бесплатно рефераты
 

История мировых цивилизаций

История мировых цивилизаций

§2 ВОСТОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА-ДЕСПОТИИ

Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к

цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание

ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого

числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в

порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без

жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают,

что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной

деспотии.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была

единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой

власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти

реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата

чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали

налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные

работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для

военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым:

даже когда большие империи распадались на части, каждая из них

воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари-боги

Итак, цари занимали совершенно исключительное положение в деспотическом

государстве. Царь считался, по крайней мере формально, единственным

собственником всех земель, во время войн стоял во главе армии, был высшей

инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные

работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность

деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте,

например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т.е. Южного и

Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес.

Впоследствии фараон был наделен «солнечным именем» — он стал богом Ра.

Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как

считали, обладало особой магической силой, которую нельзя расходовать

впустую.

В Китае императора называли Сыном Неба, верховного божества.

В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь

создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все

созданные существа... Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на

земле не может смотреть на него. По своему [сверхъестественному] могуществу

он есть огонь и ветер, он — солнце и луна, он — владыка правосудия...».

Все эти пышные титулы были не просто цветистыми метафорами, с помощью

которых царь возвеличивался над своими подданными. Не в переносном, а в

прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это

верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам,

в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из

хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях

сохранялась вера в то, что царь (вождь) обладает магической силой, от

которой зависит благополучие его народа. Эта сила распространяется на

подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир.

Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному

выполнению всех погребальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в

Египте для того, чтобы обустроить его новое «жилище» как можно лучше: ведь

от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно

изживалось представление о том, что царь является богом (в Китае уже в 1

тысячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправедного царя можно

сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.

Структура общества

В цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные

различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля и т.д.), рос

ло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная

структура общества, которая впоследствии становилась все более

дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый

социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других

своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и

привилегиями. Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в

виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати,

состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые

привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие

государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли

могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или

завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников,

необходимый для управления государством, поэтому ученость приносила большие

практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство,

заинтересованное в пос

тавке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась

экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в

постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных

походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет

разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к

тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в

городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в

мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне.

Исключением является только Египет, где, по мнению ученых, община почти

целиком была поглощена властью и скорее всего входила в состав царских,

храмовых и вельможных хозяйств. Сельская община и в древних цивилизациях, и

в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной

производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху

первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а потом в

соседские общины. На основе первобытной соседской общины и сформировалась

община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родственные

связи.

Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная

семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный

участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него,

но такие наделы считались собственностью всей общины, т. е.,как правило, их

нельзя было продать.

Все члены общины были связаны круговой порукой: это означало и

взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов

преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от

воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого

сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием

ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных

работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме

того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю,

который, как уже говорилось, формально владел всей землей.

Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была

привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те,

кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была

замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производила

все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее

жизнь в основном когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая

обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы

решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была

вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и

культы.

Человек в общине чувствовал себя прежде всего частью коллектива, а не

отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою

жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.

Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном

соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это

объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного

предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и даже

гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень

консервативной. Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие

лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно,

процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как

правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или

самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в

аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели

права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило,

входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства

принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в

мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на

рудниках и строительстве.

Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние

источники — например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения

общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав

свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком.

Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в III в.

до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для

продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже

люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

И все же труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду

свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей

роли в экономической жизни.

§5

ПОСЛЕДНЯЯ ФАЗА ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА

У истоков эллинизма

В то время когда самые мощные греческие полисы истощали себя в

междоусобных войнах, на севере Балканского полуострова крепло молодое

государство — Македония. При царе Филиппе II, создавшем самую сильную в ту

эпоху армию, Македония все активнее стала вмешиваться в политическую жизнь

Греции, а вскоре вступила в военный конфликт с Афинами, Коринфом и

некоторыми другими полисами, их союзниками. В 338 г. до н. э. греки

потерпели поражение, и через год Филипп II создал всегреческий союз

полисов.

Сын Филиппа Александр Македонский, вступивший на престол в 336 г. до

н.э., реализовал планы, которые вынашивал его отец: предпринял поход против

персов — давних врагов греков. Персидская держава, в то время уже довольно

слабая, охватывала огромную территорию: нагорье Ирана, большую часть

Средней Азии, всю Переднюю и Малую Азию, часть Индии и Египет. После первых

побед у Александра Македонского возникла идея завоевания всей Персидской

державы, а потом и мирового господства. Только в 324 г. до н. э., доведя

свое изнуренное войско до реки Инд, Александр был вынужден закончить долгий

военный поход и через год умер в возрасте 33 лет.

Благодаря завоеваниям Александра Македонского была создана гигантская

империя, включавшая в себя помимо Балканского полуострова и островов

Эгейского моря Египет, Малую Азию, юг Средней и часть Центральной Азии.

Походы великого полководца несли одновременно и разрушение и созидание. На

Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые

повсеместно устанавливали новые социальные отношения, основывали города-

полисы, прокладывали пути сообщения и распространяли культуру греческого

мира, в свою очередь, вбирая достижения древнейших цивилизаций.

Во многих завоеванных городах устраивались общественные школы, где

мальчиков учили на греческий лад, строились театры, стадионы, ипподромы.

Греческая культура и образ жизни проникали на Восток, впитывая в себя

традиции восточных культур. Вместе с греческими богами почитались Исида,

Оси-рис и другие восточные божества, в честь которых воздвигались храмы.

Эллинистические цари насаждали, по восточному обычаю, царский культ.

Некоторые города превращались в крупнейшие культурные центры, соперничавшие

с греческими. Так, в Александрии была создана огромная библиотека, которая

насчитывала около 700 тыс. свитков. Крупные библиотеки были в Пергаме и

Антиохии.

Политическая жизнь и система ценностей

Империя была крайне непрочным образованием. В нее входили области, очень

отличающиеся друг от друга и в экономическом, и в культурном отношении. Их

население исповедовало разные религии. Александр Македонский, захватывая

прежде всего крупные города, довольствовался сбором налогов с покоренных

областей, мало что меняя в их жизни. После его смерти держава была поделена

между преемниками Александра — полководцами, которые вели друг с другом

борьбу за власть. Вновь возникали и распадались военные союзы, возвышались

и терпели поражения наместники. Греция эпохи эллинизма представляла собой

ряд отдельных государств, в которых местные традиции переплетались с

греческими и македонскими.

Эти государства представляли собой своеобразное соединение восточных

деспотий, и полисной системы. Во главе стоял монарх, имевший свои земли,

постоянную армию и централизованную администрацию. Но города с приписанными

к ним сельскими территориями сохраняли самоуправление. Правда, размеры

городских земель зависели от царя, полис терял право вести самостоятельную

внешнюю политику, а за его внутренними делами следил царский чиновник.

Новые порядки давали некоторые преимущества: обеспечивали большую

безопасность в неспокойной политической обстановке той эпохи, полису легче

было устанавливать связи с другими областями государства. И все-таки

отношение к монархической власти было неоднозначным. В определенных

ситуациях города поддерживали ее, но она вызывала и сопротивление, особенно

на территории собственно Греции, где слишком сильны были традиции

демократии.

Внутри эллинистических государств не было настоящей стабильности: время

от времени их потрясали династические войны, конфликты между городской

знатью и царской администрацией, борьба городов за полную автономию и

выступления социальных низов против налоговой системы. Ситуация

усугублялась тем, что уже в III в. до н.э. молодая воинственная римская

цивилизация начала наступление на эллинский мир, завоевывая одно

государство за другим.

Социальные и политические катаклизмы изменяли мироощущение человека,

который все острее чувствовал кризисность эпохи и трагическую

неустойчивость своей судьбы.

Философы различных школ (стоики, эпикурейцы, киники) стремились создать

новые этические нормы, которые позволили бы в любой ситуации сохранять

внутреннюю гармонию. Стоики учили, что человек обретет счастье, если будет,

не обращая внимания на богатство, знатность и почести, любить добродетель и

исполнять свой долг перед обществом. Знаменитый Эпикур (341—270 гг. до н.

э.) считал, что люди должны освободиться от страха перед судьбой и перед

смертью. Счастья можно добиться путем самосовершенствования, которое дает

спокойствие и невозмутимость души, а для этого следует воздерживаться от

активной деятельности. Киники, осуждая несправедливость, царящую в

обществе, призывали к нищенству, подтверждая свои слова собственным

примером. Образ идеального гражданина полиса стал сменяться образом

мудреца, духовно сильной личности, которая способна как бы со стороны

смотреть на людские заботы и страдания.

Эллинистический мир постепенно поглощался Римской империей. В 196 г. до

н. э. Рим провозгласил «свободу» греческих полисов, т. е. ликвидацию

монархического строя — лозунг, имевший определенную популярность у греков.

Римские гарнизоны размещались теперь в крупных городах Эллады, Рим

определял границы государств, вмешивался во внутренние дела полисов. Союзы

полисов были распущены, вместо демократии установлена олигархия, огромное

число людей продавалось в рабство и вывозилось из страны. В 30 г. до н.э.

римские войска завоевали Египет — последнее из сохранивших независимость

эллинистических государств.

§3

СТАНОВЛЕНИЕ РИМСКОЙ ДЕРЖАВЫ. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА

Ведя почти непрерывные войны, захватывая все новые и новые земли, Рим

постепенно превращался в огромную державу с многочисленными провинциями.

Путь к мировому господству

В IV в. до н.э. римляне завладели всей территорией Средней Италии.

Большинство завоеванных италийских племен римляне объявили своими

союзниками. Это означало, что они должны были платить Риму военный налог,

выставлять отряды в помощь римскому войску. Во внутренние дела союзников

Рим не вмешивался, но не разрешал им заключать договоры между собой. На

территории всей Италии стали появляться римские колонии. Благодаря им

решались две задачи: неимущие римляне получали землю и с помощью колоний

местное население удерживалось от выступлений против Рима.

Покорив огромные территории, Рим оставался относительно замкнутым городом-

государством: римское гражданство имела лишь очень небольшая часть

населения Италии.

В III в. до н. э. пришла очередь Южной Италии, где находились богатые

греческие колонии, а затем — Сицилии. Из-за этого плодородного острова

римлянам пришлось не одно десятилетие вести жестокие войны с Карфагеном.

Пунические войны (римляне называли карфагенян пуннами), начавшиеся в

середине III в. до н. э., продолжались с перерывами вплоть до середины II

в. до н. э.; только в 146 г. город Карфаген был захвачен и в буквальном

смысле стерт с лица земли — сожжен дотла.

II век до н. э. ознаменовался победой над Грецией. Сокрушив двух самых

серьезных противников и соперников, Рим во II—1 вв. до н. э. стал мировой

державой, охватывающей все Средиземноморье, и в дальнейшем продолжал

расширять границы.

Военные успехи и расширение территории вызвали глобальные изменения в

самых разных сферах римской цивилизации. Победы над Карфагеном и Грецией

обогатили Рим. С покоренных народов взимались огромные контрибуции, на

невольничьи рынки стал поступать поток рабской силы.

Завоеванные страны (вне Италии) превращались в провинции Рима и

облагались налогом. С богатыми провинциями стали быстро устанавливаться

торговые связи.

Социально-экономический кризис общины

Расцвет торговли и прямое ограбление новых владений дали важный результат

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.