бесплатно рефераты
 

История цивилизаций

эффективное финансовое ведомство. Папы использовали всякую возможность для

получения с церкви и отдельных прелатов различных отчислений, открыто

торговали доходными церковными должностями, использовали на личные нужды

деньги, собранные для очередного крестового похода. Впервые именно

авиньонские папы перешли к широкой торговле индульгенциями.

Откровенно фискальная политика авиньонских пап порождала недовольство,

как в церкви, так и среди мирян. Неслучайно в эти годы особенно радикальные

формы принимает движение францисканцев-спиритуалов, мечтавших об

«ангелическом», не вовлеченном в мирские дела, папстве. Их настойчивая

проповедь святой бедности вызвала уже в конце XIII в. кровавые репрессии со

стороны Рима. Теперь же папа Иоанн XXII (1316-1334) отлучил спиритуалов от

церкви и объявил ересью учение о том, что Христос и его апостолы не

обладали имуществом. Кроме того, профранцузские настроения папства вызвали

в других 'странах, особенно с началом Столетней войны, сильное движение за

независимость национальных церквей. С началом XIV в. впервые зарождается и

теория о необходимости отделения церкви от государства. Ее выразителями

стали сторонники империи, Уильям Оккам, Марсилий Падуанский, Данте, в

трактатах, которых разворачивалась критика теократической доктрины папства.

В Англии большой популярностью пользовались воззрения Джона Виклифа,

считавшего, что католическая церковь и папа лишь отдаляют человека от

подлинного христианства, заключенного в Евангелии. Сочинения Виклифа

распространились по всей Европе. Его активным последователем стал магистр

Пражского университета Ян Гус, также выступавший за реформу церкви.

Великая схизма и соборное движение. Дальнейшему падению авторитета

папства способствовала великая схизма — раскол церкви в 1378—1417 гг.

Воспользовавшись ослаблением Франции в Столетней войне, папа Григорий XI в

1377 г. вернул свою резиденцию из Авиньона в Рим. Однако после его смерти в

1378 г. коллегия кардиналов, состоявшая из французов и итальянцев,

раскололась: итальянские кардиналы выбрали папу — итальянца, а французские

кардиналы, утверждая, что эти выборы проведены с нарушением правил, —

француза. Последний вскоре перебрался в Авиньон. Каждый из двух пап,

доказывая, что именно он является законным, а другой — узурпатором, стал

рассылать письма епископам, аббатам, монархам, князьям, университетам с

требованием поддержки. Вскоре вся Европа разделилась на враждующие партии.

Чтобы положить конец схизме, было решено созвать собор с участием прелатов

из всех стран Европы, профессоров университетов, теологов, юристов,

представителей монархов. Такой собор состоялся в 1409 г. в Пизе. Он

низложил обоих пап и избрал нового. Но низложенные папы не признали решения

собора. В результате раскол только углубился: в Европе было теперь три

папы.

Неудача Пизанского собора способствовала оформлению в Западной Европе

соборного движения. Его сторонники утверждали, что папа не является

абсолютным главой христианского мира, не может он являться и непогрешимым.

«То, что касается всех, должно быть одобрено всеми», и лишь вся церковь в

целом, представляемая Вселенским собором, непогрешима. Соборное движение,

однако, было неоднородным как по составу, так и по характеру выдвигаемых

требований. Европейские монархи, от поддержки которых в основном и зависело

признание того или иного папы законным, стремились, прежде всего,

ограничить власть папства наднациональными церквями. Для кардиналов и

римской курии падение авторитета папства предоставляло удобную возможность

укрепить собственное положение в управлении церковью. Более широкие круги

духовенства и мирян возлагали на Вселенский собор надежду на осуществление

глубоких реформ церкви, на которые папство, казалось, уже не было способно.

В 1414—1418 гг., наконец, удалось созвать такой собор в Констанце, который

в 1417 г. избрал папу, получившего всеобщее признание. Констанцский собор

принял решения о подчинении папы власти соборов и о регулярном их созыве.

Однако уже следующий собор в Базеле в 1431—1449 гг. фактически привел

к новой схизме: законному папе Евгению IV (1431—1447), недовольному

дальнейшим наступлением на прерогативы Рима, был противопоставлен

«соборный» папа. Евгений IV в свою очередь созвал свой собор, известный под

именем Ферраро-Флорентийского (1438—1445). Перспектива возобновления схизмы

не устраивала как многих иерархов церкви, так и светских государей.

Последних вполне удовлетворили базельские постановления об ограничении

власти папы над национальными церквями, в целом санкционированные Евгением

IV. Эти постановления открывали путь к законодательному оформлению

национальных церквей в ряде государств Западной Европы. Вместе с тем,

важной дипломатической победой Евгения IV стало заключение на Ферраро-

Флорентийском соборе в 1439 г. унии с греческой церковью. В Византии

надеялись посредством унии получить помощь в борьбе с турками. Признание же

православной церковью верховенства папы упрочило позиции Рима в самой

Западной Европе. В результате Базельский собор потерял поддержку как

большинства в церкви, так и многих светских монархов.

Соборное движение, таким образом, потерпело поражение, а единовластие

папы в церкви было восстановлено. Вместе с тем, Риму так и не удалось

вернуть себе прежнюю власть над церквями в Англии, Франции, Испании, ряде

немецких княжеств. Обособленный статус приобрела церковь в Чехии.

Констанцский собор признал еретическими учения Виклифа и его последователя

Яна Гуса. Вызванного на собор Яна Гуса осудили и сожгли (1415). Однако его

имя стадо знаменем мощного социального и национального движения,

охватившего с 1419 г. Чешское королевство. Все попытки императора, папы и

князей разгромить гусизм потерпели поражение. Только в 1433 г. на

Базельском соборе церковь вынуждена была пойти на компромисс с умеренным

крылом гуситов — «чашниками». Кризис завершился с разгромом чашниками

радикальных последователей Гуса — «таборитов» в 1434 г. Базельскими

соглашениями санкционировалось появление в центре Европы национальной

чешской церкви, в которой в отличие от римской разрешалось «причащение под

обоими видами» (т.е. хлебом и вином).

Папство второй половины XV в. все более сосредотачивается на

укреплении своей власти в Риме и патримонии св. Петра, фактически

отказываясь от прежних притязаний на универсальное господство: По своему

образу жизни и миросозерцанию папы этой эпохи более соответствовали типу

ренессансного итальянского князя, лишь номинально сохранив титул викария

Христа. Они привлекали в Рим многих прославленных художников и гуманистов,

инициировали пышное строительство церквей и общественных зданий, собирали

древности. Вместе с тем, отказ папства от проведения реформ церкви,

светский образ жизни и сомнительные нравственные принципы многих

наместников Христа вызвали растущее недовольство в странах Западной Европы,

что создало благоприятные условия для распространения идей Реформации, в

XVI в. приведшей к отпадению от Рима части Германии, отдельных кантонов

Швейцарской конфедерации, Англии и Скандинавии.

II. Религиозные войны.

Предпосылки и характер крестовых походов. Крестовые походы — это

военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан

и крестьянства, осуществлявшиеся в форме религиозных войн, под лозунгом

освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман, либо

обращения язычников или еретиков в католичество. Классической эпохой

Крестовых походов считают конец XI—XIII вв., однако, попытки возродить их

предпринимались до конца средневековья, а использование символики и

атрибутов крестоносного движения характерно и для нового времени, вплоть до

современности.

Первые крестовые походы отличались массовым характером и стихийностью.

Помимо крупных сеньоров и рыцарей из разных стран в них принимали участие

крестьяне и купечество северо-итальянских и южно-французских городов.

Постепенно социальная база движения сужалась, и они все более становились

чисто рыцарскими экспедициями. Крестовые походы конца XII— XV вв. часто

организовывались монархами крупных государств Западней Европы при поддержке

пап и итальянских морских республик, прежде всего Венеции.

Термин Крестовые походы появился не ранее 1250 г. и стал общепринятым

с XVII-XVIII столетий. Участники первых Крестовых походов, нашивавшие на

одежды знак креста, называли себя пилигримами, а походы — паломничеством,

деяниями, или экспедицией, священной дорогой.

Причинами походов был большой комплекс экономических, социальных,

внешнеполитических и религиозно-психологических факторов. Начавшийся рост

товарно-денежных отношений в странах Западной Европы усиливал расслоение

традиционных структур общества, порождал, с одной стороны, рост

материальных потребностей феодальной верхушки, с другой — непривычную

нестабильность. Право майората, когда лишь старшие сыновья знатных сеньоров

получали отцовские фьефы, а младшие должны были сами заботиться о

приобретении домена и средств к жизни, содействовало росту агрессивных

настроений рыцарской молодежи. Борьба за землю и за крестьян приводила к

файдам кровавым столкновениям знатных родов и кланов, а возможности

испомещения за счет внутренней колонизации становились все более и более

ограниченными.

Постепенно укоренялось представление, что истинный источник богатств

находится на Востоке. Итальянские купцы из Венеции, Бари, Амальфи, позднее

— Пизы и Генуи привозили на Запад из Византии и с Леванта драгоценности и

специи, шелковые ткани, парадное вооружение и многие предметы роскоши. Люди

начали верить в то, что овладеть богатствами Востока (неверного,

враждебного, но столь притягательного) — дело отнюдь не невозможное и даже

богоугодное. Первые успехи Реконкисты на Пиренеях уже готовили почву для

еще более широких движений под лозунгом священной войны ради Господа. Эта

идея была привлекательна не только для знати, но и для части горожан и

крестьян, надеявшихся на освобождение от сеньориального гнета и получение

новых земель. Демографический подъем, переживаемый Европой, не был решающим

фактором Крестовых походов, как иногда утверждается, но он создал

возможности участия значительных масс народа в дальних экспедициях.

Римско-католическая церковь сыграла большую роль в подготовке

Крестовых походов, дав им не только лозунги и оформление, но и саму

нравственную и психологическую, а нередко и материальную основу. К концу XI

в. папство уже могло опираться на положительные результаты Клюнийского

движения, рационализацию хозяйства монастырей и укрепление авторитета

церкви, достигнутого в борьбе с симонией, невежеством духовенства,

посягательством светской власти на церковное имущество. Но сам канун

Крестовых походов был тяжелым временем смут и голода («семь тощих лет»),

эпидемий чумы и других болезней, косивших обессиленный люд в Лотарингии и

Германии, Англии и Брабанте. К этому добавлялись и стихийные бедствия,

особенно небывало суровые зимы и наводнения в Северной Европе в 1089—1094

гг. Бегство крестьян от сеньоров принимало все более угрожающий характер.

Росла религиозная экзальтация, усилились крайние проявления аскетизма,

отшельничества. Во всей Европе распространялись апокалиптические ожидания

скорого конца света. Ждали Божьей кары за грехи, раздавались призывы

проповедников покаянием, посещением Святой Земли и особым религиозным

подвигом достичь спасения. Благочестивые паломничества в Иерусалим

становились массовым явлением. Возвращавшиеся пилигримы распространяли

преувеличенные слухи о преследовании христиан тюрками сельджуками в

Палестине, где находилась главная святыня — Гроб Господень.

Из мифологизированных представлений о Востоке и его богатствах и

отождествления его с библейской Землей Обетованной, ставшей достоянием

неверных, и родилась идея особого, священного паломничества, войны ради

Господа и освобождения его Гроба. Еще папа Лев IX (1049-1054) заявил, что

борьба в защиту церкви есть естественная обязанность мирян, в первую

очередь — рыцарей. В ходе Реконкисты папы давали индульгенции воинам,

сражавшимся с сарацинами за веру. В 1074 г. Григорий VII призвал Запад

защитить христианскую религию уже на Востоке, оказав помощь Византии.

Внешнеполитическая ситуация в последней трети XI в. благоприятствовала

рождению и воплощению идеи Крестовых походов. Тюрки-сельджуки захватили в

1055 г. Багдад, нанесли поражение Византии при Манцикерте (1071)и принялись

методично захватывать Малую Азию, Сирию и Палестину. Византия переживала

тяжелую междоусобицу и терпела поражения от печенегов и норманнов,

овладевших всей Южной Италией (1071)и даже частью Северной Греции (1081).

Император Алексей I не только нанимал отряды варягов и фландрских рыцарей,

но и в наиболее критический момент (1090/91 г.) обратился с посланиями о

помощи к папе и государям Запада. Его призыв был услышан и использован, но

тогда, когда непосредственная угроза уже была отведена от Константинополя,

печенеги разгромлены Византией с помощью половцев, а сельджукские эмираты

вступили в борьбу друг с другом и с египетскими халифами.

Клермонский Собор. Присутствие послов византийского императора на

соборе в Пьяченце (Италия) в марте 1095 г. было использовано папой Урбаном

II для начала пропаганды военной экспедиции на Восток. К концу года,

заручившись поддержкой клюнийских монастырей и многих светских государей,

папа выработал «концепцию» Крестового похода. После окончания официальных

заседаний представительного собора в Клермоне (Франция), на котором

обсуждались вопросы установления «божьего мира», он выступил 27 ноября 1095

г. с проповедью на открытой площади перед большим скоплением мирян и

клириков. Сказанное папой проповедники передавали из уст в уста, а хронисты

сохранили варианты этой торжественной речи. Фульхерий Шартрский так

передает слова папы: «О, сыны Божьи! Поелику мы обещали Господу установить

у себя мир прочнее обычного и еще усерднее блюсти права Церкви, есть и

другое дело, и Божье, и ваше, превыше иных... Необходимо, чтобы вы как

можно скорее поспешили на выручку ваших братьев, обитающих на 'Востоке, о

чем те не раз просили вас». Сам Христос повелевает, продолжал папа, описав

преследования христиан на Востоке, — изгнать язычников из христианских

земель. Это дело людей всякого звания, богатых и бедных. Всем,

отправившимся в поход, папа обещал отпущение грехов. «Да станут отныне

воинами Христа те, кто раньше были грабителями. Пусть справедливо бьются с

варварами те, кто раньше сражался против братьев и сородичей». Распри

должны были прекратиться, и сборы в поход закончены к началу весны. «Так

хочет Бог!», — в едином порыве повторяли слова папы все собравшиеся. Формой

похода должно было стать покаянное паломничество, участники которого

сознательно обрекали себя на лишения, голод и жажду, страдания и даже

смерть.

Проповедь войны с неверными была сразу же подхвачена сотнями

проповедников, наиболее известным и популярным из которых был аскет Петр

Пустынник. По всей Франции, Германии и Северной Италии люди собирались в

отряды, вооружались, кто, чем мог, нашивали на одежду кресты. Это был

духовный порыв большой силы, когда обычные материальные заботы казались

суетными и несущественными. Чтобы отправиться в поход, бедняки, не имевшие

лошадей, подковывали быков, запрягая их в телеги со скудным скарбом, подчас

беря с собой и жен с малыми детьми. Чтобы собрать необходимое для похода,

продавали имущество. Аббат Гвиберт Ножанский писал, что «в прежнее время ни

темницы, ни пытки не могли бы исторгнуть у них того, что теперь сполна

отдавалось за безделицу». Церковь брала под свою защиту семьи и имущество

крестоносцев, освобождала их от уплаты долгов. Мечты об искупительном

подвиге сочетались и с надеждами на обретение земли, которая, по Писанию,

«течет медом и млеком», и с фантастическими предрассудками, ярко

проявившимися в ходе похода.

Первый крестовый поход (1096-1099). Весной 1096 г. из Шампани,

Лотарингии, областей Рейна тысячи крестьян, к которым иногда примыкали

группы мелких рыцарей и горожан, соединились в отряды и двинулись на

Восток. Ими предводительствовали проповедники, как Петр Пустынник,

священники или обедневшие сеньоры. Путь крестьянского по преимуществу

воинства, вооруженного косами, дубинами, цепами, топорами лежал вдоль Рейна

и Дуная через Венгрию, Белград и Филиппополь (Пловдив) к Константинополю.

Он был отмечен еврейскими погромами в городах Франции и Германской империи

(в евреях, на которых возлагали вину за смерть Христа, видели врагов, как и

в сарацинах, а задолжавшие еврейским ростовщикам немало денег рыцари и

горожане разжигали эти настроения толпы). Лишенные необходимых запасов

продовольствия, пополнявшиеся ватагами бродяг и авантюристов, крестьянские

пилигримы грабили и бесчинствовали в Венгрии и Болгарии, на византийской

территории, нередко встречая отпор местного населения. Когда поредевшие и

уже деморализованные отряды в августе 1096 г. прибыли к Константинополю,

император Алексей I после переговоров с Петром Пустынником, отказавшимся

ждать подхода основных сил рыцарей, переправил их через Босфор в Малую

Азию. Не дойдя до Никеи, крестьянское ополчение было разгромлено

сельджуками. Подавляющее большинство, как писала византийская царевна Анна

Комнина, стало жертвами мечей «исмаилитов». Попавшие в плен были проданы в

рабство, и лишь небольшая часть сумела спастись бегством в Константинополь.

Рыцарские ополчения несколькими колоннами тронулись в путь позднее

крестьянских. В августе 1096 г. из Лотарингии выступило войско во главе с

герцогом Готфридом IV Бульонским. Оно двигалось тем же путем через Венгрию

и Болгарию. Из Южной Италии шли отряды норманнов, давних врагов Византии,

под командой князя Боэмунда Тарентского. Итало-норманнские рыцари

переправились в октябре из г. Бари через Адриатику и направились к

Константинополю через Македонию и Фракию. Тогда же из Южной Франции

двинулась в путь армия, предводительствуемая графом Тулузы Раймундом IV Сен-

Жилем, одним из первых крупных сеньоров, принявших крест. Перейдя Альпы,

эта, самая крупная, армия избрала старинную дорогу через Далмацию к

Константинополю — Виа Эгнациа. Из Северной и Средней Франции направлялись

отряды герцога Нормандии Роберта (в составе его войска были также рыцари

Англии и Шотландии), графа Блуа и Шартра Этьена и графа Фландрии Роберта

II. Дойдя до Италии, они зазимовали там и продолжили путь с наступлением

весны 1097 г. Рыцарей сопровождали вассалы и оруженосцы, за ними следовали

толпы крестьян, что увеличивало численность «паломников». Хотя армии не

имели единого руководства, рыцари обладали боевой выучкой и были хорошо

вооружены. Чтобы купить дорогостоящие доспехи и припасы, многие из них

перед походом продали или отдали в залог, главным образом церкви, свои

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.