| |||||
МЕНЮ
| Эволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизмуЭволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизмуМинистерство образования Российской Федерации Московский государственный университет печати Факультет книжного дела и рекламы Специальность 350700 - Реклама Форма обучения заочная Кафедра Истории и культурологии Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история» Тема работы: «Эволюция российской государственности: от сословно-представительной монархии к абсолютизму (XVI — нач. XVIII вв.)» Москва 2002 Содержание 1. Введение – 3 стр. 2. Реформы 50-х гг. XVI в. и установление в России сословно- представительной монархии – 4 стр. 3. Политические особенности Земских Соборов XVI —.XVII вв – 19 стр. 4. Особенности утверждения абсолютизма в России – 21 стр. 5. Заключение – 35 стр. 6. Список используемой литературы – 36. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ОТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ К АБСОЛЮТИЗМУ (XVI — НАЧ. XVIII вв.) 1. Введение Развитие России неотделимо связано с возрастающей властью князей, царей, императоров российских. В основном все реформы в России направлены были на поддержание и усиление вертикали центральной власти. В XVI — нач. XVIII вв. совершилась эволюция российской государственности от сословно- представительной монархии к абсолютизму. Сословно-представительная монархия — это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается прежде всего на сословно- представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган. Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев. Боярская Дума при Иване III и Василии III выполняла две функции. Во-первых, она обеспечивала поддержку власти единого монарха- государя всея Руси. Во вторых, она способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной раздробленности и сепаратизма. В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура — Земские соборы или «советы всея земли», как их называли современники. Появление Земских соборов в системе политической власти не было явлением случайным или временным. Они стали велением времени наряду с реформами середины XVI в., которые энергично проводила Ближняя Дума или «Избранная Рада» при непосредственном участии Ивана IV.[1] Само название «Избранная Рада» принадлежит князю А. Курбскому и впервые употребляется в его сочинении «История о великом князе Московском». По сути дела этим термином он обозначил круг близких к царю людей, составлявших его Ближнюю Думу, с которой он постоянно советовался и участники которой являлись правительством Ивана IV . в составе Рады были А. Адашев и М. Воротынский, духовник царя – настоятель Благовещенского собора в Кремле протопоп Сильвестр, князь А. Курбский.[2] Политическое развитие России в XVI в. шло противоречиво. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности. После смерти Василия III (1505— 1533 гг.) началась ожесточенная борьба боярских группировок за власть при малолетнем наследнике. Политические действия враждующих группировок (Шуйских, Бельских, Глинских и др.) мало отличались друг от друга, но сильно ослабили и дезорганизовали систему управления страны, что выразилось в росте произвола правителей-кормленщиков на местах и недовольства тяглового и служилого населения в целом боярским правлением. 2. Реформы 50-х гг. и установление в России сословно-представительной монархии. Начало царствования молодого Ивана IV отмечено уже явным обострением социальных противоречий. Глухое недовольство масс бесконечными княжеско- боярскими интригами и распрями, беззаконием на местах, взяточничеством и иными злоупотреблениями власти вылилось в полосу народных восстаний, наиболее значительным из которых стало московское восстание весной 1547 г. Следует иметь в виду, что в ходе объединения страны власть московских государей чрезвычайно усилилась, но не стала неограниченной: монарх делил власть с боярской аристократией. Через Боярскую Думу знать распоряжалась в центре, она командовала войсками, контролировала все Местное управление (бояре получали в «кормление» крупнейшие города и уезды страны). Таким образом, для укрепления российской государственности необходимо было форсировать Политическую централизацию, перестроить систему управления на новых началах с неизбежным усилением власти монарха. Это понимали на Руси многие. Характерно, что среди членов «Избранной Рады» оказались митрополит Макарий, выходец из низов —мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев, дворянин Иван Пересветов — люди широко образованные и страстные поборники идеологии самодержавия. Впервые в истории русской общественной мысли И.С.Пересветовым была сформулирована идея невозможности преобразования системы управления и военной службы в России без ограничения политического господства знати, без приобщения к государственным делам дворянства. 18-летний царь страстно поддержал эти идеи, стал рупором реформаторов, когда выступая на Стоглавом соборе (1551 г.), он предложил обширную программу преобразований. Началась полоса преобразований, получившая в исторической науке название — «реформы 50-х гг.» XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную. Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти: — царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр и княжат, в том числе с иммунитетом последних удельных князей, носителей феодальной раздвоенности; . Боярская Дума, статус и состав которой существенно изменился: а) В течение 1547 - 1549г. состав Думы обновился и пополнился. Число думских чинов выросло до 32 человек, из них 18 стали членами Думы в эти годы. Так как состав Думы утверждался и определялся царем, нет сомнений, что он пополнил ее своими единомышленниками. Почти все деятели Избранной Рады стали ее членами; б) Изменился социальный состав Думы. Если прежде в ней заседали с царем думные бояре и окольничие, т.е. существовало два думных чина и их получали только бояре, то теперь появились два новых чина — думные дворяне и думные дьяки, что усиливало государственный элемент Боярской Думы; в) Дума из органа совещательного превратилась в орган совещательно- законодательный, ведавший обширным кругом судебных и административных дел. Законодательное право Думы, по утверждению В.О.Ключевского, было впервые подтверждено «Судебником» (1550г.), где статья 98-я гласила: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и то дела в сем Судебнике приписывати». Это не означало, что государь не мог без Думы решать дела или издавать законы. Но, как правило, заседания Думы проходили в присутствии царя («сидения царя с боярами о делах»), либо по указу и полномочию царя в его отсутствие. — Земские соборы или «советы всея земли» стали новым органом центрального управления: а) Соборы имели совещательно-законодательный характер. На их рассмотрение выносились кардинальные вопросы внутренней и внешней политики, по которым царь считал нужным посоветоваться с земщиной, найти с ней согласие, а следовательно рассчитывал на поддержку всего народа; б) В Соборах участвовали: Боярская Дума, «Освященный собор» (представители высшего духовенства во главе с митрополитом), выборные представители от служилых людей (прежде всего — дворянства), от посадского «тяглого» населения (торговцы, ремесленники) и даже представители от черносотенного крестьянства. С установлением созыва Земских соборов в России складывается сословно-представительная монархия, социальной базой которой стало служилое сословие (дворянство) и население городов, т.е. те социальные слои общества, которые в наибольшей степени были заинтересованы в сильном централизованном государстве. На первом Соборе (1549 г.) Иван IV хотел примирить представителей населения с областными правителями — «кормленщиками». Собор получил название — «Собор примирения». «Кормленщики» открыто злоупотребляли властью в период боярского правления, вызывая гнев и недовольство служилых и тяглых людей. Иван IV обратился к Собору со следующими словами: «Люди божьи и нам дарованные, молю вашу веру к Богу и к нам любовь: ныне нам ваших обид и разорений исправить невозможно, молю вас, — оставьте друг другу вражды и тяготы свои». Речь шла о массе исков населения к кормленщикам. Челобитная изба, возглавляемая А.Адашевым, не справлялась с их рассмотрением. Царь просил о своеобразной амнистии по этим искам, но не собирался прощать «обид», нанесенных наместниками местному населению. Собор «честно и грозно» (по формулировке тех времен) принял обращение царя и предложение о составлении нового Судебника, с целью установить твердый порядок управления и судопроизводства, ограничив власть «кормленщиков». Так началось наступление верховной власти и земщины на привилегии областных управителей — родовитой княжеско-боярской знати.[3] Земские соборы действовали в стране около 100 лет и имели ряд особенностей, отличавших их от подобных представительных институтов в Западной Европе. При этом следует иметь в виду, что и на Западе не было единого начала в сословном представительстве. Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI — XVIII — XVII вв.: 1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности; 2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право — обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем; 3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин — сельские старосты. В.О.Ключевский отмечал, что состав Соборов был изменчив, лишен твердой, устойчивой организации, а потому Земские соборы не ограничивали власть царя, являлись «подачкой, а не уступкой», «не признанием народной воли, как политической силы, а только милостивым и временным расширением власти на подданных, не умалявших ее полноты». К Земским Соборам В.О.Ключевский относится с некой соболезнующей симпатией, отмечая их «несообразность» в сравнении с органами западноевропейского представительства: «Известно, каким деятельным источником народного представительства на Западе служила правительственная нужда в деньгах: она заставляла созывать государственные чины и просить у них воспоможения. Но чины помогали казне не даром, они вымогали уступки». В этом состояло отличие российского и Западноевропейского представительства. Народные представители там тянули на себя, в России — на государство, а потому на Соборах решались вопросы, касающиеся всех, всей земли и никто не тянул на себя, не вымогал уступок. Тот же В.О.Ключевский вынужден признать: «Как будто какой-то высший интерес царил надо всем обществом, над счетами и дрязгами враждовавших общественных сил. Этот интерес — оборона государства от внешних врагов... Внутренние, домашние соперники мирились ввиду внешних врагов, политические и социальные несогласия умолкали при встрече с национальными и религиозными опасностями...» — Приказная система в Московском государстве стала как бы завершающей структурой в системе центральной власти. Она окончательно оформилась в середине 50-х гг. XVI в. Приказы формировались постепенно, по мере надобности, для решения тех или иных административно-управленческих задач. Важнейшими приказами общегосударственного значения были следующие: Посольский приказ, ведавший внешними сношениями; Поместный приказ, ведал поместными землями, распределял их служилым людям, контролировал поместное землевладение; Разрядный приказ заведовал военными делами и назначением командного (воеводского) состава; Холопий приказ занимался регистрацией холопов; Разбойный приказ ведал важнейшими уголовными делами во всем государстве; было несколько судных приказов; приказы Большой казны и Большого прихода занимались финансами и государственным хозяйством и др. Помимо общегосударственных создавались территориальные приказы: Казанский, Тверской, Малороссийский (XVII в.). Начальниками или «судьями» важнейших приказов были бояре и «думные люди»; с ними в приказах работали дьяки (секретари) и подьячие (писцы). Второстепенными приказами управляли дворяне с дьяками или одни дьяки. Таким образом, в середине XVI в. система государственного управления в ее высшем, центральном звене была значительно усилена, в ней впервые заметен бюрократический слой управленцев, возросла роль дворянства в решении государственных дел. Реформаторы прекрасно понимали, что усиление централизации невозможно без соответствующего изменения системы местного управления, без слома института наместничества, чреватого сепаратизмом, готового в любой момент превратиться в открытую оппозицию державной власти. Был предпринят ряд решительных мер, которые принято рассматривать как реформу местного управления. Известно, что со времен Ивана III (1462— 1505 гг.) местное управление в Московском государстве находилось в руках наместников и волостелей. Наместники правили городами с уездами. Волостели управляли волостями. В распоряжении наместников и волостелей находился немалый штат слуг и подручных — тиуны, доводчики, праветчики, неделыцики. Не будучи чиновным аппаратом, они назначались и контролировались, а потому были ответственными только перед своими хозяевами — наместниками и волостелями. И те и другие были заинтересованы в своей должности постольку, поскольку она их «кормила». Наместниками назначали по принципу родовитости. Ими становились именитые бояре, бывшие удельные князья, ставшие служилым боярством. Многие из них получали в управление земли. За счет земского общества кормились не только наместники и волостели с их семьями, но и их многочисленные родственники, штат слуг, личная охрана. Содержание наместнического аппарата тяжелым бременем ложилось на местное общество. Управление кормленщиков было связано с бесконечными злоупотреблениями и судебными тяжбами земских людей с управителями, разбором которых вынуждена была заниматься центральная власть. Была создана специальная Челобитная изба, но она, как было указано выше, не могла справиться с потоком жалоб на кормленщиков. Реорганизация местного управления преследовала две цели: 1) ослабить роль боярской аристократии на местах; 2) более прочно связать уезды, волости и станы с центральным управлением, подчинив их напрямую Москве. Сначала эти задачи нашли свою реализацию и правовое закрепление в новом «Судебнике» (1550 г.). Ограничение власти наместников выразилось в том, что вводилось обязательное участие в наместном суде выборных представителей местного самоуправления — старост и их помощников — целовальников. Разница этой правовой нормы по сравнению с «Судебником» 1497 г. в том, что прежде защитники местных интересов должны были наблюдать в наместном суде за правильностью судопроизводства. В случае несогласия с решением наместного суда они могли жаловаться (подавать челобитные) в более высокую инстанцию — Челобитную избу в Москве. Теперь же они получали право принимать участие в решении суда. Результат сказался незамедлительно. В.О.Ключевский указывает, что к 1551 г. «бояре, приказные люди и кормленщики со всеми землями помирились во всяких делах», что «земские выборные судьи вели порученные им дела не только беспосульно и безволокитно, но и безвозмездно». В 1555 г. была завершена губная реформа, начатая еще Еленой Глинской. Губы — более крупные административно-территориальные единицы, включавшие несколько уездов, создавались в местах, где было сконцентрировано поместное землевладение служилых людей. В результате губные учреждения распространились по всей стране. Судебные дела, касавшиеся уголовных преступлений, перешли от наместников и волостелей в руки губных старост, выбиравшихся из местного дворянства. Губные старосты напрямую были подчинены Разбойному приказу. В 1555— 1556 гг. была проведена земская реформа, в результате которой была окончательно ликвидирована система кормлений. Смысл этой реформы, получившей распространение главным образом на черносошенном севере и в части центральных волостей, где сохранилось свободное «государево» крестьянство, сводился к замене наместников и волостелей органами земского управления — земскими судьями и старостами, «излюбленными головами» и целовальниками, выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных кругов черносошенного крестьянства. Земские власти творили суд и расправу по делам второстепенной важности, разверстывали по местным обществам налоги (подати) и собирали их. Кормленщики оказались не у дел, а главное, лишались той части местных податей, которая составляла их «кормленный окуп». Эти подати теперь поступали в царскую казну, а позднее — в особые финансовые приказы и шли прежде всего на обеспечение дворянского войска. Судебная реформа была начата обновлением законодательного кодекса |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|