бесплатно рефераты
 

История сословий в России XVII-XXвв

История сословий в России XVII-XXвв

Содержание

Введение 2

Сословия в России XVII века. 3

Общественный строй в России XVIII века. 10

Положения сословий в период разложения крепостнического строя

(первая половина XIX в.) 25

Сословия в России периода развития и утверждения капитализма

(вторая половина XIX в). 28

Положение сословий в России в XX в. 30

Заключение 32

Список используемой литературы. 33

Введение

Население государства может состоять или из различных этнографических

групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных

общественных союзов (классов, сословий).[1]

Сословие – социальная группа с закрепленными законом наследственными

правами и обязанностями, окончательно сложившаяся на основе классовых

отношений феодализма.[2]

На протяжении веков многие историки, философы и ученые уделяли

проблеме сословий огромное внимание. Одним из них был выдающийся русский

историк В.О. Ключевский, который посвятил этой теме книгу под название

“История сословий в России”, в которой он рассмотрел положение различных

слоев русского общества.

В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду,

в основании которой стояли социальные низы, а во главе находился высший

слой общества.

Проще всего рассматривать положение сословий в России по векам. В

своей работе я постараюсь осветить историю сословий в России с XVII по XX

века.

Сословия в России XVII века.

Гражданская война в России начала XVII в., составной частью которой

стала цепь народных восстаний (Хлопка, Болотникова и др.), открыла целую

эпоху мощных социальных потрясений. Вызваны они были усилением натиска

феодалов, государства на народные низы, прежде всего окончательным

закрепощением крестьянства, основной массы населения России. Логика,

диалектика истории, помимо прочего, состоит в том, что укрепление

государства — результат трудовых и ратных усилий народных низов —

сопровождается ухудшением положения последних, усилением давящего на них

пресса всяких податей, барщинных и иных повинностей.[3]

Всякое действие порождает противодействие, в том числе и в обществе,

во взаимоотношениях классов и сословий. Во всяком обществе не могут не

возникать социальные противоречия, которые, в свою очередь, в периоды

крайнего их обострения порождают столкновения интересов, стремлений. Они

принимают разные формы — от ежедневной борьбы (невыполнения или плохого

выполнения повинностей, борьбы в судах за землю) до открытых восстаний,

вплоть до наивысшей их формы — гражданских войн больших масштабов.

XVII столетие в истории России современники недаром назвали «бунташным

веком». Еще одна гражданская война (Разинское восстание), сильные городские

восстания, особенно в Москве — святая святых самодержавия российского,

выступления раскольников, множество местных, локальных движений. Социальные

потрясения охватили страну от ее западных рубежей до Тихого океана, от

северной тайги до южных степей. Современники-иностранцы не только с

удивлением наблюдали за разливом народных мятежей в России, соседней

Украине (Б. Хмельницкий), но и сопоставляли их с аналогичными событиями в

Западной Европе (народные восстания в Англии, Франции, Нидерландах,

Германии XVI— XVII вв.).

В основе всего этого — «усиление социального неравенства», которое

«еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой

массы» (В.О. Ключевский). С одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр

и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной н местной

бюрократии {приказной и воеводский аппараты), с другой — социальная

приниженность крепостных крестьян и холопов. Эти два социальных полюса —

крайние точки, между которыми лежали другие, промежуточные слои, положение

которых варьировалось в зависимости от статуса в иерархической системе

государства.

Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий господствующее место

безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть

проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и

крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению».

Служилые люди по отечеству оформились в XVII в. в сложную и четкую иерархию

чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному

ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на

чины думные (бояре] окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские

(стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые (дворяне

выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские

городовые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы

переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый

класс — сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их

поместья и вотчины. Требования дворян и меры властен привели к тому, что к

концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В течение

всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные

массивы земель; с другой — часть владений, более или менее значительную,

перевели из поместья в вотчину. Переписные книги 1678 г. насчитали по

стране 888 тыс. тяглых дворов, из них около 90% находилось в крепостной

зависимости. Дворцу принадлежало 83 тыс. дворов (9,3%), церкви — 118 тыс.

(13,3%), боярам — 88 тыс. (10%), более же всего дворянам — 507 тыс. дворов

(57%).[4]

В XVII в. немалое число худородных дворян проникли в столичные сферы —

по родству с царем, фавору, заслугам на бюрократическом поприще. Бурный и

неспокойный XVII век во многом потеснил старую аристократию.

В состав господствующего класса входило и духовенство, являвшееся

крупным феодалом. Большие земельные владения с крестьянами принадлежали

духовным феодалам. 8 XVII в. власти продолжали курс своих предшественников

на ограничение церковного землевладения. «Уложение» 1649 г., например,

запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии

церкви в делах суда и управления.

Крестьяне и холопы. В отличие от феодалов, особенно дворянства,

положение крестьян и холопов в XVII в. существенно ухудшилось. Из

частновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех —

крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу

феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки.

Обычный размер «изделья» — от двух до четырех дней в неделю, в зависимости

от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных (богатые и

«семьянистые» крестьяне работали больше дней в неделю, «скудные» и

«одинокие» — меньше), количества у них земли. «Столовые запасы» — хлеб и

мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды — возили 'на дворы к

владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и

живописцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень.

Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам

или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.д. и т.п. Крепостные,

помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности в пользу казны.

В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и

черносошных. Положение зависимых от феодалов крестьян усугублялось и тем,

что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались неприкрытым

насилием, издевательствами, унижением человеческого достоинства.

После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячами их

хватали и возвращали владельцам.

Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на заработки. Обедневшие

крестьяне переходили в категорию

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда несколько

сотен человек. Это — приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные,

сторожа и сапожники, сокольники и «певчие ребята». К концу века произошло

слияние холопства с крестьянством.

Снизился средний уровень благосостояния русского крепостного крестьянства.

Сократилась, например, крестьянская запашка: в Замосковном крае на 20—25%.

Одни крестьяне имели полдесятины, около десятины земли, у других и того не

было. А у зажиточных случалось по нескольку десятков десятин земли. Они

брали на откуп господские винокурни, мельницы и др. Выходили в торговцы и

промышленники, подчас весьма крупные. Из крепостных Б.И. Морозова вышли,

например, ставшие подрядчиками-судовладельцами, а затем крупными

солеторговцами и рыбопромышленниками Антроповы. А Глотовы, крестьяне кн.

Ю.Я. Сулешева из села Карачарова Муромского уезда, стали богатейшими

купцами первой половины столетия.[5]

Лучше жилось государственным, или черносошным, крестьянам. Они не были

в состоянии непосредственного подчинения частному владельцу. Но они

зависели от феодального государства: в его пользу вносили налоги, несли

разные повинности.

Посадские люди. Процесс восстановления, возрождения затронул после

Смуты и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались

сдвиги, не очень крупные и решительные по масштабам, но весьма заметные.

К середине столетия в стране числилось более 250 городов, а дворов в

них, по неполным данным, — более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов.

Принадлежали они ремесленникам н торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.),

боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.

Крупные города располагались на важных торговых путях по Волге (Ярославль,

Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск,

Холмогоры, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от

Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Великий, Псков), северо-

востоке (Соль Камская). В них насчитывалось более 500 дворов в каждом.

Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных,

поволжских уездах), но И в них постепенно появились посады — предместья,

населенные торгово-ремесленным людом.

Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора

раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем

количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее

хозяйственной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев,

белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.

Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговых

операций — Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в

128 кузницах), мехового дела (примерно 100 мастеров), изготовления

различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и

головных уборов, много другого — всего, что нужно большому многолюдному

городу.

В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в

других городах России. Значительная часть ремесленников работала на

государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца

(дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные

ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули,

как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупность

которых называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы по

заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким

образом, перерастало в товарное производство. Появилась и простая

капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к

разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедные

посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и

гужевом.[6]

Развитие ремесленного производства, его профессиональной,

территориальной специализации вносит большое оживление в хозяйственную

жизнь городов, торговые связи между ними и их округами. Именно к XVII в.

относится начало концентрации местных рынков, складывания на их основе

всероссийского рынка. Гости н другие богатые купцы появлялись со своими

товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее

они не раз ссужали власти деньга-

Богатей из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в

посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и повинностей на

посадскую бедноту ~ мелких ремесленников и торговцев. Имущественное

неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «меньшими»

посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов,

особенно во время городских восстаний и гражданских войн «бунташного века».

В городах издавна проживали на дворах и в слободах, принадлежавших

боярам, патриарху и прочим иерархам, монастырям, их крестьяне, холопы,

ремесленники и пр. Занимались они, помимо обслуживания владельцев, и

торговлей, ремеслами. Причем, в отличие от посадских тяглецов, подати не

платили и повинности в пользу государства не несли. Это освобождало

принадлежавших боярам и монастырям людей, в данном случае — ремесленников и

торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.

Посадские люди на Земских соборах, в челобитных требовали вернуть всех

людей, занимающихся ремеслом и торговлей, в посадские общины, к посадскому

тяглу.

Общественный строй в России XVIII века.

Дворянство. На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли

дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в

самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом

статусе. Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них

заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном

стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых

людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей

боярских, жильцов и т.д.). В этом отношении велика была роль Указа о

единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями

и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на

вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы

имели земли на основе единого права - недвижимой собственности. Велика

также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по

крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества

(назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой

службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинать службу

с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и

морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и

последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих

заслуг, способностей и преданности государю.

Второе направление - консолидация в рамках единого привилегированного

сословия российского дворянства - феодальной верхушки всех народов,

населявших Российскую империю. Это был способ укрепления единства империи

как многонационального государства.

Третье направление развития дворянского сословия состояло в том, что

непрерывно расширялись его привилегии, повышался правовой статус. Уже Указ

1718 г. о введении подушной подати резко отделил правовой статус дворян как

сословия привилегированного и неподатного от правового статуса сословия

податных, обязанных платить подушную подать и нести иные повинности, в том

числе и от статуса служилых людей “по-отечеству” - однодворцев (бывшей

низшей категории дворянства), которые попали в разряд податного населения.

Основной привилегией дворянства являлось монопольное право владеть землей,

населенной крепостными крестьянами. На протяжении XVIII в. правительство

многократно подтверждало запрещение всем иным сословиям владеть землей,

населенной крестьянами. Исключение было сделано только для предпринимателей-

заводчиков. Но посессионные крестьяне были приписаны к заводу, а не к

заводчику, и при перемене владельца завода они переходили к новому

владельцу как неотъемлемая принадлежность завода. Правда, в XVIII в.

появляется тип безземельного дворянина. Отчасти это было следствием Указа

1714 г. о единонаследии в соответствии с которым земля по наследству

переходила к старшему сыну, а остальные сыновья, получив в наследство часть

движимого имущества, должны были искать себе средства к существованию на

царской службе.

Но главной причиной появления безземельных дворян было прекращение

“верстания поместьями” за службу и переход к денежной форме оплаты

государственной службы и мобилизации земельной собственности, т.е.

концентрации ее в руках крупных землевладельцев. В XVIII в. дворянство

“осваивает” огромные земли на вновь присоединенных к империи территориях,

главным образом на Юге (Новороссии), Заволжье, Предуралье. Но эти земли

концентрировались главным образом в руках крупных землевладельцев и

среднего дворянства, составлявших соответственно 16 и 25 процентов от общей

численности дворянства. Остальные дворяне были мелкопоместными или вовсе

безземельными. Владение землей, населенной крестьянами означало и право

вотчинной юстиции в отношении крестьян, вплоть до ссылки в Сибирь на срок

или бессрочно (Указ 1765 г.). Причем ссылку или отправку на каторгу должна

была осуществлять полиция по простой записке помещика. Дворяне получили

право владеть крепостными и без земли и продавать их также без земли, в том

числе и с разлучением семей. Следующей привилегией дворянства было их право

на замещение офицерских и чиновничьих должностей в армии и бюрократическом

государственном аппарате, хотя это право одновременно являлось и

обязанностью. Специальное учреждение - Герольдмейстерская контора при

Сенате, которая вела книги учета дворянства и регистрировала их родовые

гербы, должна была контролировать дворянскую службу. И, поскольку военная

служба была основным видом дворянской службы, то Конторе надлежало следить,

чтобы на гражданской службе состояло не более '/з мужчин от каждой семьи.

Дворянство также обладало и некоторыми другими привилегиями:

преимущественным правом на образование, правом беспрепятственного выезда за

рубеж и возвращения обратно, правом свободно торговать хлебом, в том числе

и на экпорт, даже право беспошлинно выкуривать для собственного

употребления определенное количество ведер водки в год, право владеть

заводами, фабриками, рудниками. Причем во изменение петровской берг-

привилегии 1719 г., установившей, что каждый может искать полезные

ископаемые и добывать их на земле любого владельца, Указ 1782 г. установил

для дворян собственность не только на землю, но и на ее недра.

Однако несмотря на все эти привилегии дворянство тяготилось

обязанностью пожизненной службы. Следует признать, что эта служба была

действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей

жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или

служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г.

ограничивает срок службы 25 годами. А Петр III Указом о вольностях

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.