бесплатно рефераты
 

История военного мундира

История военного мундира

История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории

культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный

различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке.

Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных

встречаются и в более ранее время. В России такая одежда была уже у

стрельцов. В петровскую эпоху с формированием регулярной армии значение

форменного костюма возросло.

Следует отметить, что замена в армии традиционной для Руси одежды

на европейскую также, как и запрет дворянам носить другие виды костюма,

кроме европейского находились в ряду широких реформ Петра I, носивших

определенный знаковый характер.

Говоря о развитии военного костюма в целом, следует помнить, что

двумя его особенностями являются функциональность и традиционность, т.е.

использование того или иного вышедшего из употребления элемента в связи с

определенными историческими событиями, традициями, наконец, как видимого

знака различия и награды. Кроме того, форменный костюм играет большую роль

для развития духа корпоративности, особого чувства единства тех, кто носит

мундир той или иной воинской части.

Время правления Павла и Павловичей можно назвать временем расцвета

в России систем военного мундира. Если Петр I положил начало унификации

одежды для военных, но не успел её закончить - помешала длившаяся более 20-

ти лет Северная война, то весь XVIII век русская военная форма менялась,

согласно канонам, им заложенным. При этом, критикуя Павла I за

приверженность прусским традициям униформы, нельзя забывать, что Петр I

так же заимствовал германские образцы для привнесения их на русскую

почву, в частности, саксонские. Саксонцы были союзниками России в Северной

войне. Если проследить спектр цветов, характерных для обмундирования

полков русской армии в этот период, то можно заметить, что одним из

преобладающих цветов будет красный – цвет мундиров саксонских солдат. Да и

покрой одежды петровской армии тоже был чужд русской традиции. Можно

утверждать, что Павел I лишь повторял то, что до него делали практически

все русские монархи, начиная с Петра Великого – заимствовал наиболее

популярные образцы военного костюма в Европе. Он привнес не чуждую русской

армии униформу, а наоборот, направил развитие военной одежды в одно русло

с общеевропейской, из которого она была выведена так называемой

потемкинской реформой.

Павел I, много сделавший для приведения русской армии в

нормальный, с его точки зрения, вид, был не понят современниками . Главными

критиками нового мундира оказались офицеры, но не потому, что это

обмундирование им в действительности пришлось не по вкусу, а из-за того,

что это был яркий показатель изменяющихся порядков в армии. Дворянская

среда понимала, что наступает конец прежней екатерининской

вольнице. Вместе со штиблетами, эспонтонами и буклями наступало время

всеобъемлющей дисциплины и порядка. Конечно. это насаждение новых традиций

шло не без перегибов со стороны императора. В нем сочетались дух

средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два несовместимых состояния и

привели к трагедии 11 марта 1801г., когда император Павел I был убит

собственными гвардейскими офицерами.

Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет,

когда новый император Александр I утвердился на троне “выпушки, погончики,

петлички” вновь стали неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на

изменившийся покрой мундира, суть его оставалась все та же, павловская.

Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится как бы

составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что

русские императоры были военными и получали военное воспитание и

образование. Они привыкали с детства смотреть на армию как на идеал

организации; их эстетические представления складывались под влиянием

парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито.

Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и

психологически понятной фигурой. Даже среди статских чиновников империи

трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не

носило бы офицерского мундира. Другой причиной могут служить

непрекращающиеся войны, которые в те годы вела Россия. Как сказал генерал-

лейтенант Я.П. Кульнев: “Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда

где-нибудь да дерутся.”. Но с другой стороны форма постепенно становится

обязательной и для гражданских ведомств.

С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества

первой половины XIX века. Военные становятся участниками всего. Они

занимаются не только своими прямыми обязанностями, но и участвуют в

гражданском управлении империей. Известно, что большинство губернаторов и

городничих были выходцами именно из военной среды.

Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление

Александра 1 на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после

, как отмечает советская историография “реакция, палочная дисциплина,

аракчеевщина”. Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к

единообразию, стандарту, регламенту. Если до войны для идентификации

воинских частей применялась яркая гамма цветов, то уже к началу войны она

начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром Великим заложенным

стандартам.

1814-1825гг. - сложное время. Это и время “хрипунов, удавленников,

фаготов”, и вместе с ними расцвет тайных обществ, основными участниками

которых были офицеры. Никакие демократические идеи не могли убить в них

чувство “фрунтового артикульства”. Известно, что полковник П. Пестель был

не раз отмечаем Александром за заслуги в деле муштрования солдат и был

сторонником жесткого обращения с ними.

Военный мундир также отражал настроение у его определяющего. Если в

начале царствования Александра 1 допускались какие-либо отклонения в его

ношении, то уже к 20-м гг. а тем более при Николае 1 любое самовольство в

отношении мундира, включая расстегнутый не вовремя воротник, становится

причиной способной привести к незамедлительному наказанию. Хотя, наказание

ждет провинившихся не слишком суровое, рассчитанное, в основном, на чувство

морального ущерба. Известно, например, что поводом для отставки

полковника лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римского-Корсакова послужил

расстегнутый на балу за ужином мундир, а П.А. Катенин был отправлен в

отставку за спор о заплате на рукаве одного из солдат его батальона.

К началу 30-х гг. происходит окончательная унификация военного

мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения.

Темно-зеленый мундир с красной отделкой - вот основные цвета николаевских

солдат. Время Николая 1 апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг.

унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II , тем не

менее начнет и закончит свои знаменитые реформы изменениями именно в

военной сфере – начнет кардинальным изменением в 1855г. покроя мундира во

всей армии, а закончит в 1874г. проведя закон о всеобщей воинской

повинности, параллельно с этим еще раз поменяв внешний вид военного

обмундирования.

Рассматривая стиль и системы различий в военной одежде русской

армии можно разделить её историю на ряд этапов, не только традиционных -

по царствованиям, но и по господствовавшим в ней иностранным влияниям или

их отсутствию.

Практически весь XVIII век – время подавляющего влияния прусско-

голштинского стиля в военной форме. И не обязательно речь идет о

слепом копировании, а лишь о принятии каких-либо стандартов.

В 80-е гг. весьма чужеродно вклинивается так называемая. “потемкинская”

форма, являющаяся изобретением самого Г.А. Потемкина и шедшая вразрез всей

военной моде.

|В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает |

|особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными|

|тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой |

|отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения |

|российских войск. Уровень развития русской экономики составил серьезную |

|базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную |

|силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства |

|холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии.|

|Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из |

|метких стрелков, снабженных "винтовальными" ружьями. Введение военной |

|формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто. В ходе |

|Семилетней войны (1756-1763) и длительное время после ее окончания |

|мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от |

|обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в |

|расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для них было |

|установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у |

|австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена |

|отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли|

|внешнего облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, |

|учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась|

|более удобная, чем раньше, военная форма. Инициатором ее введения стал |

|поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент |

|государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. |

|Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он |

|убедительно доказывал, что в результате этих перемен "солдат будет |

|здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее". Объясняя, |

|почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал:|

|"В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с |

|педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам |

|военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным. Им |

|казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в |

|ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою дрянью, и до сего |

|времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до |

|исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а |

|стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция такова, |

|что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов... Красота одежды |

|военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением. |

|Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство |

|должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, |

|иждивения и слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, |

|плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж |

|пукли? (букли). Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и |

|чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет |

|солдата должен быть таков: что встал - то готов..." Далее Потемкин |

|отмечал: "Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до |

|двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе |

|взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна; отчего |

|неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных |

|исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не |

|имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и |

|накормить своих лошадей; или если в сём упущения не сделают, то, не |

|будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к |

|таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила". Преимущества |

|нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли |

|оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому, |

|сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка |

|из толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты |

|кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез. |

|Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет |

|куртки, отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, |

|зависел от рода войск. Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали |

|лацканы, обшлага и воротник куртки. На левом плече у воротника также |

|пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным |

|назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи патронной|

|сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам |

|лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное |

|время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов. |

|Удобными и просторными были суконные штаны (шаровары). На обе штанины |

|внизу для прочности нашивались кожаные краги. На смену черным солдатским |

|треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головые уборы - каски. |

|"Каска,- писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и способности в употреблении|

|своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий |

|солдату и есть наряд военный характеристический". Каски делались из кожи,|

|а также были поярковыми и фетровыми. Они состояли из круглой тульи и |

|козырька. По верху каски шел поперечный гребень (плюмаж) из шерсти, |

|волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски, крепились две суконные |

|лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались|

|спереди на шее, прикрывая при этом уши. Солдатская прическа стала |

|гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по|

|народному выражению, "в скобку". Новая летняя форма также не была |

|обременительна для солдат, так как "строилась" из полотна. В 1788 году во|

|всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. |

|Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по |

|образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у |

|козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины II. В |

|остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и |

|обер-офицеров остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили |

|гвардия и гусарские полки, Удобная и практичная "потемкинская" форма |

|сохранялась недолго - всего десять-двенадцать лет. Она была полностью |

|отменена Павлом I - фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и |

|организатором "опруссачивания" российских войск. В данную подборку наряду|

|с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены |

|малоизвестные изображения солдат и офицеров в "потемкинской" военной |

|форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым |

|рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти|

|XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели |

|славные защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, |

|Фокшан, Рымника и Измаила. С документальной достоверностью переданы как |

|военная форма, так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти |

|работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время|

|именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 |

|годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью. |

Справедливости ради следует отметить, что эта униформа не получила большого

распространения в армии не смотря на её практичность и функциональность

именно из-за её большой унифицированности и простоты.

Павел 1 вернул развитие военной одежды “на круги своя”, продолжив

торжество прусского стиля. Этотпериод продолжался до 10-х гг., когда ему на

смену пришла мода на французскую армию.

В период 1796-1807гг. произошла большая смена покроя всей русской

военной формы в связи с вошедшим в моду в Европе фрачным покроем. Этот

покрой был еще и экономичен, т.к. на пошив такого мундира требовалось

меньше материала. Мода на “французский” стиль продолжалась до 20-х гг.,

смешавшись после Отечественной войны 1812г. с незначительным английским

влиянием. Его привнес в Россию сам император после поездки его в Англию. В

свою очередь английская армия позаимствовала ряд деталей униформы у русской

армии.

Основы системы создания военной формы, заложенные Александром 1 ,

были продолжены и даже очень успешно развиты его братом, Николаем,

возведшим мундир в абсолют. При нем происходит как бы борьба между

традиционно русскими (или давно ставшими таковыми) канонами и

продолжающимся прусским влиянием. Здесь также уместно упомянуть что с 20-х

гг. оно уже стало взаимовлиянием, т.к. заимствовала не только Россия, но и

Пруссия. Консерватизм Николая и его стремление оставить русской армии

внешний облик “победительницы Наполеона” не позволили ему вовремя сменить

покрой мундира во всей армии на входящий в моду в Европе т.н. полукафтан.

Это произошло только в 1855г. после его смерти, вместе с приходом в

европейскую моду французских образцов. Проигравшая в Крымской войне Россия

начинает копировать одежду победившей Франции. Это должно было

ознаменовывать начало серии реформ в русской армии.

Александр III, царь-миротворец, не собирался воевать, и военную форму

он ввел соответствующую его эстетическим вкусам - скромную и однообразную,

берущую корни в народной, как казалось императору, одежде. Этот “народный”

стиль господствовал в одежде русской армии до 1907г., когда под влиянием

поражения в русско-японской войне правительство введением новой военной

формы пыталось поднять боевой дух армии .Новые образцы были симбиозом

различных типов мундиров, использовавшихся в русской армии с 1812 по

1881гг. При этом, кроме яркой парадной формы вводилась еще и полевая,

защитного цвета, единая для всех родов войск. Ее предназначением для

использования при ведении военных действий. В 1913г.была произведена

последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи

настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за

начала 1 Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована.

В 1919 году в Красной Армии впервые вводятся единая для всех военнослужащих

форма одежды и знаки различия для командного состава.

16 января 1919 года РВСР приказом № 116 ввел нарукавные знаки различия

командного состава: под красной звездой красные суконные треугольники для

младшего комсостава, квадраты для среднего и ромбы для старшего и петлицы с

расцветкой по родам войск:

И вот разноцветье формы 18-19-х веков, когда каждый полк одевался по-

своему, было нарушено на первый взгляд однообразно зелёной советской

формой. Вскоре приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919 года были утверждены

первые образцы обмундирования: головной убор в виде шлема, пехотная и

кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди ("разговоры") из

цветного сукна по роду войск, летняя рубаха с тремя полосками сукна на

груди цветом по роду войск и кожаные лапти.

Знаки различия, установленные приказом РВСР № 116, нашивались на левом

рукаве шинели и рубахи. Приказом Реввоенсовета Республики № 572 от 3 апреля

1920 года вводились нарукавные знаки родов войск. Так, знаком пехоты был

ромб из малинового сукна, на нем вышивался круг — в верхней части желтого

цвета, с расходящимися лучами, в центре круга изображалась звезда, низ

знака представлял собой зеленое поле, под звездой на поле прикреплялась

металлическая эмблема — скрещенные винтовки. Рисунок на знаке у всех родов

войск был одинаковый, только под звездой крепилась эмблема соответствующего

рода войск, знаки отличались по форме и цвету поля. Так, у военнослужащих

инженерных войск знак имел форму квадрата из черного сукна, кавалерии —

подковы из синего сукна и т. д.

31 января 1922 года приказом РВСР № 322 вводится новая форма одежды с

единым покроем шинели, гимнастерки, шлема, новыми знаками различия:

К рукаву пришивался суконный клапан по цвету рода войск, в верхней части

которого была заезда алого цвета, под ней — знаки различия, над клапаном —

знак рода войск. Обмундирование командного состава ничем не отличалось от

обмундирования красноармейца.

В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую

форму одежды, более упрощенную. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные

знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы; в пехоте — из

малинового сукна с черной окантовкой, в кавалерии — из синего сукна с

черной окантовкой, в артиллерии — из черного сукна с красной окантовкой, в

технических войсках — из черного сукна с синей окантовкой, в Военно-

Воздушных Силах — из голубого сукна с красной окантовкой, у административно-

хозяйственного состава — темно-зеленые с красной окантовкой. На петлицах

крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для

высшего командного состава — ромбы, старшего — прямоугольники, среднего —

квадраты и младшего — треугольники. У красноармейцев на петлицах

указывались номера полков.

К 1935 году, претерпев несколько изменений, сложилась такая система

обозначения родов войск. Она включала в себя петлицы определенного цвета и

эмблемы к ним. Знаками отличия командного состава помимо треугольников,

квадратов и т.д. стали ещё и нарукавные шевроны, у комиссаров вместо них

помещались красные вышитые звёзды. Вообще у РККА в то время была одна из

самых многообразных систем идентификации, включавшая в себя такие элементы,

как золотые углы в петлицах для сверхсрочно служащих, индивидуальные

петлицы для высших военноучебных заведений, традиционная форма казачьих

частей. Это настолько обширный и интересный материал, что заслуживает

отдельного сайта, здесь же я остановлюсь на нескольких примерах.

Повседневная форма одежды включала в себя гимнастёрку и бриджи защитного

цвета (у офицеров синие галифе с кантами по роду войск). Исключение

составляли авиаторы - полностью синяя офицерская форма и танкисты - форма

серостального цвета.

Технические войска помимо повседневной носили ещё и специальную форму для

работы с машинами - это кожанные куртки и пальто (т.н. регланы)

хлопчатобумажные и меховые комбинезоны, шлемы, краги. Наибольшие

отступления от уставной формы одежды позволяли себе лётчики ввиду

специфичности своей профессии и привелигерованного положения.

В 1943 году в армии была установлена единая система воинских званий для

всего командного и начальствующего состава и введены погоны. Таким образом

военная форма Советской армии приобретает современный вид

Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и

осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков

Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах. Происходили лишь

частичные изменения.

Первое довольно заметное изменение произошло в 1955 году. Приказом МО ССР №

225 в декабре 1955 года были отменены цветные канты на полевых погонах

солдат и сержантов. Вместо этого были введены для них эмблемы родов войск

зеленого цвета, которые размещались не в центре погона, а чуть ниже

пуговицы. В связи с этим нашивки по званиям сместились немного ниже по

погону. Нашивки цветов бордо и коричневый были заменены на единые красные.

Эти погоны стали называться - повседневно-полевые.

Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также

утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки

золотистого (желтого) цвета для командного состава и серебристого (серовато-

белого) для всех остальных также несколько сместились вниз. Эмблемы по

родам войск, которые в 1955 году несколько изменили свой вид носились

цветом, одинаковым с цветом нашивок. Эти погоны остались только на парадных

мундирах и шинелях. Отменены синие погоны в связи с ликвидацией кавалерии

как рода войск.

С декабря 1956 года полевые погоны офицеров утратили цветные канты, а

просветы на полевых погонах вместо цвета бордо (командного состава) и

коричневых (всех остальные) стали едиными для всех категорий офицеров, но

цветом по роду войск (малиновые для мотострелков и общевойсковые, красные

для артиллерии и танкистов, черные для всех технических войск, голубые для

авиации). Синих просветов введено не было в связи с ликвидацией кавалерии

как рода войск.

В 1970 году с введением новой формы одежды для солдат, сержантов и

курсантов было оставлено всего три цвета погон: алый -для мотострелков и

как общевойсковой, голубой- для авиации и ВДВ, и черный для всех остальных

родов войск. Для просветов офицерских погон было оставлено только два

цвета: голубой для авиации и ВДВ, и алый для всех остальных родов войск.

Также и окантовка погон и одежды генералов сохранила только два цвета -

голубой и алый.С января 1973 года на погоны солдат и сержантов были введены

две литеры "СА"(металлические на парадные мундиры и пластиковые на шинель и

повседневную форму) для отличения солдат и сержантов армии от матросов,

сержантов и старшин флота (литера "Ф" или по флотам "СФ","ТФ","БФ", "ЧФ"),

а также военнослужащих внутренних войск, погранвойск и частей КГБ ("ВВ",

"ПВ", "ГБ"). Несколько позднее литера "К" была введена на погоны курсантов

военных училищ. Погоны и петлицы на парадной и повседневной форме солдат,

сержантов и стали цветные с нашивками желтого (золотистого) цвета. Погоны

цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и

сержантской форме. У курсантов погоны одинаковые на всех видах формы.

В 1985 году вводится новая полевая форма, получившая обиходное название

"афганка"(Приказ МО СССР №145-84г.). На новой форме, одинаковой для всех

категорий военнослужащих, погоны являлись элементом самой куртки (так

называемые погоны-хлястики). Цвет таких погон имел цвет самой формы (серый,

хаки, камуфляжный, песочный и т.п.). Нашивки зеленого цвета были введены

для сержантского состава, зеленые звездочки для прапорщиков и офицеров.

С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных

республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В России создание

Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России №

466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически

просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая 1994 года о

введении формы одежды и знаков различия Российской Армии.

В реальности же в 1994 -96 годах Российская Армия по прежнему носила форму

и знаки различия Советской Армии. Только с 1997 года начнется медленный

процесс перехода на новые знаки различия и новую форму. Если к 2000 году

офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, прапорщики и

курсанты в значительной мере, то сержанты и солдаты в большей степени все

еще носят знаки Советской Армии. Очень часто можно встретить смесь старого

и нового. Например, на погонах советского образца с литерами "СА" новые

сержантские знаки различия. Или же на погонах нового образца советские

сержантские нашивки. Смесь старых и новых знаков различия в 2000 году

встречается самая разнообразная.

Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой

общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая историю мундира

не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной

регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении

истории русской армии и Российского государства в целом.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.