бесплатно рефераты
 

Древняя цивилизация шумеров

Древняя цивилизация шумеров

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

С Армянского нагорья берут начало реки Тигр и Евфрат. В междуречье (по

гречески – в Месопотамии) около 5000 лет до н.э. поселились шумеры. В эпосе

упоминается их родина, которую они считали родиной всех людей – высокие

горы на острове Дильмун. Что заставило их покинуть горы – неизвестно.

Междуречье в истории религии занимает особое место. Там, где недавно шумела

"Буря в пустыне", вероятно, цвел Эдем, райский сад. Здесь Нимрод, потомок

Хама, дерзнул строить лестницу на небо - Вавилонскую башню. Здесь, в Уре

халдейском, Авраам постиг истину единобожия. Отсюда Валаам изрек

пророчество о "звезде Израиля", что она затмит всякое земное величие.

Религия Шумера представляет собой разительный контраст с допотопными

местными культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось сложной

структурой обеспечения, специализацией жрецов, служителей и системой

обучения.

Эта культура опережала развитие других великих культур на 100 - 200 лет.

Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему Востоку за

несколько месяцев.

От шумеров унаследованы основные для цивилизации изобретения::

гончарный круг

колесо

обоженный кирпич

архитектура

литье металлов

металлический лемех

система орошения

десятичная система счета

лунный календарь

часовой круг

деление круга на 360°

письменность

система администрирования

право

архивное дело

математика

астрология

литература

школьная система обучения

Каждого из них достаточно для возвышения любого народа. Так неужели разница

во времени между простым глиняным горшком и табличкой с записями страховых

операций составляет какие-то полторы тысячи лет?

Шумерское теократическое общество было приспособлено к копированию

"небесных образцов", а не к изобретениям или преобразованиям. Стало быть,

эта цивилизация могла придти туда из других очагов культуры.

В эпосе о Гильгамеше праведник Ут-напиштим поведал, как по совету бога Эйи

он со своим семейством спасся в ковчеге от потопа. Между прочим, в ковчег

он взял искусных мастеров. Значит, если верить сказанию, культурные

ценности допотопного человечества были сохранены шумерами.

Шумер был, вероятно, наследником лучшего, что было создано в

"доисторический период" человечества. Кстати, шумеры и не приписывали себе

изобретений. Они считали их даром богов, которые присутствовали как-бы

рядом. Кое-кому боги оставили даже потомство. Отсюда натуралистический

оттенок в чувстве "присутствия" Бога у шумеров.

Историки видят причину богатства и культурного расцвета Междуречья при

шумерах в освоении поливного земледелия. Пустыня, которая раньше трескалась

от жары, начала давать богатые урожаи.

Для охраны нажитого достояния шумеры построили города, в которых родилась

новая форма жизненного уклада.

Город был неодолимым препятствием для кочевников. За их высокими стенами

люди чувствовали себя в безопасности:

Город! Лик его излучает ужас!

Его стены! К ним и бог не подступится!

За стенами – гул, кличи жаждущих битвы, кличи военного становища!

Он – западня для стран враждебных, он их ловит ловушкой и сетью!

Свои города шумеры строили по образу Небесного Града, сообразно плану семи

мудрецов. В верхнем городе находился храм бога-покровителя. В некоторых

городах заметна тенденция планирования сферических улиц, с крестообразным

пересечением. "Мишень", пересеченная крестом, сочетает символы неба (круг)

и земли (крест).

Для полного сходства с небесным эталоном город окружали протокой или рвом с

водой. Это было подобием подземной реки, через которую на лодке

переправляются души умерших. Город был священным местом, судя по запрету

использования там оружия.

Шумеры молились многим богам. Есть основания предполагать, что их

многобожие связано с торговыми отношениями племен Междуречья.

Многобожие, как свидетельствуют данные археологии, появилось в эпоху

земледелия. На ранних этапах истории существовал культ небесной Богини-

Матери, и (на втором плане) культ Бога земли. В эпоху царств на первое

место вышел культ небесного бога и (на втором плане) культ богини земли .

Многобожие могло возникнуть прежде всего из-за многочисленности имен.

Каждое имя фиксирует какое-то из божественных свойств. Приверженность

племен к разным именам со временем могло привести к появлению "племенных

богов".

Многие историки склоняются к гипотезе о происхождении многобожия из

ситуаций, складывающихся в результате завоеваний. Гипотеза состоит в том,

что Бог завоевателей признавался "старшим", или главным, а бог покоренного

племени - "младшим" или второстепенным.

Причиной многобожия могло быть и сближение племен благодаря их торговым

отношениям. Торговли в нашем понимании в древности не было. В родовом

обществе она шла только внутри племени. Это объясняется тем, что на

собственность тогда смотрели как на часть личности владельца.

Иноплеменник мог купить имущество племени, только став родственником.

Поэтому со временем появились специальные ритуалы породнения. “Братание”

племен неизбежно влекло за собой “братание богов”.

Кое-где на Ближнем Востоке при совершении торговых сделок и поныне

сохраняется архаический способ торговли. Платят трижды. Кроме цены, за

товар дают еще доплату и подарок.

Цену можно считать эквивалентом стоимости товара. Доплату, вероятно,

следует рассматривать как меру его значимости для собственника, а подарок –

как жертву богу в свидетельство о сделке.

Вначале в жертву богу совершали возлияние масла в небольшой глиняный конус.

Его крепили в стене как свидетельство совершенной сделки. К товару

прикладывали “накладную” - деревянный предмет, с помощью которого новый

хозяин мог магически “управлять” приобретением.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

Ведущую роль в Шумере играло сословие жрецов. Они составляли замкнутую

касту. Их статус наследовался. Жрецом в результате "конкурсного" отбора мог

стать образованный мужчина, совершенный телом и духом.

Образованным считался человек:

полностью владеющий письмом

умеющий петь

владеющий музыкальными инструментами

умеющий принимать разумные и законные решения

знающий жертвенные ритуалы

В каждом храме были свои порядки. Административными делами управлял главный

жрец ("шангу"). Другой жрец ("эну") от имени храма предстоял

богу–покровителю храма и в таинствах исполнял роль бога. Верховного жреца

города выбирали, гадая по внутренностям жертвенного животного.

На время войны верховный жрец становился вождем. Позднее для этой роли

стали избирать правителя (из числа жрецов). Его власть тоже наследовалась.

Так возникли царские династии.

Двоевластие впоследствии сыграло роковую роль в судьбе страны, потому что

цари начали конкурировать с храмами за источники доходов. Авторитет

оставался на стороне храмов, и они при любой власти выживали. Но царства,

ослабленные разделением, рушились под напором соседей. Шумер сначала попал

под власть аккадцев, потом – ассирийцев. Но завоеватели сами оказались

покоренными шумерской религией, так что она не потерпела существенных

изменений. Правда, некоторым богам пришельцы дали новые имена. Пантеон

богов при этом увеличился (см.таблицу).

|ИМЕНА БОГОВ и ГЕРОЕВ |РОЛЬ |

|Энлиль |Создатель колеса и зерна |

|Нинкаси |Зачинательница пивоварения |

|Утту |Зачинательница ткацкого ремесла |

|Садовник Шукалитудда |Зачинатель садоводства |

|Царь Энмедуранки |Изобретатель способов предсказаний |

|Нингаль-Папригаль |Изобретатель арфы |

|Энмеркар |Изобретатель письменности |

|Гильгамеш и Энмеркар |Основатели градостроения |

С отходом духовной власти от управления порядки становились более жесткими,

а нравы - более распущенными. Царь Хаммурапи (1728-1686), почувствовав

неладное, издал мудрые законы, касающиеся и нравственности. Какое-то время

сила закона держала нравы в жестких рамках. Но история показывает что

нравственный закон не заменить ни силой, ни хитростью законодателей.

рис. Верх Вавилонской башни

В Шумеро-Аккадский период главную роль играл великий город Вавилон, "ворота

бога", священная столица. Его улицы носили имена богов. На 200 тыс.

населения в нем было 53 храма высших богов, 55 храмов бога Мардука, 600

святилищ небесных богов, 300 святилищ земных и подземных богов, 180

жертвенников богини Иштар и 200 - прочих божеств. Таким образом, в среднем

один храм обслуживал не менее 1500 чел.

Владения храма считались собственностью Бога-покровителя. Их обслуживали

тысячи земледельцев, скотоводов, ремесленников и ткачей. Земли передавались

в пользование. Часть урожая с них шла на храм и в пользу бедных.

У жрецов было разное служение - жертвоприношение, очищение, заклинание,

толкование знамений. Искусных толкователей избирали оракулами храма. Группа

писцов вела хронику событий в храме. Жрецы-управители вели строгий учет

урожая, доходов с собственности храма, выплат десятины и налогов

горожанами.

Заклинание – произнесение магических заговоров и молитв в адрес божества,

человека, животного или предмета. З. обычно имитирует искомый результат.

Иногда З. сопровождается магическими действиями с символом или изображением

адресата. Для З. характерен директивный стиль и повторение формул.

Заклинатели не принадлежали к числу высоких жрецов. Их обязанностью было

посещение больных и терпящих бедствие. Они изгоняли демонов, заговаривали

боль, испрашивали благие сны, боролись с порчей и колдовством, “оживляли”

статуи богов, совершали очистительные ритуалы и навлекали зло на врагов

Храм у шумеров нисходит с неба: рис.

Зиккурат.

Урук – божьих рук работа,

Эана – храм, спустившийся с неба…

Храмы строили цари. Они показывали пример, неся на голове корзину с глиной.

В памяти потомков они желали остаться в образе строителей. Тем самым они

уподобляли себя богам. Строительство тогда было не столько искусством,

сколько воплощением мистических идей.

рис. Царь Ур-Намму с корзиной глины на строительстве зиккурата. Бронза.

Новая для Востока форма храма – ступенчатая пирамида со святилищем наверху

-зиккурат.

Зиккурат ставили на небольшой платформе. Через 50 -100 лет храм из глины

рушился, образуя высокую платформу нового храма. Подняться на нее можно

было по длинному лестничному маршу. Ступени, вероятно, символизировали

этапы духовного пути. В одной из раскопок у храма найдено 100 ступеней.

Внутренние стены храма украшались, казалось бы, не совсем религиозными

изображениями военных побед, сценами доения коров. В этом было что-то

документальное - у шумеров была страсть все фиксировать в летописях и в

изображениях. Такие изображения, впрочем, несли отголосок культа

божественной коровы, "небесным молоком" которой питался Шумер.

Это образ “священной горы” места встречи с Божеством. Зиккурат обычно

строили рядом с храмом бога луны. Тут же было святилище, дом жрецов, дворец

царя и царское кладбище.

В центральном помещении храма находилась статуя сидящего на троне Божества.

Здесь проходила Ось мира. Таинства в “святая святых” с участием статуи были

скрыты от обозрения. Даже царь допускался туда только по особым случаям и

без царского облачения.

Столб храма из Агады. 2000 г. до н.э. (Ось мира). Медная плита.

Статую бога изготовляли из ценных пород дерева. Ее обшивали золотом,

венчали короной, украшали ожерельями, подвесками и браслетами. Вероятно,

украшения первоначально возникли, как знаки статуса, символы достоинства.

Скорее всего, эти символы определяли статус посвященной жрицы.

Символы достоинства - знаки, указывающие на сферу распространения

полномочий. В речь богини Инанны вложены слова: "Мой отец дал мне небеса,

дал мне землю. Небо он поместил как корону на мою голову, землю он поместил

как сандалии на мои ноги".

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ

ПОНЯТИЕ О БОГЕ

Шумерская генеалогия богов начинается с “Божественного господина мэ

Вселенной” и “Божественной госпожи мэ Вселенной”:

Мэ – таинственная сила, образующая сущность (природу) каждой вещи.

Взялись рука за руку боги,

Бросили жребий, разделились:

Ану поднялся на небо,

[…] его подданные землю…

“Старшим” в считался бог Ан (Ану). Он сотворил небеса – обитель богов.

После этого Ан почил, погрузившись в созерцание. Завершал творение Энлиль.

Богу Ан соответствует имя парного ему женского божества - его супруги,

богини земли Анату. У семитов этому имени созвучны Анта, Анат, Аната,

Анаит, Анахита, обозначающие Великую Матерь.

Имена с корнем "Ан" носят богини Скандинавии, анты на юге России, анды в

Дагестане. У шумеров "ан" обозначает небо; в санскрите - мать. У римлян

было слово "анус", в котором окончание "ус" значило - кольцо, круг и старая

женщина.

Игры у многих народов, где соперники стреляют в кольцо, а победитель

награждается белым платком (знаком богини), воспроизводят древние ритуалы

оплодотворения. По этой причине ученые склоняются к версии о происхождении

шумерского культа бога Ан и Анату из земледельческого обряда.

В дальнейшем старшинство богов нередко определяла ситуация. Пример тому -

возвышение бога Мардука при Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н.э.). Царь

вернул в Вавилон статую Мардука, плененную эламитами. В благодарность богу

за то, что он соблаговолил вернуться, вавилоняне наименовали Мардука, сына

бога Энки, “царем богов”.

В представлении шумеров божественный пантеон походил на их Совет жрецов.

Собрание богов вел бог Ан. Предложения, сопровождаемые криками "да будет

так!" принимались собранием. В силу они вступали после провозглашения

семеркой "богов-законодателей".

Предлагали и готовили решения 50 "великих богов". Младшие боги не имели

права голоса, а свое мнение могли выражать "шумом". Несомненно, что этому

небесному идеалу соответствовал порядок решения городских проблем в Шумере.

Позднейший Вавилонский эпос “Когда вверху…” дает другое представление о

Священной истории. В ней появился сюжет борьбы богов за власть.

Тогда, "во время оно", небо еще не имело имени. Первородный бог Апсу,

сотворивший мир, и Матерь Тиамат (которая все родила), смешивая пресные и

соленые воды, зародили богов.

Суета новорожденных в чреве Тиамат пробудили Апсу. Он решает убить их. Но

боги его перехитрили, и Апсу сам был убит. Тиамат пытается мстить богам, но

Мардук, заручившись поддержкой богов, убивает ее.

После битвы Мардук и Эа сотворили людей для служения богам, чтобы те

отдохнули от своей тяжкой работы (они носили корзины с глиной на

строительстве каналов и храмов).

По версии “Поэмы об Атрахасисе”, происхождение человека связано с бунтом

младших богов, Игигов, занятых изнурительным трудом. Конфликт разрешил бог

Эа, который посоветовал для тяжких трудов создать людей.

По общему согласию в жертву был принесен один из старших богов, Аннуаков.

Его кровь смешали с глиной. Затем Мами и Эа создали людей.

ДУХОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

В Месопотамии, как и повсюду, имел хождение миф о сотворении мира из

космического яйца. В первозданном океане из расколотого яйца появились небо

и земля. Потом образовалась иерархия богов- небесных и земных.

Ближайший к небу уровень занимает горная страна Кур, Великая земля. Это

царство мертвых. Ниже – подземный океан Абзу. Под ним – божественные

сущности “ме”, где обитают младшие боги – абгали. Подземная река отделяет

мир живых от мира духов.

Сходные представления об устройстве мироздания наблюдаются повсюду - и у

северных народов, и на островах Юго-Восточной Азии. Но в Шумере они стали

образом устройства земной жизни, схемой планирования городов.

На межевом камне можно видеть схему мироздания. Такие камни ставили в

свидетельство передача земли под охрану богов. Камень напоминает строение

тотемного столба. Высшие божества изображаются знаками вверху. Внизу, на

своем обычном месте – змей, символизирующий подземный мир, бездну.

Межевой камень.

Звезда - богиня Иштар,

Полумесяц - Син,

Солнце - бог Шамаш,

1-ая тиара - бог Ан,

2-ая тиара - Энлиль,

Баран и рыбокозел - бог Энки,

Пуповина, нож - Богиня-Мать.

Древнейшим (неолитическим) образом божества в Междуречье был образ небесной

Богини-Матери. Она изображалась иногда с ребенком на руках. Ее звали

Дамгальнум, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами, Баба. На втором плане был

образ бога земли. Он вышел на первый план в эпоху царств. Вслед ему явилась

вереница второстепенных богов, - вероятно, племенных по происхождению.

В древнем шумерском списке указано 50 пар богов, владык в своей сфере

творения. У вавилонян их уже 600, - по причине пришедшего пополнения, в том

числе и героев страны. В те времена полагали, что прославленные герои могут

стать бессмертными - как боги. На тему бессмертия существует эпос о

Гильгамеше, правителе Урука (около 2700 г. до н.э.). Его считали потомком

богов (на 3/4 богом). Достигнув предела возможного для человека, "буйный"

Гильгамеш пускается в странствия за рецептом бессмертия.

Праведник Ут-напиштим, спасшийся в ковчеге от потопа, указал ему траву

омоложения. Траву удалось достать со дна морского. Но - увы! Когда

Гильгамеш купался, траву съела змея. Ему не осталось ничего другого, как

признать неизбежную участь человека.

Про удачливого человека говорили, что он "имеет духа". Ближайшим к человеку

считался личный бог, из числа четырех покровителей. Он наследовался от отца

к сыну, определяя творческие способности и успех. Через него можно было

сообщать богу ("отцу") о своих нуждах.

В одном из писем к личному богу "сын" пишет: “Богу, отцу моему скажи. Так

говорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты мною пренебрегаешь? Кто тебе даст

[другого] такого, как я? Напиши богу Мардуку, любящему тебя; прегрешения

мои пусть он отпустит. Да увижу я твой лик, стопы твои да облобызаю. И на

семью мою, на больших и малых взгляни. Ради них пожалей меня. Помощь твоя

пусть меня достигнет”.

Искренняя молитва растерянной души отражает особенность древней религии,

возможно, недоступную нашему пониманию. Эта религия адресуется скорее царю

и кругу "достойных". Остальные находились в безопасном отдалении от

божества. Бога боялись увидеть и назвать его истинное имя. Поэтому к нему

обращались через духа-покровителя.

В богословии принята этапность, постепенность раскрытия Истины о Боге в

разные исторические эпохи. Конечно, древние ритуалы могут привести нас в

смущение. И здесь уместно вспомнить о различиях древнего и современного

религиозного сознания.

К примеру, говоря о "чувственности" религии Шумера, мы исходим из понятия о

"грехе". Шумерийцам такое понятие было неведомо. Они знали "нечистоту" и

тысячи способов предохранения от нее.

Из того, что наши представления отличаются от древних, конечно, не следует,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.