бесплатно рефераты
 

Деятельность Иоганна Гутенберга

Из-под печатного станка Гутенберга около 1445г. вышла так называемая

«Севильская книга» – поэма на немецком языке. В настоящее время она не

известна ни в одном экземпляре, и до конца XIX века никто не подозревал о

её существование. В 1892 году был обнаружен в Майнце небольшой клочок

бумаги – все, что осталось от книги, имевшей приблизительно 74 страницы, по

28 строк в каждой. Этот клочок бумаги, по своему содержанию получил

название»фрагмент о страшном суде», хранится в Гутенбергском музее в

Майнце. Далее, кроме нескольких донатов, им был напечатан астрономический

календарь на 1448 год, т.е. есть все основания полагать, что отпечатан он

не позднее конца 1447 года.

Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и

однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать

его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым

майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В

начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями

первопечатника – проект по тому времени грандиозный. Предположено было

издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы

Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Есть известия ,

что для печатания Библии была оборудована самостоятельная мастерская.

В 1450-1455 годах Гутенберг напечатал свою первую Библию, называемую42-

строчной, потому что в ней на каждой странице набрано и отпечатано 42

строки текста в два столбца. Всего она насчитывает 1282 страницы. Все

художественные элементы иллюстрированы от руки. Часть тиража выполнена на

бумаге, а часть отпечатана на пергаменте.

Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга

вообще. Но все же она является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее,

по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это

первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством

экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во

фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших

книг, а что касается стоимости в XIX начале XX века, то ни за какую другую

книгу не уплачивались столь баснословные суммы. На беду, после того как

печатание было начато, произошел разрыв между Гутенбергом и Фустом,

приведший к устранению Гутенберга от работ второй типографии. В самый

разгар работ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие

невозможности оплатить большую часть долга возникло судебное

разбирательство, закончившееся трагически для Гутенберга: он лишился не

только типографии, но и значительной части оборудования своей первой

типографии. В составе утраченного были, по-видимому, и матрицы первого

гутенбергского шрифта; сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался

собственностью Гутенберга. Гениальный творческий замысел Гутенберга и

Шеффера был закончен, по-видимому, одним Шеффером, а прибыль, полученная

после выхода в свет Библии, потекла в карман Иоганна Фуста. Но наиболее

тяжким ударом было то, что тайна печатания перестала быть тайной, и тем

самым Гутенберг утратил монополию применения изобретенного им процесса. При

таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и,

выпустив несколько небольших книг, должен был прекратить дело. Возобновить

печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После

разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал

более в роли печатника. В начале 1465 года архиепископ Майнцский (епископ

Нассауский), в награду за заслуги в деле печатания включил Гутенберга в

свой придворный штат, что по тем временам равнялось назначению пенсии.

Гутенберг скончался 3 февраля 1468 году и похоронен в Майнце в церкви

францисканцев.

4. Судебные процессы, связанные

с именем Гутенберга.

На протяжение всей своей книгопечатной деятельности Гутенберга

преследуют судебные разбирательства. Современники, по всей вероятности, не

так горячо как мы с вами восхищались гением Гутенберга, и решали дела с

первопечатником нередко в зале суда. Но ведь именно эти бумаги дают нам

точную информацию о том, где и когда работал Гутенберг.

Первое же свидетельство его появления в Страсбурге в 1434 году -

тяжебное. Город Майнц прекратил Гутенбергу выплату ренты. Это давало право

требовать долг от любого майнцского бюргера или арестовать такового как

неоплатного должника. Гутенберг засадил в долговую тюрьму оказавшегося в

Страсбурге майнцского городского секретаря Николая фон Верштадта,

освободив впоследствии под клятву, что задолженность будет выплачена[5].

Через два года в Страсбурге же по имени Гутенберга прошли сразу два

дела. Первое – жалоба о нарушении брачного договора в духовный суд

страсбургской патрицианской девушки Анны. Решение суда не дошло. Но по

дальнейшему образу жизни и по отсутствию детей можно предположить, что суд

высказался не в пользу истицы. И второе, которое связано с первым:

свидетель жалобщицы, сапожник Лавель Шотт, обруганный Гутенбергом как

жалкий наемный лжец и обманщик, подал в суд на обидчика и обязал его

выплатить истцу 15 гульденов, на чем они и

примирились.

Но самыми известными судебными делами являются тяжба о «Предприятии с

искусством» и процесс Фуста против Гутенберга, где Гутенберг выступал уже

как изобретатель.

Тяжба о «Предприятии с искусством». Как знаток своего дела, он выступил в

протоколах тяжбы 1439 года (протоколы дошли не полностью, без показаний

многих свидетелей – их со стороны Гутенберга было 14, со стороны Дритценов

- 26). Тяжба Йорга и Клауса Дритценов против Ханса Генсфлейша из Майнца,

именуемого Гутенбергом, шла о наследстве умершего на Рождестве 1438 года

брата их Андреаса, являвшегося компаньоном Гутенберга по некоему делу и

сложившего в него все свое – вряд ли большое – состояние. На этом основании

Дритцены требовали, чтобы Гутенберг либо взял их в дело вместо покойного,

либо вернул его пай. Встретив отказ, они обратились в суд. Все участники,

стараясь сохранить суть дела в секрете, выражались неопределенно:

Гутенберг обозначал его как свое «предприятие с искусством», другие просто

werck (дело) или «это». В чем оно состояло можно судить только по косвенным

признакам или по оговоркам свидетелей.

В общих чертах суть дела такова: Андреас Дритцен, уже какое-то время

проработавший с Гутенбергом, и Антоний Хейльман, узнав о некоем искусстве

для Аахенского паломничества, просили включить их в качестве участника в

дело, внеся при этом денежную сумму. К ним присоединился ещё четвёртый,

Ганс Риффе, финансирующий предприятие. Образование этого предприятия

произошло, вероятно, около 1436 года. Речь шла об изготовлении зеркал (или

«зерцал» - возможно подразумевается «Зерцало человеческого спасения»).

Одновременно с ювелирными работами Гутенберг производил ещё какие-то

опыты, о которых ничего не сообщал своим компаньонам. Для этих опытов

потребовалось изготовление деревянного пресса, закупались свинец и другие

материалы; хранились эти предметы в доме Андрея Дритцена. В декабре 1438

года он заболел и умер. Незадолго до смерти Дритцена Гутенберг направил в

его дом своего слугу с поручением уничтожить «формы». Он опасался, что

посторонние проникнут в тайну его работ. Когда Дритцен умер, Гутенберг

послал в его дом столяра, чтобы разобрать на составные части «пресс», но он

исчез. После смерти Дритцена между его наследниками компаньонами разгорелся

спор из-за денежных дел. Отсюда судебное дело в большом совете города

Страсбурга; протоколы его, найденные двести лет назад, раскрыли некоторые

подробности опытов Гутенберга. Любопытно свидетельство одного золотого дел

мастера (ювелира) Ханса Дюнне. Он показал, что он 3 года назад (в 1436

году) заработал у Гутенберга 100 гульденов «только на том, что относится к

печатанию (zu dem trucken)». Это значит, что Гутенберг в 1436 году в

Страсбурге уже полагал что-то печатать, причем в металлической технике.

Если понимать это высказывание в смысле печатания каких-то книг и

однолисток, то все равно не возможно доказать, что они были изготовлены при

помощи подвижных литер, а не другим способом; гораздо проще предположить,

что речь идет о ксилографических книгах или о каком-либо ином производстве.

Решение суда последовало через год после смерти Дритцена, в декабре

1439 года, и было в пользу Гутенберга, ибо контракт оговаривал на случай

смерти кого-либо из участников в течение договорного срока (Гутенберг

говорил в основном о смерти своей) компенсацию в 100 гульденов для

наследников по окончании этого срока, с запретом открывать им секрет

производства. Все искусство, оборудование и готовые изделия оставались

собственностью первичных членов товарищества. Так как Андреас был еще

должен 85 гульденов за обучение, мастер Гутенберг предложил сразу отдать

истцам разницу в 15 гульденов, что и было для них результатом суда. Однако

его денежные дела находились уже в плохом состоянии. Средства оставшиеся от

его наследственного имущества, были израсходованы, и вся дальнейшая жизнь

Гутенберга прошла в поисках денег для реализации своего изобретения.

«Процесс Фуста против Гутенберга». Гутенберг уже в Майнце, он

некредитоспособен, т.е. не обладает в Майнце ни недвижимостью, ни

капиталом, обеспечивающим возмещение долга. Заняв деньги на свою работу, он

опять попадает в суд.

В качестве истца выступал майнцский делец и, по-видимому, ростовщик

Йоханн Фуст. Иск содержал не менее двух пунктов. В первом пункте речь шла

о том, что между Фустом и Гутенбергом было заключено соглашение: Фуст под

6% годовых ссудил Гутенбергу 800 гульденов на завершение некого дела,

причем деньги сам занимал под проценты. Вследствие дальнейших устных

договоров о нехватке денег, сумму долга Фуст исчисляет в 2020 гульденов.

Гутенберг же говорит, что долгом являются только первые 800 гульденов,

взятые на улучшение и изготовление своего оборудования, которое было

заложено Фусту в обеспечение ссуды. Другую же сумму Фуст обещал вносить по

300 гульденов в год, предназначалась на общее дело.

Суд был на стороне Фуста, который отсудил все имущество, включая

готовый тираж Библии. Но полного поражения Гутенберга не вышло. Как ни

незначительно было оставленное ему типографское имущество, оно означало,

что у него осталось главное – право использовать свое изобретение, которое

хотел монополизировать Фуст: после процесса в Майнце действительно стало

две типографии, одна – Гутенберга, другая – собственность Фуста.

[pic]

5. Суть изобретения Гутенберга

Технически суть изобретения типографии заключалась в том, чтобы,

разложив письмо на составные элементы – буквы, знаки препинания и т.п.,

включая пробельный материал, обеспечить наиболее рациональный способ

неограниченного производства каждого знака (литеры) и возможность

составлять из них в любой последовательности печатную форму, что требует

стандартизации и взаимозаменяемости литер по кеглю (высота литеры) и по

росту (длина ножки).

Узловая проблема заключалась в способе производства шрифта. Для

решения ее нужно было создать постоянный образец каждой литеры – зеркально

и выпукло гравированный пунсон, при помощи которого чеканилась форма

(матрица) для отливки, и обеспечивающий отливку в одинаковом кегле и росте

словолитный инструмент, который из-за разной высоты и ширины букв алфавита

должен был иметь раздвижные стенки. Нужно было найти состав металла –

твердый и нехрупкий для пунсона, более мягкий для матрицы, от сплава шрифта

требовалась легкоплавкость, чтобы он принимал форму тончайших линий буквы,

достаточная твердость, но без хрупкости, чтобы он выдерживал давление, не

деформируясь и не ломаясь, но не рвал бумагу. Для печати с металла нужен

был иной – жирный состав краски, чем пригодная для ксилографии краска

водяная. Необходима была механизация оттискивания – печатный стан, не

считая привходящих решений – способа закрепления бумаги при печатании.

Решением всех этих проблем и занимался Иоганн Гутенберг. В итоге его

изобретение охватило весь спектр книгопечатных проблем, и мир получил

революционно новый способ получения печатного оттиска на листе бумаги. Это

стало началом книгопечатания.

Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь

называют шрифтом, т.е. металлических литер с выпуклостью на одном конце,

дающей отпечаток буквы.

Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные

деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости,

изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро

доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед

изобретателем.

Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения

необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв

непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль

об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной

форме.

Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться

изобретателю — это создание пунсона.

Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и

потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл,

получить литеры с выпуклым очком буквы.

Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель

выпуклой буквы на твердом металле — пунсон. Пунсоном оттискивают в более

мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают

матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер.

Следующий этап — нахождение сплава, который обеспечивает одновременно

легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта,

выдерживающего многократное печатание.

Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ

изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла

делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они

вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица,

которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного

Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа

изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно

количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если

учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно 200 букв.

Для оборудования типографии требовался уже не пресс, а печатный станок и

наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались

буквы и знаки препинания.

Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и

крупные новшество в печатании—создание печатного станка. Печатный станок

Гутенберга крайне несложен — это простой деревянный винтовой пресс, который

целиком изготовляли из дерева, производительность его была небольшой.

Печатный стан, как механизм, передающий давление по винту от рукоятки есть

не что иное, как давильный пресс, применявшийся в виноделии или в

производстве набивной ткани. Технология изготовления матриц и отливки

шрифта напоминает технику зеркального производства той поры[6].

Иоганн Гутенберг воспроизводил механическим способом один лишь текст;

всевозможные украшения и иллюстрации рисовали в готовых оттисках от руки. В

1457 году Петер Шеффер (ок 1425 -1503) на страницах «Псалтыри» сумел

воспроизвести многокрасочные буквицы – инициалы и свой издательский знак.

Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и Гутенберг проходил

его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.

Заключение

Наиболее совершенными образцами европейского печатного ремесла до

Гутенберга были народные картины, нередко с несколькими строками текста,

который пояснял их содержание. Техника изготовления этих картин такова:

писцы-рисовальщики делали на деревянной доске, обычно грушевой, рисунок и

подписи. Все части доски, свободные от рисунка, углублялись вырезыванием, и

рисунок делался выпуклым. Доску покрывали краскою, налагали на нее лист

бумаги и притирали последний деревяшкой или костяшкой. Таким образом

получался оттиск.

С такими техническими средствами и так организованным процессом печатания

нечего было и думать о воспроизведении книг с обтекаемым текстом, ибо труд

вырезывания и печатаная был бы страшно длителен и дорог. Кроме того:

деревянный шрифт быстро снашивался при многократном тиснении. После

изготовления немногих экземпляров необходимо было начинать вновь тяжкий

труд вырезания текста на досках.

Преимущества книгопечатания по сравнению со всеми существующими ранее

способами передачи информации заключаются.

1. В значительном облегчении изготовления печатной формы, которая

составляется из заранее подготовленных технических элементов и деталей.

2. Возможность неоднократного повторного их использования.

3. Общее упрощение и облегчение всего процесса накопления и передачи

информации

Создателем европейской системы книгопечатания стал немецкий новатор Иоганн

Гутенберг (ок. 1399 - 1468). Именно он сумел найти наилучшие технические

формы воплощения идей, которые частично высказывались до него. Нет никаких

оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев и

корейцев, а, очевидно, пришел к решению проблемы подвижных литер

самостоятельным путем. Таким образом, заслуга Гутенберг сводится к

обобщению и систематизации существующих до него изобретений, воплотив на

практике идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же

совершенные образцы изданий.

Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно

разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло

процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и

рентабельность работы.

Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру

печатного процесса.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные

специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать, чем,

возможно, предугадал появление мануфактурных форм организации производства,

которые с XVII века должны были победить ремесло.

Ученики Гутенберга распространили по Европе печатание подвижными литерами.

От всех чрезвычайно многочисленных типографий, возникших еще в XV веке в

разных городах и странах, протягиваются незримые нити к единому

центру—майнцкой печатне мастера Иогана,—он и только он — истинный

родоначальник этого замечательного искусства.

Библиографический список

1. Проскуряков В. Иоган Гутенберг. М., 1933

2. Варбанец Н. В., Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М.,

1980

3. Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е., История книги, М., 1960

4. Немировский Е., Иоганн Гутенберг. М., 1992

5. Киселёв Н.П., Изобретение книгопечатания и первые типографии в Европе.

Исторический журнал № 9, 1940

6. Энциклопедический словарь. Педагогика-Пресс М., 1994

-----------------------

[1] Энциклопедический словарь. Педагогика-Пресс М., 1994

( Мартин Лютер - (1483-1546) - немецкий церковный реформатор, основатель

протестантской (лютеранской) церкви.

[2] Немировский Е.Л. Иоганн Гутенберг, М., 1992.

[3] Варбанец Н.В. Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М.,

1980.

[4] Варбанец Н. В., Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М.,

1980

[5] Варбанец Н. В., Йоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М.,

1980

[6] Проскуряков В. Иоган Гутенберг. М., 1933

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.