бесплатно рефераты
 

Оценка инвестиционного климата в России

из предполагаемых дивидендов.

В силу указанных причин спекулятивные тенденции среди иностранных

портфельных вложений в России стали фактически доминирующими. Отрыв

спекулятивного рынка акций от нуждающегося в инвестициях реального сектора

приводит к тому, что портфельные инвестиции в акции, несмотря на свой

довольно значительный объем не оказывают практически никакого прямого

положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной

задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в

экономическом смысле отрасли и предприятия.

Выражением такого отрыва является также то, что большинству

российских предприятий крайне трудно привлечь средства иностранных

портфельных инвесторов путем выпуска новых эмиссий акций и облигаций,

реальные денежные средства от продажи которых пошли бы на финансирование

производства. Практически единственным шансом на это продолжает оставаться

уход за пределы национального фондового рынка (т.е. выпуск ADR или GDR).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящий момент

иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не

играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина

этого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на

российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего

экономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этим

регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной

мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных

вложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельных

инвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими в

этой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями,

являются:

V создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы,

регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок

их обращения на фондовом рынке;

V правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иных корпоративных

ценных бумаг;

V создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка,

открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;

V организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценных бумаг,

предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынках

капиталов;

V создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций (в первую

очередь - инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно придать

рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его

привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.

Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического

и политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранных

портфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестиций

окажется практически потерянной для развития российской экономики.

Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за

счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые

соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень

широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.

Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование

бюджета является не инфляционным - это особенно важно для тех государств,

которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в

проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ

приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни

превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных

бумаг).

Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в

государственные ценные бумаги:

V привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок

государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило,

номинированных в национальной валюте;

V размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально

предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых

рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного

долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют.

Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций

внутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицита

федерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых

порах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет,

существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполне

обоснован - рынок внутреннего долга является также и мощным инструментом

реализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более

“мобильных”, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег может

существенно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с тем

сверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля по

отношению к доллару и меньшая рисковость вложений в эти ценные бумаги по

сравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежные

портфельные инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать

деньги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора с

российскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.

Статистики таких скрытых вложений не существовало, но, по некоторым

оценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3-

5 процентов всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрд

долларов.

Этот фактор, а также то, что к началу 1996 года стала очевидной

нехватка средств россйских инвесторов для финансирования расходов бюджета,

привел к тому, что в феврале 1996 года иностранные портфельные инвесторы

были допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутренних

займов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций,

призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемого

притока/оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизила

доходность и ликвидность таких вложений.

Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно

значительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов

Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннего

российского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежные

финансовые структуры - Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, Credit

Suisse и т.п. В настоящее время основной задачей правительства становится

не дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить

их в реальный сектор (до сих пор во многом безуспешная).

2. Пути и меры по привлечению инвестиций

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в

российскую экономику является жизненно важным средством устранения

инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной

деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих

рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к

Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему

их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное

условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных,

так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,

сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли

понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой

режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет

10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы

пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в

инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база

функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием

новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о

свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное

определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных

инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был

образован Государственный информационный центр содействия инвестициям,

формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата

требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в

стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и

специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения

иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

V достижение национального согласия между различными властными структурами,

социальными группами, политическими партиями и прочими общественными

организациями;

V ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и

уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране

цивилизованного некриминального рынка;

V радикализация борьбы с преступностью;

V торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за

исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

V пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

V мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные

нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

V внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную

строительную продукцию;

V запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

V предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью

компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с

другими направлениями их деятельности;

V формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным

перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

V срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных

инвестициях в России;

V принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

V создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и

конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и

страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и

коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,

занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском

заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении

сделок "под ключ";

V создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга

инвестиционного климата в России;

V разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его

полной конвертируемости.

Будем надеяться, что выше перечисленные меры помогут притоку

национальных и иностранных инвестиций.

3. Выводы по главе

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в

российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания

в России цивилизованного, социально ориентированного общества,

характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого

лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное

функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию

рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может

привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой

управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и

привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране

современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в

материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для

покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно

и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций

жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из

современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада

производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь

в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных

инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована

в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении

потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в

развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,

проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной

управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в

новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка

России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,

достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической

беспечности.

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная

задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных

стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение

общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать

дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять

предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют

российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая

мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного

капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных

производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на

льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только

для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том,

чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному

капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола

властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные

условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.

Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечение

иностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним из

необходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требует

значительных нормотворческих и организационных усилий как от российских

федеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий и

финансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на

улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической

и законодательной ситуации и создание эффективного экономического

законодательства; организацию эффективного внутрироссийского рынка

капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным

сектором.

1. Структура инвестиций в 1999-2001 гг. (%)

|Показатели |на 1 июля |

| |1999г. |2000г. |2001г. |

|Финансовые вложения предприятий и организаций |100 |100 |100 |

|(без субъектов малого предпринимательства), в | | | |

|том числе: | | | |

|долгосрочные инвестиции |44,6 |31,6 |14,3 |

|краткосрочные инвестиции |55,4 |68,4 |85,7 |

|Инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов|100 |100 |100 |

|малого предпринимательства), в том числе | | | |

|инвестиции в основной капитал |83,8 |83,9 |83,2 |

|капитальный ремонт основных фондов |14,9 |14,1 |15,7 |

|инвестиции в нематериальные активы |1,2 |1,2 |0,8 |

|инвестиции в другие нефинансовые активы |0,1 |0,5 |0,3 |

2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %

|Показатели |Финансо| |Инвести| |Другие | |

| |вые | |ции в | |инвести| |

| |вложени| |основно| |ции | |

| |я | |й | | | |

| | | |капитал| | | |

| |на |на |на |на |на |на |

| |1.07.00|1.07.01|1.07.00|1.07.01|1.07.00|1.07.01|

|Инвестиции всего |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |

|в том числе по |75,4 |84,9 |53,5 |49,3 |86,7 |89,9 |

|источникам | | | | | | |

|финансирования - | | | | | | |

|собственные средства | | | | | | |

|из них: | | | | | | |

|прибыль, остающаяся в |45,3 |58,5 |40,6 |48,9 |23,5 |25,4 |

|распоряжении организации| | | | | | |

|(фонд накопления) | | | | | | |

|амортизация |3,6 |1,9 |42,7 |43,7 |27,2 |24,0 |

|привлеченные средства |24,6 |15,1 |46,5 |50,7 |13,3 |10,1 |

|в том числе: | | | | | | |

|кредиты банков |25,0 |16,5 |8,6 |6,4 |4,8 |1,9 |

|из них кредиты |0,9 |0,1 |2,1 |1,3 |3,2 |0,0 |

|иностранных банков | | | | | | |

|заемные средства др. |16,4 |15,1 |20,2 |11,9 |12,0 |3,3 |

|организаций | | | | | | |

|бюджетные средства |1,5 |1,0 |44,2 |37,8 |41,1 |70,4 |

|в том числе: | | | | | | |

|из федерального бюджета |0,2 |0,1 |11,3 |10,4 |7,6 |11,0 |

|из бюджетов субъектов |1,2 |0,8 |30,7 |25,4 |27,1 |49,0 |

|Федерации | | | | | | |

|средства внебюджетных |1,0 |0,1 |8,2 |9,1 |23,7 |12,4 |

|фондов | | | | | | |

|прочие |56,1 |67,3 |18,8 |34,7 |18,5 |12,0 |

|в том числе: | | | | | | |

|средства от эмиссии |24,5 |0,1 |0,7 |0,3 |0,3 |0,1 |

|акций | | | | | | |

3. Инвестиции в основной капитал, направленные в развитие отраслевой

экономики и промышленности по крупным и средним предприятиям в 1

полугодии 2001 г. (%)

|Показат| | | | | |1 | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.