бесплатно рефераты
 

Д.И.Менделеев: не наукой единой

Д.И.Менделеев: не наукой единой

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории

РЕФЕРАТ

«Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ: НЕ НАУКОЙ ЕДИНОЙ»

ВЫПОЛНИЛ: студент 3-ХТ-5

Максимов М. А.

ПРИНЯЛ: Канд. истор.

наук,

доцент

Курятников В. Н.

САМАРА 2001

Оглавление

Основные этапы жизни 2

"Мастер чемоданных дел" 3

Общественная и промышленная деятельность Д. И. Менделеева 4

Д. И. Менделеев и Русское химическое общество 4

Д. И. Менделеев и высшее женское образование 6

Д. И. Менделеев и спиритизм 8

Мировоззрение 10

Литература 15

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

Родился 27 января 1834 г., Тобольск. Химик.

Умер 20 января 1907 г., С.-Петербург.

Член-корреспондент по разряду физических наук (химия)

Физико-математического отделения с 3 декабря 1876 г.

Основные этапы жизни

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-

энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев

обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял

конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал:

"Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из

сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и

явлений, сопровождающих такие превращения".

Он родился в 1834 году в Тобольске и был последним, семнадцатым по

счету ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича

Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Ко времени его рождения в семье

Менделеевых из детей осталось в живых два брата и пять сестер. Девять детей

умерли еще в младенческом возрасте, а троим из них родители даже не успели

дать имена.

Осенью 1841 года Дмитрий Менделеев со старшим братом поступил в

тобольскую гимназию. Он был принят в первый класс с условием, что пробудет

в нём 2 года, до наступления восьмилетнего возраста.

Весной 1849 года Менделеев закончил гимназию и отправился с матерью в

Москву - поступать в Казанский Университет. В зачислении ему отказали.

В педагогическом институте Петербурга набор студентов происходил раз

в два года, и осенью 1850 года приёма не было. Мать Менделеева подала

ходатайство в министерство с просьбой сделать исключение для её сына.

Менделеева приняли. Он был зачислен на физико-математический факультет.

Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге в педагогическом институте

вначале давалась нелегко. Ему пришлось догонять своих сокурсников и

самостоятельно изучать материал, который его коллеги прошли в первый год.

Огромное умственное напряжение негативно отразилось на его здоровье.

Продолжительные пребывания в больнице и постоянное нездоровье помешали

Менделееву догнать своих сокурсников. На первом курсе он умудрился по всем

предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Ему

пришлось повторить первые два года обучения. Но на старших курсах дело

пошло по-другому - среднегодовой балл Менделеева был равен четырем с

половиной (из пяти возможных). Вскоре преподаватели отметили его

исключительные способности. В студенческие годы Менделеев начал писать

краткие обзоры успехов науки, за которые получал небольшие гонорары -

единственные его доходы.

А. А. Воскресенский и профессор минералогии С. С. Куторга предложили

Менделееву разработать метод анализа минералов ортита и пироксена.

Результаты своей работы он изложил в статье "Химический анализ ортита из

Финляндии", опубликованной в 1854 году. Это был первый труд Менделеева, в

тот год закончившего институт.

В мае 1855 года Учёный совет присудил Менделееву титул "Старший

учитель" и наградил золотой медалью.

В Одессе Менделеева назначили преподавателем математики, физики и

естественных наук в гимназию при Ришельевском лицее. Много времени он

отдавал работе над диссертацией магистра.

За четыре года до открытия Периодического закона Д.И. Менделеев,

наконец, обрел спокойствие в семейных делах и уверенность в своих

действиях. В 1865 году он купил имение Боблово недалеко от Клина и получил

возможность заниматься агрохимией, которой тогда увлекался, и отдыхать там

с семьей каждое лето.

В 1867 году Менделеев стал заведовать кафедрой общей и неорганической

химии физико-математического факультета Петербургского университета, а в

конце года ему предоставили долгожданную университетскую квартиру. В мае

1868 года у Менделеевых родилась любимая дочь Ольга...

Жизнь не всегда была благосклонна к Менделееву: были в ней и разрыв с

невестой, и недоброжелательность коллег, неудачный брак и затем развод...

Два года (1880 и 1881) были очень тяжелыми в жизни Менделеева. В декабре

1880 года Петербургская академия наук отказала ему в избрании академиком:

"за" проголосовало девять, а "против" - десять академиков. Особенно

неблаговидную роль при этом сыграл секретарь академии некто Веселовский. Он

откровенно заявил: "Мы не хотим университетских. Если они и лучше нас, то

нам все-таки их не нужно".

В 1881 году с большим трудом был расторгнут брак Менделеева с первой

женой, совершенно не понимавшей мужа и упрекавшей его в отсутствии

внимания.

Я не буду останавливаться на научной деятельности Д. И. Менделеева,

так как всем известен его неоценимый вклад в области химии. Рассмотрим

несколько другие стороны его жизни. Вот несколько таких эпизодов.

"Мастер чемоданных дел"

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было

изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он

закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал

за спиной вопрос одного из покупателей:

- "Кто этот почтенный господин?"

- "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это

мастер чемоданных дел Менделеев".

В 1895 году Менделеев ослеп, но продолжал руководить Палатой мер и весов.

Деловые бумаги ему зачитывали вслух, распоряжения он диктовал секретарю, а

дома вслепую продолжал клеить чемоданы. Профессор И. В. Костенич за две

операции удалил катаракту, и вскоре зрение вернулось…

Общественная и промышленная деятельность Д. И. Менделеева

Д. И. Менделеев не был узким, кабинетным учёным, не замыкался только в

интересовавшие его вопросы науки и промышленности, не отмежовывался от

интересов окружающей жизни. Как гостеприимный хозяин, увлекательный

собеседник, он привлекал к себе людей из разных слоёв общества, легко сними

сближался, но ненавидел "аристократию", так как, по его мнению, она губила

Россию. Он был готов принять участие во всяком добром общественном

начинании, поддерживать связь со всем русским обществом. Он отзывался в

печати на многие выдающиеся явления русской жизни, читал публичные лекции

научного содержания и с благотворительной целью, жертвовал свой гонорар в

помощь недостаточной учащейся молодёжи. По возвращении из своих частых

заграничных поездок он устно или в печати сообщал товарищам по науке, а

иногда и широкой публике свои впечатления, последние новости науки и

техники, которые видел и слышал в чужих краях. Но, кроме этих мелких

общественных выступлений, Дмитрий Иванович не жалел ни времени, ни труда

для участия в важных общественных делах. Отметим три таких дела. Это прежде

всего - Русское химическое общество, затем - борьба за высшее женское

образование и борьба против распространения в русском обществе спиритизма.

Д. И. Менделеев и Русское химическое общество

В истории отечественной химии учреждение Русского химического общества

было весьма важным событием. Как в самом учреждении, так и в деятельности

Общества за первые 38 лет его существования Д. И. Менделеев играл виднейшую

роль.

Потребность в научном общении выявилась у русских химиков ещё в

середине 50-х годов 19 века. Химики Петербурга, вместе с другими учёными-

специалистами, образовали неофициальный кружок и регулярно собирались на

совещания, на которых докладывали о своих работах и заграничных научных

новостях.

К началу 60-х годов у нас в России народился уже целый ряд учёных

обществ, и в 1861 году начались разговоры об учреждении химического или

физико-химического общества.

Однако все эти предложения долгое время оставались на уровне

разговоров. Продолжались собрания химиков, которые с середины 60-х годов

чаще всего бывали у Д. И. Менделеева. К концу 60-х годов, когда изучение

химии не только в Петербурге, но и в других научных центрах России приняло

большие размеры и круг химиков значительно расширился, необходимость

общения почувствовалась ещё больше, чем прежде.

Большинство химиков высказались за открытие официального общества.

Затем этот вопрос вынесли на обсуждение в химическую секцию Первого Съезда

русских естествоиспытателей и врачей. Секция единогласно высказалась за

учреждение общества.

6 ноября 1868 года состоялось первое, организационное заседание

Русского химического общества при Петербургском университете. Председателем

общества был избран старейший и известнейший из русских химиков - профессор

Н. Н. Зинин.

Приступая к своей деятельности, Общество выразило признательность Д.

И. Менделееву и Н. А. Меншуткину за их труды по организации общества. С

первого же года своего существования Российское химическое общество стало

издавать свой журнал.

Общество быстро развивалось и завоёвывало известность. Это было вполне

понятно, если вспомнить, что в его журнале за первые же годы печатались

важнейшие работы А. М. Бутлерова и его школы, связанные с развитием теории

строения органических соединений, и работы Д. И. Менделеева о периодической

системе элементов.

В 1872 году по мысли Д. И. Менделеева химическое общество объединилось

с физическим в Русское физико-химическое общество с отделениями физики и

химии.

В истории Общества следует отметить конец 1880 года, когда Д. И.

Менделеев был заболлотирован на выборах в академики. С обидой и

негодованием встретили русские химики и всё русское общество

заболлотирование Менделеева, со всех сторон полетели в Химическое общество

телеграммы и письма с выражением сочувствия и глубочайшего уважения к

Дмитрию Ивановичу.

С 1883 года председателем Отделения химии был избран Д. И.

Менделеев. Он пробыл в этой должности до конца 1887 года и снял свою

кандидатуру на 1888 год, указывая на желательность смены председателей,

чтобы побольше членов ближе знакомились с делами Общества. С 1888 по 1891

годы эту должность занимал Н. Н. Бекетов, а с 1891 года до конца 1894 -

опять Д. И. Менделеев. С осени 1893 года, в связи с развивающимся

склерозом, у Д. И. начали повторяться горловые кровотечения. Это заставило

его быть очень осторожным. Поэтому он старался не выходить из дома по

вечерам и всё реже бывал в заседаниях Общества, хотя столь же внимательно и

живо следил за его деятельностью. Этим объясняется его отказ от

баллотировки на 1895 год.

Тогда Отделение химии, желая выразить Дмитрию Ивановичу своё глубокое

уважение и не лишиться его участия в Совете, единогласно избрало его своим

почётным председателем.

За время председательствования Дмитрия Ивановича Общество посылало

приветствия Немецкому химическому обществу ко дню его 25-летия, Лондонскому

химическому обществу ко дню его 50-летия.

Когда Дмитрий Иванович возвращался из поездок за границу или по

России, он всегда делился с химическим обществом своими впечатлениями. При

этом он сообщал не только научные, нои промышленные новости, например: об

открытии гелия, о новых способах получения металлического натрия,

цианистого калия, ортоплумбата кальция как материала для получения

кислорода. Он делился с Химическим обществом всем, что интересовало его

самого и, что могло интересовать Общество.

В заседании Отделения химии 1905 года вице-председатель А. А.

Яковкин указал отделению, что 17 августа того же года исполнилось 50 лет

службы Дмитрия Ивановича (с осени 1855 года он стал преподавателем в

Симферополе и в Одессе).

20 января 1907 года в 5 часов 20 минут утра Дмитрий Иванович Менделеев

скончался.

Для увековечения памяти Д. И. Менделеева Общество постановило навсегда

сохранить его имя в списке своих членов и учредило периодические

Менделеевские съезды, которые предложено было созывать каждые 3 года.

Д. И. Менделеев и высшее женское образование

При участии Д. И. Менделеева создалось в России и высшее женское

образование.

В старое время в России не было общедоступной женской школы.

Существовали закрытые институты только для дочерей дворян и чиновников.

Мать и сёстры Д. И. Менделеева не получили даже среднего систематического

образования. Этот недостаток сознавали прогрессивные педагоги того времени.

Даже в далёкой от столицы Тобольской гимназии были преподаватели, мечтавшие

об открытии женской гимназии. Эта мечта осуществилась лишь в конце 50-х

годов 19 века благодаря профессору Главного педагогического института,

учителю Дмитрия Ивановича, Николаю Алексеевичу Вышнеградскому.

В течение двух лет шли хлопоты о разрешении курсов, в устройстве

которых активное участие принимал Менделеев. Находясь в составе

профессоров, ходатайствующих об открытии курсов, он вырабатывал программы

лекций. Комиссия решила из-за затруднительного финансового положения

начинать не полный курс всех университетских предметов, а нескольких:

русскую историю - О. Ф. Миллер, анатомию человека - Ф. В. Овсянников,

ботанику (систематику) - А. Н. Бекетов, физиологию растений - А. С.

Фамицын, химию - Д. И. Менделеев, физику - Ф. Ф. Петрушевский.

В течение двух лет, пока шли хлопоты о разрешении курсов, время также

не терялось даром. Некоторые известные преподаватели читали лекции на

частных квартирах; а 1 апреля 1869 года благодаря энергии Солодовниковой

открылись в здании 5-й мужской гимназии "Аларчинские курсы". Это были курсы

подготовительные, более скромные; их цель заключалась в пополнении

образования лиц, окончивших женские гимназии, до уровня мужских.

Наконец курсы, после многих хлопот открылись в 1870 году, во

Владимирском уезде. Дело пошло хорошо. Слушателей сразу же набралось 767

человек. Менделеев читал на этих курсах из года в год, прерывая свои лекции

только при поездках за границу.

В 1875 году кружок лиц, стоявших близко к делу Владимирских курсов,

пришёл к сознанию, что они не удовлетворяют требованиям и потому

прогрессировать не могут; убедившись в то же время на опыте, что существуют

и потребность, и возможность правильно организовать высшие научные женские

курсы, он решил приостановить чтение лекций до более благоприятного

времени. В мае 1877 года курсы были закрыты.

Главной причиной закрытия Владимирских курсов считали отлив русских

женщин в заграничные высшие учебные заведения. А так как восприимчивая

женская молодёжь увлеклась там революционными идеями и затем способствовала

их распространению в России, то царское правительство сильно обеспокоилось.

В Департаменте народного просвещения по разряду женских учебных заведений

было заведено секретное дело "О мерах к прекращению прилива русских женщин

в Цюрихские университет и политехникум". Была образована особая комиссия,

которая должна была обсудить вопрос о мерах, вызываемых возрастающим

приливом русских женщин в Цюрихские университет и политехникум и

прискорбными явлениями, совершающихся в их среде.

Одновременно в печати началось распространение "гнусной клеветы" на

женскую учащуюся молодёжь за границей.

Министр граф Толстой, который с таким упорством противился открытию

женского университета в 1868 году, теперь под давлением обстоятельств,

должен был сам просить высочайшего разрешения на открытие высших женских

учебных заведений университетского типа. Однако в этом случае он старался

по возможности ограничить рамки будущих высших женских курсов. По проекту

комиссии 1873 года, несомненно, под его влиянием, предполагалось учредить

трёхлетние курсы только по историко-филологическим предметам, с

обязательным трёхлетним же курсом латинского языка.

Эта однобокая программа не прошла благодаря тому, что встретила очень

сильного противника в лице принца Петра Георгиевича Ольденбургского,

главноуправляющего 4-м отделением собственной его величества канцелярии. Он

подверг строгой критике весь проект комиссии, том числе и её предложение по

устройству высших женских училищ только в Петербурге и Москве.

Таким образом, 9 апреля 1876 года участь высшего женского образования

в России была решена в более разумной форме. Однако и тут у правительства

появилась боязнь ответственности за принятое решение ижелание переложить её

на других: курсы должны были носить частный характер, им предписывалось

называться: "курсы, учреждённые в таком-то городе, таким-то лицом", было

запрещено прибавлять к этому названию слова: "учреждение при таком-то

императорском университете".

В Петербурге, Москве, Казани, Ктеве и других русских интелегентных

центрах началось необыкновенное оживление; обращались к министру народного

просвещения за разрешением открыть высшие женские курсы. Они были открыты в

сентябре 1878 года в составе двух отделений: словесно-исторического и

физико-математического; последнее делилось на два естественное и

математическое.

Все лучшие силы Петербургского университета приняли деятельное участие

в преподавании на курсах. Д. И. Менделеев, обременённый множеством дел,

читал некоторые специальные курсы: земледельческой химии, редких металлов,

теоретической химии. В то же время он был одним из усердных жертвователей в

пользу "Общества для доставления средств высшим курсам". В феврале 1881

года он должен был временно прервать чтение лекций в связи с ухудшением

здоровья и заграничным отпуском.

После смерти А. М. Бутлерова в 1886/87 годах Дмитрий Иванович опять

читал "Лекции по теоретической химии". Эти лекции были записаны

стенографически, проверялись преподавателем И. В.

Богомольцем и изданы в виде литографированного курса.

Это был последний курс лекций Д. И. Менделеева, потому что в мае 1886

года состоялось распоряжение Министерства народного просвещения, которым

был прекращён приём слушательниц на Высшие женские курсы ввиду раамотрения

общего вопроса особой комиссией, учреждённой при министерстве.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.