бесплатно рефераты
 

История экономических учений

которой прослеживается движение цен и массы бумажных денег в. период

гражданской войны в США. Стремление к получению прибыли, т.е. увеличению

богатства в денежной форме, Митчелл считает естественным для денежной

системы и рассматривает его как движущий мотив экономической деятельности.

В отличие от Веблена он не видит в этом ничего предосудительного и

порочного. Проблема, по его мнению, заключается не в умении «делать

деньги», а в искусстве их рационального расходования. Трата денег зачастую

обусловлена не действительными потребностями, а желанием самоутвердиться,

приобрести имидж, превзойти соперника. Это может привести к диспропорциям,

вызывающим колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим Митчелл

обращается к анализу циклических процессов, используя богатый фактический

материал, собранный в возглавляемом им Национальном бюро экономических

исследований. Результатом стало дополненное переиздание написанной еще в

1913 году книги «Экономические циклы» (1927). Циклические колебания

представляют собой чередование подъемов и спадов экономической

конъюнктуры, возникающих под влиянием процессов, происходящих в

институциональной сфере предпринимательства. Стремление к получению

прибыли вызывает разнородные и асинхронные реакции различных рыночных

институтов — цен, денежного обращения, банковской системы, следствием чего

становятся либо оживление и подъем экономики, либо рецессия. Цикличность —

характерная черта экономики, подчиненной интересам бизнеса. В то же время

течение циклов поддается регулирующему воздействию, если влиять на них

путем коррекции институтов рынка — финансов, кредита, денежного обращения.

Государственные учреждения должны разрабатывать и реализовывать программы

антициклического регулирования, призванные обеспечить более равномерное

экономическое и социальное развитие.

Третьим видным представителем раннего этапа американского

институционализма был Джон Роджерс Коммонс (1862-1945). Помимо

преподавательской деятельности в Висконсинском университете, принимал

активное участие в работе ряда правительственных организаций, занимавшихся

вопросами рабочего законодательства, сотрудничал с Американской федерацией

труда, разрабатывал законопроекты, касающиеся проблем социальной

защищенности. Его практическая деятельность стала основой для

теоретических обобщений и разработки системы идей, в обобщенном виде

представленной в работе «Институциональная экономическая теория» (1934).

В понимании Коммонса институты — это исторически сложившиеся обычаи,

отражающие особенности коллективной психологии и закрепленные в виде

юридических норм и установлений. Именно институты права отражают

результаты взаимодействия организованных социальных групп — корпораций,

профсоюзов, государственных учреждений — достигающих разумных

компромиссов, которые обеспечивают нормальное функционирование экономики.

Не индивидуальные интересы, а коллективные действия определяют ход

экономических процессов. Эти действия требуют соблюдения определенных

правовых рамок, устанавливаемых путем судебных решений. Изучение истории

решений судов за несколько столетий позволяет составить представление о

том, каким образом реализуются коллективные интересы и принимаются

экономические решения.

В основе коллективного взаимодействия лежит понятие «сделки» (трансакции).

Участниками сделок являются как коллективные институты, так и индивиды. По

своему характеру выделяются три типа сделок: торговые, управленческие и

рационирующие. Торговые представляют основную массу меновых отношений;

управленческие — это отношения между руководителями и подчиненными;

рационирующие - устанавливающие нормы и обязательства сторон: ставки

налогообложения, отчисления в бюджет, фиксированные цены.

Каждая сделка включает три этапа: конфликт, взаимодействие и разрешение

конфликта. Участники сделки первоначально противопоставляют свои позиции,

ведут переговоры, ищут согласования интересов, наконец, приходят к

соглашению, которое всех устраивает. В ходе трансакционного процесса

устанавливается «разумная ценность», которая есть гарантия будущих

ожиданий. Прочный и устойчивый контракт обеспечивает выполнение надежд,

связанных с заключением сделки, определяя, таким образом, ее ценность.

Поскольку надежность контрактов может быть гарантирована их

законодательным оформлением и подтверждением, категория ценности

приобретает юридическую интерпретацию, как предусмотренное право на

будущее благо или услугу.

Разумная ценность достигается путем согласования интересов влиятельных

коллективных институтов -корпораций, профсоюзов, политических партий,

вырабатывающих удовлетворяющие всех регламентирующие правила, что и

обеспечивает поддержание общественного равновесия. Человеческий разум, по

мнению Коммонса, вполне способен разрешить все актуальные проблемы, если

его направить на верный путь. Задача экономической науки в том и

заключается, чтобы выработать рекомендации \"по перестройке экономической

жизни на разумных основаниях. Эту оптимистическую уверенность в силе

человеческого разума и его способности находить рациональные решения путем

совместных согласованных усилий Коммонс выразил в последней своей работе

«Экономика коллективных действий» (издана посмертно в 1950 г.), а также

пытался реализовать на практике, участвуя в разработке проектов трудового

законодательства и социальной защиты.

V. Теория общественного выбора Дж. Бьюкенена и экономически анализ

социальных проблем в работе Г.Беккера

Третье поколение институционального направления, сформировавшееся в 80-е -

начале 90-х гг., отличается, прежде всего, сменой методологических

оснований своих концепций. Они уходят корнями не столько в традиции

исторической школы, сколько в неоклассический анализ поведенческих

аспектов экономической деятельности.

В рамках неоинституциональной методологии сложилось направление,

представители которого исследовали процессы, происходящие в сфере

публичных отношений, получившее название теории общественного выбора. В

ней микроэкономические принципы рационального поведения на основе

сопоставления предельных затрат и предельных выгод применялись для

обоснования правил принятия решений в области государственной политики и

при производстве общественных благ.

Наиболее полное обоснование этот подход получил в работах Нобелевского

лауреата 1986 года американского экономиста Джеймса Бьюкенена (р. 1919)

«Исчисление согласия» (1962), «Границы свободы» (1975). Исходным

положением его концепции стало утверждение, что сфера общественной жизни

представляет собой такую же арену обменных отношений, как и рынок товаров

и услуг. На обычном рынке яблоки меняются на апельсины, а в политике люди

соглашаются платить налоги или отдают свои голоса на выборах в обмен на

необходимые им услуги общественных и государственных служб или на

обещания. Как на всяком рынке, участники обмена стремятся максимизировать

свою выгоду. Но особенность общественного сектора в том, что здесь частные

интересы реализуются при помощи общественных институтов. Коллективно

принимаемые решения зависят от экономических оценок голосующими своих

затрат и выгод в связи с их реализацией. При этом многое будет зависеть от

способа принятия решений.

Если избиратели непосредственно голосуют за какой-либо проект (метод

прямой демократии), то результат будет отражать соотношение затрат и выгод

для различных групп участников голосования. Так, проект строительства

новой школы за счет средств местного бюджета будет принят, если

большинство голосующих будут представлять молодые семьи, имеющие детей.

Если же большинство — пожилые люди, то предпочтение, скорее всего, будет

отдано строительству больницы.

Но большинство решений в общественном секторе принимается методом

представительной демократии. И в этом случае побудительными мотивами

выступают частные интересы депутатов, государственных чиновников,

функционеров общественных организаций. Желание быть переизбранным на новый

срок заставляет их действовать в интересах тех лиц и групп, которые в

наибольшей степени будут этому способствовать. В этой связи формируются и

реализуются специальные технологии влияния на принимаемые методом

представительной демократии решения: лоббизм, обмен голосами (логроллинг),

принятие решения в пакете с другими. Последствиями подобного рода политики

становятся рост количества и влияния бюрократического аппарата, стремление

получать политическую ренту, т.е. доходы за счет осуществления

политического процесса.

Исследования представителей теории общественного выбора приводят их к

выводу о том, что усиление роли и функций институтов государственной

власти зачастую приходит в противоречие с интересами общества и принципами

экономической эффективности. В этом находит проявление «фиаско»

правительства, политика которого не в состоянии обеспечить эффективное,

распределение и использование общественных ресурсов. Поэтому обращаться к

помощи государства в борьбе с «провалами» рынка следует крайне осторожно,

чтобы лечение болезни не оказалось опаснее самой болезни.

Экономическим анализом социальных проблем в своих работах проводил Гэри

Беккер \"Экономический подход к социальным вопросам - так сам Беккер

определяет суть своего научного поиска, плодотворность которого

продемонстрировал на примере таких внерыночных форм деятельности, как

дискриминация, образование, преступность, брак, планирование семьи, а

также при объяснении иррационального и альтруистического поведения,

казалось бы, вовсе уж чуждых \"человеку экономическому\".

Естественно, что теоретические новации Беккера далеко не всегда ожидал

благожелательный прием. Идея человеческого капитала, кажущаяся столь

самоочевидной, была встречена в штыки педагогической общественностью,

усмотревшей в ней умаление культурной ценности образования и низведение

человека до уровня машины. Острые споры разгорелись вокруг вывода,

полученного на основе беккеровского анализа криминальной активности, о

том, что введение или расширение применения в западных странах смертное

казни могло бы заметно понизить в них уровень преступности; резко

критической была реакция многих демографов и экономистов на \"Трактат о

семье\"; разработанный Беккером \"экономический подход\" к человеческому

поведению также натолкнулся на непонимание со стороны представителей

различных социальных дисциплин.

Самым первым опытом проникновения экономической теории в нетрадиционные

для нее области стала книга \"Экономика дискриминации\" [Becker G. The

Economics of Discrimination. Chicago. 1957]. Дискриминация, по Беккеру,

порождается специфическими предпочтениями некоторых агентов, не желающих

вступать в контакты с представителями другой расы, национальности, религии

и т.д. Таким образом, предприниматели, работники и потребители могут

проявлять озабоченность не только уровнем доходов, количеством и качеством

товаров и услуг, достающихся им на рынке, но и личностными

характеристиками тех, от кого или совместно с кем они их получают.

Для оценки экономического значения подобной предубежденности Беккером было

введено понятие \"рыночный коэффициент дискриминации\". Это та часть

неравенства в доходах между группами, которая не сводится к различиям в

производительности и продолжительности их труда.

VI . Экономическая теория прав собственности Р. Коуза и теория

трансакционных издержек

Понять, как функционирует экономический механизм в Действительности, а не

в головах и академических лекциях экономистов, можно лишь учитывая всю

сложность институциональной структуры, в рамках которой взаимодействуют

хозяйствующие субъекты. Их взаимодействие происходит не в идеальной среде,

а в рамках определенных правовых, организационных и социальных

ограничений, преодоление которых требует значительных усилий и затрат.

Учет этих затрат является необходимым условием анализа экономического

поведения, ибо дает представление об издержках пользования рыночным

механизмом в процессе выработки и реализации решений.

Такие издержки, получили название трансакционных и начало их исследования

было положено работами американского экономиста Роберта Коуза (р. 1910),

ставшего в 1991 году лауреатом Нобелевской премии.

Заключение товарных сделок требует затрат времени и ресурсов на поиск и

обработку информации о товарах и услугах, об их ценах; на ведение

переговоров, улаживание конфликтов (арбитраж, судебные издержки); на

преодоление последствий оппортунистического поведения. Подобного рода

издержки имеют место и вне рыночной сферы, в рамках иерархических

организаций, где взаимоотношения участников представляют собой

разновидности трансакций.

Усложнение и диверсификация системы экономических отношений,

представляющей собой густую сеть формальных и неформальных связей, имеют

следствием рост трансакционных издержек, что в свою очередь приводит к

существенным сдвигам в структуре национального продукта. Снижение

трансакционных затрат становится таким образом важным фактором повышения

эффективности производства. Путь к снижению виделся неоинституционалистам

в частичной замене рыночной регуляции иерархической. «Деятельность ранка,—

пишет Р. Коуз,— предполагает некоторые затраты и, формируя организации и

предоставляя некоему авторитету («предпринимателю») право распоряжаться

ресурсами, можно сократить частично эти рыночные затраты». Однако

полностью заменить рыночную координацию управленческой не представляется

возможным, ибо последняя также связана с ростом трансакционных затрат.

Иерархическая структура будет расширяться до тех пор, пока затраты на

организацию одной дополнительной трансакции внутри ее не сравняются с

затратами на осуществление той же трансакции через обмен на открытом

рынке. Проблема, таким образом, заключается в нахождении оптимального

сочетания методов рыночной и управленческой координации, что должно вести

к минимизации трансакционных издержек.

Для достижения такого сочетания необходимо иметь четко определенные и

строго соблюдаемые «правила игры», устанавливающие нормы и права доступа к

ограниченным ресурсам. Роль таких правил исследуется в

неоинституциональной теории прав собственности, разработка которой связана

с именами Роберта Коуза и Артура Алчиана (р. 1914).

Права собственности трактуются как совокупность закрепленных законами,

распоряжениями, традициями, моральными и религиозными установками,

отношений между людьми по поводу владения, распоряжения и использования,

редких благ. Эти отношения представляют собой, прежде всего, права, т.е.

полномочия, определяющие доступ к данным благам одних лиц и исключение из

доступа других.

Набор таких полномочий рассматривается как «пучок прав», основными

элементами которого являются:

1. право владения, т.е. исключения из доступа к благу других субъектов;

2. право использования, т.е. применения для себя полезных свойств блага;

3. право распоряжения, т.е. решения, кто и как будет пользоваться благом;

4. право на получение дохода;

5. право суверена, т.е. возможности отчуждения, изменения, уничтожения

блага;

6. право на безопасность, т.е. защиту от изъятия и вреда со стороны

внешних факторов;

7. право на передачу полномочий;

8. право на восстановление нарушенных полномочий.

Обладание всем «пучком прав» обеспечивает полную собственность. В то же

время «пучок» может расщепляться таким образом, что часть прав будет

принадлежать одним, другая часть — другим, чем определяется многообразие

форм собственности.

Важным условием эффективной реализации прав собственности является их

«спецификация», т.е. четкое определение и обеспечение надежной защиты.

Если собственник точно знает круг своих полномочий и уверен в реальности

их применения, он имеет возможность принять наиболее эффективное в данных

условиях решение. И наоборот, если права собственности размыты и плохо

защищены, это затрудняет поиски наиболее рационального выбора.

Спецификация прав собственности осуществляется в процессе их купли и

продажи. Обмен есть, по сути, обмен «пучками прав собственности». Те, кто

выше ценит возможности, предоставляемые приобретаемыми правами, готов

платить за них большую цену. Таким образом, права будут приобретены и

скомбинированы так, чтобы допускаемая ими деятельность приносила

наибольший эффект. Чем определеннее права собственности, тем жестче

необходимость для хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или ущерб,

которые использование этих прав приносит другим. Поэтому в процессе обмена

права собственности будут сосредоточены у тех, для кого они представляют

наибольшую ценность. Таким способом обеспечивается наиболее эффективное

распределение ресурсов, так как в ходе обмена они перемещаются от лиц,

которые менее их ценят к тем, кто ценит их больше. Однако такое

перемещение будет происходить только в том случае, если издержки

необходимых для этого трансакций будут меньше, чем возросшая в результате

перемещения выгода. Это значит, что эффективность производства и его

структуры будет зависеть от величины трансакционных издержек, которые

необходимо учитывать при оценке экономических результатов деятельности

фирмы. Если они велики, то эффективность будет в значительной мере

зависеть от распределения прав собственности, а если малы — разделение

прав собственности не будет иметь существенного значения. Эта взаимосвязь,

наиболее четко проявившаяся в ситуациях, порождающих «внешние эффекты»

(экстерналии), получила отражение в так называемой «теореме Коуза», суть

которой была изложена им в статье «Проблема социальных издержек» (1960).

Некоторые виды деятельности могут иметь последствия,— положительные или

отрицательные,— не только для непосредственных участников, но и для лиц,

прямого участия в этой деятельности не принимающих. Выбросы в атмосферу

отходов доменного производства наносят вред здоровью и природной среде не

только работников данного предприятия, но и всем, живущим в данной

местности (отрицательный внешний эффект). Благоприятные последствия

повышения уровня образования ощущают не только те, кто его получает, но и

общество в целом в виде сокращения безработицы, снижения преступности и

т.п. (положительные внешние эффекты).

Наличие внешних эффектов ведет к расхождению между частными и социальными

издержками. Отрицательные внешние эффекты занижают частные издержки,

которые оказываются меньше социальных. Положительные внешние эффекты,

наоборот, перекладывают часть общественных затрат на частных лиц. Проблема

интернализации внешних эффектов, т.е. превращения социальных затрат во

внутренние издержки фирм, по-разному решалась представителями различных

экономических школ. Кейнсианец А.С. Пигу, исследовавший эту проблему,

считал, что рыночный механизм не способен решать подобного рода задачи и

потому необходимо государственное регулирование в виде штрафов и налогов

на тех, кто производит отрицательные внешние эффекты («налог Пигу»), и

субсидий производителям благ с положительными внешними эффектами.

Р. Коуз видит решение проблемы иначе. Он считает, что если права

собственности четко определены, а трансакционные издержки минимальны, то

рыночный механизм сам, без вмешательства государства, способен учесть

внешние эффекты, уравнивая частные и социальные издержки

Литература:

1. Агапова И.И. И История экономической мысли:Курс лекций. - М.:

1998.-248 с.

2. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. - М.: Экономист,

2003. - 456 с.

3. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

4. История экономических учений: Учебн. пособие / Под. ред. - В.

Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА - М.,2002. - 784 с.

5. Митчелл У.К. Экономические циклы. Проблема и ее постановка. М.-Л.:

Госиздат. 1930.

2

6.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.