бесплатно рефераты
 

Берлинская Стена

Берлинская Стена

Ош №3 Кабинет истории

Реферат

по теме:

«Берлинская стена»

Подготовил

Ученик 11-Б класса

Губанов Дмитрий

Учитель: Матюхова Т. Э.

г. Краматорск, 2001г.

План

I. Вступление. Раздел Европы между Востоком и Западом.

II.Изменения в культурном ландшафте Берлина.

III.Культурные и духовные различии восточных и западных немцев.

IV. Падение стены.

V. Восстановление стены.

VI. Экономическое и социальное положение ФРГ.

VII. Приложение

Раздел Европы между Востоком и Западом

В 1955 г. окончательно оформился раздел Европы между Востоком и

Западом. Однако четкая граница противостояния разделила Европу еще не до

конца. В ней оставалось одно незакрытое "окно" - Берлин. Город оказался

разделенным пополам, причем Восточный Берлин являлся столицей ГДР, а

Западный Берлин считала своей частью ФРГ.

Два противоположных общественных строя уживались в пределах одного

города, при этом каждый берлинец мог беспрепятственно попасть "из

социализма в капитализм" и обратно, перейдя с одной улицы на другую.

Ежедневно эту невидимую границу пересекали в обе стороны до 500 тысяч

человек. Многие восточные немцы, пользуясь открытой границей, навсегда

уезжали на Запад. Ежегодно так переселялись тысячи людей, что весьма

беспокоило восточногерманские власти. Да и в целом открытое настежь окно в

"железном занавесе" совершенно не соответствовало общему духу эпохи.

В августе 1961 г. советские и восточногерманские власти приняли решение

закрыть границу между двумя частями Берлина. Проснувшись утром 13 августа,

берлинцы неожиданно обнаружили, что привычная дорога в другую часть города

перекрыта. вооружённые пограничники Её перегородила колючая проволока, и

взяли под охрану.

Кроме того, за одну ночь на всём протяжении городской границы выросла

знаменитая Берлинская стена. Её соорудили из бетонных плит. Напряжение в

городе росло.

Если с восточной стороны стену охраняли, то с западной - её пытались

несколько раз разрушить. Западные страны выразили протест по поводу

разделения города. Наконец в октябре противостояние достигло высшей точки.

У Бранденбургских ворот и на Фридрихштрассе, возле главных пропускных

пунктов, выстроились американские танки. Им навстречу вышли советские

боевые машины. Более суток танки СССР и США простояли с нацеленными друг на

друга орудиями.

Периодически танкисты включали моторы, как бы готовясь к атаке. Напряжение

несколько разрядилось лишь после того, как советские, а вслед за ними и

американские танки отошли на другие улицы. Однако окончательно западные

страны признали раздел города только спустя десять лет. Его оформило

соглашение четырех держав (СССР, США, Англии и Франции) подписанное в

1971г. Во всем мире возведение Берлинской стены восприняли как

символическое завершение послевоенного раздела Европы. Последней вехой

"холодной войны" считают демонтаж Берлинской стены. То есть, можно говорить

о ее итогах. Но это, пожалуй, самое трудное. Наверное, итоги "холодной

войны" подведет история, ее истинные результаты будут видны через

десятилетия.

Изменения в культурном ландшафте Берлина.

Она еще стоит и, должно быть, останется стоять, как памятник:

расписанная сотней художников со всего света километровая «галерея-стена»

напротив восточно-берлинского Центрального вокзала. Но разноязыкие уличные

торговцы у Бранденбургских ворот, зимой 1989-90 года предлагавшие

разноцветные обломки этого самого спорного сооружения Европы легко

раскошеливавшимся туристам по немыслимым ценам, сейчас с трудом находят

сбыт для своего товара. К падению берлинской стены давно успели привыкнуть.

В прошлое отошли посвященные ему эйфорические празднества. На

Бранденбургских воротах не видно знаменитой квадриги. Ее, сильно

поврежденную вандалами, взобравшимися тогда на ворота, все еще

реставрируют.

Повседневность превратилась в жестокую реальность, особенно в восточной

части формально вновь единого города. Лицо этого города откровенно портят

не только раны, нанесенные "сорокалетней бесхозяйственностью" в таких

областях, как архитектура или жилищное строительство. Запад также теряет

свой блеск, приобретенный исключительно в результате туристического

верхоглядства. Недалеко от городского фасада, Курфюрстендамм, правят свой

отвратительный бал безработица, непомерно растущая квартплата, наркомания,

алкоголизм, насилие над женщинами и проституция.

Во всем этом — параллельно с гигантским удорожанием жизни — может

немедленно получить свою долю восточный немец. Но за равную работу он будет

долгие годы получать минимум на сорок процентов меньше, чем его западный

коллега — таково равноправие согласно Договору об объединении. Свобода

обходится ему дорого. Демократию, пусть даже капиталистическую, более

развитую, чем прежняя социалистическая, не получишь бесплатно. Какой

победитель добровольно делится с побежденным? Берлинская художница и график

Нуриа Куеведо создала глубоко символичную картину: два человека

отправляются в путь, спасаясь от сгустившегося над ними темного неба.

Первый крепко схватил за руку второго, еле ползущего на коленях. Священник

Фридрих Шорлеммер, борец за гражданские права, охарактеризовал производимый

над восточными немцами при объединении эксперимент следующим нелицеприятным

образом: «Нам отрубают ноги и при этом, ухмыляясь, требуют: ну-ка,

пробегитесь. Посмотрим, как вы это сможете!»

Решение германского парламента в пользу Берлина при выборе будущего

местонахождения правительства также, похоже, вряд ли оживит доверие и

надежды его обитателей. Нехватка 200000 квартир, четырехкратное удорожание

квартплат на востоке, где уже сейчас каждый третий — безработный. Кто может

себе позволить в столь плачевных социальных условиях такую роскошь, как

искусство? И вот многие деятели искусств теряют средства к существованию —

они теряют договоры и покупателей, вынуждены отказываться от ателье и

закрывать галереи. Призыв некоторых политиков к экономии и сокращениям

звучит в отношении культуры и искусства — несмотря на определенное

дублирование театров, музеев и т. п. в силу долгого разделения города —

абсурдно. В Берлине, восточном и западном вместе, меньше музеев, театров и

опер, чем в других немецких городах — Мюнхене, Кельне, Гамбурге. Но если

сокращение все же состоится — в области культуры у города миллиардный

дефицит — то совершенно ясно, в какой части города это произойдет: в

восточной.

«В конце концов, это ГДР присоединилась к ФРГ»,— сказал недавно во

время одной дискуссии сам генеральный директор восточно-берлинских

государственных музеев профессор доктор Гюнтер Шаде. Сказал несколько

покорно. Он знает, о чем говорит, ведь спор об объединении различных

берлинских музеев ведется уже полтора года. Речь идет при этом о

миллиардных суммах и компетентности, и проблема решается именно в такой

последовательности: у кого много денег, тот и компетентен. Против такого

упрощенного подхода выступают уже даже зарубежные эксперты; представители

Международного Совета музеев (IСОМ), и Международного Совета по защите

памятников культуры (IСОМ0S). Они проголосовали за сохранение берлинского

острова музеев, культурного ансамбля со сто пятидесятилетней историей,

представляющего собой вместе со всеми зданиями и собраниями единое целое,

на котором можно проследить развитие раннеазиатской, египетской, античной и

христианской культур. Конечно, сложности объединения музеев не

ограничиваются приведенными примерами. Хочу обратить ваше внимание на

статьи профессора Шаде, доктора наук Ирены Гайсмайер, являющейся директором

восточно-берлинской картинной галереи в музее Боде и молодых историков

культуры из Свободного университета Западного Берлина Николаев Бернау и

Алексиса Иохимидеса, выступления которых в широкой прессе способствовали

тому, что дискуссия за закрытыми дверями стала доступной общественности и

приобрела заостренно-аналитический характер с обеих сторон.

Безусловно, потреблять культуру в этом городе можно не только в

знаменитых храмах муз. Большие выставки между тем пользуются меньшей

популярностью, нежели маленькие, интимные мероприятия, устраиваемые на

коммунальном уровне и частными лицами. В первую очередь некоммерческие

объединения деятелей культуры, заново созданные почти в каждом районе

восточного Берлина, предлагают произведения искусства, которые не созданы

изначально с расчетом на цену и продажу товара «искусство». Не все за

первый год после объединения отдали по дешевке свои творения любопытной

состоятельной публике с Запада. Владельцы распроданных ателье путешествуют

сейчас по свету. Впрочем, это относится, прежде всего, к молодым

художникам.

«Метрополис» — название, подпадающее под категорию «больших выставок».

Столичные любители искусства и критики почти единодушно отказали ему в

поддержке. Собственно, устроители выставки Христос Иохимидес и Норман

Розенталь должны были бы извлечь урок из прошлогодней экспозиции

«Конечность свободы». Публика почти бойкотировала задуманный с широким

размахом спектакль с участием художников инсталляций, восхвалявшийся как

выставка «под свободным небом наконец-то свободного города». «Слишком

дорого и мало пользы», — этот довольно прагматичный приговор был, конечно,

у многих жителей столицы помимо прочего обусловлен их социальными

трудностями, о которых уже шла речь. На этот раз, при организации выставки

«Метрополис», ушли в песок 5 миллионов марок, пожертвованных лотереей

«Дойче Классен-лотери». В музее «Мартин-Гропиус-Бау» более 70 художников с

двумястами полотен не смогли повторить успех 1982 года, когда та же команда

с выставкой «Дух времени» закладывала направления развития искусства 80-х.

Объясняется ли это охватившим сейчас весь мир кризисом искусства? Вряд ли

только этим. Символичным видится в этой связи гигантский «Клоун-балерина»

Йонатана Борофского, раскачивающийся во внутреннем дворе музея, этот

огромный талисман, поразительно похожий на телевизионных уток из

макдональдовских серий — довольно примитивная, банальная до скуки рекламная

шутка, да к тому же еще водруженная на том самом месте, где в 1982 году

стоял «Олень» Йозефа Бойса.

Открытие «Метрополиса», инсценированное под аккомпанемент шумихи в

средствах массовой информации, было отмечено неожиданным событием,

предугадать которое не могли даже организаторы выставки — необъявленным

заранее бесплатным представлением дюжины незнакомцев с завязанными белыми

лицами. Из этих «мучных червей» выкуклились студенты восточноберлинской

Высшей Школы искусств (художники, скульпторы, дизайнеры, архитекторы).

Таким образом они выразили свой протест против принятого городским сенатом

решения о закрытии Школы. К слову сказать, их крик о помощи, поддержанный

международными специалистами, был услышан: Школа искусств не была закрыта.

Вернемся к «Метрополису». Почему же Иохимидес и Розенталь, менеджеры с

мировым именем, потерпели со своим проектом в 1991 году столь

сокрушительное поражение?

Тут легкомысленно делалась ставка на многое: на историю искусства в

первую очередь, а также на знаменитое произведение, призванное одолжить

свое имя, — фильм Фрица Ланга «Метрополис» (1927). В-третьих, на

историческое место, которое никогда не возродится, отягощенное

воспоминаниями о прошлом, йохимидес: «Метрополис возвещает о прошлом и об

утопии, вызывает дух Берлина двадцатых годов с его многообразием культур,

города, лежащего на срезе силовых полей Востока и Запада, Севера и Юга, и в

то же время возрождает надмотивную идею метропольной культуры образца Ныо-

Йорка, Лондона и Кельна».

Возможно ли эту или подобную ей идею реализовать — другой вопрос, но

режиссеры не сделали вообще ничего, чтобы осуществить свои претензии: в

перенасыщенном зрелище, скорее напоминающем цирк искусств, невозможно

обнаружить полемику, спор и противоречивость различных подходов. Вместо

этого — высокочтимые имена тех, кому порой нечего сказать: Роземари Тро-

кель, Джон М.Армледер, Жан Марк Бустаман, Франц Вест, Герхард Рихтер и

Георг ьазелиц также довольствовались второ- и третьесортными вариантами

своих лучших работ. Борьба мэра Кунеллиса с собой достойна уважения. В

разноцветной мешанине между совершенством и гладкостью ему удается

двусмысленная метафора. Он разломал на части и разбросал по залу старую,

отслужившую свой век рыбацкую лодку. Ассоциация с крушением корабля? К

таинственным, поэтическим пределам уводят «Павильон для монохромно-сти»

Герхарда Мерца и «Комната, в которую нельзя войти», с потолка которой

свисает множество предметов, Отиса Лаубертса. А в общем и целом здесь

царят, по определению критика Маттиаса Флюге, спад и растерянность.

Видения покинули искусство. Его кризис не могут компенсировать постоянное

самоцитирование и рефлексированне. Философия выставки, призывающей себе в

прародители антиподы Пикассо и Дюшана, Бойса и Уорхола, ожидает от зрителя,

что он представит себе то, что ему не предлагается.

Повествовать о мировых катастрофах так, как и о мировых красотах, но не

быть в состоянии действительно на них реагировать — все это мы уже имеем в

кино и на телевидении, пишет Флюге в еженедельной общеберлинской газете

«Фрайтаг». Когда японец Моримура помещает голые куклы в распятие Кранаха,

это уже даже не интеллектуальный нуддизм. Это настолько же технически

рафинировано, насколько скучно до отвращения. Совершенное натыкается на

грубую бессмысленность и ненужность — и это надо понимать как оживленное

видение метрополии «а ля «Метрополис»? Опасения Флюге будут актуальными в

будущем, везде, где вместо духа царят «только» деньги. К слову сказать,

восточноевропейская культура вообще не берется Иохи-мидесом и Розенталем в

расчет. Так, давно живущие за границей представители Советского Союза Вадим

Захаров и Дмитрий Пригов призваны служить всего лишь алиби для хорошо

продающейся звонкой фразы «Искусство всего мира». Они представлены, скорее,

в сторонке, как-то неубедительно Концептуалист Пригов, еще год-два

назад—один из сильнейших художников соц-арта Москвы, кажется, со своей

иллюстративно-усталой инсталляцией «Уборка», представляющей погребенный под

бюрократическими горами бумаг дом – Советский Союз — предстал еще более

беспомощным, нежели сам этот дом. Искусство, отрывающееся от своих корней,

засыхает.

Помочь Берлину на его трудном пути к метрополии посредством культуры

означает, в первую очередь, сохранить его уже имеющийся культурный

потенциал. Еще не решена судьба Академии искусств в Восточном Берлине,

которая конституировалась в марте 1950 года в качестве законной преемницы

прусской Академии и избрала своим первым президентом великого немецкого

романтика и гуманиста Генриха Манна. Дело в том, что и в Западном Берлине

имеется — с 1954 года — своя Академия искусств. Правда, она построена

совсем по-иному и ограничивается в основном исследованием модерна. Но

теперь она претендует на исключительные права. В противоположность ей в

материальном плане не особенно процветающая Академия ГДР могла себе

позволить обширную архивную и собирательскую деятельность, многогранные

контакты с общественностью и исследовательскую работу в области музыки,

театрального и изобразительного искусства. Почти тремстам, в большинстве

своем пользующимся международным признанием ученым, грозит сейчас

увольнение. Архивы по искусству XX века, среди них Джона Хартфилда, Виланда

Херцфельде, Анны Зегерс. Бехера, Брехта, Айслера, Кете Кольвиц и Эрнста

Барлаха должны быть — без отвечавших за них сотрудников — подарёны

"Западному Берлину.

Президенту Академии Хайнеру Мюллеру, который мечтает о ее

преобразовании в будущем в Европейскую Академию искусств, удалось пока

судебным путем защититься от состряпанного за закрытыми дверями

грабительского, противоречащего Договору об объединении плана. Но что

будет, если Академия перестанет получать деньги из государственной кассы?

Одно из важнейших научных мероприятий последнего времени — большая

ретроспектива творчества фото монтажера Хартфилда, приуроченная к его

столетию, смогла состояться только благодаря финансовым влияниям

западногерманской земли Северный Рейн — Вестфалея. В таком случае не

исключено, что заслуженный, и во времена ГДР не скомпрометированный орден

Академии, приз Кете Кольвиц, который присуждается ежегодно выдающимся

социально ангажированным графикам, был вручен в начале июня 1991 года в

последний раз. Этой чести удостоился берлинский художник и график Манфред

Буцман (р. 1942). Партизан просвещения, помогающий выработать критическое

восприятие современности и окружающего мира и запечатлеть его оптически, с

тем, чтобы обрести доверие к своим пяти органам чувств, — так отзывается о

нем доктор наук Дитер Шмидт, признанный историк искусства и исследователь

творчества Отто Дикса, изгнанный в свое время из ГДР. Благодаря вручению

приза стало возможным выставить в достойном месте гравюры Буцмана

(акватинта), цикл «Каменный Берлин» и листы из других альбомов графики —

критически осмысленные пейзажи большого города. К ним относятся также

выпущенные художником по собственной инициативе плакаты, почтовые открытки

и работы, взрывающие границы традиционного художественного творчества,

такие, как большие оттиски еврейских могильных памятников. Буцман принял

приз со смешанными чувствами: «Получи я его в 1989 году, это придало бы мне

смелости напечатать мой печальный плакат «Сталин сделал нас счастливыми» до

сентября 1989 года, хотя и это показалось некоторым старым товарищам

преждевременным». С другой стороны, его радует, что в сопровождающей приз

грамоте впервые полностью приводятся знаменитые слова Кете Кольвнц: «Я

согласна с тем, что мое искусство преследует цели. Я хочу действовать в это

время, когда люди так растеряны и так нуждаются в помощи» (1922). Новые

бойкие чиновники, заведующие культурой Берлина, не смогут оставить без

внимания тот факт, что подобная позиция останется традиционной для этого

города. Это немалая часть искусства ГДР, продолжающая существовать,

поскольку люди здесь нуждаются в подобном искусстве. Искусство Буцмана и

раньше «не удостаивалось чести» попасть в музей, и теперь оно тоже не может

переместиться куда-нибудь в хранилище, что грозит некоторым другим картинам

и статуям, прежде всего из собрания «Национальное искусство ГДР» в восточно-

берлинской галерее. Его уже перевели из передних выставочных залов в Старом

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.