бесплатно рефераты
 

Божества древних славян

Божества древних славян

1.

По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и

Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и Восточной Европе

от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера

Балканского полуострова происходило разделение славянской мифологии и

обособление местных вариантов, долго сохранявших основные характеристики

общеславянской мифологии.

Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-

мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации

славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии

на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников.

Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые

хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или

латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских

племен), поучения против язычества ("Слова") и летописи. Ценные сведения

содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, 6 в.) и

географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов.

Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и

этнографические собрания, а так же языковые данные (отдельные мотивы,

мифологические персонажи и предметы). Все эти данные относятся в основном к

эпохам, следовавшим за праславянской, и содержат лишь отдельные фрагменты

общеславянской мифологии. Хронологически совпадают с праславянским периодом

данные археологии по ритуалам, святилищам (храмы балтийских славян в

Арконе, Перыне под Новгородом и др.), отдельные изображения (Збручский идол

и д.р.).

Особого рода источник для реконструкции славянских мифов — сравнительно-

историческое сопоставление с другими индоевропейскими мифологическими

системами, в первую очередь с мифологией балтийских племен, отличающихся

особой архаичностью. Это сопоставление позволяет выявить индоевропейские

истоки славянской мифологии и целого ряда ее персонажей с их именами и

атрибутами, в том числе основного мифа славянской мифологии о поединке бога

грозы с его демоническим противником. Индоевропейские параллели позволяют

отделить архаические элементы от позднейших инноваций, влияний иранской,

германской и других евразийских мифологий, позднее — христианства, заметно

изменивших славянскую мифологию.[1]

До принятия Русью христианства в 988 году (а некоторыми славянскими

государствами немного раньше), главной религией славян была древняя религия

языческих божеств. Естественно, первобытная сущность тех культов была

далека от отточенной идеи христианства о божественном происхождении всего

сущего, однако, христианство по своей сущности очень близко подходило к

языческим верованиям славян.

Существует определенное развитие во времени истории славянских верований.

1. Первоначально славяне приносили жертвы Упырям и Берегиням.

2. Затем они "начали трапезу ставити" (тоже приносить жертву Роду и

Роженицам - Ладе и Леле. )

3. Впоследствии славяне стали молиться главным образом Перуну, впрочем

сохраняя веру и в других богов.[2]

2.

1а.

Упыри - это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло.

Берегини же, связанные со словом "беречь", "оберегать", - добрые,

помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы, деление ее на доброе

и злое начала - очень древние представления, возникшие еще у охотников

каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты

- "oбереги"; в народном искусстве сохранилось много древних символов добра

и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище древний человек

как бы отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения

солнца, огня, воды, растений, цветов.[3]

1б.

Культ Рода и Рожениц, божеств плодородия, связан с земледелием и отражает

более позднюю ступень развития славянских племен. Кроме того, эти божества

связывались с понятиями брака, любви и деторождения. Род считался одним из

самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной: ведь

согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души

рождающимся детям. Рожениц было две: Мать и Дочь. Мать связывалась

славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет

урожай. Имя ей было Лада. С ним в русском языке связано множество слов и

понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить,

наладить, сладить, ладно; ладушка, лада - ласковое обращение к супругу.

Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада считалась также матерью

двенадцати месяцев, на которые делится год. Леля - дочь Лады, младшая

Роженица. Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной

женственности, нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается

словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних

всходах - будущем урожае.[4]

1в.

Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи

с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще

называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином,

мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и

черными. Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила.

Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной

косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся

проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак",

похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось

на щитах славянских дружинников. Перуну было посвящено животное - дикий

тур, громадный лесной бык. После крещения славяне многие свойства Перуна

"передали" Илье-пророку, одному из самых почитаемых христианских святых.

Кроме Перуна было еще несколько «главных» богов и ряд «второстепенных», как

бы полубогов. Главными были: Даждьбог, Сварог, Волос, Ярило и другие.

Сварог

Название: Единый Бог Вселенной

Также известен как: Яркий

Символ: Облака, раскалываемые молнией

Цвет: Небесно-голубой

Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака

стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает

демонов тени.

В древности Сварог имел горячее желание обеспечить своим сыновьям будущее,

поэтому Даждьбогу дал божественный дар огня, а Сварожичу — молнии. Он

думал, что когда-то они должны будут занять его место, и надеялся, что его

разделенная между ними мощь должна дать достаточно силы сыновьям, чтобы

удержать трон в своих руках. К несчастью, Сварог не принимал во внимание

желания других мощных божеств, подобно Перуну и Свантовиту. Имя его все еще

запрещается произносить. Сварог больше не беспокоится о простых смертных и,

хотя он все еще жалко злится над тем, что трон уже не принадлежит ему, он

бессилен, чтобы изменить что-либо.[5]

Свантовит

Название: Бог процветания и войны

Также известен как: Сильный

Символ: Рог изобилия

Цвет: Белый

Когда Сварог отдал свою власть в руки Сварожича и Даждьбога, Свантовит и

Перун внутренне порадовались. У них были свои собственные планы, очень

сильно отличавшиеся от идей старого Сварога. И хотя Даждьбог повелевает

солнцем, он не настолько влиятелен, как Свантовит.

Неизбежно, Свантовит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и

Перун. Поэтому теперь в пантеоне нет ясного лидера. Напротив, трон делят

две постоянно спорящие силы, каждая из которых желает, чтобы другая

освободила свое место.

Четыре головы Свантовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Он

может предсказать процветание урожая, определяя его количеством вина в роге

своего святого быка. Скача на белой лошади на битву, он берет с собой лук

или огромную саблю.

Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах, охраняемых воинами.

Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая мчаться на

сражение.[6]

Перун

Название: Бог войны

Также известен как: Громовержец

Символ: Скрещенные топор и молот

Священные животные и растения: Коза, дуб

Как Даждьбог уступил свое место Свантовиту, Перун овладел местом Сварожича.

Несмотря на то, что Сварожич считался очень сильным, те, кто любил воевать,

более признавали Перуна. И хотя Перун формально не был священным, военные

руководители и вожди горячо верили в него.

У Перуна — серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей

колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками

молнии подобно Сварогу в древности. Он может вызывать дождь и гром. Топор и

молот — его любимые виды оружия.

В дубовых рощах или на холмах под открытым небом веселятся его поклонники.

Они поддерживают огонь, полученный из веток дуба, рядом с чучелом Перуна и

смертельно боятся допустить его исчезновения. К настоящему времени,

руководство пантеона оспаривается последователями Свантовита и Перуна.

Свита Перуна

Перуну помогают советом и силой свита мощных друзей. Волос (Велес) — его

главный советник. Когда Зоря Утренняя завершает свои повседневные работы во

дворце Даждьбога, она свободна, чтобы принять свое другое воплощение —

покровительницы воинов. Красивый девственный воин защищает ее поклонников

своей длинной вуалью. Она владеет саблей и мчится в битву на черной лошади.

Даже Варпулиса, внука злого Стрибога, вызывает шум грома Перуна.[7]

Даждьбог

Название: Бог лета и счастья

Также известен как: Щедрый бог

Символ: Солнечный диск

Цвет: Золотой

Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на

троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Он —

веселый бог и потеря трона не сильно его беспокоит, пока добро награждается

и зло наказано. Наконец, он является покровителем двенадцати знаков зодиака

и прилежно обслуживается придворными и очень красивыми девами.

При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя

с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается,

он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает

по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых

лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем.

Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в

начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят,

что землетрясения — знак плохого настроения пары.

Девы Даждьбога

Даждьбога обслуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя

открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером.

Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей

Даждьбога.[8]

Мати-Сыра-Земля

Название: Родина

Символ: Сумка, заполненная землей

Священные животные и растения: Овца

Цвет: Оттенки Земли

Мати-Сыра-Земля чувственна и справедлива. Если Вы могли бы понять ее

непостижимый язык, она бы предсказала Вам ваше будущее. К ней взывают,

когда начинаются эпидемии, также она защищает женщин во время родов. Ей

приписываются знания о травах и растениях.

Мати-Сыра-Земля время от времени по ночам посещает дома своих поклонников,

замаскировавшись под человека, одетого в украшенном лентами и орнаментами

платье. Иногда она имеет сходство с овцой, и выступает в качестве защитницы

этого животного.Представленная в виде соломенного идола, она присоединяется

к священным родникам и святым огням.Ярило — ее муж.[9]

Сварожич

Название: Бог силы и чести

Также известен как: Палящий

Символ: Черная голова бизона или двухсторонний топор

Священные животные и растения: Бизон, лебедь

Сварожич — сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно с

Даждьбогом, — намерение отца Сварожича. Дар Сварога — молния — вверен

именно ему. Он — бог очага и дома и известен своим верным советом и

пророческой силой. Он — бог простого воина, дорожащего миром.

Некоторые верят, что, когда Сварог освободил свое место, Перун занял место

величайшего бога войны. Последователи Сварожича считали его слишком неярким

для того, чтобы быть одаренным такой честью, в то время как Перун, полный

энтузиазма, принял участие во всех военных подвигах. Другие уверены в том,

что голос недовольства был создан агентами-провокаторами, который

надеялись, что Триглав станет избранным богом войны.

Сварожич появляется в виде воина, носящего каску в форме лебедя с

распростертыми крылами на его изогнутой голове. Черная голова буйвола на

его доспехах украшает грудь, а в левой руке он сжимает двухсторонний

топор.[10]

Триглав

Название: Бог чума и войны

Также известен как: Тройной Бог

Символ: Змея, изогнутая в форме треугольника

Цвет: Зеленый

Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего золотую вуаль над

каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и более низкие

области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади.

Триглав — хитрый и злобный бог; его зависть к Свантовиту легендарна. И хотя

он вечно скрежещет зубами над своей неудачной попыткой взять трон, когда у

него был шанс, он ядовито посмеивается над распрями среди добрых богов,

которым он очень старательно способствовал. Некоторые верят, что наиболее

бесчестное дело Триглава состояло в том, что он посеял семя недовольства

над местом Сварожича в пантеоне. При этом Триглав было настолько искусен,

что в этом обвиняют Перуна.

Фавориты Триглава

Триглав может быть гением и может рассмотреть Вселенную, как не может никто

другой, за исключением его фаворитов. Триглав надеялся, что наиболее

воинствующие последователи Сварога будут поклоняться его фаворитам и что

тем самым Триглав станет наиболее популярным военным богом.

Планы Триглава потерпели неудачу, когда Перун и Свантовит поглотили

большинство поклонников Сварога . Но Триглав все еще выражал огромное

терпение, сохраняя свой гнев и расстройство скрытыми от других богов. В

конце концов, Сварожич посчитал виновным в своей потере трона Перуна, хотя

было намного больше оснований обвинить Триглава.

К фаворитам Триглава относятся: Яровит, владеющий большим золотым щитом;

Поревит, четырехголовое божество со вторым лицом на груди; Руевит,

семиголовый военный бог, вооруженный восемью саблями.[11]

Волос (Велес)

Название: Бог торговли и зверей

Также известен как: Хранитель стад

Символ: Сноп зерна или зерно, связанное в узел

Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза

Цвет: Коричнево-золотой

Волос — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что

обещания держатся. Клятвы и договоры приведены к присяге его именем.

Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от

Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы советоваться. В связи с

этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником.

Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей.

Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог – покровитель

доспехов.[12]

Ярило (Ярила)

Название: Бог весны и веселья

Символ: Гирлянда или корона из диких цветов

Священные животные и растения: Пшеница, зерно

Цвет: Белый

Веселый Ярило — покровитель весенних растений. Когда весной он появляется

первый раз, Ярило похож на белокурого молодого человека, едущего на белой

лошади босиком. Тем не менее, по мере прохождения сезона, он стареет и,

наконец, поздним летом умирает.

Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы

и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом.

Мати-Сыра-Земля — его жена.[13]

Стрибог

Название: Бог зимы и ветров

Также известен как: Рассеиватель богатства

Цвет: Серый

Стрибог — олицетворение зимы и мороза, он известен своими внуками —

ветрами. Стрибог — плохой бог, который находит радость в несчастье другого.

Он изображается в виде старухи, задирающей своих внуков.

Внуки Стрибога

Все ветры — внуки Стрибога, но лишь следующие незначительные боги

заслуживают внимания: Варпулис, вызывающий шум шторма; Догода — мягкий и

ласковый Западный Ветер; Вихорь, вызывающий смерчи и Эрисворш, покровитель

бурь. Также существуют Ветру и Северный и Восточный ветры.[14]

Белбог

Название: Бог Добра

Также известен как: Белый Бог

Символ: Белая статуэтка

Цвет: Белый

Белбог представляет все хорошее. Богатство и хорошее состояние

приписываются ему, он же связывается со светом и днем. Он диаметрально

противопоставляется Чернобогу.

Белбог возникает в виде почтенного старого человека с белой бородой,

одетого в белом. То, что он помогает заблудившимся путешественникам найти

дорогу из леса, его помощь крестьянам в поле — только некоторые его добрые

дела.

Чернобог

Название: Бог Зла

Также известен как: Черный Бог

Символ: Черная статуэтка

Цвет: Черный

Он приносит неудачи и несчастье; он — причина всех бедствий. Темнота, ночь

и смерть связываются с ним.

Чернобог — во всех отношениях противоположность Белбогу. Рассматривая

буквально, он должен появляться в виде молодой привлекательной брюнетки,

одетой в черное.

Симорг

Название: Страж растительности

Символ: Мировое Дерево

Священные животные и растения: Ячмень

Цвет: Зеленый

Материальная форма Симорга представляет собой гигантского сфинкса с телом

хищной птицы и лицом человека. Симорг — страж одного дерева, которое

рождает семена всей растительности.[15]

1г.

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с

хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие

целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и

т.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств,

обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных

человеку, чем боги высшего уровня. "Второстепенными" божествами были те,

которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в

разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличии от главных

божеств, которых никто никогда не видел, эти довольно часто показывались

человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество

преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой

старины и до наших времен.

Вот некоторые из этих божеств: Домовой,Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и

Полудица, Водяной, Леший.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.

Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла,

ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Огромное

значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и

строительных материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились

скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие

на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть.

Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами,

изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные

обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.