бесплатно рефераты
 

Экономическая политика Павла 1

Экономическая политика Павла 1

Содержание

I. Состояние России к 1796 г.

II. Крестьянский вопрос и меры по его решению при Павле I

III. Торговля при Павле. Деятельность коммерц-коллегии

IV. Промышленность

V. Финансовая политика

VI. Итоги и выводы

VII. Список используемой литературы

I. Состояние России к 1796 году.

В этой части работы рассмотрим общее экономическое положение России в

конце 18 века и политику правительства Екатерины II в сфере экономики.

Обратимся к некоторым статистическим данным. К началу 1796 года в

стране насчитывалось 40 млн. человек. Плотность населения была далеко

неравномерной. Большая часть россиян проживала в западных и Юго-западных

губерниях, 1/3 - в Нечерноземном центре, на всю Сибирь едва набирался

миллион жителей.

Из 40 млн. около 400 тыс. составляли дворяне. Приблизительно можно

указать и уровень «дворянского» благосостояния: на одного помещика

приходилось в среднем 100-150 крепостных, что составляло 400-500 рублей

годового оброка. Столько же получали чиновники 8 класса и штаб-офицеры.

К концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось 610 городов.

Число городских жителей составляло всего 6% от общего населения страны. В

одной деревне в среднем проживало 100-200 человек. Из каждой сотни

62 крестьянина были крепостными. На всю империю приходилось примерно 100

тыс. деревень и сел. Если говорить о благосостоянии крестьян, то 80% из

них были середняками. «Кто имел сто рублей считался богатеем

беспримерным». 17 коп. тратил на покупки среднестатистический житель

империи (через полвека будет в 20 раз больше). Это только один из немногих

показателей, отражающих слабую товарность страны.

В области внутренней политике в последние 10 лет правления Екатерины II

ее правительство не проявляло никакой особой деятельности. Так, в

частности, губернская реформа 1775 года, которая затянулась на 20 лет,

продолжала занимать внимание правительства и требовала ряда

отдельных мероприятий по преобразованию учреждений во вновь

образовавшихся губерниях. Были приняты некоторые меры технического

порядка, однако ничего творческого они в себе не заключали. Подобная

участь ждала и многие другие Екатерининские преобразования. Большинству из

них не хватало стройного завершения. Не было все благополучно и в

экономической жизни России. По словам исследователя финансовой политики

Екатерины II Н.Д. Чечулина, за треть века страна экономически развивалась

очень медленно, производительные силы были предоставлены сами себе,

никаких новых отраслей хозяйства, никаких улучшений промышленной техники

в это время нельзя было заметить.

Государственные доходы, если иметь в виду только абсолютные цифровые

данные, как будто возросли. Бюджет с 30 млн. руб. поднялся к концу

правления Екатерины до 70 млн. Но этот подъём, в отличии от Ключевского и

многих других историков, Н.Д. Чечулин объясняет не обогащением государства

и повышением благосостояния населения, а простым увеличением количества

налогоплательщиков, благодаря присоединению новых территорий и росту

населения с одной стороны, и повышением налогов, с другой стороны.

Кроме того, отрицательной стороной Екатерининского царствования были

хронические дефициты. Для покрытия их впервые стали прибегать к

систематическим займам, как внутренним, так и внешним. В результате

появился довольно солидный долг около 200 млн. рублей, почти равный трём

годовым бюджетам. Таким образом, на последующие поколения была взвалена

тяжесть, которая требовала, кроме погашения долга, еще уплаты процентов.

Хуже всего было то, что займы постоянно растрачивались, а дефициты

оставались. Расходы превышали доходы, требуя все новых и новых

задолжностей, и повышения налогов. Екатерина оставила своему преемнику

огромный долг и постоянный дефицит госбюджета - проблема, с которой не мог

справиться и Павел I.

Несколько лучше обстояли дела в промышленности. Созданная Петром I

фабрично-заводская отрасль поднялась на значительную высоту. Как выгодная

хозяйственная операция, сулящая крупные доходы, она привлекла к себе

внимание дворян, которые и заполнили собой во второй половине 18 века ряды

фабрикантов и заводчиков, вытеснив в значительной мере прежнее

купечество. Количество фабрик сильно возросло, и если в момент

вступления на престол Екатерины II в России насчитывалось 984

фабрики и заводов (не считая горных), то в 1796 году их было 3161. Правда,

некоторая часть этих фабрик была приобретена благодаря присоединению

Польши, где было много своих предприятий. Этот подъем фабрично-заводской

промышленности оживил и мелкое кустарное производство, т.к. в 18

веке, по словам Туган-Барановского, «фабрика и кустарная изба мирно

уживались друг с другом, почти не конкурируя между собой, причем фабрика

являлась технической школой для кустаря».

Успехи и той и другой промышленности отчасти объясняются тем, что

правительство Екатерины, как под влиянием физиократов, так и по настоянию

дворянства, ослабило прежнюю систему чрезмерного покровительства и

правительственной опеки по отношению к фабрикам. Правительство пыталось

рядом мер освободить промышленность и внутреннюю торговлю от монополий и

стеснения, и вместе с тем, поощрить мелкую крестьянскую промышленность,

которой была предоставлена полная свобода, согласно манифесту 17 марта

1775 года и жалованным грамотам 1785 г. Только к концу царствования

Екатерины несколько усилилась прежняя покровительственная система по

отношению к фабрикам, а тариф 1793 года ограждал отечественную

промышленность от иностранной конкуренции.

В отношении торговли вторая половина 18 века несла за собой

значительные колебания. Русское правительство в силу требований внутренней

экономической политики и дипломатических соображений переходило то от

запретительной системы к определенно выраженной свободной торговле, то

снова возвращалось к идеям меркантилизма, восстанавливая покровительство

над отечественной торговлей и повышая тарифы. Характерным показателем

того, как дипломатические отношения влияли на торговлю и тариф, служит

манифест 8 апреля 1793 года, в котором запрещался вывоз из России во

Францию всех русских товаров и ввоз в страну любой французской

продукции. Правда, при издании этого манифеста определенную роль

играли и соображения экономические. Правительство надеялось таким путем

поддержать пошатнувшийся баланс, складывающийся не в пользу России, но

политические мотивы сказались, конечно, в большей степени. Екатерина II

относилась с раздражением к Французской революции и приведенными

экономическими мерами хотела довести Францию до банкротства. По словам

Н.Д. Чечулина, запрет 1793 года был «первым в нашей истории 18 века

случаем, когда политические соображения повлияли непосредственно на

постановления о заграничной торговле». Конец царствования Екатерины был

временем возвращения к запретительным мерам, правда, в довольно умеренной

форме.

Если говорить в целом о развитии страны в конце 18 столетия.

то, можно отметить, что стремительное развитие производительных сил в

начале века стало медленно затихать. На уровень европейских держав

Россия так и не поднялась, оставаясь целиком аграрной страной со слабо

развитыми внутренними экономическими связями. Безусловно, появилась

необходимость преобразований и, прежде всего, это касалось положения

крестьян. Крепостное право было настоящим бичом российской экономики.

II. Крестьянский вопрос и меры по его решению при Павле I

Как отмечают многие историки, царствование Екатерины II было

временем наибольшего расцвета крепостничества. Начав с теоретического

протеста против крепостного права в черновиках «Наказа», Екатерина кончила

заявлением, что «лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во

всей вселенной».

В бытность свою цесаревичем Павел не раз говорил о бедственном

положении русского крестьянина и необходимости улучшения его жизни. По

мысли Павла, в целях устранения причин народного недовольства следовало бы

«снять с народа излишние налоги и пресечь наряды с земли».

И действительно, в первые же дни Павловского царствования была

облегчена рекрутская повинность. Указом от 10 ноября 1796 г. был

отменен набор, объявленный Екатериной (подобная отмена произошла и в

1800 г.). Армия с 500 тыс. сократилась до 350 тыс. человек. 12 ноября

1796 г. на Совете Его Императорского Величества был принят указ о замене

хлебного сбора 1794 года «по причине неудобств в приеме» умеренной

денежной податью, «считая по 15 коп. за четверик» и начиная сбор со

следующего 1797 года. Вслед за этим была понижена цена на соль;

прощение недоимок подушной подати на огромную сумму в 7 млн. руб., что

составляло 1/10 часть годового бюджета. Целая серия указов была направлена

на устройство хлебных магазинов для голодных годов. Однако, крестьяне,

принужденные нести в эти склады часть собранного хлеба, не были

уверены, что в случае голода найдут там зерно.

Поэтому отдавали его неохотно, часто утаивая. В результате, когда

в 1800 г. в Архангельской губернии случился страшный голод, магазины

оказались практически пустыми. Кроме узаконивания и мер, направленных по

отношению ко всему крестьянскому населению, следует отметить некоторые

мероприятия, связанные с главными группами крестьянства:

1 - удельными, 2 - казенными, 3 - фабрично-заводскими, 4 -

помещичьими.

§1. Удельные крестьяне.

Удельные крестьяне появились в кругу дворцового ведомства благодаря

«учреждению об императорской фамилии» 5 апреля 1797 года. Смысл этого

законоположения сводился к следующему: 1 - следовало обеспечить крестьян

землей и правильно распределить ее между ними; 2 - поднять крестьянское

хозяйство улучшенной техникой, развитием ремесел, устройством фабрик; 3

- организовать сборы и отбывание повинностей на новых началах, имея в

виду равномерное распределение труда; 4 - установить и привести в

порядок сельское управление.

Когда было предпринято обособление удельных, то выяснилась нехватка

земель для многих селений. Поднялся вопрос, можно ли отмежевывать земли

от казенных крестьян и снабжать ими удельных, либо земли должны

приобретаться, как сразу предполагалось, удельным ведомством. Указом 21

марта 1800 года удельным крестьянам было дано важное право - покупать

земли у частных владельцев, с условием, чтобы купчая была совершена на имя

департамента уделов. Право же пользования землей предоставлялось

«единственно купившему таковую землю» сверх той доли, которая приходилась

ему при разверстке земель всего населения.

Известно, что не одно земледелие, но и работа «на стороне» составляли

занятия удельных крестьян. Последнее стеснялось паспортной системой и

обязательством явки паспорта в удельную экспедицию. Указом 2 марта 1798 г.

было установлено выдавать промежуточные паспорта удельным крестьянам, что

не только значительно облегчало уход селян на заработки, но и выход их в

купечество. В виду того, что в это было усмотрено «согласие

общественной пользы с приращением дохода», указом 22 октября 1798 г.

велено было увольнять удельных поселян в купечество «по праву» за выплату

выкупной суммы, назначенной мирским приговором и утвержденной

департаментом.

§2. Казенные крестьяне.

Те же основные вопросы о земле и самоуправлении, но гораздо шире

поставленные, трактовались в многочисленных указах и мероприятиях

правительства, касавшихся крестьян казенного ведомства. В течение

18 века в законодательстве выработалось понятие поземельного надела для

государственных поселян разных наименований, который был бы

достаточен для прокормления крестьянина с семьей и давал ему возможность

платить подати и отбывать государственные повинности. Таким наделом был

признан 15-десятинный участок на каждую ревизскую душу.

В целях действительного выполнения указов о наделении крестьян

землей, Павел в конце 1799 г., рассылая сенаторов для осмотра губерний,

особым пунктом инструкции предписывал: «взять сведения», достаточно ли

земли у крестьян, «сделать мероположение» для предоставление о том

сенату и выяснить вопрос о переселении поселян с малоземелья на

пустопорожние земли. Рапорты сенаторов вскрыли одно печальное

обстоятельство: земельного фонда, необходимого для обеспечения

крестьян 15-десятинным наделом, у казны не было, даже, несмотря на то,

что в круговорот раздачи пустили оброчные земли и леса. Выходом из

такого положения стало понижение надела до 8 десятин и установление

следующих правил: 1 - наделять крестьян землей по 15 десятин там, где

ее достаточно; 2 - где земли не достает, установить 8-десятинную норму

тем, кто имеет меньше того; 3 - при малоземелье желающим предоставить

возможность переселения на другие территории.

Другой важной стороной Павловских мероприятий относительно казенных

крестьян следует признать нормировку сборов. Указом N18 в декабре 1797 г.

оброк со «всех поселян казенного звания» был повышен, но не в одинаковой

мере. В 1783 г. он был установлен в виде равномерного сбора в размере

3-х руб., в 1797 г. все губернии были распределены на IV класса. В

зависимости от этого поселяне должны были платить разный оброк «по

свойству земли, изобилия в ней и способам для обитателей к работам». В

губерниях I кл. - оброк, вместе с прежним, составил 5 руб., во II кл. -

4,5 руб., в III кл. - 4 руб., в IV кл. - 3,5 руб. Подобная градировка

держалась и в последующее время.

Мотивами к повышению сбора, кроме потребностей в новых источниках

дохода, были следующие обстоятельства, указанные в законе 18 декабря

1797 г.: «цены вещам несравненно возвысились... поселяне

распространили свои прибытки». Формулировка, как видно, довольно

туманная, что, вообще, свойственно для многих Павловских указов. И

все же главной причиной поднятия налога следует считать плохое финансовое

положение государства (эта проблема будет рассмотрена ниже в главе

«Финансовая политика»).

Следует отметить так же, указ 21 октября 1797 г., которым было

подтверждено право казенных крестьян записываться в купечество и

мещанство.

§3. Фабрично-заводские крестьяне.

Число фабрично-заводских крестьян при Павле несколько увеличилось.

Указом от 16 марта 1798 г., «во избежании злоупотреблений и поощрения

промышленности ради», фабрикантам и заводчикам из купцов было разрешено

приобретать к своим предприятиям крестьян с тем, чтобы купленные

«всегда были при заводах и фабриках неотложно». Хотя этот закон находился

в несоответствии с намерениями Павла разрешить судьбу приписных

крестьян, но это действие было вызвано частью теми злоупотреблениями,

которые случались при запрещении купцам покупать крестьян для фабрик, а

частью тем, что промышленность требовала рабочих рук, которых

вольнонаемным путем найти было чрезвычайно трудно. Все это заставило

правительство двигаться по проторенному пути при создании новых казенных

заводов и фабрик, приписывая к ним крестьян. Надо отметить, что Павел

пытался ослабить тяжесть такой приписки, издавая указы облегчающие труд

приписных крестьян. К примеру, в указе о приписке к фаянсовой фабрике

говорилось, чтобы приписано было лишь требуемое число рабочих, «целыми

семьями», а после отработки податей заработанные деньги «сверх того

выдавать им (крестьянам) из доходов фабрики. Указом 16 марта 1798 г.

предписывалось при покупке крестьян к частным фабрикам, чтобы их

количества «годных к работе дней половина шла на заводские работы, а

другая половина на крестьянские».

Впрочем, эти постановления не касались сущности дела - фабрично-

заводские крестьяне оставались по-прежнему в тяжелом положении. Попыткой

разрешить их судьбу явился проект директора бергколлегии М.Ф. Соймонова.

В этом документе предлагалось снабжать фабрики и заводы «непременными

работниками», остальных же крестьян от заводских работ освободить

окончательно. В именном указе по этому поводу читаем: «К особенному

удовольствию найдя, что все предложенные им (Соймоновым) средства суть

самая соответственнейшая намерению Нашему освободить от заводских работ

крестьян... Повелеваем: 1 - укомплектовать заводы непременными

мастеровыми, взяв по расчету из 1000 душ 58 человек, годных к работам; 2

- всех прочих, сверх комплекта, освободить от заводских работ, причислив к

разряду крестьян государственных и прочих» (9 ноября 1800 года). Именно

при Павле приписные крестьяне были наконец освобождены от тяжелых

обязательных работ.

§4. Помещичьи крестьяне.

В отношении данной группы крестьян можно выделить лишь небольшое

количество указов, изданных правительством Павла. Среди них: указ 16

октября 1798 г. о не продаже малороссийских крестьян без земли, 16 февраля

1797 г. о не продаже дворовых людей и безземельных крестьян «с молотка

или с подобного на сию продажу торга», об «изыскании с помещиков долгов

казенных и частных» (указом 28 января 1798 г. постановлено: «оценивать их

(крестьян) по работе и по тому доходу, каковой каждый из них чрез

искусство, рукоделие и труды доставляется владельцу, брать их в казну,

принимая оный процентом с капитала, который и засчитывать в казенный

долг»); о передаче крестьян без раздробления семейства от 19 января 1800

г. Вот практически все, что было сделано правительством для

помещичьих крестьян. Отдельного разговора заслуживает манифест 5 апреля

1797 г., ставший первой попыткой законодательства встать между помещиком и

крестьянином в отношении упорядочивания труда.

Манифест 5 апреля 1797 г. устанавливал норму барщины в размере трех

дней. Указ был объявлен в день коронации и, можно предположить, являлся

простой милостью крестьянам, однако по своему значению его оценивают,

как одно из главных преобразований всего Павловского времени. В манифесте

две идеи: не принуждение крестьян к работам в воскресные дни и о

трехдневной барщине. Что касается первого, то это не стало новым (еще

в Уложении Алексея Михайловича воскресные работы запрещались). Интерес

представляет часть манифеста о трехдневной барщине. До этого ни разу не

было издано закона, который регулировал барщину. Впрочем, как отмечает

Валишевский, законодатель не вполне ознакомился с многими различиями в

значении и форме этой повинности в отдельных губерниях. В Малороссии

помещики обыкновенно требовали лишь два дня в неделю барщины. Понятно,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.