бесплатно рефераты
 

Оценка инвестиционного климата в России

Одними финансовых инструментов для инвестиций в реальный сектор и

реализации промышленных проектов могли бы стать инвестиционные фонды.

Сегодняшние скромные размеры рынка ПИФов и относительно «прохладное»

отношение к ним со стороны российских инвесторов не должны вводить нас в

заблуждение: так же происходило и в других странах с рыночной экономикой,

где теперь через подобные фонды (mutual funds в США, UCITS в Европе, OPCVM

во Франции и т.д.) мобилизуется значительная часть сбережений населения.

Тем важнее, на наш взгляд, своевременное вступление российских банков

на этот рынок, где доминирующие позиции сейчас занимают в основном

иностранные компании («Темплтон», «Пионер Первый», «Паллада Эссет

Менеджмент» — дочерняя структура State Street Global Advisors) или ведущие

российские инвестиционные компании («Тройка Диалог»).

Участие банков в создании фондов позволит радикально изменить ситуацию

в этой сфере. Сегодня из всего количества (31 паевой фонд), по нашим

данным, лишь три созданы российскими банками (Межкомбанк, МКБ, «Российский

кредит», НИКойл), что составляет менее 0,4% стоимости чистых активов

фондов.

Толчком к изменению отношения банков, бесспорно, станут принятие закона

«Об инвестиционных фондах», законодательное оформление налоговых льгот для

коллективных инвесторов, а также согласованные действия ФКЦБ и ЦБР. Целью

создания фондов является расширение набора услуг, предлагаемых банками

своим клиентам. В отличие от банковских депозитов, фонд не гарантирует

размера доходов пайщику и не имеет права вообще указывать какие-либо

проценты. В результате у портфельного менеджера банковского фонда

появляется значительно больше возможностей выбора инвестиционных

инструментов даже в условиях ограниченности данного сегмента рынка.

Основными направлениями участия банков в системе коллективного

инвестирования станут:

V создание крупных управляющих групп, способных конкурировать на

международном рынке;

V расширение сети специализированных депозитариев и хранение активов

паевых, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов в банках;

V развитие системы продажи паев и других инвестиционных продуктов с

использованием агентской сети банков;

V организация Интернет-агентств для системы коллективных инвестиций.

Под «управляющей группой» понимается группа субъектов паевого фонда,

ядром которой является или банк, или инвестиционная компания. Управляющие

группы выигрывают в конкурентной борьбе не за счет получения сверхприбылей,

но путем предоставления инвестору выбора среди различных фондов и

возможности конвертации паев между ними. Именно эта возможность наряду с

гарантиями надежности фондов и авторитетом имени управляющей группы

определяет ее место в рейтинге.

На российском рынке каждый из крупных банков, в том числе с

государственным участием, может самостоятельно занять свое место в рейтинге

управляющих групп, однако наиболее целесообразным является объединение

усилий банков для коллективных инвестиций.

Все элементы для развития системы коллективного инвестирования внутри

банковских групп уже существуют. Содержание нового этапа состоит в

соединении их в единый механизм. Управляющая компания группы выполняет

административные функции, а портфельными менеджерами созданных фондов

являются инвестиционные департаменты или структуры банка. Банк ведет счета

ПИФов, является агентом по привлечению средств и их размещению. К группе

могут примыкать как предприятия-партнеры банка для создания своих

корпоративных фондов, так и администрации территорий для организации

региональных фондов. Важным звеном группы является банк, который имеет

лицензию специализированного депозитария.

Все это позволит значительно снизить расходы участников группы,

обеспечивая получение ими комиссионных доходов и решение других важных

задач.

Депозитарная деятельность является привычной и выгодной для банков.

Однако при работе с фондами необходимо различать два вида депозитарных

услуг банка.

Во-первых, это хранение активов фондов и контроль за управляющими

компаниями, для осуществления чего нужна лицензия специализированного

депозитария. Надо отметить, что ФКЦБ приняла правильный курс на расширение

числа специализированных депозитариев и на передачу в спецдепозитарии

резервов негосударственных пенсионных фондов с 1 октября 2000 г.

Во-вторых, не меньшее значение, особенно для институциональных

инвесторов, будет иметь возможность хранения приобретенных паев в надежном

клиентском депозитарии (в частности, для выполнения правила 17 f-5

американскими резидентами или условий осуществления сделок купли-продажи

паев в Европе). Решение этой задачи требует нормативного закрепления таких

понятий, как «депозитариев хранение паев в банках» и «номинальное держание

в реестре владельцев паев» с ограничениями на операции с ними со стороны

номинального держателя — депозитария банка. Процедурное описание данных

вопросов и соответствующие рекомендации были подготовлены рабочей группой в

составе ППСД, Внешторгбанка и АКБ «Еврофинанс» еще в январе 2000 г., однако

их продвижение отложено в связи с рассмотрением закона «Об инвестиционных

фондах».

Очевидно, что без создания дистрибутивной сети сфера коллективных

инвестиций будет ограничена довольно узким кругом инвесторов. Опыт

показывает, что в качестве агентов паевого фонда в различных странах

выступают разные структуры, но ведущая роль принадлежит, безусловно,

банкам.

Если российские банки подключат свои отделения к процессу дистрибуции

паев, коллективные инвестиционные схемы смогут охватить всю территорию

страны и действительно стать источником внутренних инвестиций.

3. Сотрудничество с международными валютно-финансовыми организациями

Положительная динамика предоставления долгосрочных кредитов позволяет

надеяться на дальнейшую активизацию финансирования инвестиционных проектов.

В то же время перспективы развития инвестирования проектов зависят не

только от возможностей российских банков и от инвестиционной

привлекательности самих проектов, но также и от общей инвестиционной

атмосферы вокруг России, определяемой политикой ведущих зарубежных

страховых агентств, а также международных валютно-финансовых организаций

(ЕБРР Мировой банк).

Проектное кредитование в России невозможно представить без

инвестиционной поддержки международных валютно-финансовых организаций.

Такими организациями являются Международный банк реконструкции и развития

(МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), и Международная

финансовая корпорация (МФК).

Большее распространение получили кредиты ЕБРР, предоставляемые

предприятиям малого и среднего бизнеса различных отраслей народного

хозяйства. С 1994 г. по 1999 г. ЕБРР совместно с Фондом поддержки малого

бизнеса предоставил 43 тыс. проектных кредитов на сумму более 500 млн

долл., причем 60% всех кредитов приходилось на торговлю, 30% — на услуги и

10% - на промышленное производство. Основными банками — партерами ЕБРР и

МБРР до кризиса 1998 г. являлись "Токобанк", "Инкомбанк", "Альфабанк",

"Мосбизнесбанк", "Онэксимбанк;".

Особый пик активности международных организаций; (в частности, ЕБРР) на

российском инвестиционном рынке пришелся на 19S5 — 1997 гг., в частности, в

1997 г. доля кредитов этих организаций составила 42,8% от суммы прочих

инвестиций, превалировавших в структуре иностранных инвестиций (59,6%).

Так, в 1995 г. "Токобанк" оформил с ЕБРР и МБРР соглашения об участии в

поддержке предприятий на сумму около 200 млн. долл., часть из которых была

предоставлена клиентам: ОАО "Томскнефть ВПК" и ОАО "Юганскнефтегаз" на

модернизацию производства. ЕБРР и МФК открыли "ОНЭКСИМбанку" кредитную

линию в сумме 115 млн. долл. США для реализации ряда проектов; кроме того,

на конец 1996 г. российский банк самостоятельно оформил кредитные линии,

основным клиентам (в т.ч. РАО "Норильский никель" и НК "Сидэнко") общим

лимитом около 77 млн. долларов. В 1997 г. "Автобанк" совместно с ЕБРР

предоставил ОАО Горьковский автомобильный завод инвестиционный кредит в

сумме 75 млн. долл., российскому банку также была открыта кредитная линия в

сумме 30 млн. долл. для дальнейшего развития проектного кредитования.

В 1996 — 1997 гг. EББР в рамках инвестиционных программ поддержки

предприятий и развития финансовых учреждений активно сотрудничал с

"Мосбизнесбанком", используя расширенную филиальную сеть российского банка:

общая сумма кредита на указанные цели составила порядка 29 млн. долларов.

Основными получателями займов стали ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "Томский

инструмент".

В 1998 г. объем кредитов и займов ЕБРР для поддержку, российских

предприятий снизился с 3296 (1997 г.) до 23% от общего количества

планируемых инвестиций в страны Восточной Европы. Среди наиболее крупных

проектов ЕБРР в 1993 г. можно отметить проект модернизации электростанции

на Камчатке (85,7 млн. экю), строительство атомных станций при участии ОАО

'"Росэнергоатом" (общей сумме 75,5 млн. экю).

В 1999 г. объем кредитов ЕБРР составил около 120 млн. долл., а по

состоянию на ноябрь 2000 г. совокупный объем кредитов банка определен в

размере, превышающем 700 млн. долларов. По всей видимости, доля кредитов,

международных финансовых организаций в структуре прочих инвестиций в 2000

г. будет больше, чем в 1999 г., поскольку за первое полугодие 2000 г. этот

показатель (2,8%) почти достиг уровня 1999 года (3,2%).

Международная финансовая корпорация (МФК) также приняла деятельное

участие в финансировании инвестиционных проектов на территории России.

Основным профилем данной организации является поддержка частных проектов в

различных странах, государственный сектор корпорация не финансирует.

Как правило, МФК участвует в финансировании проектов совместно с

местными и иностранными финансовыми институтами. Формы участия МФК —

кредитование или прямое участие в формировании акционерного капитала. В

1994— 1998 гг. МФК реализовала в России 19 проектов, общая сумма инвестиций

составила 240,2 млн. доля, из них: прямые капиталовложения — 131,4 млн.

долл. и кредиты под инвестиционные проекты — 103,8 млн. долларов.

Основными областями кредитования в указанный период стали:

горнодобывающая промышленность (18% от всех инвестиций), лесная

промышленность (15%), инфраструктура (11%).

4. Иностранные инвестиции в экономике России

Уже стало общим местом, что экономика России достигла максимальной

глубины падения и начала постепенно подниматься. С этой точкой зрения можно

спорить, можно соглашаться, но неизбежным является одно, вне зависимости от

того, поднимается ли Россия, или это еще только предстоит, она нуждается в

колоссальном количестве финансовых ресурсов только для поддержания

экономики на плаву. Для сколько-нибудь существенного подъема средств

потребуется в несколько раз больше. Таким же общим местом является то, что

денег в стране нет. Естественно, что иностранные инвестиции рассматриваются

в такой ситуации как единственное спасение. Это мнение особенно спорно,

даже внимательный взгляд на официальный платежный баланс России может

поставить его под серьезное сомнение. Трудно поверить, что одни иностранные

инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой

стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста

внутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям,

так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт,

накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранные

инвестиции могут также послужить для временного смягчения денежных

затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значит

роста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций является

непременным спутником “встраивания” России в мировой цикл движения капитала

и будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению

оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

В данной работе хотелось бы сосредоточиться на тех формах

иностранных инвестиций, которые связанны с непосредственным привлечением

иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение

капитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание на

территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранным

владельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделе

продукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежных

кредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда

можно разделить на три категории:

V прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над

предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

V портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в

управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в

большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно

обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также

вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных

ценных бумаг.

V к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их

исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также

сложностью получения достоверной статистической информации о многих из

них.

Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна

(обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов

акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20

процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми и

портфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже),

такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих

инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).

1. Иностранные инвестиции в России - общий обзор

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в

отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году

были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании

совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами,

которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в

российскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей день

регулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятый

в 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатом

принятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностранными

инвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуются

на территории страны равными юридическими правами и несут равные

обязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельности

в некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовой

приватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российского

рынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественной

истории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестиций

в России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнее

время, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовой

базы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлечения

иностранных инвестиций в Россию.

Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьма

противоречива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, Госкомстат

России и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, дают

существенно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоваться

данными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала в

Россию к началу 1999 года составил около 12 млрд долларов, из которых около

10,7 млрд долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд - на

портфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайне

неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1993-95 годах составлял

около 1,0 млрд долларов, за 1996 год - около 1,6 млрд долларов, в 1997 году

– примерно 2 млрд долларов, в 1998 – 4,2 млрд. Следует отметить, что

указанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабы

российской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечения

зарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годы

ежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиланда

достигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая -

25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов. Особенно

подчеркнуто выглядело поведение инвесторов во время осеннего кризиса 1997

года, когда практически все программы кредитования переориентировались на

страны Юго-Восточной Азии. Также, для сопоставления можно указать, что

общий объем инвестиций (включающий прочие инвестиции только в 1997 году

составил 10,4 млрд долларов, т.е. практически равнялся всем прямым

инвестициям полученным Россией за время ее существования)

Следствием незначительного объема инвестиций является малая роль уже

существующих предприятий с иностранными инвестициями в экономике России -

на их долю, по самым оптимистичным данным, приходится менее 2% общего

объема промышленного производства в России.

Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятный

инвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются:

V высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность

законодательства;

V резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в

частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную

продукцию и услуги;

V несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области

иностранных инвестиций в частности;

V высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;

V недостаток качественной инфраструктуры;

V фактическое отсутствие единой государственной политики в области

привлечения иностранных инвестиций.

Вместе с тем уже существующая практика иностранных инвестиций в России

выявила определенные закономерности, которые позволяют анализировать

сложившуюся структуру вложений зарубежного капитала и прогнозировать

развитие инвестиционного процесса в ближайшие годы. Рассмотрим для начала

практику прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

1. Прямые иностранные инвестиции в России

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в

экономику России являются:

V привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем

создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным

инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

V регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих

иностранному капиталу;

V привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.