бесплатно рефераты
 

Анархизм в Европе в 1/2 XX века

Анархизм в Европе в 1/2 XX века

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) В. Г. Федотова. Анархия и порядок в констексте российского

посткоммунистического развития // Вопросы философии. - 1998.

- № 5. - М., "Наука".

2) В. Плеханов, Собрание сочиненний, том IV.

3) Ф. Энгельс, К. Маркс, "Коммунистический манифест". Интернет.

4) Пётр Рябов. Краткий очерк истории анархизма.

Интернет: http://anarchive.virtualave.net/

5) Емельян Ярославский. Анархизм в России, ОГИЗ СССР, М., 1939.

6) Ленин, том XVIII.

7) Исаак Пуантэ. "Програмный очерк либертарного коммунизма".

Интернет: http://anarchive.virtualave.net/

ЛЮБИЧ НИКОЛАЙ

курсовой

РЕФЕРАТ

по истории

на тему

АНАРХИЗМ В ЕВРОПЕ В 1/2 XX ВЕКА.

УСПЕХИ И НЕУДАЧИ.

преподаватель: Тимерманис

Валентина Анатольевна

2000 год

Санкт-Петербург

ВСТУПЛЕНИЕ

Прежде всего, начиная написание моего реферата, я должен ответить на

вопрос: почему я выбрал эту тему?

Во-первых, я хочу выделить несколько ключевых событий в истории

европейского анархизма, относящихся к первой половине двадцатого века, и

провести параллель с эволюцией теории безвластия. На основе анализа этих

ключевых событий можно выявить основные тенденции и закономерности,

определившие развитие анархизма во второй половине века.

Во-вторых, я хочу ответить лично для себя на вопрос - создали все

эти проявления движения анархистов реальные предпосылки для реализации

некоторых идей анархизма в наше время? Ведь начало века было так богато

разнообразными бунтами, террористическими актами и попытками создания

обществ без власти под чёрными флагами. Подробное рассмотрение истории

европейского анархизма в выбранный период на примере самых значительных

событий даёт мне ключ к объективной оценке современной обстановки в

контексте рассмотрения перспектив анархизма. Анализ теоретической базы

сильно влияет на формирование моих собственных взглядов и на выработку

собственных концепций, своего плана действий.

Я считаю идеи безвластия, федерализма и децентрализации особенно

актуальными в современной России, где существует "по некоторым оценкам,

около 30-40 миллионов человек, не включённых в социальные структуры и

никому не подчиняющихся, т.е. живущих в состоянии анархии" [1, с. 4]. Цифры

говорят сами за себя.

История анархизма, например, в России во время революции,

поучительна как ничто другое, для человека, желающего осознать сильные и

слабые стороны анархического движения. А испанский либертальный коммунизм!

Какой пример единения пролетариата для борьбы с реакцией! Каждый

интересующийся историей революционной борьбы, должен глубоко изучить

историю испанской революцию.

Одним словом, я берусь за написание реферата по данной теме не

только с личной целью систематизации, но и с целью возможного использования

его в целях просвещения молодёжи, а так же в некоторой степени для

своеобразной агитации. Следует признать, что работа является не просто

беспристрастным изложением фактов, но, напротив, не лишена доли моей личной

оценки происходивших событий. Однако я постарался изложить всё максимально

объективно, используя разнообразную литературу с разными точками зрения,

причём не вся она упомянута в списке. Использовано также много материала из

Интернета, но я не упоминаю некоторые из них, так как не использовал их

непосредственно при написании реферата.

Глава I

Усиление тенденций к безвластию. Исторические предпосылки.

К началу XX-го века тенденции к безвластию в массах несколько

усилились, причём не только в Европе, но и во всём мире. Марксизм

разделился на течения радикальные и ревизионные, из которых часть утратила

былой радикализм и чёткость построения программы. Поэтому марксизм

несколько утратил свой роль унитарной идеологии пролетариата и не мог

больше удовлетворять всех рабочих… В то же время давление государства на

личность и мера его вмешательства в экономику заметно увеличились - отчасти

это было связано с назревавшей империалистической войной - милитаризм и

колониализм, прежняя эксплоатация рабочего класса под покровительством

структур глобального управления, а также давление на мелкого производителя,

вызванное тенденцией к монополизации, не могли не вызвать решительного

противодействия в виде восприятия радикальной идеологии свободы. Особенно

это актуально по отношению к ремесленникам и интеллигентному мещанству,

которые являются основой для распространения анархических идей.

В преддверии I Мировой Войны официальный Интернационал уже не мог

единить революционеров, что доказали результаты голосований в парламентских

организациях стран, вступающих в войну, когда большинство депутатов-

социалистов проголосовали за военные кредиты "своим" правительствам.

Следует особо отметить, что разлад внутри II-го Интернационала не произошёл

в одночасье в начале войны, но явился кульминацией длительного процесса,

начавшегося до начала XX-го века.

В то время, как Интернационал терял своё влияние, усиливалась

борьба за полное освобождение личности, которую олицетворяли собой

анархисты. Ярким деятелем этой борьбы стал в XIX-ом веке Михаил

Александрович Бакунин. Характерно то, как складывались его отношения с

Интернационалом. Он был исключён из его рядов за идейное отступничество, и

его сторонники тоже были отстранены от участия в едином движении. Однако

Бакунину и компании удалось развернуть активную пропагандистскую и

революционную деятельность по всей Европе, оказывавшую сильное влияние на

рост популярности анархизма в Европе; Социалистический Альянс Бакунина

некоторое время успешно конкурировал с Интернационалом, особенно в Испании.

Бакунин - представитель так называемого бунтарского направления в

анархизме.

Потеряв веру в непогрешимость Интернационала и его радикализм,

некоторая часть рабочих перешла к анархо-синдикализму. Они действовали

против капиталистов- эксплоататоров методами так называемого "прямого

действия" - стачек и саботажа. Особенно сильны они были во Франции, набрали

к концу XIX-го века силу и в Англии. Как мы видим, больше становилось

сторонников как индивидуалистического анархизма, так и коллективного.

Больше стало однако и отрицательных безрезультатных проявлений -

террористических актов и убийств. Например, вспышка терроризма в 1890-1895

годах, особенно сильная во Франции и близкой к ней Испании. Однако такие

личности, как Равашоль, Эрьен, Казерио лишь вызвали неприятие

общественностью своих методов, повлекшее за собой обострение критики

анархистов. Этот период ярко показал неточность и неэффективность

террористических ударов по государственному аппарату.

В 1985-ом году профсоюзы и биржи труда во Франции объединились во

Всеобщую Конфедерацию Труда (ВКТ), которая быстро переросла масштабы

отдельной страны и объединила большое количество пролетарских профсоюзов в

борьбе за свои права.

XX-ый век анархизм встретил в фазе "количественного" подъёма. В

области обновления его теоретической базы, напротив, имел место некоторый

идейный застой. Однако, нельзя сказать, что соперничавшие с анархизмом

течения потеряли своё влияние в сильной мере. Марксизм по-прежнему правил

умами большинства рабочих. Очевидно стало то, что изменить положение в

рядах пролетариата - основного революционного класса - вряд ли удастся без

долгой и планомерной агитации. Поэтому в начале XX-го века анархизм стал

идеологией по преимуществу мелкой буржуазии - ремесленников, крестьян и

прочих мелких производителей. Также к анархистам примкнула часть радикально

настроенной интеллигенции. Дело в том, что в то время анархизм в наиболее

полной мере отражал интересы этих классов. Мелкий производитель и

крестьянин-собственник в наименьшей мере зависели от организации общества

"сверху". Налоговые сборы были им ни в коей мере не выгодны - они связывали

их возможности, отнимали прибыль, не предоставляя ничего взамен - ведь

часто крестьяне довольствовались обменными сделками, предпочитая получать

нужный товар без посредников, в том числе государства. Благоустройство

инфраструктуры они чаще проводили сами, чем получали со стороны

государства. Как итог, главной теоретической основой анархизма в начале XX-

го века стало учение Кропоткина, ориентированное на крестьянскую среду.

Правда, это учение не ставило себе цели обрисовать конкретные пути

воплотить идеалы в революционную действительность.

Неумение вести борьбу постепенно, идти путём частичных успехов

было главной проблемой и основной причиной неудач в анархистской практике.

Так, ещё Бакунин считал, что "всякое политическое движение, не имеющее

своей целью непосредственное, прямое, бесповоротное и полное экономическое

освобождение рабочих, , принцип социальной ликвидации,- всякое подобное

политическое движение есть движение буржуазное, и, как таковое, должно быть

исключено из интернациональных движений"[2, с. 21]. Посудите сами, можно ли

было вести успешную борьбу со столь бескомпромиссных позиций?

Марксисты же, в противоположность, следовали Энгельсу и Марксу,

которые ещё в середине XIX-го заявили, что "коммунисты в капиталистическом

обществе поддерживают всякое революционное движение, направленное против

существующего общественного и политического строя"[3]. Таким образом, мы

видим, какими заметными были расхождения между марксистами и анархистами

даже в методах ведения борьбы.

Теоретическая база анархизма к началу XX-го века.

Теоретическую базу анархизма я буду рассматривать с того

времени, когда Европа, вступив в эпоху великих революций, способствовавших

утверждению человеческой индивидуальности, освобождению её из под

психологического гнёта государства, крушению основ традиционного

монархизма, породила собственно анархизм как философское учение. "Анархизм

окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-1840 г.г. - в

борьбе с либерализмом и государственным социализмом" [4], - считается

теперь. Анархизм противостоял обоим этим движениям, и точным определением

его смешанной сути можно считать слова Михаила Бакунина: "Свобода без

социализма есть привелегия и несправедливость. Социализм без свободы есть

рабство и скотство".

Уже Уильям Годвин и Макс Штирнер в начале XIX-го века обозначили

два главных направления анархизма, которые потом стали анархо-

индивидуализмом и анрхо-коммунизмом. Штирнер первым признал необходимость

революционного преобразования общества и считал выгодным создание сбободных

"союзов эгоистов" для того, чтобы они вместе прорубили себе дорогу к

индивидуальному счастью…

Одним словом, суть идеологии анархизма уже понятна - это синтез

идеи свободы и социальной справедливости, синтез идей либерализма и

коммунизма, и в то же время противоположность обоих. Анархизм, по моему

личному убеждению, венчает поиски "золотой середины" в области экономико-

политических учений.

Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон

(1809 - 1865). Он был активным участником революции 1848-го года во

Франции, пропагандировал идеи анархизма в массах, проводил, в отличии от

Годвина и Штирнера, конструктивную критику государственного строя, он

избегал абстрактных схем и прожектёрства. Его философия, дополненная

Бакуниным, была к концу XIX-го века основной теоретической базой для

революционеров-анархистов. Его недаром называют "отцом европейского

анархизма". Особенно высокую оценку давал философии Прудона и его личным

качествам А. И. Герцен.

Так в чём же, собственно, суть прудонистических концепций?

Государственной власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон

противопоставляет принципы федерализма, децентрализации,

взаимопомощи(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления.

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без

экономического обеспечения и децентрализации управления. "То, что называют

в политике властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в

политической экономике называется собственностью, эти две идеи равны друг

другу и тождественно, нападать на одну - значит нападать на другую, одна

непонятно без другой…" [4] Исходя из этого, Прудон сопоставлял

экономическое обеспечение с политической федерацией. Прудон основывался на

принципе равновесия, отстаивая как принципы равновесия, так и права

личности, так и интересы собственности.

Лично для меня учение Прудона оказалось настоящей кладезью

мудрости, дополненной конкретными и чёткими экономическими обоснованиями и

инициативами, не потерявшими актуальности и по сей день. Особенно уважаю

учение Прудона за предложенную им идею так называемого "банка обмена",

который позволил бы людям, получающим трудовой доход, брать бесплатный

кредит.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является

ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения XIX-

го. "Именно Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма

как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или

социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного

революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.

Наконец Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив

анархизма - идею бунта, бескомпромиссной борьбы за полное освобождение

личности и общества" [4]. Бакунин был истинным интернационалистом в своей

деятельности, что должно быть в каждом анархисте.

В своих теоретических трудах Бакунин подчёркивал роль государства

как разрывающего солидарность людей элемента. "Оно [государство] разрывает

всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью

уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных", - писал русский

анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной

и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы

надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого

и ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть стремится себя

увековечить, "ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним

господствует упомянутая опека. "Итак, там, где начинается государство,

кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что

государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса,

отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё

остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не

свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая

часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё...

Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым

образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен"

[5, с. 24] . Бакунин безжалостно критиковал государственный

социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на смену привилегированным

классам капитализма придёт "красная бюрократия", так как власть и

эксплоатация неразрывно связаны друг с другом и невозможно уничтожить

второе, не уничтожив первого. К сожалению, Михаил Александрович оказался

прав… В оценке марксистов Бакунин близко сходился с Прудоном. Он

радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.

В общем, можно закончить рассказ о теории анархизма к началу XX-

го века на Бакунине, как последнем действительно крупном теоретике

анархизма в XIX-ом веке.

Глава II

Участие анархистов в I-ой Русской Революции.

Другие действия до 1917 года.

Ко времени начала революции в России анархисты имели влияние

преимущественно на юге страны(главные центры - Одесса, Екатеринослав,

Елисаветград), а также на Кавказе и в Польше(Лодзь, Белосток, Варшава) [5,

с. 29] . В Москве и Петербурге анархизм был представлен синдикалистами,

ведущими пропаганду среди рабочих при активнейшом противодействии со

стороны марксистов, а также значительной частью матросов Балтийского Флота.

Чем же объясняется территориальное тяготение анархизма к югу? В основном

это следует из классового состава анархического движения. Ведь основную

поддержку анархисты получали в тогдашней России от мелкого собственника в

лице крестьянина. В это время теоретические труды Кропоткина, в которых

упор делался на крестьянство, уже успели стать главными в теории

российского анархизма. Крестьянские отношения основывались обычно на

обмене, на личном контакте с производителем в городе, поэтому крестьянам не

доставляло почти никакой пользы государственное управление - ведь

государство сосало крестьянскую кровь - зерно - чтобы продать его за

границу, в то время как деревня иногда голодала. И царь поддерживал

помещиков, которые и у общинников и у индивидуалистов норовили урвать кусок

земли. Поэтому крестьяне, особенно зарождавшиеся фермеры(то есть их

российский аналог), поддерживали идею анархического бунта, верили в идеал

"вольного хлебороба", который обожествлял Кропоткин.

А большевики на юге сосредоточились на пропаганде в армии и

поэтому не составляли анархистам жёсткой конкуренции в крестьянской среде.

Но ведь и солдат по сути своей - тоже рабочий или крестьянин, только в

шинели. Поэтому идея анархии проникала в армию. Например, восстание на

броненосце "Потёмкин", говорят, поднял матрос-анархист Матюшенко.

В то же время в городах на юге анархисты вели пропаганду среди

рабочих мелких и средних предприятий, которые мечтали взять власть на

предприятиях в свои руки. Тем более, что и сами рабочие были выходцами из

деревни, и посему их душевный склад был похож на крестьянский - они

надеялись самостоятельно взаимодействовать с деревней на принципах обмена.

Эти рабочие не дистанцировали себя от крестьянства, как потомственный

пролетариат крупных городов.

И агитация приносила свои плоды, что бы не говорили книжки

Политиздата через десять-двадцать лет. Именно эта пропаганда сделала

возможным существование потом "республики Махно", где городские рабочие-

синдикалисты в союзе с крестьянством сумели долгое время удерживать Гуляй-

Поле от посягательств как красных, так и белых, и националистических банд

Петлюры. Подводя итоги, можно сказать, что агитация создала благоприятную

почву на юге, на Украине и в Польше, где анархисты сливались с борцами за

национальную свободу. В центральных районах конкурировать с эсерами и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.