| |||||
МЕНЮ
| Формирование политических лагерей в России в начале ХХ векачто крестьянин сможет подняться на революцию. Но деревня социалистическую пропаганду не восприняла. Крестьяне считали, что вся тяжесть их жизни исходит от помещиков. Он верили, что царь – их отец и защитник. А народников они слушали как сказочников. В итоге, царизм жестоко расправился с народниками ( и не без помощи крестьянства): «их приговорили к каторге, ссылки, заключению в крепость»3. Нужно было искать другие формы борьбы… Неудача хождения в народ «заставила часть членов народной организации «Земля и Воля» взять курс на индивидуальный политический террор и воздать в 1879 году партию «Народная воля». Меньшая часть землевольцев составила организацию «Чёрный передел». «Чернопередельцы» – и среди них Г. Плеханов, В. Засулич, О. Аптекман – пытались сохранить традиции и программные установки «Земли и Воли». «Деревенщики» считали, что главное – это работа среди крестьянства, а «убийство никогда не служит делу свободы»4. Но через несколько месяцев часть кружковцев была арестована, а часть ушла за границу. Члены партии «Народная воля» в своих печатных органах «Народная воля», «Листок», «Рабочая газета» призывали к политической борьбе: «Не смирение нужно, нужен протест, отпор, устранить произвол нельзя иначе, как только силой, добровольно власти, никто не отдаст»5. А их лозунг стал: «Теперь или никогда!». А. Жилябов, А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская создали централизованную, разветвленную, превосходно законспирированную организацию 1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 88. 2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101. 3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 530. 4 Там же С. 532. 5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 95. Во главе с Исполнительным комитетом. «С осени 1979 года они начали настоящую охоту за царём, надеясь, что своими решительными действиями возбудят в инертных массах народа стремление к революционному перевороту»1. «Серьёзное влияние на народников оказали взгляды Петра Ткачёва: государственный переворот должны осуществить члены «организации» при вспомогательной роли народа; Россия созрела для революции и выступать следует немедленно»2. Однако ни те, ни другие, ни третьи не добились успеха. Убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 года не привело к изменению политического строя страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике правительства и волну репрессий против революционеров. После событий 1 марта в революционное движение пришли новые деятели. В Санкт-Петербурге с 1882 по 1884 года работала «Молодая партия «Народной воли». Она продолжила традиции народовольцев. Лидеры: Н. М. Флеров, П. Ф. Якубович, И. И. Панов. «Террористическая фракция» партия «Народная воля» стала идейной преемницей народовольцев. Организатором её был Александр Ульянов, брать будущего создателя Советского государства В. И. Ульянова – Ленина. После неудачной попытки покушения на императора Александра II (1 марта 1887 года) группа была разгромлена, а А. Ульянов казнён. Конечно, после 1 марта революционные возможности народнического движения полностью не иссякли, но оно пошло на спад. Уже к 1900 году на общей волне революционного движения в России возникло несколько новых народнических групп. «В 1902 году удалось создать всероссийскую организацию революционных народников – партию социалистов-революционеров (эсеров), которая объявила войну самодержавию не на жизнь, а на смерть»3. Программа лидеров В. М. Чернова, М. Р. Гоца, М. А. Натасона была продолжением отдельных теоретических и тактических положений народовольства. Она раскрывала идею особого капиталистического пути России к социализму – через крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской программы предусматривала социализацию земли. Т. е. Уничтожив частную собственность на землю, передать её общинам в пользование. А они уже будут осуществлять уравнительные 1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 533. 2 Там же С. 532. 3 Там же С. 533. распределения. Именно по этому большая часть крестьянства шла за эсерами. Что касается политической части программы, то эсеры выступали за свержение царизма и установление демократической республики. В 1902 году в эсеровской партии создаётся террористическая Боевая организация (БО). Формально подчиняясь партии, она пользовалась почти неограниченной самодеятельностью. Боевики совершили ряд успешных террактов. Убив министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, БО приобрела огромную популярность и в партии и в русском обществе. Но умами наиболее радикально настроенной части российской интеллигенции начал всё больше овладевать марксизм. В обстановке острого кризиса народничества в начале 80-х годов ХIХ в. это была попытка спасти революционные социалистические идеалы. Возникшая в 1883 году в Швейцарии группа «Освобождение труда» во главе с Плехановым Г. В., а затем группы Д. Н. Благоева, П. В. Точисского, М. И. Бруснёва, которые вели пропагандистскую работу уже непосредственно в России, проложили дорогу русскому марксизму»1. Первым шагом русских марксистов стало издание «Манифеста Коммунистической партии» Маркса и Энгельса в Переводе Плеханова. Он считал, что во-первых, «без революционной теории нет революционного движения»… Революционная по своему внутреннему содержанию идея «есть своего рода динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире». Во- вторых, он «опроверг утверждения народников о неприменимости учения Маркса в России». В третьих, он показал что «народнические теории…стали тормозом революционного движения»2. История человечества, считал Плеханов, «есть прежде всего история борьбы классов за распределения собственности, и только пролетариат может положить конец этой борьбе, уничтожив частную собственность раз и навсегда»3. Зёрна марксизма упали не в твёрдый грунт, а в почву, хорошо подготовленную. Каторжный труд, тяжёлые условия, длинный рабочий день, бесправие, низкая производительность труда на капиталистических предприятиях толкали рабочих на борьбу за свои права. На заводах и фабриках появились кружки металлистов, текстильщиков, печатников. С середины 90-х годов начался процесс соединения марксизма с массовым рабочим движением. В 1891 году в Петербурге 1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 52. 2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 107. 3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 533. прошли первая маёвка и первая демонстрация. «Они стали первыми выступлениями передовых рабочих социал-демократов»1. «Всего за период развития социал-демократического движения в разные годы в 24 губерниях России действовали 51 марксистская организация»2. В одном из таких кружков прошёл «марксистскую выручку» Ленин. С созданием в Петербурге в 1895 году ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» началось слияние научного социализма с рабочим движением. Наступил следующий, более высокий этап развития марксизма и рабочего революционного движения в России. Центр мирового революционного движения переместился в Россию. «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию – писал Ленин, - Россия поистине выстрадала»3. После организации Лениным редакции газеты «Искра» Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в её состав. Группа «Освобождение труда» прекратила свою деятельность. Петербургский «Союз борьбы» послужил образцом организации тактической деятельности для всей российской социал-демократии. Во второй половине 90-х годов прошлого века по его подобию возникают «Союзы борьбы» в Москве, Киеве, Екатеринбурге, Одессе и других городах. На втором съезде РСДРП (российская социал-демократическая партия рабочих) была принята следующая программа: свержение самодержавия, установление демократической республики, всеобщее избирательное право и демократические свободы, право наций на самоопре5деление, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам отрезанных в 1861 году то их надела земель и отмена выкупных платежей. Конечная цель: установление диктатуры пролетариата. В самом начале съезда, в обсуждении программы партии и тактики борьбы образовалось два течения: «Мягкие» искровцы во главе с Л. Мартовым считали в грядущей буржуазно- демократической революции ведущая роль будет принадлежать буржуазии, а пролетариату нужно действовать в тесном союзе с ней. С точки зрения «твёрдых» искровцев, возглавляемых Лениным, гегемоном революции предстоит стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же революционной силой вообще не является. 1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 109. 2 Там же. 3 Там же С. 112. При выборе в руководящий орган партии – центральный Комитет – сторонников Ленина оказалось большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками, а их противников – меньшевиками. Следует добавить, что в российское социал-демократическое движение влился Бунд – это созданный в 1897 году в Литве, Польше и России – Всеобщий еврейский рабочий союз, который решительно боролся антисемитизмом. 2.3 Либеральный лагерь Серединное положение в расстановке борющихся сил занимал либеральный лагерь, приходивший в столкновение… как с правительственным, так и с революционными лагерями. «Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её экономические и политические интересы, выступали против произвола царизма»1. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая консолидация и классовое самосознание русской промышленной и торговой буржуазии вплоть до начала революции находились на крайне низком уровне. Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося с малейшем «вольнодумством» … отразились на характере народа…Русский обыватель вообще привык к всевластию правительства»2, - писал Ленин. Во-вторых «жадные…хищники первоначального накопления…стали интересы кошелька выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с царизмом, обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную жизнь»3. В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё яснее видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть которого без помощи царизма она не надеялась»4. «Либералы хотели «освободить» Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу времени»5, - писал Ленин. У них не было 1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 27. 2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 26. 3 Там же С. 27. 4 Там же. 5 Там же С. 28. единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии. После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции, сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В- третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами. «После падения крепостного права «самый сплочённый, самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс – дворянство – обнаружил с полной определённостью стремление ограничить самодержавную власть по средствам представительных учреждений»1, - писал Ленин. Появление этих стремлений прогрессивной части дворянства облегчалось созданием органов местного самоуправления. Возникли они в России согласно земской реформе 1 января 1864 года. Земским органам правительство отводило довольно скромную роль: они были организованы «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда»2. Но государство оставляло за собой право контроля над их деятельностью. От их учреждений самодержавия земства отличались одним свойством: они имели сословно-представительный характер. После первых выборов в уездных земских собраниях на дворян приходилось 42% гласных (выборщиков), крестьян – 39%, купцов – 11%, на духовенство – 6,5%3. Земства ведали местными денежными повинностями, имуществом, дорогами, больницами, вопросами народного образования, земской почтой, обеспечением населения продовольствием, страхованием. Один из первых земских врачей Я. М. Белый говорил: «Только земство в состоянии оживить одряхлевший дореформенный строй нашего Отечества, но для этого нужны люди, и не одни только гласные...но и учителя, и прочие»4. «Отчуждённость земских учреждений от народной массы 1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 26. 2 Там же С. 29. 3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова. – М., 1996. С. 469. 4 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103. Уже давно была замечена людьми, близко стоящими у дела»1,- свидетельствовал И. И. Петрункевич (лидер конституционного земского движения). Врач, фельдшер, учитель, статистик, агроном и ветеринар (получивших название «третьего элемента») – эти…служащие должны были стать недостающим звеном между народом и либеральной земской оппозицией. «Земских служащих отличал общественный характер их службы, работа непосредственно среди народа, сам состав их: преобладание выходцев из крестьян и мещан – 60%, большое число молодёжи – 40%, женщины – 30%»2. Впервые в России статистиками была проведена подворная перепись населения – «это было первым шагом на пути к более глобальному изучению экономического положения крестьян»3. «Определение доходности…земель, помещений фабрик, и заводов…для земств было делом насущно необходимым»4. Но затем статистики в каждой губернии искали и находили общественную трибуну, публикуя итоги своих исследований. «Показывая разорение деревни, условия жизни рабочих, формирование рабочего класса, земская…статистика становилась фактом общественной борьбы»5. На слётах и на страницах журналов «Вестник Европы», «Дело», «Русская мысль» и др., развивая народное образование здравоохранение, сельскую инфраструктуру, агрономию, статистику и т. п., земская интеллигенция, ставила вопросы внедрения в жизнь всеобщего начального образования, создание библиотек – читален, борьбы с эпидемиями, детской смертностью, производственным травматизмом. «Они склонялись в основном к либерально-народническим взглядам, для которых были характерны вера в возможность некапиталистического развития России на базе сильной общины и различных форм конспирации»6. Рупором либерального народничества стала газета «Неделя», в которой Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко, как лидеры движения, доказывали, насаждение капитализма «сверху» - правительством. 1 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала ХХ века. М., 1986. C. 103. 2 Там же С. 231. 3 Там же С. 41. 4 Там же С. 40. 5 Там же С. 102. 6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50. Они считали, что «крестьянство остро нуждается не в социалистических преобразованиях…, а в реальной и неотложной помощи образованной интеллигенции. «Из маленьких дел слагаться жизнь миллионов»1. Однако «либеральные народники оставались до конца ХIХ века организационно разобщёнными и довольно пассивными – они избегали ставить острые политические вопросы»2. Но вернёмся к земскому либерализму. «Всемогущая чиновничья клика не могла не ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его»3. В середине лета 1871 года в Москве состоялся первый нелегальный съезд земцев. С конца 1878 до начала 1882 года земствами было подано 22 либеральных адреса «на высочайшее имя» и 50 ходатайств в правительство с просьбой о разрешении сношений между земствами различных губерний, о созыве своего съезда и с предложении об изменении государственного устройства. Но ответа не последовало. В лагере либералов царила апатия и уныние. «Настоящая русская жизнь…нас знать не хочет, а потому и нам в пределах России приходиться показывать свой кукиш в кармане», - признавался Н. А. Белоголовый. В октябре 1894 года умер Александр III. Но Николай II произнёс членам принятой им депутации памятные слова: «Я узнал, что в последнее в некоторых земствах поднялись голова, увлекшиеся бессмысленными мечтами об участии представителей от земств во внутреннем управлении… Пусть каждый знает, что я… буду защищать начало самодержавия также неизменно, как мой отец»4. Только в 1899 году на фоне развивающегося в стране революционного движения земские лидеры – братья Долгоруковы, Ф. А. Головин, Д. Н. Шипов, М. А. Стахович создали нелегальный кружок «Беседа». В. ходе революции1905- 1907 годов с образованием политических партий кадетов и октябристов земское движение прекратилось. Среди интеллигентной верхушки – университетской профессуры, известных юристов и др. – большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционалисты – П. Н. Милюков, В. И. Вернадский – поддерживали тесные 1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 177. 2 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И. Зевелева. М., 1994. С. 50. 3 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов. М., 1985. С. 29. 4 Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917 гг.), М., 1990. С. 180. Связи с земскими лидерами. Свои взгляды они пропагандировали на лекциях среди студентов и в газете «Русские ведомости» и в журнале «Русская мысль». «Таким образом, пролетариат и другие слои трудящегося населения |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|