бесплатно рефераты
 

Оценка инвестиционного климата в России

существенно облегчить правовой оборот в России и с Россией. Однако

призванный сделать это проект закона «О государственной регистрации

юридических лиц» все еще находится в стадии обсуждения.

В Гражданском кодексе РФ и федеральных законах «Об акционерных

обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся

основные положения российского корпоративного права. Но правовая форма

юридических лиц типа АО и ООО, которую в большинстве своем выбирают

иностранные инвесторы, скорее препятствует, чем способствует экономической

деятельности иностранных инвесторов.

В частности, предписания по созданию АО носят больше обязательный

характер, чем сковывают свободу действий иностранных инвесторов. Кроме

того, акционерное право содержит обширные и подробные процедурные

предписания, которые без необходимости лишь усложняют внутренние процедуры

– созыв и проведение общего собрания акционеров, увеличение уставного

капитала и т.д.

Законодательство об ООО предоставляет больше возможностей для

инвестора. Однако юридическое лицо, выбравшее эту форму также подстерегает

опасность. Дело в том, что каждый участник общества имеет неотъемлемое

право выхода из общества без соблюдения срока расторжения договора. При

этом ему в кратчайшие сроки должна быть выплачена компенсация в размере его

доли в уставном капитале компании. Вряд ли эти положения будут

способствовать доверию партнеров друг другу, когда каждый из них по

собственной прихоти может выйти из предприятия и при этом получить

значительную часть капитала.

В этих условиях многие иностранные инвесторы сталкиваются с выбором:

взять на себя основное бремя расходов или совсем отказаться от инвестиций.

Возможность участия в компании в качестве меньшинства часто просто не

рассматривается. Более эффективная законодательная защита меньшинства,

например посредством четкой формулировки и реализации права на получение

информации, позволила бы существенно улучшить инвестиционный климат и

увеличить приток иностранного капитала.

Повысить доверие к России может эффективное законодательство о

банкротстве. Связано это с тем, что многие российские предприятия в

рыночных условиях оказались неплатежеспособными, хотя и продолжают влиять

на экономическую конъюнктуру. Вывод таких компаний из участия в рыночных

отношениях позволил бы оздоровить ситуацию, повысить доверие партнеров друг

к другу.

В последние годы приняты основные регламентации по вопросам

банкротства. И все же юридическая практика крайне неудовлетворительна. Во-

первых, в законодательстве о банкротстве нет указаний на правовые

последствия в случаях, когда российские предприятия-должники осуществляют

нелегальную передачу своего имущества с целью избежать его возможной

реализации по требованию кредиторов. Результатом таких действий, например,

могло бы стать лишение конкурсного управляющего лицензии на исполнение

обязанностей и прокурорское расследование, подача кредитором жалобы в

органы, ответственные за выдачу лицензий; поиск проданного имущества и

наказание виновных в его сокрытии. Во-вторых, отсутствует перечень санкций,

которые должны быть применены в случаях конкретных процедурных ошибок, тем

более, что криминальный характер многих крупных дел о банкротстве не

позволяет дожидаться оценки правовой системы, а требует принятия

оперативных мер. В-третьих, обычно производство в соответствии с российским

законодательством осуществляется в трех-четырех инстанциях. В делах о

банкротстве оно ограничивается только одной инстанцией, что явно

недостаточно для проверки многих весьма сложных обстоятельств.

Другие препятствия инвестициям:

В РФ весьма незначительны возможности выполнения кредитных требований.

Допустимость передачи права собственности на обеспечение сомнительна.

Оговорка этого права в соответствии с статьей 451 ГК РФ принципиально

возможна, однако трудно реализуема на практике в силу слабости судебно-

исполнительной системы и уголовного законодательства. Особенно

проблематичным представляется то, что иски и требования кредиторов в случае

объявления должника несостоятельным считаются третьестепенными, т.е.

сначала обслуживаются требования сотрудников.

Единым федеральным законом не урегулировано и земельное право, хотя

собственность на землю является важным экономическим условием создания

производства. Такая неоднородная правовая ситуация не позволяет

коммерческим организациям приобретать землю даже в тех регионах, где такая

возможность предоставляется местными властями: предприятие может лишиться

этой собственности в результате вступления соответствующего федерального

закона.

Иностранный инвестор встречает трудности и в других сферах экономики –

банковском деле, деятельности страховых компаний, сертификации продукции и

услуг, сделках с недвижимостью.

Нестабильное состояние законов, регулирующих страховой рынок,

препятствует более динамичному развитию этого сегмента рынка. Кроме того,

49%-е ограничение иностранного участия в российских страховых обществах

будет препятствовать во многих случаях эффективному контролю зарубежными

инвесторами деятельности управленческого персонала и представляет для них

слишком большой инвестиционный риск.

Процедура получения лицензии на банковскую деятельность крайне сложна.

В частности, следует указать на следующие трудности:

V Для основания банка в Москве необходима лицензия Центрального банка, а

также его московского филиала;

V Руководящий персонал должен иметь как минимум высшее банковское

образование, и его квалификация должна подтверждаться свидетельствами;

V Предоставление полномочий руководящим сотрудникам контролируется

Центральным банком;

V Необходимо предоставление обширной информации обо всех правлениях

«материнской» компании;

V Руководитель, ответственный за бухгалтерскую деятельность, должен

выбираться только из определенного круга лиц.

Предоставление лицензий на работу с ценными бумагами и с частными

клиентами формально связано с длительными сроками ( полгода и 2 года с

начала деятельности). Даже по прошествии этих сроков выдача их существенно

затягивается в результате несогласованности действий различных

административных органов. Все эти правила приводят к крайне затрудненной и

дорогостоящей процедуре при основании и деятельности банков. Критерии

отзыва лицензий банков не определены однозначно и непоследовательно

реализуются на практике.

В настоящее время земельное право не урегулировано единым федеральным

законом, действующем на всей территории РФ. Однако часто собственность на

землю является важным экономическим условием создания производства в РФ. В

связи с неоднородностью правовой ситуации в настоящее время коммерческие

организации воздерживаются от приобретения земли даже в регионах, в которых

разрешено приобретение права собственности на землю. Хотя регистрация прав

на недвижимость и сделок с ней и является условием действенности их

проведения, на практике процедура регистрации требует больших затрат

времени и отличается бюрократизмом.

Четкая правовая система позволила бы убрать многие препятствия на пути

иностранных капиталов в Россию, считают германские аналитики.

3. Гарантии прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности

Гарантия прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности и

защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса

регулирования инвестиционной деятельности государством.

В соответствии со ст.14 закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности»

государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной

деятельности. Казалось бы такая формулировка не должна вызывать разночтений

и способствовать доверию инвесторов к государству. Согласно данной

формулировке, права участника инвестиционной деятельности остаются

неизменными в течение всего времени осуществления им инвестирования той или

иной области экономики России. Но, как бы перестраховываясь от самого себя,

законодатель формулирует другую часть статьи следующим образом: «… в

случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают

права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих

актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их

опубликования».

Принимая такие акты, законодатель допускает нарушение ст. 5 данного

Закона, в которой закреплены права участников инвестиционной деятельности.

Таким образом, государство все-таки допускает принятие нормативных актов,

противоречащих стабильности прав инвестора, а значит и первому предложению

текста ст. 14. Срок, по прошествии которого такие нормативные акты могут

ступать в законную силу, законодатель определяет продолжительностью в один

год. Но инвестирование экономики, а особенно российской, требует

долгосрочных вложений средств. Результат от таких вложений может быть

достигнут не через год, а через несколько лет. Следовательно, такая

формулировка недопустима в качестве нормы, гарантирующей стабильность прав,

а значит, подрывает доверие возможных инвесторов к государству.

В части 2 ст. 15 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

гарантируется невозможность безвозмездной национализации инвестиций, но

применение таких мер все же не исключается, хотя и с полным возмещением

убытков, причиненных участникам инвестиционной деятельности. Учитывая

экономическую и политическую обстановку в РФ на текущий момент, можно

сказать, что допущение применения национализации к инвестициям оттолкнет

инвесторов.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности предусмотрена в

ст. 16 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Часть 1 данной

статьи гласит: «При несоблюдении требований действующего законодательства,

обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной

деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в

порядке, установленном указанными актами». В части 2 говорится следующее:

«Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем

исполнении принятых на себя обязательств по осуществлению инвестиционной

деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам

перед другими субъектами инвестиционной деятельности».

Инвестиционная деятельность, как и любой другой экономический процесс,

осуществляется в определенном правовом пространстве, которое может либо

стимулировать инвестиции, либо создавать препятствия на их пути. С точки

зрения инвестиционной деятельности, наиболее важными областями

законодательства являются налоговое и контрактное законодательство, а также

предоставление лицензий на занятие различными видами экономической

деятельности. Необходимо четко определить и должным образом гарантировать

права собственности. К сожалению, новейшая российская история знает немало

примеров нарушения прав акционеров.

Либерализация экономики требует сокращения количества видов

деятельности, для занятия которыми необходимо получить разрешение, а также

упрощения порядка получения лицензий. В настоящий момент в России

предпринято ограничение прав местных органов власти в этой сфере, в

результате чего система приобретает большее единообразие. С другой стороны,

чрезмерная централизация выдачи разрешений может создать препятствия для

экономического роста. Обеспечение соблюдения контрактного права является

решающим условием для нормализации экономической деятельности.

Необходимо, чтобы экономическое законодательство отличалось

устойчивостью и стимулировало экономический рост и стабильность. Страны,

переживающие переходный период, сталкиваются с необходимостью создания

четкой правовой структуры, удовлетворяющей новым экономическим условиям.

Чрезвычайно важно разработать высококачественные правовые акты и

нормативные документы, способствующие возникновению и развитию новых видов

экономической деятельности. Однако не менее важно обеспечить строгий

контроль за соблюдением законов.

2. Инвестиционная ситуация в России

1. Особенности инвестиционного процесса в России

Беспрецедентный спад производства, хронический бюджетный дефицит,

острый платежный кризис 1990-х годов в значительной мере предопределили

постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых для развития

экономики. В качестве предпосылки и главного условия преодоления

хронического экономического кризиса в России можно рассматривать

активизацию инвестиционного процесса. Приоритетным направлением реформ

должно стать совершенствование финансово-кредитных механизмов, способных

предоставить экономике необходимые ресурсы для ее развития. Особая роль в

этом процессе должна принадлежать рынку ценных бумаг.

В самом начале третьего тысячелетия Россия по-прежнему находится в

процессе масштабных социально-экономических преобразований, которые были

начаты в последнем десятилетии XX века, но не завершены и по сей день.

Изначально реформы ставили цели — достижение устойчивого экономического

роста, создание эффективной экономики, способной обеспечивать высокий

уровень жизни населения, реальное и равноправное участие России в мировом

экономическом сообществе. Только на этой основе возможно прогрессивное

развитие нашего общества. Вместе с тем далеко не все из того что было

намечено, реализовано на практике.

Несомненно, рыночное реформирование в России способствовало решению

некоторых важных задач в экономике, достижению определенных позитивных

результатов. Однако оно принесло с собой и новые проблемы, от решения

которых во многом зависит, сможет ли наша страна преодолеть масштабный

хозяйственный кризис, войти в фарватер общемирового экономического

развития, или она будет обречено на дальнейшую деградацию, медленное

умирание, превращение в заброшенный пустырь современной мировой

цивилизации.

Одной из наиболее острых проблем современной России остается достижение

стабильного экономического роста. В числе факторов, оказывающих

непосредственное воздействие на динамику экономического развития, решающая

роль, несомненно, принадлежит инвестиционной сфере. Инвестиции затрагивают

самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс

экономического роста в целом. В сложившейся ситуации инвестиции выступают

важнейшим средством обеспечения условий выхода России из состояния

хронического экономического кризиса, осуществления структурных сдвигов в

народном хозяйстве, внедрения современных достижений технического

прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на

микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним

из наиболее действенных механизмов дальнейших социально-экономических

преобразований.

В условиях трансформации экономики России в 1990-е годы и перехода к

рыночной системе хозяйствования кардинальные изменения произошли и в

организации инвестиционного процесса, возникла объективная необходимость

формирования принципиально нового механизма финансирования инвестиционной

деятельности как на микро-, ток и на макроэкономическом уровне. Это

обусловлено рядом обстоятельств: существенным изменением инвестиционного

статуса и роли государства и негосударственных структур, разделением их

функций в сфере инвестиционной деятельности; значительным сокращением доли

централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры

последних по формам собственности в связи с проведением приватизации;

значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава

и соотношения внутренних и внешних источников инвестиций, способов и

критериев их распределения.

В настоящее время государство видит своей целью создание благоприятных

условий для активизации инвестиционной деятельности и стимулирование

частных инвестиций (иностранных в том числе) при одновременном ограничении

своего участия в качестве непосредственного инвестора. Решающее значение

придается росту объема и эффективности именно частных инвестиций, основными

источниками которых должны стать как собственные (внутренние) средства

предприятий, так и привлеченные (внешние) ресурсы (прежде всего средства

банков, институциональных инвесторов и населения).

Для большинства западных стран, добившихся наиболее высокого на

сегодняшний день уровня экономического развития, характерно преобладание

негосударственных форм собственности и источников финансирования в

инвестиционном процессе, в основном капитале и ВВП. Государственные же

инвестиции сосредоточены в отдельных отраслях, от которых зависят

национальная безопасность, производство общественных товаров. Отмечая это,

нельзя забывать, что в западных странах действующая модель инвестирования

формировалась в течение длительного периода времени.

Российский опыт последнего десятилетия свидетельствует о том, что роль

государства в переходной экономике в целом и в инвестиционной ее

составляющей в частности должна оставаться значительной. Экономика, в

течение длительного времени пребывающая в условиях кризиса, при любом

уровне развития рыночных отношений не имеет автоматических регуляторов

инвестиционной активности и концентрации необходимых ресурсов для

преодоления его негативных последствий.

Кроме того, сложности качественных преобразований в инвестиционной

сфере резко усиливаются общей обстановкой системного кризиса экономики

страны. Экономическая ситуация в России в результате происходившего в 1990-

е годы беспрецедентного спада производства, образования хронического

бюджетного дефицита, острого платежного кризиса в значительной мере

предопределила постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, необходимых

для развития экономики. Так, при спаде промышленного производства за девять

пореформенных лет в два раза инвестиции в основной капитал сократились в

пять раз. Следовательно, глубокий системный кризис, затронувший практически

все отрасли экономики России, наиболее серьезно и сильно поразил

инвестиционную сферу.

В целом, в течение последнего десятилетия все развитие российской

экономики протекало на фоне глубокого инвестиционного кризиса, который в

полной мере не преодолен вплоть до настоящего времени. Внешними формами его

проявления стали острая нехватка капиталообразующих инвестиций на рынке,

устойчивое нежелание инвесторов (как внутренних, так и внешних) вкладывать

средства в производственный (реальный) сектор экономики,

Вместе с тем следует подчеркнуть, что происходящий в России

инвестиционный кризис обусловлен целым рядом разноплановых причин. Каждая

из них имеет определенное самостоятельное значение, но все они

взаимосвязаны. В числе этих причин и те, что в той или иной мере отражают

особенности воспроизводственного и инвестиционного процессов и негативные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.