бесплатно рефераты
 

Рынок ценных бумаг в РФ и в Кирове в частности

взносит залоговые 10% от суммы контракта , и брокер на бирже заключает

сделку на покупку определенного товара или валюты по заранее оговоренной

цене .

Что дает такая операция каждому участнику сделки ? Прежде всего

спрогнозировать размер прибыли на ближайшую перспективу , предварительно

страхуясь от перепадов рыночных цен , изменения курсов валюты , которые

учитываются на момент заключения контракта . Такое страхование от потерь

принято называть хеджированием . Оно является неотъемлемым элементом

фьючерсного рынка .

Форвардный контракт предусматривает четко оговоренную

фиксированную дату поставки предмета контракта по фиксированной цене, что ,

однако , не исключает , возможность для его участников , после уплаты

заранее оговоренной суммы штрафа отказаться от исполнения обязательств .

Недостатком данного вида контракта является также ограниченное пространство

вторичного рынка , поскольку имеют место сложности в поиске третьего лица ,

интересы которого в полной мере отвечали бы условиям данного контракта ,

ориентированным на интересы первоначальных участников.

Варрант - свидетельство товарного склада о приеме на хранение

определенного товара .Варрант является товарораспорядительным документом ,

передаваемым в порядке индоссамента . Он используется при продаже и залоге

товара .

Варрант бывает именной и на предъявителя . Состоит из двух

частей : собственно складского и залогового свидетельств .Первое

свидетельство служит для передачи прав собственности на товар при его

продаже , второе для получения кредита под залог товара с отметками об

условиях ссуды , при этом варрант передается кредитору по индоссаменту .

При переходе варранта из рук в руки товар может много раз

менять своего владельца , оставаясь на одном и том же месте , то есть на

складе субъекта , от которого получен варрант . Для получения товара со

склада необходимо предъявление обоих частей варранта .

Государственные ценные бумаги РФ

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Привлечение средств на финансирование дефицита бюджета через

выпуск краткосрочных обязательств - явление для цивилизованной финансовой

системы в принципе не новое. С начала девятнадцатого столетия такой опыт

накапливается и в России, хотя последние семьдесят лет он остался

невостребованным.

Аналог наших ГКО - казначейские обязательства использующиеся в современном

мире больше для регулирования денежного обращения, а также курса

национальной валюты. Но это - в мире с устоявшейся экономикой, а в России

пока и шесть месяцев - долгосрочная перспектива, так что краткосрочные

заимствования - наиболее реальный шанс занять у инвестора сколько-нибудь

значительную сумму на финансирование самых неотложных нужд.

Первый аукцион по размещения ГКО состоялся 18 мая 1993 года, а

теперь по оценкам большинства экспертов на долю ГКО приходится около 90 %

оборота всех фондовых бирж.

Одной из самых важных задач, которые призван решать столь мощный

рынок государственных долговых обязательств - финансирование дефицита

бюджета. Другая , не менее важная задача - регулирование с помощью

государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в

обращении.

Распределение функций на рынке ГКО выглядит следующим

образом:

Минфин РФ , эмитент :

Эмитирует глобальный сертификат на очередной выпуск ГКО

Определяет предельную цену заимствования

Определяет методы рефинансирования и погашения долга

Центральный банк РФ , Генеральный агент Правительства :

4. Организует аукцион по первичному размещению ( организует вторичные

торги)

5. Поддерживает ликвидность рынка

ММВБ , торговая площадка :

6. Осуществляет торговые, депозитарные операции, регистрацию сделок

Около 100 уполномоченных банков-дилеров ,имеющих договорные отношения с ЦБ

РФ и ММВБ:

Участвуют в аукционах по первичному размещению

Размещают собственные средства и средства клиентов

Участвуют во вторичных торгах

Вкладывают свободные средства в ГКО

Технология работы рынка ГКО в безбумажном электронном режиме

оптимизирует расходы участников рынка и предоставляет в их распоряжение

высокодоходную систему денежных расчетов.

У ГКО нет фиксированной ставки дохода : доход по ним

образуется в виде разницы между номиналом и ценой, по которой вкладчик

купил облигацию. Такой доход носит название дисконтного. В связи с его

необычностью для российского рынка есть смысл остановится подробнее на

особенностях налогообложения доходов по ГКО.

В соответствии с письмом Госналогслужбы и Минфина РФ от

23.02.93 “ 5-1-04, дисконт по государственным краткосрочным облигациям

(разница между ценой реализации и ценой покупки) является видом дохода

(процента), полученного по государственным облигациям. Это означает , что в

данном случае до 1997 года применялись льготы по налогу, предусмотренному

ст.4 Закона РСФСР “О налогообложении доходов банков” и ст.10 Закона

Российской Федерации “ О налоге на прибыль предприятий и организаций.” В

настоящее время безналоговый режим обращения ГКО на рынке отменен , но

так как облигации , выпущенные до принятия поправки об отмене налоговой

льготы , еще имеют хождение на рынке , а следовательно доход по ним налогом

на прибыль не облагается , то имеет смысл рассмотреть ряд схем ,

используемых различными предприятиями для улучшения своего финансового

положения .

Вот одна из схем неординарной работы с

государственными ценными бумагами описанная в журнале “Эксперт” за 1995 год

, позволявшая выживать предприятиям типа ГАЗа, с сильным финансовым

руководством. Льготы по налогу на прибыль использовались рядом

предприятий, обладающих сильным финансовым менеджментом. Суммы затраченные

на покупку ГКО, полностью относились на финансовые вложения, а доход ,

полученный по этим бумагам , вычитался из налогооблагаемой прибыли.

Поэтому, чтобы уйти от налога, можно было взять кредит в банке и пустить

его на покупку сырья, чтобы соблюсти целевое назначение., а освобожденные

из оборота деньги тратились на покупку ГКО. Через месяц кредит отдавался,

процент по кредиту списывался на себестоимость, доход от ГКО налогом не

облагался, в результате чего предприятия экономили довольно большие суммы

денежных средств.

Немаловажным преимуществом ГКО является высокая

технологичность их рынка, его приспосабливаемость к изменению “длины”

обращения гособязательств , возможность быстро осуществить сделку как по

покупке бумаг, так и по продаже. Опыт нескольких лет функционирования рынка

ГКО убедительно показал, что гособязательства наиболее ликвидны по

сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из

ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид

обязательств, находящихся в обращении. Вторичные торги по ГКО проводятся

регулярно ; раза в неделю, что позволяет инвестору вывести средства из ГКО

в любое время.

Используя это преимущество , предприятию куда удобнее хранить

свободные денежные средства в ГКО , чем на депозитах банков. Во - первых

всегда можно забрать деньги , в отличие от депозита, во - вторых доходность

куда выше, тем более если учитывать налоговые льготы по операциям с ГКО. В-

третьих вложенные средства в ГКО можно использовать в качестве

инструмента для производства платежей третьим лицам. В этом случае Ваши

платежные поручения будут использованы не позднее, чем через четыре дня.

Предприятие имея смежников в разных регионах страны, может не гонять

денежные средства с одного банка в другой. а просто отдавать поручения

своему банку-агенту на перечисления государственных облигаций со своего

счета депо на счет поставщика продукции. Данная мера также может защитить

неблагополучные предприятие от постоянных списаний денежных средств с

расчетного счета по первоочередным платежам задолженности перед бюджетом.

Облигации федерального займа

Облигации федерального займа являются необходимым

элементом финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить

проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный

период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных бумаг

появились по мере экономической стабилизации. обозначившейся к лету 1995

года. При разработке концепции эмиссии среднесрочных ( 1 год )

обязательств был использован принцип функционирования рынка

Государственных краткосрочных облигаций, в принципе , ОФЗ являются

производными бумагами ГКО. Эмитент Минфин РФ устанавливает для каждого

отдельного выпуска облигаций по согласованию с Банком России его объем,

порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО

, даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода , ограничения на

владение Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого

периода его выплаты и объявляется по первому купону - не позднее, чем за

семь дней до даты выплаты дохода по предыдущему купону. Проценты по первому

купону исчисляются с даты выпуска до даты его выплаты. Проценты по другим

купонам , включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего

купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода ( даты

погашения).

Облигации Внутреннего Валютного Займа

Облигации Внутреннего Валютного Займа (ОВВЗ) - государственные

валютные ценные бумаги гарантированные Министерством Финансов РФ.,

выпущенные под долги предприятиям занимавшимся внешнеэкономической

деятельностью, расчетные счета которых были заморожены правительством во

Внешэкономбанке.

В настоящее время на финансовом рынке обращаются облигации 2,3,4,5,6

и 7 - го траншей (серии) В каждой серии существуют облигации номиналом 1,10

и 100 тысяч долларов США. Министерство Финансов ежегодно 14 мая выплачивает

купонный процент в размере 3 процентов годовых от номинала облигаций в

валюте. 14 мая 1996 года будут погашены облигации 2-го транша, облигации 3-

го транша погашаются 14 мая 1999 года, 4-го транша - 14 мая 2003 года, 5-го

транша - 14 мая 2008 года. При погашении облигаций Минфин полностью

выплачивает сумму указанную как номинал облигации. Облигации ВВЗ привлекают

инвесторов своей высокой валютной доходностью как по выплатам купонных

процентов, так и доходностью к погашению. Причем при приближении сроков

погашения наблюдается ускоренный рост цен на облигации, что дает

дополнительную возможность получения доходов для инвестора.

Инвестирование в облигации ВВЗ связано с дополнительными

преимуществами для покупателей этих ценных бумаг. Владельцу облигаций

предоставляются налоговые льготы: купонные выплаты по облигациям, а также

суммы, получаемые от погашения самих облигаций, не облагаются налогами,

облигации носят предъявительский характер и обращаются в физическом виде,

предоставляют возможность продавать и покупать облигации как за валюту ,так

и за рубли, что позволяет без уплаты комиссии переводить рубли в доллары и

наоборот, возможна передача облигаций в доверительное управление банку или

компании, работающему с данным инструментом на рынке, что позволит

заработать дополнительную прибыль на ОВВЗ. Средняя доходность таких

операций составляет 20-30 процентов в валюте. что значительно выше

депозитных ставок по валюте в банках.

Облигации государственного сберегательного займа

Невысокие темпы инфляции сформировали объективные причины

постоянного снижения доходности по ГКО и ОФЗ. Минфин столкнувшись с

необходимостью оптимизации структуры внутреннего долга, был вынужден

искать источники “длинных денег”. Так появился новый вид государственных

обязательств - годовые облигации сберегательного займа (ОГСЗ). В отличие

от ГКО и ОФЗ операции с ОГСЗ предназначались для привлечения свободных

средств населения. Для повышения привлекательности ОГСЗ Минфин и ЦБ РФ в

публичных выступлениях делали упор на высокую доходность этих бумаг, с

доступностью частному инвестору номиналом 100 и 500 тысяч рублей. Данные

облигации выпускаются на год, с ежеквартальным погашением процентов.

Размер купонного процента облигаций должен соответствовать последней

объявленной купонной ставке по облигациям федерального займа и он

объявляется на следующий квартал за семь дней до ближайшей выплаты

купонного процента. Средняя доходность по операциям с ОГСЗ в течении двух-

трех месяцев складывается на уровне 40-70 процентов годовых, что вкупе с

определенными налоговыми льготами делает их значительно привлекательнее

для юридических лиц оперирующих незначительными денежными суммами.

Высокая ликвидность данных бумаг, возможность купить-продать во всех

отделениях Сбербанка и ряда других банков-агентов, делают вложения

предприятий в ОГСЗ значительно интересней и выгодней вложений в банковские

депозиты.

Денежные суррогаты

В последнее время самым тяжелым бременем на плечи практически

всех предприятий легла проблема неплатежей . В связи с недостаточностью

наличных денег в экономике все большее количество расчетов переходит в

сферу неденежной экономики , оборот которой обслуживают взаимные неплатежи

, бартер и пестрое семейство денежных суррогатов . И хотя суррогаты

разрушают бюджет , навлекают гнев МВФ , они все же дают надежду на

выживание предприятиям , задыхающимся от безденежья .

Первым детищем Минфина составившим неплохую конкуренцию деньгам

, были казначейские обязательства (КО) , выпуск которых начался с 1995 г.

и позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ.

предусмотренных в федеральном бюджете. Суммарная эмиссия казначейских

обязательств ( с сентября 1994 по декабрь 1995 года ) составила 29.1

трлн.рублей. Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов

РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №

906 от 9 августа 1994 года.

КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых

, эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в

уполномоченных банках-депозитариях .Их можно было хранить до погашения (

при этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30% ) ,

рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками, а также

безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс

накопленный процентный доход .

Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом , ведущим

к скрытой инфляции , с января 1996 года Минфин прекратил выпуск

казначейских обязательств.

По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по

объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на

российском фондовом рынке.

КО были признаны “нерыночным” не потому что их доходность

низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату

налогов и фактически являлись “альтернативными” деньгами, выпускавшимися

Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный

механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране,

заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между

бюджетом и предприятиями.

В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования

перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным

документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к

формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования

ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или

передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели

задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан

в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .

Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому

должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с

предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств.

Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.

Обращения данных бумах регламентируется исключительно

приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств.

Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда

министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий

федеральному бюджету.

КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде

всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически

сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым

компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в

оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за

интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО

стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в

июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена .

Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в

сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ).

1 Банк

4

Недоимщик 5

Получатель ДЗ

2 Бюджет

3

Рис.9.Схема денежного зачета (ДЗ)

1.Выдача целевого кредита

2.Погашение налоговой задолженности

3.Бюджетное финансирование

4.Возврат кредита

5.Зачет кредиторской задолженности получателя ДЗ перед недоимщиком

Схема ДЗ (ри.9.) в общих чертах выглядит так . Банк выдает

недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит . Недоимщик

платит налоги в бюджет . Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ

возвращает кредит в банк , погашая тем самым свою задолженность перед

недоимщиком .

На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков ,

которые должны бюджету . С другой стороны , недоимщиков куда больше , чем

способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов . Таким

образом , существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый

инструмент . Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает

стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в

уполномоченном банке . К сожалению , при этом возникают проблемы ,

связанные с налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет

около 35%),

а также проблемы связанные с предоставлением гарантий , так как получатель

ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ , а

покупатель ДЗ не желает платить вперед . Стандартный выход из этой ситуации

- заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.

Несмотря на все препятствия , рынок ДЗ достаточно быстро

развивается , так как ДЗ может использоваться не только для погашения

налогов , но и как удобный расчетный инструмент. Уже в октябре-ноябре

размер реально проведенных зачетов составил 12.5 трлн.рублей .

Еще одним плюсом новому рынку стало то , что работа с ДЗ

очень выгодна коммерческим банкам . Среди банков , включившихся в работу ,

лидером является Банк развития предпринимательства . Кроме того , среди

уполномоченных банков - Онэксимбанк , “Империал” , “Менатеп” ,

Промрадтехбанк “ , Промстройбанк России.

Проблемы российского рынка ценных бумаг в России

Обобщим вышесказанное и выявим ключевые проблемы российского рынка

ценных бумаг:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих

развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и

политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние

даже при своем невысоком уровне.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро

растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных

портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых

компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих

задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен

на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного

кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели

восстановления и последующего роста производства в России.

3. Выбор модели рынка, т.е. выбор ориентации на североамериканскую или

европейскую практику ( в настоящее время наиболее сильна ориентация на

фондовый рынок США). Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции

банков и финансовых инвестиционных институтов. Учитывая, что российский

рынок ценных бумаг использует опыт других стран, необходимо отметить

общемировую тенденцию уменьшения доли банков в финансовых активах и

увеличение доли коллективных инвесторов (совместных фондов, пенсионных

фондов).

4. Наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков

ценных бумаг. Для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду

развивающихся рынков ценных бумаг, по оценке, размер капитализации рынка

акций в % к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%. Это

означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть

увеличен в 10-15 раз (а биржевой рынок - в несколько десятков и даже сотен

раз)[2]. Для развитых рынков этот показатель составляет 60-90% от ВВП.

5. Долгосрочное, перспективное управление. Необходимо учитывать, что

большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем

полупустой российский рынок образца 1991-1993 гг. Большой рынок нуждается в

более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения

рынка ценных бумаг. Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов

долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на

микро- и макроуровне.

6. Укрупнение и рекапитализация структур фондового рынка. Если при

существующих в Индии 19 биржах эксперты считают, что рынок ценных бумаг в

этой стране раздроблен, разобщен, если в развитых странах количество бирж

редко доходит до 7-9, то на 60 фондовых и товарно-фондовых бирж в России

так или иначе стоит обратить внимание. Укрупнение может быть необходимым и

для инвестиционных институтов (профессиональных участников рынка ценных

бумаг).

7. Отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий. Необходимо

осуществлять эмиссии данного рода для преодоления инвестиционного кризиса.

8. Суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на

рынке. Государством введены регистрация, лицензирование, аттестация.

Государственные органы имеют право квалифицировать финансовые инструменты в

качестве ценных бумаг. Уже выпущены несколько сот нормативных актов по

ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком.

9. Беззащитность инвесторов.

10. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об

опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, это могло бы

означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание

непроизводительных расходов государства. Наоборот, эта тенденция должна

быть преодолена (см. пункт 3.).

Имеется в виду:

- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих

государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

- формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку,

которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели

создания рынка ценных бумаг;

- ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее

правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего

требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности

небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных

операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия

информации при обслуживании клиентов и т.п.);

- создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической

информации о состоянии рынка ценных бумаг;

- гармонизация российских и международных (в частности, европейских)

стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

- создание активно действующей системы надзора (на базе внешнего

наблюдения и инспекций на месте) за небанковскими инвестиционными

институтами;

- срочное создание государственной или полугосударственной системы

защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством

инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти цели).

11. Создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для

регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других

технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере

массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их

вторичного обращения. Технические факторы способны быть не только тормозом

развития, но и причиной падения рынка.

12. Широкая реализация принципа открытости информации (на это уже

указывалось в связи с проблемой повышения роли государства):

а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации

любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих

существеннно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,

б) создание независимых рейтинговых агенств и введение признанной

рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг,

в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и

микроэкономической отчетности,

г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от

данных, не являющихся таковыми,

д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные

отрасли как объекты инвестиций),

е) создание общепринятой системы показателей для анализа рынка ценных

бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся

индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа

деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала,

ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов).

13. Широкая реализация принципа представительства и консолидации

интересов:

а) создание консультационного органа, объединяющего представителей

государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов,

регионов и республики;

б) передача части прав по регулированию рынка регионам;

в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных

органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или,

например, представителей бирж в состав директоратов государственных

органов),

г) государственная поддержка саморегулирующихся организаций,

обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций

государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,

д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка

(экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и

иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы).

14. Получение крупных размеров международной помощи (в области создания

регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка,

восстановления системы образования и российской научной школы в области

рынка ценных бумаг).

15. Восстановление системы образования в данной области, российской

научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных

участников рынка.

Заключение

Итак, российский рынок ценных бумаг на данный момент имеет большое

количество проблем, требующих немедленного решения. Среди них основными

можно выделить следующие: преодоление негативно влияющих внешних факторов,

сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России; целевая переориентация

рынка ценных бумаг; выбор модели рынка; наращивание объемов и переход в

категорию классифицируемых рынков ценных бумаг; необходимость введения

долгосрочного, перспективного управления; укрупнение и рекапитализация

структур фондового рынка; отсутствие вторых эмиссий приватизированных

предприятий; суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная

деятельность на рынке; беззащитность инвесторов; повышение роли государства

на рынке ценных бумаг; создание депозитарной и клиринговой сети, агентской

сети для регистрации движения ценных бумаг; широкая реализация принципа

открытости информации; широкая реализация принципа представительства и

консолиданции интересов; получение крупных размеров международной помощи;

восстановление системы образования в данной области.

В данной работе при оценке российского рынка ценных бумаг использовались

в основном материалы российских авторов. В связи с этим в заключение я

хотел бы также привести оценку экспертов австрийского банка “Raiffeisen

Zentralbank” (RZB). Они также считают недостатком российского фондового

рынка неполноту информации о компаниях, акции которых котируются на

фондовых биржах России. Они отмечают, что требования, касающиеся этой

информации и ее предоставления зарубежным инвесторам, были более четко

определены в 1996 г., создан орган за их исполнением.

Эксперты считают, что после переизбрания Б.Ельцина западные компании

могут планировать свою деятельность в Росси на перспективу. В связи с этим

RZB ожидает активных действий на российском фондовом рынке пенсионных

фондов США и крупных западноевропейских инвесторов. Эксперты RZB

рекомендуют иностранным инвесторам покупать акции РАО “Газпром”, сырьевых и

нефтяных, а также энергетических и металлургических компаний.

Перспективны ценные бумаги автомобильных предприятий и промышленности

средств связи.

По данным RZB, их 66 бирж, соответствующих западным критериям, 49

являются чисто товарными. Из 17 фондовых бирж России 12 имеют только

региональное значение. На этих 17 биржах, по сведениям банка, в 1996 г.

котируются акции почти 1 тыс. российских компаний[3].

Список литературы :

1. Федеральный закон от 26.12.95г. №208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

2. Федеральный закон от 22.04.96г. N 39 “ О рынке ценных бумаг “.

3. Астахов В.П. Ценные бумаги . Выпуск , обращение , погашение ,

бухгалтерский учет , налогообложение , отчетность . - М.: Издательство “

Ось-89 “ , 1996 . - 144с.

4. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах .- М.: Финстатинформ , 1993.-140с.

5. Балабанов В.С. и др. Рынок ценных бумаг : коммерческая азбука / В.С.

Балабанов , И.Е. Осокина , А.И. Поволоцкий . - М.: Финансы и статистика

, 1994 . - 128с.

6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента . Как управлять капиталом

? - М.: Финансы и статистика , 1996. - 384с.

7. Белов В.А. Ценные бумаги : вопросы правовой регламентации. - М.:

Ассоциация “Гуманитарные знания” , 1993.- 128 с.

8. Вексель и вексельное обращение в России . Сборник А.В. Волохов и др. -

М.: АО ”Банкцентр” , 1994. - 101с.

9. Вихров А.К. Вексель становится привычным. // Деловой экспресс.- 1996.-

N8.- с.25-29.

10. Гудков Ф.А. Инвестиции в ценные бумаги . Руководство по работе с

долговыми обязательствами для бухгалтеров и руководителей предприятий.-

М.:ИНФРА-М , 1996. - 160с.

11. Едронова В.Н. , Мизиновский Е.А. Учет и анализ финансовых активов :

акции , облигации , векселя .- М.: Финансы и статистика , 1995.- 272с.

12. Зверев А.Ф. Фондовая биржа, рынок ценных бумаг. - М.: Прогресс, 1995.-

169 с.

13. Ивантер А. Зачетная экономика рождает чудовищ .// Эксперт .- 1996.-

N49.- с13 -15

14. Карташов А.Г. Как заработать деньги ? : Фондовая биржа и финансовые

рынки . - Л.: РИЦ “ Культ-информ-пресс “совместно с социально-

коммерческой фирмой “ Человек “ , 1991. - 96с.

15. Кириченко Н. И др. Обращение долгов в доходы .// Эксперт.- 1996.- N 8 .-

с.18-22.

16. Концепция развития рынка ценных бумаг в Кировской области .

17. Ковалев А.И. , Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.

- М.: Центр экономики и маркетинга , 1995. - 192с.

18. Корж Ю. Оптимизация платежей при расчетах с бюджетами разных уровней

.// Деловой экспресс .- 1996.- N 8 .-с.18-21

19. Мамин Р. Методы совершенствования механизма охраны окружающей среды. //

Экономист. - 1995.- №2.- с.93-95.

20. Мельник Л.Г. Экономические проблемы воспроизводства природной среды.-

М.: Высшая школа ,1988.-124с.

21. Настольная книга финансиста ./Под ред. Б.Г.Панскова. - М.: МЦФЭР ,

1995. - 95с.

22. Павлов Т.Н. Особенности национального векселя . // Эксперт .- 1997.-

№12.- с.34-37.

23. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И.Клейн .- М.:

Юридическая литература , 1993. - 480с.

24. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент . Российская практика .- М.:

Перспектива , 1995. - 165с.

25. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России .- Л.: Наука , 1973.- 91с.

26. Экономика природопользования . /Под ред. Папенова К.В. и ХачатуроваТ.С.-

М.: МГУ , 1991.- 183с.

-----------------------

[1] Серебрякова Л.А. “Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг”,

Финансы.- 1996, N1, стр.10.

[2] Миркин Я.М. “Ценные бумаги и фондовый рынок”. Москва, “Перспектива”,

1995 г. - С.41

[3] “Эксперты австрийского банка о фондовом рынке России”. Бики. -1996 г.

-№112.-стр.3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.