бесплатно рефераты
 

История народного хозяйства

увольнения и т.д.

При де Голле начала складывалась сильная региональная экономическая

политика.

(а) Государство старалось справедливо распределять инвестиции по

регионам, в целях выравнивания уровня экономического развития.

(б) Государство выделяло средства на конверсию экономики тех регионов,

которые находились в состоянии экономического упадка.

(в) Создавалась активная дорожная инфраструктура.

(г) Создание полюсов экономического роста вокруг крупных экономических

проектов.

(д) Организация научно-производственных зон вокруг крупных

университетских центров, а также туристических комплексов и зон отдыха.

(е) Большое значение придавалось модернизации с/х, и, в частности,

мерам по превращению фермерского хозяйства в хозяйство современного типа,

построенное на кооперативной основе. Правительство заботилось о том, чтобы

французские с/х производители как можно меньше теряли от конкуренции на

рынке с/х продукции со стороны других стран, членов ЕЭС.

(ж) Большие успехи в области животноводства. Оно превратилось из

сравнительно отсталой отрасли в отрасль, находящуюся на мировом уровне.

Эти меры, которые проводились в рамках политики экономического

либерализма, способствовали модернизации Франции, превращению ее в

уважаемое в экономическом смысле государство, создали возможности для

постепенного смещения дирижизма и перехода к дерегулированию экономики.

11 Лекция 13

Послевоенные реформы Японии

Обычно их связывают с линией Доджа-Шоупа, иногда называют “Обратный

Курс”(ОК), т.к. Штаты в этот период решили сделать ставку на Японию,

предоставляя всемерную помощь в развитии экономики, надеясь на

сотрудничество. Необходимость этой помощи очевидна, т.к. восстановление

японской экономики шло низкими темпами. Помощи по плану Маршалла Япония

официально не получала, отсюда определенный подход со стороны оккупационной

администрации во главе с Лакарто.

Линия Доджа-Шоупа:

1. Она продолжалась с 1946г. по 1952г., но основные моменты пришлись

на 1947-1950гг.

2. К мероприятиям относится:

- Роспуск Дзайбацу в 1947г.

- издание и реализация антимонопольного законодательства. В 1947г.

изданы антимонопольные законы, которые запрещали монополиям доступ к

финансовым ресурсам, разным рынкам.

- 1947-50гг. земельная реформа, по которой государство выкупало у

помещиков землю и продавало ее крестьянам за плату, которая быстро

обесценивалась.

- 1950г. бюджетная реформа, которая затрагивала многие финансовые

вопросы, денежные отношения:

(а) резкое снижение инфляции;

(б) фиксирование иены;

(в) отказ в финансах убыточным предприятиям;

(г) безработица.

Важную роль сыграл Банк Финансирования Восстановления (1947-48гг.).

1948-51гг. - в Японию поставлялись американские товары, средства от

продажи которых поступали в Фонд Финансирования Восстановления.

1951г. - Банк Финансирования Восстановления преобразовался в Японский

Банк Развития.

Исторический опыт Линии Доджа - Шоупа:

Большое значение в восстановлении придавалось рыночным силам, но

государство выполняло руководящую и даже стимулирующую роль, особенно это

важно в вопросах регулирования валютного курса и импорта. Разрешение было

только на импорт технологий.

Очень скоро государство встало на путь контроля над важнейшими

отраслями. В 50-е годы над химической промышленностью,

гидроэнергоресурсами; в 60-е годы над автомобильной промышленностью,

переработкой железной руды.

История экономических реформ России

кон XIX - нач XX вв.

I. Экономическая реформа С.Ю.Витте.

II. Экономическая реформа Столыпина.

(I) Экономические реформы Витте.

1. Промышленный подъем 90-х годов, как итог экономической политики

Витте.

2. Основные направления экономической политики Витте.

а) протекционизм.

б) создание условий для иностранных инвестиций.

в) гос. субсидии в промышленность.

г) денежная реформа 1895-97гг.

д) политика налогообложения

3. Общая оценка экономических реформ Витте

В истории России были крупные подъемы промышленного развития (эпоха

Петра I, 1870-е годы), но подъем 90-х годов был более масштабным и имел

гораздо более серьезные последствия. В значительной мере этот подъем связан

с экономической политикой министра финансов России С.Ю.Витте.

1890-е годы - это время быстрой индустриализации на капиталистической

основе, интенсивного железнодорожного строительства. Россия активно

вовлекалась в международные экономические отношения. Этот переход

знаменовался успешной ой реформой 1895-97гг., которая ввела в России

золотой монометализм, российский рубль стал одной из самых устойчивых валют

мира, которую везде охотно принимали.

Ранее утверждалось, что политика Витте нанесла ущерб экономике России.

“Витте ведет хищническое хозяйство” (Ленин). С другой стороны, и при жизни

Витте его враги обвиняли в том, что по его вине происходили крестьянские

бунты, произошла первая русская революция, Россия потерпела поражение в

русско-японской войне. На самом деле, есть основания для утверждений того

или иного рода, но нужно правильно оценивать удельный вес положительных и

отрицательных моментов политики Витте. По мнению лектора, удельный вес

отрицательных моментов не превышает 10%, а 90% были прогрессивными. Витте

никогда не претендовал на то, чтобы быть лидером, м обвинения его в

бездарности несправедливы.

Витте Сергей Юрьевич родился в 1849г. в Тифлисе, дворянин по

происхождению (по матери Долгорукий), проводил ни продворянскую, ни

антидворянскую политику. В 1907-12гг. опубликовал три тома своих мемуаров

“Воспоминания”, где писал, что всегда возбуждал против себя дворян

антидворянской политикой, заявлял, что не имел враждебных чувств по

отношению к дворянам, но всегда был против привилегий для дворян. Витте

выступал за ускорение капиталистического развития России, был противником

общины. Ему удалось добиться принятия в 1903г. закона об отмене круговой

поруки в деревне и расширении права крестьян на свободу передвижения. Курс

Витте был направлен на быструю индустриализацию России, он проводил

политику протекционизма (хотя были возражения со стороны дворян и

аграриев). Карьера у Сергея Юрьевича была стремительной. В 1869г. он

окончил матфак Новороссийского университета и поступил на службу к

одесскому губернатору, а потом перешел на ж/д. Работая там, он прославился

великолепным знанием ж/д тарифов. В 1883г. опубликовал трактат “Принципы

ж/д тарифов по перевозке грузов”, где обосновал необходимость

государственного регулирования ж/д тарифов. По рекомендации министра

финансов Вишнеградского Витте стал начальником департамента ж/д. В феврале

1892г. его назначили министром путей сообщения, в августе того же года

назначен министром финансов. С 1903г. был председателем Комитета министров,

в 1905-1906гг. председатель Совета министров (Совет министров - это

переименованный Комитет министров, фактически это было смещение, хотя

формально означало повышение). Подписал Портсмутский мир в 1905г., после

чего в широких общественных кругах получил прозвище “граф Полусахалинский”

(кстати, графа он действительно получил в 1906г. за этот мир). В 1907г.

был вынужден уйти в отставку, далее вел частную жизнь, но оставался членом

Государственного Совета, находился в опале, сочинил еще несколько

трактатов, отношения со Столыпиным не сложились, за квартирой и дачей Витте

велась слежка. В 1915г. Витте умер.

Говорят, что высокие посты Витте занял не потому, что знал ж/д тарифы,

а из-за того, что в где-то в 80-е годы Витте отказался пропустить царский

поезд со скоростью, большей положенной, а поезд потом потерпел крушение в

1888г. под Барки. После крушения царь будто бы вспомнил одесского

чиновника, который не побоялся настоять на своем, и предложил назначить

Витте на высокий пост с назначением специального жалования.

1890-е годы - это период наибольшей активности Витте.

Результаты промышленного подъема в России в 90е года

Подъем был крупномасштабным. Начался в 1893г. и продолжался до 1900г.

В 1900-1903гг. в России был экономический кризис, который перешел в

депрессию, а в 1909-1913гг. новый промышленный подъем.

Главным результатом промышленного подъема 90-х годов была модернизация

материально-технической базы промышленности. Объем промышленного

производства в 90-е годы вырос в 2,3 раза. Имела место не ситцевая

индустрия, а индустрия, основой которой было развитие тяжелой

промышленности. Таким образом, успехи Сталина не являются аргументом в

пользу необходимости революции, т.к. модернизация была возможна и на

капиталистическом производстве. Объем продукции тяжелой промышленности в 90-

е годы вырос в 2,8 раза, объем легкой промышленности вырос в 1,6 раза.

Для 90-х годов характерна активизация ж/д строительства, длина ж/д

увеличилась на 40%, было построено 22 тыс. км ж/д и, что особенно важно,

строились магистрали, имевшие общероссийское значение. В 1892г. по

инициативе Витте началось строительство Транссибирской магистрали, которое

было завершено в 1916г. (Челябинск - Владивосток), эта дорога

эксплуатируется и сейчас. В 1900г. началось строительство КВЖД, ЮМЖД.

В 90-е годы был также успешный экономический рост на окраинах России

(Прибалтика, Украина, Закавказье).

Тем не менее присутствовало тормозящее влияние пережитков

крепостничества.

Меры экономической политики, способствовавшие достижению подобных

результатов:

- условия протекционизма внешней экономической политики;

- привлечение иностранных капиталов;

- покровительство государства развитию промышленности;

- денежная реформа;

- небезуспешные попытки обеспечения классового мира в стране.

Политику протекционизма Витте проводил и по убеждениям (немецкий

экономист I половины ХХв. Фридрих Лист), и по необходимости. В период

перехода от аграрной к индустриальной стадии развития государство призвано

защищать национальную промышленность от иностранной конкуренции с помощью

высоких таможенных пошлин. Протекционистскую политику по отношению к

российскому экспорту проводили германские аграрии, так что возникла

потребность ответить тем же. Протекционистская политика Витте не была чем-

то принципиально новым в России (в 1724г. Петр I ввел протекционистские

таможенные тарифы). Тем не менее отличия были. Как правило, до Витте

протекционизм преследовал фискальные цели (получить высокие доходы), а

Витте хотел обеспечить индустриализацию России.В 1891г. до политики Витте

был принят усиленный протекционистский таможенный тариф, идеологом которого

был Менделеев. Средний уровень пошлин составлял 33%, а по некоторым товарам

все 100%. Таким образом, были дополнительные стимулы для ввоза капитала.

12 Лекция 14

Протекционистский тариф 1891г. был принят до того, как Витте стал

министром финансов.

Меры протекционистской политики при Витте.

- торговая война России с Германией 1892-94гг.;

- принятый по настоянию Витте в 1893г. закон, по которому министр

финансов имел право повышать таможенные пошлины на товары тех государств,

которые не благоприятствовали российскому экспорту.

В целом внешнеторговая политика России в 90-е годы была успешной. В

частности, это находило отражение в активности торгово-платежного баланса

России, что означало притекание золота в страну.

В то же время, протекционизм имеет не только положительные, но и

отрицательные стороны.

В условиях дороговизны импортных товаров отечественные предприниматели

тоже могли повышать цены на национальные продукты. Отечественным

потребителям приходилось довольствоваться дорогими национальными товарами

не очень высокого, а часто и низкого качества. Но с другой стороны, получая

в этих условиях баснословные прибыли, национальные предприниматели могли

реинвестировать их в производство, что они и делали. Одна из причин

быстрого экономического роста России в 90-е годы XVIIIв. состояла именно в

этом.

Когда возводятся барьеры на пути импортных товаров, в страну начинает

притекать в большем количестве иностранный капитал. Приток в Россию

иностранного капитала стимулировался не только таможенными пошлинами, но и

высокой нормой прибыли на вложенный капитал, а также спокойствием (в 90-е

годы в стране был классовый мир).

Важно отметить, что Витте понимал пользу иностранных капиталовложений.

Он неоднократно подчеркивал, что развитие национальной промышленности не

может быть полнокровным, без иностранных капиталов.

Разумеется, в стране была и сильная оппозиция по отношению к

иностранным капиталам. В оппозиции находились многие члены Государственного

Совета, представители военных кругов и т. д. Но Витте все-таки удалось

убедить царя в пользе иностранных капиталовложений, а помог ему в этом

Менделеев, который в 1898г. обратился к царю с письмом, где доказывалась

необходимость устранения препятствий для иностранных капиталовложений.

Витте трезво оценивал возможности существенного увеличения иностранных

капиталовложений в России в тот период. Он говорил, что боится не

иностранных капиталов, а того, что порядки и нравы в России окажутся

малопривлекательными для иностранных инвесторов. И в этом отношении он был

в значительной мере прав. Тем не менее велась активная деятельность по

поиску денег за границей.

Витте был достаточно могущественным человеком. В его аппарате в

министерстве финансов было свыше тысячи чиновников, кроме того у

государства были свои банки, и таким образом, существовала “империя Витте”,

как называл ее министр внутренних дел Плеве. Государственный банку, т.е.

фактически министерству финансов, принадлежали

- государственные дворянские банки, созданные в 1885г.;

- Крестьянский банк, созданный в 1882г.;

- Монетный двор;

- пограничная стража, некий симбиоз таможни и пограничной охраны.

Агенты Витте искали займы повсюду, в частности во Франции, в Германии,

в Англии, в Голландии, в США.

Известно, что финансовый агент Витте, уговорил Ротшильда приехать в

Петербург, где встретился с Николаем II, после чего резко усилился приток

французских капиталов в Россию.

С 1896г. российские ценные бумаги перемещались из Германии во Францию

(потом французы дорого за это заплатили). После октябрьской

социалистической революции большевики в январе 1918г. объявили об отказе

оплачивать долги царского и Временного правительства, и главным образом от

этого пострадала Франция, рядовые французские вкладчики.

Основными агентами Витте были русские частные банки (в частности

Петербургский международный банк), которые вели активную политику в Персии,

на Дальнем Востоке, в некоторых других регионах. Здесь следует вспомнить

концепцию Евразиста, которую пропагандировал Витте, а сейчас глава

Казахстана Назарбаев. Суть этой концепции в том, что во внешнеэкономических

отношениях России особое место должны занимать ее южные и дальневосточные

соседи. Речь шла о создании смешанных русско-азиатских банков,

строительстве Транссиба.

В 1894г. в руки министерства финансов России перешел частный банк

Полякова в Персии, и он был переименован в Персидский учетно-ссудный банк.

Этот банк чеканил даже персидские монеты. Главной его задачей было

финансирование торговли России с Персией, а также субсидирование торговли с

Афганистаном и Бухарой.

Именно Витте принадлежал проект строительства Туркестаносибирской

дороги (Турксиба), который был реализован в советское время. Под

строительство ж/д Витте добивался получения иностранных займов.

В 1895г. был создан Русско-Китайский банк. Его пайщиками стали 6

французских банка и 4 русских. Среди французских пайщиков были известные

французские банки “Париба” и “Креди Льоне”. Эти французские банки и сейчас

активно сотрудничают с Россией.

В 1897г. была предпринята неудачная попытка создания Русско-Корейского

банка, а затем Русско-Индийского банка. Одной из причин неудач послужило

обострение отношений России с Японией. Кроме того, созданию Русско-

Индийского банка препятствовали США, т.к. этот банк был призван

финансировать российские поставки керосина в Индию, а этот рынок находился

под контролем США в то время.

Но вот Русско-Китайский банк действительно имел большое значение в

банковской системе России, и в частности через него прошло финансирование

Транссибирской магистрали. К 1900г. она дошла до Байкала.

Витте в апреле 1906г. заключил крупнейший в истории России заем за

границей на сумму 2250 млн. франков на 50 лет у банков Франции, Англии,

Голландии и Австро-Венгрии. Именно этот заем марксистская история называет

контрреволюционным, и действительно именно он спас самодержавие в 1906г.,

т.к. без него финансовая система Россия рухнула бы, поскольку в это время

блок левых партий решил нанести серьезный удар по финансовой системе

России, призвав население к гражданскому неповиновению, т.е. неплатежу

налогов, изъятию вкладов из сберегательных касс, неплатежу процентов по

иностранным займам и т.д.

Французские банки, конечно, оказались в результате в проигрыше, но

даже когда большевики отказались платить по долгам царского правительства,

ряд крупных французских банков соглашался сотрудничать с советской Россией

на определенных условиях.

В 1926г. политический представитель СССР Раковский заключил в Париже

заем на $225 млн., причем $ 75 млн. составлял чистый кредит, а остальные -

кредит под заказы на промышленное оборудование для индустриализации. Этот

заем был предоставлен на 62 года, т.е. до 1988г., а условием послужило

признание долгов царского и Временного правительства. Однако в 1927г.

Сталин сорвал это соглашение, и страна двинулась по пути индустриализации

через ГУЛАГ и уничтожение крестьянства через коллективизацию.

Приток иностранного капитала, в период деятельности Витте, шел главным

образом в банковскую сферу России, и привлекался через займы, которые

размещались правительством за границей и отдельными городами, но кроме того

имели место немалые в то время иностранные инвестиции в России в

производственную и торговую сферу.

В 1893-1900гг. в России ежегодно открывалось примерно 20-25

иностранных компанией, и их капитал составлял $30-40 трлн. Это были

серьезные компании.

Правительство оказывало значительную помощь национальным

промышленникам путем субсидирования предприятий. Государство продолжало

традиционно играть важную экономическую роль, компенсируя недостаточную

экономическую активность населения, т.к. в государствах, где нет

устойчивого частного сектора, а к таким государствам относилась и Россия,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.