бесплатно рефераты
 

История народного хозяйства

национальной промышленности).

1935г. - закон Вагнера.

Рузвельт сделал уступку африканскому народу: создана комиссия по

борьбе с дискриминацией при найме на работу, возникло недовольство крупных

бизнесменов, но оно было устранено. Таким образом, удалось удержать рабочий

класс в рамках существующей системы. Были точно определены границы уступок

трудящимся (представители профсоюзов не входили в правительство).

Экономическая политика в рамках НК

Ориентировалась на эффективный вывод американской экономики из

кризиса, депрессии после ВД, которая началась именно в США на Нью-Йоркской

фондовой бирже. Произошло обесценение фондовых ценностей, разразился

банковский кризис, кредитный кризис. Катастрофа понижения курса акций уже

затронула интересы 20-25млн человек, а при банковском кризисе еще

пострадало еще больше людей.

В ВД правительство Гувера (в 1929-35гг.) принимали меры по устранению

кризиса, основывались на экономическом либерализме и были традиционными:

помощь от государства банкам и фермерам и т.д., но это не предотвратило

углубления кризиса, так что выход из ВД связан с именем Рузвельта.

Идейные истоки НК.

Принято считать, что НК проводился в рамках кейнсианства, но оно как

направление сложилось только во второй половине 30-х годов (Книга Кейнса

опубликована в 1936г.), так что правильнее считать, что идеи зародились в

среде либерально-реформистского направления, институционалистов.

(Институционализм - это одно из направлений государствоведения 20в.,

рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных

объединений граждан - “институций”, например, семья, партия, профсоюз и

т.д. Квалифицирует государство также как одну из “институций”.) У истоков

НК как теоретики стояли: Бирд, Дьюи (Dewey), Моли, Тагвелл. Бирд и Дьюи

разрабатывали теорию о том, что государственное вмешательство в экономику

является необходимой мерой. Тагвел в 1927г. посетил СССР и был под глубоким

впечатлением от начавшегося планирования, предлагая ввести его и в США, но

не директивное. Моли также был сторонником планирования, но в интересах

бизнеса. В торгово-промышленных кругах (Своуп, президент “Дженерал

Электрикс”, Гарриман) выступали за введение правил конкуренции на

государственном уровне.

1932г. - речь Рузвельта “Каждый человек имеет право на жизнь”,

написана Белли и Тагвеллом.

Основные принципы новой экономической политики в тезисах:

1. В США уже нет равенства возможностей.

2. В экономике господствуют гигантские монополии, а независимому

предпринимателю не остается места.

3. В этих условиях государство должно защитить интересы общества, а

время, когда монополиям позволялось все прошло.

Экономическая и социальная политика НК:

- равнодействующая многих сил: крупного бизнеса, банков, фермеров,

трудящихся, безработных, профсоюзов и т.д.

Наибольшая поддержка НК была на начальном этапе, а по мере улучшения

состояния экономики усиливалась оппозиция.

Меры по оздоровлению экономики:

9 марта 1931г. - “Чрезвычайный закон о банках”, главным положение

которого было предоставление Федерально-резервной системой США (Центральный

Банк) банкам займов. Минфин получил особые команды по предотвращению

массового изъятия вкладов из банков. Установлен запрет на экспорт золота.

Введены “банковские каникулы”, т.е. почти все банки были закрыты для

проведения финансовой проверки. После нее к концу марта 80% банков было

открыто, а 20% ликвидировано.

1933г. - закон НИРА. В целом, это отказ от антитрестового

законодательства и был компромиссом между бизнесом и рабочими. В условиях

отмены антитрестового законодательства бизнес получил возможность

саморегулироваться, а профсоюзы право на коллективную защиту. Главной целью

было прекращение конкуренции за счет рабочих, отсюда повышение

покупательной способности населения и все это способствовало выходу из

кризиса.

Несколько разделов этого закона:

Главным был первый раздел, в котором говорилось о введении кодексов

честной конкуренции. Речь шла об условиях найма на работу, труда, защиты

прав потребителей и т.д. Кодекс должен был разрабатываться торговыми

группами, а если их нет, то вводился без особых оговорок сверху.

- право рабочих на организацию;

- запрет дискриминации при найме на работу членов профсоюзов;

- минимальный уровень з/п;

- максимальная продолжительность рабочего дня;

- фиксация цен;

- продавать продукцию по ценам, ниже минимально установленных,

нельзя.

Во 2-ом и 3-ем разделах речь шла об оказании помощи нуждающимся, о

создании организации общественных работ (финансируемых за счет

налогоплательщиков).

В марте 1933г. на базе НИРА был создан Гражданский корпус сохранения

ресурсов. Задачей было направление безработной молодежи в лесные регионы

для сохранения ресурсов. К лету для этой цели были созданы спецлагеря, где

побывало 250 тыс. молодых людей (от 18 до 25 лет), которым предоставлялась

бесплатная еда, жилье, форменная одежда и з/п 1$ в день. Руководили ими

офицеры из резерва Вооруженных Сил. Работами по сохранению ресурсов

являлись: строительство автомагистралей, очистка лесов, создание

лесонасаждений, благоустройство парков, т.е. общественно-полезные работы.

Май 1933г. - “Закон о федеральной чрезвычайной административной

помощи”. По нему штатам предоставлялись средства для оказания помощи

нуждающимся.

В период НК получили широкое распространение общественные работы. В

январе 1934г. на них было занято 5млн человек, а пособия получали 20млн.

В 1934г. английский экономист Кейнс встретился с Рузвельтом. Кейнс

отрицательно относился к принудительному фиксированию цен, т.к. эта мера

при ограниченной покупательной способности населения не приводит к выходу

из кризиса, предложил пойти на увеличение государственных расходов,

финансирование общественных работ, даже если это приведет к дефициту

государственного бюджета, т.к. это приведет к повышению инфляции, но это

повысит экономическую активность и дефицит бюджета будет перекрыт. Ну так

они и сделали.

В период НК проводилась активная пропаганда национального возрождения.

Эмблемой был синий орел. Предлагалось покупать только те товары, на которых

он был изображен.

Эти меры оказались весьма эффективными. За несколько месяцев 1933г.

объем промышленного производства возрос на 70%, а к июлю этого года он

равнялся 90% от уровня 1928г., т.е. перед самым началом кризиса. И деловая

общественность перестала поддерживать НК, стали говорить, что он

тиранический, что закон НИРА антиконституциональный, и в 1935г. этот закон

перестал существовать.

Другая группа мер связана с законом ААА (Agriculturial Ajustment

Act). Закон о регулировании с/х. Положен в основу с/х политики НК.

Главные меры в соответствии с этим законом:

Имел место сильный кризис перепроизводства с/х продукции, принимались

меры по сокращению поголовья скота и посевных площадей, чтобы повысить цены

до уровня, при котором хотя бы окупались затраты. Фермерам предоставлялась

компенсация за каждый незасеянный гектар и средства брались из налогов на

компании и из 30% налога на муку и х/б пряжу. До этого цены были очень

низкими. Также были приняты меры по консолидации фермерской задолженности,

фермерам предоставлялись кредиты и скоро прекратилась массовая продажа ферм

с аукционов. Кризис был преодолен, но 10млн акров под хлопок, 1/4 посевных

площадей зерновых уничтожено, 6 млн свиней под нож. Сама природа

способствовала успеху в борьбе с понижением цен, т.к. в 1936г. в США была

жесточайшая засуха, песчаные бури, что привело к снижению урожая и

повышению цен на с/х продукцию. Таким образом, к 1936г. доходы фермеров

были вполне нормальными, но 10% фермеров за эти смутные годы разорилось.

Одним из последствий ВД была девальвация доллара, что привело к

инфляции в других государствах. Правительство США встало на путь

инфляционного развития, но вопрос “Какой путь выбрать?”. Обесценение

доллара затрудняло активизирование торгово-платежного баланса США. Был

найден оригинальный путь для усиления внешнеторговой экспансии доллара.

Правительство скупило золото по более высоким ценам, чем это

соответствовало курсу доллара по отношению к золоту, что привело к

искусственному снижению курса доллара.

5 Лекция 7.

Оригинальный способ искусственного обесценения доллара был найден

путем скупки золота по повышенным ценам. Взамен федерально-резервным банкам

выдавались сертификаты, а золото шло в казначейство.

1934г. - Рузвельт установил официальную цену на золото, равную 35$ за

унцию (28,35 грамм). Эта цена сохранилась до 1971г., когда был запрещен

свободный обмен золота на доллары.

Таким образом, было зафиксировано золотое содержание доллара.

Последствия искусственной девальвации доллара

Очевидно, последствия были многообразны. Обесценение национальной

валюты привело к росту экспорта, поскольку выросла конкурентоспособность,

но торгово-платежный баланс был активным. Произошло перераспределение

богатства в пользу промышленного капитала за счет банковского капитала.

Должники банком могли расплатиться по своим долгам обесцененной валютой, но

это было выгодно отчасти и банкам, т.к. меньшая тяжесть долгового кредита

приводит к большей возможности расплатиться.

Первая волна начала 1933г. - волна банкротства.

Вторая волна была предотвращена.

Франклин Рузвельт проводил целенаправленную экономическую политику, но

ее нельзя назвать односторонней. Главная цель - экономическое возрождение

США . Использовались методы, не характерные для либеральной идеологии.

Наглядный пример.

“Программа развития долины реки Теннесси”

В принципе, это локальный эксперимент, но с весьма благоприятными

последствиями для экономики в целом.

В бассейне реки не было благоприятной конъюнктуры.

В XIXв. - процветающий регион (хлопководство), но хищническое

использование земли (вырубка лесонасаждений) привело к нищете.

В конце I мировой войны строится плотина и завод по производству

нитратов для взрывчатки.

После I мировой войны финансов не было и доходы населения этого

региона упали.

Рузвельт не стал надеяться на инициативу частного капитала. В мае

1933г. была создана государственная корпорация для комплексного решения

экономических и энергетических проблем долины реки Теннесси, “Управление

долиной реки Теннесси” (Tennesseu Valley Authority) (ТVА).

Результаты осуществления этой экономической политики были очень

хорошими. За короткое время было построено примерно 20 плотин,

восстановлены лесонасаждения, доходы существенно возросли. Администрация

ТVА осуществляла контроль над промышленностью, которая потребляла

электроэнергию от электростанций на Теннесси.

Это уникальный эксперимент по осуществлению экономической региональной

политики.

Банковская реформа

(в рамках курса Рузвельта)

Эта проблема включает и ряд других аспектов, которые мы должны

рассмотреть, т.к. именно в этот период сложились основы современной

банковской системы. К тому же современная банковская система РФ

ориентируется в значительной мере на американский образец и претворяет его

в жизнь в последние годы (после перестройки).

Суть Нового Курса - в усилении государственного вмешательства в

экономику косвенными методами.

Государственный контроль над экономикой невозможен без

государственного регулирования банковской системы.

В конце 1933г. в США взят курс на дефицит государственного бюджета

(ДГБ). Существование в условиях ДГБ чревато усилением инфляции и

негативными последствиями, которые могут быть ослаблены только в том

случае, если платежеспособность государства будет обеспечена кредитами

банков. А это возможно при государственном контроле банков. Это означает,

что правительство США не встало на путь выпуска необеспеченных денег, а

банки поглощали государственные долговые обязательства (гос. облигации).

В основе банковской реформы США были 2 закона.

1933г. - “Закон Гласса-Стигалла” (ЗГС).

1935г. - “Закон Флетчера-Стигалла” (ЗФС)

ЗГС действует до сих пор. Суть его:

1. Усиление контроля федерально-резервной системы (аналог ЦБ) над

частными банками. В частности, разъединение инвестиционных и коммерческих

банков. Одни и те же банки, которые принимают депозиты, не могли вкладывать

деньги в ценные бумаги, предприятия, пускаться в рисковые операции со

средствами клиентов. Имелся в виду печальный опыт 1929г., который привел к

биржевому краху, когда многие банки были вовлечены в операции с ценными

бумагами. Для этого существовали специализированные банки.

2. Создание Федеральной корпорации, которая страховала вклады клиентов

коммерческих банков. В начале 1933г. произошла паника среди населения, и

чтобы избежать этого в будущем были созданы страховые корпорации.

ЗФС знаменовал собой завершение банковской реформы.

Суть его была в усилении контроля федерального правительства над

Федеральной Резервной Системой (ФРС) и над банками в целом.

Основные моменты:

1. Президент США получил право назначать членов Совета Управляющих

ФРС, а т.к. Совет Управляющих ФРС назначал директоров 12-ти федерально-

резервных банков, то президент США мог косвенно влиять и на эти назначения.

2. Совет Управляющих ФРС устанавливал нормы резервов для банков-членов

ФРС.

3. Совет Управляющих ФРС устанавливал учетную ставку для федерально-

резервных банков.

4. Совет Управляющих ФРС полностью контролировал иностранные операции

федерально-резервных банков, а также операции на открытом рынке. Существуют

две группы таких операций: покупка/продажа национальной валюты, в целях

регулирования ее курса; вторая связана с гос. ценными бумагами (выкуп их

государством и т.д.).

ФРС (аналог ЦБ) была создана в 1913г. (по совету Бонифация, надо

почитать “Экономикс” Самуэльсона).

В ходе банковской реформы были предприняты меры по предотвращению

ситуации 1929г. на Нью-Йоркской фондовой бирже. Усилился контроль над

биржей и рынком ценных бумаг.

Были предприняты следующие меры:

1. Устанавливался контроль над выпуском акций и других долговых

обязательств фирм в ценных бумагах. Директора компаний-эмитентов несли

персональную ответственность за выпуск ценных бумаг.

2. Создание специальной комиссии, назначавшейся президентом.

3. Приняты нормативные акты, которые ограничивали использование

банковских кредитов в биржевых операциях.

4. Вводилась ежегодная публичная отчетность корпораций,

зарегистрированных на бирже.

Деловые круги отнеслись к этим моментам резко отрицательно, и многие

эксперты предсказывали паралич на рынке ценных бумаг. Но в целом банковская

реформа была успешной, были заложены основы современной банковской системы

США. Основные законы действуют и сейчас, хотя в 1995г. в США велись

дискуссии по поводу ЗГС. Подобная дискуссия велась и в РФ в конце 1995г., и

существовали две точки зрения. Руководитель Управления ценными бумагами

Андрей Казьмин считает, что весь объем операций должен осуществляться

коммерческими банками, а Чубайс ссылался на ЗГС в США. Российские банки

осуществляют более полный объем операций, чем банки США.

1933г. - Закон НИРА о восстановлении промышленности, закреплении

важнейших прав профсоюзов. Был признан неконституционным Верховным Судом

США и отменен.

1935г. - Закон Вагнера-Коннэри. Провозглашал необходимость

коллективной защиты трудящихся через профсоюзы. Устанавливал обязательное

заключение коллективного договора. Запрещал дискриминацию членов

профсоюзов.

Через несколько недель был принят закон о социальной обеспеченности,

по которому создавались пенсионные фонды, выплачивались пособия по

безработице.

Эти законы вызвали недовольство представителей бизнеса, т.к. не было

денег на их реализацию и опасались повышения налогов. Так оно и случилось.

Особенно на сверхдоходы, ссылаясь на неоправданность чрезмерной

концентрации богатства.

Стали поговаривать о наступлении эры “Справедливого распределения

доходов”. Деловые круги вели активную агитацию против Рузвельта перед

выборами, но у них ничего не вышло.

Рузвельт также пытался реформировать Верховный Суд, опасаясь, что он

отменит законы Вагнера и социального обеспечения. Реформа не удалась, но и

законы остались.

1937г. - “Закон о справедливых условиях труда”.

- запрещалось использование детского труда;

- устанавливался минимум з/п (25 центов в час, а в течение 6-ти лет

был доведен до 40 центов в час);

- устанавливалась максимальная продолжительность рабочей недели (44

часа, а затем в течение 2-х лет до 40 часов);

1937г. вообще был кризисным в США. Казалось, что экономика стала

выздоравливать, и вдруг опять кризис, потребовались методы Рузвельта.

С 1937г. ослабилось сопротивление бизнеса и стал возможным новый этап

методов Рузвельта (1936-40гг.). 2-ой этап НК находится под влиянием

кейнсианства.

В 1938г. Рузвельт получает письмо от Кейнса, в котором тот предлагает

дальнейшее расширение фронта общественных работ и увеличение гос. расходов,

в целях увеличения спроса.

1938г. - Рузвельт объявляет начало осуществления плана “Подкачки

насоса”. Суть его состояла в том, что спрос должен был повыситься с помощью

гос. инъекций в экономику (строительство жилья, автомагистралей и т.д.).

ДГБ заметно повышается, увеличивается количество людей, получающих пособия.

На это сознательно шли, т.к. это оживило экономику, возросли гос. доходы,

снижается ДГБ.

Под влиянием кейнсианства появляется свой Кейнс - американский

экономист Хансен.

6 Лекция 8

Экономическая политика фашизма

Фашисты не создали собственного направления, а на формирование

фашистской идеологии большое влияние оказали несколько групп теоретиков, в

частности:

1. Немецкий экономист кон.XIXв. Лист.

2. Большое влияние оказала политика солидаризма (француз Дюги). Суть

ее в том, что государство носит надклассовой характер и своими действиями

выражает интересы всех слоев общества, т.е. солидарность общества.

3. Геополитическая и расовая доктрины фашизма.

В общих чертах:

- антимарксизм;

- экономический национализм;

- социальная демагогия;

- концепция корпоративного государства.

Существует много разновидностей фашизма, наиболее известный Германский

фашизм (национал-социализм). Экономисты-идеологи: Федер, Бакке, Бринкман,

Кранхмальг и др.

Характерные черты для национал-социализма:

- “Идеология третьего пути”. Суть его в том. что это не капитализм, и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.