бесплатно рефераты
 

Вексельное обращение и перспективы его развития в РФ

70% и 55%.

Как видно, работа на вексельном рынке России кипит.

2.3. Ситуация на вексельном рынке Чувашии

Появлением векселей в Чувашии, по данным из неофициальных источников

мы обязаны КБ "Агропромбанк", а также КБ "АЯР", который с сентября 1995г.

уже начав испытывать трудности с финансовыми ресурсами, стал выпускать

векселя под различные операции. Бухгалтера и финансисты в 1995г.

сталкиваясь с векселем терзались вопросом: "А что с ним делать?", и не

сразу находили ответ. Позже, когда в регионе появились векселя КБ

"Тверьуниверсалбанк", остро встаёт вопрос о бухучёте этих векселей,

поскольку поначалу даже налоговые инспектора ничего не могли объяснить.

1996 год в Чувашии ознаменовался бурным ростом взаимоотношений между

предприятиями, основанных на векселе, по видимому во исполнение

Постановления Правительства РФ от 26.09.1994г. N 1094 "Об оформлении

взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого

образца и развитии вексельного обращения". 15.03.1996г. президент ЧР

подписывает Указ № 29 "О выпуске в обращение простых векселей Министерства

Финансов ЧР", что приводит к активизации вексельного обращения на "высшем"

уровне. Читая этот указ, а также "Условия выпуска и обращения простых

векселей Министерства финансов ЧР", утвержденные приказом

Министерства финансов ЧР от 21.03.1996 года № 104 и зарегистрированным

Миниcтерством юстиции ЧР 22.03.1996 г. №37 с дополнениями - приказ от

11.02.1997 г. №45, мы можем убедиться в их соответствии нормативам

вексельного права. Особо важным моментом в выпуске данных векселей явилось

то, что они могли быть приняты для: "погашения недоимок и штрафных

санкций, имеющихся у векселедержателя на момент предъявления векселя, по

платежам, зачисляемым в доход республиканского бюджета Чувашской

Республики кроме налога на добавленную стоимость, акцизов и налога на

прибыль". А как показала практика они безусловно погашались и в срок

платежа.

Дальнейшее развитие вексельного обращения в ЧР привело к полному

извращению самого понятия векселя, когда стал слышен термин- "товарный

вексель" (в связи с оплатой за электроэнергию, спиртовую продукцию и др.),

что шло в разрез с вексельным правом, рассмотренным в п.1.3. Однако в

истории Италии XIX в. известны прецеденты выписывания векселя с условием

оплаты зерном п.1.3., но подобное там было быстро прекращено, тогда как у

нас в ЧР подобное было практически узаконено??? Для примера выдержка из

Распоряжения Кабинета Министров ЧР от 27.03.1997г. N 112-р:

2. Установить, что векселя указанных организаций выпускаются сроком

обращения 90 дней от даты составления и принимаются

векселедателями к оплате исключительно в обмен на товарную

продукцию (услуги, работы).

Подобное наблюдаем также во всех постановлениях по выпуску векселей

предприятий Чувашии, что сразу же привело к резкому снижению их биржевой

стоимости (Приложение № ). Однако в том же распоряжении обнаруживаем

следующий пункт:

3. Министерству финансов Чувашской Республики обеспечить в

установленном порядке приём указанных векселей в течение всего

периода их обращения в счет погашения недоимок и штрафных санкций по

платежам, зачисляемым в доход республиканского бюджета Чувашской

Республики. ,

что дало возможность использовать эти неликвидные векселя, как средство

расчёта по местным налогам, что в свою очередь привело к вымыванию из

республиканского бюджета "живых" денег. В результате Минфин ЧР перестаёт

принимать свои же векселя если нет налоговой задолженности. Смотря на

"солидный с виду" Минфин ЧР начинают хитрить и предприятия, когда при

предъявлении векселя к оплате они требуют денежное сопровождение или

отдавая продукцию завышают цену на 30-50%.

Возникает вопрос: "Кто от этого что-то получил, кто потерял?". Кто

получает ?- это я думаю вопрос, который должен возникать у наших

правоохранительных органов, которым следуют взяться за исполнение

вексельного законодательства и обратить внимание на хитрую безграмотность

финансовых отделов Минфина ЧР и предприятий. Важнее рассмотреть вопрос:

"Кто теряет ?". А всё очень просто- получив от предприятий "товарные"

векселя в счёт налогов, Минфин "финансирует ими бюджетные организации, т.е.

платит бюджетникам" долгами предприятия. И тут начинается головная боль

руководителей бюджетных организаций, когда они стараются рассчитаться этими

векселями со своими подрядчиками и кредиторами, или же пытаясь хоть как то

получить зарплату отдают векселя инвестиционным компаниям ниже номинала,

вешая на своём балансе жуткий дисконт, а в результате это выливается в

новые ухищрения по завышению цены.

Однако следует отметить, что не все работают на вексельном рынке

бесчестно, так векселя представленных в республике банков полностью

отвечают всем требованиям, и для предприятия всегда счастье, когда с ним

рассчитываются банковским векселем. Следует также отметить МКО, которые как

предназначались для погашения налогов, так стабильно и выполняют свою

задачу, причём в отличие от векселя. которые уходит в оборот и по второму и

по третьему кругу, МКО при погашении изымается, что способствует его

ликвидности.

3. Возможные перспективы развития вексельного обращения

На вексельном рынке, как видно из средств массовой информации

наметились чёткие тенденции к упорядочению. Так для банков [16] с

01.10.1997г. введен экономический норматив Н13, который ставит объём

выпущенных в обращение векселей, а также выданных вексельных поручительств

в прямую зависимость от величины собственного капитала банка (видимо стоит

придерживаться подобной технике и предприятиям). Объём и качество учётных

операций банка с векселями также регулируется со стороны ЦБ РФ. В

зависимости от качества портфеля учтённых векселей банк обязан формировать

резервы аналогично резервам на возможные потери по ссудам.

Сверхприбыльности операций с векселями, которая наблюдалась год и два года

назад теперь уже практически нет, что в свою очередь приводит равномерному

развитию и установлению чётких связей на вторичном рынке. Фондовые фирмы

стали объединятся в ассоциации, например - ассоциация участников

вексельного рынка (АУВЕР), где принимаются единые стандарты раскрытия

информации, выпуска, погашения и обращения векселей, обязательные для

исполнения участниками. И всё это строится на чётком соблюдении закона. В

рамках АУВЕР и подобных организаций будут созданы вексельные торговые

площадки, благодаря чему повысится ликвидность обращающихся векселей,

ускорятся торговые операции, снизится риск сделок, сократятся издержки для

конечных участников. Это приведет к "прозрачности" вексельного рынка.

Доступ на вексельный рынок несколько снизиться и уменьшится число подложных

операций. Наверняка получит развитие система авалирования векселей

предприятий банками, что разовьет факторинговые операции, при этом банки

будут иметь дополнительный доход при тщательной проработке обеспеченности

сделок или залоге материальных ценностей и имущества, для чего необходима

законодательная база по возможности реализацией банками залогов. Доходность

по векселям сравняется как по регионам, так и по предприятиям, и не будет

того, что имеем на сегодня невероятные разбросы цен (Приложение № 8,9).

Т.о. вероятно будущее будет отдано банкам и частично специализированным

фондовым фирмам.

Заключение

На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются

региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая не

ликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка

со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности

векселей и индоссантов. На V Межбанковском конгрессе 1996 года было

высказано мнение о существовании реальной угрозы нового кризиса в

банковской системе - кризиса вексельного обращения. Я считаю, что этот

кризис уже наступил. Центробанк беспокоит то, какие "странные" векселя и

каким "странным образом" сейчас выпускаются.

Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих широкое

распространение настоящих векселей:

частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;

неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих

интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей

(если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными);

отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков

о погашении векселей;

отсутствие широко описанных прецедентов регрессных требований по векселям в

случае отказа векселедателей от платежа, что насторожило бы нечистых на

руку;

отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и

невозможность в настоящее время их переучета в ЦБ РФ;

опасения получить фальшивый вексель - известны подделки векселей Сбербанка,

Ленэнерго и др., (см. Приложение № 4).

Следует отметить- векселя в России необходимы, поскольку активизация

вексельного обращения приводит: во-первых, к ускорению расчетов и

оборачиваемости оборотных средств; во-вторых, уменьшается потребность в

банковском кредите, соответственно снижаются процентные ставки за его

использование и в результате сокращается эмиссия денег. Оборот векселей в

ближайшее время должен оставаться массовым.

Однако я надеюсь, что в дальнейшем вексельное обращение в России

примет более цивилизованные формы, когда досконально будут исполняться

законы (п.1.3.) и не будут эмитировать векселя вместо обычных товарных

обязательств (п.2.3.), предприятия-должники будут самостоятельно выпускать

векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться

авалированным векселем со своими кредиторами. При этом банки, с целью

минимизации своих рисков, сопровождающих гарантийные операции, могут

практиковать авалирование векселей под залог конкретного имущества или прав

векселедателей. Будут решены проблемы гражданского права процедуры "ареста"

векселя, солидарной ответственности, и другие.

Список литературы

1. "Положение о переводном и простом векселе", Постановление ЦИК и СНК СССР

от 07.08.37 №104/1341 (Женевская конвенция от 07.06.1930г.), система

"Кодекс".

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2) включая изменения.

и доп. на 12.08.1996г., система "Кодекс".

3. "О переводном и простом векселе", Закон РФ от 11.03.97 № 48-ФЗ, система

"Кодекс".

4. "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций

векселями единого образца и развитии вексельного обращения",

Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. №1094, система "Кодекс".

5. "О рынке ценных бумаг", Закон РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ, система "Кодекс".

6. "Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе

учёта прав их держателей", Утвержденное постановлением ФКЦБ от 21 марта

1996 года №5,с."Кодекс".

7. "О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов

Российской Федерации", Постановление правительство РФ от 14.04.1994г. №

321, система "Кодекс".

8. "О выпуске в обращение простых векселей Министерства Финансов ЧР", Указ

президента ЧР от 15.03.1996г. №29, система "Консультант плюс".

9. "Условия выпуска и обращения простых векселей Министерства

финансов ЧР", Приказ Министерства финансов ЧР от 21.03.1996г. № 104,

система "Консультант плюс".

10. Антонов Н.Г., Пессель М.А. "Денежное обращение, кредит и банки".

-М:Финстатинформ, 1995г. -272с.

11. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. "Регулирование и учёт операций с

векселями". -М:Финансы и статистика, 1996г. -128с.

12. "Рынок ценных бумаг: Учебник", под ред. Галанова В.А., Басова А.И.

-М:Финансы и статистика, 1996г. -352с.

13. Фельдман А.А. "Вексельное обращение. Российская и международная

практика". -М:ИНФРА-М, 1995г. -352с.

14. Фельдман А.А. "Государственные ценные бумаги". -М:ИНФРА-М, 1995г.

-240с.

15. Хабарова Л.П. "Учёт и налогообложение операций с векселями". -М:журнал

Бухгалтерский бюллетень, 1997г. -176с.

16. газета "Экономика и жизнь", №45, ноябрь 1997г., стр.5.

17. газета "Бизнес-среда", №44,45, ноябрь 1997г.

Приложение № 1

ОБРАЗЕЦ АНГЛИЙСКОЙ ТРАТТЫ

Лондон,*

10 января 199 ___

5000 ф.ст.

Гербовая марка

По требованию** уплатите банку Британии Бэнк Лимитед*** или его приказу

пять тысяч фунтов стерлингов, эквивалент получен

Экспортс Лимитед****

Импортс Инк***** Бостон, США

__________________

* Место выдачи и дата

** Или 10 марта 199

*** Получатель по векселю- ремитент

**** Лицо, выставившее вексель- трассант

***** Банк, на который выставлен вексель- трассат

Приложение № 2

ОБРАЗЕЦ ТРАТТЫ БИРЖИ

Российская товарно-сырьевая биржа

ВЕКСЕЛЬ___________________________________________________

место и дата составления

По настоящему векселю ______________________________________________

кто - полное наименование векселедателя

обязуется уплатить __________________________________________________

кому - полное наименование первого векселедержателя или

его приказу

________________________________рублей, а также начисленные на

сумма прописью

указанную сумму, начиная с _____ дня от даты составления векселя,

проценты в размере ______ процентов годовых.

Срок платежа _______________________________________________________

Место платежа ______________________________________________________

наим. обслуживающего векселедателя банка и номер счета

Залогом по векселю является __________________________________________

прочеркнуть или описать

Подпись векселедателя:

М.П. ______________________________________________________________

руководитель, должность подпись фамилия, инициалы

________________________________________________________________

главный бухгалтер подпись фамилия, инициалы

Приложение № 3

форма N 60

о протесте векселя в неакцепте

"___"____________ 19___ г. я _______________________ (фамилия и

инициалы), государственный нотариус __________________(наименование)

государственной нотариальной конторы, по просьбе ___________________

(наименование держателя векселя) законного держателя переводного

векселя N ___________, выданного _____________________ (наименование

векселедателя) "___"_____________ 19___ г. в _________________(место

выдачи) на сумму __________________________ (сумма, на которую выдан

вексель), сроком платежа _______________ (указывается срок платежа),

представившего указанный вексель мне к совершению протеста в

неакцепте, "___"___________ 19___ г. предъявил _____________________

(наименование плательщика) плательщику по векселю требование об

акцепте.

В связи с неакцептом векселя, и руководствуясь статьей 44 Положения о

переводном и простом векселе от августа 1937 г., протестую указанный

вексель в неакцепте.

Город _____________________ "____"________________ 19___ г.

Взыскано государственной пошлины ________________________

Зарегистрировано в реестре за N _________________________

Государственный нотариус

Печать подпись

Приложение

№ 4

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ПИСЬМО от 26 февраля 1996 г. N 28-1-15/236.

"Об обращении векселей с подделанным авалем"

Банк России сообщает, что в последнее время отмечены случаи

обращения векселей с подделанным авалем, совершенным от имени

Центрального банка Российской Федерации за подписью заместителя

председателя Банка России А.А. Козлова.

Доводим до сведения описание поддельных документов. Аваль

датирован январем 1996 года, подпись А.А. Козлова и печать

Центрального банка Российской Федерации подделаны. Аваль на векселе

сопровождается письмом Банка России, подтверждающим аваль и содержащим

заключение о соответствии авалированного векселя требованиям Женевских

вексельных конвенций 1930 года, а также о возможности его

использования "при проведении операций на внутреннем и внешнем

финансовых рынках". Письмо написано на сфабрикованном бланке с

использованием несуществующих реквизитов и регистрационных исходящих

номеров. Подпись заместителя председателя сопровождается указаниями

на конкретных исполнителей, что не соответствует Положению о

делопроизводстве в Банке России. К векселю прилагается также сообщение в

адрес коммерческого банка, подтверждающее "устойчивое финансовое

положение, безупречную репутацию и степень надежности" плательщика по

векселю, выдачу которых Центральный банк Российской Федерации не

практикует. Сообщение также написано на подделанном бланке с дефектом

формы. Документ содержит несуществующие номера.

Обращаем внимание на то, что в настоящее время, во-первых,

заместитель председателя А.А. Козлов в рамках предоставленных ему

полномочий не имеет права ставить подпись под обязательствами

Центрального банка Российской Федерации по векселям, во-вторых, Банк

России не проводит операций по авалированию векселей.

Просим довести вышеуказанную информацию до сведения коммерческих

банков.

Заместитель Председателя

Центрального банка

Российской Федерации

А.А.КОЗЛОВ

Приложение

№ 5

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕЛЕГРАММА

от 20 августа 1996 года N 111-96

"О порядке выкупа векселей у коммерческих банков"

В связи с поступающими запросами по проведению операций по выкупу Банком

России у коммерческих банков векселей Минфина России серии АПК, выданных им

в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 46-ФЗ,

разъясняем.

Покупка указанных векселей осуществляется главными управлениями

(национальными банками) при наличии соответствующего разрешения

Росцентрбанка на совершение этих операций и только у комбанков, являющихся

первичными векселедержателями при условии, что на оборотной стороне векселя

имеется только одна передаточная надпись (индоссамент) на Центральный банк

России.

Векселя, которые использовались на финансовом рынке для осуществления

платежей, а также векселя с зачеркнутым индоссаментом к выкупу не

принимаются.

РОСЦЕНТРБАНК

АЛЕКСАШЕНКО

Приложение

№ 6

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕЛЕГРАММА

от 5 июля 1996 года N 99-96

"О выпуске и обращении бездокументарных векселей"

В связи с поступающими запросами, касающимися возможности выпуска и

обращения бездокументарных векселей, Центральный банк Российской Федерации

сообщает следующее.

Поскольку институт бездокументарного векселя противоречит положениям

единообразного Закона о переводном и простом векселе Женевской Вексельной

конвенции 1930 года, регулирующего в настоящее время вексельное обращение

на территории Российской Федерации, кредитным организациям запрещается

обязываться по таким векселям, а также совершать с ними любые другие

сделки.

Просим срочно довести настоящее указание до сведения кредитных

организаций.

Росцентрбанк

Алексашенко

Приложение

№ 7

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕЛЕГРАММА

от 23 сентября 1996 года N 03-32/6791

"О векселях КБ "Промсвязьбанк""

Главное управление учета и распределения средств разрешает принимать

векселя КБ "Промсвязьбанк" по номинальной стоимости в части погашения

просроченной задолженности и пени предприятий и организаций сроком до 91

дня.

Начальник Главного управления

учета и распределения средств

Пенсионного фонда

Российской Федерации А.Тышко

Приложение №

8

Наиболее ликвидные векселя, имеющие хождение в ЧР [17] на 11.11.97г.

|Эмитент |Дата |Покупка |Продажа (%) |

| |погашения |(%) | |

|Минфин ЧР, 12 выпуск, cерии: |31.12.99г. |60 |65 |

|5,8,9,10,13,28,36,37,38,57,65,66,83,| | | |

|91,107,111,124, | | | |

|125,126,132,140,141,151 | | | |

|Минфин ЧР, 12 выпуск |31.12.99г. |38-43 |43-45 |

|АвтоВАЗбанк |декабрь |банк.диско|дог. |

| |1997г. |нт | |

|Агропромбанк |декабрь |банк.диско|дог. |

| |1997г. |нт | |

|Сбербанк РФ |декабрь |банк.диско|дог. |

| |1997г. |нт | |

|МКО |март-июнь |62-67 |70-75 |

| |1998г. | | |

|Чувашэнерго | |45-65 |56-70 |

|Ядринский спиртзавод | |77-82 |83-87 |

|Марпосадский спиртзавод | |75-80 |83-87 |

|Агрегатный завод |11.01.97 |41-45 |43-49 |

|ПО им. Чапаева | |30-44 |35-47 |

|Текстильмаш |02.02.98 |25 |30 |

|Теплосети | |58-60 |66-68 |

|Водоканал | |58-60 |66-68 |

|Акконд | |58-60 |66-68 |

|Химпром | |30-50 |45-60 |

|ГЭСстрой | |30 |39 |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.