бесплатно рефераты
 

Биография С.А. Токарева (советского этнографа)

Биография С.А. Токарева (советского этнографа)

Министерство общего и профессионального образования РФ

Удмуртский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра этнологии и регионоведения

Реферат.

Тема: Биография С.А. Токарева.

Выполнил: студент гр. 131

Пресняков С.А.

Проверил: к.и.н., доцент

Шепталин А.А.

Ижевск 2001

Оглавление

Оглавление 2

Curriculum vitae 3

Научное наследие 4

Основные труды 6

Труды по религиоведению 6

Работы по истории науки 9

Труды по этнографии народов СССР и зарубежных стран 14

Характеристика научной деятельности 15

Литература 17

Curriculum vitae

Сергей Александрович Токарев родился 16 декабря 1899 года в городе

Туле в семье учителя. Любопытно, что в детстве Сергей Токарев жил рядом со

Львом Николаевичем Толстым: дача его бабушки по материнской линии

Александры Яковлевны Дарской, родной сестры митрополита Московского Сергия,

находилась в окрестностях Тулы, неподалеку от Ясной Поляны. Как сообщает

вдова Сергея Александровича О.В. Токарева, "дети бывали в имении Толстых

еще при жизни Льва Николаевича". Сам Сергей Александрович не раз вспоминал

об этом в разговорах со своими детьми и внуками. Толстой определил для

метрики возраст будущей жены Токарева Татьяны Тюриной - ее отец, Яков

Тюрин, был дорожным рабочим близ Ясной Поляны. Случайность, конечно, но

есть в ней что-то символическое.

Пережив революции и войны, С.А. Токарев оканчивает в 1925 году МГУ.

Он учился на кафедре антропологии у самих Д.Н. Анучина, Б.А. Куфтина, В.В.

Бунака; кафедра известна своими первыми выпускниками: С.П. Толстов, М.Г.

Левин, Н.Н. Чебоксаров. Сначала аспирантура Института истории РАНИИОН

(позже Коммунистическая академия), затем преподавательская деятельность в

Коммунистическом институте трудящихся Китая им. Сунь Ят-Сена. С 1928 году

он становится научным сотрудником Центрального музея народоведения, и уже в

1932 году возглавляет там сектор Севера. Параллельно он работает в

Государственной академии истории материальной культуры и в Центральном

антирелигиозном музее. В 1935 году С.А. Токареву была присвоена учёная

степень кандидата исторических наук, в 1939 году становится профессором, а

в 1940 году он защищает докторскую диссертацию на тему «Общественный строй

якутов в XVII-XVIII вв.».

С началом Великой Отечественной войны С.А. Токарев эвакуируется в

Абакан, где заведует кафедрой истории в педагогическом институте. В 1943

году он возвращается в Москву и становится главой сектора этнографии

народов Америки, Австралии и Океании во вновь организованном московском

отделении Института этнографии АН СССР, там же в 1961 году возглавляет

сектор этнографии народов зарубежной Европы. Одновременно с 1956 по 1973

год он заведует кафедрой этнографии на историческом факультете МГУ. Также

С.А. Токарев ведёт различные лекционные курсы: общая этнография,

первобытная религия, этнография народов СССР, народов Австралии и Океании,

славянских народов, тюркских и монгольских народов Сибири, народов Америки.

В годы его руководства были достигнуты значительные успехи в подготовке

специалистов-этнографов, научно-исследовательской, экспедиционной и других

направлениях работы кафедры. Произошло увеличение её штатного состава. На

кафедру пришли Л.П. Лашук, Л.Б. Заседателева, С.П. Поляков, Г.А. Шпажников.

Благодаря этому удалось расширить и углубить специализацию по славянским

народам, народам Сибири, Средней Азии и Африки, истории первобытной

религии. С.А. Токарев больш?ю часть жизни прожил в сложное время

идеологических и политических кампаний, и несмотря ни на что ему удавалось

сохранять верность своим идеалам и принципам.

Научное наследие

Ушедший из жизни великий русский этнограф С.А.Токарев, оставил после

себя более чем 250 работ на различные темы. Необъятность научных интересов

проявлялась уже с первых шагов его научного пути. Он осваивает литературу

по Океании, занимается этнографией Сибири, работает в архиве и участвует в

экспедициях. Именно концентрация усилий сразу в двух направлениях

обусловила энциклопедизм, его умение работать с самыми различными данными.

«Характерной чертой С.А. Токарева как исследователя были не только

постоянное расширение сферы научной деятельности, но и углубленение,

шлифовка уже выдвинутых и ранее аргументированных положений,» — отмечал

профессор В.П. Алексеев. Статья «Современное австраловедение» в журнале

«Этнография» за 1928 год открыла целую серию работ по этнографии Австралии

и Океании. Объём этих работ мог бы составить солидный труд, которым, в

общем-то, и стал том «Народы Австралии и Океании» в серии «Народы мира»,

изданный в 1956 году; он и поныне называется «токаревским» томом.

Также с начала 30-х годов С.А. Токаревым разрабатываются проблемы

этнографии и истории народов Сибири. Если началом было всего лишь

предисловие к книге Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы о шаманах»

(1930), то уже через несколько лет осуществляется публикация крупных

трудов: «Докапиталистические пережитки в Ойротии» (1936), «Очерк истории

якутского народа» (1940) и «Общественный строй якутов в XVII-XVIII вв.»

(1945). Несомненной ценностью работ является огромное привлечение различных

источников: от архивных материалов до этнографических наблюдений, глубина и

ясность источниковедческого анализа, осторожность выводов, непредвзятость.

Следующим шагом в постижении этнографии стала вышедшая в 1958 году

книга «Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры». Вряд

ли автор думал, что это «учебное пособие в первую очередь для

университетского преподавания», станет своего рода энциклопедическим

изданием о народах СССР и исторической динамике их культуры. Книга охватила

все стороны традиционной культуры, включая и материальную. Изложение

ведётся в соответствии с территориальным принципом, и анализу каждой

большой территориальной совокупности народов предпослан обзор, содержащий

полную и обобщённую историческую и историко-этнографическую информацию.

Описание каждого народа открывается очерком этногенеза.

В 1957 году выходит первая книга С.А. Токарева о религии:

«Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX вв.».

Издание этой книги не случайно. Религиоведческая тематика всегда

интересовала исследователя. С.А. Токарев постоянно рецензировал зарубежную

литературу по этой тематике, написал семь очерков с характеристикой роли

традиционных верований народов Сибири для книги «Религия народов СССР»,

вышедшей в 1931 году. Автор всегда опирается на этнографические наблюдения,

достижения историографии. В 1964 году выходят обобщающие труды: «Ранние

формы религии и их развитие» и «Религии в истории народов мира». Последняя

монография выдержав четыре издания, сохраняет своё значение и научную

ценность и в наши дни. Изданный в 1990 году сборник трудов С.А. Токарева

«Ранние формы религии» является, на мой взгляд, интереснейшей книгой.

Являясь, по выражению академика Б.А. Рыбакова, одним из

этнографических учреждений в Москве, С.А. Токарев не мог не заняться

разработкой историографических проблем. Вообще работы по истории

этнографической науки типичны для творчества Токарева. Он постоянно

знакомил своих читателей с различными зарубежными этнографическими школами,

концепциями, новыми открытиями в области антропологии и археологии. Если

сначала преобладали разного рода рецензии и вступительные статьи (e.g. Рец.

на кн. Г. Шпета «Введение в этническую психологию» (М., 1927)), то с 70-х

годов появляются обширные статьи в специализированных сборниках, а в 1978

год выходят его книги «Истоки этнографической науки (до середины XIX в.) и

«История зарубежной этнографии». Первое произведение — обстоятельный

рассказ о том, как народы впервые заинтересовались обликом и культурой

соседей, какую богатую информацию мы получили из сочинений античных

авторов, как медленно, но неотвратимо накапливалась информация в

средневековье, как, наконец, оформились контуры науки в XVII-XIX вв. Вторая

книга является более «серьёзной», это учебное пособие для вузов, в котором

представлены основные школы, раскрыты методологические установки, а также

sine ira et studio показаны преимущества и недостатки той или иной школы.

Огромный вклад С.А. Токарев внёс в изучение истории отечественной

этнографической науки. В 1966 году вышла монография «История русской

этнографии (дооктябрьский период)». Эта книга до сих пор является

единственной в своём роде. Как считает академик В.П. Алексеев: «…книга С.А.

Токарева далеко выходит за рамки истории одной этнографии и приобретает

общекультурное значение».

Велика заслуга учёного и в создании целой библиотеки этнографических

книг на русском языке, авторами которых являляются крупнейшие светила

мировой науки всех времён и народов. Сергей Александрович так или иначе был

причастен к изданию Те Ранги Хироа, Элькина, Липса, Хейердала, Невермана,

Чеслинга, Даниельсона, Уорсли, Бакли, Фрэзэра, Боаса и многих других. Труды

самого Токарева переведены на многие европейские языки, его имя известно

научному миру.

Долгое руководство сектором Зарубежной Европы Института этнографии АН

СССР отразилось в богатом наследии С.А. Токарева. Опубликовав небольшую

статью об этнографических наблюдениях в Балканских странах в 1946 году

(«Советская этнография», 1946, N2), к середине 80-х годов его авторитет,

укреплённый редактированием четырёхтомного коллективного труда «Календарные

обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы» (1973-1983), стал непререкаем.

Лишь смерть смогла остановить великого учёного.

Тем не менее, за свою жизнь Сергей Александрович успел сделать очень

многое. Он готовил к изданию и редактировал собрание сочинений Н.Н. Миклухо-

Маклая, был автором многих статей в различных изданиях БСЭ, являлся главным

редактором энциклопедии «Мифы народов мира».

Основные труды

В этой главе я попытаюсь прореферировать основные труды С.А. Токарева

по трём направлениям: религиоведение, историографические изыскания и

собственно сама этнография в смысле описания народов.

Труды по религиоведению

Вопросами религии учёный занялся достаточно рано. Уже в 32 года

исследователя привлекают к написанию многотомной книги «Религии народностей

СССР». Там он пишет главы о верованиях народов Сибири: чукчи, коряки,

юкагиры, буряты, якуты, остяки и вогулы. Постоянно С.А. Токарев пишет

статьи в БСЭ. Также публикуются статьи в СЭ и ВДИ. В них прослеживаются

глубокие знания учёного по различным регионам Земли. Он пишет о

современной религиозной ситуации в США и о традиционных верованиях хакасов,

о религиозных верованиях восточнославянских народов и о сектанстве наших

дней. С середины 50-х годов начинают появляться обобщающие исследования по

проблемам религии.

В журнале «Вопросы философии» в 1956 году опубликована статья

«Проблема происхождения и ранних форм религии». Эта статья состоит из 9

разделов. В первом автор ставит задачу: решить задачу научной классификации

религиозных явлений. Подчёркивается основной принцип – марксистское

понимание религии и широкое использование фактического материала и уже

существующих исследований. В последующих главах автор рассматривает

существующие концепции, критикует их, объясняет вводимые им термины,

степень их условности (например термин «форма религии»). В четвёртом

разделе исследователь выражает своё отношение к вопросу о древности той или

иной религии. Токарев подчёркивает, что нельзя ставить вопрос таким

образом, мы можем говорить только «об относительном историческом возрасте

каждой отдельной формы религии». В следующем разделе идёт разговор о

тотемизме. Подчёркивается социальная сущность верования, его ярко

выраженная социальная база. Однако автор критикует мнение, что тотемизм –

форма общественного строя. К религиозным формам относится и вредоносная и

лечебная магия. Учёный спорит с буржуазными специалистами, которые магию и

знахарство вообще противопоставляют религии. Также отмечается устойчивость

в веру во вредоносную магии и её связь с верой в злых духов. В 8 и 9

разделах автор выделяет ещё восемь форм религии, отмечая важность их

изучения.

Эта область изучения истории религий оказалась востребованной и С.А.

Токарев развивает и расширяет подобную тематику. В сборнике «Наука и

религия» в 1957 году публикуется статья «О происхождении и ранних формах

религии»; в ТИЭ (т.51) статья «Сущность и происхождение магии»; в Ереване

выходит монография «Происхождение религии»; в «Сборнике научного атеизма»

статья «Возникновение религии». Важна книга «Религии у разных народов в

прошлом и настоящем» (Москва, 1961) – это прообраз одной из самых

востребованных книг «Религии в истории народов мира», которая выйдет в 1964

году. (См. ниже).

В этом же году публикуется обобщающая монография «Ранние формы

религии и их развитие». Книга состоит из вступления и 15 глав. Во введении

излагаются принципы морфологической классификации религий. Здесь

подтверждаются марксистские принципы, критикуются буржуазные концепции.

Автор выделяет религии доклассовых и классовых обществ. Упоминаются

национальные и наднациональные религии. Оговаривается невозможность

классификации по содержанию верований и объекту поклонения, также и

фетишизм, анимизм, магия не могут быть положены в основу классификации.

Токарев говорит, что нужно искать существенные признаки религии, те черты,

которые наиболее наглядны, легче поддаются объективному наблюдению и

анализу. Классификация не должна быть чисто формальной, нужно подходить к

религии как к явлению общественной жизни, исторически. Эти принципы автор

реализует в следующих главах. В каждой главе есть обширные

историографические сведения, конкретный этнографический материал. В первой

главе «Тотемизм» автор показывает развитие взглядов историков всего мира

(включая советских) на проблему тотемизма. Важнейшими вопросами здесь

являются: генезис верования, социальное основание, связь с мифологией.

Также автор пытается проследить развитие этой формы религии от палеолита до

наших дней. Рассматриваются отдельные аспекты: племенной тотемизм, тотемы

фратрий, вера в тотемических предков и перевоплощение. Глава 2 посвящена

ведовству, или вредоносным обрядам. Здесь на историческом материале С.А.

Токарев рассматривает не только психологическую основу, но и динамику

развития этого явления, его связь с анимизмом и представлениями о душе.

Подобным образом построена и следующая глава о знахарстве. Автор отмечает

происхождение знахарства от народной медицины с большой долей разных

суеверий. Следующая глава – «Эротические обряды и культы» - одна из самых

объёмных в монографии. В ней мы можем найти исчерпывающую информацию о

данной форме религии. Автор подробно описывает половую магию, половой

тотемизм и табу. Также рассматривается проблема связи экзо- и эндогамии с

религией, религиозного освящения брака, целомудрия и аскетизма. Учёный

показывает корни суеверных представлений о «нечистоте» женщины. По его

мнению, это явление родилось на двойственной основе: биологической и

социальной. Говоря о половой связи человека со сверхъестественными

существами, исследователь умалчивает о фактах гомосексуализма и

травестизма, ссылаясь на их единичный характер. Вообще же в этой главе

автор пытался показать, что все описанные «верования и ритуалы имеют то или

иное отношение к половой жизни человека, а именно выросли на этой основе».

На мой взгляд, нельзя объединять столь непохожие вещи в одну общую группу,

т.к. такой подход является чисто формальным. О погребальном культе идёт

речь в следующей главе. Термином погребальный культ С.А. Токарев обозначает

«совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с

этими обрядами верования». Исследователь сразу разделяет обычай и обряд,

подчёркивая, что не всякий обычай может иметь отношение к религии.

Рассматриваются психологические, практические, мифологические аспекты

погребального культа. Немало внимания уделено формам погребения, похоронным

обычаям, представлениям различных народов о загробном мире. В главе

«Раннеплеменной культ (инициации)» автор показывает целый комплекс явлений

на примере народов Тихого океана и Африки. Говорится об исторической судьбе

этой формы религии. К различным сторонам т.н. промыслового культа

исследователь обращается в следующей главе. Отмечается, что именно тотемизм

произошёл от промыслового культа, а не наоборот; что эта форма сыграла

большую роль и в формировании анимистических представлений. Культам

материнского и патриархального рода посвящены главы 8 и 9. В динамике

рассматриваются шаманизм и нагуализм. Отдельные главы повествуют о культе

тайных союзов, культе вождей, культе племенного бога и аграрных культах.

Важнейшая работа С.А. Токарева «Религия в истории народов мира»

выдержала 4 издания. Библиотечное исследование показало, что все экземпляры

зачитаны буквально до дыр. Книга состоит из введения, трёх разделов и

заключения. Каждый раздел разбит на главы, которых всего 24. Во введении

дан краткий очерк истории изучения религии и её происхождения в

домарксистской и буржуазной науке, а также отдельным параграфом прописано

марксистско-ленинское понимание религии. Подчёркивается важность изучения и

борьбы с «извращённой формой общественного сознания».

Раздел «Религия доклассового общества и переходного периода к

классовому обществу (племенные культы)» состоит 12 глав. В главе 1

описывается эпоха до раннего металла включительно, отмечается зарождение

солярного культа, особенности неандертальских погребений, тесная связь веры

и искусства в ту пору. Каждая следующая глава повествует о религиях

распространённых в различных регионах: Австралия и Тасмания, Океания,

Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия, Америка, Африка, Северная Азия,

Кавказ, Поволжье; особняком стоят главы «Религия древних славян», «Религия

древних германцев» и «Религия древних кельтов». Исследователь приводит

литературу в виде сносок, рассказывает о современном религиозном состоянии

некоторых народов, детально рассматривает мифологию. Характеризуется

религиозный синкретизм и пережитки.

Следующий раздел посвящён религиям классового общества и национально-

государственным религиям. Рассматриваются религии цивилизаций Мезоамерики,

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.