуждены два варианта взрыва собора,

предложенные Взрывсельпромом. Первый - валка собора сразу и второй

- по частям. Все пришли к заключению, что более рациональным в

смысле получения большего количества кирпича, возможности

своевременной уборки материала и мусора, а также большей

безопасности прилегающих построек - Дома Красной Армии, здания

радиостанции и

временных сооружений Дома промышленности - будет способ взрыва по

частям.

Взрывы производились в ночное время. Вся площадь

была завалена строительным мусором. На его разборке стали работать по

ночам. Для этого были установлены электрические фонари.

Тем не менее, работа шла плохо и медленно. Это видно

из письма помощника начальника 2-го стройучастка Промстроя Гартмана от 4

августа в ГПУ управляющему Промстроем: "Сообщаю, что взрыв кафедрального

собора идет преступно слабо. Произведено несколько взрывов и все

безрезультатно лишь лишнее дробление кирпича. Последний взрыв даже не

производился, несмотря на то, что были вызваны 25 человек для

оцепления, милиция, задержано трамвайное движение и другие мероприятия.

В момент взрыва выяснилось, что ничего не готово. Техники Взрывсельпрома

Петров и Беляев во время зарядки сами не присутствовали и рабочие

готовились к взрыву без надзора. Петров пришел к моменту взрыва - в 2

часа утра и выяснилось, что все не подготовлено. Такое халатное

отношение к работе привело к тому, что слухи по городу распространялись

самые нелепые и к тому же срочные постройки, которые снабжаются

кирпичами собора в данное время вынуждены приостановиться.

Из записки Гартмана от 12 августа видно, что вся площадь

была завалена строительным мусором. Свалка мусора доходила до

Некрасовского спуска и до других участков города. Было принято решение -

сваливать мусор на Вилонов-ский спуск, куда предполагалось перенести

пристань. Этот спуск необходимо было оборудовать путем насыпи

строительного мусора до полной его осадки. Чтобы как-то ускорить работу,

были устроены эстакады.

При применении взрывов добыча кирпича возросла. Например, в

сентябре в среднем добывали кирпича по 25 тысяч в день. Причем в дни

после взрыва добыча его поднималась до 46 тысяч штук, а перед взрывом

снижалась до 10 тыс. штук. Каждый кирпич приходилось очищать от цемента.

Для ускорения работ по разборке собора необходимо было дать леса для

устройства дополнительных двух эстакад.

В декабре 1930 года из-за наступивших морозов и отсутствия

теплушек для рабочих работа по разборке кафедрального собора стала

тормозиться. Строительный мусор вывозили на Красноармейскую площадь

(бывшую Ильинскую) и засыпали там овраг. Вывозили мусор на свалку под

откос западной стороны тубдиспансера. Использовали мусор на дамбу, а

также на фундаментальную плиту под Дом культуры. Но не хватало

транспорта для вывозки мусора. Мало было подвод и лошадей.

Незначительное количество мусора вывозилось случайными организациями.

Некому было производить рассортировку мусора. За недостатком рабочей

силы все рабочие с кафедрального собора были переведены на другие

стройки, так что работа на Коммунальной площади замерла.

В ведомости состояния строек 2 участка Волжпромстроя на

1 ноября 1930 года разборка мужского монастыря значилась завершенной.

Исерский женский монастырь был разобран на 88 %, кафедральный собор - на

36.63 %. Эти же цифры значатся в акте Технической комиссии от 1 января

1931 года.

На производственной конференции строителей,

состоявшейся 11 апреля 1931 года, в своем выступлении начальник 2

стройконторы "Волжпромстроя" Гартман сообщил: "В самое горячее время, в

июле 1930г. мы совершенно ие имели кирпича, но нас в прошлом году

спасали эти церкви, которые мы разбирали, заборы и так далее. Например,

из старого кирпича мы процентов на 80 выполнили нашу производственную

программу, из старого кирпича мы выстроили затон, педвуз, комвуз и ряд

других зданий.

От разломки собора на кирпич на площади получилась

громадная куча мусора. Этот мусор мешал дальнейшей разломке собора.

Убрать же этот мусор в связи с недостатком транспорта не представлялось

возможным. Поэтому заместитель управляющего трестом "Волжпромстрой"

Прусаков 8 апреля 1931 года просил разрешить ему построить на площади

рядом с кафедральным собором временный (на 1 или 2 года) завод по

выработке из этого мусора теплобетонных камней и при нем 3 барака для

заселения рабочих. 10 апреля тресту было дано распоряжение о постройке

завода теплобетонных камней к 1 мая 1931 года. 11 апреля трест

приступил к полному оборудованию сарая возле строящегося Дома

промышленности под завод. Заведующим теплобетонного завода и над

разборкой собора был назначен П.М. Переведенцев. Было разработано 6

рецептов изготовления теплобетона из лома и мусора, оставшегося после

кафедрального собора. На заводе установили 9 камер: 8 камер должны были

работать, а девятая находиться в резерве. Пропускная способность каждой

камеры должна быть 4000 кирпича в сутки. Каждый кирпич был весом 22

кг., а размером 38х21,5х18,5 см. Но летом, из-за недостатка котлов,

работали всего 2-3 камеры. Кирпича для новостроек не хватало. Поэтому

многие церкви продолжали идти на разборку кирпича. Летом разборка

кафедрального собора шла очень интенсивно. Сохранились сведения о ходе

его разборки за май 1931г.

Лето 1931 года было жарким, и работать было тяжело и пыльно. Со 2 июня

разборку собора стали начинать с 5 утра по утреннему холодку. На

территории собора была установлена камнедробилка, которая

перерабатывала крупный мусор в щебень для выработки теплобетонных

камней. В июне завод уже работал, и его теплобетонные камни шли на

постройку Дома промышленности и других зданий. Разборка собора шла в

быстром темпе. В октябре начали разбирать уже подвальные помещения,

где находились подземная церковь и усыпальницы епископов самарских.

Поэтому камнедробилку перенесли с плит собора на территорию завода и

там ее установили. При разборке подвалов пошел цокольный камень -

плитняк. Предложено было его употреблять 1) на кладку нижних этажей

внутренних стен взамен кирпича. 2) На кладку стен холодных построек в

виде прокладных рядов. 3) На кладку цоколя 4) И только в крайнем

случае при отсутствии бутового камня и задержки вследствие этого

работ, пускать его в бутовую кладку. Кирпичный половняк шел на

фундамент детских яслей, учебного комбината и т.д. Все шло в ход:

использовались битые изразцы, осколки мрамора, железо - лом очень

ценился, так как собор строился из наилучшего материала.

В конце декабря "Волжпромстрой" продал завод

теплобетонных камней Самарской городской строительной конторе

(Горстрою). С января 1932 года представитель Горстроя приступил к

выработке теплобетонных камней и разборке кафедрального собора.

В I полугодии 1932 года кафедральный собор был

окончательно разрушен. Шла очистка площади от строительного мусора и

от лома.

11 марта 1932 года Горстрой принял на себя обязательство - "построить

на площадях Коммунальной, Вокзальной и площади Революции три

общественные уборные, каждая объемом в 352 куб. метра". На их

постройку также шли обломки от кафедрального собора. В ноябре -

декабре 1932 года и в начале 1933 года на складах новых построек

имелись: камень теплобетонный, половняк, кирпичи - бывшие в

употреблении, изразцы - бой, битый мрамор, железо - лом, двери -

бывшие в употреблении - все, что осталось от огромного собора.

3 ноября 1931 года Средневолжский крайисполком

принял постановление о строительстве Дворца культуры на Коммунальной

площади, на месте кафедрального собора.

К ноябрю 1938 года строительство было завершено.

Куйбышевский Дворец культуры имел блестящую

перспективу со всех сторон. Перед ним была распланирована большая

квадратная площадь, по которой в дни революционных праздников

проходили парады, демонстрации.

Академик В.А.Щуко и профессор В.Г.Гельфрейх в 1936 году писали:

"площадка для строительства Дворца культуры была избрана превосходно.

Дворец сооружен в самой высокой части города. Высота площадки над

рекой - 76 метров. При 45 метрах высоты самого здания Дворец будет

виден издалека с Волги". Так, спустя 83 года советские архитекторы

высоко оценили место, выбранное для постройки собора при губернаторе

К.К.Гроте и утвержденное императором Николаем I на генеральном плане

г. Самары.

Е.Волкова

Черным по белому

Самару двадцатых, Самару тридцатых

Без гроз и войны били взрывов раскаты.

В тревожные ночи, во сне, до сих пор

Звучит канонада: взрывают Собор.

Слетали могучие головы в шлемах,

А тело держалось, как мощи эмблема.

Мужчины, стонали, старухи рыдали:

Такого в Самаре еще не видали.

Взрывали ночами, взрывали не сразу...

Как варварство это выдерживал разум?

Обломки его разбирали годами,

Великое чудо убили мы сами!

Собор, тот, что строили 25 лет,

Как воин держался. И вот его нет!

В голодной Самаре без хана Батыя

Разрушили сами мы стены святые!

1988

год

Заключение

Вот мы и узнали судьбу одного из миллионов храмов

России. Похожие храмы были построены в Ревеле(Таллине) и в

Новочеркасске.Они заслужил долгую память о себе. Каждый собор заслуживает

этого так же, как и любой из нас. Память даёт бессмертие. Помня об этом

угаснувшем храме, мы возрождаем его, словно строим заново. Хотелось бы,

чтоб этой чести удостоились и все остальные гордо погибшие храмы, соборы,

монастыри.

Нужна фотография?

ks_gololobova@mail.ru

.

Список использованной литературы:

1).Ю.Зверева. Кафедральный собор. Самара.1997

2).К.И.Серебренитский. Вероисповедания русского населения Самарской

области.

3).Вечный идеал. Православные храмы утраченные и возвращенные. Самара.1999

4). Н.В. Шелгунов. Очерки русской жизни.

5). А.Н. Жуков Н.В. Мельникова. Культовое зодчество Самары

6). В.С. Блок. А.А. Буданова. Кафедральный Собор.

7). Протоиерей Евгений Зеленцов. Из истории Самарской Епархии.

8).П.Алабин. Во имя Христа Спасителя

____________________________________________

Со всеми вопросами и благодарностями обращаться к Гололобовой Ксении:

ks_gololobova@mail.ru

Нужны фотографии храма? Пишите.ks_gololobova@mail.ru

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.