бесплатно рефераты
 

История коми

гончарных изделий. Многие мастера-гончары покрывали свои изделия зеленым

глянцем или бесцветной глазурью. Орнаментировалась посуда редко. Наибольшее

развитие гончарное производство имело в с. Выльгорт и с. Прокопьевка в

Прилузье, где выделились мастера, работающие только на рынок. Ассортимент

керамики был невелик: большие корчаги для хранения воды, горшки для

приготовления пищи, кринки, глиняные .сковородки и плошки. В с. Важгорт

изготовляли также глиняные чайники. Кое-где мастера делали керамические

светильники. Другие ремесла и промыслы в конце XIX-начале XX века

распространения в Коми крае не имели. Резьба и роспись по дереву. /© В.П.

Зеновская,опубл. в "Историко-культурном атласе Республики Коми", 1997г.

с.260/ Художественная обработка дерева на территории Коми края в конце XIX-

нач. XX века представлена несколькими видами: объемной и орнаментальной

резьбой, церковной скульптурой, кистевой и графической росписью. Каждый из

видов имеет различный масштаб распространенности и уровень художественно-

стилевого развития. Наибольшее развитие получила объемная резьба. Круг

вещественных памятников с этим типом декора разделяется на две группы: 1)

скульптурные изображения в архитектуре; 2) посуда и утварь. Скульптурной

резьбой украшались в основном концы охлупневого бревна и уключин на крыше.

Резьба была распространена своеобразными "гнездами" на Мезени, Вашке, на

верхней Вычегде. Одной из отличительных особенностей посуды и утвари

является художественная образность изделий. Синонимичность функционально-

бытовых предметов определялась глубинными пластами народного мировоззрения.

Создавая разнообразные ковши, блюда, солоницы, чашки, мастера средствами

пластики достигали высочайшей степени активности восприятия, позволяющей

трактовать эти изделия как произведения декоративной скульптуры. Например,

солоница-утица, которую дарили дочери в день свадьбы, являлась по сути,

предметно воплощенным образом легендарного священного предка, сотворившего

мир. Орнаментальный декор использовался в виде трехгранно-выемчатой и

контурной резьбы. Украшались ножки прялок, стояки швеек, веретена,

шкатулки. Мотивы резьбы были несложные: крестообразные фигуры, уголки,

розетки. Но богатство композиционного видения позволяло мастерам достичь

интересных орнаментальных решений. В одних случаях резные элементы

организованы в горизонтальные полосы, в других они образуют сплошную, как

бы мерцающую мелкоузорную композицию. Графическая четкость и мелкий масштаб

мотивов придают этим композициям особое изящество. Территория Коми края

являлась составной частью огромного культурного пространства от Великого

Устюга до Урала, где в XVIII-XIX веках процветало искусство церковной

деревянной скульптуры. Немногие сохранившиеся произведения свидетельствуют

о высоком уровне художественного ваяния мастеров. Обработка дерева и

бересты. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1] с.262/ Дерево широко

использовалось в повседневной жизни народа коми. Мастера хорошо знали

свойства различных древесных пород. Деревообрабатывающий инструмент был

довольно разнообразным и позволял выполнять многочисленные операции. На

вооружении мастеров были топоры, тесла, различные виды скобелей, долота,

сверла, резцы, уторники, стамески. Размеренный уклад крестьянской жизни

определял практическую целесообразность окружающего предметного мира.

Каждая вещь должна была быть не только прочной, удобной в обращении, но и

красивой. Из поколения в поколение оттачивалась традиционность формы и

выверялась органичность изобразительных приемов. Значительных успехов коми

мастера достигли в строительном ремесле. Они строили высокие просторные

избы со сложной внутренней планировкой и с примыкающим к ней хозяйственным

двором под одной двускатной крышей. Материально-практическая заданность

формы не нарушает монументальной красоты северного дома. Окрыленный

охлупнем-оберегом он воспринимается как великолепное сооружение,

возвышающееся среди бескрайней пармы. Из дерева делали сохи и бороны, вилы

и грабли, ткацкие станки, прялки, веретена, столярный и плотницкий

инструмент. Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома мебель:

столы, скамейки, стулья, кровати, посудные полки простой формы, несколько

массивную, почти без элементов декора. Изделия мастеров, которые работали

на заказ, отличались разнообразием и изяществом. Эта мебель имела ровную,

гладкую поверхность, спинки диванов, филенки шкафов выстругивались из

тонких пластинок, ножки столов, диванов, ручки кресел вытачивались на

самодельном токарном станке. Славились своим мастерством мебельщики из сел

Гам, Брыкаланск, Аныб, Деревянск, Выльгорт. Деревянной была значительная

часть посуды и утвари: долбленая, плетеная, сшивная и бондарная. Долбленую

посуду отличает конструктивная логичность формы, лаконичность обработки.

Она удобна и надежна в обиходе. Расписывались изделия редко. Совершенная

пластическая форма, красивая текстура древесины не нуждалась в

дополнительном декоре. В больших количествах вырабатывалась посуда на

рынок. Резанием посуды на продажу занимались в селах Зеленец, Выльгорт,

Небдино, Слободское. Широко использовались в крестьянском хозяйстве

бондарные изделия: разнообразные кадки, бочонки, подойники, жбаны. Работа

бондаря была непростой, требовала определенных навыков, особенно при

сборке. Древесину отбирали прямослойную, без свиливатости и сучков, для

каждого изделия - определенной породы. Было замечено исстари, что хранить

молоко и сбивать масло лучше в посуде из еловой древесины, а капуста,

засоленная в осиновой кадушке, до самой весны сохраняет белизну и

ядреность. Лучшие бондари работали в селах Кельчиюр, Щельяюр, Коквицы,

Палевицы. Бондарный промысел был доходный, в год мастера зарабатывали до 60

рублей (XIX-начало XX века). Немало домашней утвари делали из дранки,

ивовых и черемуховых веток, сосновых и еловых корней. Ивовые прутья

использовали для крупных вещей - корзин, чемоданов, тарантасов. Из дранки

делали корзины и шкатулки. Лучшим материалом для плетения считался сосновый

корень, гибкий, красивого глянцево-желтого цвета. Из него плели чашки,

тарелки, блюда, воронки для процеживания напитков. Плели в основном

спиральным плетением. Тщательность обработки определяла особую прочность

плетеных изделий, которые служили десятилетиями. Одним из самых любимых и

используемых материалов была береста. Легкая, красивая, эластичная,

водонепроницаемая, она была незаменима в крестьянском быту. Из нее делали

разнообразную утварь и посуду, рыболовные орудия, музыкальные инструменты,

обувь. Начальным и важным моментом работы была заготовка бересты, так как

от добротности материала зависели качество и долговечность изделий.

Например, в туесах цельный внутренний слой без малейших трещин и разрывов

позволял добиться термостойкого эффекта. Заготавливали бересту в

определенное непродолжительное время активного сокодвижения, подбирая

деревья здоровые, гладкоствольные. Распилы на кругляки и съемку бересты

проводили в соответствии с размерами будущих изделий. Часть вещей делали

сразу. Бересту для зимних работ хранили в холодном помещении,

непосредственно перед работой запаривали в воде. Разнообразные коробы для

рукоделия, сыпучих продуктов, шкатулки, табакерки, солонки выполнялись по

типу туесов - двухслойных сосудов цилиндрической формы со вставными

деревянным дном и крышкой. Они украшались тиснением, наложением друг ма

друга полосок бересты с фестончатыми краями. Из берестяных лент шириной 1-3

см плели заплечные мешки для сбора грибов и ягод - пестери, кузовки,

корзины, дорожные солонки, ведра. Роспись. /© В.Э. Шарапов,опубл. в [1]

с.264/ Обобщающие исследования по крестьянской росписи Севера, Урала и

Прикамья, в частности, опыт картографирования показывают, что наименее

изученной в этом плане остается территория Коми края за исключением

бассейна р. Печора. В бассейне р. Вычегда к крупным центрам по производству

расписной деревянной утвари могут быть отнесены села Дон, Керчомъя, Ниж.

Вочь, Ручь и Вомын. Вычегодские мастера - плотники, столяры и набойщики по

тканям - покрывали росписью интерьеры изб, мебель, ткацкие станы,

льнотрепала, прялки и деревянную посуду. Роспись выполнялась в свободно-

кистевой технике с использованием контурных приемов нанесения орнамента.

Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски, как

правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, темно-синей) -

создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась черной,

белой, голубой, желтой и зеленой красками ярких оттенков. Стены и двери

жилых помещений, сундуки, дуги, туеса и деревянные ковши покрывались

растительным орнаментом (композиции из стилизованных изображений цветов,

деревьев), а орудия ткачества и прядения - геометрическим. Если роспись

сочеталась с резьбой, то элементы резного орнамента (многолучевая розетка,

круг, косой крест, треугольник и т. д.) оттенялись красками контрастных с

фоном цветов. При рассмотрении стиля удорской росписи особый интерес

представляют расписные прялки. Местные жители до настоящего времени

различают два типа прялок: 1. "Пирога козяль" или "Ладья козяль" -

веслообразная прялка, близкая по форме и стилю росписи карельским и

поморским прялкам. 2. "Пиня козяль" - лопатообразная прялка, обрамленная на

вершине лопасти 3-7-фигурными главками. Расписывались эти прялки в беглой

штриховой манере по типу мезенских. Единичные образцы так называемой

"индивидуальной" росписи зафиксированы в Сыктывдинском районе - в селах

Слудка, Прокопьевка, Ипатово и в Сысольском районе - в с. Куратово. Однако

в данных случаях вряд ли можно говорить об оформлении устойчивой местной

традиции в композиции, стиле и технике росписи и, соответственно, о

складывании определенной школы мастеров; Расписные изделия коми мастеров

почти не встречаются за пределами рассматриваемых ареалов по ряду причин.

Вероятно, работы местных мастеров не могли конкурировать с изделиями

крупных северорусских промысловых центров по росписи и поэтому не

вывозились для продажи на ярмарки. По свидетельствам старожилов местные

мастера расписывали деревянную утварь только для родственников и

односельчан. Как правило, расписные орудия ткачества и прядения были

обязательными атрибутами свадебной обрядности. Так, например, в с. Керчомъя

расписная прялка или трепало дарились в следующих случаях: парнем девушке -

будущей невесте - на посиделках; на свадьбе крестным невесты "на счастье";

мужем молодой жене на первом году совместной жизни. Естественно, что

впоследствии такие вещи никогда не могли быть переданы или проданы чужим

людям и переходили только по наследству по женской линии. По поверьям,

бытующим в среде вычегодских коми и сегодня, человека можно легко

"испортить" или "сглазить" через вещь, изготовленную им либо принадлежавшую

ему. Следует так же отметить, что некоторые из рассмотренных выше центров

по росписи в традиционных представлениях коми населения соседних регионов

до настоящего времени считаются "колдовскими": на Вычегде о жителях сел Дон

и Керчомъя говорят - "еретники" (т. е. колдуны); на Выми "еретническим"

называют с. Кони; в Удорском районе в среде коми населения бассейна р.

Мезень считается, что "на Вашке живут одни коновалы" (в значении

"колдуны"). Бассейны рек Вашка и Вымь являются пограничными территориями,

заселенными иноэтничным населением. Для коми, проживающих в этих регионах,

были характерны тесные связи с русским населением Архангельской и

Вологодской губерний. Так, например, по данным Л. Н. Жеребцова,

"...удорские коновалы, набойщики, пимокаты ежегодно ходили на Пинегу,

принося с собой свои умения и обычаи. Пинежские мастера тоже не раз бывали

на Вашке...". Как отмечает исследователь, "этнические контакты нашли

отражение и в смешанных браках". Исследователи, занимающиеся изучением

межэтнических контактов русского населения на европейском Северо-Востоке,

отмечают, что смешанные браки русских с представителями финно-угорских

народностей всячески поощрялись обеими сторонами и, более того, считалось,

что дети, произошедшие от таких браков, обладают значительными магическими

способностями. В искусствоведческой и этнографической литературе

неоднократно обращалось внимание на "связь северных художественных центров

с деятельностью мастеров-староверов". Эти наблюдения находят некоторые

подтверждения и в традициях художественной росписи по дереву у коми. Так,

например, в селе Керчомъя росписью занимались коми мастера - выходцы из

семей старообрядцев-беспоповцев спасовского толка (согласие "глухая

нетовщина"); на Удоре работали коми мастера старообрядцы- беспоповцы

спасовского толка и скрытники. Как показывают полевые разыскания во многих

селениях на р. Вашка, в домах зажиточных крестьян и купцов размещались

тайные кельи скрытников, которые не имели собственности и жили тем, что

занимались на заказ различными ремеслами: ткали, вязали, вышивали бисером,

переписывали книги и писали иконы. Рассмотренные материалы показывают, что

оформление центров самобытной росписи по дереву у коми происходит в ареалах

совместного либо пограничного проживания с русским населением (в частности,

старообрядческим). Именно в этих контактных зонах происходит рождение таких

этнокультурных феноменов, как удорская и вычегодская роспись по дереву.

Очевидно, что в данном случае "культурный билингвизм" способствовал не

размытию, а напротив, плодотворному развитию самобытной этнокультурной

традиции. Ткачество, вышивка, набойка. /© В.П. Зеновская,опубл. в [1]

с.272/ До 30-х годов XX века распространенным видом женского рукоделия у

коми было ткачество. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и

толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный

холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лен и

конопля. Не один десяток операций совершали проворные женские руки, прежде

чем из льняного снопа получались мотки шелковистых нитей. Ткать начинали в

марте, стараясь завершить работу к пасхе. Мастерицы края владели

несколькими видами техники тканья: закладной, браной, многоремизной, что

позволяло ткать белые, цветные и орнаментированные холсты. Широкое

распространение имела пестрядь - холст в клетку разных размеров и цветовых

сочетаний. Пестрядь использовалась главным образом для изготовления

повседневной одежды: мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды.

Тонкие и изящные по фактуре, в нарядную крупную клетку, пестряди шли на

изготовление полотенец. Каждую деревенскую избу украшали половики -

домотканые пестрые дорожки. Ткались они из разноцветного лоскута по льняной

или хлопчато-бумажной основе. У каждой мастерицы была своя излюбленная

цветовая гамма, в рамках которой она выстраивала декоративные композиции,

подбирая сочетания и оттенки. Ремизная техника позволяла вырабатывать

фактурные ткани. Узоры ткани получались благодаря переплетению нитей основы

в виде кубиков, ромбиков, елочек, зигзагов. Они получались выпуклыми на

лицевой и вдавленными на изнаночной стороне. Узорное ткачество выполнялось

несколькими видами браной техники. Наиболее нарядными были изделия,

украшением которых служили узоры красного цвета. Такой узор выбирался от

руки по белым нитям основы, через которые пропускался уток с нитью красного

цвета. Узоры на изделиях располагались в определенном порядке. В женских

рубахах орнаментировалось оплечье, обшлага рукавов в сочетании с пришивным

кумачом и подол в рубахах-сенокосницах. На скатертях узоры располагались

каймами по краям. Особое значение придавалось украшению полотенец, имевших

разное назначение. Специальным полотенцем обтирали новорожденного, хлебом-

солью на узорном полотенце благословляли первые шаги человека в

самостоятельной семейной жизни, полотенцем был освящен и последний путь

человека на земле. Основой декорировки в браном ткачестве служил

горизонтальный орнаментальный бордюр, что было связано с особенностью

технологии. Декоративное изображение получалось за счет варьирования

количества бордюров, их размеров и содержания входивших орнаментальных

мотивов, пользовались диагонально-геометрические мотивы: косой крест, ромб

простой, многослойный, с пересеченными и продленными сторонами. Кроме

типичных геометрических мотивов встречаются стилизованные фигуры человека и

животных. Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса. Они

являлись обязательной принадлежностью мужской и женской одежды. Ткали пояса

из домашней льняной и шерстяной пряжи или покупали гарусные и

хлопчатобумажные нитки, отдавая предпочтение ярким, сочным цветам. Основных

способов тканья поясов было три: тканье на дощечках, на бердечке и на

нитку. Названия способов соответствуют специальным приспособлениям -

дощечке "таб", бердечку и нитченкам, при помощи которых осуществлялись

приемы получения узоров на поясе. Больше всего поясов выполнялось на

бердечке. В каждом поясе четко различается широкий центральный узор и узкий

узор каемок. В основе всех рисунков на поясах лежит геометрический орнамент

с наиболее часто встречающимися мотивами креста, уголка, ромба. В различных

вариациях и композиционных структурах они образуют многообразие

декоративных решений. Мастерицы края владели несколькими видами вышивки,

которые использовали для украшения изделий. Вышивка золотыми и серебряными

нитями была распространена на Ижме. К богатому ижемскому костюму, сшитому

из шелковых и атласных ярких тканей, вряд ли бы подошел другой головной

убор, кроме расшитых золотом и серебром ошувок и кокошников. Вышивка

выполнялась по заранее вырезанному трафарету из плотной ткани, картона или

бересты. Наживленный шаблон покрывался плотным гладевым швом "в прикреп"

драгоценной нитью. Выпуклые, как бы объемные узоры мерцали переливами. В

районе верхней и средней Вычегры и в бассейне Сысолы с начала XX в. широко

распространилась вышивка крестом. Ею украшали концы сборчатых рукавов и

горловины женских рубах, подолы передников. Вышивались узоры растительного

характера красными и черными нитками. Филейная вышивка, представляющая из

себя вышивку цветным гладьевым швом по готовой сетке, распространилась в

начале века под влиянием русской городской культуры в крупных призаводских

селах Нювчим и Кажим. Вышивка, которая бытовала в бассейне р. Летки и в

верховьях Лузы, очень интересна своей самобытной техникой, композиционным и

колористическим решениями. Основными вышитыми изделиями являются женские

рубахи и женский головной убор - сорока. В рубахах геометрические элементы

вышивки, организованные в узкие бордюры, располагались по воротнику-стойке,

вдоль нагрудного выреза, по обшлагам рукавов и по оплечью. Вышивка

выполнялась красными хлопчатобумажными нитями по белому холсту. Мастерицы

использовали комбинации трех швов: набор, тамбур и двухсторонний шов. В

сороке широкие узорные полосы очень плотной, виртуозно выполненной вышивки

украшали каждую часть сороки: налобник, два боковых "крыла" и "хвост".

Геометрические и геометризированные элементы орнамента вышивались

шелковыми, хлопчатобумажными и шерстяными нитями красного, вишневого,

терракотового, белого, черного цветов в технике счетной глади, набора,

креста, косого стежка. Одним из наиболее развитых промыслов в крае было

производство набойки. Только северные коми - ижемцы, не выращивающие лен из-

за суровых климатических условий, не владели этим ремеслом. Красильни были

почти во всех крупных селах. В Усть-Сысольском уезде, например, в конце XIX

в. было 20 красилен. Процесс набойки включает ряд последовательных операций

по "набиванию", "печатанию" специальными набойными досками узоров краской,

окрашиванию ткани в красителе, просушиванию, лощению. Если нужно было

изготовить многоцветную набойку, то использовали дополнительные доски

отдельно для каждого цвета. Набойные доски-штампы изготавливали сами

красильщики. Трафарет набивался металлическими или деревянными шпильками и

пластинами в соответствии с заранее задуманным рисунком. Большая часть

узоров была растительного характера. Наиболее часто встречаются мотивы

розеточного цветка, стеблей с бутоном, цветущих веток. Набойная ткань шла

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.