бесплатно рефераты
 

Вексельные обращения в России и Нижнем Новгороде

др.).

В России решение ЦБР о введении практики переучета векселей

(обязательно - товарных) принято только осенью 1994 года, причем банки

обязаны не позднее чем за 2 рабочих дня до наступления срока платежа по

векселю выкупить его обратно. Иначе говоря, используется схема соглашения

об обратном выкупе (операция "репо", от англ. repurchase agreement),

представляющая собой в данном случае краткосрочное кредитование банка со

стороны ЦБР под залог векселя. На мой взгляд, нельзя не отметить, что такое

соглашение не особенно стимулирует активность коммерческих банков в учете

векселей. Более того, по имеющимся у меня данным, такая операция

Российскими коммерческими банками вообще не практикуется - специалист,

которому я задал этот вопрос, удивленно пожал плечами: "А зачем? Только

заморозить деньги на какое-то время..."

Финансовые векселя

Основанием большинства вексельных сделок в условиях рыночной экономики

являются товарные векселя, которые и были рассмотрены нами выше; при этом к

сказанному следует добавить, что если товар до покупателя (плательщика по

векселю, акцептовавшего его) по каким либо причинам не дошел, то это не

освобождает его от необходимости совершить платеж на счет векселедержателя.

В этом как раз и проявляется существо векселя как "безусловного" документа.

Кроме товарных, существуют и финансовые векселя, когда одна сторона выдает

другой определенную сумму денег, получая взамен долговое обязательство

должника - вексель. Наличие финансовых векселей возможно по причине

отсутствия в их тексте упоминания об основании их выставления. Но

одновременно это приводит и к появлению фиктивных векселей, не связанных с

реальным перемещением ни товаров, ни денежных средств; среди финансовых

векселей выделяют дружеские, встречные и бронзовые.

Дружеские векселя представляют собой своеобразную услугу, когда

платежеспособное предприятие, пользующееся солидной репутацией, выставляет

простой вексель на другое предприятие, испытывающее финансовые затруднения,

предоставляя ему тем самым возможность реализовать вексель и получить

деньги. При этом предполагается наличие определенных отношений между этими

предприятиями, что позволит в последующем урегулировать вопрос долга (при

этом возможен вариант, когда вексель будет погашен самим нуждающимся

предприятием). Встречные векселя преследуют ту же цель, когда одно

нуждающееся в деньгах предприятие обменивается безденежным векселем с

другим (векселя одной и той же суммы выставляются "друг на друга" на один и

тот же срок). Что касается бронзовых (или, как их еще называют, дутых)

векселей, то их выставление обычно происходит по инициативе предприятий,

которым по причине своей финансовой несостоятельности трудно рассчитывать

на получение дружеского векселя и которые по этой причине организуют

появление дутого векселя от имени либо несуществующих (фиктивных)

предприятий, либо (за небольшую плату) практически неплатежеспособных лиц.

Еще одной разновидностью векселя являются банковские, получившие

значительное распространение в последние годы как среди граждан

(рассматривающих их в качестве одного из способов более или менее надежного

вложения своих сбережений), так и среди предприятий (для которых в условиях

длительного прохождения платежей через банковскую систему на первый план

выходит возможность осуществления расчетов векселем). Для их приобретения

необходимо внести вексельную сумму на счет (в кассу) банка, после чего

последний выписывает вексель. При этом датой его составления является дата

поступления денежных средств в банк.

Существует также две основные формы вексельного кредитования:

предъявительский (в форме учета векселей) и векселедательский. В последнем

случае также возможны варианты.

1. Банк может кредитовать своих клиентов векселями с одновременным

заключением кредитного договора. Векселедержатели расплачиваются ими со

своими поставщиками. Затем вексель может пройти по цепочке от одного

предприятия к другому, производя расчеты между ними, и на каком-то этапе

будет предъявлен в банк для оплаты. Погашение векселя банком может быть

осуществлено за счет средств, полученных в погашение договора кредита.

2. Предприятие, являющееся получателем векселедательского кредита,

выставляет переводной вексель на банк, который акцептует его (банковский

акцепт). При этом по договоренности банка с клиентом последний обязан до

срока погашения векселя предоставить денежное покрытие.

В обоих случаях практикуется применение банком льготных процентных

ставок, поскольку в нормальной ситуации он не использует собственных

ресурсов.

Различают дисконтные и процентные банковские векселя. Дисконтные

векселя погашаются по номиналу, а продаются со скидкой (дисконтом), размер

которой и составляет доход векселедержателя. Процентные векселя продаются

по номиналу, а погашаются по цене, включающей в себя сумму, "набежавшую" в

соответствии с процентной ставкой, указанной в векселе. В последнее время

наблюдается тенденция увеличения роли процентных векселей, как более

выгодных и для векселедателей, и для векселеполучателей. Объясняется это,

во-первых, тем, что сумма, взимаемая Центробанком с выпускающего вексель

рассчитывается к номиналу; вторая причина - странность закона о

налогообложении, в результате которой доходы, получаемые в форме дивидендов

и процентов облагаются налогом по ставке 15%, а доходы в форме разницы

между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств

включаются в полной сумме в состав внереализационных доходов и облагаются

соответственным налогом - 35%.

Что происходит при неоплате векселя

Вексель должен предъявляться к платежу либо непосредственно в день,

когда он должен быть оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней.

При неоплате векселя в срок отказ от платежа должен быть своевременно (на

следующий день после истечения даты платежа по векселю, но не позже 12

часов следующего дня) удостоверен в нотариальной конторе, т.е. следует

заявить протест в неплатеже (однако этого можно не делать, если в векселе

есть оговорка "без расходов (протеста)"). После этого в течение четырех

рабочих дней, векселедержатель может предъявить претензии индоссантам (если

они были) и выставителю векселя. Каждый индоссант должен в течение двух

рабочих дней после получения соответствующего извещения сообщить его суть

своему индоссанту; одновременно извещаются авалисты (в данном случае

действует следующее правило: по векселю солидарно обязаны перед ремитентом

все те, кто поставил на нем свою подпись, за исключением индоссантов,

поместивших слова "без оборота на меня"). При этом держатель векселя имеет

право предъявления иска ко всем этим лицам вместе и к каждому в

отдельности, причем без соблюдения последовательности, в которой они

обязались; такое же право принадлежит каждому, подписавшему вексель, после

того как он его оплатил. Если же векселедержатель не предъявил своевременно

вексель к оплате, не опротестовал его при необходимости в соответствующие

сроки, то он теряет свои права на предъявление претензий к трассанту, всем

индоссантам и авалисту (но не к самому должнику). В конечном счете при

неоплате векселя дело передается в суд.

Вексельные обращения в России

Некоторые особенности отечественной ситуации

Если рынок ГКО в России на сегодняшний день является, пожалуй, одним из

наиболее прибыльных, то о рынке векселей этого сказать нельзя. Пожалуй,

наиболее характерной особенностью его является явная доминанта финансовых

векселей над товарными. Это и понятно - порожденный инфляцией дефицит

денежной массы определяет главное применение векселей - служить заменой

денег. Отчасти поэтому векселя приобретают все более несвойственную им

функцию ГКО. Специфическая практика обращения векселей в России показывает

также, что получили распространение некие расчетные бумаги, имеющие форму

векселей (а иногда и ее нарушающие), но по сути векселями не являющиеся.

Условия их погашения таковы, что котировки этих бумаг (цены купли-продажи

на вторичном рынке) не достигают номинала даже после наступления

соответствующих сроков. Вызвано это, в частности, отсутствием у этих бумаг

одного из важнейших вексельных свойств - безусловности обязательства. В

отечественной практике почти не встречается корпоративных векселей, которые

гасились бы "живыми деньгами" (справедливости ради надо отметить, что

зачастую и сами векселедержатели не стремятся получить деньги по векселю,

стремясь сэкономить на налогах).

Например, векселя Ленэнерго погашаются электроэнергией, точнее

принимаются в счет задолженностей перед Ленэнерго по платежам за

электроэнергию (при этом полностью с внутренним нормативным актом

Ленэнерго, регулирующим порядок обращения его простых векселей, никто не

знаком, что сужает возможности отстаивать свои интересы при необходимости

через суд). Векселя Октябрьской железной дороги гасятся так называемыми

железнодорожными тарифами, т.е. правом перевозки грузов на определенную

сумму по железной дороге. Векселя "Водоканала Санкт-Петербурга" принимаются

в счет оплаты различных услуг: потребления воды, пользования

канализационной инфраструктурой и т.д. Иногда векселя выпускаются для

расчетов внутри замкнутых цепочек. Выпадая из них, вексель может

значительно потерять в цене, или, более того, быть отозванным

векселедателем. Существуют векселя "бензиновые", "угольные",

"металлургические" и др.

Подобный беспредел налагает порой несколько криминальный оттенок на

порядок обращения расчетных векселей. Криминальные структуры, традиционно

работающие на рынке долгов, начинают активно осваивать и вексельный рынок.

Ситуация благоприятствует этому: с одной стороны, - цены вторичного рынка,

сложившиеся на уровне 30-60% от номинала, с другой стороны, - возможность

использования по номиналу.

На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются

региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность

документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны

государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и

индоссантов. На V Межбанковском когрессе 1996 года было высказано мнение о

существовании реальной угрозы нового кризиса в банковской системе --

кризиса вексельного обращения. Центробанк беспокоит то, какие "странные"

векселя и каким "странным образом" сейчас выпускаются.

Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих широкое распространение

векселей:

. частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;

. неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих

интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении

векселей (если партнеры оказались нечестными, либо

неплатежеспособными);

. отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения

исков о погашении векселей;

. отсутствие прецедентов регрессных требований по векселям в случае

отказа векселедателей от платежа;

. отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с

векселями и невозможность их переучета в ЦБР;

. опасения получить фальшивый вексель - известны подделки векселей

Сбербанка, Ленэнерго и др. В качестве курьезного факта из этой

области можно привести следующее письмо Центробанка.

"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ПИСЬМО от 26 февраля 1996 г. N 28-1-15/236

"Об обращении векселей с подделанным авалем"

Банк России сообщает, что в последнее время отмечены случаи

обращения векселей с подделанным авалем, совершенным от имени

Центрального банка Российской Федерации за подписью заместителя

председателя Банка России А.А. Козлова.

Доводим до сведения описание поддельных документов. Аваль датирован

январем 1996 года, подпись А.А. Козлова и печать Центрального

банка Российской Федерации подделаны. Аваль на векселе сопровождается

письмом Банка России, подтверждающим аваль и содержащим заключение о

соответствии авалированного векселя требованиям Женевских вексельных

конвенций 1930 года, а также о возможности его использования "при

проведении операций на внутреннем и внешнем финансовых рынках".

Письмо написано на сфабрикованном бланке с использованием несуществующих

реквизитов и регистрационных исходящих номеров. Подпись

заместителя председателя сопровождается указаниями на конкретных

исполнителей, что не соответствует Положению о делопроизводстве в Банке

России. К векселю прилагается также сообщение в адрес коммерческого банка,

подтверждающее "устойчивое финансовое положение, безупречную

репутацию и степень надежности" плательщика по векселю, выдачу которых

Центральный банк Российской Федерации не практикует. Сообщение также

написано на подделанном бланке с дефектом формы. Документ содержит

несуществующие номера.

Обращаем внимание на то, что в настоящее время, во-первых,

заместитель председателя А.А. Козлов в рамках предоставленных ему

полномочий не имеет права ставить подпись под обязательствами

Центрального банка Российской Федерации по векселям, во-вторых, Банк

России не проводит операций по авалированию векселей.

Просим довести вышеуказанную информацию до сведения

коммерческих банков.

Заместитель Председателя

Центрального банка

Российской Федерации

А.А.КОЗЛОВ"

Федеральная комиссия по по ценным бумагам

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является

федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной

политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью

профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав

инвесторов, акционеров и вкладчиков.

ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных

бумаг» и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года,

подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, является

коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются

и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

ФКЦБ России разрабатывает основные направления развития фондового рынка,

координирует деятельность государственных органов по вопросам его

регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с

ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности

на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами,

профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми

организациями требований законодательства Российской Федерации, а также

стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.

Деятельность Комиссии направлена на развитие российского рынка ценных

бумаг, обеспечение защиты прав субъектов фондового рынка -- инвесторов,

эмитентов, профессиональных участников. Поэтому особое внимание ФКЦБ России

уделяет совершенствованию нормативной правовой базы фондового рынка,

повышению информационной прозрачности, открытости рынка.

21 марта 1996 ФКЦБ выпустила "Положение об обращении бездокументарных

простых векселей", "Положение о сертификации операторов системы обращения

бездокументарных простых векселей", "Стандарт деятельности участников

системы обращения бездокументарных простых векселей". Кроме них никаких

других нормативных документов, имеющих отношение к векселям, комиссия не

выпускала. По всей видимости, это был большой проект, не получивший по

независящим от ФКЦБ причинам дальнейшего развития. Дело в том, что всего

через четыре месяца после выхода постановления Центробанком была послана

следующая правительственная телеграмма.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ТЕЛЕГРАММА от 5 июля 1996 г. N 99-96

В СВЯЗИ С ПОСТУПАЮЩИМИ ЗАПРОСАМИ зпт КАСАЮЩИМИСЯ ВОЗМОЖНОСТИ

ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ БЕЗДОКУМЕНТАРНЫХ ВЕКСЕЛЕЙ зпт ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ тчк ПОСКОЛЬКУ ИНСТИТУТ

БЕЗДОКУМЕНТАРНОГО ВЕКСЕЛЯ ПРОТИВОРЕЧИТ ПОЛОЖЕНИЯМ ЕДИНООБРАЗНОГО ЗАКОНА

О ПЕРЕВОДНОМ И ПРОСТОМ ВЕКСЕЛЕ ЖЕНЕВСКОЙ ВЕКСЕЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ 1930

ГОДА зпт РЕГУЛИРУЮЩЕГО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ НА

ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ зпт КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

ОБЯЗЫВАТЬСЯ ПО ТАКИМ ВЕКСЕЛЯМ зпт А ТАКЖЕ СОВЕРШАТЬ С НИМИ ЛЮБЫЕ

ДРУГИЕ СДЕЛКИ тчк ПРОСИМ СРОЧНО ДОВЕСТИ НАСТОЯЩЕЕ УКАЗАНИЕ ДО СВЕДЕНИЯ

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ тчк

Вот так. Комментарии, я думаю, совершенно излишни.

Государственные казначейские векселя и обязательства

К марту 1994 года задолженность государства предприятиям-поставщикам

составляла порядка 11 триллионов рублей. При этом каждый рубль

государственного долга стимулирует 2-3 рубля долгов предприятий. Пытаясь

разрешить эту проблему хотя бы частично безинфляционным способом,

Правительство РФ решило переоформить 10% своей задолженности в казначейские

векселя 1994г. Министерства финансов РФ. Объем выпуска векселей составил

1100 млрд. рублей. Векселя выпускались сериями с единой датой выпуска и

погашения внутри серии, сроком на один год от даты составления. Вексельная

сумма составила 14 миллионов рублей и ею оформляется государственная

задолженность в 10 миллионов рублей, то есть доходность векселей составляет

40% годовых.

Центральный банк РФ выступает генеральным агентом по размещению,

обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки

владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.

Выпуск Казначейских Обязательств, представляющих собой в сущности те же

векселя, только еще больше похожие на ГКО, преследовал ту же цель -

безэмиссионно сократить дефицит федерального бюджета и погасить

задолженность государства перед предприятиями.

Эмитентом Казначейских Обязательств является Министерство финансов,

которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Внутри

серии обязательства имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную

стоимость и процентную ставку. Эти параметры могут изменяться при новой

эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде

записей на счетах "депо" в депозитариях. Каждый выпуск оформляется двумя

сертификатами, один из которых хранится в Министерстве финансов, а другой в

соответствующем депозитарии.

Обращение Казначейских обязательств допускается в ограниченной и

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.