бесплатно рефераты
 

Формирование политических лагерей в России в начале ХХ века

что крестьянин сможет подняться на революцию.

Но деревня социалистическую пропаганду не восприняла. Крестьяне

считали, что вся тяжесть их жизни исходит от помещиков. Он верили, что царь

– их отец и защитник. А народников они слушали как сказочников. В итоге,

царизм жестоко расправился с народниками ( и не без помощи крестьянства):

«их приговорили к каторге, ссылки, заключению в крепость»3. Нужно было

искать другие формы борьбы…

Неудача хождения в народ «заставила часть членов народной организации

«Земля и Воля» взять курс на индивидуальный политический террор и воздать в

1879 году партию «Народная воля». Меньшая часть землевольцев составила

организацию «Чёрный передел».

«Чернопередельцы» – и среди них Г. Плеханов, В. Засулич, О. Аптекман –

пытались сохранить традиции и программные установки «Земли и Воли».

«Деревенщики» считали, что главное – это работа среди крестьянства, а

«убийство никогда не служит делу свободы»4. Но через несколько месяцев

часть кружковцев была арестована, а часть ушла за границу.

Члены партии «Народная воля» в своих печатных органах «Народная воля»,

«Листок», «Рабочая газета» призывали к политической борьбе: «Не смирение

нужно, нужен протест, отпор, устранить произвол нельзя иначе, как только

силой, добровольно власти, никто не отдаст»5. А их лозунг стал: «Теперь или

никогда!».

А. Жилябов, А. Михайлов, Н. Морозов, С. Перовская создали

централизованную, разветвленную, превосходно законспирированную

организацию

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 88.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в

России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 101.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От

дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова.

– М., 1996. С. 530.

4 Там же С. 532.

5 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 95.

Во главе с Исполнительным комитетом. «С осени 1979 года они начали

настоящую охоту за царём, надеясь, что своими решительными действиями

возбудят в инертных массах народа стремление к революционному перевороту»1.

«Серьёзное влияние на народников оказали взгляды Петра Ткачёва:

государственный переворот должны осуществить члены «организации» при

вспомогательной роли народа; Россия созрела для революции и выступать

следует немедленно»2.

Однако ни те, ни другие, ни третьи не добились успеха. Убийство

Александра II народовольцами 1 марта 1881 года не привело к изменению

политического строя страны, оно вызвало лишь усиление консервативных

тенденций в политике правительства и волну репрессий против революционеров.

После событий 1 марта в революционное движение пришли новые деятели.

В Санкт-Петербурге с 1882 по 1884 года работала «Молодая партия «Народной

воли». Она продолжила традиции народовольцев. Лидеры: Н. М. Флеров, П. Ф.

Якубович, И. И. Панов.

«Террористическая фракция» партия «Народная воля» стала идейной

преемницей народовольцев. Организатором её был Александр Ульянов, брать

будущего создателя Советского государства В. И. Ульянова – Ленина. После

неудачной попытки покушения на императора Александра II (1 марта 1887 года)

группа была разгромлена, а А. Ульянов казнён.

Конечно, после 1 марта революционные возможности народнического

движения полностью не иссякли, но оно пошло на спад. Уже к 1900 году на

общей волне революционного движения в России возникло несколько новых

народнических групп. «В 1902 году удалось создать всероссийскую организацию

революционных народников – партию социалистов-революционеров (эсеров),

которая объявила войну самодержавию не на жизнь, а на смерть»3.

Программа лидеров В. М. Чернова, М. Р. Гоца, М. А. Натасона была

продолжением отдельных теоретических и тактических положений

народовольства. Она раскрывала идею особого капиталистического пути России

к социализму – через крестьянскую общину. Аграрная часть эсеровской

программы предусматривала социализацию земли. Т. е. Уничтожив частную

собственность на землю, передать её общинам в пользование. А они уже будут

осуществлять уравнительные

1 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От

дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова.

– М., 1996. С. 533.

2 Там же С. 532.

3 Там же С. 533.

распределения. Именно по этому большая часть крестьянства шла за эсерами.

Что касается политической части программы, то эсеры выступали за свержение

царизма и установление демократической республики. В 1902 году в эсеровской

партии создаётся террористическая Боевая организация (БО). Формально

подчиняясь партии, она пользовалась почти неограниченной самодеятельностью.

Боевики совершили ряд успешных террактов. Убив министров внутренних дел Д.

С. Сипягина и В. К. Плеве, БО приобрела огромную популярность и в партии и

в русском обществе.

Но умами наиболее радикально настроенной части российской

интеллигенции начал всё больше овладевать марксизм. В обстановке острого

кризиса народничества в начале 80-х годов ХIХ в. это была попытка спасти

революционные социалистические идеалы. Возникшая в 1883 году в Швейцарии

группа «Освобождение труда» во главе с Плехановым Г. В., а затем группы Д.

Н. Благоева, П. В. Точисского, М. И. Бруснёва, которые вели

пропагандистскую работу уже непосредственно в России, проложили дорогу

русскому марксизму»1.

Первым шагом русских марксистов стало издание «Манифеста

Коммунистической партии» Маркса и Энгельса в Переводе Плеханова. Он считал,

что во-первых, «без революционной теории нет революционного движения»…

Революционная по своему внутреннему содержанию идея «есть своего рода

динамит, которого не заменят никакие взрывчатые вещества в мире». Во-

вторых, он «опроверг утверждения народников о неприменимости учения Маркса

в России». В третьих, он показал что «народнические теории…стали тормозом

революционного движения»2. История человечества, считал Плеханов, «есть

прежде всего история борьбы классов за распределения собственности, и

только пролетариат может положить конец этой борьбе, уничтожив частную

собственность раз и навсегда»3.

Зёрна марксизма упали не в твёрдый грунт, а в почву, хорошо

подготовленную. Каторжный труд, тяжёлые условия, длинный рабочий день,

бесправие, низкая производительность труда на капиталистических

предприятиях толкали рабочих на борьбу за свои права. На заводах и фабриках

появились кружки металлистов, текстильщиков, печатников. С середины 90-х

годов начался процесс соединения марксизма с массовым рабочим движением. В

1891 году в Петербурге

1 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И.

Зевелева. М., 1994. С. 52.

2 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в

России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 107.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От

дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова.

– М., 1996. С. 533.

прошли первая маёвка и первая демонстрация. «Они стали первыми

выступлениями передовых рабочих социал-демократов»1.

«Всего за период развития социал-демократического движения в разные

годы в 24 губерниях России действовали 51 марксистская организация»2. В

одном из таких кружков прошёл «марксистскую выручку» Ленин. С созданием в

Петербурге в 1895 году ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего

класса» началось слияние научного социализма с рабочим движением. Наступил

следующий, более высокий этап развития марксизма и рабочего революционного

движения в России. Центр мирового революционного движения переместился в

Россию. «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию – писал

Ленин, - Россия поистине выстрадала»3. После организации Лениным редакции

газеты «Искра» Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в её состав. Группа

«Освобождение труда» прекратила свою деятельность.

Петербургский «Союз борьбы» послужил образцом организации тактической

деятельности для всей российской социал-демократии. Во второй половине 90-х

годов прошлого века по его подобию возникают «Союзы борьбы» в Москве,

Киеве, Екатеринбурге, Одессе и других городах. На втором съезде РСДРП

(российская социал-демократическая партия рабочих) была принята следующая

программа: свержение самодержавия, установление демократической республики,

всеобщее избирательное право и демократические свободы, право наций на

самоопре5деление, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам отрезанных

в 1861 году то их надела земель и отмена выкупных платежей. Конечная цель:

установление диктатуры пролетариата. В самом начале съезда, в обсуждении

программы партии и тактики борьбы образовалось два течения: «Мягкие»

искровцы во главе с Л. Мартовым считали в грядущей буржуазно-

демократической революции ведущая роль будет принадлежать буржуазии, а

пролетариату нужно действовать в тесном союзе с ней. С точки зрения

«твёрдых» искровцев, возглавляемых Лениным, гегемоном революции предстоит

стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуазия же

революционной силой вообще не является.

1 Москвин В. В. Начало рабочего движения и распространение марксизма в

России (1883 – 1894) // Вопросы истории КПСС. – 1984. – № 10. С. 109.

2 Там же.

3 Там же С. 112.

При выборе в руководящий орган партии – центральный Комитет –

сторонников Ленина оказалось большинство. Именно после этих выборов их

стали называть большевиками, а их противников – меньшевиками.

Следует добавить, что в российское социал-демократическое движение

влился Бунд – это созданный в 1897 году в Литве, Польше и России – Всеобщий

еврейский рабочий союз, который решительно боролся антисемитизмом.

2.3 Либеральный лагерь

Серединное положение в расстановке борющихся сил занимал либеральный

лагерь, приходивший в столкновение… как с правительственным, так и с

революционными лагерями.

«Российские либералы были идеологами буржуазии, объективно выражали её

экономические и политические интересы, выступали против произвола

царизма»1. Либерализм в России имел одну особенность. Политическая

консолидация и классовое самосознание русской промышленной и торговой

буржуазии вплоть до начала революции находились на крайне низком уровне.

Во-первых «столетия господства самодержавия, жестоко расправлявшегося

с малейшем «вольнодумством» … отразились на характере народа…Русский

обыватель вообще привык к всевластию правительства»2, - писал Ленин.

Во-вторых «жадные…хищники первоначального накопления…стали интересы

кошелька выше общих интересов всего класса капиталистов и охотно мирились с

царизмом, обеспечивающим им гарантийные барыши и спокойную, безмятежную

жизнь»3.

В-третьих, «по мере развития и роста рабочего движения буржуазия всё

яснее видела в нём (пролетариате) своего политического крага, одолеть

которого без помощи царизма она не надеялась»4. «Либералы хотели

«освободить» Россию «сверху», не разрушая ни монархии царя, ни

землевладения и власти помещиков, побуждая их только к «уступкам» духу

времени»5, - писал Ленин. У них не было

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 27.

2 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов.

М., 1985. С. 26.

3 Там же С. 27.

4 Там же.

5 Там же С. 28.

единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной

политической идеологии.

После реформы 1861 года «на время объединившиеся демократические и

либеральные силы» разошлись. Именно в этот период окончательно формируется

три основные группы российских либералов. Во-первых, либеральные

представители чиновничества, стремившегося использовать силу монархии для

проведения постепенных реформ. Во-вторых, различные группы интеллигенции,

сочувствовавшие подобным действиям власти и готовые сотрудничать с ней. В-

третьих, та часть интеллигенции, которая окончательно разочаровалась в

возможности эволюционного пути развития России и искала контактов с

революционными партиями: сначала с народовольцами, а затем с марксистами.

«После падения крепостного права «самый сплочённый, самый

образованный и наиболее привыкший к политической власти класс – дворянство

– обнаружил с полной определённостью стремление ограничить самодержавную

власть по средствам представительных учреждений»1, - писал Ленин. Появление

этих стремлений прогрессивной части дворянства облегчалось созданием

органов местного самоуправления. Возникли они в России согласно земской

реформе 1 января 1864 года. Земским органам правительство отводило довольно

скромную роль: они были организованы «для заведования делами, относящимися

к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда»2.

Но государство оставляло за собой право контроля над их деятельностью.

От их учреждений самодержавия земства отличались одним свойством: они

имели сословно-представительный характер.

После первых выборов в уездных земских собраниях на дворян

приходилось 42% гласных (выборщиков), крестьян – 39%, купцов – 11%, на

духовенство – 6,5%3. Земства ведали местными денежными повинностями,

имуществом, дорогами, больницами, вопросами народного образования, земской

почтой, обеспечением населения продовольствием, страхованием. Один из

первых земских врачей Я. М. Белый говорил: «Только земство в состоянии

оживить одряхлевший дореформенный строй нашего Отечества, но для этого

нужны люди, и не одни только гласные...но и учителя, и прочие»4.

«Отчуждённость земских учреждений от народной массы

1 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов.

М., 1985. С. 26.

2 Там же С. 29.

3 Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От

дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. Ред. М. Д, Аксёнова.

– М., 1996. С. 469.

4 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до

начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

Уже давно была замечена людьми, близко стоящими у дела»1,- свидетельствовал

И. И. Петрункевич (лидер конституционного земского движения). Врач,

фельдшер, учитель, статистик, агроном и ветеринар (получивших название

«третьего элемента») – эти…служащие должны были стать недостающим звеном

между народом и либеральной земской оппозицией. «Земских служащих отличал

общественный характер их службы, работа непосредственно среди народа, сам

состав их: преобладание выходцев из крестьян и мещан – 60%, большое число

молодёжи – 40%, женщины – 30%»2.

Впервые в России статистиками была проведена подворная перепись

населения – «это было первым шагом на пути к более глобальному изучению

экономического положения крестьян»3. «Определение доходности…земель,

помещений фабрик, и заводов…для земств было делом насущно необходимым»4. Но

затем статистики в каждой губернии искали и находили общественную трибуну,

публикуя итоги своих исследований.

«Показывая разорение деревни, условия жизни рабочих, формирование

рабочего класса, земская…статистика становилась фактом общественной

борьбы»5.

На слётах и на страницах журналов «Вестник Европы», «Дело», «Русская

мысль» и др., развивая народное образование здравоохранение, сельскую

инфраструктуру, агрономию, статистику и т. п., земская интеллигенция,

ставила вопросы внедрения в жизнь всеобщего начального образования,

создание библиотек – читален, борьбы с эпидемиями, детской смертностью,

производственным травматизмом.

«Они склонялись в основном к либерально-народническим взглядам, для

которых были характерны вера в возможность некапиталистического развития

России на базе сильной общины и различных форм конспирации»6. Рупором

либерального народничества стала газета «Неделя», в которой Н. К.

Михайловский, В. П. Воронцов, С. Н. Кривенко, как лидеры движения,

доказывали, насаждение капитализма «сверху» - правительством.

1 Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до

начала ХХ века. М., 1986. C. 103.

2 Там же С. 231.

3 Там же С. 41.

4 Там же С. 40.

5 Там же С. 102.

6 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И.

Зевелева. М., 1994. С. 50.

Они считали, что «крестьянство остро нуждается не в социалистических

преобразованиях…, а в реальной и неотложной помощи образованной

интеллигенции. «Из маленьких дел слагаться жизнь миллионов»1.

Однако «либеральные народники оставались до конца ХIХ века

организационно разобщёнными и довольно пассивными – они избегали ставить

острые политические вопросы»2.

Но вернёмся к земскому либерализму.

«Всемогущая чиновничья клика не могла не ужиться с выборным

всесословным представительством и принялась всячески травить его»3.

В середине лета 1871 года в Москве состоялся первый нелегальный съезд

земцев. С конца 1878 до начала 1882 года земствами было подано 22

либеральных адреса «на высочайшее имя» и 50 ходатайств в правительство с

просьбой о разрешении сношений между земствами различных губерний, о созыве

своего съезда и с предложении об изменении государственного устройства. Но

ответа не последовало. В лагере либералов царила апатия и уныние.

«Настоящая русская жизнь…нас знать не хочет, а потому и нам в пределах

России приходиться показывать свой кукиш в кармане», - признавался Н. А.

Белоголовый. В октябре 1894 года умер Александр III. Но Николай II произнёс

членам принятой им депутации памятные слова: «Я узнал, что в последнее в

некоторых земствах поднялись голова, увлекшиеся бессмысленными мечтами об

участии представителей от земств во внутреннем управлении… Пусть каждый

знает, что я… буду защищать начало самодержавия также неизменно, как мой

отец»4.

Только в 1899 году на фоне развивающегося в стране революционного

движения земские лидеры – братья Долгоруковы, Ф. А. Головин, Д. Н. Шипов,

М. А. Стахович создали нелегальный кружок «Беседа». В. ходе революции1905-

1907 годов с образованием политических партий кадетов и октябристов земское

движение прекратилось.

Среди интеллигентной верхушки – университетской профессуры, известных

юристов и др. – большой популярностью пользовались конституционные

настроения. Конституционалисты – П. Н. Милюков, В. И. Вернадский –

поддерживали тесные

1 Революционеры и либералы России, М., 1990. С. 177.

2 История политических партий в России. / Под ред. Профессора А. И.

Зевелева. М., 1994. С. 50.

3 Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции. 1905 – 1907 годов.

М., 1985. С. 29.

4 Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917 гг.), М., 1990. С. 180.

Связи с земскими лидерами. Свои взгляды они пропагандировали на лекциях

среди студентов и в газете «Русские ведомости» и в журнале «Русская мысль».

«Таким образом, пролетариат и другие слои трудящегося населения

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.