бесплатно рефераты
 

История (шпаргалка, 2003г.)

История (шпаргалка, 2003г.)

|События рубежа XVI-XVII вв. | Ленин, будучи в полном |Буржуазные реформы 60-70 гг.|

|получили название «смутное |здравии, разрабатывал новую |XIX в. в России. |

|время». Время лихолетья |экономическую политику |Земская реформа. |

|затронуло все стороны |(НЭП), политику полной |В 1864 г. было издано |

|русской жизни - экономику, |экономической и политической|положение «О губернских и |

|власть, внутреннюю и внешнюю|реорганизации развития |уездных земских учреждений».|

|политику, идеологию и |общества, то есть Ленин и |В губерниях и уездах |

|нравственность. Причем смуты|его соратники разрабатывали |создавались земства |

|заключались в обострении |план создания основной |(выборные органы из |

|социальных, сословных, |социалистической экономики в|представителей всех |

|династических и |условиях многоукладной |сословий). Из-за высокого |

|международных отношений в |экономической жизни, то есть|имущественного ценза там |

|конце правления Ивана IV и |в стране существовали |преобладали помещики. Сфера |

|при его преемниках. |зачатки социалистического |их деятельности |

|Запустели наиболее развитые |общества. |ограничивалась вопросами |

|в экономическом отношении |“Переход от административной|местного значения. Земства |

|центр (Москва) и |системы к хозрасчету — это |находились под контролем |

|северо-запад (Новгород и |главное” — считал Ленин. Он |центральной и местной |

|Псков) страны. Часть |писал, что мы вводим НЭП |властей. Выборы в уездные |

|населения разбежалась, |всерьез и надолго. В то же |земские собрания проводились|

|другая - погибла в годы |время Ленин, Троцкий, |на трех избирательных |

|опричнины и Ливонской войны.|каменев и Зиновьев, Сталин и|съездах (по куриям). Все |

|Более 50% пашни остались |Бухарин видели в НЭПе |избиратели делились на три |

|необработанными. Резко |опасность термидора, то есть|курии: 1. Уездные |

|возрос налоговый гнет, цены |мелкобуржуазного |землевладельцы; 2. Городские|

|выросли в 4 раз. В 1570-1571|контрреволюционного |избиратели; 3. Выборные от |

|гг. По стране прокатилась |переворота, реставрации |сельских обществ. На уездном|

|эпидемия чумы. Крестьянское |капитализма. Угроза |земском собрании выбирались |

|хозяйство потеряло |контрреволюционного |в уездную земскую управу |

|устойчивость, в стране |переворота постоянно |(исполнительный орган) и |

|начался голод. Центральная |присутствовала в сознании |депутаты в губернское |

|власть пошла по пути |коммуниста. |земское собрание. Губернское|

|прикрепления основного |Первой и главной мерой НЭПа |земское собрание избирало |

|производителя - крестьянина |стала замена продразверстки |губернскую земскую управу. |

|- к земле |продналогом, составившим |Уездный и губернский |

|феодалов-землевладельцев. В |сначала 20 % от чистого |предводители дворянства |

|конце XVI в. в России |продукта крестьянского труда|возглавляли управы. И те и |

|фактически в государственном|(он был в два раза меньше, |другие избирались на три |

|масштабе установилась |чем во время Военного |года. |

|система крепостного права. |коммунизма), затем он был |Городская реформа. |

|В 1591 г. при неясных |понижен до 10 % и принял |«Городовое положение» 1870 |

|обстоятельствах в Угличе |денежную форму. Остальной |г. создало в городах |

|погиб, якобы напоровшись на |продукт крестьянин мог |всесословные органы ( |

|нож в припадке эпилепсии, |продать, обменять и т.д. В |городские думы, на четыре |

|последний из прямых |промышленности были |года. Они избирались по |

|наследников престола царевич|ликвидированы Главки, вместо|куриям в соответствии с |

|Дмитрий. Фактическим |них были созданы Тресты, |имущественным цензом. |

|правителем государства |объединявшие однородные или |Главную роль в них играла |

|государства стал шурин царя |взаимосвязанные между собой |крупная буржуазия, под |

|боярин Борис Федорович |предприятия, получившие |строгим контролем |

|Годунов. Годунов выдержал |полную хозяйственную и |правительственной |

|ожесточенную борьбу с |финансовую независимость. К |администрации. Городская |

|крупнейшими боярами за |концу 22 года 90 % всех |дума избирала городскую |

|влияние на государственные |промышленных предприятий |управу (исполнительный |

|дела. Борис Годунов |были объединены в 421 трест,|орган), состоявшую из |

|(1598-1605 гг.) в тяжелых |40 % из которых были |городской головы и членов. |

|условиях - экономическая |централизованного, а 60 % |Городской глава являлся |

|разруха, сложная |местного подчинения. Тресты |председателем и городской |

|международная обстановка - |сами решали , что |думы и городской управы. |

|он продолжил политику Ивана |производить и где |Члены думы назывались |

|Грозного, но менее жестокими|реализовывать продукцию. |гласными. Дума ведала |

|способами. Годунов вел |Предприятия, входившие в |вопросами городского |

|успешную внешнюю политику. |трест, снимались с |хозяйства , образования и |

|Положение в стране еще более|государственного снабжения и|здравоохранения. |

|обострилось из-за неурожая. |переходили к закупке |Судебная реформа. |

|В 1601г. более двух месяцев |ресурсов на рынке. В ведении|«Новые судебные уставы» 1864|

|шли дожди. Потом очень рано,|ВСНХ остались лишь наиболее |г. вводили в России новую |

|в середине августа ударили |крупные предприятия, но и |систему судопроизводства. |

|морозы и выпал снег, что |они объединились в свои |Они предусматривали |

|привело к гибели урожая. В |тресты и им вменялось |всесословность суда |

|несколько раз выросли цены, |приносить прибыль. |(крестьяне по-прежнему |

|началась спекуляция хлебом. |Реализацией продукции |оставались подсудны особым |

|В следующем, 1602 г. посевы |занимались Синдикаты, |судам волостные), его |

|озимых вновь не дали |действовавшие самостоятельно|независимость от |

|всходов. Снова, как и в 1601|и на договорной началах. |администрации, не |

|г., наступили ранние холода.|Тресты из полученной прибыли|сменяемость судей, гласность|

|Цены выросли уже более чем в|должны были вносить на |и состязательность судебного|

|сто раз. Ели собак, кошек, |формирование резервного |процесса (судебные процессы |

|кору деревьев. Начались |капитала 20 %, затем |могли освещаться в прессе). |

|массовые эпидемии. В Москве |пониженный до 10 %. Этот |Вопрос о виновности решался |

|были отмечены случаи |капитал должен был |присяжными заседателями. |

|людоедства. Поползли слухи, |использоваться для |Мелкие дела разбирались в |

|что на страну наложено |расширения производства и |мировом и коронном суде, а |

|наказание за нарушение |покрытия убытков. В |уголовные и тяжкие ( в |

|порядка престолонаследия, за|промышленности и других |окружном ( в уезде), |

|грехи Годунова. Смутное |отраслях была восстановлена |особенно важные и |

|время объясняется прежде |денежная оплата труда. |государственные и |

|всего классовыми |Вводились тарифы зарплаты, |политические преступления ( |

|конфликтами. Поэтому в |была исключена уравниловка, |в судебной палате на уровне |

|событиях тех лет выделялась |сняты все ограничения на |губерний. Высшая судебная |

|прежде всего Крестьянская |рост заработной платы. Были |инстанция был сенат. |

|война XVII в., на фоне |ликвидированы трудовые |Судебные уставы вводили |

|которой протекали события |армии, отменена обязательная|институт присяжных |

|Смутного времени. |трудовая повинность и |поверенных ( адвокатуру и |

|Широкое распространение |ограничения перемещения |прокуроров. |

|слухи, что жив царевич |работников. Организация |Военная реформа. |

|Дмитрий, «чудесно спасшийся»|труда строилась на принципах|Создавались трехклассные |

|в Угличе. В 1602 г. в Литве |либерального стимулирования.|юнкерские училища для |

|объявился человек, |В промышленности и торговле |подготовки младших офицеров |

|выдававший себя за царевича |возникает частный сектор. |и военные академии для |

|Дмитрия. В 1604 г. |Ряд предприятий были |среднего и высшего |

|Лжедмитрий с помощью |денационализированы. Были |командного состава. |

|польских магнатов, |разработаны планы создания |Кадетские корпуса |

|навербовав 2000 наемников и |новых предприятий с числом |преобразованы в военные |

|используя недовольство |рабочих не более 20. Среди |гимназии, но оставалось |

|казаков, предпринял поход на|арендованных были заводы и |единственное элитарное |

|Москву. Борис Годунов в |фабрики, насчитывающие от |учебное заведение ( Пажеский|

|борьбе с Лжедмитрием I |200 до 300 человек. На долю |корпус, который соединял |

|допустил целый ряд ошибок. |частного сектора приходиться|военную гимназию и юнкерское|

|Проявив нерешительность, Он |20-25 % промышленных |училище. Туда принимали |

|не возглавил поход против |предприятий и 48 % |внуков и детей высших |

|самозванца. Судьба |предприятий розничной |офицеров. В 1864 г. введены |

|Лжедмитрия решилась под г. |торговли. |военные округа. Началось |

|Кромы: где царские войска |В России не прижились |перевооружение в армии: |

|перешли на сторону |иностранные концессии, их |замена гладкоствольного |

|самозванца. Этому событию |оставалось не более одного |оружия нарезным, введение |

|предшествовала неожиданная |процента ( 1 % ). |системы стальных |

|смерть Бориса Федоровича |В 20-е годы в СССР |артиллерийских орудий, |

|Годунова на 54-м году жизни.|развивались разного рода |улучшение конного парка. |

|Оказавшись в Москве, |кооперативы. В основном это |Улучшилась система |

|Лжедмитрий не спешил |были простого вида |управления вооруженными |

|выполнять данные обещания. |кооперативы: сбытовые, |силами. Всеобщее сословное |

|Продолжение крепостнической |снабженческие, кредитные и |воинская повинность введена |

|политик, новые поборы с |т.д. К концу 20-х годов |закон 1874 г. для мужчин |

|целью добыть обещанные |кооперативами были охвачены |достигших 20 лет. Срок |

|польским магнатам средства, |более половины всего |действительной службы |

|недовольство русской знати, |крестьянского населения. 28 |устанавливался в сухопутных |

|особенно усилившееся после |год по количеству |войсках до 6 лет и 9 лет в |

|женитьбы Лжедмитрия на |кооперативов превысил |запасе, на флоте ( до 7 лет |

|Марине Мнишек, привели к |дореволюционный 13 год в 13 |и 3 года в запасе. Сроки |

|организации против него |раз, в кооперативах состояло|действительной службы в |

|боярского заговора. В мае |более 28 млн. человек. В |значительной степени |

|1606 г. вспыхнуло восстание |стране существовало |сокращались в зависимости от|

|против Лжедмитрия. В |кооперативное |образовательного ценза |

|результате чего был убит. |законодательство, кредит и |(лица, имевшие высшее |

|После смерти Лжедмитрия на |страхование. |образование служили 6 мес.).|

|престол вступил боярский |В 22-м году была проведена |Освобождение от службы в |

|царь Василий Шуйский |денежная реформа. Начали |армии было возможно по |

|(1606-1610гг.). К лету 1606 |выпускать новые денежные |здоровью единственный сын в |

|г. Василию Шуйскому удалось |единицы — червонцы. Червонцы|семье, единственный кормилец|

|укрепиться в Москве, однако |имели золотое содержание и |в семье. Поздно введенное |

|окраины страны продолжали |курс в золоте. Один новый |всеобщая воинская повинность|

|бурлить. Политический |червонец равнялся 10 золотым|было связанно с |

|конфликт, порожденный |дореволюционным рублям. Вес |необходимостью |

|борьбой за власть и корону, |одного червонца составлял 7,|предварительного развития |

|перерос в социальный. Народ,|74 г. золота. С 24 года |сети жел. дорог, без которых|

|окончательно потеряв веру в |совзнаки прекратили печатать|невозможно было быстрое |

|улучшение своего положения, |и изъяли из обращения. В 24 |проведение мобилизации. |

|вновь выступил против |году курс советского |Реформы с сфере образования.|

|властей. В 1606-1607 гг. |червонца по отношению к | |

|вспыхнуло восстание под |доллару составлял $1=1 руб. |В 1864 г. издано «Новое |

|предводительством Ивана |94 коп. (в 1907 году — $1=2 |положение о начальных |

|Исаевича Болотникова, |руб.). Начали выпускать |народных училищах». Женщины |

|которое многие историки |новые казначейские билеты 10|получали возможность |

|считают пиком Крестьянской |руб. = 1 черв. На лондонской|преподавать в школах. |

|войны начала XVII в. |бирже советские деньги очень|Введено доступное |

|Летом 1610 г. в Москве |высоко котировались, |всесословное образование. |

|произошел переворот. Дворяне|считались они самой |Начальные школы были разных |

|во главе с П. Ляпуновым |устойчивой валютой. |типов ( государственные, |

|свергли Василия Шуйского с |В 24 году был сбалансирован |земские, церковноприходские,|

|престола и насильно |бюджет и было запрещено |воскресные и т.д. Земство |

|постригли его в монахи. |использование денежных |явилось инициатором |

|Власть захватила группа бояр|эмиссий для покрытия |постановки вопроса о |

|во главе с Ф.И. |расходов государства. |введении обязательного |

|Мстиславским. Это |В течение 1922-25-х годов |начального образования в |

|правительство, состоявшее из|были созданы специальные |стране. Обучались около 3 |

|семи бояр, получило название|банки, пайщиками которых |лет. Уровень знаний не |

|«семибоярщина». В августе |были Госбанк, синдикаты, |высокий. В 1862 г. |

|1610 г. семибоярщина, |кооперативы и частные лица, |церковноприходские школы |

|несмотря на протесты |а в 22-24-х годах даже |переведены в подчинение |

|патриарха Гермогена, |иностранцы. Эти банки |синоду. В 1864 г. издали |

|заключила договор о |финансировали народное |«Устав гимназий». Этот устав|

|призвании на русский престол|хозяйство. К концу 26 года |не ликвидировал |

|Владислава, сына короля |их было 61. Банки стали |преемственность обучения. |

|Сигизмунда, и впустила |связующим звеном между |Появились женские гимназии с|

|войска интервентов в Кремль.|отраслями народного |меньшим объемом изучаемых |

|27 августа 1610 г. Москва |хозяйства. |предметов. Гимназии делились|

|присягнула Владиславу. Это |Экономический механизм НЭПа |на классические |

|было прямое предательство |базировался на Рынке. |(гуманитарная подготовка) и |

|национальных интересов. |С 21 по 24 года индекс |реальные (имели практическую|

|Перед страной встала угроза |промышленного производства |направленность). Учились 7 |

|потери независимости. |увеличился боле чем в 3 раза|лет. После классической |

|Только опираясь на народ, |и практически достиг уровня |гимназии, если заканчивали |

|можно было отвоевать и |13 года. В сельском |на положительные оценки, |

|сохранить независимость |хозяйстве производство |можно было поступить в |

|Русского государства. В |выросло в 2 раза и |университет и институт. |

|начале 1611 г. в Рязанской |превысило уровень 13 года на|После реального училища |

|земле было создано первое |18 %. В 1927 и 28 годах |можно было поступить только |

|ополчение. Однако, из-за |прирост промышленной |в специальные учебные |

|вспыхнувшего восстания, |продукции составил |заведения ( горный, межевой |

|развить успех русские войска|соответственно 13 и 19 %. |и т.д. институты. И только |

|не смогли. Первое ополчение |Валовой продукт сельского |до сдав экзамены можно было |

|распалось. Весной 1612 г. |хозяйства увеличивался на |поступить в институт. В 1864|

|созданное второе ополчение |2,5 % ежегодно. В целом, за |г. был издан новый |

|двинулось к Ярославлю. Летом|1921-1928 года среднегодовой|«Университетский устав». В |

|1612 г. войска К. Минина и |темп прироста национального |1863 г. институтам вернули |

|Д.М. Пожарского подошли к |дохода составил 18 %. |автономию. Они сами решали |

|Москве и соединились с |Никогда в нашей стране не до|административные и |

|остатками первого ополчения.|и не после советская |научно-педагогические |

|Победа была одержана в |экономика так не |вопросы. Женщины не могли |

|результате героических |развивалась. К 28 году |поступать в высшие учебные |

|усилий русского народа. |национальный доход на душу |заведения, но в 1869 г. в |

|В 1613 г. состоялся Земский |населения возрос на 10 %, |Петербурге были открыты |

|собор в Москве, на котором |что превысило это же в США. |первые Высшие женские курсы,|

|стоял вопрос о выборе нового|Люди чувствовали улучшение. |которые работали по |

|русского царя. 21 февраля | |программе университетов, но |

|собор остановил свой выбор |Самым важным итогом НЭПа |до начала XX в. не давали |

|на Михаиле Федоровиче |стало то, что бурно росла |диплом о высшем образовании.|

|Романове, 16-летнем внучатом|именно социальная экономика.|В 1872 г. в Москве открыты |

|племяннике первой жены Ивана|В промышленности ключевые |курсы профессора Герье, в |

|Грозного Анастасии |позиции государственные |1878 г. в Петербурге открыты|

|Романовой. 2 мая 1613 г. |тресты, кредитование, |Бестужевские курсы. |

|Михаил прибыл в Москву, 11 |государственные и |Значение буржуазных реформ. |

|июля венчался на царство. |кооперативные банки. В |Реформы не решили полностью |

|Власть восстановилась в |сельском хозяйстве — мелкие |задач создания условий для |

|форме самодержавной |крестьянские хозяйства, |модернизации страны, однако |

|монархии. |охваченные простыми видами |их проведение имело огромное|

|После нескольких военных |кооперации, связанные между |значение и имело не |

|столкновений, а затем |собой рынком и регулируемые |однозначные последствия. |

|переговоров 1617 г. был |государством, эти ячейки |Был сделан важный шаг к |

|заключен Столбовский мир. |экономики России обнаружили |смягчению межсословных |

|Швеция возвращала России |высокие способности к |перегородок, хотя сословная |

|новгородскую землю, но |согласному взаимодействию и |система в целом продолжала |

|удерживала за собой |сбалансированному |существовать. |

|Балтийское побережье и |стабильному развитию. Была |результатом реформ стало |

|получила денежную |доказана возможность |достижение существующего |

|компенсацию. В ходе смуты, в|успешного экономического |прогресса в развитии |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.