бесплатно рефераты
 

История России-составная часть мировой истории

История России-составная часть мировой истории

Московский государственный институт радиотехники ,электроники и

автоматики.

Кафедра истории России и права

Реферат по теме:

«История России-составная часть мировой истории».

Выполнил: Пылаев

Денис

Группа: ИП-1-02

Научный руководитель:

профессор Петров Г. Н.

Москва 2002

В «Истории России в рассказах для детей» Александра

Ишимова так характеризует славян до 862 года христианского летоисчисления

: в непроходимых лесах,топких болотах и дымных избушках жили люди красивые

лицом и станом,,гордые славными делами предков,честные,добрые и ласковые

дома, но страшные и непримиримые на войне.Их называли славянами от слова

«слава». Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и

отличались всеми хорошими качествами,которыми можно заслужить славу.Они

были так честны,что в обещаниях своих вместо клятв говорили только :»Если

яне сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!» - всегда исполняли

обещанное; так храбры,что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и

гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость чем-нибудь

оскорблен.Славяне разделялисьна разные племена, не знаи истинного Бога и

молились разным идолам. У них не было государя, что бывает у необразованных

народов : они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на

войне. Но так как славяне были воинственны и храбры, то иногда случалось,

что таких начальников было много. Каждый хотел приказывать по-своему :

народ не знал,кого слушать, и оттого у них беспристанные споры и

несогласия. А рядом со славянами на берегах Балтийского моря жил народ по

имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе –

норманнов.

Эти варяги-русь почитались от соседей народом умным : у них уже

давно были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится

добрый отец о детях; были и законы, по которым эти государи управляли ими,

и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян.

Правда, это случалось только тогда, когда они нападали на них во время

споров и несогласий их.

Вот славянские старики, видя счастье варягов и желая такого же своей

родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и

предприимчивому народу просить у него князей управлять ими.Послы сказали

варяжским князьям так:»Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет:

идите княжить и владеть нами.»

Варяги –русь были очень рады такой чести, и три брата из князей их:

Рюрик, Синеус и Трувор- тотчас поехали к славянам.Рюрик сделался государем

в Новгороде,самом старинном из городов славянских; Трувор в Изборске ,

Синеус в земле, лежащей около Белого озера.От этих князей славяне стали

называться русскими, а земля их-Русью или Россией.

Повествование раннего русского историка монаха-летописца Нестора в

“Повести временных лет” о призвании варягов на русскую землю для наведения

порядка в дальнейшем вызвало споры в среде историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-

историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера, которые были

приглашены в Россию в 18 веке в период правления Анны Иоанновны и расцвета

бироновщины. Авторы этой теории и её сторонники преувеличивали роль

скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Одним из

первых противников этой теории был М.В. Ломоносов, доказывающий абсолютную

самобытность славянской государственности.

Часть историков продолжает связывать с призванием варягов образование

древнерусского государства и предлагает рассматривать это в общем контексте

европейской истории. Основания для этого есть: период с конца VIII по XI

век - это время викингов в Европе , походов скандинавов в Западную Европу ,

когда они захватили весь континент, даже южную оконечность (в ХI в.

скандинавы образовали норманнское Королевство в Сицилии). Хотя в Западной

Европе существовали более развитые, чем у скандинавов формы общественной и

политической жизни, военная демократия викингов становилась организующим

элементом, катализатором для появления европейской государственности.

Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе.

В восточнославянских землях процесс образования государства шел

аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские

земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери

независимости не только Южной Русью (она платила дань), но и северной.

Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежей естественно. При этом

утверждается давно сложившаяся точка зрения о том, что варяги это норманны.

У этой позиции много противников. Поставлен вопрос, а действительно ли

варяги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователи

давно обратили внимание на то, что понятие "Русь" встречается в документах,

в том числе в "Повести временных лет", безотносительно к эпизоду с

призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе. Руги, русы -

это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной

Германии (Reisland до 1924 г. существовала на границе Саксонии и Тюрингии),

и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет,

сказать определенно нет оснований, очевидно, русы жили рядом с древлянами,

полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейское

происхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины,

независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы,

приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги

- это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость

балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л. Н. Гумилев

считает, что русы - это скорее, племя южных германцев. Однако точных

оснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы),

практически нет.

В последние два-три года появились утверждения, что русы являлись

племенем западных славян, которые издревне жили в районе Новгорода, и

именно дружина западных славян была приглашена новгородцами.

Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет о

гипотезах.

Другая точка зрения антинорманнистов - отрицание роли скандинавов в

политических процессах - противоречит известным фактам. Смешение родов и

племён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с

ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и

южнорусских племён – всё это характерные черты продвижения славянского

общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь

одновременно с ней подошла к рубежу образования большого

раннесредневекового государства. И викинги, как и в Западной Европе,

стимулировали этот процесс.

Практически споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик и

откуда изначально произошло слово Русь. Становление государственности - это

длительный процесс , развивающийся лишь на определенной стадии развития и

связанный с построением соответствующей общественной структуры. Этот

процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный

эпизод(призвание варягов управлять славянами) не мог определить ни его ход,

ни исход.

Имеются ли заметные следы влияния варягов на социально-экономические и

политические институты славян, на их язык и культуру? На Руси был только

русский язык. Договоры Х века с Византией, посольство киевского князя,

включая варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и

греческом, без следов шведской терминологии.

Принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейся

древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном

обосновании, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами тогдашнего

мира . Переход к новой вере был осуществлен князем Владимиром после его

попытки реформировать язычество: Владимир преобразовывал пестрый пантеон

многочисленных племенных славянских богов так, чтобы создать строгую

иерархическую систему для обоснования политической централизации и

укрепления авторитета власти верховного князя.

Известно, что эта реформа не оправдала возлагаемых на неё надежд, и

именно после этого встал вопрос о новой вере.

О крещении русского народа Александра Ишимова рассказывает так : в

955 году княгиня Ольга, когда сын ее вырос и она перестала управлять

государством, поехала в Константинополь, где жил патриарх, и там

окрестилась.Она хотела сделать и сына своего христианином, но Святослав и

слышать не хотел об этом. И только внук ее Владимир, известный в истории

как Владимир Красное Солнышко , решил покончить с идолопоклонничеством .Он

полагал , и не безоснований , что новая вера сплотит славянский народ. Но

какая вера лучше всех ? В Киеве были и магометане, и иудеи, и римские

католики, и греки. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная , кого

слушать, решился отправить десять человек в разные земли, чтоб узнать,

какой народ лучше всех других понимает Бога истинного. Послы его объездили

почти все государства европейские, и более всего понравилось им благочестие

греков и святое служение в церквах их. С восхищением рассказывали они

великому князю о вере греческой, и Владимир предпочел принять христианскую

веру от греков.

Но гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось

унизительным просить с покорностью крещения у греков, прежних врагов его

отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь к императорам

Василию и Константину, он просил у них не одной веры христианской, но

вместе с нею и руки сестры их царевны Анны. Умный Владимир знал, что,

сделавшись братом императоров, он мог, уже не стыдясь, называть их своими

просветителями в вере истинной.

Царевна Анна отправилась на корабле в Херсонес, где ждал ее жених.

Кроме придворных особ с ней поехало много священников для крещения

Владимира. Великий князь Владимир, бояре и дружина его крестились в

Херсонесе , а потом весело праздновали свадьбу Владимира с царевной. Когда

великий князь возвратился с молодой супругой и со всем двором своим в Киев,

прежде всего он велел жечь и рубить всех идолов. Потом приказал всем

киевлянам явиться на другой день на берег Днепра. Священники освятили

Днепр и начали крещение народа.Так крестились предки наши и не в одном

Киеве, но всем государстве русском. Церковь назвала Владимира Святым и

Равноапостольным. Он заслужил это название, потому что с таким же усердием,

как и Святые Апостолы, старался просвещать верою в Иисуса Христа своих

поданных-идолопоклонников.

Принятие христианства стало для древнерусских земель приобщением к

высшей форме тогдашней европейской цивилизации - византийской. Не только

Писание и богослужебные книги, не только навыки церковного и гражданского

строительства, не только возможность полноправного участия в европейских

политических и торговых делах получила Древняя Русь из Константинополя. Не

менее важна была греко-римская государственно-правовая традиция,

восходившая через Византию к античности. Выразилось это в переводе и во

введении в древнерусское право византийских земледельческих, уголовных,

брачных и судебных законов. Православие не препятствовало освоению основ

римской гражданственности. Древняя Русь знала право частной собственности

на землю и феодальную иерархию.

Войдя в состав христианской цивилизации, Россия открыла для себя путь к

усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний,

накопленных Византией и Европой.

Одни историки считают, что противоборство восточного и западного

христианства определило и положение России в христианском мире, и

направление культурных контактов. Россия приняла христианство в форме

православия и на многие века отстранилась от Западной Европы . Религия в

вероисповедании была принципиально важна для средневекового сознания .

Европа для России - центр «латинства», которое считалось чуть ли не ересью.

Интерес к плодам западной цивилизации обрёл устойчивый характер только к

XVII веку и стал охватывать всё более широкие круги интеллектуалов.

Другую позицию выразил Георгий Флоровский. Он считает, что «имя Христа

соединяет Россию и Европу, как бы не было оно искажено и даже поругано на

Западе. Есть глубокая религиозная грань между Россией и Западом. Россия,

как живая преемница Византии, останется православным Востоком для

неправославного, но христианского Запада, внутри единого «культурно-

исторического цикла» .

Геополитическое положение Руси - государства, возникшего на стыке

континентов и пересечения множества культур, предопределило множество черт

того, что впоследствии будет названо «загадочной русской душой».

Бескрайние просторы страны, не имевшей ни естественных, ни юридических

границ, полная зависимость от природы и сурового климата в сочетании с

постоянной угрозой различного рода кочевников сформировали задолго до

принятия веры Христовой стихийно-религиозный, природно-созерцательный

характер сознания русского человека. Его стихийный космизм, покоящийся на

культах Матери Земли и Отца Солнца в сочетании с сонмом чисто природных

божеств Великой Русской равнины стал причиной того, что в «иерархической»

системе христианства древние славяне выбрали не Создателя «в чистом виде»,

а идею Богоматери с младенцем. Не случайно «главной» православной русской

святыней стала икона «Владимирской божьей матери». «Мать - земля для

русского народа есть Россия... превращающаяся в Богородицу, - заметил В.

Розанов - такая женственная религиозность должна полагаться на мужей,

которые несут крест, духовно водительствуют. И русский народ возлагается на

святых, на старцев, на мужей. Перед ними преклоняются, слепо верят и идут

за ними». Вся культура «русского» средневековья пропитана этим женственно-

богородичным началом, утверждающим не столько бессмертие душ, сколь

непрерывность жизни в циклическом водовороте природы.

В русском православии слабее, чем в западном христианстве, выражена

идея прогресса. Оно ориентировало человека на духовные преобразования,

стимулировало движению к самоусовершенствованию в соответствии с

православной христианской идеей всепрощения и бескорыстия. Но при этом не

давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения

реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало

расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность,

стало тормозить развитие.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии

восточнославянской цивилизации и следствием его стали существенные, хотя и

разновременные изменения в этническом, социально-экономическом,

политическом и культурном развитии. Применительно к рассматриваемому

периоду ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предка

современных русских, украинцев, белорусов. К рубежу XI века местные

этнополитические единицы почти полностью исчезают, получают название

«Русь», «Русская земля», а её обитатели именуются русичи, русины, в

иностранных источниках - русы, росы, рутены.

О степени влияния татаро-монгольского ига на русскую историю историки

спорят до сих пор. Рассмотрим две крайние позиции по этому вопросу:

1.Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей, задержало

развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их

государственность.Эту позицию защищали С.Соловьёв, В.Ключевский,

С.Платонов,М.Покровский.Традиционна она и для советской историографии.

Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в период монголо-

татарского нашествия по европейскому пути, но начала отставать из-за

масштабных разрушений, человеческий потерь, необходимости платить дань.

2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную

организацию русских, на формирование и развитие Московского государства.

Впервые эту мысль высказал Н.Карамзин, а затем – Н.Костомаров , Н.Загоскин.

В ХХ веке эти идеи развивали евразийцы, которые считали Московское

государство частью Великого Монгольского государства.

По первой позиции есть исторически достоверные данные о разрушительных

последствиях нашествия. По подсчетам археологов, в XII-XIII веках на Руси

было 74 города, 49 были разорены Батыем, причём в 14 из них жизнь не

возобновилась, а 15 городов превратились в села. Сократилась численность

населения Руси. Люди гибли, многие попадали в плен. Историки сообщают о

тысячах русских рабов в Орде. Это много, если учесть, что средние города

(Ростов, Рязань) имели население не более 1000 человек, а самые крупные

(Киев, Чернигов, Владимир ) 20-30 тысяч жителей. В рабство уводили прежде

всего искусных ремесленников и женщин. Пленные русские воины участвовали в

походах Орды, воевали в Китае, в других азиатских странах .

В то же время – обратите внимание – правовой кодекс монголов на Руси не

действовал. В русских судебниках нашли отражение собственные правовые

нормы. Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своей

династии на Руси. Управление находилось в руках русских князей, а сношение

с Ордой – главным образом в руках великого князя. Русь сохранила свою

духовную основу – православие (П.Н.Милюков: “Монголы довольствовались

вассальной подчинённостью местных династий и регулярной выплатой дани,

которую собирали местные власти, не вмешиваясь в дела внутреннего

управления”).

Наибольшую сложность представляет осмысление не прямого, а

опосредствованного влияния монголо-татар на процесс формирования русского

народа и московского государства. Речь идет о самом факте господства на

русской земле и атмосфере насилия на протяжении двух с лишним столетий.

Здесь можно выделить две точки зрения:

1.Становясь служебниками ханов, русские князья впитывали имперские

традиции, беспрекословную покорность подданых и безграничную власть

правителей.

Всё, что имело вид свободы и древних гражданских прав, исчезло. Народ

под постоянным гнётом татар сделался способным к безгласному повиновению.

(Р.Пайпс: “Оcновная масса населения впервые усвоила, что такое государство:

что оно забирает всё, до чего только может дотянуться, и ничего не даёт

взамен, и что ему надобно подчиняться, потому что за ним сила”;

П.Н.Савицкий; “Без “татарщины” не было бы России... Действием ли примера,

привитием ли крови правящим, они дали России свойство организовываться

военно, создовать государственный центр, достигать устойчивости...”)

Авторы этих и других подобных высказываний утверждают, что тяжёлые

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.