| |||||
МЕНЮ
| Этногенез и этнические процессы на территории Казахстанаразличных этапах становления тотальной совокупности казахов, как единой этнической общности. Имеется ряд краниологических серий из различных районов республики, обладающих характерными чертами тураноидной расы и относящихся к единому локальному ее варианту. Однако среди них прослеживается определенная вариабельность в соотношении европеоидности и монголоид-ности, несмотря на длительность и многократность метисационных процессов у местных популяций Казахстана, начиная с древности. Определение условной доли монголоидных элементов по краниологическим сериям показало, что у современных казахов она составила около 70%. Следовательно, в антропо-морфологической характеристике краниологических серий казахов в ощутимой мере проявляется древний местный субстрат, на который накладывался в течение ряда тысячелетий субстратный компонент монголоидного происхождения, ставший постепенно преобладающим (см. рис. 2). В целом такое проявление относительно равномерных коррелятивных связей между различными биологическими показателями подтверждает некоторую самостоятельность расогенетического процесса, в котором ведущая роль древнего предкового европеоидного компонента была исторически обусловлена. Этот компонент реально представлен в физическом облике современных казахов. Такая же антропологическая картина в целом прослеживается и по другим системам фенов-маркеров, в частности по данным антропометрии, изосерологии, дерматоглифики и одонтологии. Основные полученные результаты по расовой соматологии свидетельствуют, . что на всей территории расселения казахи характеризуются выраженной гомогенностью и имеют единый антропологический фенооб-лик. В соответствии с четкой региональной локализацией в пределах современной территории Казахстана их антропологический тип можно назвать казахстанским вариантом смешанной тураноидной расы''. В составе этой расы, кроме указанного выше варианта, специалистами выделяются еще два локальных: притяныианьский и алтае- [pic] Рис. 3. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии по сумме измерительных (а) и описательных (б) признаков головы и лицевого отдела. 126 хаянский, типичными представителями которых признаны киргизы [и хакасы. Согласно морфологическим показателям межгрупповых сопоставлений оба эти варианта тураноидной расы отличаются от казахстанского усилением элементов восточного расового ствола (рис. 3). В антропологии Казахстана также нашло отражение и изучение этнического образования казахов в серологическом аспекте. Поданным системы АВО для казахов, в целом можно считать установленным преобладанием аллеля 0. Процентное содержание аллелей А и В равномерно, а концентрация генных частот р (А) и q (В) достаточно близки между собой (А >В). Этот факт говорит о том, что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно сочетаются исходные составные компоненты на основе серологических факторов — европеоидных и монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп крови для казахской популяции в целом является следующий: О > А > В > АВ. Антропологическое значение такого распределения раскрывается при сопоставлении с общим распространением генных частот по локусу АВО у народов Евразии. Так, казахская популяция тяготеет к относительно средней величине колебаний частот фенотипов системы АВО населения Центральной и Средней Азии, а в ряде случаев совпадает с таковыми вариантами у народов Восточной Европы и Передней Азии. По распределению фенотипа А казахи, находясь в пределах интервала частот, присущих населению Центральной Азии, приближаются к его верхней границе, а по отношению к народам Восточной Европы — к нижней границе свойственных им частот. Фенотип В у казахов имеет частоты, соответствующие средним цифрам частот у жителей Центральной Азии, несколько превышающие показатели, характерные для популяций Восточной Европы и близко подходящие к верхней границе интервала частот, свойственных населению Передней и Средней Азии. Соответственно этому частоты генов р (А) и q (В) у казахов в основном лежат в области пограничных значений, характерных для популяций Центральной Азии и Восточной Европы. Рассмотрение распределения системы групп крови MN среди казахских популяций показало, что для них характерно преобладание аллеля М над N. Процент лиц с наличием обоих аллелей MN среди местных популяций значительно больше, чем с одним. По степени концентрации генных частот по данному локусу казахи обнаруживают относительно высокий процент m (M) и умеренно низкий п (Ы). Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов у казахов наиболее близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии. По отношению к европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся на границе таковых у народов Восточной Европы. В целом казахи вполне определенно являются носителями смешанных особенностей по локусу MN12. Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица с резус-положительной реакцией над резус-отрицательной. Для них характерно относительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территории показателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так как изменчивость генных частот по данному локусу у казахов невелика, и они представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе общей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигает распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но она несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному генетическому маркеру результаты определенно свидетельствуют о смешанном происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве краткой иллюстрации можно привести процентное содержание резус- отрицательного фактора у народов Евразии. Правда, при этом проценты предварительно переводятся в баллы. С учетом полярности генетической структуры сравнительных популяций казахи стоят на четыре балла дальше от современных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии и на десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины по изученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне у казахов вполне реально существует свой генофонд. Его специфическая особенность наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, где в серологическом отношении наиболее типичные представители как европеоидного, так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от обобщенного генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом- [pic] Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народов Евразии. проведенный серологический анализ отражает один из путей микроэволюционного развития современных казахов и одновременно демонстрирует, в каком соотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а также показывает их условное расстояние в этноантропологическом развитии от популяций сопредельных территорий. Как известно, специфическое сочетание полиморфных признаков кожного рельефа пальцев и ладони обладают высокой таксономической ценностью. Эти дерматоглифические данные по современным этническим группам сейчас широко используются в антропологической науке. В полученных материалах весь комплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальных групп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основным свойствам кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных групп", т. е. относятся к популяциям метисного происхождения (рис.5). [pic] Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторых народов Евразии. В современной антропологии наряду с данными по расовой соматологии, серологии, дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии человека в этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое строение зубной системы является одним из важнейших источников биологической и исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубного рельефа указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологический анализ позволяет • заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая популяция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в пределы вариации переходных расовых типов Евразии.14 В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в • основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,' логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особенно дерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что в зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с западной в восточную часть республики. Выявленный «западный» стабильный компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к древнему местному субстрату. Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования современных казахов содержат достаточно познавательную информацию, которая в полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке проблем этногенеза, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует общность генетического процесса и пути формирования этнокультурной основы у древнего и современного населения Казахстана. Имея древние истоки становления, казахский народ обретает свое реальное существование как самостоятельное этническое образование с середины II тыс. н. э., что признается большинством исследователей. Именно с этого времени, о чем свидетельствует весь комплекс источников, [pic] местные популяции образовали единый этнический массив со всеми специфическими особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика, с самобытными культурными чертами и основами современного языка на всей территории Казахстана. В этом антропологическом, этническом и лингвистическом качестве казахский народ предстает перед новым историческим развитием в кругу современного разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций. § 2. Этнические процессы на территории Казахстана Этническая история Казахстана, как и всего региона Центральной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаны 130 Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||. европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |? осуществлена большая работа по их изучению. г| В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц — племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами, но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос- ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа •других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории15. В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие, века. Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр- •кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана'6. Некоторые из них в разные . эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время. Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разложения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти процессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обширных пространствах Центральной Азии. Движение этнической истории на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаимосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско- среднеази-атском регионе и за его пределами. В развитии этногенетических процессов на территории Казахстана выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных17. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев. Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отношений и образование древнетюркской государственности в VI в.—Тюркского каганата, затем Западно- Тюркского каганата— содействовали интенсивномупритокутюркоязычныхплемен назаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях"'. В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интеграционные тенденции в этнических процессах на территории Казахстана усилились. Эти государства обеспечили возможность политической консолидации местного и пришлого населения, его этнокультурного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий. На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы). В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и полукочевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсха-ны и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров, ссмиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности19. Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся узбекской народности. На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преобладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно- политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков. В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакские и кыпчакские племена, также создавшие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюркские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.21 Преемниками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйственной жизни, материальной культуры, утверждение тюркского языка как основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных образований содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах. Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахстана в силу естественногеографических, хозяйственных условий их обитания, исторически складывавшихся обстоятельств их политической обособленности, а именно вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства, все отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько этнокультурных групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане (район Ка-ратау и долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, в междуречье Урала и Волги. Дальнейшие исторические судьбы населения средневекового Казахстана постепенно закрепляли такое разделение, хотя в целом общение отдельных его частей не прекращалось. Все более сильное воздействие на этнические процессы оказывал политический фактор. Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическая консолидация племен и народов юга и юго-востока Казахстана между собой, а также политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населением Средней Азии, чему во многом способствовало длительное вхождение их в состав Караханидского феодального государства (X—XII вв.), занимавшего огромную территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго- Восточного Казахстана22. В образовании государства Караханидов, объединившего оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль играли обитавшие в Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация этих племен вместе с местным населением в Средней Азии явилась существенным этапом на пути формирования узбекской народности, в Восточном Туркестане — уйгурской. Формированию их в условиях сравнительно развитых общественных отношений в этом государстве в более прочный этносоциальный ооганилм — К народность мешали политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распад его на Восточный и Западный каганаты. ; Государственное объединение кыпчакских племен (XI—XII вв.) ) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным кон-. тактам массы тюркских племен обширных территорий"от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В составе племен |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|