бесплатно рефераты
 

Западное инвестирование в экономику России

инвестиционную деятельность. Основу национального

законодательства об иноинвестициях составляют правовые гарантии,

непосредственно влияющие на международный инвестиционный процесс.

Цель таких гарантий - обеспечение взаимных интересов принимающих

стран и иностранных инвесторов. Другими словами, иностранная

частная собственность - инвестиции - как бы приравниваются по

правовому положению к частной собственности отечественных

инвесторов.

Однако, для взаимовыгодных отношений это недостаточно. Ведь

иноинвесторам приходится нести дополнительные расходы на

транспорт, связь и многое другое. Поэтому национальное

законодательство принимающих стран предусматривают предоставление

иностранным инвесторам льгот и привилегий ( в отношении

налогообложения, таможенных пошдин, и др.)

В настоящее время основным законодательным актом,

регулирующим деятельность по иностранному инвестированию,

является Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях

в РСФСР". Статья 6 Закона указывает, что иностранные инвестиции

на территории РФ пользуются полной правовой защитой, а статья 7

декларирует гарантии от принудительных изъятий. Согласно закону,

иностранные инвестиции не подлежат национализации, реквизиции или

конфискации кроме как в исключительных, предусмотренных

законодательством случаях. При этом иностранные инвесторы имеют

право на возмещение возникающих убытков. Налоги инвесторы платят

в соответствии с законами РФ.

Предусмотрены некоторые льготы совместным предприятиям с

иностранными инвестициями - право без лицензии экспортировать

продукцию и импортировать товары для собственных нужд, оставлять

валютную выручку полностью в своем распоряжении.

До недавнего времени большая проблема было связана со

взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые

практически не имели никаких преимуществ перед российскими

инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать

размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых

пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ "О

дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в

отрасли материального производства РФ" В качестве таких мер

установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз

иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании

являются учредителями предприятий по производству аналогичных

товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли

материального производства РФ. Тоже относится к налогообложению

компаний с долей иностранного капитала более 30% (или не менее 10

млн $), оно приравнено фактически к налогообложению малых

предприятий; инвесторы освобождены от таможенных пошлин, НДС и

акцизов при поставке оборудования для действующих предприятий и

при вкладе их в уставной капитал.

Но все равно, законодательная база, регулирующая

иноинвестиции, не доработана. Так, все бизнесмены мира ведут свое

дело на основе законов, у нас же им приходиться руководствоваться

указами, распоряжениями, постановлениями и другими нормативными

документами, которые постоянно меняются, дополняются, уточняются,

разъясняются, что затрудняет реализацию любых экономических

программ.

3. Психологическая проблема

привлечения инокапитала

Следует учитывать еще одну проблему, связанную скорее с

психологическими, чем экономическими факторами, мешающими

привлечению капитала. Это психологическое несовпадение

возможностей инвестора и заказчика, которое кроется в различной

их нравственной организации, разном восприятии хозяйственных

процессов и представления о них. Умственная неорганизованность

представителей российского малого и среднего бизнеса проявляется

в бессистемности хозяйственного мышления, маловариантности

представлений о развитии хозяйственных событий,

безответственности и пассивности. Все это не соответствует

психологическому поведению зарубежных инвесторов, их постоянной

нацеленности на системное решение хозяйственных задач, умению

дифференцировать экономические процессы по значимости и т.д.

Несовпадение менталитетов и уровней экономической культуры

российских и зарубежных инвесторов препятствует реализации ряда

инвестиционных программ.

Большим барьером реализации инвестиционных программ является

проявление иждивенчества в различных формах. Иностранные и

российские партнеры по-разному понимают роль и значение

инвестиционного бизнеса. Одни - как способ заработать трудовые

деньги, другие - как дармовую возможность их тратить. Российские

заказчики нередко предлагают для инвестирования случайные и

бесперспективные проекты, стремятся прежде всего залатать

собственные производственные и финансовые дыры за счет зарубежных

средств. Зарубежные же инвесторы скрупулезно разрабатывают свои

бизнес-планы для сфер помещения своих капиталов, тщательно

подсчитывают экономическую эффективность капитальных вложений и

ищут пути сокращения сроков их окупаемости.

Таким образом, эта проблема заключается в несовпадении целей

и непонимании инвестиционных программ иностранных инвесторов

российскими, а российских инвесторов - иностранными, их разными

менталитетами.

4. Перестройка фондового рынка.

Одно из условий инвестиций в России (прежде всего

зарубежных) - понятная и работающая структура фондового рынка,

жесткие правила игры для его участников. В июле Россия была

принята в международную ассоциацию по регулированию рынка ценных

бумаг (РЦБ). Весьма активна Федеральная комиссия по ценным

бумагам и биржам, которая вырабатывает стандарты, создает и

поддерживает инфраструктуру фондовой торговли. В этом ее главное

отличие от западных, где подобные комиссии ограничиваются лишь

контролем за соблюдением соответствующего законодательства.

При комиссии учрежден экспертный совет. Налажено

взаимодействие с саморегулирующимися организациями РЦБ в

регионах и Центре. Прежде всего с Профессиональной ассоциацией

участников фондового рынка (ПАУ- ФОР) и др. Цель: объединить

усилия государства, коммерческих структур, банков, финансовых

компаний и инвестиционных фондов в развитии РЦБ, разработке

необходимой нормативной базы.

Многое уже сделано. Разрабатывается закон о ценных бумагах,

который может быть принят до конца 1995 г., об акционерных

обществах (прошел первое чтение в Госдуме), акты по

регулированию инвестиционных рисков. Необходимо утвердить

стандарты и правила лицензирования для регистраторов,

перерегистраторов, инвесторов, фондовой торговли (в первую

очередь твердых котировок). Планируется принять новые документы

по проспектам эмиссии (приближенные к западным требованиям,

чтобы иноинвесторы могли лучше ориентироваться). Ввести жесткие

санкции против АО, нарушающих права акционеров. Всего в целом

одобрены 13 из 16 подготовленных нормативных актов.

В июле в России был принят указ о создании паевых фондов,

что позволит, как надеются в ФКЦБ, привлечь к инвестициям не

только зарубежный, но и российский капитал, сбережения населения.

Сегодня у него на руках около 20 млрд. долл. и примерно 70-80

трлн. руб. По расчетам комиссии, примерно 10% от этих сумм могут

быть быстро пущены на капвложения с помощью паевых фондов.

Попытка объединить в финансовых программах ресурсы граждан,

отечественных и заграничных институциональных инвесторов (а

подобные фонды тоже могут выпускать ценные бумаги) -

качественно новый шаг в развитии РЦБ в России. Дополнительный

фактор его прозрачности, надежности, ликвидности. Причем не

устанавливается никаких ограничений для иностранцев, которым

разрешается даже возглавлять паевые фонды.

Быстрыми темпами достраивается инфраструктура. Расчеты,

клиринг, депозитарий, как считают в комиссии, тоже должны

соответствовать международным нормам. Уже существует

электронная биржа, некий аналог американской НАСДАК, к которой

присоединились регионы. Сейчас отрабатываются правила торгов.

Внебиржевой рынок в Москве переходит на эту систему.

Прошли те времена, когда клиринг на столичных фондовых

биржах сводился к вываливанию на столы мешков денег, которыми

расплачивались за ваучеры по текущему курсу. С тех пор утекло

немало воды в Москве-реке. В 1994 г. создана депозитно -

клиринговая компания (ДКК). В нее входят крупные российские и

зарубежные банки, брокерские, инвестиционные и финансовые

компании. Расширяется система регистраторов, в первую очередь в

провинции.

Многих зарубежных инвесторов отпугивает слабость российской

правовой системы, невозможность добиться исполнения судебных

решений. Теперь в административный и уголовный кодексы внесены

необходимые изменения. В том числе наказания за нарушения на РЦБ,

развитие которого в 1994-1995 гг. далеко опередило

нормотворчество. Наиболее типичны злоупотребления руководителей

АО, конфликты с пайщиками, размывание акционерного капитала

дополнительными эмиссиями для перераспределения контроля,

искажение, сокрытие информации. Не привлекает и стратегических

инвесторов и слишком большая доля частных лиц в акционерных

капиталах, которые из-за этого слишком распылены, что сильно

затрудняет принятие решений и управление АО.

Событием для России стало недавнее введение института

маркет-мейкеров, без которых трудно добиться ликвидности рынка.

Для твердых котировок были отобраны семи АО. Требования к ним

были следующие: доступное нахождение регистраторов, открытость

информации об эмитенте, ликвидность, спрос на вторичном рынке в

Москве. В список попали бумаги Ростелекома, Коминефти,

Пурнефтегаза, Юганскнефтегаза, РАО ЕЭС, Мосэнерго,Иркутскэнерго.

Маркет-мейкеры сумели привлечь к ним спрос со стороны банков и

инвестиционных фондов.

Продолжает совершенствоваться система депозитариев. Крупные

инобанки - Чейз Манхэттен, Креди Сюисс, ИНГ-банк предоставляют

клиентам услуги по ответственному хранению ценных бумаг. Ряд

российских кредитных институтов ведет переговоры с комиссией по

ценным бумагам США, транснациональными банками о создании в

России субагентов по учету и хранению фондовых ценностей в

соответствии с пунктом 17F закона Соединенных Штатов об

инвестиционных компаниях.

Эмиссия американских депозитарных расписок российских

компаний, которая, как ожидается, расширится в ближайшие месяцы,

должна увеличить число участников на российском РЦБ. В числе

таких АО могут быть производства нефтегазовой,

телекоммуникационной, электроэнергетической, целлюлозно-бумажной

и других отраслей, а также комбанки. Все это привлечет

дополнительно иностранные инвестиционные банки, фонды рисковых

инвестиций (хедж-фонды), фонды для растущих рынков, взаимные и

пенсионные фонды, страховые фирмы, новых стратегических

вкладчиков капитала.

5. Неустойчивый интерес к госбумагам.

Инвесторов сейчас интересуют не только корпоративные акции,

но и государственные ценные бумаги - "вэбовки", "еврооблигации",

а также госдолги, торговлей которыми западные инвесторы давно

занимаются. Оформленные в основных СКВ долги бывшего

Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) оцениваются сегодня в 25-30 млрд.

долл. С ноября 1991 г., когда ВЭБ обанкротился, а СССР

окончательно развалился, эти долговые обязательства почти не

покупаются. В конце 1994 г. их рыночная цена упала до 20% от

номинальной. К октябрю 1995 г. общий объем невыплаченной

задолженности, деноминированной в долларах, составил (в процентах

к номиналу) 20-23%, в немецких марках - 30-35%, швейцарских

франках - 23-26%, иенах - 15-18%, в других СКВ - 28-35%.

Большинство держателей и трейдеров находится за рубежом. Но в

последнее время "затеплился" интерес к долгам ВЭБ со стороны

российских портфельных инвесторов.

Несколько лучше положение с "еврооблигациями" ВЭБ,

эмитированными в 1988-1990 гг. (основная часть - в немецких

марках) четырьмя траншами с датами погашения в 1995-1996 гг.

Суммарный объем - 1,1 млрд. долл. Торговля ведется по системе

Эуроклир/СЕДЕЛ на оффшорных и национальных рынках. Ее сильно

поддержало аккуратное погашение первого транша (8.2.95) Минфином,

принявшим на себя обслуживание задолженности ВЭБа. Доходность в

среднем - 8-8,5% годовых. "Еврооблигации" начинают привлекать и

российских вкладчиков капитала.

Облигации внутреннего валютного займа (ВВЗ), которыми

оформлены долги ВЭБа его клиентам-госпредприятиям, выпущены пятью

траншами с выкупом в 1995-2003 гг. Общий объем - 7,8 млрд. долл.

Погашение первого тиража (14.5.95) на сумму 266 млрд. долл.

подбодрило трейдеров и инвесторов. Особенно российских , которые

доминируют на данном секторе. Это главным образом коммерческие

банки, выступающие операторами для первичных владельцев. Но

слишком велики сроки расчетов - 7 дней, что слишком долго для

иностранных инвесторов.

По большому счету, было бы несправедливо всерьез поставить

под сомнение способность России отвечать по своим внешним

обязательствам.

По ключевым макроиндикаторам мы выглядим фотогенично. В

октябре 1995 г. соотношение между объемами внешнего долга и

экспорта составило 160,5% (против 188% у Мексики и 222,4% у

Польши), обслуживанием долга и экспортом - 16,5% (против

соответственно 24,2% и 41%), долгом и ВВП - 12,3% (против 61,6% и

68,5%).

На цены и настроения инвесторов очень влияет ход переговоров

с Парижским клубом (по официальной задолженности

государствам-кредиторам), Лондонским клубом (представляющим

интересы коммерческих банков), а также по негарантированной

банками задолженности по торговым кредитам.

Лондонский клуб тесно увязывает свою позицию с Парижским. Тот

- с одобрением прежде всего Международного валютного фонда. В

конце 1991 г. МВФ выдвинул жесткое условие: реструктуризация

долга возможна лишь в обмен на стабилизацию российского

платежного баланса. Москва согласилась, и с 1992 г. ей начали

поступать ресурсы от международных финансовых организаций.

Это активизировало переговоры с обоими клубами. В 1993 г.

наметился серьезный поворот к лучшему. Взамен прежних

ежеквартальных переносов Парижский клуб согласился отсрочить

выплату 15 млрд. долл. сразу на 7-10 лет в зависимости от

категории долга. В апреле того же долга Россия подписала

соглашение о признании задолженности СССР. Одновременно с

республиками СНГ договорилась о "нулевом варианте". Москва взяла

на себя внешние доги, т.к. самостоятельно страны СНГ не могли

обслуживать свои доли. Но взамен получила все внешние активы

СССР - зарубежную собственность, дебиторскую задолженность

развивающихся государств и т.д.

В 1994 г. удалось договориться с Парижским клубом о переносе

платежей (7 млрд.долл.) за тот год на 10-15 лет. Однако в Кремле

и Белом доме понимали, что все время делать это невозможно.

Через каждые 3-6 месяцев Россия оказывалась в состоянии

неплатежеспособности. Чем больше она становилась, тем жестче

говорили с Москвой.

Было принято радикальное решение. Заключенное в июне 1995 г.

соглашение об очередной отсрочке платежей должно стать последним.

Полностью изменить концепцию переговоров - вести их по всей сумме

долга по клубам, т.е. с различными категориями кредиторов. По

всем платежам на ближайшие 10-15 лет. Это позволит определить

графики выплат и заранее знать, когда, кому, какие суммы

перечислять. Причем максимально сгладить сами платежи. По

действовавшему графику, Москве надлежало выплачивать ежегодно по

более чем 20 млрд. долл., что для России пока просто нереально.

Добиться наконец погашения основного долга и отсрочек до 2000 г.

А за пятилетие решить главные экономические проблемы. Привлечь в

страну иностранный капитал. Стать платежеспособным государством

на длительный срок. Это и в интересах западных кредиторов,

иначе, кредитуя неплатежеспособного заемщика, они вынуждены

создавать резервы в объеме самих кредитов.

Чего удалось добиться? На встрече в Галифаксе "семерка" и

Россия договорились о долгосрочной (на 25 лет) реструктуризации

задолженности. Правда, Парижский клуб таких условий не

предоставлял. Москва надеется на успех, учитывая прецеденты

1993-1994 гг. На переговорах с руководителями Лондонского клуба

во Франкфурте-на-Майне Москве повезло больше: достигнуто

принципиальное согласие на вариант "семерки". Сейчас эксперты

дорабатывают соответствующий документ. Пока рано говорить о его

содержании. Но всем своим поведением члены Лондонского клуба

демонстрируют понимание российских проблем и, похоже, готовы на

серьезные уступки. Это мгновенно уловил вторичный рынок наших

долгов: котировки взлетели с 20% до 40% от номинала.

С Парижским клубом труднее. Правда, переговоры идут

параллельно. Многое зависит от ВМФ. Россия старается проводить

жесткую экономическую политику. Успешно выполняет условия по

соглашению "стенд-бай" и регулярно получает новые транши.

Готовится расширение кредитования.

По товарным долгам правительство заявило в 1994 г. об их

признании. Минфин будет эмитировать векселя под эту задолженность.

Порядок их погашения планируется привязать к условиям соглашения

с Парижским клубом. Таким образом, к концу 1995-го - началу 1996

г. у России появится четкая единая концепция по управлению и

обслуживанию своих долгов, что должно придать уверенности

иноинвесторам.

Впрочем, они уже получили доступ и к операциям с другими

гособязательствами - ГКО, КО, ОФЗ, "золотыми" бумагами, а также с

СКВ, МБК, КК на внутреннем российском рынке через своих партнеров

и агентов (банки, финансовые компании, инвестиционные фонды)

Рынок ГКО (у которых сегодня самая высокая доходность из всех

финансовых инструментов) располагает самой совершенной

инфраструктурой благодаря усилиям одного из зампредов на

Неглинной. Действуют две площадки на базе Московской и

Новосибирской межбанковских валютных бирж в режиме "он-лайн" с

электронным торговым и депозитно-клиринговым комплексом,

позволяющим рассчитываться по сделкам в "день Т" Однако прямое

участие нерезидентов пока запрещено. Центробанк и Минфин боятся

дать разрешение.

6. Роль отечественных инвестиционных банков

в привлечении инокапиталов

Большую роль в инвестиционной политике государства способны

сыграть отечественные инвестиционные банки, которые могут

привлечь крупные инокапиталы. В Федеральной комиссии по ценным

бумагам полагают, что между эмитентом и инвестором должны

находиться профессиональные посредники - интересы инвестора

должен представлять финансовый брокер, интерес эмитента -

инвестиционный банк. Увязывание возможных противоречий между ними

должно быть осуществлено за счет подготовки соответствующей

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.