бесплатно рефераты
 

История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв.

История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 вв.

Введение

После покорения Сибири в 1583 году, когда славный воевода Ермак с

дружиною из 840 человек очистил земли Сибирские от салтана Кучума. И бил

челом Иоанну царством Сибирским, драгоценными соболями, черными лисицами и

бобрами. «Слова восхищения с живой радостью повторялись во дворце и на

Красной площади. «Новое царство послал Бог России». Звонили в колокола,

пели молебны благодарственные» - пишет Н.М. Карамзин. Но в месте с этим Бог

послал российскому государству огромное поле с плевелами язычества, которое

нужно было очистить и засеять семенами Христовой веры. Для миссионерской

деятельности русской церкви открылись необъятные просторы. Христианская

вера проникла в Сибири вместе с русской колонизацией. С конца XVI века

сильным стимулом для колонизации послужила политическая и военная

поддержка, оказывавшаяся государством свободному движению русских

переселенцев на Восток. Небольшие военные отряды, посылавшиеся

правительством, создавали укрепления. За ними часто устремлялся поток

крестьян-земледельцев, да и авантюристов, искавших на новых землях скорой

наживы. Поселенцы из крестьян-земледельцев шли впереди военных отрядов, или

следом, осваивая новые земли. Именно русские поселенцы в Сибири стали

первыми проповедниками христианства для инородцев. По свидетельству

сибирских историков, общим правилом русских поселенцев в Сибири было: «где

зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовня; где водворение

крепостное, там церковь и пушка; где город, там и управление воеводское,

огнестрельный снаряд и монастырь, кроме церкви».

История Тобольско-Тюменской епархии 17-18 век.

Правительство разными мерами старалось усилить христианский элемент в этой

стране: сибирские храмы снабжались из Москвы книгами, иконами, колоколами,

воском, ладаном и другими предметами церковной утвари. Но нужды в храмах и

священнослужителях были ощутительны. В 1611 году сибирские воеводы писали к

Сильвестру, архиепископу Вологодскому, что многие новоустроенные храмы не

освящены, за неимением антиминсов, а другие стоят без пения, потому что нет

попов. Недостаток пастырей в языческой стране был причиной того, что дело

христианского просвещения шло медленно между туземцами, и христианство не

могло глубоко проникнуть в жизнь новопросвещенных. Даже у русских людей-

казаков, первых поселенцев Сибири, была дозволяема умычка жен и девиц из

городов. Казаки жили с татарками как с женами, вступали в браки в

непозволительных степенях кровного родства, отнимали силой чужих жен,

бросали их и брали других. Сами священники не стояли на высоте своих

обязанностей: ими совершались всякие незаконные браки. С конца XVI века по

желанию монахов создавались монастыри. Так возникли первые опорные пункты

будущей миссии. Церковная организация Сибири не успевала за развитием

общественной жизни. Только в 1620 году в Тобольске, основанном еще в 1587

году, патриархом Филаретом была открыта архиепископия. Первым сибирским и

тобольским архиепископом был Киприан Старорусенников. Его епархия

простиралась от Урала далеко на восток без определенной границы и

расширялась ежегодно по мере продвижения военных отрядов и колонистов и

возникновения укреплений. По отзывам современников архиепископ Киприан был

«муж просвещенный и ревностный, собственным примером учащий учитель». В

течение трех лет своей пасторской деятельности он успел много сделать для

просвещения своей епархии: он улучшил нравственность между христианами и

многих магометан и язычников обратил ко Христу; построил до 30 храмов,

основал несколько новых монастырей в Туринске, Алапаеве (Невьянске), Таре,

Томске и на реке Тагиле, в Тобольске, Тураханске и на реке Нейве. Привел в

должный вид возникшие прежде монастыри. На месте старого острога построил

архиерейский дом, церковные постройки, а также деревянную соборную церковь.

Он назвал ее так, как назывался собор на его родине, - Софийской. И вся

прилегающая площадь стала называться Софийским двором. В игумены монастырей

он назначал лично ему известных своей строгой жизнью монахов, прибывших с

ним в Сибирь из волоколамского, соловецкого и других монастырей. После

Киприана, переведенного на Крутицкую кафедру, приемником и продолжателем

его дела был архиепископ Макарий. В способах распространения христианства

он совершенно напоминал своего предшественника. Правительство со своей

стороны и материальными и нравственными средствами старалось обеспечить

успех миссионерского дела Тобольских архипастырей. В 1625 году архиепископу

Макарию дан был наказ касательно ведения миссионерского дела. В наказе

советовалось располагать инородцев к принятию христианства мерами кротости,

ласковым обращением, материальными вспомоществованиями, ходатайством за

провинившихся перед властями. В видах поощрения инородцев к принятию

христианства, издан был закон (1629), по которому холоп, принадлежавший

иноземцу и некрещеному, получал свободу, сделавшись христианином.

Православный же даже в качестве свободной прислуги не должен оставаться у

инородца и некрещеного. Известно о миссионерской работе между Уралом и

Обью, проводившейся монахами основанного в 1644 году на Исете в Западной

Сибири Далматского монастыря. Благодаря таким мерам христианство довольно

успешно стало распространяться в Сибири. Были случаи обращения целых

инородческих селений.

С 1664 по 1678 год митрополичье правление осуществлял преосвященный

Корнилий. Он был уроженец Новгородский. Ни о времени рождения его, ни о

звании, из какого он происходил, не имеется сведений, но известно, что

образование он получил в училище при Новгородском архиерейском доме. По

пострижении в монашестве и по происхождении всех степеней иерархии,

возведен в сан архимандрита Новгородского Хутынского монастыря, а в 1664

году, 24 июня в Москве хиротонисан в сан архиепископа Сибирской епархии. В

Тобольск прибыл 23 февраля 1665 года и вступил в кафедральный собор с

церемониею, по примеру своих предместников.

В первое лето пребывания архиепископа Корнилия в Тобольске, как в

городе, так и во всем его округе в продолжение нескольких недель шел

беспрерывно такой сильный дождь, что люди пришли в страх. Архиерей послал

духовенство в Абалацкое село, чтобы принести от туда в Тобольск чудотворный

образ Божией Матери. С молитвою и слезами пал благочестивый архипастырь, а

с ним духовенство и весь народ, пред Святой иконою, моля Царицу Небесную

умилосердиться над градом и людьми согрешившими, и умолить Сына и Бога

Своего о прекращении гнева небесного. После того икона перенесена была в

Софийский собор, и лишь только началась литургия, - дождь вдруг перестал,

солнце воссияло, и тогда же настало ясно. В память этого чудесного события

архиепископ Корнилий установил каждогодно приносить икону Абалакской Божией

Матери в Тобольск 8 июля, что соблюдается и до нынешних времен.

В 1668 году архиепископ Корнилий по царскому повелению прибыл в

Москву, где 25 мая во дворцовой церкви Патриархами Паисием Александрийским,

Макарием Антиохийским, бывшими в России для суда над Патриархами Никоном и

Иоасвафом-Московским, с российскими и греческими архиереями, возведен на

степень митрополита Сибирского и Тобольского. В иерархическом порядке

Сибирская епархия поставлена на четвертую степень митрополии, а

именно:1)Новгородская, 2)Казанская, 3)Астраханская и 4) Сибирская. Далее

следовали митрополии: Ростовская, Рязанская, Нижнегородская и Крутицкая.

Царь Алексей Михайлович достойно ценил долговременное и ревностное

служение митрополита Корнилия и в январе 1675 года прислал в Тобольск

своего стольника Алексея Петровича Салтыкова, который в кафедральном

соборе торжественно объявил преосвященному от Государя его милостивое

благоволение. Это было равносильно нынешнему награждению архипастырей

орденскими знаками, при Высочайших грамотах и рескриптах. Благодарный

владыка тогда же совершил торжественное молебствие о здравии и

благоденствии Государя.

Достигши преклонных лет и чувствуя приближение смерти, преосвященный

митрополит Корнилий, в начале 1678 года переселился в Знаменский монастырь

и там же принял схиму, а 23 декабря того же года скончался и погребен, в

находившейся близ архиерейского дома, Сергиевской церкви.

При митрополите Тобольском Симеоне, современнике патриарха Никона , 14

волостей кодских остяков изъявили желание принять крещение. Благодаря его

стараниям в главном остяцком селении Коде, на реке Оби, возник монастырь,

сделавшийся рассадником христианской веры среди остяков. К концу

патриаршего периода христианская вера в Сибири распространилась от подошвы

Урала до гор Байкальских. При тобольском митрополите Павле (1678-1692)

отправлена была миссия в Даурию. Также митрополит Павел очень много строил.

Вскоре по прибытии нового архипастыря в свой кафедральный город, постигло

Тобольск, обычное в те времена, когда город и храмы в Сибири строились

деревянные, страшное несчастье. Пожар истребил крепость, построенную всего

два года тому назад, Вознесенскую церковь, 500 домов, все татарские юрты,

приказ, боярский дом и церковь Св. Троицы. Новая крепость построена была,

вместе с церковью Вознесения в башне, в 1681 году. В том же 1680 году

сгорели в Абалаке две деревянные церкви. Преосвященный Павел, видя, что

деревянные церкви делаются добычей огня, просил Государя о дозволении

построить в Тобольске кафедральный собор, а в Абалаке, ради чудотворной

иконы, церковь – каменные и в 1680 году получил дозволение, причем Царь

Федор Алексеевич приказал выдать из казны на построение Тобольского собора

выдать 700 рублей денег и прислать из Москвы 682 пуда железа.

Во время преосвященного Павла начали появляться в Сибири раскольники. В

ослеплении невежеством, злобой и фанатизмом, они положили начало

самосожигательству, первый случай которого был в 1679 году, в Тобольском

округе, на реке Березовке, где собралось из Тобольска, Верхотурья и Тюмени

и их округов раскольников с женами и детьми до 2700 человек, и все, вместе

со своим наставником тюменским иереем Дометианом, в монашеств Доминиилом,

сами себя сожгли. В 1682 году в Устяцкой слободе, на реке Тобол, педали

себя огню 400 человек стариков и старух. В Верхатурском округе, в деревне

Нагормыч, сожглись 100 человек, тут же вскоре собралось для самосожжения

еще 350 человек. Митрополит Павел не допустил этого. В 1687 году в

Тюменском округе, на речке Тегенке сгорело более 300 человек, в том же году

и в том же округе, в деревне Боровикове, сгорело 150 человек. Но

раскольники не только сами себя сжигали, - они старались наносить страшные

вред и ненавидимым ими православным. От поджога раскольниками в 1686 году,

в первый день Пасхи, в селе Каманке, Тюменского округа, сгорела церковь с

250 человеками молившихся в ней православных. В том же году, 25 апреля, от

поджога теми же раскольниками, пострадала Тюмень, сгорело в ней пять

церквей, приказ, гостиный двор и много домов.

Труды по управлению обширною епархией, заботы и огорчения подломили

силы и здоровье маститого митрополита: на 26 июля 1691 года преосвященного

Павла внезапно постигла болезнь – паралич, отнялся язык и память, правая

рука и нога. В таком положении оставался он до конца августа того же года,

а в следующем, 1962 году, по указу Государя, вызван в Москву, куда

отправился больной, и по пути скончался 4 января 1692 года.

Для успешного распространения в этом крае христианства, по

благословению патриарха Иоакима, основан был Селенгский монастырь (1681). В

апреле 1683 года было заложено первое каменное здание – Софийский собор,

прообразом которого явилась церковь Вознесения в Московском Кремле.

Софийско-Успенский собор соорудили в 1686 году. Почти одновременно, в 1685-

1686 годах вокруг Софийского двора построили каменную стену. В ее северной

части находился главный вход, Святые ворота с Церковью Сергея Радонежского

над ними. Тогда же построили и колокольню. Жилые же здания двора долго

оставались деревянными, за исключением двухэтажного архиерейского дома. В

1700 году в бескрайней Тобольской епархии было 160 православных храмов. Но

правильно организованных миссий для проповеди христианства в Сибири в этот

период не было. Язычников, несмотря на успехи веры Христовой, оставалось

еще много, и просвещение их было делом будущего.

Петр 1 был крайне заинтересован в обращении инородцев Сибири, поэтому

его внимание привлекла деятельность почти душевнобольного Тобольского

митрополита Игнатия Римского-Корсакого(1692-1701;фактически до 1699года),

на которого в Москву непрерывно поступали жалобы. Стоит заметить, что

митрополит Павел обличал Тобольского воеводу боярина Андрея Федоровича

Нарышкина, который был двоюродным дядей, царствовавшего тогда Царя Петра

1. Злоупотребляя своею властью, воевода с дружиною творили всевозможные

бесчинства: жили распутно, грабили народ и в особенности инородцев,

истязали их. 18 июня 1700 года Петр попросил Киевского митрополита

назначить на Сибирский митрополичий престол ученого монаха, «благого,

непорочного жития человека, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и

мог бы Божиею помощию исподволь в Китае, и в Сибири в слепоте идолослужения

и в прочих неверствиях закоснелых человек приводить в познание и служение,

и поклонение истинного Живого Бога». В помощь этому человеку надо прислать

ученых монахов, «которые бы могли твердыми святого Евангелия доводами

многие души области темные сатанинские привести в свет познания Христа Бога

нашего».

После этого 23 марта 1701 года малороссийский архимандрит Димитрий

Туптало был посвящен в митрополита Тобольского и Сибирского. Однако царю

так понравился этот образованный человек и прекрасный проповедник, что он

не отпустил его в Сибирь, а сделал митрополитом Ростовским. Следующим

кандидатом, предложенным Киевским митрополитом, был архимандрит Филофей

Лещинский, который управлял Сибирской епархией в 1702-1711, а потом еще раз

в 1715-1720 годах. Его-то и должно назвать основателем миссии в Западной

Сибири. Трудности миссионерства в Сибири намного превосходили те, с

которыми вынуждены были бороться проповедники православия в Европейской

России. Удаленность от главных церковных и светских центров столицы

затрудняла служебную переписку. Духовенство, подчиненное митрополиту, не

являло собой, как правило, образец нравственности и христианских

добродетелей, да и не отличалось образованием. Немногие соглашались

добровольно отправиться в далекую землю, где условия жизни духовенства были

значительно хуже, чем в других российских епархиях. Многие священники,

диаконы и монахи в наказание за какие-нибудь проступки ссылали в Сибирь и

покидали эти края при первой же возможности. В XVIII веке в Святейший Синод

постоянно приходили жалобы от Сибирских епархиальных архиереев на

непригодность подчиненного им духовенства. Клирики совершенно не знали

языков инородцев, но даже знания разговорного языка не помогало в переводе

христианских понятий, которым не находилось соответствия не только в языке,

но и в представлениях инородцев. Разнообразие религиозных исповеданий

составляло еще одну специфическую трудность для миссии в Западной Сибири.

Народности, находившиеся ранее под господством татар, частично исповедовали

ислам. Между Уралом и Енисеем и далее на восток кочевали народы,

приверженные самому примитивному шаманизму, который на юге, в Забайкалье,

на монголо-китайской границе, смешивался с буддизмом-ламаизмом. Миссионеры

сталкивались здесь с враждебным отношением населения ко всему русскому. Их

совсем не поддерживали местные государственные власти, авторитет которых

был в XVIII веке ничтожен: российская власть над инородцами в удалении от

городов или крепостей во многих случаях существовала только на бумаге. При

таких условиях миссия нуждалась в сотрудниках, которые были бы готовы на

самопожертвование.

Митрополит Филофей, известный в Орловской губернии Свенского монастыря

и строгий аскет, с большим усердием взялся за миссию в Сибирской епархии.

Поначалу он хотел основать славяно-латинскую школу для полготовки

миссионеров, но Петр I счел латынь излишней и отказал в деньгах, возложив

финансирование школы на Тобольскую епархию, средства которой были и без

того весьма скромными. Тогда Филофей предложил царю выселить татар-

мусульман из епархии и ввести смертную казнь для многочисленных староверов,

искавших убежище в Сибири, если они откажутся вернуться в Церковь.

Миссионерская деятельность, по его убеждению, должна активизироваться

прежде всего денежными поощрениями и льготами в налогах. Возможно, эти

предложения 1702 года и стали причиной появления упомянутых указов царя о

льготах для новокрещеных, которые действовали затем и в Сибири. Филофей

управлял своей епархией дважды: в 1702-1711 и в 1715-1720 годах. Миссия

первого периода сосредоточилась главным образом в области Березова,

довольно близко к северу от Тобольска, на Иртыше и Оби. По личным указам

Петра I от 1 декабря 1705 года и от 7 июня 1710 года миссионеры обращали в

православие тамошних остяков, самоедов и вогулов, находившихся под властью

шаманов, император повелел сжигать идолов, а новокрещеным в виде поощрения

выдавать одежду и зерно за государственный счет. Митрополит Филофей

вынашивал еще более грандиозные планы: так, в 1702 году он поставил задачу

подготовить миссию в Китае и на Камчатке. В 1709 году он заболел и

отправился на покой в монастырь, где принял схиму под именем Феодора,

однако до прибытия в середине 1711 года своего преемника Иоанна Максимовича

он продолжал прежнее служение, митрополит Иоанн, исполняя указ 1710 года по

усилению миссионерской деятельности, просил его просвещать инородцев и

далее. Филофей согласился и даже на покое, и во второй период своего

служения отдавал все силы этой работе. Он лично ездил к остякам на Обь и

Иртыш, посещал на юге зырян и вогулов, а также поселки мусульман и татар.

Устав от миссионерских трудов, он в 1721 году окончательно оставил

архиерейский престол и ушел в монастырь. Но и здесь он трудился для миссии

вплоть до своей кончины в 1727 году; его главной заботой было укрепление

новокрещеных в вере и окормление их, он строил храмы и старался воспитать

хорошее духовенство. В пору его предстоятельства крестили примерно 40000

инородцев разных народностей Западной Сибири.

Повествуя истории Тобольско-Тюменской епархии необходимо рассказать о

жизни великого просветителя Сибирской земли, святителя Иоанна, митрополита

Тобольского и всея Сибири, чьи мощи до сей поры почивают под сводами

Покровского собора. Святитель Иоанн родился в декабре 1651 года в Нежине,

Черниговской губернии, и принадлежал к дворянскому роду. У отца его Максима

Васильковского, жившего в Киеве и употреблявшего свои средства на украшение

храмов Божиих, было семь сыновей, из коих Иоанн был старшим. Он выделялся

из среды своих братьев особыми духовными дарованиями и прилежанием к

книжному обучению. Закончил свое образование Иоанн в Киевской академии –

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.