бесплатно рефераты
 

История (шпаргалка, Томск, 2003г.)

Непосредственно разработка концепции реформ началась с января 1857 г.,

когда был создан специальный секретный комитет для подготовки крестьянской

реформы. Первым проектом, который обсуждался в комитете был проект,

разработанный летом 1856 г. зам. министра внутренних дел Левшиным. С

некоторыми корректировками основные положения этой программы были разосланы

в виде рескриптов губернаторам (сначала Петербургскому и Виленскому), и

одновременно создавали специальные губернские комитеты. Вскоре после этого

секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу

(1858 г.), а в его составе основные функции выполнял Земский отдел

Министерства внутренних дел во главе с Милютиным. В губернских комитетах

обсуждались различные варианты проектов, которые затем направлялись в

созданные при главном комитете редакционные комиссии (февраль 1859 г.).

Среди множества проектов принято обращать внимание на: 1. Унковского, где

наиболее последовательно отразились стремления помещиков нечерноземной зоны

(полный выкуп крестьян с землей, при содействии правительства). 2. Проект

Полтавского ( черноземные зоны (наделы крестьянам давались лишь на время,

крестьянам свобода без земли). 3. Проект Самарина ( наиболее

последовательно отражавший проекты степной зоны ( промежуточный вариант.

Манифест «19 февраля 1861 г.» предоставлял крестьянам личную свободу и

общегражданские права (мог владеть движимым и недвижимым имуществом,

заключать сделки, выступать как юр. Лицо, вступать в брак без ведома

помещика, поступать на службу и в учебные заведения, менять место

жительства, переходить в сословия мещан и купцов). Но сохранялась община.

Крестьянство ( единственное сословие, которое платило подушную подать,

несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. В

«положении» раскрывалась суть реформы. Россия была условно разделена на три

полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них

устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В

этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с

помещиком. Конкретные размеры участка должны были фиксироваться в уставных

грамотах, которые должны были быть составлены отдельно для каждого помещика

и каждой общины. Если они не приходили к соглашению, то к решению спора

привлекались мировые посредники. При решении земельного вопроса наделы были

значительно урезаны. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у

крестьян. При размежевании угодий помещики стремились к тому, чтобы их

земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилось чересполосица,

заставлявшая крестьян арендовать помещичью землю. Получая землю, крестьяне

были обязаны оплатить выкупные платежи. Размер выкупных платежей

устанавливался не в зависимости от рыночной стоимости земли, а из

соображений компенсировать помещику потерю бесплатного крестьянского труда.

80% - ссуда государства, в течении 49 лет крестьяне должны были возвратить

ссуду государству. 20% - крестьянин должен отдать сам помещику. Выплаты

крестьянами помещику растянулось на 20 лет. Так появилось временно

обязанное состояние крестьян, которые должны были платить оброк и выполнять

некоторые повинности, до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел.

Удельные крестьяне получали те наделы, которые имели до реформы, с

некоторым уменьшением в Петербургской, Самарской и Владимирской и с

небольшим увеличением в остальных губерниях (положение от 26 июня 1863 г.)

В 1863-1865 гг. они были переведены на выкуп. Оброчная подать в пользу

царской семьи была преобразованы выкупные платежи сроком на 49 лет.

Государственные крестьяне получили в наделы те земли, которые были ранее в

их пользовании и еще получали лесные наделы. В 1886 г. государственная

оброчная подать была переведена в выкупные платежи с увеличением ее, в

среднем, на 45% и с уплатой в 44 г. В национальных районах крестьяне

получали наделы меньше, чем было до отмены, за большие повинности.

17 Эпоха великих реформ в 60-70гг. 19в.

Земская реформа. Согласно положению вводились бессословные выборные органы

местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на

трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и

губернских земских собраний) и исполнительных (уездных

и губернских земских управ). Выборы в земские

распорядительные органы – собрания гласных (депутатов)

– проводились на основе имущественного ценза, по

куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из

владельцев земли от 200 до 800 десятин или

недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая

курия (городская) объединяла собственников городских

промышленных и торговых заведений с годовым оборотом

не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не

менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии

(сельских крестьянских обществ) были многостепенными.

Земские собрания избирали исполнительные органы –

земские управы – в составе председателя и нескольких

членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их

деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они

несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за

своевременные поставки продовольствия, за качество

дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое

другое.

Городская реформа ( в продолжение земской ).

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение",

по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное

самоуправление - городские думы, избираемые на четыре

года. Городская дума (распорядительный орган) избирала

свой постоянно действующий исполнительный орган -

городскую управу, состоявшую из городского головы (так

же избираемого на четыре года) и нескольких членов.

Городской голова был одновременно председателем и

городской думы и городской управы. Городские думы

находились под контролем правительственных

чиновников.

Судебная реформа. В числе реформ одно из первенствующих мест,

несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко

продуманная реформа имела сильное и непосредственное

влияние на весь строй государственной и общественной

жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно

ожидавшиеся принципы - полное отделение судебной

власти от административной и обвинительной,

публичность и гласность суда, независимость судей,

адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.

Страна была разделена на 108 судебных округов.

Сущность судебной реформы сводится к следующему:

- суд делается устным и гласным;

- власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без

всякого участия административной власти;

- основной формой судопроизводства является процесс состязательный;

-дело по существу может разбираться не более

как в двух инстанциях.

- по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с

лишениями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий;

- устраняется канцелярская тайна;

- и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах

присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов,

составляемых из той же корпорации.

Военная реформа. Военное управление подверглось также

преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные

поселения. Были отменены унизительные телесные

наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня

общего образования офицеров армии посредством реформ

военных учебных заведений. Были созданы военные

гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком

обучения. В них принимались лица всех сословий.

В январе 1874 года была провозглашена всесословная

воинская повинность. Таким образом, результатом реформы стало создание

небольшой армии мирного времени со значительным

обученным резервом на случай войны.

Финансовые реформы.

Осуществление реформы 1861 г. на основе выкупной

операции требовало огромных кредитов. В кредитах остро

нуждались промышленность и транспорт.

Государственный бюджет страны испытывал хронический

дефицит. В 1861 г. он составил огромную сумму в 82,6

млн. руб. вместо изначально заложенных в смету 21,3 млн.

руб. Покрытие дефицита осуществлялось при помощи

иностранных займов, выпуска дополнительных

казначейских билетов и т. п., что приводило к колебаниям

курса рубля.

Реформы в области просвещения.

Народное образование также обратило на себя

внимание царя. Особенно важное значение имело в этом

отношении издание нового и общего устава российских

университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по

инициативе министра народного просвещения А.В.

Головкина, участвовала особая комиссия при главном

правлении училищ, составленная преимущественно из

профессоров Петербургского университета. Устав

предоставлял университетам довольно широкую

автономию: вводилась выборность ректора, деканов,

профессоров, университетский Совет получил право

самостоятельно решать все научные, учебные и

административно-финансовые вопросы. А в связи с

развитием университетов, соответственно быстрыми

темпами начала развиваться наука.

Реформы в области печати. Глубокое и благотворное влияние на развитие

общественного самосознания оказала также и реформа печати. В 1857 году

правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава.

После разрешения в 1858

году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и

деятельность правительства резко возросло количество

периодических изданий (1860 год – 230) и наименований

книг (1860 год –2 058).

18 Социально-экономическое развитие России в начале XX в.

Социальная структура. Рабочий класс. Крестьянство. Буржуазия. Дворянство.

Сохранялось сословная градация общества и привилегированное положение

отдельных социальных групп. Быстрое развитие промышленности ускорило

образование классов капиталистического общества ( буржуазии и пролетариата.

Формирующийся слой предпринимателей был тесно связан с самодержавием,

поскольку получал значительны льготы и пользовался протекционистскими

мерами правительства. Вместе с тем всевластие дворянства сочеталось с

глубоким кризисом помещичьего землевладения, которое в основной массе так и

не смогло приспособится к новым условиям хозяйствования, установившимся

после реформы 1861 г. Кризис помещичьего землевладения, который был

несколько смягчен, но не ликвидирован, подрывал экономические основы

положения дворянства. На рубеже XIX - XX в. основная масса дворянства была

уже безземельной и жила уже исключительно за счет службы. Безземельные и

малоземельные дворяне не могли нести всю массу расходов, связанных с их

высоким сословным положением. Противоречия между высоким сословным

статусом, одной стороны, и ограниченными экономическими возможностями, с

другой, постепенно подрывало основы корпоративного самосознания. Вместе с

тем, дворянство все в меньшей степени соответствовало своей главной задаче

( быть опорой престолу. Крестьяне были основным податным и бесправным

сословием. В деревне наметился процесс социального расслоения: кулаки и

зажиточные. Все крестьяне боролись против помещичьего землевладения. В

России буржуазия играло не значительную роль (не выработало единых

политических требований) поддержало самодержавие, выдвигая проект умеренных

образований. Пролетариат формировался за счет выходцев из беднейших слоев

города и деревни. Условия труда рабочих ( тяжелые: самая низкая з/п, самый

продолжительный рабочий день, плохие жилищные условия, отсутствие развитого

рабочего законодательства, которое только начинало складываться.

Духовенство было еще одним привилегированным сословием. Православное

духовенство идейно обслуживало самодержавие и следило за моральным

состоянием общества. Развитие промышленности. Возникновение новых

промышленных районов.

Капитализм в промышленности прошел в три стадии: 1. Мелкотоварное

производство (в основном крестьянские промыслы), 2. Капиталистическая

мануфактура, 3. Капиталистическая фабрика, когда возникает машинная

индустрия. В начале 80-х годов Россия завершился промышленный переворот.

Машинный труд вытеснял ручной. Широко использовались паровые машины и

механические станки. Появились новые промышленные центры. За вторую

половину XIX века добыча угля возросла почти в 30 раз, а нефти ( в 700 раз.

Возникали фабрично-заводские поселки.

Развивалось железнодорожное строительство. В середине 50-х годов XIX в.

построена Николаевская железная дорога, которая связала Москву с

Петербургом. В конце 70-х годов началось железнодорожное строительство на

окраинах России: в Закавказье, Средней Азии, Сибири. Инициатором

«железнодорожного бума» был министр путей сообщения С.Ю. Витте. В 90-е годы

шло строительство транссибирской железнодорожной магистрали.

19 Народничество.

Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с

60-х годов, пережив расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к

80-90-м годам сошло с политической сцены.

В начале (( века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение

эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от

идеологии народников 70-х годов 19 века. Революционеры-народники вступили в

борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали

идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию

капитализма, перейдя сразу к социализму. В 40-60 годы эти взгляды развивали

Герцен, Петрашевцев, Чернышевский. Однако, капиталистическое развитие

России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести

борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя,

ограниченным просветительством. Таким образом, если перед революционерами-

демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед

революционерами-народниками помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос

и о капитализме, и последнее пытались решить оба этих вопроса.

Двойственность задач обуславливала двойственность и противоречие

практических действий и теоретических воззрений народничества. Считая

капитализм реакционным, народники считали, что Россия должна перепрыгнуть

через него во имя интересов крестьянства и царства свободы, отрицали

буржуазные черты, присущие послереформенному крестьянству. Одновременно они

выражали и демократические, прогрессивные тенденции в развитии общества,

борясь за социалистическое равенство, отстаивали объективно крестьянскую

мелкобуржуазную демократию, ибо в России преобладал класс мелких

производителей. Идеологи народничества воплощали последовательный, боевой,

объективно-революционный крестьянский демократизм и демократизм

мелкобуржуазных слоев, умеренный и половинчатый.

По мере развития революционного движения на первый план попеременной

выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного

движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В

результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные

тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало

революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг.

преобладало либеральное. Противоречия отразились и на идеологии

народничества, а это сказалось и на развитии революционной борьбы. Заслуга

народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу за

демократическое преобразование страны, за республику и социализм.

Народничество выработало некоторые идейно-политическое направления, которые

пытались осуществить на практике. Главные из них:

1.)пропагандистское, разрабатываемое группой во главе с Лавровым,

2.)анархистское — с Бакуниным и

3.)заговорщическое — с Ткачевым.

Всем этим направлениям присущи демократические черты. Анархистские взгляды

Бакунина сыграли определенную роль в становлении народничества. Его

взгляды, как анархистские, были направлены на всяческое истребление

владения человека человеком. Ткачев считал, что небольшая группа

революционеров способна свергнуть правительство и взять власть в свои руки.

Вопрос о возможности захвата власти этой группой долго дискутировался.

Итог: небольшая группа революционеров сделать это способна, но опираясь на

народную массу.

Теоретические воззрения народников были проверены революционной практикой.

Ошибочные и порочные взгляды были отвергнуты, прогрессивные же были и

использованы борцами с политикой самодержавия.

Зимой 73-74гг. народнические организации приняли решение весной идти в

народ. Весной и летом 74г. в народ двинулись сторонники Лаврова и

Бакинисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России.

Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания

крестьян.

Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было

недоверие со стороны народа.

21 Политические партии. В 1903 г. в Лондоне были приняты программа и устав

РСДРП (российская социал-демократическая партия). В программе

предусматривалось 2 этапа революции: 1) программа-минимум - реализация

буржуазно-демократических требований/ ликвидация самодержавия, введение

равного избирательного права, 8-ми часовой рабочий день; возвращения

крестьянам земель, отмена выкупных платежей, и др./. 2) программа-максимум

– осуществление социалистической революции и установления диктатуры

пролетариата. Однако по программным и организационным разногласиям

произошел раскол на партию большевиков (сторонники Ленина) и меньшевиков

(сторонники Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую

организацию профессиональных революционеров и стояли за диктатуру

пролетариата ( установление политической власти рабочих для построения

социализма и в дальнейшем создания бесклассового общества). Меньшевики

выступали против диктатуры пролетариата и предполагали сотрудничество с

другими партиями. Партия социалистов-революционеров (эсеры) сложилась в

1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Главной задачей

эсеров считалось уничтожение частной собственности на землю, передачи ее

крестьянам. Тактикой был террор. Своей опорой они считали крестьян, однако

состав партии был преимущественно интеллигентским. Либеральное движение

сформировалось в земствах и городских думах. Они стояли за конституционную

монархию. Вели борьбу против крайностей «справа» (произвол правительства) и

«слева» (деятельность радикалов – революционеров). В программе

предусматривались умеренные политические преобразования (конституционная

монархия и демократические свободы). На основе этой партии была создана

партия кадетов (конституционно-демократическая партия). Их программа

подразумевала модернизацию страны по западно-европейскому образцу и стала

партией оппозиционной царскому правительству. Консервативно-монархические

круги организовали «Союз русского народа» и «Союз Михаила Архангела»

(черносотенцы) Они выступали против любых революционных и демократических

выступлений , настаивали на укреплении самодержавия , целостности и

неделимости России, сохранения господствующего положения русских и усиление

позиций православной церкви. В январе 1905г в России началась революция.

Началом её принято считать так называемое «Кровавое воскресенье» (9 января

1905), когда правительственные войска расстреляли мирное шествие рабочих к

царю, в котором участвовало более 140 тыс. человек. Петиция к царю

содержала просьбу рабочих об улучшении материального положения и

политические требования – созыв Учредительного собрания и введение

демократических свобод.

22 I демокр-кая революция в России (1904-1907).Первое десятилетие XX в.

стало для Рос-кой империи периодом пробуждения невиданных до того социально-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.