бесплатно рефераты
 

Денежные реформы в России от Петра Первого до С.Ю. Витте

Денежные реформы в России от Петра Первого до С.Ю. Витте

План.

1. Введение. Некоторые исторические аналогии. 3

2. Финансовая политика Петровской эпохи. 5

3. Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в. 9

4. Реформирование финансов Бунге и Вышнеградским. 13

5. Денежная реформа Витте. 21

6. Вывод. Итоги денежной реформы Витте. 26

7. Литература. 28

8. Введение. Некоторые исторические аналогии.

Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С.Ю.

Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных

социальных последствий. У нас ничего подобного пока никак не получается...

Сто лет разделяют нас, но сколько схожих проблем решались тогда и

сейчас! В конце прошлого века Россия, вывозившая за рубеж прежде всего

хлеб, столкнулась с падением мировых цен на зерно. И найти адекватную

замену экспорта страна практически не могла.

В конце века нынешнего мы с тревогой читаем о падении мировых цен на

нефть (а это- главный источник нашей экспортной выручки сегодня). И вновь

почти не имеем возможности предложить еще что-либо на мировом рынке. Россия

и тогда мучилась осознанием своей не очень почетной роли отсталого

поставщика сырья.

Стыд за наше технологическое отставание перешел по наследству и к нам.

В конце прошлого века Россия существенно реформировала систему

налогообложения. И тогда, и сейчас в критической ситуации, когда надо было

существенно повысить доходы бюджета, взоры правительства обратились на

доходы граждан. Доходных граждан и тогда, и сейчас в массе своей было

немного. Но именно они "вытаскивали" на своих плечах растущие доходы

бюджета. Тогда народ замучили акцизами на повседневное и необходимое --

керосин, табак, чай, кофе, спички. Сейчас нам предстоит платить немалые

налоги с продаж. Достаточно ощутим и подоходный налог.

Есть, конечно, и разница между временами теми и нашими. Реформаторы

конца ХХ века сначала довели своим налогообложением до разорения многие

отрасли промышленности. Сто лет назад все было наоборот.

Предприниматели платили очень невысокие налоги. Важнейшую роль в

экономике играло государство. Громадные деньги, прежде всего бюджетные,

уходили на строительство железных дорог, металлургических заводов и

текстильных фабрик. Нынешние олигархи воровали бюджетные деньги, занимаясь

прежде всего банковским бизнесом. Тогда тоже были свои олигархи, но они

увлекались строительством на бюджетные деньги заводов и фабрик.

Либеральные экономисты в конце прошлого века возмущались тем, что

правительство упорно обеспечивало льготными кредитами крупные помещичьи

хозяйства и прощало им долги. Либеральные экономисты в конце века нынешнего

ругают правительство за льготное кредитование "красных баронов"

(руководителей крупных сельхозпредприятий) и прощение все тех же долгов.

Помещики все равно обвиняли правительство в том, что оно не понимает нужд

аграрного сектора. Руководители современных сельхозпредприятий обвиняют

правительство в том же самом. Либералы прошлого требовали прекратить

печатание необеспеченных денег. Либералы сегодняшнего дня хотят того же.

Правые в тогдашней России обвиняли в кознях против российских финансов

западные банки и международный еврейский капитал. В таких же кознях, и все

тех же самых, обвиняют сегодня российские левые.

Обращаться к опыту прошлого всегда интересно. Безусловно, следует

помнить, что исторические параллели всегда условны. Но исторический опыт

бесценен...

Финансовая политика Петровской эпохи.

Наибольшего напряжения военные расходы России достигают при Петре

Великом. К расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы по созданию

флота. Без всякой системы отыскиваются способы и средства для

удовлетворения новых потребностей.

Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и

установил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских

полков, гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699

г.), табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источники

доставили уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г.,

а все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная война

принесла новое увеличение всех государственных расходов. В 1701 г. окладные

военные расходы равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в

1710 г. - 2 455 382 рубля.

Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру Западной

Европы, прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источник

доходов - регальные права. Значение монетной регалии сильно возрастает. В

1701 г. передел монеты дает правительству 791 729 рублей, в 1702 г. - 1 296

978 рублей, в 1703 г. - 738 647 рублей.

Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета -

был исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почти

вдвое, возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовое

положение правительства. Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатации

оброчных статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права на

угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной

собственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялые

дворы, частновладельческие мельницы, рыбные ловли. Затем начинается

усиленная монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем

и внешнем рынке. 1 января 1705 г. взята в казну продажа соли, причем соль

продавалась из казны вдвое дороже, чем поставляли ее подрядчики. 4 апреля

1705 г. сделана казенной монополией продажа табака.

В следующие годы (1707, 1709) к казенным товарам отнесены были также

деготь, коломаз, мел, рыбий жир, ворванное и квашенное сало, щетина. К

казенным товарам причислились также селитра, юфт, пенька, поташ, воск,

конопляное масло, льняное семя, клей, ревень, смола, икра - словом, чуть ли

не все важнейшие предметы отпускной торговли.

Только к концу своего царствования, убедившись в вредном влиянии

такого множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал

понемногу сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми

сборами). "Здешний двор - писал в 1706 г. Витворт - совсем превратился в

купеческий; не довольствуясь монополией на лучшие товары собственной

страны, например, смолу, поташ, ревень, клей и т. д., он захватывает теперь

иностранную торговлю. Купцам платят только за комиссию, а барыш принадлежит

казне, которая принимает и риск".

К этому же времени относится повышение питейного обложения,

установлением "поведерной пошлины", и таможенных сборов - учреждением

уравнительной пошлины на торговый оборот в селениях. Исчерпав все эти новые

ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямому

обложению, причем начало раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый

расход. Непрерывно возрастало количество различных "запросных" и неокладных

сборов, которые, по мере умножения, поступали все неисправнее.

В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые

сборы одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице -

"душе". 26 ноября 1718 г. он приказывает произвести поголовную перепись, а

11 января 1722 г. - сделать "раскладку на души мужского пола крестьян и

дворовых деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8

гривен с персоны"; с 1724 г. началось взимание нового налога. Подушная

подать, с присоединенной к ней оброчной четырехгривенной податью с

государственных крестьян и однодворцев и податью с гостинной сотни и

посадских по 1 рубль 20 копеек с души, должна была заменить все старые

сборы с дворового числа. Оклады старых прямых налогов не превышали 1,8

миллиона рублей; новый оклад подушной и оброчной подати приносил 4,6

миллиона рублей, т. е. заменяя их, давал огромный излишек в 2,8 миллиона

рублей, вследствие чего общий итог государственных доходов возвысился сразу

с 6 до 8 1/2 миллиона рублей.

В итоге финансовых мероприятий Петровской эпохи, развившей до высших

пределов напряжение платежных сил страны на службе государству, общий

доходный бюджет получил в последний год царствования (по росписи 1724 г.)

следующий вид:

Прямые налоги (подушные и ясак) - 4 731 051 рубль (55,5%).

Косвенные налоги - 2 128 622 рубля (24,9%).

Регалии (монетная, соляная и почтовая) - 895 187 рублей (10,5%).

Оброки с государственных имуществ и промысловые сборы регального

происхождения - 474 562 рубля (5,6%).

Пошлины - 150 065 рублей (1,8 %).

Сборы, не распределенные по рубрикам - 147 073 рубля (1,7%).

Итого - 8 526 560 рублей (100%).

Во главе финансового управления Петром поставлен был Сенат; для

заведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для

заведования расходами - Штатс-контор-коллегия или Штатс-контора, для

поверки счетов и отчетов - Ревизион-контора. Однако, новые учреждения не

объединили финансовое управление; в действительности сохранилось

специализирование сборов, с предназначением каждого из них для определенной

отрасли управления. Содержание армии шло из 4 404 842 рубля (по росписи на

1725 г.) подушных сборов; на расходы по флоту и гвардии предназначались все

остальные государственные сборы (питейные, таможенные и пр.) сорока

провинций (1 799 377 рублей); на общественные постройки шел соляной сбор

(поступавший в кабинет по окладу 662 118 рублей); дворцовые расходы

покрывались доходами дворцовых волостей и Рижской губернии (332 553 рубля);

расходы Иностранной коллегии происходили из прибыли денежных дворов; точно

также и остальные центральные учреждения должны были содержаться из

специально приписанных к ним доходов, обыкновенно так или иначе связанных с

их деятельностью.

При раздробленности финансового управления не могло возникнуть идеи о

необходимости мер к улучшению общего финансового положения страны, и все

заботы направлялись только на ближайшее удовлетворение потребностей каждого

отдельного ведомства. В местном управлении царил полный хаос, произвол и

злоупотребления. Податная система лежит почти целиком (прямые налоги,

питейный и соляной сбор) на низшем классе населения; расходный бюджет в

размере 2/3 идет на содержание армии и флота. Эти характерные черты

Петровской системы делаются надолго отличительными особенностями нашей

финансовой политики.

Денежная финансовая система России 18 – 19 в.в.

Вошедшие со времен Екатерины II в нашу финансовую систему бумажные

деньги чрезвычайно скоро приобрели весьма важное влияние на состояние

государственного хозяйства. Являясь легким ресурсом для покрытия дефицитов

и чрезвычайных нужд, выпуски бумажных денег, подобно прежней монетной

операции, постепенно обесценивают денежные знаки по мере их умножения,

вносят тем самым постоянно новые затруднения и колебания в государственные

доходы, и вызывают необходимость повышать налоги и прибегать к увеличению

государственных долгов. В конце царствования Екатерины II курс

ассигнационного рубля равнялся уже только 68 1/2 копейки металлической.

При императоре Павле I количество ассигнаций увеличилось еще на 50

миллионов рублей; курс колебался между 62 1/2 и 73 копейки. Непрестанные

дефициты в царствование Александра I , достигнувшие значительных размеров

под влиянием войн с Швецией, Турцией и Францией, требовали ежегодного

повышения государственных доходов, источником которого с самого начала были

избраны бумажные деньги. До 1805 выпуски их совершались в небольших

размерах, и курс рубля, повысившийся в 1802 г. до 80 копеек, понижался

очень медленно. Затем начались громадные выпуски ассигнаций: в 1805 г. на

31,5 миллиона рублей, в 1806 г. на 27 миллионов рублей, в 1807 г. на 63

миллиона рублей, в 1808 г. на 95 миллионов рублей, в 1809 г. на 55,8

миллиона рублей, в 1810 г. на 46,1 миллиона рублей, в 1812 г. на 64,5

миллиона рублей, в 1813 г. на 103,4 миллиона рублей, в 1814 г. на 48,8

миллиона рублей. Этому соответствовало страшное падение курса: в 1806 г. он

равнялся 67 1/2 копейки, 1807 г. - 53 3/4, в 1808 г. - 44 2/3, в 1809 г. -

43 1/3, в 1810 г. - 25 2/5, в 1814 г. - 20 копеек серебром.

В годы наиболее интенсивной борьбы с Наполеоном и вслед за ее

окончанием (1812 - 15) бумажных денег было выпущено на 244,5 миллионов

рублей, а между тем их действительная ценность (на серебро) едва достигала

57,6 миллионов рублей. Общее повышение налогов и введение новых в 1810 и

1812 годы, а также переложение всех сборов на ассигнации, не могли покрыть

даже убыли в действительной покупной силе поступлений, происходившей от

падения курса, вследствие чего неминуемо приходилось искусственно подавлять

всякое развитие государственных потребностей.

Несмотря на свой колоссально быстрый, по видимому, рост,

государственные расходы, в переводе на серебро или вовсе не увеличивались,

или даже сокращались. Расходы по армии и флоту, вместе с вновь возникшими,

после образования в 1817 г. комиссии погашения долгов, крупными расходами

на уплату государственного долга (55 - 60 миллионов рублей ежегодно),

поглощали большую часть средств казны. Бюджеты всех прочих ведомств

постоянно подвергались урезкам и находились в подавленном состоянии;

бюджет, например, Министерства народного просвещения, равнявшийся в 1804 г.

2 878 118 рублей, составлял в 1816 г. только 2 470 562 рубля, в 1817 г. - 3

091 792 рубля (т. е., в переводе на серебро, уменьшился в 2 1/4 раза);

бюджет Министерства юстиции поднялся за то же время с 2,6 миллиона рублей

до 3,2 миллиона рублей (т. е. в действительности уменьшился в 2 1/2 раза) и

т. д. Усиленной бережливостью, обусловленной сознанием крайнего напряжения

финансовых средств страны, объясняется, между прочим, и ничтожная сумма

чрезвычайных издержек войны с Наполеоном: она равнялась всего только 155

миллионов рублей (т. е. менее 40 миллионов рублей на серебро). Вызванное

усиленными выпусками ассигнаций расстройство денежной и финансовой системы

произвело такое впечатление на правительство, что оно решительно отказалось

прибегать вновь к этой операции.

С 1817 г. правительство приступило к уничтожению части ассигнаций,

общее количество которых сократилось с 836 миллионов рублей в 1817 г. до

595 776 310 рублей к 1823 г. и оставалось на этой сумме до превращения их,

путем девальвации, в кредитные билеты, в 1843 г. Невозможность покрывать

все дефициты одними выпусками бумажных денег и затем консолидация части

ассигнаций, вызвали заключение новых займов; к концу 1823 г.

консолидированный государственный долг составлял уже 672 миллиона рублей,

займы у банков - 78 миллионов рублей, так что вместе с ассигнациями,

признанными в 1810 г. государственным долгом, общая сумма последнего к

концу царствования Александра I равнялась 1345 миллионов рублей.

В царствование Александра I учреждены: Министерство финансов,

государственное казначейство (должность государственного казначея была

учреждена еще при Павле I), государственный контроль, комиссия погашения

долгов, повышены все налоги, сделан опыт установления временного

подоходного налога с помещичьих имений, учреждено казенное управление

винной торговлей, издано систематическое положение о гербовом сборе.

Значение подушных сборов в податной системе понизилось; в конце

царствования (1823) они составляли только 28,3% всех государственных

доходов. Заботы финансового управления в царствование Николая I были

направлены на внесение порядка в расстроенное Отечественной войной

государственное хозяйство - установление равновесия в бюджет, улучшение

отчетности, восстановление государственного кредита, упорядочение денежной

системы.

Первые 20 лет финансы находились под руководством Канкрина , с именем

которого связана честь восстановления благоустройства в государственном

кредите. Важнейшим его делом было водворение в стране металлического

обращения, посредством девальвации ассигнаций и замены их кредитными

билетами, разменными на звонкую монету (в 1843 г.). Он настаивал на крайней

бережливости в испрашивании и расходовании государственных средств; в 1836

г. образованы были даже особые комитеты для рассмотрения нормальных

расходов, которыми и была составлена нормальная роспись. Остановить

увеличение государственных расходов в период, переполненный военными

действиями, было, однако, невозможно; чрезвычайные потребности постоянно

порождали дефициты и новые финансовые затруднения. Чтобы выйти из них,

прибегали к обычным приемам - повышению старых налогов, учреждению новых и,

наконец, к государственному кредиту. Обращение к внешнему кредиту

совершалось с большой осторожностью, выпуск ассигнаций совсем не

практиковался; зато усиленно пользовались внутренним кредитом в виде

выпуска краткосрочных билетов государственного казначейства (серии,

созданные у нас Канкриным) и позаимствований у казенных кредитных

учреждений и комиссии погашения долгов.

Накануне отставки Канкрина государственный долг равнялся:

консолидированный - 862 миллиона рублей (возрос с 1723 г. на 703,5 миллиона

рублей), позаимствования у банков комиссии погашения долгов - 489,5

миллиона рублей (увеличились на 411,5 миллиона рублей), серии - 102

миллиона рублей, ассигнации - 595,8 миллиона рублей, всего 2049,5 миллиона

рублей ассигнациями. С уходом Канкрина дефициты снова начали расти,

затруднения в средствах увеличивались, пока, наконец, Крымская война не

вызвала финансового кризиса, заставившего опять прибегнуть к выпуску

бумажных денег.

Важнейшие из отдельных финансовых мероприятий царствования Николая I:

восстановление питейного откупа, установление табачного налога в

бандерольной форме и налога на свекловичный сахар, издание

покровительственного таможенного тарифа, устройство денежной системы

установлением серебряного рубля как основной денежной единицы (1839),

переложение государственных доходов и платежей на серебро (1840).

Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским.

Намеченные в царствование Александра II важнейшие улучшения финансовой

системы удалось более или менее удачно осуществить только в последующие

царствования. Призванный в мае 1881 г. к должности министра финансов бывший

киевский профессор Н.Х. Бунге старался осуществить следующую программу:

приведение в равновесие доходов с расходами, путем соблюдения самой строгой

и разумной экономии; улучшение податной системы, посредством более

справедливого распределения налогов, соответственно действительной

налогоспособности плательщиков; покровительство всем отраслям народного

производства, в нем нуждающимся; развитие прочного и легко доступного всем

классам общества кредита; улучшение денежной системы, без стеснения

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.