бесплатно рефераты
 

История Украины

городского населения (за вторую половину XIX в. в 2 раза), наиболее быстро

росли 4 наиболее крупных города на Украине: Одесса (403,8 тыс. в 1897г.),

Киев (247^7 тыс.), Харьков (173,9 тыс.) и Екатери-нослав (112,8-тыс.).

Центрами внешней торговли оставались Одесса, Мариуполь, Николаев^

Феодосия. Росли оптово-торговые центры по купле-продаже сахара и др. с/х

товаров — Полтава, Житомир, Белая Церковь и др. Росли города —

железнодорожные узлы: Ковель, Шенетов-ка, Лозовая, Жмеринка и др. Ряд

больших промышленных поселков еще не получил статус города — Юзовка

(Донецк)-, Кривой Рог, Никополь и др. Лишь 2 губернских города на Украине

не стали. крупными промышленными и торговыми центрами — Чернигов и

Каменец-Подоль-ский.

ИЗМЕНЕНИЯ В КЛАССОВОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ

Из-за отмены крепостного права и развития капитализма на Укг раине

начались изменения в социально-классовой структуре населения:

крестьянство — перестало быть однородной массой и началось его расслоение.

К концу XIX в. 60% крестьян составляли бедняки, в среднем имевшие'4

десятины земли на двор. 2 5% составляли крегтьяне-середняки (де 8

десятин), 15% зажиточные крестьяне (15 десятин земли). Часть крестьянства

из-за безземелья переселилась на Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток;

пролетариат — его численность резко возросла (с 93,5 тыс. в 1859 г.

до 1480 тыс. в 1897 г.) за счет разорившихся крестьян и городской мелкой

буржуазии. Особенностями положения украинского пролетариата были тяжелые

условия труда (по 12—14 часов рабочий день в сутки, мизерная зарплата

и т. д.), огромная доля неквалифицированного труда, тяжелые жилищные

условия, самая высокая в мире концентрация пролетариата на крупных

предприятиях, быстрый численный рост; дворянство — оставалось самым

' привилегированным сословием (наряду с духовенством), но начало

приходить в упадок, и количество дворян и их могущество постепенно падало

(разорение в новых капиталистических условиях, невозможность конкуренции

с капиталистическими предприятиями и т. п.); буржуазия — шел рост-

как ее численности, так и капиталов. Состав этого класса постоянно

пополнялся за счет потомственных буржуа (бывшие крестьяне, основавшие

мануфактуры и с 1861 г. ставшие лично свободными), обуржуазившихся

дворян, предприимчивых крестьян,

Э4

купцов, иностранцев. Наиболее известными представителями буржуазии^ на

Украине были: в пищевой промышленности — Терещенко, Харито- ненке,

Рымаренк'0, Симиренко и др.; в металлургии — братья Рудченко, Голубь,

Булацель и др.; владельцами шахт и рудников были — Шев ченко, Кривко,

братья Ищенко, Ясюкевич и др. Но в основном крупная буржуазия состояла из

неукраинцев.

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗАПАДНО-

УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ

Западно-украинские земли входили в состав Австро-Венгрии и осо

бенностями их. капиталистического развития (после отмены крепостного права

в 1848 г.) были: ' разорение мелкой промышленности потоком дешевых и

качествен ных западных.товаров; зависимое положение промышленности

и банков от австро-венгер ской экономики. Доминирование иностранного

капитала: австро-немец кого, английского, французского. Наиболее быстро

развивающимися от-•раслями были: нефтяная, буроугольная, соляная, лесная и

пищевая от расли промышленности; сельское хозяйство развивалось

прусским путем, с господством по мещичьего землевладения, при котором

помещики- сдавали большую часть своей земли в аренду своим крестьянам.

•дискриминация украинцев и рост политической активности насе ления,,

особенно нтеллигенции.

26. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ

XIX ВЕКА

НАЦИОНАЛЬНОЕ УГНЕТЕНИЕ УКРАИНЦЕВ В РОССИИ И

АВСТРО-ВЕНГРИИ ' -

Австро-Венгрия и Россия, будучи унитарными государствами, вся чески

пытались помешать формированию украинской нации и развитию украинской

национальной культуры, стремясь ассимилировать украин ское население.

В Австро-Венгрии это проявилось в нарушении провозглашенного

Австрийской Конституцией 1867 г. равноправия всех граждан в полу чении

образования, в государственных учреждениях и судах, т. к. в западно-

у«раинскйх землях руководящие посты в .администрации » суде занимали лишь

лица австрийской, венгерской и польской национально стей. Всячески

ограничивалось преподавание в школах на украинском языке и открытие

новых школ. Ни в одном высшем учебном заведении на западно-украинских

землях не велось преподавание на украинском языке.

95

К началу XX века во Львовском университете имелось лишь две

украинских кафедры: истории Украины и украинской литературы. В

царской России в 1863 году циркуляром министра внутренних дел П.

Валуева запрещалось печатание книг на украинском языке (кроме

художественной литературы). В значительной степени решение принималось

по' заявлениям обрусевших представителей украинской ин теллигенции, которые

доказывали, что якобы «никакого особенного малороссийского языка не

было, нет и быть не может». Спустя 30 лет М. Драгоманов писал: «для

украинской интеллигенции, как и для ук- раинофилов, русский язык еще и

теперь является родным и природным». В Эмском указе Александра II

(1876 г.), запрещавшем ввоз на Украину каких бы то ни было книг и

брошюр на «малороссийском на речии», украинских пьес и песен, которые

требовалось переводить на русский язык. Запрещалось использование.

украинского языка в началь ных школах, судах и государственных

учреждениях. Из школьных биб лиотек изымались книги на украинском языке,

учителей-украинофилов заменяли на русских. Переименовывались

географические названия: «Ма лороссийская» губерния была разделена на

Черниговскую и Полтавскую, а «Слободско-Украинская» переименована в

Харьковскую. В итоге^рост национального гнета вел к активизации

украинского национально-освободительного движения.

АКТИВИЗАЦИЯ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

В Западной -Украине действовало 3 направления украинского на

ционально-освободительного движения: 1. Революционные демократы,

выражавшие интересы крестьянства, имели немногочисленные революционные

кружки во Львове, Станиславе, Перемышле, Дрогобыче, Тернополе и

Дублянах. Наиболее значительной была группа И. Франко и М. Павлика во-

Львове, работавшая в журна ле «Друг», а затем в журнале «Громадский друг»,

а впоследствии в га зете «Труд», на страницах которых и вне их

критиковавшая феодаль ный и национальный гнет в Австро-Венгрии,

призывавшая к объедине нию всех трудящихся Западной Украины в борьбе за

свои экономичес кие и политические, права, распространявшая произведения

Герцена и Чернышевского, Маркса и Энгельса, сотрудничавшая с

марксистской группой «Освобождение труда». Однако с начала XX в.

И. Франко стал одним из наиболее извест ных критиков марксизма. Так, в

статье «Що такс поступ?», опубликован ной в 1903 г., он показал, что в

условиях партийной монополии соци ал-демократов на власть их государство

неминуемо станет огромной на родной тюрьмой. - 2. Народовольцы —

либеральное украинское национальное дви жение, объединявшее средние слои

населения: студентов, священников, интеллигенцию. Основным вопросом своей

деятельности считали не по- 86 .

латическую борьбу, а развитие украинского языка и культуры, для чего в

18(й г. группа из 60 студентов во главе с Анатолием Вахняниныж создала -во

Львове культурно-просветительское общество «Просвгга», занимавшееся

«изучением и просвещением народа» и развитием украинского театра.

Посмотрена значимость литературной и культурной 'деятельности «Просв1тл»,

народовольцы были слабо связаны с народом и л}'1чь частично выражали

его интересы. В то же время деятельность организаций «Просвпп» и

таких подвижников, как А. Борковский, К. Сушксвич, А. Партицкий, Ю. Роман-

чук в другие, способствовала существенному росту национального

самосознания и патриотизма. Под их влиянием находилась одна из наиболее

популярных газет «Д1ло» (1880—1939). •В прямой связи с культурно-

просветительской работой «Просвгги» стоит создание таких организаций, как

Ревизионный союз. кооперативов, Маслосоюз, Сельский господарь,

существование сельскохозяйственных и торговых школ. 3. Москвофклы —

наиболее правое, консервативное крыло в украинском национальном движении,

объединявшее украинских помещиков, буржуазию, свяиртншков униатской

церкви и др., разочаровавшихся в слабеющей Лвктро-Венгерскои империи,

постоянно испытывавших в ней пренебрежительное отношение со стороны

польской шляхты и поэтому мечтавших присоединиться к набирающей мощь

Российской империи. По их • словам, «если нам придется утонуть, то лучше

это сделать . в российском море, чем в польском болоте».- Однако их

политический курс отличался пассивностью, инертностью и половинчатостью

(параллельно они заверяли Габсбургов, что являются верными подданными и

австрийской империи и хотят установить лишь культурные связи с

Pocciiefi). Все это приводило к путанице и не способствовало поддержке

москкофилов со~стороны народа. Однако, имея огромные финансовые средства,

они издавали самую могущественную в Галнции газету «Слово», имели

политическую организацию — Русскую Раду и др. органы. Лидерами

москвофилив были Богдан Дидицкий, Иван Наумович, Михаил Качковс^кий и др.

В Восточной Украине после разгрома Еирилло-Мефодиевского общества

стали организовываться полулегальные кружки -— «Громады», возникшие в

Киеве, Харькове, Чернигове, Полтаве и др. городах и объединявшие

представителей широких слоев населения (среднюю национальную буржуазию,

обуржуазившихся помещиков, преподавателей, врачей, писателей,

студентов и т. п.). Кружки-громады не имели четкой организационной

структуры, своих программ и уставов, часто распадались и вновь возникали.

Однако, можно выделить общие для всех громад характерные черты: —

их деятельность носила в основном культурно-просветительский характер

(организация украинских кружков просвещения и воскресных школ, изучение и

пропаганда популярной и научной литерату-

97

ры, изучение истории украинского народа, его языка, культуры, этногра фии

и т. п.); — громады не вели политическую борьбу с царизмом,

считая, что украинский народ к ней еще не готов, поэтому в первую очередь

не- ябходнмо просвещение народа, его консолидация в рамках Российской

империи. Большинство членов громад приветствовало и идеализировало отмену

крепостного права в России и на Украине. В 1861—1862 гг. в

Петербурге, куда съехались после ссылки Костомаров, Белозерский,

Шевченко и Кулиш, возник близко связан ный с громадами общественно-

политический и литературный журнал «Основа». Он способствовал

объединению вокруг редакции украинских историков, литераторов,

этнографов, языковедов и др. Журнал знако мил российского читателя с

произведениями украинских авторов и жизнью украинского, народа, его

историей и традициями. Популярности журнала способствовали организация им

публичных чтений и присутст вие на них Т. Шевченко, И. Тургенева, Ф.

"Достоевского, Н. Чернышев ского и др. Политической деятельностью журнал,

как и громады, не занимался. } В 1873 г. во Львове,

было организовано Литературное товарищест во им. Шевченко, позднее

превратившееся в Науковое товарищество им. Шевченко. В соответствии с

уставами существующих академий раз делялось на секции: историко-

философскую, филологическую, математи- ко-естеетвознавческо-

медицинскую./Оно пыталось даже создать Моги- лянско-Мазепинскую академию

наук, но австро-венгерские власти игно рировали эту идею и не поддержали

ее инициаторов. После Эмского указа Александра II начался распад

громад: часть мх членов, напуганная запретом царизма на деятельность

украинских • организаций, вышла из громад, вторая часть основала «молодые

гро мады», принявшие участие в 1874—1875 гг. в организованном на

родниками «хождении в народ». Некоторая часть, как, например, Драго манов,

выехала за границу и там пыталась найти выход из кризиса и путь

дальнейшего развития украинского национально-освободительно го движения.

МИХАИЛ ДРАГОМАНОВ (1841-1895)

Годился в 1841 г. в городе Гадяче на Полтавщине в семье мел кого

дворянина, потомка старшины Запорожской Сечи. Во время обу чения в

Киевском университете вступил в Киевскую громаду, где вско ре стал одним

из ее лидеров. С 1864 — преподаватель Киевского, уни верситета.

Драгоманов преследовал цели превращения России в демократичес кую

федерацию, в которой Украина получит широкую автономию (пра во

самостоятельно решать большинство стоящих перед ней проблем) и

развивалась бы по пути, проложенному передовыми капиталистичес-

98

«имя странами Западной Европы (капиталистические отношения без

«феодальных пережитков, буржуазно-демократические институты и свободы:

парламент, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний

и т. п.). Драгоманов предполагал следующий механизм выполнения

постав--лениых задач: создание широкого национально-освободительного дви-

.жения на Украине с участием всех слоев населения, включая кресть-

.янство, которое било бы в силах добиться от царизма демократических феформ

и изменении в государстве. В 1875 г., в период" репрессий

отказался отречься от своих взглядов- и по особому указу Александра П был

уволен из Киевского университета. и выслан за границу, где в 1878—1882

гг. издавал в Женеве первый украинский журнал за гранидей «Громада», на

страницах которого пропагандировал свои идеи, печатал социально-

экономические, политические, национально-культурные, исторические и др.

статьи из -жизни Украины. Симпатизировал идеям социализма, прежде

всего в этическом плане, •(т" е. раскрепощение сил и возможностей человека

и общества, отсутствие эксплуатации и др.). Вместе с тем критиковал

марксизм, как ошибочное учение, не отвечающее потребностям украинского

народа. Со вре менем идеи Драгоманова заложили основу для формирования

первой украинской социалистической партии на Украине.

27.РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX

ВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

б этот нвриод украинские земли входили в состав Российской и

"Австро-Венгерской империй и, несмотря на особенности между ними, яяожно

выделить ряд факторов, влиявших на развитие культуры в этих землях.

Развитие капитализма на Украине (с 1848 — в Западной Укра-яке, с 1861

г. — в Восточной Украине), вызвало все возраставшую "потребность s

развитии просвещения и подготовки квалифицированных жадров инженеров,

механиков, конструкторов и др. Способствовала •формированию украинской

нации, пробуждению национального созна-,1!ия и более внимательному

отношению украинского населения к своим •историческим корням и традициям.

Дало свободу экономического пред-а;ринимательства, несмотря на сохранение

феодальных пережитков, которое требовало демократизации в политической

сфере, поэтому стали 3>асти национально-демократическое и революционно-

демократическое направления в развитии культуры.

99

Увидев в пробуждающемся национальном созиан-яи и движения»

потенциальную угрозу своим, имперским интересам, Россия и Австро- Венгрия

всячески препятствовали развитию украинского языка в куль туры. Развитие

украинской культуры прожходило в тесной взаимосвя зи и взаимном влиянии с

развитием русской культуры, что объяснялось и жизнью в одном государстве,

и едиными историческими корнями, в» общими задачами, стоявшими перед

каждой из них.

РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ Начальное образование:

По реформе 1864 г. все начальные школы (церковно-прихвдские,-

светские) преобразованы в начальные народные училища, которые ста ли

общесословвыми и обучение в них велось по единым планам и про граммам

(чтению, арифметике и Закону божьему). Качество подготовки* было очень

низким, особенно в селах. Часть училищ была преобразована в

«образцовые»: с 5-летиим» обучением, кроме вышеперечисленных предметов,

преподавались сще- и география, история, рукоделие, рисование и т. п.

Часть училищ открывалась .земствами и называлась «земским» •школами»,

в которых преподавали прогрессивно настроенные учителя- разночинцы. .

— Уездные училища были преобразованы в 6-летние городские учи-

.лища, готовившие выпускников для работы в.промышленности, на»

транспорте, в канцелярии. В них дополнительно преподавались геомет рия,

черчеш:с, физика, ботаника •и др. Воскресные школы (1859—1862 гг.)

— открывались громадамн- и были единственными, где вели обучение не

ТОЛЕ.!;О' на русском, но' и па украипскоч языке по расширенным

программам преподавания гу манитарных и естественных дисциплин. В 18G2 г.

были закрыты "цариз мом как рассадилки украинского национализма.

Среднее образование:

Среднее образование давалось в 7-летних гимназиях, которые де лились

на классические (с углубленным изучением гуманитарных дис циплин;

выпускники без экзаменов принимались в университеты)^ и реальные,

изучавшие точные и естественные науки, готовившие сво их учеников в высшие

технические заведения.

Высшее образование:

Давалось в университетах Харькова, Киева, Одессы (Новороссий ский

университет). В Западной Украине — университетах Львова к Черновцов.

Высшее техническое образование давалось в Харькове — в техно

логическом и ветеринарном институтах; в Киеве — политехническому 100

гНежине — йсгерико-филологшеском; Глухове аолитехняческом и др.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

учительском; Львове—

Было вызвано развитием капитализма. Научными центрами стали

университеты и научные, общества Харькова, Киева, Одессы и др. го-а>одав,

проводившие исследования и издававшие труды по различным -областям

науки. Наиболее известными учеными были: Бекетов Н. V. — профессор

Харьковского университета, создавший яри физико-математическом факультете

физико-химическое отделенте и лабораторию физической химии. Один из

основателей новой науки — ••физической химии. Мечников И. И. —

преподаватель Новороссийского университета в Одессе. Основал совместно с

микробиологом Гамалеем первую в стране я вторую в мире

бактериологическую станцию. Создатель учения об им-«уцитете. Ляпунов

А. Н. — профессор Киевского университета. Работал в области механики,

математического анализа, теории дифференциальных •уравнений, теории

вероятности in. n. Историк йрименко А. П. — первая женщина-доктор

исторических иаук, автор трудов «История украинского народа», «Очерки

истории ЗТравобережноп Украины» и др.

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Основной- особенностью стало развитие направления критического

•реализма. В произведениях Марко Вовчок («Институтка»), И. Нечуй-Ле-

явицкого («Микола Джеря», «Кайдашева с!м'я», «Бурлачка»), Панаса

Мирного («Xi6a ревуть воли, як ясла повнг», повесть «Гвлодна воля»), -Павла

Грабовского -(поэта, автора сборников «Прол!сок», «З швнотЬ, «Кобза» и

др., преисполненных пафоса борьбы за «свет правды», глубо кой веры в"

счастливое будущее своего народа, известен также -своими ^переводами на

украинский язык многих произведений мировой литера туры), Ивана Франко

(поэтические сборники «З вершин i низин», «31в'яле листя», «Mia

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.