бесплатно рефераты
 

Портфельные инвестиции в экономику России

Портфельные инвестиции в экономику России

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра экономики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Выполнил

студент 1412 группы

Борохович А.

Научный руководитель

к. э. н., доцент Евстафьев Н. В.

КАЗАНЬ 2002

СОДЕРЖАНИЕ

|Введение |3 |

|Развитие рынка ценных бумаг в России |5 |

|Портфельное инвестирование |10 |

|Особенности рынка корпоративных ценных бумаг |16 |

|Особенности рынка государственных и муниципальных ценных бумаг |18 |

|Особенности портфельного инвестирования в России |19 |

|Заключение |31 |

|Библиографический список |32 |

| | |

ВВЕДЕНИЕ

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения

Российской Федерации, многие ведущие экономисты связывают будущее нашей

страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику

иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в

России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни

населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции смогут поднять

экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить

катализатором, стимулом развития и роста внутренних инвестиций. Приток

зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как

выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в

экономике начинается с приходом иностранного капитала, создание собственных

передовых технологи в ряде стран начиналось с освоения технологий,

принесенных иностранным капиталом. Опыт многих стран «третьего мира»,

особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для

работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних

государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем,

поскольку государственные займы используются неэффективно, то большие

внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того,

государственные займы являются рычагом политического давления и причиной

экономических уступок.

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную

экономику началась в СССР в годы перестройки – в 1987 году были приняты

первые нормативно-правовые акты, которые положили начало регулированию

иностранных инвестиций в российскую экономику. Важнейшим законодательным

актом, до сего дня регулирующим деятельность иностранных инвесторов в

России, явился принятый в 1991 году закон «Об иностранных инвестициях в

РСФСР». Процесс массовой приватизации в России в 1992-94 годах,

стремительное развитие российского рынка ценных бумаг и создание его

нормативной базы впервые в отечественной истории создали предпосылки для

развития зарубежных портфельных инвестиций в России. Вместе с тем, несмотря

на определенный прогресс в последнее время, противоречивость, неполнота и

нестабильность нормативно-правовой базы остаются одними из важнейший

препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций в Россию. По данным

Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в Россию к

началу 1998 года составил около 12 млрд. долларов, из которых около 10,7

млрд. долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд. - на

портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам неравномерна -

так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлял около 1,0 млрд.

долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд. долларов, в 1996 году - примерно 2

млрд. долларов, в 1997 - 4,2 млрд. Следует отметить, что указанный уровень

иностранных вложений является (учитывая масштабы российской экономики)

крайне низким, особенно на фоне привлечения зарубежных инвестиций другими

странами мира. Так, в последние годы ежегодный приток только прямых

иностранных вложений в экономику Таиланда достигал 2,5 млрд долларов,

Мексики и Малайзии - 10 млрд. долларов, Китая - 25 млрд. долларов, а в

экономику США - 60-65 миллиардов долларов. Следствием незначительного

объема инвестиций является малая роль уже существующих предприятий с

иностранными инвестициями в экономике России - на их долю, по самым

оптимистичным данным, приходится менее 2% общего объема промышленного

производства в России. Причиной такой ситуации является сохраняющийся

неблагоприятный инвестиционный климат России, основными характеристиками

которого являются:

высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность

законодательства;

резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в

частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную

продукцию и услуги;

несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в

области иностранных инвестиций в частности;

высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

недостаток качественной инфраструктуры;

фактическое отсутствие единой государственной политики в области

привлечения иностранных инвестиций.

Все эти причины приводят к тому, что в рейтингах инвестиционной

привлекательности Россия находиться на до обидного низком для ранее великой

державы уровне.

Одной из основных форм инвестирования, выделяемых в мировой практике,

являются портфельные, или финансовые инвестиции. Несмотря на их

относительно малый удельный вес в общей структуре иностранных инвестиций,

есть вероятность, что в ближайшие годы именно они будут основной формой

инвестирования в Россию.

Данная курсовая работа посвящена именно портфельным инвестициям.

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

Портфельные инвестиции – покупка ценных бумаг на рынке с целью их

дальнейшей продажи или получения прибыли. Они – основной источник средств

для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями

и частными банками. Цель портфельных инвестиций является вложение средств

инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий.

Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию "стороннего

наблюдателя" по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как

правило, не вмешивается в управление им. С помощью средств зарубежных

портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

- пополнение собственного капитала российских предприятий в целях

долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных

обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

- пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской

Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных

бумаг;

- эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем

его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их

среди зарубежных инвесторов.

Ключевой задачей, которую должен выполнять фондовый рынок в России,

является обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения

инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока отечественных и

зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики, а также создание

благоприятных условий для стимулирования накоплений и трансформации

сбережений в инвестиции.

С учетом специфики российского рынка ценных бумаг в рамках переходной

экономики складывающаяся модель должна содействовать достижению следующих

целей:

1)макроэкономической стабилизации;

2)создания условий для экономического роста;

3)эффективного финансирования внутреннего государственного долга;

4)надежной защиты прав инвесторов;

5)развития процессов интеграции отдельных регионов;

6)стимулирования вложения капитала преимущественно в российскую экономику.

В то же время текущее развитие народного хозяйства происходит в условиях

глубокого инвестиционного кризиса. Он выражается как в остром дефиците

финансовых ресурсов на рынке, так и в нежелании инвесторов (внутренних и

внешних) вкладывать средства в реальный сектор, и прежде всего в

промышленность. Главная причина – высокий уровень инвестиционных рисков –

политических, рыночных, законодательных, валютных и т. д.

Институциональные реформы, которые были осуществлены в 90-х годах, не могут

считаться завершенными без создания надежного финансового сектора,

способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике

инвестиционные ресурсы для нее. Стимулирование производства и инвестиций,

структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются

определяющими факторами становления конкурентоспособности финансового

рынка.

Фондовый рынок в России получил свое развитие в 1991 году после принятия

известного Постановления Совета Министров РСФСР «Об утверждении Положения

об акционерных обществах» от 25.12.1990, №60. Для первого этапа были

характерны такие процессы, как появление первых открытых акционерных

обществ (ОАО), появление государственных облигаций на биржевых торгах,

создания десятков бирж, начало функционирования первых инвестиционных

компаний и др. К концу этого этапа было закончено формирование первичной

базы развития портфельных инвестиций. Постановление Совета Министров РСФСР

«Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых

биржах в РСФСР» от 28.12.1991, №78 на пять последующих лет стало основным

документом, регулирующим инвестиционную деятельность в стране.

Второй этап развития портфельных инвестиций (1992-1994 года)

характеризовался процессом приватизации и разгосударствления предприятий. В

этом периоде законодательство было направлено на создание основ

организационного рынка государственных ценных бумаг. Наибольшее влияние на

развитие фондового рынка в 1992-1994 годах оказал Указ Президента России

«Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий,

добровольных объединений государственных предприятий в акционерные

общества» от 01.07.1992, №721. Технология чековой (ваучерной) приватизации

стала в свою очередь решающей для развития инфраструктуры фондового рынка.

В 1994 году рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее

влияние на общеэкономическое развитие страны. Так расширение рынка

государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в 1994 году позволило в

определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов,

оказывающих негативное влияние на курс рубля к доллару и на темпы инфляции.

1994 год ознаменовался также осуществлением первых вложений иностранных

инвесторов в акции российских приватизационных предприятий. Таким образом,

в 1994 году совпали по времени два качественных сдвига:

1)резкое увеличение предложения ценных бумаг вследствие интенсификации

эмиссионной деятельности;

2)значительный рост спроса на инвестиционные ценности (таблица 2.1).

В результате быстрого развития фондового рынка потребности эмитентов

переросли те возможности, которые предоставляла инфраструктура рынка. Если

в 1992 –1993 годах можно было констатировать, что развитие его

инфраструктуры опережало развитие рынка ценных бумаг в целом, то в 1995-

1996 годах ситуация поменялась на обратную. Быстрое развитие фондового

рынка поставило в качестве одного из ключевых вопросов создание новой

нормативной базы.

Для третьего этапа развития рынка ценных бумаг (1995-июль1998 года)

характерны следующие признаки:

- выход в 1995-1997 годах законодательной и нормативной базы, определяющей

инвестиционно-регулятивные аспекты функционирования фондового рынка в

России;

- позитивные качественные изменения, связанные с развитием инфраструктуры

рынка – около 200 лицензированных регистраторов, 6 лицензированных

депозитариев и подготовка к созданию центрального депозитария, создание

и развитие Российской торговой системы (РТС), формирование системы

саморегулируемых организаций – участников рынка;

- общие благоприятные тенденции и значительные резервы в развитии

ликвидности и стабильности рынка;

- вступление в силу в 1996 году федеральных законов «Об акционерных

обществах» и «О рынке ценных бумаг».

Таблица 2.1. Важнейшие показатели первичного рынка ГКО-ОФЗ (млн руб.)[1]

|Период |Объем эмиссии |Объем |Объем выручки |Привлечение |

| | |размещения | |средств в |

| | | | |бюджет |

| |ГКО |ОФЗ |ГКО |ОФЗ |ГКО |ОФЗ |ГКО |ОФЗ |

|1994 |20,5 |__ |17,5 |__ |12,9 |__ |5,7 |__ |

|1995 | | | | | | | | |

|1995 |157,0 |14,0 |134,2 |6,2 |100,1 |6,1 |8,9 |2,1 |

|1996 | | | | | | | | |

|1 |185,5 |8,0 |189,5 |12,2 |110,2 |12,5 |7,8 |4,2 |

|полуго-| | | | | | | | |

|дие | | | | | | | | |

Решение проблемы привлечения инвестиций в экономику России является одной

из актуальных задач и во многом зависит от развития фондового рынка. С

помощью данного рынка предполагалось облегчить условия для привлечения

иностранных инвестиций на российские предприятия и доступ последних к более

дешевому, по сравнению с банковским кредитом, капиталу. До настоящего

времени эта проблема не решена.

Структура фондового рынка отличалась диспропорцией, так как большая часть

оборота (свыше 80%) приходилось на торговлю государственными ценными

бумагами. Данный сегмент фондового рынка оказался наиболее продвинутым, с

относительно развитой инфраструктурой, высоким уровнем регулирования, а

следовательно, и технической надежностью. Созданный в 1992 году с целью

финансирования дефицита федерального бюджета, он стремительно развивался и

занял большую долю всего рынка ценных бумаг.

Проследим развитие этого рынка по кризисным этапам его становления. В 1993

году произошло первое погашение обязательств по ГКО, что стало большим

событием на фондовом рынке. В октябре 1994 года случился «черный вторник».

В этом году произошло качественное изменение компьютерной системы,

используемой на рынке ГКО. Другой критический момент пришелся на август

1995 года, когда произошел обвал рынка межбанковских кредитов (МБК) и,

кроме продажи государственных ценных бумаг и валюты, других способов

получения денежных средств почти не осталось. Рынок ГКО тогда помог

банковской системе выйти из кризисного состояния, и стало ясно, что он

может быть важным инструментом для стабилизации финансовой системы

государства. В мае – июне 1996 года на рынок ГКО устремились иностранные

инвесторы, что способствовало его мобилизации и интеграции с международным

финансовым рынком. Это помогло удержать российский финансовый рынок в более

или мене стабильном состоянии.

В тот период рынок устоял, но появились новые проблемы:

1) высокие затраты по обслуживанию внутреннего государственного долга,

достигавшие 25-30% общего объема расходов федерального бюджета;

2) в условиях экономического кризиса рынок ГКО благодаря высокой доходности

отвлекал значительные финансовые ресурсы из реального сектора экономики,

в частности с рынка производственных инвестиций.

Поэтому государство предприняло ряд шагов по снижению доходности ГКО до

уровня инфляции. Правительство России 08.06.1996 издало распоряжение об

ограничениях в третьем квартале уровня доходности по трехмесячным ГКО в

пределах 20-30%, по шестимесячным – 30-40%, а по ОФЗ – в пределах 40-50%

годовых. Для этой же цели (снижения доходности) было введено обложение

налогом доходов от операций с государственными ценными бумагами и принято

решение о допуске (с августа 1996 года) нерезидентов на вторичный рынок ГКО-

ОФЗ.

Однако ориентиры, намеченные правительственным распоряжением, достигнуты не

были, хотя во второй половине 1996 года удалось несколько снизить

доходность ГКО.

Рынок государственных долговых обязательств работал только для покрытия

дефицита федерального бюджета. Это, с одной стороны, препятствовало

снижению доходности ГКО-ОФЗ, а с другой – требовало увеличения объема

заимствований.

На третьем этапе становления фондового рынка в России (1995-июль 1998 года)

определенное развитие получил рынок корпоративных ценных бумаг. Однако до

90% торгового оборота в данном сегменте рынка приходилось на акции

крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса (так называемые

«голубые фишки»). Уже в 1996 году «голубые фишки» были вполне приемлемым

финансовым активом для умеренных инвесторов. Доходы от инвестирования в эти

активы были сопоставимы с доходами от операций с ГКО. В 1997 году тенденция

сохранилась.

ПОРТФЕЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Портфельное инвестирование позволяет планировать, оценивать, контролировать

конечные результаты всей инвестиционной деятельности в различных секторах

фондового рынка. Как правило, портфель представляет собой определенный

набор из корпоративных акций, облигаций с различной степенью обеспечения и

риска, а также бумаг с фиксированным доходом, гарантированным государством,

то есть с минимальным риском потерь по основной сумме и текущим

поступлениям.

При формировании инвестиционного портфеля следует руководствоваться

следующими соображениями: безопасность вложений (неуязвимость инвестиций от

потрясений на рынке инвестиционного капитала); стабильность получения

дохода; ликвидность вложений, то есть их способность участвовать в

немедленном приобретении товара (работ, услуг), или быстро и без потерь в

цене превращаться в наличные деньги.

Невозможно найти ценную бумагу, которая была бы одновременно

высокодоходной, высоконадежной и высоколиквидной. Каждая отдельная бумага

может обладать максимум двумя из этих качеств.Поэтому неизбежен компромисс.

Если ценная бумага надежна, то доходность будет низкой, так как те, кто

предпочитают надежность, будут предлагать высокую цену и собьют доходность.

Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении наиболее

оптимального сочетания между риском и доходом для инвестора. Иными словами,

соответствующий набор инвестиционных инструментов призван снизить риск

вкладчика до минимума и одновременно увеличить его доход до максимума.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.