бесплатно рефераты
 

История великих географических открытий

называющейся теперь полуостровом Холл.

В заливе Фробишер встретил смуглых людей с длинными черными волосами,

широкими лицами и плоскими носами, похожими на татар. Их сходство с

татарами стало дополнительным доказательством того, что он достиг Азии.

моряки с берега приносили растения и камни,, среди которых был черный с

желтыми вкраплениями, принятый Фробишером за золотую руду. Эскимосы

заводили немой торг с матросами. Так однажды пропала лодка с 5 матросами.

С поредевшей командой и без лодки Фробишер не рискнул двинуться дальше

и вернулся в Англию, чтобы сообщить там о своем двойном “великом” открытии:

пролива в Тихий океан и золотой руды.

Захватив с собой эскимоса, Фробишер в конце августа поднял паруса и 2

октября вошел в Темзу. По прибытии корабля, образовалась “Катайская

компания”, получившая большие привилегии. Елизавета внесла наибольший пай,

снарядила за казенный счет корабль 200 т. В экипаж судов из 140 чел.

входили солдаты и рудокопы. Большой корабль должен был с грузом золотой

руды немедленно вернуться в Англию, а Фробишер с двумя барками должен был

продолжать исследования пролива и пройти в “Катай” или в крайнем случае

далеко на запад, дойдя до “Американской суши”, чтобы удостовериться, что он

находится в другом океане.

19 июля 1577 г. англичане не раз высаживались на берег. Из-за льдов

Фробишер не мог или не хотел форсировать “пролив”. Он спешно наполнил трюмы

судов “драгоценным грузом” (более 200 т. камня) и 23 сентября уже был в

Англии. “Золотая лихорадка “ охватила Англию после того, как “ученая”

комиссия установила будто в руде действительно много золота и “пролив”

Фробишера ведет в “Катай”.

30 мая 1578 г. под начальством Фробишера вышли на запад 15 судов

-больших и малых (военных и грузовых), чтобы основать колонию и построить

крепость у “пролива”, немедленно приступить к добыче золота и с малыми

судами продолжить исследование “пролива” и дойти до “Катая”.

У входа в пролив, забитый льдами, один большой корабль столкнулся с

айсбергом и затонул. Экипаж с трудом спасся. Остальные суда,рассеянные

бурей и отброшенные на юг, попали в настоящий широкий, свободный от льдов,

пролив, за которым было видно свободное море, Фробишер повел их на северо-

восток и открыл проход между полуостровом Мета-Инкогнита на западе и

группой небольших островов на востоке. Теперь даже в его глазах Мата-

Инкогнита не могла быть материком, т.к. находилась между двумя проливами:

одним настоящим - на юге (Гудзонов пролив) и другим мнимым - на севере

(пролив Фробишера).

У моряков возникло представление о наличии большого архипелага на

северо-западе океана. Однако, хотя Фробишер действительно видел подлинную

Гренландию, положил начало открытию Баффиновой Земли и входил в широкие

проливы (Девисова и Гудзонова), он внес большую путаницу в карты северо-

западной Атлантики и до начала XYII в. картографы называли Гренландией не

один, а целых четыре острова, существующих и выдуманных.

Но Фробишер первый изучил природу айсбергов. Он заметил, что айсберги

при таянии дают пресную воду, а не соленую, и правильно заключил, что они

“рождаются” на суше и сползают в море как альпийские глетчеры сползают в

горные долины.

Фробишер не построил крепости у “прохода”, позже он оправдывался, что

во время бури погибло много строительных материалов. Трюмы были наполнены

“золотой рудой” и флотилия двинулась обратно. Буря рассеяла суда и они

поодиночке вернулись в разные английские порты. При разгрузке образцы руды

попали во многие руки, в т.ч. и к любопытным частным специалистам. Но даже

самый лучший из них не смог обнаружить в той руде ни крупинки золота.

Величайшее английское заокеанское предприятие XYI в. закончилось величайшим

крахом. Mета-Инкогнита оказалась не материком, а островом, “пролив”

Фробишера - заливом, в “золотой” руде не было золота.

После этой неудачи Фробишер навеки простился с Севером. Он последовал

примеру пирата Дрейка - искал и находил драгоценные металлы в трюмах

испанских кораблей, идущих из “Западной Индии” в Испанию. Затем он

командовал одним из кораблей, высланных Англией против Испанской

“Непобедимой армады” и был убит у берегов Франции при нападении на Брест во

время войны Генриха IY Бурбона против реакционной католической лиги.

ПЛАВАНИЯ ГУДЗОНА

В 1607-1608 ГГ.

В 1607 . купцы английской торговой “Московской компании” приняли на

службу малоизвестного пожилого капитана Генри Гудзона, лондонского жителя.

За их счет он снарядил парусник в 80 т с командой в 12 чел. и на этом судне

Гудзон собирался пройти в Японию прямо

через Северный полюс.

1 мая 1607 г. Гудзон вышел из устья Темзы и в июне, двигаясь при

очень благоприятных ледовых условиях вдоль восточного берега Гренландии,

достиг у 73 с.ш. того выступа, который позднее был назван Землей Гудзона. И

в конце июня он увидел остров, принятый им за Новую Землю. На самом же деле

это был западный Шпицберген, называвшийся русскими поморами Грумант.

Встретив непроходимые льды, Гудзон повернул обратно и у 71 с.ш. открыл

небольшой одинокий остров с двумя вершинами, названный им “Зубцами

Гудзона”.

Через 4 года остров вторично открыл голландский капитан Ян Майен,

который дал ему свое имя, закрепившееся на картах.

В середине сентября 1607 г. Гудзон вернулся в Лондон. Кроме больших

географических достижений, его плавание имело и важное практическое

значение: Гудзон подтвердил сведения о богатых возможностях китобойного и

зверобойного промыслов в исследованной им части Северного Ледовитого

Океана, теперь называемой Гренландским морем. Английские и голландские

промышленники немедленно воспользовались его указаниями. Но купцы

“Московской компании” были недовольны, т.к. прямое задание - достичь через

Северный полюс Японии - не было выполнено (но на парусном судне оно и не

выполнимо).

И все-таки купцы в следующем году вторично послали Гудзона в моря

Дальнего Востока северо-восточным путем, увеличив команду на 2 чел. Гудзон

на этот раз взял с собой сына, как делал это и в последующих плаваниях.

22 апреля 1608 г. Гудзон вышел из устья Темзы и 26 июня достиг юго-

западного берега Новой Земли, но не смог ни обогнуть ее с севера, ни

пробиться через Карские Ворота на восток в Карское море и ни с чем вернулся

на родину.

25 марта 1609 г. Гудзон снова вышел из залива Зейдер-Зе на север,

обогнув мыс Нордкап, достиг Баренцевого моря 72 с.ш., встретил та тяжелые

льды и под давлением недисциплинированной команды вынужден был отступить

и повернуть на юго-запад. В этом направлении он, выдержав сильный шторм,

пересек Северную Атлантику, подошел к американскому берегу у 44 с.ш. и

начал поиски прохода в Тихий Океан. От залива Мэн вдоль берега к югу за 36

с.ш. не нашел прохода и повернул на север.

Гудзон напрасно заходил в заливы Чесапаикский и Дела Бэр, а у 40

30 с.ш. обнаружил бухту, которую принял сначала за вход в желанный пролив.

Но он оказался устьем “Большой Северной реки”, как назвал ее Гудзон,

открытой Веррациана. Гудзон поднялся по ее течению почти на 200 км и,

отчаявшись в попытке найти пролив или собрать хотя бы сведения о нем,

спустился к моря и вернулся в Европу.

ОТКРЫТИЕ ГУДЗОНОВА ЗАЛИВА И ГИБЕЛЬ ГУДЗОНА

.

17 апреля 1610 г. Гудзон вышел из Лондонского порта. От Исландии

Гудзон перешел к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на

юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнув южную оконечность

Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега

земли Мета-Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров

Баффиновой Земли с юги и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). 11

июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и

вторично открыл там залив Унгава, затем закончил открытие всего северного

побережья Лабрадора.

2 августа с 63 20 с.ш. показалась земля, которую Гудзон принял за

выступ материка. На следующий день перед моряками открылось широкое

серебристо-голубое пространство - свободное ото льда спокойное море.

3 августа 1610 г. Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: “Мы

пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у

входа в пролив с южной стороны я назвал Вулстенхолм”. Это последняя

запись, сделанная рукой Гудзона.

В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 км,

моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джемс). Среди команды

вспыхнуло недовольство, и Гудзон якобы высадил на берег моряка, которого

считал главным смутьяном. В ноябре у южного берега залива, у 53 с.ш. судно

было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных

условиях.

В середине июня следующего 1611 г. судно спустили на воду и через

неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение. 22 июня

бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона с мальчиком-сыном, помощника

штурмана и еще шесть человек верных капитану и оставили их на произвол

судьбы - без оружия, без продовольствия.

К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава: “Большая

Северная река”, открытая до него, названа его именем - рекой Гудзона;

пролив, открытый С. Каботом, Гудзоновым проливом; море, ставшее его

могилой, Гудзоновым морем.

ТРИ ЭКСПЕДИЦИИ ДЕВИСА

Мечта найти северо-западный проход все еще владела английскими умами.

Лондонские улицы решили на пользу отечества снарядить корабли с

единственной целью - открыть морской проход в Индию. Они приобрели два

судна водоизмещением в 35 и 50 т с экипажем всего в 42 человека. Во главе

экспедиции был поставлен Джон Девис.

Во второй половине июля 1585 г. Девис достиг юго-восточной окраины

Гренландии. Но картографическая путаница, внесенная Фробишером, была так

велика, что Девис не признал Гренландии. Он повернул на юго-запад и через

несколько дней потерял из виду эту “Страну Отчаяния” (Десолейшн).

В начале августа Девис повернул в море, тогда свободное ото льда, и

двинулся на северо-запад. Пройдя 600 км, он пересек Девисов пролив и достиг

на западе суши у 66 40 с.ш. Пройдя на северо-запад страны около 200 км,

Девис видел на берегу эскимосов. Он пришел к выводу, что нашел северо-

западный проход и 30 сентября 1585 г. вернулся в Англию с этой приятной

вестью.

7 мая 1586 г. Девис на четырех судах отправился в залив Гилберта и на

этот раз убедился, что его “Страна Отчаяния” является частью Гренландии. На

широте 54 15 с.ш. он решил, что нашел вход в “пролив, ведущий прямо на

запад” (залив Гамильтон), но не исследовал его из-за противного западного

ветра. В сентябре после гибели двух моряков Девис повернул на родину, куда

прибыл 14 октября.

И снова, уже в третий раз, летом 1587 г. Девис вошел в залив Гилберта.

Он оставил там два больших судна для зверобойного промысла, а сам на малом

судне продолжал поиски Северо-Западного прохода. Он прошел вдоль

гренландского берега далеко на север, до 72 12 с.ш.,

а отойдя от берега - до 73 с.ш. Когда льды остановили его, он повернул на

юго-запад и в середине июля достиг Баффиновой Земли. 2 дня он плыл на юго-

запад пока правильно не решил, что не найдет там выхода в Восточный океан.

Повернув обратно, он обследовал юго восточное побережье Баффиновой Земли,

открыл там крупный полуостров (Холл), миновал “Бешеный водоворот” (вход в

Гудзонов пролив). Он проследил почти все Атлантическое побережье Лабрадора

до 52 с.ш. и 15 сентября прибыл в Англию, страдая от недостатка провианта и

пресной воды.

В 1591-1592 гг. Девис участвовал в экспедиции Томаса Кавендиша, который

вторично пытался пройти в Тихий океан. Позднее Девис совершил ряд плаваний

в Ост-Индию и в конце 1605 г. был убит в районе Малакки в стычке с

малайцами.

ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛЛОУБИ-ЧЕНСЛОРА

В 1548 г. по совету С. Кабота и при его участии в Лондоне

организовано “Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель,

островов, государств и владений неведомых и даже доселе морским путем не

посещаемых” Начальником экспедиции и командиром лучшего судна был назначен

знатный дворянин Хью Уиллоуби; главным штурманом флотилии и капитаном

крупнейшего корабля - Ричард Ченслор.

10 мая 1553 г. флотилия оставила устье Темзы, но из-за сильных ветров

и волнения в море только в августе достигла норвежского озера Сенья (у 69

с.ш.). Там в ночь на 3 августа 1553 г. поднялась буря и судно Ченслора

навсегда разлучилось с другими, которые зимой 1554 г. все погибли.

Корабль Ченслора ( штурман Стивен Барроу), обогнув Нордкап, неделю

простоял в Варде,ожидая Уиллоуби, а затем проник в Белое море и 24 августа

1553 г. вошел в устье Северной Двины. Ченслор, не дожидаясь разрешения,

отправился санным путем в Москву. В мае 1554 г. Иван IY отпустил Ченслора с

почетом, но под крепкой охраной. В 1555 г. Ченслор снова отправился на

Русь, на этот раз как посол. Англичане получили от Ивана IY обещанные

привилегии. Ченслор отплыл в Англию с царским послом. У шотландских берегов

этот корабль потерпел крушение и Ченслор утонул.

ПЛАВАНИЕ СТИВЕНА БАРРОУ

В 1556 г. Стивен Барроу был послан к Оби, в надежде через Обь

проникнуть в Катай. Его отчет дает верную характеристику условий плавания в

Ледовитом океане.

С Барроу начинается западноевропейская научная литература об Арктике.

Очень важны для нас прямые указания Барроу на выдающиеся достижения русских

поморов, свободно плававших по обе стороны Новой Земли.

9 июня 1556 г. Барроу благополучно вошел в устье Колы.

22 июня судно “Серчтрифт” вышел в море с русскими ладьями. По

сравнению с замечательным мореходным искусством поморов: опытнейший

английский моряк Барроу в условиях Арктики казался робким учеником.

Медленно двигаясь на восток, вдоль берега, Барроу два дня неудачно пытался

обогнуть Канин Нос.

15 июля Барроу прошел через “опасный бар” Печоры, простояв там 5

дней, один двинулся в открытое море. Утром 21 июля “Серчтрифт” попал во

льды. Выйдя из них, Барроу четыре дня следовал на восток и подошел к

острову у юго-западного берега Новой Земли и у 72 42 с.ш. нашел хорошую

стоянку.

31 июля Барроу стал на якорь у острова близ северо-западного

берега Вайгача.

6 августа Барроу расстался с русскими поморами на широте 70 25

с.ш. После разлуки с ними он очень мало продвигался на восток и 22 августа

повернул обратно. Перезимовал Барроу в Холмогорах. Весной 1537 г. ему

приказали идти “на поиски некоторых английских судов”. Он описал

Мурманский берег и составил первый краткий англо-немецкий словарь (около

100 слов).

.

ПЕРВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ БАРЕНЦА

За англичанами на поиски северо-восточного прохода двинулись голландцы. В

июне 1594 г. из Голландии на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте

с заданием “открыть удобный морской путь в царства Китайское и Синское,

проходящий к северу от Норвегии, Московии и Татарии.

Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон (сын Барента),

прославившийся под обычным у голландцев сокращенным отчеством Баренц -

фамилии у него как у человека простого происхождения не было. Баренц повел

свой корабль и яхту

на северо-восток, с тем чтобы обогнуть с севера Новую Земю, за которой

рассчитывал найти свободное ото льда море.

4 июля он увидел мыс, видимо, Сухой Нос, западный мыс Северного

острова (73 47 с.ш., 53 45 в.д.). Продвигаясь на север Баренц открыл

остров Адмиралтейства (вторично после русских) и прошел пролив, отделяющий

его от Новой Земли.

29 июля Баренц открыл у 77 с.ш. “Крайний северный мыс Новой Земли,

названный Ледяным” (мыс Карлсена), а 1 августа 1594 г. близ него -

небольшие Оранские острова. “...Моряки не желали идти дальше. Поэтому ...он

счел за лучшее... вернуться к другим кораблям, взяв курс к Вайгачу...” У

Матвеева острова (69 28 с.ш.) флотилия соединилась. Баренц был удручен

“поражением”, капитаны Най и Тетгалес ликовали.

В сентябре все суда вернулись в Голландию. Два “победителя” были

встречены с триумфом и возглавили в 1595 г. большую экспедицию. Баренц в

ней был главным штурманом и капитаном одного из кораблей. Голландцы

вернулись на родину, ничего не добившись.

ВТОРИЧНОЕ ОТКРЫТИЕ ШПИЦБЕРГЕНА И СМЕРТЬ БАРЕНЦА

Амстердамский сенат снарядил два корабля, командирами которых были

назначены Якоб Гемскерк и Ян Рейп. Баренца обошли, но он согласился пойти

штурманом с Гемскерком.

Экспедиция двинулась в путь весной 1596 г. Рейп, вопреки мнению

Баренца, настоял на северном направлении, чтобы войти в “Полярное море”,

якобы свободное ото льдов. Неожиданно под 74 26 с.ш. открылся остров, у

которого был убит белый медведь, поэтому его назвали “Медвежьим”. Через 4

дня голландцы пошли дальше, взяв курс на север, с уклоном к востоку. 19

июля близ 80 с.ш. голландцы увидели землю, принятую ими за часть Гренландии

с множеством заостренных вершин, поэтому назвали ее Шпицберген. Через 3 дня

после неудачной попытки пробиться сквозь льды на северо-запад, голландцы

повернули к югу.

28 июня, обогнув мыс Фуглехуксен (“Птичий”), моряки проследили весь

западный берег Земли Принца Карла и почти весь юго-западный берег

Шпицбергена.

1 июля 1596 г. корабли вернулись к Медвежьему острову. Здесь начались

разногласия. Баренц настаивал на поисках прохода к востоку от Шпицбергена.

Гемскерк присоединился к мнению Баренца и корабли разделились. Баренц и

Гемскерк двинулись прямо на восток и 17 июля подошли к Новой Земле у 73 20

с.ш., а затем повернули на север. В непрерывной борьбе со льдами они

достигли 19 августа мыса Желания, а немного юго-восточнее - мыса

Флиссингского (название дано Баренцем). Продвинуться дальше они не могли, а

26 августа 1596 г. остановились на зимовку в Ледяной Гавани. Почти все

болели цингой, двое умерли. К середине 1597 г. перед отходом Баренц написал

отчет о плавании и зимовке.

20 июня 1597 г. Баренц скончался. Его тело опустили в море, которое с

1853 г. начали называть Баренцевым.

В 1871 г. найдена изба Баренца и вещи зимовщиков, в 1876 г. - отчет,

а в 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.

(ЯНЦ, ТОРРЕС, ТАСМАН)

Частью Южного материка считалась Новая Гвинея. Первые попытки об открытии

голландцами Австралии относятся именно к попытке об открытии Новой

Гвинее.

28 ноября 1608 г. к Южному материку отправился Виллем Янсзон, более

известный под сокращенным отчетством Янц. В начале 1606 г. обойдя с севера

остров ай и Ару, он достиг “Болотистой земли” (юго-западного берега Новой

Гвинее у 6 ю.ш.), проследил ее на 400 км до 8 ю.ш.

Потом пересек центральную часть Арафурского моря и наткнулся на западный

берег полуострова Кейп-Йорк. Продолжая движение к северу проследовали

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.