| |||||
МЕНЮ
| История великих географических открытийназывающейся теперь полуостровом Холл. В заливе Фробишер встретил смуглых людей с длинными черными волосами, широкими лицами и плоскими носами, похожими на татар. Их сходство с татарами стало дополнительным доказательством того, что он достиг Азии. моряки с берега приносили растения и камни,, среди которых был черный с желтыми вкраплениями, принятый Фробишером за золотую руду. Эскимосы заводили немой торг с матросами. Так однажды пропала лодка с 5 матросами. С поредевшей командой и без лодки Фробишер не рискнул двинуться дальше и вернулся в Англию, чтобы сообщить там о своем двойном “великом” открытии: пролива в Тихий океан и золотой руды. Захватив с собой эскимоса, Фробишер в конце августа поднял паруса и 2 октября вошел в Темзу. По прибытии корабля, образовалась “Катайская компания”, получившая большие привилегии. Елизавета внесла наибольший пай, снарядила за казенный счет корабль 200 т. В экипаж судов из 140 чел. входили солдаты и рудокопы. Большой корабль должен был с грузом золотой руды немедленно вернуться в Англию, а Фробишер с двумя барками должен был продолжать исследования пролива и пройти в “Катай” или в крайнем случае далеко на запад, дойдя до “Американской суши”, чтобы удостовериться, что он находится в другом океане. 19 июля 1577 г. англичане не раз высаживались на берег. Из-за льдов Фробишер не мог или не хотел форсировать “пролив”. Он спешно наполнил трюмы судов “драгоценным грузом” (более 200 т. камня) и 23 сентября уже был в Англии. “Золотая лихорадка “ охватила Англию после того, как “ученая” комиссия установила будто в руде действительно много золота и “пролив” Фробишера ведет в “Катай”. 30 мая 1578 г. под начальством Фробишера вышли на запад 15 судов -больших и малых (военных и грузовых), чтобы основать колонию и построить крепость у “пролива”, немедленно приступить к добыче золота и с малыми судами продолжить исследование “пролива” и дойти до “Катая”. У входа в пролив, забитый льдами, один большой корабль столкнулся с айсбергом и затонул. Экипаж с трудом спасся. Остальные суда,рассеянные бурей и отброшенные на юг, попали в настоящий широкий, свободный от льдов, пролив, за которым было видно свободное море, Фробишер повел их на северо- восток и открыл проход между полуостровом Мета-Инкогнита на западе и группой небольших островов на востоке. Теперь даже в его глазах Мата- Инкогнита не могла быть материком, т.к. находилась между двумя проливами: одним настоящим - на юге (Гудзонов пролив) и другим мнимым - на севере (пролив Фробишера). У моряков возникло представление о наличии большого архипелага на северо-западе океана. Однако, хотя Фробишер действительно видел подлинную Гренландию, положил начало открытию Баффиновой Земли и входил в широкие проливы (Девисова и Гудзонова), он внес большую путаницу в карты северо- западной Атлантики и до начала XYII в. картографы называли Гренландией не один, а целых четыре острова, существующих и выдуманных. Но Фробишер первый изучил природу айсбергов. Он заметил, что айсберги при таянии дают пресную воду, а не соленую, и правильно заключил, что они “рождаются” на суше и сползают в море как альпийские глетчеры сползают в горные долины. Фробишер не построил крепости у “прохода”, позже он оправдывался, что во время бури погибло много строительных материалов. Трюмы были наполнены “золотой рудой” и флотилия двинулась обратно. Буря рассеяла суда и они поодиночке вернулись в разные английские порты. При разгрузке образцы руды попали во многие руки, в т.ч. и к любопытным частным специалистам. Но даже самый лучший из них не смог обнаружить в той руде ни крупинки золота. Величайшее английское заокеанское предприятие XYI в. закончилось величайшим крахом. Mета-Инкогнита оказалась не материком, а островом, “пролив” Фробишера - заливом, в “золотой” руде не было золота. После этой неудачи Фробишер навеки простился с Севером. Он последовал примеру пирата Дрейка - искал и находил драгоценные металлы в трюмах испанских кораблей, идущих из “Западной Индии” в Испанию. Затем он командовал одним из кораблей, высланных Англией против Испанской “Непобедимой армады” и был убит у берегов Франции при нападении на Брест во время войны Генриха IY Бурбона против реакционной католической лиги. ПЛАВАНИЯ ГУДЗОНА В 1607-1608 ГГ. В 1607 . купцы английской торговой “Московской компании” приняли на службу малоизвестного пожилого капитана Генри Гудзона, лондонского жителя. За их счет он снарядил парусник в 80 т с командой в 12 чел. и на этом судне Гудзон собирался пройти в Японию прямо через Северный полюс. 1 мая 1607 г. Гудзон вышел из устья Темзы и в июне, двигаясь при очень благоприятных ледовых условиях вдоль восточного берега Гренландии, достиг у 73 с.ш. того выступа, который позднее был назван Землей Гудзона. И в конце июня он увидел остров, принятый им за Новую Землю. На самом же деле это был западный Шпицберген, называвшийся русскими поморами Грумант. Встретив непроходимые льды, Гудзон повернул обратно и у 71 с.ш. открыл небольшой одинокий остров с двумя вершинами, названный им “Зубцами Гудзона”. Через 4 года остров вторично открыл голландский капитан Ян Майен, который дал ему свое имя, закрепившееся на картах. В середине сентября 1607 г. Гудзон вернулся в Лондон. Кроме больших географических достижений, его плавание имело и важное практическое значение: Гудзон подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и зверобойного промыслов в исследованной им части Северного Ледовитого Океана, теперь называемой Гренландским морем. Английские и голландские промышленники немедленно воспользовались его указаниями. Но купцы “Московской компании” были недовольны, т.к. прямое задание - достичь через Северный полюс Японии - не было выполнено (но на парусном судне оно и не выполнимо). И все-таки купцы в следующем году вторично послали Гудзона в моря Дальнего Востока северо-восточным путем, увеличив команду на 2 чел. Гудзон на этот раз взял с собой сына, как делал это и в последующих плаваниях. 22 апреля 1608 г. Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго- западного берега Новой Земли, но не смог ни обогнуть ее с севера, ни пробиться через Карские Ворота на восток в Карское море и ни с чем вернулся на родину. 25 марта 1609 г. Гудзон снова вышел из залива Зейдер-Зе на север, обогнув мыс Нордкап, достиг Баренцевого моря 72 с.ш., встретил та тяжелые льды и под давлением недисциплинированной команды вынужден был отступить и повернуть на юго-запад. В этом направлении он, выдержав сильный шторм, пересек Северную Атлантику, подошел к американскому берегу у 44 с.ш. и начал поиски прохода в Тихий Океан. От залива Мэн вдоль берега к югу за 36 с.ш. не нашел прохода и повернул на север. Гудзон напрасно заходил в заливы Чесапаикский и Дела Бэр, а у 40 30 с.ш. обнаружил бухту, которую принял сначала за вход в желанный пролив. Но он оказался устьем “Большой Северной реки”, как назвал ее Гудзон, открытой Веррациана. Гудзон поднялся по ее течению почти на 200 км и, отчаявшись в попытке найти пролив или собрать хотя бы сведения о нем, спустился к моря и вернулся в Европу. ОТКРЫТИЕ ГУДЗОНОВА ЗАЛИВА И ГИБЕЛЬ ГУДЗОНА . 17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондонского порта. От Исландии Гудзон перешел к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнув южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета-Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юги и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унгава, затем закончил открытие всего северного побережья Лабрадора. 2 августа с 63 20 с.ш. показалась земля, которую Гудзон принял за выступ материка. На следующий день перед моряками открылось широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда спокойное море. 3 августа 1610 г. Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: “Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа в пролив с южной стороны я назвал Вулстенхолм”. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 км, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джемс). Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон якобы высадил на берег моряка, которого считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53 с.ш. судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях. В середине июня следующего 1611 г. судно спустили на воду и через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение. 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона с мальчиком-сыном, помощника штурмана и еще шесть человек верных капитану и оставили их на произвол судьбы - без оружия, без продовольствия. К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: “Большая Северная река”, открытая до него, названа его именем - рекой Гудзона; пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, Гудзоновым морем. ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕВИСА Мечта найти северо-западный проход все еще владела английскими умами. Лондонские улицы решили на пользу отечества снарядить корабли с единственной целью - открыть морской проход в Индию. Они приобрели два судна водоизмещением в 35 и 50 т с экипажем всего в 42 человека. Во главе экспедиции был поставлен Джон Девис. Во второй половине июля 1585 г. Девис достиг юго-восточной окраины Гренландии. Но картографическая путаница, внесенная Фробишером, была так велика, что Девис не признал Гренландии. Он повернул на юго-запад и через несколько дней потерял из виду эту “Страну Отчаяния” (Десолейшн). В начале августа Девис повернул в море, тогда свободное ото льда, и двинулся на северо-запад. Пройдя 600 км, он пересек Девисов пролив и достиг на западе суши у 66 40 с.ш. Пройдя на северо-запад страны около 200 км, Девис видел на берегу эскимосов. Он пришел к выводу, что нашел северо- западный проход и 30 сентября 1585 г. вернулся в Англию с этой приятной вестью. 7 мая 1586 г. Девис на четырех судах отправился в залив Гилберта и на этот раз убедился, что его “Страна Отчаяния” является частью Гренландии. На широте 54 15 с.ш. он решил, что нашел вход в “пролив, ведущий прямо на запад” (залив Гамильтон), но не исследовал его из-за противного западного ветра. В сентябре после гибели двух моряков Девис повернул на родину, куда прибыл 14 октября. И снова, уже в третий раз, летом 1587 г. Девис вошел в залив Гилберта. Он оставил там два больших судна для зверобойного промысла, а сам на малом судне продолжал поиски Северо-Западного прохода. Он прошел вдоль гренландского берега далеко на север, до 72 12 с.ш., а отойдя от берега - до 73 с.ш. Когда льды остановили его, он повернул на юго-запад и в середине июля достиг Баффиновой Земли. 2 дня он плыл на юго- запад пока правильно не решил, что не найдет там выхода в Восточный океан. Повернув обратно, он обследовал юго восточное побережье Баффиновой Земли, открыл там крупный полуостров (Холл), миновал “Бешеный водоворот” (вход в Гудзонов пролив). Он проследил почти все Атлантическое побережье Лабрадора до 52 с.ш. и 15 сентября прибыл в Англию, страдая от недостатка провианта и пресной воды. В 1591-1592 гг. Девис участвовал в экспедиции Томаса Кавендиша, который вторично пытался пройти в Тихий океан. Позднее Девис совершил ряд плаваний в Ост-Индию и в конце 1605 г. был убит в районе Малакки в стычке с малайцами. ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛЛОУБИ-ЧЕНСЛОРА В 1548 г. по совету С. Кабота и при его участии в Лондоне организовано “Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых” Начальником экспедиции и командиром лучшего судна был назначен знатный дворянин Хью Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном крупнейшего корабля - Ричард Ченслор. 10 мая 1553 г. флотилия оставила устье Темзы, но из-за сильных ветров и волнения в море только в августе достигла норвежского озера Сенья (у 69 с.ш.). Там в ночь на 3 августа 1553 г. поднялась буря и судно Ченслора навсегда разлучилось с другими, которые зимой 1554 г. все погибли. Корабль Ченслора ( штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю простоял в Варде,ожидая Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа 1553 г. вошел в устье Северной Двины. Ченслор, не дожидаясь разрешения, отправился санным путем в Москву. В мае 1554 г. Иван IY отпустил Ченслора с почетом, но под крепкой охраной. В 1555 г. Ченслор снова отправился на Русь, на этот раз как посол. Англичане получили от Ивана IY обещанные привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом. У шотландских берегов этот корабль потерпел крушение и Ченслор утонул. ПЛАВАНИЕ СТИВЕНА БАРРОУ В 1556 г. Стивен Барроу был послан к Оби, в надежде через Обь проникнуть в Катай. Его отчет дает верную характеристику условий плавания в Ледовитом океане. С Барроу начинается западноевропейская научная литература об Арктике. Очень важны для нас прямые указания Барроу на выдающиеся достижения русских поморов, свободно плававших по обе стороны Новой Земли. 9 июня 1556 г. Барроу благополучно вошел в устье Колы. 22 июня судно “Серчтрифт” вышел в море с русскими ладьями. По сравнению с замечательным мореходным искусством поморов: опытнейший английский моряк Барроу в условиях Арктики казался робким учеником. Медленно двигаясь на восток, вдоль берега, Барроу два дня неудачно пытался обогнуть Канин Нос. 15 июля Барроу прошел через “опасный бар” Печоры, простояв там 5 дней, один двинулся в открытое море. Утром 21 июля “Серчтрифт” попал во льды. Выйдя из них, Барроу четыре дня следовал на восток и подошел к острову у юго-западного берега Новой Земли и у 72 42 с.ш. нашел хорошую стоянку. 31 июля Барроу стал на якорь у острова близ северо-западного берега Вайгача. 6 августа Барроу расстался с русскими поморами на широте 70 25 с.ш. После разлуки с ними он очень мало продвигался на восток и 22 августа повернул обратно. Перезимовал Барроу в Холмогорах. Весной 1537 г. ему приказали идти “на поиски некоторых английских судов”. Он описал Мурманский берег и составил первый краткий англо-немецкий словарь (около 100 слов). . ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ БАРЕНЦА За англичанами на поиски северо-восточного прохода двинулись голландцы. В июне 1594 г. из Голландии на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте с заданием “открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское, проходящий к северу от Норвегии, Московии и Татарии. Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон (сын Барента), прославившийся под обычным у голландцев сокращенным отчеством Баренц - фамилии у него как у человека простого происхождения не было. Баренц повел свой корабль и яхту на северо-восток, с тем чтобы обогнуть с севера Новую Земю, за которой рассчитывал найти свободное ото льда море. 4 июля он увидел мыс, видимо, Сухой Нос, западный мыс Северного острова (73 47 с.ш., 53 45 в.д.). Продвигаясь на север Баренц открыл остров Адмиралтейства (вторично после русских) и прошел пролив, отделяющий его от Новой Земли. 29 июля Баренц открыл у 77 с.ш. “Крайний северный мыс Новой Земли, названный Ледяным” (мыс Карлсена), а 1 августа 1594 г. близ него - небольшие Оранские острова. “...Моряки не желали идти дальше. Поэтому ...он счел за лучшее... вернуться к другим кораблям, взяв курс к Вайгачу...” У Матвеева острова (69 28 с.ш.) флотилия соединилась. Баренц был удручен “поражением”, капитаны Най и Тетгалес ликовали. В сентябре все суда вернулись в Голландию. Два “победителя” были встречены с триумфом и возглавили в 1595 г. большую экспедицию. Баренц в ней был главным штурманом и капитаном одного из кораблей. Голландцы вернулись на родину, ничего не добившись. ВТОРИЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ШПИЦБЕРГЕНА И СМЕРТЬ БАРЕНЦА Амстердамский сенат снарядил два корабля, командирами которых были назначены Якоб Гемскерк и Ян Рейп. Баренца обошли, но он согласился пойти штурманом с Гемскерком. Экспедиция двинулась в путь весной 1596 г. Рейп, вопреки мнению Баренца, настоял на северном направлении, чтобы войти в “Полярное море”, якобы свободное ото льдов. Неожиданно под 74 26 с.ш. открылся остров, у которого был убит белый медведь, поэтому его назвали “Медвежьим”. Через 4 дня голландцы пошли дальше, взяв курс на север, с уклоном к востоку. 19 июля близ 80 с.ш. голландцы увидели землю, принятую ими за часть Гренландии с множеством заостренных вершин, поэтому назвали ее Шпицберген. Через 3 дня после неудачной попытки пробиться сквозь льды на северо-запад, голландцы повернули к югу. 28 июня, обогнув мыс Фуглехуксен (“Птичий”), моряки проследили весь западный берег Земли Принца Карла и почти весь юго-западный берег Шпицбергена. 1 июля 1596 г. корабли вернулись к Медвежьему острову. Здесь начались разногласия. Баренц настаивал на поисках прохода к востоку от Шпицбергена. Гемскерк присоединился к мнению Баренца и корабли разделились. Баренц и Гемскерк двинулись прямо на восток и 17 июля подошли к Новой Земле у 73 20 с.ш., а затем повернули на север. В непрерывной борьбе со льдами они достигли 19 августа мыса Желания, а немного юго-восточнее - мыса Флиссингского (название дано Баренцем). Продвинуться дальше они не могли, а 26 августа 1596 г. остановились на зимовку в Ледяной Гавани. Почти все болели цингой, двое умерли. К середине 1597 г. перед отходом Баренц написал отчет о плавании и зимовке. 20 июня 1597 г. Баренц скончался. Его тело опустили в море, которое с 1853 г. начали называть Баренцевым. В 1871 г. найдена изба Баренца и вещи зимовщиков, в 1876 г. - отчет, а в 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца. (ЯНЦ, ТОРРЕС, ТАСМАН) Частью Южного материка считалась Новая Гвинея. Первые попытки об открытии голландцами Австралии относятся именно к попытке об открытии Новой Гвинее. 28 ноября 1608 г. к Южному материку отправился Виллем Янсзон, более известный под сокращенным отчетством Янц. В начале 1606 г. обойдя с севера остров ай и Ару, он достиг “Болотистой земли” (юго-западного берега Новой Гвинее у 6 ю.ш.), проследил ее на 400 км до 8 ю.ш. Потом пересек центральную часть Арафурского моря и наткнулся на западный берег полуострова Кейп-Йорк. Продолжая движение к северу проследовали |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|