бесплатно рефераты
 

Цивилизации. От Руси к России. XVII век: Люди и время, смута. Эпоха Петра Великого...

предполагали понятие свободы, автономии. Эти процессы наиболее ярко были

выражены на крайнем западе Европы. В центре же, где расселены германские

племена, господствовала средневековая традиция: сюда позднее пришло

христианство, длительное время сохранялись племенные объединения и т.д.

Древнерусское общество демонстрировало тенденции, характерные для

становления современной европейской цивилизации. Киевское государство

строилось на основе западного института вассалитета, который предоставлял

вассалу определенную автономию. Главой государства являлся великий князь,

который происходил из рода Рюриковичей. Киевские великие князья, начиная с

Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), имели высокий титул "цесаря", то есть

императора. Цесарей в тогдашней Европе было три: император Византии, цесарь

Священной Римской империи (на германской основе) и цесарь Руси. Высший слой

общества составляли бояре, которые являлись вассалами князя, обязанными

служить в его войске. Но одновременно они являлись хозяевами на "своей"

территории, имея в свою очередь вассалов менее знатных. За боярами

признавалось право отъезда к другому сюзерену. Боярство образовывалось

двумя путями. С одной стороны -это родовая и племенная знать, перешедшая на

определенном этапе в общегосударственную элиту. С другой - верхушка

княжеской дружины, "смысленные мужи" княжеского окружения.

При великом князе существовал высший совет — Боярская дума,

Она носила совещательный характер и состояла из членов дружины,

знати, представителей городов, иногда духовенства. Боярская дума

не имела постоянного состава и собиралась по мере надобности.

Она символизировала права и автономию вассалов. На заседаниях

бояре нередко пытались удержать не в меру пылкого князя от

усобицы. А в случае необходимости и угрожали князьям. Боярская

дума обладала правом "уеЮ". В этих условиях сильная княжеская

власть сложиться не могла. Сущность взаимоотношений была такова.

Князь управляет землями, заботится о правосудии и законности,

защищает от врагов, но обязан считаться с интересами земель,

которые представляют бояре. Владимир Мономах был тем князем,

который умел мудро сочетать интересы власти и интересы земель.

б полной государственной консолидации Древней Руси говорить нет

оснований. Ее части сохраняли родоплеменные границы. С ростом территории в

конце Х века Владимир Креститель ввел деление государства на уделы.

Первоначально было создано 6 уделов, центрами которых стали Новгород,

Полоцк, Туров, Ростов, Муром и далекая Тмутаракань. Удельными князьями

стали сыновья Владимира, оставаясь вассалами великого князя. Постепенно

число уделов росло, стирались родоплеменные границы, а также ярко

выраженное родство удельных князей, но все же все они были из рода

Рюриковичей. Главную и широкую основу для вхождения в европейское

сообщество создавало, конечно, принятие христианства. Крещение Руси стало

важным и во многом переломным рубежом. Христианство стало проникать в

восточно-славянские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит

начало христианизации к I в. н.э. В летописях упоминается хождение брата

апостола Петра Андрея Первозванного на Русь. Занимаясь миссионерской

деятельностью, он попал на Киевские горы и предсказал возникновение здесь

великого христианского государства. Однако серьезные историки считают этот

эпизод легендой, которая появилась в летописи под давлением церковных

деятелей. Христиа-низацияславян в масштабах, заметных для историка,

началась с VIII в., во второй половине IX в. этот процесс обрел четкие

очертания и происходил, видимо, под влиянием, прежде всего, Болгарии,

христианизация которой развернулась также в IX в. Христиане были среди

дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. Однако официальной

датой крещения Руси принято считать 988 г. Киевский князь Владимир долго

упорстовал в язычестве. Однако, собравшись жениться на греческой принцессе

Анне, сестре византийских императоров, он принял крещение в Корсуне

(Севастополе). Вернувшись в Киев, он крестил его жителей. Такова летописная

версия. В 990 г. не без сопротивления был крещен Новгород. Затем

христианство распространилось другим городам и весям.

В учебниках, литературе советского периода делался упор на

насильственный характер крещения. Насилие, действительно, применялось

широко. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем.

Однако посмотрим на это с другой стороны. Смена духовных и нравственных

приоритетов - это глубокая революция во всех сферах жизни. Этот процесс не

мог быть простым и легким. На смену жизнелюбивому, оптимистическому

язычеству шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения

нравственных принципов. Принятие христианства означало изменение всего

строя жизни: от семейных отношений до общественных установлении. Посмотрим

на простом примере, какие глубокие изменения несла новая религия. Язычество

не возбраняло многоженство. У великого князя Владимира в языческие времена

было, по сведениям летописи, пять жен и несметное число наложниц ("триста в

Белгороде, двести в Берестове..." и т.д.). Конечно, рядовой труженик не мог

содержать такое число жен как великий князь, но не в этом дело. Теперь

предлагалось перейти к другим основам жизни. Семью христианство

рассматривает как священный религиозный союз мужчины и женщины, которые

связаны взаимными обязательствами на всю жизнь. Многоженство категорически

исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они

рождены в браке, освященном церковью. На этом примере видно что принятие

христианства было глубокой революцией во всех сферах жизни. И она не могла

пройти без борьбы.

Надо представлять, что языческая культура допускала жестокость во всех

сферах жизни как норму. Убийство любимой жены или наложницы по смерти

хозяина было обычным делом. Политическая культура также отражала эти

традиции. Один пример: последний князь-язычник Святослав, потерпев неудачу

в балканском походе, в порядке мести приказал посадить на кол (это

мучительная смерть) 20 тысяч пленных болгар. Христианство принесло

смягчение нравов, общую гуманизацию жизни. Утверждалась традиция

милосердия.

Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Это

было ее внутреннее дело, и она сама делала выбор. Большинство ее западных

соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев.

Христианство утвердилось на Руси в основном за 100 лет. Это короткий срок

для такого кардинального перелома. Щвеции понадобилось 250 лет для принятия

христианства, Норвегии - 150 лет. Христианство создавало широкую основу для

объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на

основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между

русами и славянами, между разными племенами славян. Всех объединила общая

духовная основа. Христианство было принято в восточном, византииском

варианте. Позднее оно получило название православия, то есть истинной веры.

Принятие христианства означало включение' Руси в европейский христианский

мир. С этого времени Русь, а за ней и Россия, считала себя частью

христианского мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала

себя с ним

Христианский выбор, сделанный древними русскими тысячу лет назад,

оказал большое влияние на все стороны жизни современных русских. П.Сорокин

отмечал: "Основные черты русского сознания и все компоненты русской

культуры и социальной организации, а также всей системы основных ценностей

представляли собой... воплощение положений христианской религии"6. Принятие

новой религии помогло установить прочные политические, торговые, культурные

связи со многими христианскими странами. Появились первые русские монеты.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства-

Сразу после принятия христианства в стране появились первые школы, в

которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Они возникали

при монастырях, учениками были и мальчики, и девочки.

При этом следует иметь в виду, что Древняя Русь особой религиозностью

не отличалась. Древнерусское общество во многом было светским. В городах

посадские люди с удовольствием участвовали в игрищах, поощряли скоморохов.

Создавалась сатирическая поэзия — острое оружие в борьбе против попыток

церкви подчинить общество. Рождались идеи еретиков, которые критиковали

ортодоксальное христианство. Отношение к еретикам было мягкое, хотя

некоторые из них поднимали голос не только против церкви, но и против Бога.

Все это свидетельствует, что общество восприняло христианские духовные и

нравственные ориентиры, но общественное сознание не было поглощено

религией.

Однако то, что христианство было принято в восточном варианте, имело

и несколько иные последствия, хотя сказались они. не сразу, а проявились в

отдаленной исторической перспективе. Христианство возникло как единая

вселенская церковь. Главным ее центром с I в. н.э. считался Рим. В IV в. в

результате распада Римской империи появилась Византия, которая также

претендовала на роль центра христианства (на се территории были важнейшие

христианские святыни). Это соперничество не было внешним, на самом деле уже

в VIII в. оформились два направления в христианстве: западное - во главе с

Римским Папой, и восточное - во главе с Кбнстантинопольским Патриархом. С

течением времени нарастали различия в церковной догматике, в организации

церкви, в богослужении. Западное христианство менялось, восточное

провозгласило верность древности, неизменность христианских идеалов (отсюда

православие — правильная вера). Окончательный раскол на православие и

католичество произошел в XI в.

В православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея

прогресса. Первоначально христианский символ веры был сформулирован на

основе Евангелий (Новый Завет). В дальнейшем западное христианство

расширяло символ веры. Русское православие длительное время

ориентировалось, прежде всего, на Евангелия, а идея прогресса наиболее ярко

выражена в Ветхом Завете. Религиозные деятели, приверженные классическому

русскому православию, постоянно подчеркивали это различие. Архимандрит

Иларион (Троицкий) писал: "Идеал православия есть не прогресс, а

преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого

слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет

говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а

вверх, к небу к Богу"7. Во времена Киевской Руси это различие не имело

существенного значения (окончательного разделения христианства на два

направления еще не произошло). Но по мере того, как Европа ускоряла темп

развития, ориентация православия на иное понимание целей жизни сказывалось

существенно. Установка в общественном сознании на преобразующую

деятельность была сильной на первых этапах истории, но она была

трансформирована под влиянием православия. Русское православие

ориентировало человека на духовное преображение, стимулировало стремление к

самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это

способствовало появлению такого феномена, неизвестного западному

христианскому миру, как духовность. Но при этом православие не давало

стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения

реальной жизни людей.

Православная церковь на Руси являлась митрополией Константинопольского

Патриархата. Стремясь укрепить влияние Византии, Патриарх присылал на

митрополичий престол в Киеве греков. Князь Ярослав Мудрый, желая оградить

независимость государства, в том числе и духовную, в 1051 г. поставил во

главе церкви "русина" Илариона, который был выдающимся религиозным

философом. Влияние Византии во всех сферах: культурной, политической,

духовной, было плодотворным. Однако ориентация на Византию имела и другие

стороны. Восточная патристика, восточное монашество через византийское

посредничество принесли на Русь сильную тягу к философии интуитивного,

иррационального, мистического характера, которая отличалась большей

созерцательностью и меньшей прагматической активностью, нежели западная.

Влияние Византии означало также отторженность от латинства, от греко-

римского наследия. Представлявшие византийское христианство на Руси

проповедники, монахи, иконописцы противостояли влиянию античности, клеймили

латинство. Максим Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей

на русский язык. Он считал, что это может оказать вредное влияние, нанести

ущерб истинному христианству. Особенной хуле, как ни странно, подвергалась

эллинская литература, которая вообще не имела отношения к христианству.

Разумеется, полностью отрезанной от античного наследия Русь не была.

Вторичное влияние эллинизма сказывалось через византийскую культуру,

которая многое из него вобрала. Греческие колонии в Причерноморье оставили

свой след. В Древней Руси был велик интерес к античной философии.

Сохранились сборники античных авторов, например, "Пчела", были известны

сочинения Демокрита. Однако это была лишь слабая ниточка, связывавшая

Древнюю Русь с античным миром. В первичном варианте античное наследие

усвоить России не удалось. У нее не было того первоначального капитала,

который получила современная европейская цивилизация, воспринявшая античное

наследие.

С принятием христианства язычество не утратило в русских землях своей

перспективы. Оно органично слилось л. христианством. Домовые, лесовики,

русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Христианские

праздники совместились с языческими. Особенно яркий пример — масленица, в

которой христианские молебны соседствуют с языческим карнавалом. Русский

культ Богородицы, опоэтизированный в древних иконах, родился как синтез

христианской девы Марии и славянского женского культа Мать-сыра-земля.

Древнерусское общество строилось на принципах коллективизма. Основной

ячейкой общественного устройства была община. Наибольшее значение имели

родовые корпорации знати и территориальные общины свободных крестьян.

Родовые корпорации знати строились на принципах кровного родства. Главой

общины был старший в роде. Это была община крупных земельных собственников

(вотчина). Обрабатывали землю и обслуживали знать рабы и полусвободные.

Рабство в Древней Руси не было масштабным (главная добыча в военных походах

- военнопленные, которые становились рабами) и носило патриархальный

характер (рабы считались членами семьи). Вотчина, основанная на рабском

труде, не играла существенной роли в экономике.

Территориальная община свободных крестьян (вервь, мир) была основана

на коллективной форме собственности. Это замкнутая социальная система,

организующая все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую,

культурную. Она многофункциональна, базировалась на принципах

уравнительности. Ее внутренняя жизнь строилась на основе прямой демократии

(выборность старейшин, коллективное принятие решений). Каждая община

владела определенной территорией. Все владения делились на общественные и

личные. В общественном пользовании находились земля, луга, водоемы,

промысловые угодья и т.п. Пахотные земли и покосы подлежали разделу между

членами общины (в пользование). В рамках общины важную роль играла община

семейная — большая семья из нескольких поколений.

Кроме того, функционировали общины ремесленников: кожевенников,

кузнецов и т.д. Церковная община объединяла всех верующих (и знать, и

простых земледельцев).

Во времена Киевской Руси развитие шло динамично. Уже в XI -XII вв.

развернулся процесс классообразования на основе выделения частной

собственности. Крупная собственность выделилась в XI в.:

церковная, княжеская, боярская. Но все же процессы классообразования,

по сравнению с Западной Европой того времени, выражены слабее. В западном

понимании частной собственности еще не существовало, были только права

владения. Купля-продажа земли как важнейший признак утверждения частной

собственности начала проявляться в XIIв.

Классообразование не зашло далеко. В целом, в период Киевского

государства существовала коллективистская структура общества. Она

формировала соответствующую ментальность: стремление к коллективизму,

уравнительным принципам социальной справедливости. Община играла

колоссальную роль в жизни человека. Если в силу каких-то причин он

оказывался за пределами общины, то терял социальную защиту и превращался в

изгоя. Общинность сказывалась и на характере власти, определяла принципы ее

наследования. Носителем верховной власти являлся не князь как таковой, а

княжеский род. Каждый князь был лишь временным владельцем власти, которая

передавалась по принципу - старший в роде. После смерти князя на престол

садился не обязательно его сын, а старший в роде, чаще всего, брат. Потере

разрастания рода Рюриковичей определение старшего в роде становилось все

более проблематичным и разрешалось с помощью военной силы (междоусобицы).

В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства

-коллективного общинного управления. Можно назвать его вечевым идеалом.

Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем (ни в

восточном варианте, ни в западном). Государство строилось, в буквальном

смысле, на принципах общественного договора. Приезжая в ту или иную

волость, князь должен был заключить "ряд" - договор с народным собранием

(вече). А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной

блюсти интересы общества, коллектива. Государственное устройство держалось

на договоре земель и княжеской власти, который предусматривал взаимные

обязательства. Народное вече обладало большими правами. Оно ведало

вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом),

финансовыми и земельными ресурсами волости, санкционировало денежные сборы,

входило в обсуждение законодательства, смещало администрацию и т.д. Состав

вече - демократический.

Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его

подчинения. С помощью вече народ влиял в XI - начале XIII вв. на ход

общественно-политической жизни.

Западная цивилизация – это городская цивилизация. Древняя Русь »

развивалась в этом же русле. Ее столица - Киев — представляла собой большой

культурный город с прекрасными деревянными и каменными храмами, палатами,

со школами и книгохранилищами, с развитой торговлей и ремеслами. Кроме

Киева, существовал еще ряд культурных центров, где городская жизнь была

даже оживленнее, чем на Западе. Скандинавские саги называли Русь "страной

городов". Но роль городов была несколько иной, чем в Европе. Там город —

центр торговли, ремесла, культуры. На Руси город являлся политическим

центром, к которому тяготела округа. Это был город-государство. Жизнь

древних русских была организована на демократических началах, более

демократических, чем в Западной Европе. Демократия по типу была близка к

античной, к демократии античных городов-полисов. Так же, как в античности,

демократия носила ограниченный характер. Из ее сферы были исключены женщины

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.