| |||||
МЕНЮ
| Иракармейской авиации (100 боевых). Военно-воздушные силы: 30 000 человек (в том числе 17 000 в противовоздушной обороне). Самолетный и вертолетный парк: 20 МиГ-25, МиГ- 29, МиГ-23 и МиГ-27, Су-22, "Мираж-F1", 5 Ан-12, Ил-76, РС-7, РС-9, Ми-24, Ми-8, Ми-17, Ми-6, SA-32, SA-330, SA-342L, "Алуэтт-3". Военно-морские силы: около 2000 человек, 6 боевых катеров. Ирак располагает большими возможностями мобилизации людских ресурсов. К концу ирано-иракской войны в результате тотального призыва численность личного состава вооруженных сил была доведена до одного миллиона человек. В вооруженных силах Ирака есть элитные части - командные; кроме того, в военных целях могут быть использованы полицейские формирования и силы спецслужб. Климат: почему там трудно воевать Климат Ирака субтропический средиземноморский с жарким сухим летом и теплой дождливой зимой. Наиболее выражены два сезона: продолжительное знойное лето (май - октябрь) и более короткая прохладная, а иногда холодная зима (декабрь - март). Летом погода обычно безоблачная и сухая. Осадки вообще не выпадают в течение четырех месяцев, а в остальные месяцы теплого сезона составляют менее 15 мм. Для большей части страны характерны жаркое сухое лето и мягкая теплая или дождливая зима с редкими морозами и снегопадами. Средние температуры июля 32-35° С, максимальные - 40-43°, минимальные - 25- 28°, абсолютный максимум - 57° С. Средние температуры января +10-13° С, средний январский максимум 16-18° С, минимум - 4-7° С, абсолютный минимум на севере страны достигал -18° С. Осадки выпадают преимущественно зимой (в декабре - январе), причем их немного в центральных и южных районах страны. Летний период во всем регионе ассоциируется с песчаными бурями. |О бурях подробнее | Название песчаной бури - самум - значит ядовитый, отравленный. С равным основанием ее можно называть и пыльной, поскольку она представляет собой взвесь мельчайших частичек песка, приносимую ветром из близлежащих пустынь. Причина образования песчаных бурь такова: раскаленный песок сильно нагревает воздух у поверхности земли. В результате он поднимается наверх, а на его место устремляются с очень большими скоростями потоки более холодного плотного воздуха. Так образуются небольшие местные циклоны, рождающие песчаные бури. Такая буря начинается с падения атмосферного давления, относительная влажность воздуха в дневные часы понижается до 5-15% и ниже, а температура может подниматься до +40 градусов. В воздухе отмечается повышенная концентрация частиц песка и пыли, которые окрашивают его в желто-красный цвет. Даже при запертых дверях и закрытых окнах в помещениях чувствуется присутствие пыли, принесенной этим ветром, она легко проникает под одежду и забивается в поры кожи. В странах Ближнего Востока (Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Сирия) и Северной Африки период песчаных бурь известен как "хамсин", поскольку считается, что ветер из пустыни дует 50 дней в году (отсюда и арабское название - "хамсин" - "пятьдесят"). Согласно другому поверию, "хамсин" дует 25 дней до и 25 дней после дня весеннего равноденствия. На самом деле это не так. Продолжительность такой бури составляет от одного до нескольких дней, а их период может закончиться выпадением "грязевого" дождя. В Ираке, лежащем несколько в стороне от Восточного Средиземноморья, собственно хамсина не бывает, бывает просто период песчаных бурь. Он может начинаться отдельными бурями в марте, а в мае - июне здесь непрерывно дуют северо-западные ветры, несущие массу песка. Режим санкций: за что и как наказали Ирак В международной практике словом "санкции" обозначают экономические, а также политические и военные меры, предпринимаемые с целью изменить политическое и военное поведение той или иной страны. |Что такое санкции | Санкции используются для того, чтобы предотвратить распространение оружия массового уничтожения, укреплять права человека, покончить с терроризмом, остановить торговлю наркотиками, не допустить вооруженной агрессии, расширить доступ к рынкам, охранять окружающую среду и менять правительства. В последние 20 лет они все в большей степени становятся излюбленным политическим инструментом Соединенных Штатов. США и их союзники являются инициатором большинства санкций, применяемых на международном уровне. Сами США в настоящее время применяют санкции к семи странам; эта мера стала настолько популярной, что санкции вводятся даже отдельными штатами и городами. По мнению Ричарда Н.Хаасса, руководителя программы изучения международной политики в Институте Брукингса (Brookings Institution) и внештатного редактора IntellectualCapital.com, "бум санкций" объясняется и нежеланием использовать военную силу ("эффектом CNN"), и тем влиянием, которым в политической жизни Америки обладают активно интересующиеся тем или иным вопросом избиратели. |Когда и за что | После того как в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. иракские войска оккупировали Кувейт, а 8 августа Багдад объявил о "слиянии" Кувейта с Ираком, Совет Безопасности ООН осудил агрессию, потребовал незамедлительного и безусловного вывода иракских войск. Тогда же резолюциями Совета Безопасности были введены всеобъемлющие торгово- экономические санкции, установлена его морская, сухопутная и воздушная блокада Ирака. После освобождения территории Кувейта войсками антииракской коалиции были приняты резолюции 686 и 687 (3 апреля 1991 г.) Совета Безопасности ООН об условиях перемирия и общих параметрах послевоенного урегулирования. Ирак официально объявил о признании этих резолюций и отмене всех решений СРК, принятых в отношении Кувейта после 2 августа 1990 г. 17 декабря 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1284, которая предусматривает возможность приостановки санкций в обмен на возобновление Ираком сотрудничества с контрольно-мониторинговым органом ООН - ЮНМОВИК. В демилитаризованной зоне на ирако-кувейтской границе функционирует группа наблюдателей ООН (ИКМООН). |В чем состоят эти санкции | Действующий режим санкций запрещает импорт любых товаров из Ирака, любые виды переводов туда финансовых средств (исключая предназначеные для гуманитарных целей), какое-либо военное сотрудничество. Разрешены только поставки продовольствия и медикаментов с уведомления Комитета по санкциям, а также поставки для удовлетворения "основных потребностей гражданского населения" - только с разрешения комитета. В России список товаров, разрешенных для экспорта в Ирак, называется списком 24. Вместе с тем в результате реализации гуманитарной программы ООН в Ираке номенклатура поставляемых туда товаров существенно расширилась, в том числе за счет экспорта машинотехнических изделий и оборудования для энергетического, нефтяного, транспортного и других секторов иракской экономики. Западные страны в целом проводят в Комитете ООН по санкциям линию на блокирование поставок, способных хотя бы косвенно укрепить военный и экономический потенциал Ирака. В 1996 г. резолюцией 1051 СБ ООН утвержден механизм экспортно-импортного контроля за поставками в Ирак продукции двойного назначения. |Последствия | Международные санкции в отношении Ирака оказали разрушительный эффект на все стороны жизни страны. Промышленность и сельское хозяйство функционируют соответственно на 20% и 30% от уровня 1990 г. По оценкам гуманитарных учреждений ООН, в Ираке распадаются системы здравоохранения, образования и др. На фоне прогрессирующей люмпенизации населения серьезно выросла преступность. Реализация запущенной в декабре 1996 г. программы "Нефть в обмен на продовольствие" на базе резолюции 986 СБ ООН не привела к существенному улучшению гуманитарной ситуации. Однако, как свидетельствует журнал "Ньюсуик", Саддам Хуссейн и его окружение сумели наладить контрабанду нефти, и вырученных денег иракской верхушке хватает для поддержания высокого даже по западным стандартам уровня жизни, а заодно возводить повсюду статуи Саддама Хусейна и престижные объекты, призванные стать символом незыблемости иракского режима. Например такие, как отстроенная в центре Багдада "башня Саддама" - взамен той, что была разрушена британской авиацией. Или строящаяся ударными темпами в иракской столице самая крупная в мире мечеть - говорят, что она будет видна даже из космоса. |Что будет после отмены санкций | Эксперты Института финансовых исследований называют Ирак в числе факторов, способных существенно нарушить баланс спроса и предложения на рынке нефти. В рамках программы 'нефть в обмен на продовольствие' Ирак может продавать нефть на сумму до 5,2 млрд. долл. каждые полгода. До введения международных санкций Ирак добывал 3,6 млн. баррелей нефти в день. На сегодняшний день его добыча составляет около 2-2,4 млн. баррелей в сутки, что соответствует ценам 12-14 долл. за баррель иракской смеси Kirkuk. В случае отмены эмбарго Ирак быстро увеличит добычу до 2,85 млн. баррелей в сутки, которая уже через 6-10 лет может достичь 6 млн. баррелей в день. В настоящий момент Ирак добывает около 120 млн. тонн нефти в год (около 2-2,4 млн. баррелей в сутки) согласно квотам, предоставленным ООН. До введения санкций Ирак добывал 138 млн. тонн нефти в год. Всего же эта страна может добывать около 180 млн. тонн нефти в год (до 2,85 млн. баррелей в сутки). Уже через 6-10 лет добыча нефти в Ираке может достичь 6 млн. баррелей в день. По мнению руководителя Центральной топливной компании Юрия Шафраника, риск увеличения добычи нефти Ираком может резко пошатнуть мировой рынок нефти. С другой стороны, бывший министр топлива и энергетики РФ, депутат Госдумы РФ Сергей Генералов считает, что серьезного увеличения предложения нефти от Ирака после снятия санкций не будет. Причина в том, что Ирак "уже сегодня недовыполняет те квоты, которые ему разрешены программой ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Комитет по санкциям блокирует закупки новой нефтедобывающей техники, пояснил он. По мнению С.Генералова, при отмене санкций Ираку предстоит оснастить нефтедобывающую промышленность новым оборудованием, что потребует времени, поэтому никаких "рывков" в поставках нефти на мировой рынок после снятия эмбарго произойти не должно. Факторы распада: сохранится ли Ирак после войны Хотя американцы считают, что оккупационный корпус наведет в стране порядок, приведет к власти демократические силы и обеспечит мирное развитие самой воинственной из арабских стран, многие специалисты-востоковеды, уверены, что так не будет. Потому что Ирак сегодня это:арабы-шииты, арабы-сунниты и загадочные сабеи, туркоманы, курды-барзанисты и курды-талабанисты, йезиды и христиане- ассирийцы, коммунисты и левые баасисты, националисты и пансирийские национал-социалисты, могущественные бедуинские племена. Этнические противоречия таким образом тесно переплетены с религиозными, политическими и региональными. Сегодня его единство обеспечено диктатурой Саддама Хусейна, опирающегося, помимо армии, на партийные структуры Партии арабского социалистического возрождения (Баас). Ликвидация или отстранение Саддама приведет к мгновенному развалу обруча, скрепляющего страну). |Этнический фактор | Курдские лидеры, декларирующие стремление превратить Ирак в федерацию, на самом деле будут стремиться к сохранению своего непризнанного государства, причем попытаются присоединить к нему богатые нефтью Мосул и Киркук и вообще усилить свое влияние в жизни страны. Это неизбежно приведет к столкновениям как с арабами-суннитами, так и с мосульскими туркоманами. Последнее особенно опасно, так как на контроль над этим районом претендует Турция. Скорее всего, негласный контроль над Мосулом - та цена, которую США заплатят Турции за участие в иракской операции. Находящееся под протекторатом Анкары туркоманское квазигосударство априорно будет находиться в конфликте с курдами, составляющими большинство населения района. Нельзя забывать также, что сама курдская автономия расколота - Демократическая партия Курдистана (ДПК) Масуда Барзани и Патриотический союз (ПС) Джеляля Талабани объединяются только под сильнейшим давлением извне или при серьезной угрозе со стороны Багдада. В Курдистане действуют также враждебные и ДПК, и ПС многотысячные отряды Рабочей партии Курдистана (ныне - Народные силы самообороны), вытесненные из Турции, сторонники бен Ладена, обосновавшиеся в многострадальной Халабдже, 'Партия Аллаха' - организация курдов-шиитов, ополчения ассирийцев и йезидов, балансирующие между ДПК и ПС, закаленные в боях иранские моджахеддины - фанатичные сторонники Саддама Хусейна. Стабильность Иракского Курдистана - явление временное, и любое нарушение баланса сил вокруг него приведет к новому витку междоусобной войны. |Политическая оппозиция | Сильнейшей оппозиционной организацией Ирака является Высший совет исламской революции (ВСИР), в состав которого входят шиитские движения, многие из которых экстремистски настроены. Глава ВСИР, бывший главный муфтий Ирака шейх Мухаммед Аль-Хаким Бакр, ведет переговоры с США. Совет, конечно, заинтересован в свержении Саддама, хотя бы и руками американцев, - входящие в состав Совета движения ведут партизанскую войну с баасистским режимом с 1981 года, но успеха не достигли. ВСИР базируется в Иране, опирается на фундаменталистское крыло иранского духовенства и рассчитывает создать в Ираке исламскую республику наподобие соседнего Ирана. Как сложатся отношения между американской оккупационной армией и ВСИР? Трудно представить, что они будут безоблачными, особенно в условиях противостоянияВашингтона и Тегерана. Если иметь в виду, что вооруженные силы ВСИР, по разным данным, насчитывают от 60 до 200 тысяч бойцов, положение американцев в болотах Южного Ирака может оказаться трудным. Кроме того, ВСИР может рассчитывать на вооруженную помощь иранских пасдаранов - бойцов Корпуса стражей исламской революции и ополченцев-басиджей: обе эти организации контролируются реакционным крылом иранского духовенства. В случае конфликта с американской армией хорошо обученные и фанатичные пасдараны могут оказаться очень опасным противником. Ираком традиционно правят арабские суннитские кланы. Отдавать власть шиитам они не согласятся, да и США этого не позволят. Именно на суннитскую общину опирается Баас,в том числе диссидентские группировки, готовые сотрудничать с американцами. Помимо партии Саддама, в суннитской среде действуют малочисленные исламистские группировки: Исламское движение, 'Молодежь Мухаммада', 'Молодые мусульмане' и даже 'Партизаны-сунниты'. Идеологически они дрейфуют к 'талибскому' типу и будут пытаться воспользоваться падением режима для расширения своего влияния. Среди суннитов действуют и остатки недобитых Саддамом коммунистов, социалистов, насеристов. Арабы-сунниты, составляющие 30-40% населения Ирака, попытаются сохранить свое доминирующее положение в стране, но сделать это им будет трудно: более многочисленные и пользующиеся поддержкой Ирана шииты и курды могут выставить сильные армии, а суннитам придется опираться на остатки саддамовской армии и баасистской милиции. Скорее всего, США не допустят полномасштабной войны между различными иракскими общинами и движениями, но сохранить Ирак единым не удастся - общих интересов у курдов, суннитов и шиитов нет, хотя вожди всех общин и партий говорят о приверженности единству страны, рассчитывая получить власть над всем Ираком. США и Ближний Восток США были одним из инициаторов создания независимых арабских государств, которые до Первой Мировой войны, в основном, были провинциями Османской Империи. Президент США Вудро Вильсон (был президентом в 1913 - 21 годах) был сторонником самоопределения всех народов, и когда США вступили в первую Мировую войну (1917), он выступал за расчленение Османской империи. В 1930-е годы нефтяные компании США начали устанавливать тесные связи с арабскими лидерами в районе Персидского залива. В 1950-е годы США поставили своей целью установить союз со всеми прозападно настроенными арабскими государствами. Ирак и Ливия, с которыми ныне у США крайне напряженные отношения, тогда были ближайшими союзниками Америки. При этом США часто мирились с не вполне правильным поведением своих арабских друзей. К примеру, в 1963 году дружественный Египет захватил Йемен и установил в этом государстве марионеточный режим - США довольно быстро признали легитимность новой йеменской власти. Между режимом Саддама Хуссейна и США до определенного момента существовали вполне мирные отношения: Ирак, воевавший с Ираном, где прошла исламская революция, рассматривался, как один из потенциальных союзников США в этом регионе. Ситуация в корне изменилась в 1991 году, после нападения Саддама Хуссейна на Кувейт. После образования еврейского государства в 1948 году (любопытно, что США первыми признали Израиль "де-факто", а СССР - "де-юре"), арабские государства пытались заставить США сделать однозначный выбор между Израилем и ними. Эти попытки до сего дня остаются безуспешными. В 1948 году позиция США по отношению к Израилю не была однозначной. Когда началась война между Израилем и его арабскими соседями, США ввели режим эмбарго на поставку оружия в этот регион, что объективно играло на руку арабским армиям. США часто выступали против Израиля. Так произошло, например, во время Суэцкой войны (1956), когда Англия Франция и Израиль выступили против Египта. Тогда США выступили в поддержку Египта. До 1972 года США не применяли право "вето" в Совете Безопасности ООН, чтобы блокировать резолюции, направленные против Израиля. Тем не менее, за период после окончания Второй Мировой войны Израиль получил от США большую помощь, чем любая другая страна мира. По предварительным данным в 2002 году Израиль получит от США $720 млн экономической помощи и $2.04 млрд - военной. Вторым крупнейшим получателем американской помощи является Египет. Впрочем, до распада СССР многие арабские государства получали экономическую и военную помощь сразу из двух источников - от США и СССР. [pic] Нефть или Саддам? В эти дни пропаганда США особо подчеркивает, что вовсе не борьба за контроль над иракской нефть является главной причиной того, что США предлагают провести военную операцию по свержению Саддама Хусейнаа. США утверждают, что их более всего беспокоит оружие массового уничтожения, предположительно имеющееся у Ирака, и агрессивный характер Хусейна. Ныне иракская нефть значительно менее важна для США чем, например, нефть Мексики или Канады. Режим Саддама Хусейна обладает богатым опытом создания и использования оружия массового уничтожения. Ирак - первая и пока единственная страна |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|