бесплатно рефераты
 

Лизинговые отношения в РФ

экономической сущности можно сравнить с долгосрочным финансированием

капитальных вложений, то при оперативном лизинге арендные платежи сравнимы

с текущими оперативными расходами.

Формирование и развитие данного вида лизинга становится возможным с

появлением вторичного рынка лизингуемого оборудования, поскольку у

арендодателя появляется проблема реализации имущества по окончании срока

лизинга. Эта новая проблема вызывает необходимость работы в области

управления имуществом и перепродажи имущества, вернувшегося к

лизингодателю.

Лизингодатель вынужден сдавать лизингуемое оборудование во временное

пользование несколько раз и для него возрастает риск по возмещению

остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Риск,

связанный с управлением имуществом, не ограничивается проблемой, что делать

с имуществом по окончании срока лизинга - при оперативной аренде срок

договора редко бывает соизмерим со сроком "жизни" имущества. Рост рынка

оперативной аренды вызван тем, что арендодатели ищут новых возможностей в

области внебалансового финансирования, защиты против рисков, связанных с

остаточной стоимостью и уменьшением периодических платежей. Арендодатели

под давлением конкуренции вынуждены рассчитывать объемы платежей на базе

прибыли после налогообложения и переносить налоговые льготы владения

имуществом на арендатора в форме уменьшения лизинговых платежей. Имущество,

сдаваемое в оперативную аренду, разнообразно: от автомобилей (именно этот

вид имущества в первую очередь диктует необходимость создания "вторичного"

рынка) до компьютеров, с которыми связан риск технологического устаревания.

Несмотря на то, что уже появилась практика оперативного лизинга, остаются

сомнения относительно соответствия этого понятия российской нормативно-

правовой базе. По мнению многих экспертов, согласно ст. ст. 665-670 ГК РФ,

лизинговая сделка может быть заключена в отношении того или иного

оборудования только один раз - в момент его приобретения лизингодателем для

лизингополучателя. В случае, когда предмет оперативного лизинга

возвращается арендодателем (либо затребуется им до истечения срока

окончания договора финансового лизинга), этот предмет, вновь переданный в

аренду, будет являться предметом текущей аренды. При этом происходит

превращение лизинговых отношений в отношения по поводу текущей аренды.

Таким образом, оперативный лизинг есть хорошо известная всем аренда.

7). "Мокрый" и "чистый" лизинг По объему обслуживания передаваемого

имущества лизинг подразделяется на "чистый" и "мокрый".

Мокрый лизинг (wet leasing) предполагает обязательное техническое

обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и другие операции, за

которые несет ответственность лизингодатель. Кроме этих услуг, по желанию

лизингополучателя лизингодатель может взять на себя обязанности по

подготовке квалифицированного персонала, маркетинга, поставке сырья и др.

Если техническое обслуживание оборудования, его ремонт, страхование и др.

лежат на лизингодателе, то говорят о "лизинге, включающем дополнительные

обязательства" (wet leasing). Предметом такого вида лизинга, как правило,

бывает сложное специализированное оборудование. Wet leasing обычно

используют либо изготовители этого оборудования, либо оптовые организации;

финансовые учреждения и банки редко обращаются к этому виду лизинга,

поскольку в их распоряжении отсутствует необходимая техническая база.

В связи с тем, что в России пока еще не сложился рынок лизинговых услуг и

практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить

качественное техническое обслуживание объектов лизинга, наиболее

распространенным видом лизинга является чистый. Чистый лизинг (net leasing)

- это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя

лизингополучатель. Поэтому в данном случае расходы по обслуживанию

оборудования не включаются в лизинговые платежи. В отношениях "чистого

лизинга" участвуют банки, страховые компании и иные финансовые организации,

занимающиеся лизинговым бизнесом.

Вернуться в Оглавление

[pic]

4. Законодательство о лизинге

В течение 1997 года не произошло существенных изменений в российском

законодательстве, регулирующем лизинговую деятельность. Правовая ситуация

остается вполне стабильной со времени вступления в силу 1 марта 1996 г.

части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, где в гл.34 установлены

юридические основы арендных отношений и определены различные виды арендных

договоров, в частности, проката и финансовой аренды (лизинга). Это

рассматривается как создание приемлемой законодательной базы, которая

частично заменяет "Временное положение о лизинге", утвержденное

Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 ?633. "Временное положение"

теперь действует только в тех случаях, когда оно не противоречит

Гражданскому кодексу.

Ниже приведен примерный перечень нормативно-правовых актов, регулирующих

лизинговые сделки (в хронологическом порядке):

1. Приказ Минфина СССР от 01 ноября 1991 г. ?56 "План счетов бухгалтерского

учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его

применению"

2. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. (включая Положение о

составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),

включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке

формирования финансовых результа-' тов, учитываемых при налогообложении

прибыли - с учетом изменений внесенных Постановлением Правительства ?1133)

3. Федеральный закон от 9 октября 1992 г. ?3615-1 "О валютном регулировании

и контроле"

4. Указание Государственного таможенного комитета РФ от 25 апреля 1994 г.

?01-12/328 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного

ввоза (вывоза)"

5. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. ?1929 "О развитии финансового

лизинга в инвестиционной деятельности"

6. Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. ?1256 "О

государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг."

7. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. ?1418 "О

лицензировании отдельных видов деятельности"

8. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. ?88-ФЗ "О государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации"

9. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. ?633 "О развитии

лизинга в инвестиционной деятельности" (включая Временное положение о

лизинге, с изменениями и дополнениями от 23 апреля, 27 июня 1996 г.)

10. Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. ?01-

13/10268 "О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках

лизинговых соглашений"

11. Приказ Минфина России от 25 сентября 1995 г. ?105 "Об отражении в

бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций" (действовал до 17

февраля 1997 г., отменен Приказом Минфина России ?15)

12. Инструктивное письмо Государственной налоговой службы РФ от 30 октября

1995 г. №ПВ -6-17/572 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности

лизинговых операций"

13. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 г. ?1133 "О внесении

дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации

продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,

услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при

налогообложении прибыли"

14. Инструктивное письмо Министерства финансов РФ от 13 декабря 1995 г.

?128 "О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и

реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции

(работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,

учитываемых при налогообложении прибыли"

15. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. ?167 "Об

утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской

Федерации"

16. Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 1996 г. №336-Р "О проведении

Международной конференции по развитию лизинга в РФ"

17. Государственный комитет РФ по статистике Письмо от 13 марта 1996 г. ?24-

1-21/483 "Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования"

18. Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 14

марта 1996 года №ПВ-6-02/180 "О положении о лицензировании лизинговой

деятельности в Российской Федерации".

19. Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от

14 марта 1996 года ?66 "О постановлении Правительства Российской Федерации

от 26 февраля 1996 года ?167 "Об утверждении положения о лицензировании

лизинговой деятельности в Российской Федерации".

20. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. ?491 "О первоочередных мерах

государственной поддержки малого предпринимательства в РФ"

21. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16 апреля

1996 г., утвержденные Минэкономики РФ

22. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. ?528 "О внесении

дополнений в постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. ?633 "О

развитии лизинга в инвестиционной деятельности"" 23. Приказ Министерства

экономики Российской Федерации от 20 июня 1996 года ?91 "Об организации

работы в Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в

Российской Федерации".

24. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. ?752 "О

государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ"

25. Письмо Министерства экономики РФ от 10 июля 1996 г. №ВК-765/8-721 "О

лицензировании лизинговой деятельности"

26. Письмо Центрального банка РФ от 14 октября 1996 г. ?342 "Об учете

отдельных операций"

27. Приказ Минфина России от 17 февраля 1997 г. ?15 "Об отражении в

бухгалтерском учете операций по договору лизинга" (включая Указания обо

отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга)

28. Письмо Центрального банка РФ от 5 мая 1997 г. ?18-2-1/1-361 "Об

отражении в бухгалтерском учете банков операций, совершаемых по лизингу"

Вернуться в Оглавление

[pic]

5. Заключение лизингового контракта

Большинство лизинговых компаний начинают переговоры с потенциальными

клиентами с просьбы предоставить им бизнес-план проекта, для осуществления

которого требуется лизингуемое оборудование. Именно на этапе оценки бизнес-

плана лизинговые компании отсеивают большинство предлагаемых им проектов.

Соотношение принятых лизинговыми компаниями обращений, рассмотренных

проектов и реализованных контрактов может соотноситься как 100:50:5.

Большинство отклоненных проектов остаются без рассмотрения во многом по

причине отсутствия правильно подготовленного бизнес-плана. В любом случае

можно сказать, что неудачно пройдя однажды процедуру заключения лизинговой

сделки и получив от лизинговой компании отказ, начинающий лизингополучатель

становится гораздо более подготовленным к следующим переговорам с другой

лизинговой компанией.

В некоторых случаях, когда менеджеры лизинговой компании видят очевидно

выгодный проект, они могут помочь потенциальному лизингополучателю

составить подробный бизнес-план этого проекта. В этом случае процесс

переговоров лизингодателя с лизингополучателем включает элементы

консультирования последнего по вопросам улучшения финансовых показателей

предлагаемого проекта, оптимизации налогообложения и т.д.

Требования, предъявляемые лизинговыми компаниями к содержанию бизнес-плана

как правило различаются лишь незначительно. Ниже приведена структура

типового бизнес-плана:

1. РЕЗЮМЕ (краткие выводы).

2. ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: Направление деятельности и достигнутые

результаты на рынке; Конкурентные позиции; Руководство, собственность,

структура управления фирмой; Текущие финансовые результаты; Описание

продукции и ее применение; Схемы работы с поставщиком и потребителем

продукции; Как предприятие намерено развиваться; Отличие данного

предприятия от других компаний; 3. ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ПО ПРОЕКТУ: Описание

товаров и услуг, предлагаемых в проекте; Степень готовности товаров и услуг

к выходу на рынок;

4. ПЛАН МАРКЕТИНГА: Размеры рынка и тенденции его изменения; Состав вашей

постоянной клиентуры; Конкуренты (их сильные и слабые стороны,

распределение рынка между ними); Ваши конкретные преимущества и недостатки;

Схема распространения товаров; Ценообразование; Реклама; Методы

стимулирования продаж; Формирование общественного мнения о фирме и товарах;

Прогноз объемов продаж;

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА: Производственные помещения; Оборудование (цена,

поставщик, график ввода и т.д.); Поставщики материалов и комплектующих (их

репутация, опыт работы с ними); Предполагается ли производственная

кооперация (репутация этих фирм, опыт работы с ними); Объемы производства;

Схема производственных потоков; Контроль качества; Предусмотрена ли система

охраны окружающей среды и утилизация отходов;

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН: Организационная схема предприятия; Система

подбора, расстановки и использования кадров;

7. ОЦЕНКА РИСКОВ: Перечень возможных рисков с указанием вероятности их

возникновения и ожидаемого ущерба от этого; Пути минимизации рисков;

8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН: Комментарии к финансовому плану; План доходов и

расходов (с комментариями); Прогноз объемов реализации (с комментариями);

Прогноз издержек производства и обращения (с комментариями); Прогноз

движения денежных средств; Анализ устойчивости финансового положения.

Общий размер бизнес-плана не должен, как правило, превышать 20 страниц. В

качестве приложений к бизнес-плану, большинство лизинговых компаний просит

предоставить:

1. Технические данные по продукции.

2. Копии платежных документов.

3. Лицензии.

4. Копии контрактов на приобретение оборудования, копии договоров на

закупку сырья и реализацию готовой продукции (либо договоры о намерениях),

копию договора аренды помещения.

5. Кредитные договоры, договоры залога и страхования имущества.

6. Фотографии и образцы.

Вернуться в Оглавление

[pic]

6. Гарантии для участников лизинговых сделок

Лизингодателям очень важно получение гарантий своевременного возврата

лизинговых платежей, страховой защиты от потерь в результате неисполнения

обязательств, наступающего вследствие временной или полной

неплатежеспособности лизингополучателей, отказа лизингополучателя выполнить

предусмотренное договором обязательство выкупить лизинговое оборудование по

остаточной стоимости и т.п. Вопрос о гарантиях является непременной

составляющей при заключении любой без исключения лизинговой сделки. При

проведении переговоров с потенциальным лизингополучателем лизинговые

компании стремятся выявить все возможные меры для финансового обеспечения

своих рисков. Не предложив лизинговой компании ликвидной стопроцентной

гарантии исполнения своих обязательств, вновь образованные предприятия,

либо предприятия, не имеющие хорошей кредитной истории практически не имеют

возможности получить оборудование в лизинг даже для высокорентабельного

проекта, безупречного с точки зрения планирования бизнеса. В случае, если

предприятие может доказать свою устойчивость на протяжении длительного

(несколько лет) периода и платежеспособность на момент заключения сделки,

лизинговые компании, предварительно изучив финансово-хозяйственную

деятельность предприятия -лизингополучателя и убедившись в его надежности,

неохотно, но все же соглашаются разделить с ним финансовые риски по сделке.

Другие используемые способы:

Первый. Организационно использовать действующую хозяйственную структуру

(можно выбрать соответствующую отечественную или зарубежную лизинговую

компанию с привлечением к реализации лизингового проекта в качестве

гарантов 6-8 участников).

Второй. Создать акционерную компанию для реализации отдельного лизингового

проекта, как правило, значительного по стоимости и количеству сдаваемого в

лизинг имущества.

Третий. Использовать федеральный Фонд поддержки развития лизинга в России в

качестве гаранта лизинговых операций. По существу, создать на основе этого

Фонда мощную специализированную страховую компанию, деятельность которой

будет направлена на страхование сдаваемого в лизинг имущества и возврата

лизинговых платежей.

В настоящее время российские операторы лизингового бизнеса рассматривают в

качестве гарантов, как правило, одного, иногда двух субъектов. Конечно,

проще работать с минимальным количеством партнеров. Желательно при этом,

чтобы их инвестиционные. возможности были значительными. Однако в

действительности найти одного инвестора под проект стоимостью в пять и

более миллионов долларов очень сложно.

Например, Европейский банк реконструкции и развития участвует своим

капиталом в инвестиционных проектах только на треть. Остальные две трети

капитала должны быть собраны другими инвесторами. Международная финансовая

корпорация осуществляет финансирование проектов на одну четверть.

По аналогичному пути пошло и Правительство РФ при финансировании

инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета. Так, в

соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года "О

дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации"

предусматривается государственная финансовая поддержка по четырем

категориям инвестиционных проектов, включая лизинговые. По категории А

(проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных

аналогов) - 50 процентов. По категории Б (проекты, обеспечивающие

производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на

внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов) - 40 процентов. По

категории В (проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей

продукции с более низким уровнем цен на нее по сравнению с импортируемой) -

30 процентов. По категории Г (проекты, обеспечивающие производство

продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке) - 20 процентов. Размер

государственной поддержки в виде государственных гарантий устанавливается

также в зависимости от категории проекта и не может превышать 60 процентов

заемных средств, необходимых для его осуществления.

Добиться улучшения финансирования лизингового проекта можно за счет

значительного расширения интересов сторон. В связи с чем желательно

предоставить большему количеству участников возможность разделить

финансовые риски и тем самым привлечь их к реализации значительного

количества лизинговых проектов. Причем за свою долю риска гарант получает

соответствующее вознаграждение.

Возможен следующий состав гарантов под лизинговую сделку:

лизингополучатель; изготовитель оборудования; лизингодатель; банк-гарант;

банк-кредитор; страховая компания (и); федеральный и региональный фонды

поддержки лизинга; федеральное и региональное правительства.

Опыт взаимодействия с рядом лизинговых компаний свидетельствует, что они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.