бесплатно рефераты
 

Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

различных этапах становления тотальной совокупности казахов, как единой

этнической общности. Имеется ряд краниологических серий из различных

районов республики, обладающих характерными чертами тураноидной расы и

относящихся к единому локальному ее варианту. Однако среди них

прослеживается определенная вариабельность в соотношении европеоидности и

монголоид-ности, несмотря на длительность и многократность метисационных

процессов у местных популяций Казахстана, начиная с древности.

Определение условной доли монголоидных элементов по краниологическим

сериям показало, что у современных казахов она составила около 70%.

Следовательно, в антропо-морфологической характеристике краниологических

серий казахов в ощутимой мере проявляется древний местный субстрат, на

который накладывался в течение ряда тысячелетий субстратный компонент

монголоидного происхождения, ставший постепенно преобладающим (см. рис. 2).

В целом такое проявление относительно равномерных коррелятивных связей

между различными биологическими показателями подтверждает некоторую

самостоятельность расогенетического процесса, в котором ведущая роль

древнего предкового европеоидного компонента была исторически обусловлена.

Этот компонент реально представлен в физическом облике современных казахов.

Такая же антропологическая картина в целом прослеживается и по другим

системам фенов-маркеров, в частности по данным антропометрии, изосерологии,

дерматоглифики и одонтологии. Основные полученные результаты по расовой

соматологии свидетельствуют, . что на всей территории расселения казахи

характеризуются выраженной гомогенностью и имеют единый антропологический

фенооб-лик. В соответствии с четкой региональной локализацией в пределах

современной территории Казахстана их антропологический тип можно назвать

казахстанским вариантом смешанной тураноидной расы''. В составе этой расы,

кроме указанного выше варианта, специалистами выделяются еще два локальных:

притяныианьский и алтае-

[pic]

Рис. 3. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии по

сумме измерительных (а) и описательных (б) признаков головы и лицевого

отдела.

126

хаянский, типичными представителями которых признаны киргизы [и хакасы.

Согласно морфологическим показателям межгрупповых сопоставлений оба эти

варианта тураноидной расы отличаются от казахстанского усилением элементов

восточного расового ствола (рис. 3).

В антропологии Казахстана также нашло отражение и изучение этнического

образования казахов в серологическом аспекте. Поданным системы АВО для

казахов, в целом можно считать установленным преобладанием аллеля 0.

Процентное содержание аллелей А и В равномерно, а концентрация генных

частот р (А) и q (В) достаточно близки между собой (А >В). Этот факт

говорит о том, что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно

сочетаются исходные составные компоненты на основе серологических факторов

— европеоидных и монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп

крови для казахской популяции в целом является следующий:

О > А > В > АВ. Антропологическое значение такого распределения

раскрывается при сопоставлении с общим распространением генных частот по

локусу АВО у народов Евразии. Так, казахская популяция тяготеет к

относительно средней величине колебаний частот фенотипов системы АВО

населения Центральной и Средней Азии, а в ряде случаев совпадает с таковыми

вариантами у народов Восточной Европы и Передней Азии. По распределению

фенотипа А казахи, находясь в пределах интервала частот, присущих населению

Центральной Азии, приближаются к его верхней границе, а по отношению к

народам Восточной Европы — к нижней границе свойственных им частот. Фенотип

В у казахов имеет частоты, соответствующие средним цифрам частот у жителей

Центральной Азии, несколько превышающие показатели, характерные для

популяций Восточной Европы и близко подходящие к верхней границе интервала

частот, свойственных населению Передней и Средней Азии. Соответственно

этому частоты генов р (А) и q (В) у казахов в основном лежат в области

пограничных значений, характерных для популяций Центральной Азии и

Восточной Европы.

Рассмотрение распределения системы групп крови MN среди казахских

популяций показало, что для них характерно преобладание аллеля М над N.

Процент лиц с наличием обоих аллелей MN среди местных популяций значительно

больше, чем с одним. По степени концентрации генных частот по данному

локусу казахи обнаруживают относительно высокий процент m (M) и умеренно

низкий п (Ы). Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов у

казахов наиболее близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии.

По отношению к европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся

на границе таковых у народов Восточной Европы. В целом казахи вполне

определенно являются носителями смешанных особенностей по локусу MN12.

Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица

с резус-положительной реакцией над резус-отрицательной. Для них характерно

относительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территории

показателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так как

изменчивость генных частот по данному локусу у казахов невелика, и они

представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе

общей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигает

распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но она

несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному

генетическому маркеру результаты определенно свидетельствуют о смешанном

происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве

краткой иллюстрации можно привести процентное содержание резус-

отрицательного фактора у народов Евразии. Правда, при этом проценты

предварительно переводятся в баллы. С учетом полярности генетической

структуры сравнительных популяций казахи стоят на четыре балла дальше от

современных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии и

на десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины по

изученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне у

казахов вполне реально существует свой генофонд. Его специфическая

особенность наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, где

в серологическом отношении наиболее типичные представители как

европеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от

обобщенного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-

[pic]

Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народов

Евразии.

проведенный серологический анализ отражает один из путей микроэволюционного

развития современных казахов и одновременно демонстрирует, в каком

соотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а также

показывает их условное расстояние в этноантропологическом развитии от

популяций сопредельных территорий.

Как известно, специфическое сочетание полиморфных признаков кожного

рельефа пальцев и ладони обладают высокой таксономической ценностью. Эти

дерматоглифические данные по современным этническим группам сейчас широко

используются в антропологической науке. В полученных материалах весь

комплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальных

групп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основным

свойствам кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных

групп", т. е. относятся к популяциям метисного происхождения (рис.5).

[pic]

Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторых

народов Евразии.

В современной антропологии наряду с данными по расовой соматологии,

серологии, дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии

человека в этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое

строение зубной системы является одним из важнейших источников

биологической и исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубного

рельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологический

анализ позволяет

• заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая

популяция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в

пределы вариации переходных расовых типов Евразии.14

В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в

• основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,'

логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особенно

дерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что в

зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над

особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного

рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с

западной в восточную часть республики. Выявленный «западный» стабильный

компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к

древнему местному субстрату.

Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования

современных казахов содержат достаточно познавательную информацию, которая

в полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при

разработке проблем этногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимо

демонстрирует общность генетического процесса и пути формирования

этнокультурной основы у древнего и современного населения Казахстана. Имея

древние истоки становления, казахский народ обретает свое реальное

существование как самостоятельное этническое образование с середины II тыс.

н. э., что признается большинством исследователей. Именно с этого времени,

о чем свидетельствует весь комплекс источников,

[pic]

местные популяции образовали единый этнический массив со всеми

специфическими особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика,

с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всей

территории Казахстана.

В этом антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский

народ предстает перед новым историческим развитием в кругу современного

разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих

цивилизаций.

§ 2. Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии,

крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества

племен и народов. Сведения о них разбросаны

130

Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||.

европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |?

осуществлена большая работа по их изучению.

г| В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц —

племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой

совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими

чертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включая

язык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности от

других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании

(этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-

ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у

людей появились общие черты, выделяющие их из числа

•других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а

это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период

формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной

территории15.

В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования

казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же

пределах, в которых размещались казахи и в последующие, века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр-

•кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI

вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от

саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов,

кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров,

дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории

Казахстана'6. Некоторые из них в разные . эпохи имели свои государства.

Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов

и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской

народности, восходят к глубокой древности — эпохе разложения

первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с

автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от

этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движение

этнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периоды

крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге —

казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью

хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также

городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях.

Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими

событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-

среднеази-атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются

несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического

развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени

европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее

сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась

неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно

уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории.

Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся

скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего

железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и

восточных областях, савро-матов — в северных и западных17.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе

степныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном

направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а

именно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степной

части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в

южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая

Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях

Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку,

бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних

его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отношений и образование

древнетюркской государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно-

Тюркского каганата— содействовали интенсивномупритокутюркоязычныхплемен

назаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной

монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на

определенных территориях"'.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интеграционные

тенденции в этнических процессах на территории Казахстана усилились. Эти

государства обеспечили возможность политической консолидации местного и

пришлого населения, его этнокультурного обособления в отдельных регионах,

стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединил

племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и

в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до

того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию

Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно

карлуков, входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена,

объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу,

халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть из них ранее входили в

Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров,

ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В

карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с

незначительной примесью монголоидности19. Значительная масса карлуков

мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся

узбекской народности.

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило

кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины

Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские

кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе —

этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом

облике огузов преобладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть

огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-

политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв.

обитали кимакские и кыпчакские племена, также создавшие свою

раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического

объединения входили кочевые и полукочевые тюркские племена кыпчак, эймур,

имак, татар, байандур и др.21 Преемниками кимакской государственности стали

кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие

формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркского

языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана,

хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше

государственных образований содействовали объединительным тенденциям в

этнических процессах. Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахстана

в силу естественногеографических, хозяйственных условий их обитания,

исторически складывавшихся обстоятельств их политической обособленности, а

именно вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства,

все отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько

этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане

(район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном

Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, в

междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населения

средневекового Казахстана постепенно закрепляли такое разделение, хотя в

целом общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное

воздействие на этнические процессы оказывал политический фактор.

Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическая

консолидация племен и народов юга и юго-востока Казахстана между собой, а

также политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населением

Средней Азии, чему во многом способствовало длительное вхождение их в

состав Караханидского феодального государства (X—XII вв.), занимавшего

огромную территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-

Восточного Казахстана22. В образовании государства Караханидов,

объединившего оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль

играли обитавшие в Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация

этих племен вместе с местным населением в Средней Азии явилась существенным

этапом на пути формирования узбекской народности, в Восточном Туркестане —

уйгурской. Формированию их в условиях сравнительно развитых общественных

отношений в этом государстве в более прочный этносоциальный ооганилм —

К народность мешали политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распад

его на Восточный и Западный каганаты. ; Государственное объединение

кыпчакских племен (XI—XII вв.) ) содействовало этнополитическим и

хозяйственно-культурным кон-. тактам массы тюркских племен обширных

территорий"от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племен

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.