бесплатно рефераты
 

Правовое положение иностранных инвестиций в России

случае оговаривается возможность создания, регистрации, деятельности и

ликвидации коммерческих организаций любого профиля как полностью, так и

частично принадлежащих иностранным инвесторам, разумеется в рамках,

оговоренных в законодательстве. Также указывается, что лицензирование

данной деятельности требуется лишь когда это установлено в законодательном

порядке, полномочия по выдаче таких лицензий могут быть переданы

Федеральными органами Администрации за установленными изъятиями (оборонная

промышленность, производство и передача электроэнергии, СМИ и др.). Что

касается таможенного режима, то на территории СЭЗ устанавливается режим

свободной таможенной зоны в отношении ввоза и вывоза товаров, товары,

произведённые или переработанные в СЭЗ, в том числе и на предприятиях с

инвестированным иностранным капиталом, освобождаются от таможенных пошлин и

иных платежей, взимаемых при таможенном оформлении (кроме таможенных

сборов). То, что товар был произведён в СЭЗ подтверждается сертификатом о

его происхождении, порядок определения происхождения находится в совместном

ведении местной администрации и Государственного таможенного комитета РФ

(ГТК РФ).

Последняя, 26 статья Закона посвящена ликвидации СЭЗ, которая возможна

при невыполнении поставленных в Законе целей и задач, либо при

функционировании СЭЗ в ущерб жизненно важным интересам РФ, причём в случае

такой ликвидации хозяйствующие субъекты, в том числе и иностранные

инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями, созданные в период

действия СЭЗ, сохраняют в течение трёх лет прежние условия хозяйственной

деятельности.

Проанализировав данный, типичный для законодательства о СЭЗ Закон,

можно сделать два вывода :

Во-первых, в законодательном порядке на территории СЭЗ создан режим

наибольшего благоприятствования иностранным инвестициям (по сравнению с

национальным режимом на остальной территории страны), что выражается,

например : в освобождении произведённых и переработанных на территории СЭЗ

товаров от таможенных пошлин, неприменении к ним мер государственной

экономической политики; в льготах при налогообложении, включая налог на

переводимую за границу прибыль; в беспрепятственном переводе дивидендов и

репатриации капитала, а также в освобождении от обязательной продажи 50%

поступлений в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке РФ.

В то же время, в Законе прослеживается соблюдение и защита

государственных интересов, что явствует, например, из того, что «право

землепользования иностранным юридическим и физическим лицам, международным

организациям с участием российских и иностранных физических и юридических

лиц на территории СЭЗ предоставляется исключительно на основании договоров

аренды (без права выкупа)» ст.5 Закона.

Во-вторых, возвращаясь к теме несовершенства существующего

законодательства, хотелось бы отметить, что гораздо рациональнее было бы

использовать общий Закон «О свободных экономических зонах», учитывая

особенности каждой отдельной создаваемой СЭЗ в соглашении, заключаемом

между Правительством РФ и Администрацией региона, что позволило бы избежать

однообразного декларирования одних и тех же гарантий и постоянных ссылок на

регулирование в соответствии с законодательством РФ.

На настоящий момент на территории РФ создано и действуют более 10

свободных экономических зон (см. Приложение №2). Причины их возникновения

различны, однако едина цель - возрождение экономики этих регионов с помощью

иностранных и отечественных капиталовложений. Не думаю, что сейчас стоит

надеяться на обширные отечественные инвестиции, к сожалению, российские

предприниматели предпочитают вывозить деньги из страны, но привлечение

иностранных инвесторов в СЭЗ - реальность.

Сегодня Совет Европы даёт нашей стране за содержание законодательства

- «4», а за его исполнение - «1» по пятибалльной шкале. Совершенствование

законодательной базы (и, не в последнюю очередь, принятие Закона «О

свободных экономических зонах в РФ») и неукоснительное соблюдение и

исполнение законов - единственная возможность привлечения больших объёмов

иностранных, и, возможно, отечественных инвестиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев в данной работе определённый круг проблем, связанных

с ситуацией в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в

России, можно попытаться сделать некоторые выводы.

Налицо очевидная потребность в ускорении и завершении работы

законодательных органов по подготовке новой законодательной базы,

регулирующей процесс инвестирования в экономику России. Хочется отметить

некоторые важные положения в проекте закона "О внесении изменений и

дополнений в закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РФ", которые

направлены на улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов.

Помимо закрепления национального режима для осуществления капиталовложений

за изъятиями, которые могут быть введены только федеральными законами;

вводится пятилетняя отсрочка для применения положений новых

законодательных и правовых нормативных актов, ухудшающих условия

деятельности предприятий с иностранными инвестициями, которые действуют в

отраслях материального производства (со вкладом зарубежного партнера не

менее 100 тыс. долл. США и не менее 30% уставного капитала). Определяется

конкретный федеральный орган исполнительной власти по координации

государственной деятельности по привлечению, защите и эффективному

использованию иностранных инвестиций, являющийся, по сути, единым органом

в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Вводится

применение поощрительной таможенной пошлины (50% от действующей ставки

ввозной пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе товаров предприятиями с

иностранными инвестициями в случае осуществления ими инвестиционного

проекта с капитальными затратами, эквивалентными 100 млн. долл. США и

выше. Проект Закона содержит и другие перспективные положения, но это

всего лишь проект, тем более, что в процессе принятия закона возникает

необходимость компромиссов, поиск которых неизбежно отражается на

формулировках закона.

Как объект инвестиций российская экономика потенциально обладает

рядом привлекательных особенностей для иностранных компаний и

предпринимателей. Среди них - ёмкий рынок, богатые запасы природных

ресурсов, относительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила, огромный

багаж научно-технических знаний и наличие неиспользуемых производственных

мощностей (например, бывший ВПК).

Однако, в то же время, нестабильная экономическая ситуация,

своеобразная нервозность на политической арене; несмотря на все усилия

правительства, всё же прогрессирующая инфляция, не отлаженный внутренний

механизм управления экономикой, относительная неразвитость инфраструктуры

связи, бытовых услуг и т.д. негативно отражаются на инвестиционном имидже

России.

По оценкам западных специалистов инвестиционный климат в России

рассматривается сегодня как неблагоприятный и предстоит сделать очень

многое, чтобы эти оценки поменялись на противоположные. Ведь для нашей

страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться

создать открытую экономическую систему, участие в процессах движения

капитала и как импортёра, и как экспортёра является вопросом стратегически

важным. Сегодня же участие России в этих процессах с трудом можно назвать

активным, а с точки зрения привлечения зарубежных капиталовложений ей

предстоит конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас

более привлекательными для инвесторов, особенно со странами Латинской

Америки и азиатского региона.

В соответствии с основными целями национальной стратегии

экономического развития России, определившимися в последнее время,

органами государственной власти на различных уровнях разрабатывается

комплексная программа привлечения иностранных инвестиций. Оздоровление

экономики нашей страны прежде всего связывается со значительными вливаниями

материальных и финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и

необходим грамотный подход к регламентации, правовому регулированию

процесса привлечения иностранных инвестиций.

Обобщая практические предложения решений проблем в этой области,

наряду с необходимостью совершенствования законодательства об иностранных

инвестициях, отметим следующее:

Те экономические и правовые условия в которых действуют иностранные

инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую

очередь путем кардинального изменения налогообложения, когда собираемость

налогов должна достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителя

налогового бремени, а за счет ускорения экономического оборота.

Необходимо создать в России устойчивую систему организаций, способных

осуществлять страхование инвестиционных рисков, из:

а) частных коммерческих страховых компаний - страховщиков иностранных

инвесторов;

б) российской государственной структуры для защиты интересов

российских предпринимателей за рубежом;

в) международной компании по страхованию иностранных инвестиций в

России.)

Помимо таких масштабных проблем хочется отметить и более узкие,

функциональные. При подготовке данной работы определенные сложности

возникли с подбором законодательных актов, регламентирующих рассматриваемые

правоотношения. Представляется целесообразной систематизация

законодательства и более широкое освещение этого вопроса в печати.

Инвестиции, как иностранные, так и отечественные, представляют собой

значительную часть в предпринимательском праве. Однако, изучение этой

области предпринимательства конкретно в нашем институте весьма ограничено.

Считаю необходимым устранение этого пробела в программе обучения. Ведь, в

сущности, залогом решения многих проблем является профессиональный

подход к ним.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций

-----------------------------------------------------------------------

-------

В число международных двусторонних соглашений, участницей которых

является Россия, входят:

1)Соглашение о содействии, осуществлении и взаимной защите

капиталовложений с Австрией от 17 мая 1990 года. Ратифицировано 27 мая 1991

года.

2) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с

Правительством Канады от 20 ноября 1989 года. Вступило в силу 27 июня 1991

года.

3) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с

Правительством Французской республики от 4 июля 1989 года. Вступило в силу

17 июля 1991 года.

4) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с

Китайской Народной Республикой от 21 июля 1991 года. Вступило в силу 26

июля 1991 года.

5) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с

Королевством Нидерландов от 5 октября 1989 года. Вступило в силу 20

июля 1991 года.

6) Соглашение о содействии осуществлению и взаимной защите

капиталовложений с правительством Финляндской Республики от 8 февраля

1989 года. Вступило в силу 15 августа 1991 года.

7) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений со

Швейцарским Федеральным Советом от 1 декабря 1990 года. Вступило в силу

26 августа 1991 года.

8) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с

Правительством Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии

от 6 апреля 1989 года. Вступило в силу 3 июля 1991 года.

9) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с

Правительством Итальянской Республики от 30 ноября 1989 года. Вступило в

силу 8 июля 1991 года.

10) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений с

Правительством Республики Корея от 14 декабря 1990 года. Вступило в силу

10 июля 1991 года.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Действующие нормативные акты по свободным экономическим зонам.

----------------------------------------------------------------------------

------

1) Постановление Совмина РСФСР от 23.11.90г. № 540 «О первоочередных мерах

по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ

Находка) Приморского края» (ред. от 26.02.92г.) вместе с «Положением о

свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края».

2) Постановление Совмина РСФСР от 23.05.91г. № 280 «О формировании бюджета

в свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края».

3) Постановление Совмина РСФСР от 07.06.91г. № 312 «О первоочередных мерах

по развитию свободной экономической зоны в Еврейской Автономной области»

(ред. от 13.04.93г.) вместе с «Положением о СЭЗ в Еврейской Автономной

области «ЕВА»

4) Постановление Совмина РСФСР от 07.06.91г. № 314 (ред. от 13.04.93г.) «О

первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского

края (СЭЗ «Алтай») вместе с «Положением о СЭЗ «Алтай»».

5) Постановление Совмина РСФСР от 26.06.91г. № 359 ( ред. от 08.01.98г.) «О

первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны «Сахалин»

(СЭЗ «Сахалин») вместе с «Положением о СЭЗ «Сахалин».

6) «Положение о СЭЗ в Кемеровской области (СЭЗ «Кузбасс»)» от 09.07.91г. №

1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР.

7) «Положение о СЭЗ в Новгородской области (СЭЗ «Садко»)» от 09.07.91г. №

1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР

8) «Положение о СЭЗ в г. Выборга Ленинградской области (СЭЗ «Выборг»)» от

09.07.91г. № 1588-1, утв распоряжением Председателя ВС РСФСР

9) Постановление Совмина РСФСР от 25.09.91г. № 497 «О первоочередных мерах

по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинских

областях» (ред. от 13.10.95г.) вместе с «Положением о СЭЗ в

Калининградской области (СЭЗ «Янтарь») и «Положением о СЭЗ в Читинской

области (СЭЗ «Даурия»).

10) Указ Президента РФ от 04.06.92г. № 548 ( ред. от 16.05.97г.) «О

некоторых мерах по развитию СЭЗ на территории РФ»

11) Указ Президента РФ от 22.03.95г. № 300 «О свободной экономической зоне

«Кабардино-Балкария».

12) Постановление Правительства РФ от 08.09.94г. № 1033 «О некоторых мерах

по развитию свободной экономической зоны «Находка».

13) Постановление Правительства РФ от 29. 09.97г. № 1259 «О Федеральной

целевой программе развития особой экономической зоны в Калининградской

области на 1998 - 2005 годы».

14) Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93г. № НП-4-06\93н, Минфина РФ от

25.06.93г. № 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных в

свободных экономических зонах».

15) Письмо Госналогслужбы РФ от 19.07.93г. № ЮУ-6-06\235 «О налогообложении

предприятий в свободных экономических зонах».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) отв.ред. Астапович. "Иностранные инвестиции в России:

тенденеции и перспективы. Второй аналитический док лад независимых

экспертов" Агенство "ИНФОМАРТ" 1995 год.

2) Богатырёв А.Д. "Инвестиционное право" Москва. Российское

право 1992 год.

3) Богуславский М.М. "Правовое положение иностранных инвестиций

в РФ" Москва. 1993 год. "Международное частное право" Москва. "

Международные отношения" 1994 год.

4) Голубович А.Д. "Иностранные инвестиции в России. Законодательное

регулирование" Москва. "АРГО" 1993 год.

5) Доронина Н.Г. Семилютина Н.Г. "Правовое регулирование иностранных

инвестиций в России и за рубежом" Москва.

1993 год. "Многосторонние международные конвенции в области защиты

иностранных инвестиций и российское законодательство" Государство и право"

1992 год №10.

6) Доронина Н.Г. "Иностранные инвестиции и современное международное

право. Проблемы регулирования инвестиций в СССР" Москва. "Де-юре". 1991

год.

7) Мартынов А.С. "Россия: стратегия инвестирования в кризисный

период." Москва. 1994 год.

8) Моргунова А.И. Шакалов М.И. "Инвестиционное и валютное

законодательство. Теоретический курс" Москва. МЭГУ 1995

год.

9) Рубанов А.А. "Основные проблемы законодательства об иностранных

инвестициях в России и других государствах бывшего СССР" Москва. 1992 год.

10) отв.ред. Светланов. "Правовое регулирование иностранных

инвестиций в России" Институт государства и права. Москва. 1995 год.

11) отв.ред. Фоминский Н.П. "Иностранные инвестиции в России.

Современное состояние и перспективы". Москва. 1995 год.

12) Чжун Ми Кен "Инвестиционная ситуация в России и

правительственные мероприятия по её улучшению" Университет СпБ. 1996

год.

13) "Регулирование иностранных инвестиций. Сборник нормативных

документов". Журнал "Рынок ценных бумаг" Москва. 1995 год.

14) "Иностранные инвестиции. Совместные предприятия и

представительства". Тематический выпуск. Москва. "ТРИАДА" 1994 год.

15) Журнал "Иностранные инвестиции для профессионалов" №11-12.1995

год.

16) Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля

1991г. ( в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93г. № 2288, Федеральных

законов от 19.06.95г. № 89-ФЗ, от 16.11.97г. № 144-ФЗ).

17) Федеральный закон РФ «Об особой экономической зоне в

Калининградской области» от 22 января 1996г.

18) Федеральный закон РФ «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г.

19) Постановления Совета Министров СССР «О порядке создания на

территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных

объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» и «О порядке

создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с

участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся

стран» от 13.01.87г. №№ 48,49.

20) Указ Президента СССР «Об иностранных инвестициях в СССР» от

26.10.90г.

21) Указ Президента РФ «О совершенствовании работы с иностранными

инвестициями» от 27.09.93г. № 1466.

22) Постановление Правительства РФ от 29.09.94г. № 1108 «Об

активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ».

-----------------------

1 На сегодняшний день Закон действует со следующими поправками: от

24.12.93г. в редакции Указа Президента; от 19.06.95г. №89-ФЗ; от 16.11.97г.

№ 144-ФЗ.

1 Собрание Постановлений правительства СССР, 1987г. №8 ст. 35, №9 ст.40.

1 Ведомости Съезда Народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР,

1990г. №44.

[1] Использованы материалы дел, опубликованных в статьях Кабатова В.А. «Из

практики Международного Коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ в городе

Москве», журналы «Внешняя торговля» 1992г. №9, «Хозяйство и право» 1994г.

№3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.