бесплатно рефераты
 

«Человек тыла» его трудовая жизнь, культура и быт в тылу в годы Великой Отечественной войны ( 1941- 1945 гг.)

лет.[158]

Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь

омских театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила

Л.С.Самборская, был общепризнанным, одним из лучших областных драматических

театров. Народный артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский,

А.Ф.Теплов были особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В

театре шёл поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре

сохранились «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины»

А.Корнейчука. Развивая тему исторического величия русской армии, к 7 ноября

1941г. Театр сдал спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с

большим успехом шли «Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом»

Б.Лавренёва в постановке Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического

шли при переполненных залах. Часто они ставились специально для

призывников, для выздоравливающих раненых из госпиталей.

В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова,

эвакуированный из Москвы после того, как его здание было разрушено

бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в Омске немало творческих друзей и вплоть до

августа 1943 года работали вместе с нашим драматическим театром поочерёдно

– 3 дня в неделю шли спектакли вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил

немало масштабных спектаклей высокого патриотического звучания – «Фронт»

А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова, «Олеко Дундич» М.Канца и

А.Ржешевского.[159]

Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В

1942г. Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре

«Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром – постановщиком

спектакля «Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову

принадлежит авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по

А.Гайдару.

Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в

1942г. из фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его

спектаклях нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились

творческие встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге

эвакопунктах.

В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных

зрителей и театр кукол. Вписались в театральную семью города и

эвакуированный к нам Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы

Сталинградской оперетты. У каждого находился свой зритель, хотя работать

приходилось в трудных условиях – ТЮЗ сначала размещался в клубе им.

Лобкова, затем на некоторое время переехал в Тару, а когда вновь вернулся в

Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то оставил часть своей труппы

в приютившем его районном центре. Вокруг этой части труппы сформировался

самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший вплоть до

пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его

спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её

детища находили живой отклик у горожан.[160]

О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию

борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский

драматический» С.Яневская.

«В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру:

«Актёров тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с

бригадой отдела искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду

вошло семь человек.[161]

«Когда мы ехали на фронт, - говорил А.Ф.Теплов, - то не были уверены в

своей необходимости там. Идёт наступление, непрерывные бои изматывают

людей, им бы отдохнуть, а тут мы пожаловали. Как-то нас встретят? Но уже

первый концерт показал, насколько сильно мы заблуждались. Солдаты тянулись

к нам доверчиво и жадно, и хотелось отдать им всё, на что были

способны».[162]

Репертуар фронтовой бригады состоял из песен, танцев, водевилей,

юмористических рассказов. Теплов и Спроге вели парный конферанс и играли

скетчи «Рядовой Шульц», «Жених и папенька».

…За полтора месяца поездки было немало трогательных встреч с земляками.

Лишь приезжали в часть, сразу находились люди, встречавшие омичей

возгласами: «Наши приехали!» Понятие «наши» необычайно расширялось. Так их

называли все, кто имел малейшее отношение к Сибири. Слово «наши»

произносилось с такой теплотой и нежностью, словно артисты и солдаты жили

рядышком – дом к дому, окно в окно. И когда они вернулись домой и прошло

много времени, это душевное тепло людей фронта их грело – словно

прикоснулись к чему-то большому, надёжному и светлому…[163]

Спектакли, фронтовые бригады, концерты в госпиталях, у сельского

населения, в мобилизационных пунктах – так работал тогда весь советский

театр. И в том числе Омский драматический.

Сейчас трудно себе представить, что в городе, где рабочий день

продолжался 12-14 часов, а транспортные связи были очень ненадёжными, в

кинотеатрах всегда толпились люди. И пристойных мест показа было мало –

кинотеатры «Художественный», «Октябрь», сохранившиеся до сих пор, а также

деревянный «Гигант», что размещался в нынешнем сквере К.Лигети, «Луч». И

фильмов выпускалось в военную пору по 10-20 в год, но их смотрели по

нескольку раз. Особенно злободневными считались киносборники, спецвыпуски:

«Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы», «Ленинград в

борьбе», документальные фильмы «День войны», «Народный мститель»,

«Сталинград» и другие. Это были живые зарисовки с фронта, они привлекали

всеобщее тревожное внимание.

С неменьшим интересом шли зрители на художественные фильмы «Секретарь

райкома», в котором образ коммуниста-подпольщика с огромным мастерством был

раскрыт актёром В.Ваниным, «Она защищает Родину», где В.Марецкой удалось

создать подлинно героический образ партизанки Прасковьи, с болью в сердце

смотрели омские зрители фильм «Радуга» о жестокости фашистов на

оккупированных территориях, о мужестве и борьбе наших людей. В главной роли

партизанки Олены в нём зрители познакомились с актрисой Н.Ужвий.[164]

Особой теплотой и надёжностью веяло от фильмов о любви и фронтовой

дружбе. После картины «Два бойца» с популярным дуэтом Б.Андреева и

М.Бернеса песня «Тёмная ночь» звучала повсюду. Фильм по развёрнутому сюжету

известного стихотворения К.Симонова «Жди меня» с участием В.Серовой,

Б.Блинова, Л.Свердлина был у всех на устах. Вышедший в 1943г. «Воздушный

извозчик» благодаря обаянию М.Жарова – исполнителя главной мужской роли –

стал как бы рубежным фильмом, знаменующим скорую победу, так же как «В

шесть часов вечера после войны». Спросите наших ветеранов, живших в то

время в Омске, они обязательно вспомнят о том, как стояли в длинных

очередях за билетами, мёрзли в плохо отапливаемых кинозалах, но всё равно

по нескольку раз шли на свои любимые фильмы.

Своё достойное место заняло с первых дней войны изобразительное

искусство. Омское отделение Союза художников вело широкую выставочную

деятельность. Выставки устраивались в краеведческом музее, на промышленных

предприятиях, на призывных пунктах, агитплощадках города. Картины К.Белова,

Т.Козлова, В.Волкова и А.Оськина репродуцировались и в центральных

журналах.[165]

Боевым направлением в работе художников стал плакат. Известно, что

центральное издательство «Искусство» за годы войны выпустило около 1,5 тыс.

плакатов. Первый из них – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». У

многих в памяти остались плакаты «Родина – мать зовёт!», «Боец, спаси меня

от рабства!», «Вперёд! На Запад!» и другие. Листая газеты того времени,

дивишься изобретательности и мастерству карикатуристов. Но эти издания

доходили до Омска в ограниченных количествах, и местные художники стали

готовить свои военно-политические плакаты.

По сводкам Информбюро готовились специальные Окна ТАСС с картами

передвижения наших войск, краткими описаниями боевых и трудовых подвигов,

карикатурами на фашистов. В связи с тем, что полиграфическая база была

недостаточной, часто местные издания выходили рукописными и тиражировались,

что называется, «под копирку». На агитпунктах, в витринах магазинов они

выставлялись по нескольку раз в неделю, и около них всегда толпились люди.

Мне удалось коротко рассказать, почти перечислить, как в годы Великой

Отечественной войны омичи искали душевного отдохновения, черпали надежду в

музыке и песне, в театре и кино, в изобразительном искусстве.

Нет, не молчали музы на войне.

Заключение.

В 2003 году исполняется 58 лет со дня Победы Советского Союза над

фашистской Германией. На мой взгляд, не многие среди нас придают должное

значение этому событию. Ещё меньше тех, кто вообще задумывается над тем,

какова роль этого события в истории. Но всё-таки есть такие, кто хочет

знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1941 – 1945 годах,

как это было на самом деле.

Год за годом, из поколения в поколение, вновь и вновь оживая в памяти

народной, творцы Победы постоянно будут рядом с потомками своими, и слава

их деяний и подвигов будет вечно осенять Россию ореолом гордого величия.

Священное пламя вечного огня славы полыхает незаживающей болью в

народной памяти. Память о чудо-богатырях, шагнувших в бессмертие, будет

жить из рода в род, из века в век. Она вечна, как сама жизнь.

Такой народ, такую страну враг победить не мог.[166]

Победа Советского народа в Великой Отечественной войне имела всемирно-

историческое значение. Были защищены социалистические завоевания. Советский

народ внёс решающий вклад в разгром гитлеровской Германии. Сражалась вся

страна – сражался фронт, сражался тыл, которые полностью выполнили стоявшую

перед ними задачу. Победа СССР в войне с фашизмом явилась убедительной

демонстрацией возможностей планово управляемого социалистического народного

хозяйства. Его регулирование обеспечило максимальную мобилизацию и наиболее

рациональное использование всех видов ресурсов в интересах фронта. Эти

преимущества были помножены на существовавшие в обществе единство

политических и экономических интересов, высокую сознательность и патриотизм

рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции, всех

наций и народностей, сплочённых вокруг Коммунистической партии.[167]

Перевод народного хозяйства на рельсы военной экономики коренным

образом изменили привычный уклад жизни населения в тылу. На советскую землю

вместо растущего благосостояния пришли постоянные спутники войны –

материальные лишения, бытовые невзгоды.

Обозначился перелом в сознании людей. Весть о начале наступления под

Сталинградом была встречена грандиозным ликованием всей страны. Прежние

чувства тревоги и беспокойства сменились уверенностью в конечной победе,

хотя противник находился еще глубоко в пределах СССР и путь к ней казался

не близким. Общий настрой на победу стал важным психологическим фактором в

жизни фронта и тыла.

Снабдить войска продуктами питания, накормить население в тылу,

дать промышленности сырьё и помочь государству создать в стране устойчивые

резервы хлеба и продовольствия – таковы были требования, предъявленные

войной к сельскому хозяйству. Советской деревне пришлось решать столь

сложные экономические задачи в исключительно трудных и неблагоприятных

условиях. Война оторвала от мирного труда наиболее трудоспособную и

квалифицированную часть тружеников села. Для нужд фронта понадобилось

большое число тракторов, автомашин, лошадей, что значительно ослабило

материально-техническую базу сельского хозяйства.

Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс своим

самоотверженным трудом обеспечил действующую армию всем необходимым и в

достаточном количестве.[168]

Исходя из проведённых исследований, можно заключить, что в годы Великой

Отечественной войны Омская область превратилась в один из крупных центров

страны, здесь нашли приют не только рабочие эвакуированных предприятий,

учащаяся молодёжь, дети, но и тысячи раненых и больных.

Чёткая работа тружеников промышленного Омска сыграла решающую роль в

победе.

Документы свидетельствуют о том, что крестьянство Исилькульского района

Омской области в годы войны, проявив стойкость, самопожертвование, трудовой

подвиг, обеспечивало фронт и тыл всем необходимым. Труженики сельского

хозяйства делали всё, что было в их силах, во имя победы над врагом.

В военные годы работники культуры чётко понимали свои задачи, предельно

ответственно относились к возложенной на них миссии. Их творческий труд

вдохновлял тыловиков, помогал мобилизации сил людей в тылу, работавших без

устали, веривших, что своим трудом они приближают День Победы.

Таким образом, история нашего края непосредственно вплетается в историю

Великой Отечественной войны.

У подавляющего большинства, если не у всего советского народа, не было

сомнений в победе над врагом, ему были свойственны высокие патриотические

чувства, настроения, устремления. Но отношение к действительности не было

однозначным. Здесь сказывались не только атмосфера страха, присущая тому

времени, но и уровень общей культуры, наличие информации, характер

воспитания, гражданская позиция, прочие факторы.[169]

Вместе с ростом самосознания и гражданской ответственности у

людей росла внутренняя независимость и гражданская смелость, наблюдалось

желание самостоятельно осмыслить происходящее. Народ в годы войны

почувствовал себя ответственным за судьбу отечества, обрёл свободомыслие.

Новое качество народного самосознания подрывало режим сталинщины морально.

Этот процесс был вызван к жизни и в то же время ограничен

экстремальными военными условиями.

Стиль жизни «в прошлом» содержал позитивную оценку всякой незыблемости

устоев, заданности их объективным ходом истории, несокрушимой верой в

правильность принимаемых решений.

Именно стабильность и прочность воспринимались как норма, а всякое

расшатывание их как опасное отклонение от этой нормы. Жизненная ориентация

личности была связана не с преобразованием, тем более в масштабах всего

общества, а, напротив, с его абсолютной устойчивостью и

непоколебимостью.[170]

В годы войны все боялись – и это казалось естественным, потому что

страх – чувство, с которым люди рождаются и живут каждый день. Тогда в годы

войны всё привычное, нормальное, человеческое валилось, разрушалось. Страх

перед углубляющимся продовольственным кризисом.

Населению СССР годами внушалась мысль, что оно должно идти на

всевозможные жертвы ради укрепления обороноспособности страны. И оно на эти

жертвы шло.[171]

Население СССР жило крайне трудно на протяжении четверти века, с

небольшим перерывом – отдыхом от НЭПа до начала коллективизации. Народ

привык к лишениям, к тому, чтобы недоедать, недосыпать, иметь плохое жильё.

Поэтому он смог перенести такие невзгоды военных лет, которые не перенёс бы

ни один народ западной культуры.

Массовое сознание – явление чрезвычайно сложное и противоречивое, в нём

переплетаются элементы социальной психологии, нравственные и

мировоззренческие установки. При этом оно представляет собой синтез

явлений, уходящий корнями в традиции, обыденную жизнь людей с

идеологическими установками, целенаправленно формирующимися структурами

власти. В полной мере это относится к сознанию людей в период Великой

Отечественной войны, в том числе работников тыла.

В самые тяжёлые времена советские воины были уверены в безраздельной

поддержке тыла, в том, что в них верят и ждут победу, и ценой своей жизни

готовы были оправдать это доверие. В свою очередь, героизм воинов

вдохновлял тружеников тыла на высокие достижения в производстве и сельском

хозяйстве. Укреплению этой взаимосвязи способствовали обмен делегациями

воинов, рабочих, колхозников и шефство трудовых коллективов над боевыми

соединениями, и неиссякаемый поток писем с передовой на восток и с востока

на передовую, писем, из которых черпали взаимную поддержку и веру не только

родные, но и нередко незнакомые люди. Вообще все трудились тогда

самоотверженно. На возраст скидки не делалось. Речь шла о защите Родины, о

разгроме ненавистного врага, все понимали, что «без прочного тыла нет

победы на фронте».[172]

Массовый героизм, проявленный в годы войны, не мог быть случайным. В

основе – вековые традиции русского народа – защищать Отечество, готовность

к ратной службе. Тысячелетиями формировались эти традиции, и поколение тех,

кто сокрушил сильнейшего врага в 1941-1945 годах, с детства впитывало их.

Среди защитников Родины были и обиженные в своё время властями. Но все

твёрдо знали, что Отечество надо защищать, оставляя в стороне личные обиды.

Библиография.

Список использованной литературы:

1. Алиева Ф.Г. День добра. - М., 1982.

2. Алещенко Н.М. Во имя победы. - М., 1985.

3. Антонян М.О. Труженики тыла в Великой Отечественной войне. - М., 1960.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1985.

5. Акулов М.Р. Промышленное развитие Сибири в годы Великой Отечественной

войны. - Ставрополь, 1967.

6. Анисков В.Г. Колхозное крестьянство Сибири и Дальнего Востока – фронту

1941-1945. - Барнаул, 1966.

7. Анисков В.Т. Жертвенный подвиг деревни: Крестьянство Сибири в годы

Великой Отечественной войны. - Новосибирск, 1993.

8. Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны.

- М., 1970.

9. Асеева Л.П. Кедровый верховод. - М., 1982.

10. Беликов А.М. Тыл куёт победу. - М., 1965.

11. Бородкин Ю.С. Кологривский волок. - М., 1981.

12. Брежнев Л.И. 50 лет великих побед социализма. - М., 1967.

13. Бударин М.Е., Самосудов В.М. Очерки истории Омской организации КПСС. -

М., 1975.

14. Буренко С. Сибирь в дни Отечественной войны. - Л., 1943.

15. Булаева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М., 1967.

16. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984.

17. Васильев Ю.А. Сибирский арсенал: Деятельность партийных организаций

Сибири по развитию промышленности в период Великой Отечественной войны.

1941-1945. - Свердловск, 1965.

18. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч.:

В 2 т. - М., 1982. – Т. 1.

19. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной

войны. - М., 1948.

20. Всё для фронта. /Под общ. ред. Н.В. Свиридова. - М., 1989. - Т.9.

21. Война, народ, победа. Статьи. Очерки. Воспоминания. - В 4 т. - М.,

1984. - Т.1,2,4.

22. Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. /Под общ. ред.

П.Н.Бабылёва. - М., 1984.

23. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945г.г. Краткая

история. - М., 1970.

24. Всемирно-историческая победа советского народа 1941-1945г.г. - М.,

1971.

25. Вторая мировая война и послевоенное устройство мира. - Омск, 1999.

26. Васильев Ю.А. Сибирский арсенал. – Свердловск, 1965.

27. Геллер М., Некрич А. История России 1917 – 1995. В 4 т. – М., 1996. –

т. 1, 2.

28. Годы великой битвы. - М., 1958.

29. Докучаев Г.А. Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.