бесплатно рефераты
 

История России 1913 год

исключением Основных государственных Законов, почин пересмотра которых

принадлежит единственно Государю Императору.

115. Кредиты на расходы Министерства Императорского Двора вместе с

состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих

ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению

Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным

образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов,

которые обусловливаются постановлениями Учреждения Императорской

фамилии 2 соответственно происшедшим в ней переменам.

116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного

периода, то остается в силе последняя, установленным порядком

утвержденная роспись с теми лишь изменениями, какие обусловливаются

исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до

обнародования новой росписи, по постановлениям Совета Министров, в

распоряжение Министерств и Главных Управлений открываются постепенно

кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако,

в месяц во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по

росписи итога расходов.

117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и

на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем

ведомствам в порядке верховного управления на основаниях, в законе

определенных.

119. Если по заблаговременном внесении в Государственную Думу

предположений о числе людей, потребном для пополнения армии и флота,

закон по сему предмету не будет в установленном порядке издан к 1 мая,

то указом Государя Императора призывается на военную службу

необходимое число людей, не свыше, однако, назначенного в

предшествующем году.

Примечания.

1 Подготовленные Советом Министров и одобренные 24 августа 1909 г.

Николаем II Правила о порядке применения 96 статьи Основных законов еще

более расширили сферу единоличной компетенции монарха в области руководства

вооруженными силами. Дума и Государственный Совет лишились права

рассматривать штаты военных и военно-морских учреждений. Законопроекты,

касающиеся управления армией и флотом, должны были представляться на

обсуждение Государственного Совета и Государственной Думы не целиком, а

лишь в тех частях, которые затрагивали вопросы общего законодательства.

2 «Учреждение о императорской фамилии» — законодательный акт,

регламентировавший состав российского императорского дома (т.е. правящей

династии), их права и обязанности.

4.1. Правительство (Совет Министров)

«Учреждение Совета Министров» 1

Ст. 1. На Совет Министров возлагается направление и объединение действий

главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и

высшего государственного управления.

2. Совет Министров состоит из Министров и Главноуправляющих отдельными

частями, принадлежащими к общему министерскому устройству. 2 Главные

начальники прочих ведомств участвуют в Совете лишь по предметам своего

ведомства. 3

9. Председатель Совета Министров по тем, подлежащим ведению Совета

делам, кои требуют высочайшего разрешения, входит со всеподданнейшими

докладами к Императорскому Величеству, а о прочих предметах повергает

на высочайшее благовоззрение в случаях, заслуживающих Монаршего

внимания.

14. Предположения главных начальников ведомств, равно особых совещаний,

комитетов и комиссий по предметам законодательства, а также иным,

подлежащим ведению Государственного Совета и Государственной Думы, не

могут быть внесены в спи установления без предварительного

рассмотрения в Совете Министров главных оснований этих предположений и

существенных их частей.

15. Никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята

главными начальниками ведомств помимо Совета Министров. Председателю

Совета доставляются Министрами и Главноуправляющими отдельными частями

безотлагательно сведения о всех выдающихся происходящих в

государственной жизни событиях и вызванных ими мерах и распоряжениях.

Таковые меры и распоряжения Председатель Совета, если признает нужным,

предлагает на обсуждение Совета.

16. Дела, относящиеся до ведомства императорского двора и уделов,

государственной обороны и внешней политики, вносятся в Совет

Министров, когда последует на то высочайшее повеление, или когда

начальники подлежащих ведомств признают сие необходимым, или когда

упомянутые дела касаются других ведомств.

17. Предположения начальников ведомств, принадлежащих к общему

министерскому устройству, о замещении главных должностей высшего и

местного управления поступают на обсуждение Совета Министров. Правило

сие не распространяется на должности по ведомству императорского двора

и уделов и по управлению армией и флотом, а также на должности

дипломатические.

19. Главными начальниками ведомств сообщаются председателю Совета

Министров предварительно все подлежащие представлению на высочайшее

благоусмотрение всеподданнейшие доклады, имеющие общее значение или

касающиеся других ведомств. Такие всеподданнейшие доклады вносятся на

рассмотрение Совета его председателем или же по соглашению его с

подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельною частью

докладываются сими последними непосредственно Государю Императору, при

том в случае надобности в присутствии председателя Совета Министров.

Примечания.

1 Продолжение Свода Законов Российской империи 1906 года. Ч. 1. СПб.,

б. г.

2 «Учреждение Совета Министров» ( т.е. закон о Совете Министров) было

разработано в соответствии с именным указом 19 октября 1905 г. «О мерах к

укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений». Этот

акт превратил собиравшийся ранее крайне нерегулярно (обычно — под

председательством царя) Совет Министров в постоянно действующую высшую

коллегию, игравшую под руководством особого должностного лица —

председателя Совета Министров — роль правительства Российской империи.

3 К Главноуправляющим «отдельными частями, принадлежащими к общему

министерскому устройству», относились Главноуправляющий землеустройством и

земледелием, Государственный контролер и Обер-прокурор Синода.

4 В число этих ведомств входили Собственная Его Императорского

Величества (Е.И.В.) канцелярия, Собственная Е.И.В. канцелярия по

учреждениям императрицы Марии, Канцелярия Е.И.В. по принятию прошений и

Главное управление государственного коннозаводства.

Состав Совета Министров на 1913 год

Сведения о составе высшего чиновничества (Министров и

Главноуправляющих, товарищей Министров и директоров Департаментов)

почерпнуты из личных дел и формулярных списков высших должностных лиц,

хранящихся в фондах ГИА РФ, а также из опубликованных списков чинов

Министерств и Главных управлений, списка гражданским чинам первых четырех

классов на 1913 г. Данные о губернаторах взяты из «Списка высших чинов

местных установлений Министерства внутренних дел» (СПб., 1913).

Министры и Главноуправляющие. (Всего 18 человек)

Сословное происхождение

|Крестья|Казак|Мещане|Купцы|Потомстве|Духовенств|Дети |Дворяне |Нет |

|не |и | | |нные |о |офицеров и | |сведе|

| | | | |почетные | |чиновников | |ний |

| | | | |граждане | | | | |

|— |— |— |— |— |— |2 |16 |— |

Наличие чинов

|Классы |XIV-IX |VIII-V |IV-II |Имели звания |

|Чины | | | |генерал-ад|камергер |статс-секр|

| | | | |ъютант и | |етарь |

| | | | |генерал | | |

| | | | |свиты | | |

|Военные и |— |— |3 |3 |— |— |

|морские | | | | | | |

|Граждански|— |— |9 |— |1 |— |

|е | | | | | | |

|Придворные|— |— |6 |— |— |7 |

|Всего |— |— |18 |11 | | |

Вероисповедание

|Православное |Евангелическо-|Римско-католич|Магометанское |Иудейское |

| |лютеранское |еское | | |

|17 |1 |— |— |— |

Возраст

|до 30 |31-35 |36-40 |41-45 |46-50 |51-55 |56-60 |61-65 |Старше 65 |

|лет | | | | | | | | |

|— |— |— |2 |2 |5 |3 |4 |2 |

Образование

|Высшее |Наличие |Среднее |Низшее, |

| |ученой | |включая |

| |степени | |домашнее |

|гражданское |военное | |гражданское |военное | |

|15 |1 |1 |— |1 |1 |

|16 | |1 | |

Наличие земли

|До 10 |11-50|50-10|101-50|501-10|1001-50|Свыше 5000|Без |Нет земли |

|дес. | |0 |0 |00 |00 | |указания | |

| | | | | | | |размера | |

|— |— |— |3 |1 |3 |1 |1 |9 |

5. Центральные государственные учреждения (Министерства)

«Учреждение Министерств» 1

Раздел первый. Общее образование Министерств

Ст.1. Управление каждого Министерства вверяется лицу, определяемому

по непосредственному Его Императорского Величества избранию с званием

Министра, Главноуправляющего или Главноначальствующего.

3. Главные части, Министерство составляющие, суть: 1) Департаменты 2; 2)

Совет Министров 3; 3) Общее присутствие в каждом Департаменте 4; 4)

Канцелярия Министра; 5) Особенные установления, при некоторых

Министерствах состоящие.

4. Особые правила о составе Министерств и главных их частей, а равно

изъятия из правил сего общего образования Министерств излагаются... в

частных Учреждениях Министерств по принадлежности.

Раздел второй. Общий наказ Министерствам

152. В порядке государственных сил Министерства представляют установление,

посредством коего Верховная Исполнительная Власть действует на все

части управления.

153. Министерства установлены на тот конец, чтобы непрерывным действием их

и надзором доставить законам и учреждениям скорое и точное исполнение.

155. Все Министры в действиях их подчинены непосредственно Верховной

Власти,

156. Власть Министров состоит в том, что они могут понуждать все

подчиненные им места и лица к исполнению законов и учреждений.

158. В обстоятельствах чрезвычайных, требующих высшего разрешения, когда

не может оно быть отлагаемо без важного вреда или государственного

ущерба. Министры уполномочиваются действовать всеми вверенными им

способами, не ожидая сего разрешения; но они обязаны доносить в то же

время о принятых ими мерах и о причинах их настоятельности.

159. Главноначальствующие и Главноуправляющие отдельными частями, хотя бы

и не имели они названия Министров, но когда вверено им главное

управление государственных дел, в общем разделении их отдельное

Министерство составляющих, имеют те же права, власть и обязанности,

какие присвоены Министрам, если особенными уставами и учреждениями не

постановлено для них изъятия в распространение их власти или к ее

ограничению.

182. Поелику все Министерства составляют единое управление, то ни одно из

них не может отделяться от другого, ни в видах управления, ни в общей

его цели. Разделение разных частей управления по Министерствам не есть

разделение самого управления, которое по существу своему всегда должно

быть едино.

183. Но при сем единстве управления ни один Министр не должен сам собою и

непосредственно входить в управление дел, вверенных другому.

Примечания:

1 Свод законов Российской империи. Издание 1892 г. Т. 1. 4.2. СПб., б.

г.

В настоящем сборнике публикуются отдельные статьи «Общего Учреждения

Министерств», в котором формулировались основные принципы организационного

устройства и деятельности важнейших звеньев центрального аппарата

управления Российской империи. Этот законодательный акт, появившийся еще в

1811 г., сохранял в целом и в 1913 г. значение главного нормативного

документа, регламентировавшего структуру и порядок работы Министерств.

2 Министерства могли помимо Департаментов подразделяться также на

Главные управления, управления и отделы.

3 Совет Министра — совещательный орган общей компетенции при главе

ведомства в большинстве Министерств. Членами Совета являлись товарищи (

т.е. заместители) Министра, руководители основных структурных подразделений

Министерства (директора Департаментов и др.), а также лица, назначенные

царем. Следует отметить, что в Министерствах могли создаваться

специализированные совещательные органы различного ранга и состава, которые

занимались обсуждением определенных категорий дел, подведомственных данному

Министерству.

4 Общее присутствие департамента — совещательный орган при директоре

Департамента. Членами Общего присутствия являлись начальники отделений

соответствующего Департамента.

Товарищи Министров и директора Департаментов 1913 г. (Всего 136 человек)

Сословное происхождение

|Крестья|Казак|Мещане|Купцы|Потомстве|Духовенств|Дети |Дворяне |Нет |

|не |и | | |нные |о |офицеров и | |сведе|

| | | | |почетные | |чиновников | |ний |

| | | | |граждане | | | | |

|1 |— |4 |1 |2 |8 |3 |108 |9 |

Наличие чинов

|Классы |XIV-IX |VIII-V |IV-II |Имели звания |

|Чины | | | |генерал-ад|камергер |статс-секр|

| | | | |ъютант и | |етарь |

| | | | |генерал | | |

| | | | |свиты | | |

|Военные и |— |— |6 |3 |— |— |

|морские | | | | | | |

|Граждански|10 |— |99 |— |15 |1 |

|е | | | | | | |

|Придворные|— |— |21 |— |— |— |

|Всего |10 |— |126 |19 | | |

Вероисповедание

|Православное |Евангелическо-|Римско-католич|Магометанское |Иудейское |

| |лютеранское |еское | | |

|122 |10 |4 |— |— |

Возраст

|Нет |31-35 |36-40 |41-45 |46-50 |51-55 |56-60 |61-65 |Старше 65 |

|свед. | | | | | | | | |

|— |1 |4 |16 |38 |32 |25 |13 |5 |

Образование

|Высшее |Наличие |Среднее |Нет сведений|

| |ученой | | |

| |степени | | |

|гражданское |военное | |гражданское |военное | |

|115 |6 |12 |2 |11 |2 |

|121 | |13 | |

Наличие земли

|До 10 |11-50|50-10|101-50|501-10|1001-50|Свыше 5000|Нет |Нет земли |

|дес. | |0 |0 |00 |00 | |сведений | |

|— | |1 |10 |7 |11 |4 |4 |99 |

5. Местное управление

Свод губернских учреждений 1

Ст. 1. Империя в отношении к порядку местного ее гражданского

управления разделяется на губернии, области и градоначальства. 2

Ст. 2. Каждая из сих частей Империи управляется или по Общему

учреждению или же по Учреждению особенному. 3

Общее учреждение губернское

7. Каждая губерния состоит из уездов и городов.

14. Губернские места и власти суть: главный начальник губернии;

губернатор; губернское правление; статистический комитет; губернское

по земским и городским делам присутствие или губернское по городским

делам присутствие; губернское присутствие или губернское по

крестьянским делам присутствие; губернское по воинской повинности

присутствие; губернское по промысловому налогу присутствие;

губернское по квартирному налогу присутствие; губернское присутствие

по налогу с недвижимых имуществ в городах, посадах и местечках;

губернское по делам об обществах присутствие; казенная палата;

губернский распорядительный комитет; управление земледелия и

государственных имуществ; губернское по фабричным и горнозаводским

делам присутствие и присутствие по делам страхования рабочих. В

некоторых губерниях состоят губернские по опекунским делам

присутствия, лесоохранительные комитеты, приказы общественного

призрения, губернские земские собрания, губернские земские управы и

губернские комитеты и управы по делам земского хозяйства. 4

15. Уездные места и власти суть: уездный исправник; уездный съезд или

уездное по крестьянским делам присутствие; уездное по воинской

повинности присутствие; уездные врачи; уездные комитеты общественного

здравия и оспенные; дворянская опека; уездный распорядительный

комитет; уездное земское собрание; уездная земская управа; уездный

комитет и уездная управа по делам земского хозяйства.

16. Городские власти и места суть: в городах С.-Петербурге, Москве,

Одессе, Севастополе, Керчи, Николаеве, Ростове-на-Дону вместе с

Нахичеванью 5 и в городе Баку: градоначальник; в городах с отдельною

от уездной полицией — полицмейстер; городовые врачи; городская дума;

городская управа; городской староста; сиротский суд; городское по

квартирному налогу присутствие и другие городские установления и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.