бесплатно рефераты
 

Античный мир (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

Античный мир (по курсу Россия в мировой истории) ([Учебно-методическое пособие])

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Московский государственный институт электроники и математики

(Технический университет)

Кафедра истории и политологии

АНТИЧНЫЙ МИР

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ

“РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ”

МОСКВа 1998

Составитель канд. ист. наук Ларионова И.Л.

Античный мир: учебно-методическое пособие по курсу “Россия в мировой

истории” / Московский государственный институт электроники и математики;

Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.

В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению

источников и исторической литературы по теме, рассматриваются характерные

черты античной цивилизации, обозначены основные моменты исторического пути

Древней Греции и Древнего Рима. Пособие может быть использовано студентами

технических ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для

подготовки к семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и

экзаменам.

АНТИЧНЫЙ МИР

1. Древняя Греция

- Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в

III-II тысячелетиях до н.э., была создана не греческими (не эллинскими)

племенами, и непосредственной преемственности между ней и собственно

древнегреческой цивилизацией нет.

- Единого государства на территории Греции в период античности не

сложилось. Основной государственной единицей был полис - город-государство.

Греция представляла собой совокупность самостоятельных полисов.

- Греческие полисы, имея между собой много общего, что и выражается

понятием античный город-государство (полис), существенно отличались между

собой характером преобладающей хозяйственной деятельности (земледелие или

ремесло и торговля), общественным строем (основными производителями могла

быть или особая категория зависимого населения - илоты, или же свободные

граждане и выходцы из других государств - метеки , политическим строем

(демократия, аристократическая республика, монархия (тирания).

- Наиболее сильными государствами, боровшимися между собой за влияние

во всем греческом мире, были в VI-IV вв. до н.э. Афины и Спарта,

представлявшие собой различные модели полиса. Оба города-государства сумели

создать союзы греческих полисов - Афинский морской союз (Афины) и

Пелопоннесский союз (Спарта), чем и определялось могущество Спарты и Афин.

- Подчинение Греции Македонией к середине IV в. до н.э. было

обусловлено общим кризисом греческого античного мира в IV веке, сущность

которого заключалась в кризисе полиса как типа государства. Пелопоннесская

война между Афинами и Спартой, в которой участвовали так или иначе все

греческие полисы, ослабила Грецию и облегчила задачу Македонии.

- Победа Древнего Рима над Македонией привела к тому, что в начале II

в. до н. э. Греция оказалась под властью Рима.

Древние Афины

Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления

государства а Афинах, приведший к образованию афинского демократического

полиса. Основные этапы этого процесса связаны с деятельностью выдающихся

греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н.э.),

Клисфена (конец VI в. до н.э.) и Перикла (середина V в. до н.э.), с

правлением которого связан расцвет афинской демократии. Прочитайте документ

№5 . Ответьте на следующие вопросы:

1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона?

2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону?

Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее:

Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его

становление в Аттике (область материковой части Греции, центром которой

являлись Афины) проходило в борьбе между общинниками-землевладельцами и

землевладельческой родовой знатью. Знать названа в документе богатыми, а

общинники - бедными.

Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы:

Какие реформы осуществил Солон

а) в социально экономической области

б) в политической области

2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинников-

землевладельцев, а что - интересам родовой знати?

3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой

народ, или нет? Как вы думаете, почему?

4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского

демократического полиса?

При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:

1. Фила - основная единица родового общества в Греции. Она представляла

собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но

придал им территориальный, а не родовой характер.

2. Государство - организация, власть которой распространяется на

определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе

обязательна только для членов родовой организации.

3. Ареопаг (совет ареопагитов) - высший орган власти в Афинах в период

разложения родового строя. Состоял из представителей знати. Поручить

ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полномочия.

Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключались реформы Клисфена?

2. Каково значение этих реформ?

Необходимо иметь в виду следующее:

1. За 80 лет, прошедшие со времени Солона, соотношение сил в Аттике

значительно изменилось. Развитие ремесла и торговли в Афинах, чему

благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили

Афины в крупный центр торговой и ремесленной деятельности. Поэтому Клисфен

мог опираться исключительно на городское население. Соответственно об учете

каких-либо требований сельского населения более речи не было. Реформы

Клисфена носили исключительно политический характер.

2. Вспомните пояснение 2 к документу № 6.

3. Реформы Клисфена в основном завершили процесс формирования афинского

демократического полиса. Дальнейшие изменения характеризуют процесс

развития афинской демократии.

Прочитайте документ № 8. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключалась роль народного собрания в Афинах?

2. Каким образом народное собрание контролировало должностных лиц?

3. В чем заключались обязанности совета 500 ?

4. Какой орган приобрел при Перикле больше прав, чем имел раньше:

народное собрание или совет 500?

5. Какой мерой обеспечивалось активное участие народа в политической

жизни Афин?

Обратите внимание, что:

1. Народное собрание существовало в Афинах и до Перикла. Его

полномочия, существенно сокращенные в период господства родовой

аристократии, были расширены Солоном и подтверждены Клисфеном.

2. Остракизм - изгнание из Афин путем своеобразного голосования: если

народ решал, что следует прибегнуть к остракизму, каждый писал на черепке

имя того политического деятеля, которого, по его мнению, следовало изгнать.

Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количество граждан.

Остракизм был важным средством ведения политической борьбы.

3. Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из самого

названия. Когда выборы производились поднятием руки, вопрос решался

большинством голосов.

Прочитайте документ № 9. Ответьте на следующие вопросы:

1. B чем видит автор недостатки афинского государственного строя?

2. Как вы считаете, можно ли считать афинское государственное

устройство идеальной формой демократии ? Обоснуйте свой ответ.

Отвечая на этот вопрос, необходимо учесть, что в число афинских граждан

не входили не только рабы, но и выходцы из других государств, проживавшие в

Афинах , - метеки. Получить афинское гражданство было очень сложно. Даже

пользующийся большим уважением философ Аристотель, проживший в Афинах

большую часть жизни, был метеком. Женщины имели гражданство, но не могли

участвовать в общественной жизни. С другой стороны, обратите внимание на

то, что в Древних Афинах сам народ определял основную политическую линию

государства, избирал, контролировал и смещал должностных лиц. Это была так

называемая непосредственная форма демократии. В современных демократических

государствах существует представительная демократия: не народ, а его

представители выполняют обозначенные функции, и далеко не все.

Древняя Спарта.

Прочитайте документ № 10. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какому органу принадлежала в Спарте верховная власть?

2. Из кого он состоял?

3. Из кого и каким образом выбирались геронты?

4. Какую роль играло в Спарте народное собрание?

5. Каким образом менялась эта роль в течение VIII века до н.э.?

6. В чем видит Плутарх достоинства политического строя Спарты?

7. Как вы считаете, каким было государственное устройство Спарты?

(демократическим, аристократическим, монархическим или же этот тип полиса

нельзя охарактеризовать одним словом). Обоснуйте свой ответ.

Отвечая на вопросы, примите во внимание следующую информацию.

1. Учреждение государственного строя, который существовал в Спарте

почти без изменений вплоть до IV в. до н.э., античная традиция приписывает

законодателю Ликургу. По словам Плутарха, к началу политической

деятельности Ликурга в спартанском обществе резко усилилось имущественное

неравенство, обострилась борьба между богатыми и бедными. Ликург решил

ликвидировать неравенство и сделать так, чтобы оно не могло возникнуть в

дальнейшем. Вспомните ситуацию в Аттике накануне реформ Солона. Как вы

считаете, между какими слоями общества обострились отношения в Древней

Спарте? С каким явлением связано это обострение? Ликург уравнял в

политическом отношении знать и простой народ, поставив герусию над теми и

другими.

2. Земля в Спарте принадлежала государству. Она была поделена на равные

участки - клеры. Каждый спартанец (если его признавали полноценным в

физическом отношении) получал при рождении клер, который приносил ему доход

и который он не мог ни дарить, ни продавать. Таким образом, между

спартанцами существовало не только политическое, но и имущественное

равенство.

3. Спартанцы называли свой полис "община равных". Они отрицательно

относились к демократическому строю, существовавшему во многих греческих

городах-государствах, и там, где могли, содействовали утверждению власти

аристократии.

4. Законодательство Ликурга сохранило институт царской власти. В Спарте

было два царя. Их звание было наследственным. Они происходили из двух

знатнейших спартанских родов.Цари выполняли роль жрецов (приносили жертвы

богам) и военачальников. Цари входили в состав герусии.

5. Совет геронтов (герусия) состоял из 30 человек: 28 геронтов и два

царя.

6. Филы - племена. Кроме родовых делений, Лаконика (область

Пелопоннеса, центром которой была Спарта) была разделена на 5

территориальных областей .

Прочитайте документы № 11. Ответьте на следующие вопросы:

1. Каково происхождение илотов?

2. Всегда ли положение илотов было неизменным?

3.Как определяют Павсаний социальное положение илотов?

Отвечая на вопросы, необходимо иметь в виду следующее:

1. Спартанцы в период переселения на Пелопоннес представляли собой союз

дорийских племен. Спартанцы захватили область Пелопоннеса Лаконику и

подчинили себе местное земледельческое население - ахейцев. Земля стала

считаться государственной землей, а коренное население области -

государственными рабами. Илоты работали на клерах спартанцев собственными

орудиями труда. Половину дохода получала семья спартанца, половину - все

работавшие на этой земле илоты. Спартанцы не могли по своему желанию

освобождать илотов. Это могло сделать только государство.

2. Илотов было много больше, чем спартанцев. Каждого спартанца во время

военного похода сопровождало три легковооруженных илота, которые выполняли

роль слуг. При этом часть илотов продолжала работать в сельском хозяйстве.

3. Поскольку многочисленные илоты жили отдельно от спартанцев и без

надзора, а к тому же говорили на одном языке, они представляли большую

угрозу для Спарты. Чтобы предотвратить восстания илотов (которые все равно

время от времени происходили) , спартанцы держали илотов в постоянном

страхе . Периодически они устраивали на них настоящую охоту: подстерегали и

убивали.

4. Илоты не были рабами в полном смысле слова. Они работали на земле,

часть урожая с которой брали себе; у них были собственные орудия труда; их

нельзя было покупать и продавать. Положение илотов в какой-то мере

напоминало положение лишенных средств производства работников храмовых и

царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная.

5. Спартанские илоты не были исключением из общего правила. Подобные

категории населения были также в Фессалии и на Крите.

6. В конце пятого и особенно в IV в до н.э., когда под влиянием мощного

притока денежных средств в Спарту в результате победы Пелопоннесского союза

в войне с Афинами общественно-государственный строй Спарты стал

разлагаться, в Лаконике появилось некоторое количество обычных, покупных

рабов. Они использовались так же, как и большинство рабов в Греции-были

домашними слугами.

7. Рабов в греческих полисах, особенно в Афинах было много, вероятно,

лишь немногим меньше , чем граждан. Но так же, как и на Древнем Востоке,

основой производства они не были. В сельском хозяйстве работало зависимое

население типа илотов или сами граждане . Ремеслом и торговлей занимались в

основном свободные граждане и особенно метеки. И те и другие могли иметь в

качестве помощников рабов. Но в основном рабы трудились на рудниках и

являлись домашними слугами. Свободное сельскохозяйственное население Греции

также использовало рабов, но опять-таки в качестве помощников.

В статье Ю.В.Андреева "Начальные этапы становления греческого полиса//

Город и государство в древних обществах.М.,1982. освещен процесс

формирования основного структурообразующего элемента греческой (и в целом

античной) цивилизации - полиса или города-государства. Проблема полиса и

его кризиса является центральной в античной истории, поскольку античная

цивилизация существовала как система полисов, а кризис и гибель этой

цивилизации представляет собой кризис и гибель полиса как формы организации

политических, социально-экономических и культурных процессов. Что же

представлял собой греческий полис?

В период расцвета греческой цивилизации полис представлял собой

независимое миниатюрное государство (в V в.до н.э. в Афинах было примерно

90 тысяч граждан, 40 тысяч метеков и 70 тысяч рабов). Его центром был город

в собственном смысле слова, то есть укрепленный населенный пункт, в котором

были сосредоточены административные, религиозные и военные функции, притом

значительная (не обязательно большая) часть населения непосредственно или

при помощи своих рабов могла заниматься ремеслом и торговлей. К городу

примыкала сельская округа в лице зависимых от города поселений. Большая

часть населения такого государства была сконцентрирована в городе в

результате так называемого синойкизма - политической интеграции ряда

первоначальных (чаще всего, сельских, но иногда и городских) общин,

сопровождавшейся переселением значительной части населения в один город.

Поэтому полис представлял собой специфический тип общины. В отличие от

других ее разновидностей (родовая, соседская) эта община существовала как

государство, то есть это гражданская община. Это был союз граждан,

направленный, прежде всего, на защиту от внешних врагов. Но гражданская

община выполняла и другие функции. Поскольку город представлял собой место

поселения земельных собственников (чем бы они в городе ни занимались),

принадлежность к общине давала право собственности на землю в полисе.

Гражданин полиса был полноправным частным собственником земли (исключение -

Спарта), но если он терял гражданство, он терял и право собственности, то

есть частная собственность на землю была обусловлена членством в общине -

принадлежностью к числу граждан. Еще одна функция гражданской общины: она

обеспечивала власть и господство над негражданами - метеками и рабами. Эта

функция полиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где постоянная

необходимость держать в повиновении илотов способствовала тому, что "община

равных" имела военизированный характер. Социальную основу полиса составляли

граждане среднего достатка, способные нести военную службу. В своем

идеальном варианте полис выступал как республика свободных, самостоятельно

обеспечивающих свое существование земельных собственников. Поэтому рост

имущественного неравенства среди граждан полиса, вызванный все большим

развитием товарно-денежных отношений и отчасти более широким использованием

труда рабов в конце V - начале IV вв. до н.э. привел к размыванию среднего

слоя - социальной опоры полиса и соответственно к кризису всей полисной

системы.

А.Ф. Лосев1 обозначает основные черты картины мира античного человека,

то есть формулирует те мировоззренческие принципы, исходя из которых

человек Античности воспринимал мир.

Обратите внимание на следующие черты этой картины мира:

- человек воспринимает мир как телесный, чувственно осязаемый, живой и

божественный.

- античные боги - это идеи вещей, то есть законы, которые правят миром.

Но поскольку мир телесен, телесны и его законы.

- законы природы обожествляются, но поскольку законы от природы

неотделимы, античным богам присущи все человеческие достоинства и

недостатки, ведь человек - частица природы.

- мир вечен и абсолютен. Егo никто не создал. Значит он самодостаточен

и управляется своими собственными законами. И эти законы неотвратимы.

- неотвратимость мировых законов выражается понятием судьбы. Античному

человеку свойственен фатализм.

- но человек не знает предначертанного. Поэтому он может поступать так,

как хочет. А это значит, что человек свободен. Отсюда светский культ

героев.

- мир - наилучшее произведение искусства. А раз так, значит

человеческое искусство должно подражать ему. Отсюда идея гармонии и культ

человеческого тела, которое так же прекрасно само по себе, как и породивший

его космос. Поскольку тело скульптурно, наиболее адекватное выражение

греческая идея гармонии нашла в скульптуре.

- внимание к человеческому телу не означает интереса к личности. В

древнегреческом и латинском языках нет слова, обозначающего понятие

личность. Когда хотят указать на человека, говорят "тело".

- соответственно нет и терминов для обозначения чувств. Обозначены

только чувственные ощущения.

- мышление человека конкретно и образно , даже абстрактное мышление.

- все это происходит оттого, что восприятие мира внеличностно. Человек

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.