бесплатно рефераты
 

Инвестиции в России

Инвестиции в России

Содержание

Введение

Инвестиционная политика в российской экономике 3

Внутренние источники инвестиций в России 5

Внешние источники инвестиций 8

Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России 11

2.1. Инвестиции в реальный сектор экономики 14

Иностранные инвестиции в российскую экономику 19

Заключение

Список литературы

Введение

Теории международного движения капитала в западной

экономической литературе уделено достаточно много внимания. Начиная

с 60-х годов появились работы об экономике стран, принимающих

капитал. В этот период на политической карте в результате бурного

национально-освободительного движения возникло большое число независимых

развивающихся государств. Вследствие этого процесса в международных

потоках перемещения капитала наметилась тенденция его движения из

развитых стран в развивающиеся. Видные западные экономисты С.Кузнец,

Г.Хабернер, Г.Майер и др. в своих трудах доказывают, что планирование

экономического роста в развивающихся странах немыслимо в современных

условиях без возможности допуска иностранного капитала в экономику страны.

Эти авторы развивают мысль о том, что благотворное влияние ин.

капитала на развивающееся хозяйство будет положительно сказываться

во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в

национальную экономику : - в форме частных прямых инвестиций и

кредитов, в виде государственных инвестиций ин. кредитов, или в какой-

либо иной форме. В каждом случае находятся аргументы, оправдывающие

и рекомендующие иностранный капитал в качестве наиболее

эффективного средства для достижения национального процветания. Прямые

частные капиталовложения в промышленность, по их утверждению, не

только приносят развивающимся странам чистый прирост национального

богатства, но и влекут за собой приток иностранных специалистов,

которые способствуют подъему технического и культурного уровня

страны, облегчают возможность подготовки квалифицированных кадров,

распространению наиболее современных технологических методов.

Государственные капиталовложения в транспорт, связь, коммунальное

хозяйство рассматривается как один из сильнейших стимулов, поощряющих

национальную деятельность. Действительно, с одной стороны, инокапитал,

привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно,

оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает преодолеть

отсталость, интегрироваться в мировую экономику. С другой стороны,

привлечение ин. капитала накладывает определенные обязательства,

создает многообразные формы зависимости страны - заемщика от кредитора,

вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом, для национальной

экономики ин. капитал может иметь неоднозначные последствия.

В связи с этим ставится вопрос о расширении прежде всего

технической помощи, направленной на углубление использования собственных

ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже затем о

привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами, сначала

необходимо научиться эффективно использовать свои финансы, а затем

принимать иностранный капитал в свою экономику. На современном этапе

для России теоретическое осмысление учеными вопросов принятия ин.

капитала в его различных формах, эффективного его использования, появления

финансовой зависимости, являются актуальными и важными.

Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны

инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,

увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано

уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные

лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить,

однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация

складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала

потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.

Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может

снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство,

попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах Б. Н.

Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в

нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск

вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому

им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству

может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной

Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую

очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская

экономика уже стабилизировалась и вложение средств в производство не имеет

никакого риска.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры

о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на

инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время

боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский

рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он

также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из

стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то

же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы

ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который

определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность

вложений в той или иной стране.

Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют

правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся

стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только

на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена

именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для

работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на

изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное

значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские

инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики

“сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в

европейских и американских банках, иными словами используются для

инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается

вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст

ощутимый толчок развитию российского производства. По данным

правоохранительных органов из России было вывезено, начиная с 1991 года,

около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили

бы себя в российской экономике.

Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую

очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной

экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным

законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не

может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую

экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то

есть возрождение экономики России. Определим, что задачами данной работы

являются проведение исследования инвестиционного климата России, при

последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и

попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит

также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их

состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку

перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на

основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики

государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и

указать необходимые меры для их устранения.

1. Инвестиционная политика в российской экономике.

Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат

материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное

воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках

централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые

капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на

воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции -

более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,

близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и

"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции,

облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом

собственника, дающим право на получение доходов от собственности.

Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником

капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.

Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных

отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются

от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены

основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие

главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды,

способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного

сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для

реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших

жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении

эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет

огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и

государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат

страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако

на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что

обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные

цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на

которые направлялись.

Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении

изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в

РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,

гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:

- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на

возвратной основе;

- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём

рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По

этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на

развитие федеральной собственности;

- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо

от форм собственности для всех инвесторов).

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени

уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало

понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое

важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три

года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики

государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике

России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но

государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут

автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде

всего связано с двумя факторами:

1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному

освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные

предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав

собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого

управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам

уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия,

ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в

инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ

“Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”) :

-создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных

преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это

позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении

использования собственных активов;

-внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее

либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при

выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной

амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода

уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода

суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и

укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы

оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым

использованием амортизационных отчислений;

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития

многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных)

источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных

проектов;

- государственная поддержка предприятий за счет централизованных

инвестиций;

- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и

государственное финансирование инвестиционных проектов производственного

назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и

исключительно на конкурсной основе;

- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств

федерального бюджета;

- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных

инвестиций;

- значительное расширение практики совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое

государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного

значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления

налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в

инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

1.1. Внутренние источники инвестиций в России.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений

осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно

предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль,

несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала. Каждой семье

приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета

направить на текущее потребление, а какую - отложить на будущее.

Предположим, что члены семьи зарабатывают 1 млн. руб. в месяц. Часть этих

денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату

жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим, что семья

тратит 800 тыс. руб. в течение месяца, а оставшиеся 200 тыс. помещает в

банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов

(159.8 трлн. рублей (20.8% всех денежных доходов) было затрачено жителями

России в первом полугодии 1997 г. на покупку иностранной валюты...). В

этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня

сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных

граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Предположим, что

некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Эта прибыль может

быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания может приобрести на

эти средства новое оборудование или производственные площади) или же

положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей

прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка.

Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые

поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит

зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам

и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства,

которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство

новых дорог или развитие телефонной связи.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций

в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на

приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в

подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает

часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может

быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным

экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она

помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей

осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные

граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового

посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно

и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и

использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и

инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет

увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой

компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем

сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального

дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом,

можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним

сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не

столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать

капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском,

так и в зарубежном банке. Рассмотрим какие же существуют внутренние

источники инвестиций.

Прибыль как источник инвестиций

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за

счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в

народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая

цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к

проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.

Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в

сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить

необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на

автомашины "Жигули", в результате чего они стали дороже многих более

качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа стал

проблематичным.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям

формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного

развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников

капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет

решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на

инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить

хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

Амортизационные отчисления.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.