бесплатно рефераты
 

История коми

преимущественно на шитье сарафанов. Самая простая и дешевая набойка - это

ткань синего цвета с несложным мелким узором белого цвета. Более нарядные

ткани с многоцветными сложными узорами, часто с орнаментальной каймой,

использовались для праздничных сарафанов. Художественная обработка меха,

глины, металла. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1] с.276/ Обработка меха.

Обработка меха получила наибольшее развито у северной группы коми -

ижемцев, занимающихся оленеводством. Из шкур оленей ижемцы шьют одежду,

обувь, сумки, постельные принадлежности. Обрабатывали шкуру, шили и

украшали одежду женщины. Девочки учились этому ремеслу с 6-8 лет. Будущая

хозяйка должна быть мастерицей, умеющей хорошо шить и подбирать красивые

сочетания меха. Нередко в процессе шитья создавались подлинные произведения

искусства. В фольклоре северных коми даны образные описания таких изделий:

"Красивую малицу достала, Цвета черного ворона панды, Трех сортов сукно, из

белого неблюя опушка капюшона, Еще белее пыжик, цвета черного ворона

рукавицы, Зеленым бархатом крытая малица". Для изготовления разнообразных

вещей использовались части шкур оленей определенного возраста и сезона

забоя. Малица являлась основным видом зимней одежды. Это шуба закрытого

типа, без застежек, с капюшоном и рукавицами. Она шилась мехом внутрь. В

особо холодную погоду поверх малицы надевался совик, сходная по покрою

одежда, но сшитая мехом наружу. Обувь оленеводов - пимы, представляют собой

длинные, до паха, мягкие сапоги, сшитые полностью из меха. Для удобства они

подвязывались под коленом шерстяными шнурками с кистями. Из меха шились

сумки "тучу" и "патко" самых разных размеров, от маленьких сумочек для

рукоделия до вместительных баулов, в которых перевозилась домашняя утварь

при перекочевках оленеводов. Основным приемом декорирования меховых изделий

является мозаика - выполнение орнаментальных композиций из контрастных по

цвету кусочков меха и введение в композицию разноцветных суконных и

замшевых деталей. Так, например, украшением малицы служила меховая кайма на

подоле из чередующихся узких полосок белого и темного меха. В пимах

подбирались контрастные по цвету долевые детали кроя, и в продольные швы

вносились суконные вставки желтого и красного цвета. Особо богато

украшались сумки. Орнаментальные композиции на сумках состояли из

геометрических элементов, организованных в ленточные бордюры. На некоторых

сумках "тучу" встречаются стилизованные изображения зооморфных и

антроморфных фигур. С начала XIX века ижемцы начали заниматься переработкой

оленьих шкур на замшу, и к середине века замшеделие превратилось в хорошо

развитое производство. По всему Ижемскому краю работали замшевые заводы.

Так, в 1913 году насчитывалось более 50 заводов, где в год обрабатывалось

более 100 тыс. оленьих шкур. Замша продавалась на местных и центральных

ярмарках, экспортировалась за границу, в основном в Англию. Обработка

глины. Гончарство. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1] с.276/ До начала 30-х

годов XX века изделия из глины наряду с деревянными широко бытовали в

крестьянском хозяйстве. Для производства использовались местные сорта глин;

жирные глины нейтрализовали добавлением песка или толченого камня.

Гончарством занимались преимущественно женщины. Лепили посуду в холодной

половине дома, иногда прямо на улице. В конце XIX-начале XX века

преобладающей техникой по всей территории края была лепка сосудов ленточно-

жгутовым способом. Кроме ленточно- жгутового налепа зафиксированы

архаические способы изготовления керамики. В с. Летка Прилузского района

бытовал способ "формовки на моделях", при котором служивший моделью

деревянный стержень обмазывался глиной и после просушивания удалялся. В с.

Нившера Корткеросского района изготовлялась посуда "скульптурным" способом.

При данной технике сосуд выдалбливался пальцами из комка глины. Изделия,

вылепленные вручную, отличались грубой обработкой стенок, были малообъемные

- до 1 литра, черного цвета. С начала XX века получил распространение

ручной гончарный круг северорусского типа, ножной гончарный круг появился

лишь в 30-е годы Для обжига посуды использовались домашние печи, иногда

мастера-гончары на паях строили специальные печи для обжига.

Производительность таких печей была значительно выше, за неделю обжигали до

300 изделий. Многие изделия глянцевали свинцом на смоле, получая

зеленоватую глазурь. Орнаментировалась посуда редко. Иногда шейки сосудов

украшались волнисто-линейным узором, в с. Выльгорт для декора использовали

ангоб (жидкую белую глину). По ассортименту посуда была идентична глиняным

изделиям в других регионах: это всевозможные емкости для напитков и еды -

корчаги, горшки, кринки, чашки. Из специальной посуды интересна овальная

сковорода для приготовления рыбы - "чери-латка". Изготовление кирпичей

производилось по мере необходимости, в основном для сооружения печей, и

носило характер домашнего производства. С развитием церковного и

гражданского строительства и возрастанием спроса на кирпичи открываются

кирпичные заводы. Обработка металла. В конце XIX-начале XX века мастера

края владели несколькими способами обработки металла. В селах Краснобор,

Ижма, Бакур, Сизябск существовало бронзовое плоско-рельефное литье.

Отливали разнообразные изделия: части оленьей упряжи, ременные пряжки и

накладки, кольца, цепочки. Литье производилось путем оттиска модели в

увлажненной формовочной массе и последующей заливки в образовавшуюся

пустоту расплавленного металла. Изделия эти весьма массивны и увесисты.

Пряжки были прямоугольной формы с несложной профилировкой и прорезными

узорами. Накладки обычно выполнялись овальной или треугольной формы с

сердцевиной или круглой прорезью. Многочисленные изделия изготавливались в

технике ковки. В каждом крупном селе, а то и в небольшой деревне была своя

кузница. Здесь, у пылающего горна, под звонкий перестук молота

священнодействовал кузнец, выполняя заказы односельчан: ковал серпы и косы,

вилы и мотыги, ухваты и сечки, замки и ключ , оковывал телеги и сани.

Профессия кузнеца была одна из самых почитаемых. Кузнец был незаменимый ч

ловек для крестьянского хозяйства. Помимо этого, фигура кузнеца была

окутана мистическим ореолом, тому представлению о кузнеце способствовала

некоторая таинственность его профессии, постоянная связь с огнем и водой -

с двумя почитаемыми стихиями. Народный костюм. /© Ю.П. Шабаев,опубл. в [1]

с.278/ Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд

локальных вариантов или комплексов. При этом если комплекс традиционного

мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней

верхней одежды ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия,

которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя

из этих различий, выделяется несколько локальных комплексов традиционной

коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и

прилузский. Комплекс традиционного женского костюма состоял из двух

основных элементов: рубахи и сарафана. Обувью почти повсеместно служили

кожаные коты, зимой - валенки (у ижемцев - пимы), а верхней наплечной

одеждой и у мужчин и у женщин служил сукман, зимой - овчиная шуба, у

ижемцев еще и малица. Ижемский костюм. Ижемский женский костюм отличается

прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани,

поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен и коноплю

для производства тканей. Ижемцы предпочитали не добротность тканей, а их

яркость и благородство. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани

- шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из

шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он

высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы.

Ижемские сарафаны представляют собой тип круглого сарафана. Шились они, как

правило, из шелка с растительным орнаментом, для чего обычно использовали 7-

8 прямых полос тканей. Складки закладывались от центра спинки к передней

части сарафана, на спинке делалась одна двойная глубокая складка. В

передней верхней части сарафана между бретелями продевался шнурок-вздержка

для затяжки передней части сарафана под грудь. Снизу к сарафану пришивались

богатые кружева, а по подолу - бахрома. Удорский костюм. На Удоре население

почти не занималось прядением и ткачеством, и поэтому здесь, как и на Ижме,

уже в конце XIX века одежду, и в том числе рубахи, шили из фабричных

тканей. Покрой женской рубахи был аналогичен севернорусскому: ее шили с

прямыми плечевыми вставками - "ластович" или поликами. Рубаху шили со

стойкой. Удорский сарафан, который имел название "кунтей", "синюка",

"синяк", шился из грубого холста синего цвета. Лиф сарафана был на холщовой

подкладке, подол подклада не имел. Удорский сарафан шился без складок. На

переднем полотнище праздничного сарафана ("штофника") по центральному шву,

соединяющему две половины ткани, пришивалась широкая тесьма фабричного

производства, а между полосками тесьмы пришивались мелкие металлические

пуговицы на расстоянии 3-4 сантиметров друг от друга. Удорский вариант

праздничного сарафана шился из парчи. Головными уборами служили различные

шали. Печорский костюм. Рубахи в комплексе костюма верхней Печоры шились со

стоячим воротником и глухой застежкой на пуговицах посреди груди. Под

разрез подшивали планку. Рубахи были с узкими обшлагами и оборками. Этот

тип рубах появился достаточно поздно и сходен с русским. В селениях по

берегам Печоры были распространены прямые сарафаны, которые появились у

коми позже, чем косоклинные. Их называли "московскими". Появление прямого

сарафана у коми, как и у русских, по всей вероятности, связано с широким

распространением фабричных тканей. Прямые сарафаны были двух

разновидностей: на лямках и с лифом или корсажем. Первый тип прямого

сарафана представлял собой юбку с неширокими лямками, сшитую из пяти-шести

полос ткани. На подоле нашивали полоски из цветной ткани, кружева и

бахрому. Юбку сарафана с корсажем шили из одного поперечного куска ткани, а

корсаж закладывали в мелкую складку. Юбку делали на холщовой подкладке.

Корсаж застегивался спереди на два железных крючка. Шили этот сарафан тоже

с бретелями. Головным убором верхнепечорских женщин был сборник. Сысольский

костюм. На Сысоле женские наряды шили из пестряди, сатина, атласа. Рубаха

сысольских женщин состояла из двух частей: верхней - "сое" и нижней -

"стан". Рубахи шили со стойкой, которая была разной длины - девушки носили

рубахи с более открытым воротом, и у них стойка была длиннее; рубахи

замужних женщин имели более глухой ворот. Низ рукавов собирался в мелкую

складку, а края обшивались тесьмой. Стойка ворота и рукава украшались

вышивкой, Сысольские сарафаны относятся к типу косоклинных. Для пошива

сарафанов использовали различные ткани - пестрядь в крупную клетку, а с

конца XIX века, с проникновением фабричных тканей - сатин, корсетную ткань,

атлас. Сарафан шили обычно из 8-ми полос ткани, которые были заужены кверху

в виде трапеции. Верхняя часть сарафана собиралась в складку до размеров

объема грудной клетки. Верхняя часть сарафана представляла собой корсет

высотой 14-16 сантиметров, который сбоку имел разрез, застегивавшийся на

крючки. По подолу сарафана обычно пришивались три полосы из сатина красного

цвета. Женскими головными уборами на Сысоле были сборник и сорока.

Вычегодский костюм. Комплекс вычегодского костюма сходен во многом с

сысольским. Женские рубахи шили из отбеленных холстов. Рубаха состояла из

двух основных частей - верхней и стана. Основным типом сарафана на Вычегде

был косоклинный сарафан, он состоял из двух прямых полос и четырех клиньев,

подол украшался тремя полосками из сатина. Передник и задние полотнища были

прямыми, а боковые полосы выкраивались в виде клиньев, доходящих до верхней

кромки сарафана. Сарафан был сравнительно узким и носился на коротких

лямках. На праздник поверх сарафана надевали короткую распашную кофту с

широкими рукавами, собранными на запястье в сборку. Головным убором являлся

сборник, который был совершенно лишен вышивки и шился из парчи или цветного

набивного шелка. Прилузский костюм. В женском костюме Прилузья особенно

выделялся так называемый детский сарафанный комплекс. Рубаха состояла из

верхней и нижней части. Стойка воротника собиралась в мелкую складку.

Верхняя часть рубахи украшалась вышивкой, а низ рукавов был украшен браным

узором, а самый край рукавов отделывался мережкой. Прилузский сарафан -

косоклинный, лиф у него закрытый, без бретелей. Спинка выкроена целиком из

полосы холста, перед - из двух ровных полос, а сбоку к ним крепились

клинья. Подол сарафана выкраивался полукругом, чтобы бока не отвисали.

Ворот сарафана и проймы обшивались кумачом с лицевой стороны. Если это был

праздничный сарафан, то поверх кумача пришивались полоски парчи.

Праздничный сарафан спереди от выреза на груди и до кромки подола украшался

петельками из домашней крашеной пряжи. Женским головным убором у прилузских

коми являлась сорока, которая украшалась красочным орнаментом с

преобладанием красного цвета и различных его оттенков: от оранжевого до

бордового. Народная медицина. /© И.В. Ильина,опубл. в [1] с.282/ Возникнув

в глубокой древности, народная медицина до конца XIX века была на

Европейском Северо- Востоке единственным видом медицинской помощи, а в

дальнейшем успешно сосуществовала с медициной научной. До сегодняшнего дня

во многих селах практикуют народные врачеватели. В традиционный набор

лекарственных средств и приемов входит более 140 видов растений, продукты

животного и минерального происхождения, различные формы бытовой

физиотерапии (в первую очередь парение в бане), ряд хирургических приемов.

Использовались целебные свойства природных источников. Наиболее богат набор

лекарств, применявшихся для лечения простудных, травматических, желудочно-

кишечных и кожных заболеваний, поскольку условия жизни на севере, тяжелый

промысловый и сельскохозяйственный труд создавали предрасположенность

населения к такою рода недугам и в то же время стимулировали поиски

соответствующих методов лечения. Многие народные средства и приемы

направлены на общее укрепление организма и предупреждение заболеваний.

Традиционными занятиями населения обусловлено преобладание лекарств,

приготовленных из дикорастущих растений, тканей и органов диких животных

(желчь, жир, печень, мозг медведя, лося, оленя, диких гусей и уток, щуки).

С развитием производящих форм хозяйства в медицинскую практику вошли

культурные растения (6 видов) и продукты животноводства (молоко и молочные

продукты). Сведения о лечебных средствах, закрепленные в народных названиях

растений, пословицах, обычаях, передавались у коми из поколения в поколение

устно-зрительным путем. Среди крестьян Русского Севера имели хождение и

рукописные лечебники. Основными хранителями медицинской информации являлись

народные врачеватели - травницы, костоправы, повитухи, знахари, опиравшиеся

в своей практике на знания и навыки, полученные в процессе обучения и

приобретенные на личном опыте. Для некоторых из них занятие врачеванием

было своего рода подсобным промыслом. Глотовские коновалы славились своим

умением лечить животных и людей не только на территории Коми края, но и в

Пермской губернии, на Алтае. Рациональные приемы и рецепты сочетались в

практике народного врачевания с элементами лечебной магии, бытование

которых было связано с существованием мистических взглядов на причины

заболеваний. Наряду с общими для народной медицины коми чертами выделяется

ряд региональных особенностей, обусловленных своеобразием экологических

условий, хозяйственно-бытового уклада и этнокультурными контактами. Ижемцы

в процессе освоения зон лесотундры и тундры утратили богатые традиции

использования в лечебных целях растений, но пополнили ассортимент

лекарственных средств за счет разнообразного применения продуктов

оленеводства, заимствования рецептов из ненецкой народной медицины. Переход

к оленеводческому хозяйству повлиял на структуру медицинских знаний,

содействовав преимущественному развитию травматологии. Практически в каждом

селе до сегодняшнего дня имеются опытные костоправы. Этнографическое

своеобразие свойственно народной медицине прилузских коми. Развитые

земледелие и животноводство позволили более широко включать в лечебную

практику сельскохозяйственные культуры, ткани и органы домашних животных.

Постоянные контакты с русским населением значительно расширяли знания о

лекарственных растениях. По-видимому, этим же объясняется разнообразие

обрядов, направленных на охрану здоровья и излечение. Существовал ряд

локальных особенностей: во всех районах очень ценились такие травы, как

пион (марьин корень), тимьян (богородская трава). Однако жители южных

районов почти не имели возможности использовать корень пиона, растущего

севернее. Основными его добытчиками были охотники, промышлявшие в верховьях

Вишеры, Выми. Зато такие обычные для юга травы, как тимьян ползучий,

лапчатка, были редким лекарственным сырьем в вишерских, локчимских

деревнях. Для сбора калины население северных районов вынуждено было

отправляться на Вычегду, севернее которой этот кустарник почти не растет.

Ассортимент лекарственных трав, использовавшихся верхневычегодцами,

обогащался за счет рецептов, заимствованных из народной медицины коми-

пермяков. Устное народное творчество. /© Ю.Г. Рочев,опубл. в [1] с.288/

Произведения народного творчества, отражающие национальную специфику,

распространяются неравномерно: в регионах, где коми население издревле

является преобладающим, национальная специфика становится доминирующей. Но.

например, в Воркутинском районе, где преобладает пришлое население, эта

специфика совершенно не проявляется, или в Усть-Цилемском районе, где

издавна проживает русскоязычное население, коми фольклор вообще не бытует.

Возможно также, что районы, смежные с Пермской и Кировской областями,

национально менее специфичны или зырянская фольклорная специфика там более

размыта под влиянием традиций соседей. В Ненецком автономном округе

Архангельской области, где проживает большое количество комиязычного

населения, превосходно сохранилась коми фольклорная специфика. Трудовые

песни и трудовые причитания имеют тенденцию располагаться в определенных

географических границах. Трудовые песни бытуют на Удоре (Глотово, Кослан),

в Прилузье (Объячево, Читаево), в Сысольском районе (Куратово, Визинга), в

Княжпогостском районе (Княжпогост, Отлы, Синдор, Туръя), в Усть-Куломском

районе (Помоздино, Усть-Кулом, Воч). Трудовые причитания сохранились только

в регионах, где проживает коми-язычное население, говорящее на ижемском

диалекте. Причем в местах позднего расселения ижемцев (Архангельская,

Мурманская, Тюменская области) традиция трудовых причитаний либо слабо

выражена, либо исчезла. Наибольшая плотность как по количеству, так и по

тематическому разнообразию трудовых причитаний приходится на районы

старейших поселений ижемцев - это село Ижма и весь Ижемский район, а также

Сосногорский район (Сосногорск прежде тоже назывался Ижмой). На карте

отмечены также десять основных персонажей локальных коми преданий.

Особенностью распространения этих преданий является то обстоятельство, что

они бытуют в очень ограниченных ареалах, иногда в одном-двух населенных

пунктах. Например, предания о Шыпиче зафиксированы только в окрестностях

Сыктывкара. Между тем, в локальных преданиях особенно ярко проявляется

национальная специфика коми фольклора. Герои преданий, как правило,

наделены чудесными свойствами и способностями или обладают чудесными

предметами, или владеют необыкновенной физической силой, которая

проявляется в процессе труда. Удорский (с. Чернутьево) герой Юаныб

настолько силен, что от одного гребка веслами его лодка выскакивает из воды

и из-под днища проглядывает солнце, а Пера- богатырь бежит на лыжах так

быстро, что двухметровый конец сыромятного ремня другим концом которого

обмотана голова героя, развевается параллельно земле. Здесь явно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.