бесплатно рефераты
 

Этапы феминизма

Этапы феминизма

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

Кафедра Всеобщей истории

Курсовая работа

Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв.

Руководитель ___________ Гаврилов А.В.

Студент________________ Рябцева Н.А.

2000

РЕФЕРАТ

33 с., 1 источник.

ФЕМИНИЗМ, РАВНОПРАВИЕ, ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН, СУФРАЖИЗМ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ

ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР.

Объектом исследования является движение за равноправие в Западной

Европе и Америке в XIX – XX вв.

Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского

движения.

1 В ходе работы на основе анализа источника была обоснована периодизация

женского движения.

2 В результате исследования были сделаны выводы о постепенном отходе

общества от жесткой привязки общественных норм поведения по признаку пола.

3 ПЛАН

|Введение……………………………………….……. |4 |

|1. Первая волна феминизма…………………….….. |10 |

|2. Вторая волна женского движения…………….... |15 |

|2.1 Женщины в 19 столетии………………….……….. |15 |

|2.2 Эмансипация начала 20 века……………….……... |20 |

|2.3 Мужчины-феминисты…………………………….. |23 |

|3. Современный этап……………………………….. |27 |

|Заключение………………………………………….. |32 |

|Список использованных источников | |

|и литературы……………………………………….. |33 |

Введение.

Феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина»)-в широком смысле-

стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества,

в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение

дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.[1]

Синонимом можно назвать термин « эмансипация женщин».

Эмансипация (лат.-emancipatio)-у римлян обозначало освобождение из-под

отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от

зависимости и ограничения.[2]

В «Малом энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона этот термин

трактуется как «правомерное освобождение лица от юридической зависимости,

предоставление неполноправному лицу полной юридической правоспособности;

освобождение группы населения от некоторых ограничений в правах,

сравнительно с прочими гражданами».[3]

Таким образом, эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих

полов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы

были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением

насильственному подчинению женщин мужчинами. Начало эмансипации женщин

относится к Великой французской революции, а появление термина

«emancipation de la femme»- к эпохе июльской революции 1830 г[4]. Но

первоначально женское движение возникло в Северной Америке - в период войны

за Независимость 1775-1783гг.

Естественно, о неравноправном положении «слабого пола» задумывались и

раньше, уже в XVII веке появляются сочинения, доказывающие, что женщина -

полноценный человек, она рождается с той же способностью быть свободной,

полноценной личностью, что и мужчина. Среди этих сочинений можно выделить

работу убежденного сторонника женского равноправия Пулена де ля Барра «О

равенстве обоих полов» (1673г.). В числе первых он объявил о том, что

неравное положение мужчины и женщины в обществе есть результат подчинения

женщины грубой мужской силе, а вовсе не предписание природы.[5]

Происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во

всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс

сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности

становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов,

доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях.

И это дает возможность для того, чтобы предъявить свои права на равное

с мужчинами участие в политической и социальной жизни.

Для осуществления этого необходимо воссоздать историю женского

общественного движения, со всеми его проблемами и достижениями.

Нельзя сказать, что историки совсем не уделяли внимание проблемам

женского движения. Однако в истории, представлявшей собой описание

общественной (прежде всего политической) жизни, не было места для женщин.

Историки женского движения уделяли основное внимание исследованию сфер

деятельности женщин - выполняемой ими работы, созданных ими организаций,

изменение взглядов в вопросе о разделении полов. За редким исключением,

избегалось изучение политических аспектов, считая политику уделом мужчин,

или воспринимали политическую деятельность женщин как средство достижения

других целей, а не как самостоятельный вид активности.

Аналогично теоретики женского общественного движения отдавали

предпочтение изучению «женских ценностей», бравших начало в узкосемейной

сфере и воспроизводстве, пренебрегая исследованием природы общественной

жизни и гражданства.

Для того чтобы понять всю полноту влияния женщин, необходимо изменить

традиционный подход к истории и жизни, изменить свое восприятие мира так,

чтобы видеть не только политических деятелей- мужчин находящихся на

переднем плане, но и скромные фигуры их жен и матерей. Важно видеть их

повседневную работу и семейную жизнь, деятельность женских клубов и

организаций, изменения в сфере труда и деторождения. Только тогда можно

будет понять, как эти столь пестрые факты повлияли на развитие общественной

и частной жизни в прошлом, и как деятельность женщин активно сформировала

более богатую историю и опыт человечества.

Для написания работы я использовала разноплановые источники: словари,

исследовательскую литературу, мемуары. Для уточнения терминов и дат была

использована следующая справочная литература:

1. Большая Советская Энциклопедия. Т.27. М.,1977

2. Брокгауз Ф.А., Ефрон Н.А. Энциклопедический словарь. Т.80. Спб.,1904

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.,1999.

4. Малый энциклопедический словарь. Т.3. Спб.,1902.

5. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания. В 3-х т. Т.3.

Спб.,1864.

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью

рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не

рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда

немногочисленность использованной литературы.

Первой отечественной работой по проблемам феминизма является сборник

«Феминизм: Восток, Запад, Россия»[6]. Причина этого- следствие

господствовавшей в СССР политико-идеологической установки, игнорирующей

феминистское направление мысли. В книге впервые в отечественной литературе

сделана попытка теоретического осмысления феминизма. Особенность сборника -

культурологический подход, позволяющий представить своеобразие постановки

феминистской проблематики в контексте различных культур и социальных

систем.

Две других книги, на которые опирается моя работа - переводы. Одна из

них – перевод с французского книги Симоны де Бовуар «Второй пол»[7]. Два ее

тома до сих пор считаются самым полным историко-философским исследованием

всего комплекса проблем, связанных с женщиной. Что такое «женский удел»,

что стоит за понятием «природное назначение пола», чем и почему положение

женщин в этом мире отличается о положения мужчины, способна ли в принципе

женщина состояться как полноценная личность, и если да, то в каких

условиях, какие обстоятельства ограничивают свободу женщины и как их

преодолеть.

Симона де Бовуар обращается в своем повествовании к мифам и легендам о

«тайне пола», о «загадке женской души», созданным, по ее словам, мужчинами.

Опираясь на высочайшие образцы мировой литературы, она снова и снова

говорит о чудовищной несправедливости обычной женской судьбы, о

традиционном небрежении к слабому полу и связанной с этим унизительной

повседневной дискриминации.

Третья книга – перевод с английского работы Сары Эванс «Рожденная для

свободы».[8] В ней раскрывается история жизни американских женщин, начиная

с 16в. Она пишет о том, как американская женщина с давних времен пыталась

изменить отведенные ей границы. Отсюда взрыв социальной активности,

приведший к созданию целого ряда неформальных объединений. В центре книги

разнообразные судьбы американских женщин – коренных американок,

первооткрывательниц, рабынь, иммигранток, фабричных работниц, матерей и

домохозяек. Женское движение, по мнению Сары Эванс – это скрытый источник

демократизации общества.

Основным источником в моей работе явился перевод с английского, книга

«Феминизм: проза, мемуары, письма, эссе»[9]. В антологию включены

произведения разных жанров – эссе, мемуары, письма и отрывки из

художественных произведений известных общественных деятелей и литераторов –

Ж.Санд, А. Адамс, Г. Ибсена, С.Энтони и др. Включенные в сборник

произведения отражают историю 150-летней борьбы женщин за свои права – со

времен Американской революции по сороковые годы XX в. Среди проблем, о

которых идет речь в сборнике – брак как инструмент подавления и

эксплуатации, желание женщины самой распоряжаться своей свободой,

экономическая зависимость женщины.

В соответствии со сделанными мной выводами, структура работы

соответствует периодизации женского движения. Мной выделено три этапа. На

18в. - первую половину 19 века приходится первая волна - борьба за

достижение юридического равноправия полов. Ее началом можно назвать

движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им

участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные

места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой

французской революции, закрепленными в ее основном документе-«Декларации

прав человека и гражданина». А первым документом феминизма явилась вышедшая

в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж «Декларация прав женщины и гражданки».

Первый этап отличался своей сравнительной малочисленностью участников и

слабой организованностью.

Вторая волна охватывает вторую половину19- начало 20 века, вплоть до

начала I Мировой Войны. Она характеризуется появлением многочисленных

феминистских организаций в ряде стран. Выдвигаются требования

предоставления женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к

политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

И вновь феминистское движение начинает активизироваться уже после

окончания II Мировой Войны. Его сторонники подвергают критическому анализу

патриархальную культуру, призывают к пересмотру всей существующей системы

социальных отношений между полами. Все большее внимание уделялось

проведению в жизнь избирательных и других политических прав, признанных в

законодательном порядке, устранению существующей дискриминации.

Феминистские идеи, на мой взгляд, и сегодня сохраняют свою

актуальность. Пусть многого женщины уже добились, но подлинного равноправия

в обществе еще не осуществляется. По-прежнему в политике и экономике

главенствуют мужчины, с сомнением относятся к прогрессивным, деловым

женщинам. На бумаге законы провозглашают равноправие, а на деле -

преобладают старые, патриархальные устои в семье, мужчина по-прежнему

считает себя хозяином в доме и в обществе.

1. Первая волна феминизма

Во Франции женское движение возникло во время Великой французской

революции 1789г. В основном документе, «Декларации прав человека и

гражданина» закреплялись принципы революционеров. Его первая же фраза

гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Все, без каких

бы то ни было исключений. Но эта «Декларация» вступала в противоречие со

специальным декретом, урезающим в правах женщин. Чтобы снять это

противоречие, законодатели были вынуждены дополнить «Декларацию» целым

рядов актов, в которых разъяснялось, кто же в революционной Франции

попадает в категорию «свободных и равных». Женщины в нее не попали. Отказ

толкователей революционной справедливости признать француженок в качестве

полноправных граждан своего отечества привел к возникновению нового

общественного явления – движения в защиту политических прав женщин, или

феминизма. Среди родоначальниц – француженка Олимпия де Гуж, англичанка

Мэри Уоллстонкрафт, американка Абигайль Адамс.

Олимпия де Гуж предложила в 1790г. «Декларацию прав женщины» по

аналогии с «Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всех

мужских привилегий. По ее убеждению, «естественное право» предполагает

всеобщую свободу, владение собственностью, сопротивление всем формам

деспотизма. И женщина ничуть не менее мужчины способна к его отправлению.

Единственная преграда для нее – тирания сильного пола. За свой радикализм

Олимпия де Гуж расплатилась сполна. В ноябре 1793г. по ложному доносу ее

отправили на гильотину. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян»,

появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женские

клубы по большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими.

В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество; в

том, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны; в 1792 году

законодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровость

матримониальных уз; но все это были лишь незначительные завоевания. В

буржуазной среде женщины настолько сильно врастали в семейную жизнь, что не

могли почувствовать между собой реальную солидарность; они не составляли

отдельной касты, способной выдвинуть требования, — с экономической точки

зрения они вели паразитическое существование. Получается, что тем женщинам,

которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовое

положение не позволяло это сделать, а женщины из активно действовавших

классов были обречены оставаться в стороне именно как женщины.

Таким образом, трудящиеся женщины смогли бы добиться своих прав, только

если экономическая власть оказалась бы в их руках. Но это было невозможно.

Во время отката Революции женщина пользовалась анархической свободой,

но когда общество упорядочилось снова, она опять оказалась в тяжелой

кабале. С феминистской точки зрения Франция опережала остальные страны; но,

к несчастью для современной француженки, ее статус был определен во времена

военной диктатуры; Гражданский кодекс Наполеона, принятый в 1804г., на

целый век предрешивший ее судьбу, сильно задержал ее эмансипацию. Как все

военные, Наполеон хотел видеть в женщине только мать; но как наследник

буржуазной революции он не собирался разрушать структуры общества и давать

матери преимущество перед супругой: он запрещает установление отцовства и

жестко определяет положение матери-одиночки и внебрачного ребенка; но и

замужней женщине материнское достоинство жизни не облегчало. Девушка и

женщина не считаются гражданами, что лишает их права исполнять некоторые

функции: занимать должность адвоката или принимать на себя опекунство.

Однако незамужняя женщина пользуется всей полнотой гражданских прав.

Женщине предписывается подчинение мужу. В случае супружеской измены он

может добиться ее заключения под стражу и получить развод; если он убьет

виновную на месте преступления, в глазах закона его вина простительна. В то

же время на мужа может быть наложен штраф в том случае, если он приведет

сожительницу в дом, где живет его семья, и только тогда жена может получить

развод. Место жительства определяет мужчина, и прав на детей у него гораздо

больше, чем у матери; и — если только женщина не руководит коммерческим

предприятием — для того, чтобы она могла взять на себя обязательство,

необходимо разрешение мужа.[10]

В Америке вследствие войны за Независимость и политический кризис

политизировалось не только сознание женщин, но и содержание их частной

жизни. Женщины, ранее не питавшие интереса к политике, быстро приобщились к

политической мысли и включились в политические дискуссии.

Просвещенные женщины конца XVIII столетия в своих письмах и дневниках

все чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная традиция,

отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-

политической, вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.

Абигайль Смит Адамс (1744-1818) в 1776г. пишет письмо своему мужу,

Джону Адамсу, второму президенту Америки с просьбой уделить внимание

«дамам» в новом законодательстве.[11] Тон Абигайль Адамс в письме мужу

шутливо-серьезен. Несомненно, она рассчитывала таким образом смягчить

шокирующее воздействие своих столь не характерных для женщины открытых

высказываний. Неудивительно, однако, что она считала себя вправе просить

новое правительство о предоставлении женщинам более широких возможностей.

Привыкнув к частому отсутствию мужа Абигайль целиком взяла на себя и

воспитание детей, и заботы по дому и ферме. Преодолевая многочисленные

невзгоды и беды военного времени. Письма Абигайл к мужу свидетельствуют о

смелости и патриотизме этой женщины перед лицом голода, инфляций, эпидемий.

Позже Абигайль Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом

– М.Уорреном. Вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоять

права женщин, и особенно замужних, Абигайль не без гордости писала: «Я

изрядно послужила на благо своего пола»,[12] хотя в действительности ее

ходатайство результатов не возымело.

Еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью,

подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной

заработной платой.

В конце XVIII – начале XIX веков многие сторонники раннего феминизма

рассматривали брак как основное орудие угнетения женщин.

Аналогичное положение было и в Англии. Мэри Уолстонкрафт (1759-1797) в

сочинении «В защиту прав женщины» подробно описала то состояние невежества

и жалкой покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системы

воспитания были обречены женщины. Она пишет: «Пустячные занятия женщины

порождают и пустячное к ней отношение. Предоставляя мужчине свое тело, она

притупляет свой ум, а поскольку физическая любовь как излюбленный вид его

досуга обессиливает мужчину, он будет пытаться подчинить себе женщину; и

кто скажет, сколько еще потребуется поколений, чтобы свободные потомки

нынешних жалких рабынь предстали во всем многообразии своих талантов и

добродетелей ?»[13] Причину создавшегося положения женщин она видит, прежде

всего, в ее необразованности, невозможности реализовать себя, поэтому «если

женщины способны в действительности вести себя как разумные существа, то

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.