бесплатно рефераты
 

История календаря

наблюдателей и системы из трех храмов или стел. Этими последними и

фиксировались по отношению к площадке направления на точки восхода Солнца в

дни равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. Император инков

Пачакутеку, правивший до испанского завоевания, построил восемь башен,

которые, если смотреть на них с установленного на середине площадки трона,

также указывали точки восхода Солнца в дни солнцестояний и равноденствий.

Вряд ли можно сомневаться в том, что эти башни играли роль указателей

времени.

Говоря о древних обсерваториях и календарях, стоит упомянуть и

огромные по своим размерам рисунки, обнаруженные на плоскогорье Пампа-де-

Наска в южной части Перу. «Картинная галерея» в пустыне Наска была открыта

в начале второй мировой войны американским профессором древней истории

Полом Косоком. Он длительное время изучал древние оросительные системы

Месопотамии и искал нечто подобное в южном Перу. Рисунки изображают птиц,

животных, геометрические фигуры (треугольники, прямоугольники, трапеции)

или же представляют собой длинные полосы, исходящие из одной точки. Эти

фигуры получены удалением верхнего слоя почвы, под которым находятся желто-

белые горные породы. Возраст рисунков смогли определить радиоуглеродным

методом по остаткам деревянного столба, найденного рядом с одной из фигур:

они относятся примерно к VI в. Считается, что тогда здесь жили индейцы

культуры наска, которые поселились в этих местах еще во II в. до н.э.

Размеры фигур действительно огромны: 30-метровый человек с головой совы,

птица размером 110 м и такая же ящерица, спирали по 30-40 метров, две

пересекающиеся 800-метровые трапеции, полосы, простирающиеся на десятки и

сотни метров. Точность изображения в сочетании с размерами, охватить

которые можно только с высоты дали даже обильную почву для рассуждений о

внеземном происхождении рисунков.

Завесу над тайной о предназначении этих фигур приоткрыл уже их

первооткрыватель, Косок. Он отметил, что одна из фигур точно указывает на

точку захода Солнца в день зимнего солнцестояния. Затем многолетние

исследования рисунков пустыни Наска провела Мария Райхе, математик из

Дрезденского университета, прожившая в Перу четверть века. Она обнаружила

множество линий, указывающих на точки восхода и захода Солнца в дни

июньских и декабрьских солнцестояний. Например, восход светила 22 июня

показан клювом и стометровой шеей птицы причудливых очертаний. Из клюва

другой птицы более скромных размеров выходит целый веер линий, крайняя из

которых указывает на восход светила 22 декабря. Есть много и других

примеров.

Заканчивая главу, автору хотелось бы еще раз обратить внимание на

важную особенность первых календарей, возникновение которых относится к

верхнему палеолиту. Главной их задачей был простой подсчет дней, который

предположительно был связан с ориентацией в пространстве. Позднее

вследствие развития производительных сил и перехода к производящему

хозяйству назрела необходимость знать продолжительность года и уметь

предсказывать начало сезонов. Эта потребность была реализована через

астрономические наблюдения за движением Солнца и закреплением знаний в

мегалитических сооружениях. Тем не менее, еще не была создана законченная

календарная система, и такие понятия как неделя, месяц и год можно условно

отнести к следующему этапу развития временны?х представлений, более

подробно о котором рассказывается в следующей главе.

Развитие календарных единиц

Сутки – это элементарная единица любого календаря, выделение которой

основывается на чередовании дня и ночи. Казалось бы, что можно придумать

проще, чем одни сутки, состоящие из 24 часов. Тем не менее, следует

остановиться на некоторых исторических моментах, так как в древности иначе

воспринималась столь привычная для современного человека единица времени.

На первых стадиях развития культуры понятия, объединяющего день и ночь

вместе, не имеется. Как такового не было и слова, обозначающего

современное понятие «сутки»: день и ночь считались отдельно. Например, в

Ригведе – древнейшем памятнике индийской литературы, относящемся ко II тыс.

до н.э., - есть указание, что год индусов равнялся 720 дням и ночам. То же

самое можно отметить у некоторых современных тунгусских народностей. Счет

суток ведется ими по числу ночей, или, точнее, ночевок. Причем у

тунгусского племени негидальцев различно обозначают время, проведенное в

гостях, и время, проведенное на охоте. Так в первом случае скажут: пробыл

столько-то дней, во втором – столько-то ночевок. Счет по ночам существует у

некоторых народов Австралии, Океании, Северной Азии и Северной Америки. В

древности так же считали кельты и германцы. В России до XIII в. не было

понятия суток как единицы счета времени. Летописцы считали время днями,

ночь разделала «днесь» и «заутро» и относилась к «днесь», которое прошло.

Счет на сутки – соединенные вместе день и ночь – упоминается у Гомера,

при этом сутки начинаются с рассвета. Но такого представления больше никто

в древности не придерживался – всяк судил по-своему, что заставило Бируни,

знаменитого ученого Востока (X в.), составить специальный трактат «Речь о

том, что такое день и ночь, их совокупность и их начало». Он пишет, что

арабы приняли за начало суток момент захода Солнца за горизонт. Таким

образом, сутки продолжаются у них от одного заката Солнца до другого. К

этому побудило арабов то, что месяцы у них основаны на изменении фаз Луны,

причем начало месяца определяется не вычислением, а появлением новой Луны.

Вследствие этого стало обычным ставить ночи впереди дней, когда связывают

с названием дней недели.

Те, кто согласен с арабами, доказывали, что тьма предшествует свету по

ступени существования и что свет появился внезапно, после тьмы, а начинать

лучше с того, что предшествует. Поэтому они ставили неподвижность выше

движения, так как с неподвижностью связаны отдых и покой. Движение же

вызывается надобностью и необходимостью, а за необходимостью следует

утомление, так что утомление есть следствие движения.

Бируни отмечал так же, что некоторые народы – румы, персы –

договорились, что сутки продолжаются от восхода Солнца с восточного

горизонта до восхода над ним на следующий день, ибо месяцы выводятся путем

вычисления и не связаны с положением Луны или других небесных светил. День

оказывается раньше ночи, и в оправдание этого они доказывали, что свет есть

бытие, а тьма – небытие; те, кто ставит свет впереди тьмы, утверждают, что

движение имеет преимущество перед неподвижностью, так как движение есть

жизнь. В довесок приводились суждения, что Небо достойнее Земли, работник и

юноша здоровее стариков, а текучая вода не становится гнилой, как стоячая.

В наше время практически во всех странах мира принято считать границей

суток условный момент полночи. Также столь привычен для современного

человека тот факт, что продолжительность одного дня состоят из 24 часа.

Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого

считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Выбор пал на дюжину

неслучайно, ведь считать ими очень удобно: двенадцать делится без остатка

на 2, 3, 4 и 6, в то время как число десять, лежащее в основе общепринятого

десятеричного счета, делится только на 2 и 5. Официально деление суток на

24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в.

н.э. После него подобная традиция распространилась по всему миру.

При расчете двенадцати часов дневных и двенадцати ночных люди

столкнулись с тем фактом, что день равен ночи только четыре раза в году, а

в остальное время либо дневные часы оказывались длиннее ночных, что имеет

место летом, либо ночные часы – длиннее дневных, что имеет место зимой.

Как же проводилась деление на часы в древности? Первый час начинался с

рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат – двенадцатым. На

полпути между восходом и полуднем отмечался третий час, между полуднем и

закатом – девятый. Таким образом, мерка была трехчасовая, но сами трехчасья

были не равны между собой в разное время года. Так же точно и ночью шел

счет на трехчасовые интервалы – стражи. Такое деление пошло еще от древних

евреев, у которых раз в три часа сменялась стража у ворот Иерусалима.

Христианская церковь переняла этот счет и звоном колоколов возвещала часы

разной длительности зимой и летом. Хотя такая система была очень неудобной,

заменить ее было нечем. Важным шагом вперед стало изобретение механических

часов, упоминание о которых впервые встречается в византийских источниках в

578 г. Широкое практическое использование механических часов в Европе

относится к IX – XII вв. Обычно их устанавливали на башнях ратуш, связывая

механизм часов с устройством боя. Их главными недостатками были

громоздкость и неточность хода, но, тем не менее, механические часы

сделали продолжительность часа постоянной и независимой от соотношения

дневной и ночной части суток.

Первый образец механических часов в России был установлен великим

князем Василием I в 1404 г. на своем дворе за церковью св.Благовещенья[5].

В 1436 г. появились часы в Новгороде, в 1477 г. – в Пскове. Знаменитые часы

на Спасской башне установил в 1624 г. при царе Михаиле Федоровиче механик

Галловей. Несмотря на распространение механических часов, в России еще

очень долго об окончании дня и ночи возвещали колокольным звоном,

барабанным боем, звуками рожка – так называемая «отдача дневных и ночных

часов». Только в 1700 г. Петр I постановил проводить часобитье в полночь и

полдень.

Неделя – это период времени в 7 суток, существующий в большинстве

календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к

нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В

самом деле, продолжительность цикла изменения фаз Луны составляет около 28

суток и его можно разбить на 4 части по семь дней: первая четверть –

увеличение Луны от узкого серпа, носящего название неомения, до половины

полного диска; вторая четверть – дальнейший рост Луны до полнолуния, когда

виден весь диск естественного спутника Земли; третья четверть – уменьшение

лунного диска до половины; четвертая четверть – дальнейшее уменьшение до

новолуния, когда Луна абсолютно не видна.

Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение священного

значения числа семь. Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме

неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил, которые позже

были названы планетами (от греческого слова «блуждающий»). Считалось, что

эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в

таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

В Древнем Вавилоне возникла астрология – наука о влиянии планет на

судьбы отдельных людей и целых народов. Древневавилонские астрологи

считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной

планеты, которая как бы «управляет» им. Счет часов был начат с субботы:

первым ее часом «управлял» Сатурн, вторым – Юпитер, третьим – Марс и т.д.,

седьмым – Луна. Затем весь цикл снова повторялся. В итоге получилось, что

первым часом следующего дня, воскресенья, «управляло» Солнце, первый час

третьего дня доставался Луне, четвертый день – Марсу, пятый – Меркурию,

шестой – Юпитеру и седьмой – Венере. Планета, властвовавшая над первым

часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

Такая система была перенята древними римлянами, только названия планет

отождествлялись с именами богов. Именно они управляли днями недели, которые

получили их имена. Затем, несколько видоизменившись, римские названия

перекочевали в календари многих народов Западной Европы – французов,

итальянцев, испанцев и других. «Планетарные» названия дней недели также в

английском и скандинавском языках, только названия в них произведены от

имени языческих богов германо-скандинавской мифологии, хотя «блуждающие»

небесные тела представители этих народов в настоящее время называют их

латинскими именами.

Во многих языках мира некоторые дни недели пронумерованы. Так, в

греческом языке понедельник называется «Вторая», вторник – «Третья», среда

– «Четвертая», четверг – «Пятая» (день по-гречески женского рода). В

еврейском календаре «Геулим» дни недели обозначаются первыми буквами

еврейского алфавита, кроме субботы («шаббат»), дни недели на иврите

названий не имеют. При этом важен факт, что буквы еврейского алфавита также

имеют числовое значение.

Пронумерованы дни недели в китайском и японском календарях, у народов

Литвы, Латвии, Эстонии. Номером первым обозначен здесь наш понедельник, но

в грузинском, армянском, арабском языках понедельнику соответствует день с

номером 2, вторнику – день с номером 3 и т.д. Подобная традиция нумерации

дней берет начало в Древнем Вавилоне. День Сатурна у Вавилонян считался

несчастливым; в этот день предписывалось не заниматься никакими делами, и

сам он получил название «шаббат» – покой. При этом его перенесли в конец

недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота),

некоторые западноевропейские языки (например, итальянское – sбbato). Во

многих странах день отдыха перенесен, но счет по-прежнему ведется от

субботы. Так, у мусульман день отдыха (последний день недели) совпадает с

нашей пятницей, но название «первый день» в арабском языке относится к

воскресенью.

У некоторых народов нумерация получилась очень любопытной. Так, в

грузинском языке (почти как в пословице «семь пятниц на неделе) оказалось

пять суббот. Кроме просто субботы – шабати, существует «вторая суббота»

(оршабати) – понедельник, «третья суббота» (самшабати) – вторник,

«четвертая суббота» (отхшабати) – среда, «пятая суббота» (хутшабати) –

четверг. Пятница и воскресенье называются соответственно «параскеви» и

«квира». В персидском календаре суббот в неделе даже шесть. Шамбэ –

суббота, йек-шабмэ – воскресенье, до-шамбэ – понедельник, се-шамбэ –

вторник, чехар-шамбэ – среда, пенд-шамбэ – четверг. День, соответствующий

пятнице, носит название «джома» («день соединения» - священный день у

мусульман).

В славянских языках, а также в венгерском, счет дней недели,

отраженный в их названиях, ведется не от субботы, а от «воскресенья». В

языке-прародителе нынешних славянских воскресенье называлось «неделей», и

это название сохранилось в современных языках, кроме русского, в котором

после принятия Русью христианства сначала первый день празднования пасхи, а

с XVI в. праздничный день любой недели стал называться воскресеньем, а

неделей весь семидневный период. Впрочем, в православном календаре

праздничный день так и называется неделей, а русская неделя – седмицей.

Само название «неделя» означает «день, в который ничего не делают» (не

занимаются делами), а понедельник – это «день после недели» (так же как

«пополудни» - время после полудня). Вторник – это «второй день после

недели», а так как «неделя» когда-то была первым днем седмицы (по Ветхому

Завету суббота является последним, седьмым днем недели), то среда была

действительно средним днем. В старославянском языке встречается и более

древнее название среды – третийник.

История знает примеры, когда неделя состояла из иного числа дней, чем

семь. В основе календаря французской революции находились так называемые

декады (десятидневки), а сверхгодичные 5 или 6 (в високосный год)

праздновались в конце года.

В Советском Союзе после революции существовала некоторое время

пятидневка, а потом шестидневка. В период с 1929 по 1940 год

правительственными распоряжениями дважды проводились частичные календарные

реформы. В октябре 1929 г. Совет Народных Комиссаров СССР вынес решение о

введении укороченной пятидневной недели. Это означало, что после четырех

рабочих дней наступал день отдыха. В результате этого календарь подвергся

некоторым изменениям. Год был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых

содержалось одинаковое число дней – 30. Месяцы делились на 6 пятидневных

недель с выходными днями 5, 10,15,20, 25 и 30-го числа каждого месяца.

Таким образом, в году получалось 72 пятидневки, то есть 360 дней. Остальные

5 дней было решено считать «сверхгодичными» и приурочить к советским

революционным праздникам: 22 января – начало революции 1905 года; 1 и 2 мая

– дни Интернационала; 7 и 8 ноября – дни Октябрьской революции. Также

«сверхгодичным» стал високосный день – 366-й день года.

Однако этот календарь просуществовал недолго. В ноябре 1931 года

Совнарком СССР вынес постановление о прерывной производственной неделе и о

переходе на шестидневную неделю с постоянными выходными днями в следующие

числа каждого месяца: 6, 12,18, 24 и 30-е. Вместо выходного дня в конце

февраля предоставлялся выходной день 1 марта. Переход на прерывную

шестидневную неделю начался с 1 декабря 1931 г. Этому календарю было

отмерено около 9 лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета

СССР издал указ о переходе с шестидневки на семидневную неделю, в которой

седьмой день (воскресенье) опять стал днем отдыха. Все вернулось на круги

своя.

В какой-то мере продолжительность недельного цикла в 7 дней определена

природой и особенностями организма человека: по тем или иным причинам более

высокоорганизованные формы жизни на Земле, у которых в клетках имеются

ядра, обладают около недельными ритмами. Более низкоорганизованные формы

жизни, где в клетках еще нет ядер, обладают ритмом с периодом в три с

половиной дня, то есть примерно полунедельным циклом. У здорового человека

наблюдаются околонедельные колебания силы и выносливости мышц, поэтому

недельный цикл рабочей и социальной активности является естественным для

него.

Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг

Земли, хотя современный григорианский календарь никак не согласован с

изменением фаз Луны.

Если судить по некоторым современным народам, сохранившим первобытную

культуру, издревле отрезки года они связывали с теми или иными явлениями

природы или с хозяйственной деятельностью. Первоначально в месяц не входило

определенное количество дней – это был период, в который укладывалось

отмеченное природное или хозяйственное явление. У некоторых народов

Западной Сибири год насчитывает 13 месяцев, продолжительность которых

различна и зависит от внешних природных признаков, по которым они

устанавливались. Например, у чулымских татар августу соответствует «месяц

белой рыбы», октябрю – «месяц красных листьев». В календаре этого народа

есть также «месяц голых листьев», «месяц маленького мороза», месяц большого

мороза». Тунгусский месяц может иметь и 15, и 20, и другое неопределенное

количество дней, а листопадный месяц жителя Камчатки так же длинен, как

наши три месяца.

Месяцы, носящие имена природных сезонных явлений, встречаются у

славянских народов. Древнерусские названия месяцев имеют в своей основе

описание природных явлений. Так, январь носил название просинец (появление

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.