бесплатно рефераты
 

Инвестиции и инвестиционная ситуация в Украине

проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства.

Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в

сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить

необходимые средства для инвестиций, он постоянно поднимал цены на

автомашины «Жигули», в результате чего они стали дороже многих более

качественных иностранных моделей. По этому сбыт продукции ВАЗа становится

проблематичным, а судьба завода неопределенной. Правительством принимаются

меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых

ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются

одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить

возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога

прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992

года. Это могло бы послу жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной

активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и

отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта про изводимой

продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само

по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных

решений.

5.2. Амортизационные отчисления

Растущая инфляция обесценила собственные средства предприятий,

накопленные за счет амортизационных отчислений, и фактически девальвировала

этот источник капиталовложений. Чтобы повысить устойчивость собственных

накоплений предприятий правительство в августе 1992 г. приняло решение о

переоценке основных фондов для приведения их балансовой стоимости в

соответствие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости основных

фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам

инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для

финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению

внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита

амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости

основных средств.

5.3. Бюджетное финансирование

Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на

решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников

финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального

источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного

бюджетного финансирования к кредитованию. Ожесточится контроль за целевым

использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита

будет внедряться система залога имущества в недвижимости, в частности

земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные

централизованные вложения предполагается направлять на реализацию

ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных

структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры,

преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение

наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы хода из

кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного

финансирования будут:

выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных

сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и

топливно-энергетической проблем;

поддержание научно производственного потенциала;

выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно

низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его

падение собственными силами.

5.4. Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.

Однако инфляция делает долгосрочный кредит невыгодным для банков. Доля его

в общем объеме кредитования продолжает сокращаться и составила на 1 июля

1995 г. лишь 3,6% против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками

(включая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд. руб. долгосрочных кредитов.

5.5. Средства населения

Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи

акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности,

могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как

один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать

инвестиционную активность населения можно путем установления в

инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими

учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств

населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим

в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его

продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на

рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых

организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных

фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить

защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив

строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на

привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансово экономическая

нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения,

что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее

недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать

относительной.

6. Стратегия инвестиционной деятельности на Украине.

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние

производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов

предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки

экономики, решение социальных и экологических проблем. Инвестиции являются

основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.

Во время экономического кризиса инвестиционная деятельность в Украине

значительно снизился спрос на инвестиции падал значительно быстрее чем

производство валового продукта. Одной из причин этого, было то что инфляция

значительно обесценивала инвестиционные средства. На протяжении последних

лет, несмотря на значительное замедление темпов инфляции, уменьшается часть

долгосрочных кредитов, предоставленных субъектам хозяйствования всех форм

собственности в общем объеме кредитов в экономике страны. Если в 1991 году

этот показатель был равен 12,8 %, то в 1994 году - 11,3 %, 1996 году - 11,1

%, а за январь-ноябрь 1997 года - около 10,0 %. Это свидетельствует об

отсутствии у коммерческих банков экономических стимулов кредитования

производственных инвестиций, наличии повышенного риска при предоставлении

таких кредитов и отягощении кредитных портфелей банков директивными

кредитами, своевременное возвращение которых проблематично. Большие

кредитные ресурсы банков оттягиваются также на рынок облигаций внутреннего

государственного займа (ОВГЗ), где проценты более привлекательны по

сравнению с кредитами для инвестиционных проектов.

В 1997 году для поддержки строительства крупных инфраструктурных и

производственных объектов необходимо 2377 млн.грн. Эта сумма значительно

превышает бюджетные возможности государства и требует сбалансированности по

объему, источникам и времени. 1998 год может стать годом начала

экономического возрождения страны при условии восстановления опережающей

инвестиционной активности. Со второй половины 1997 года наблюдается

снижение темпов падения валового внутреннего продукта и промышленного

производства.

За 11 месяцев 1995 года объемы промышленной продукции уменьшились на

1,8 % против 5,0 % за аналогичный период 1996 года. Уровень инфляции

составил 8,6 %. Наметились позитивные сдвиги в структуре капитальных

вложений в направлении увеличения части объемов, направленных на развитие

производственного потенциала. Введена новая амортизационная политика,

которая дает возможности аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы

непосредственно на предприятиях.

Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных ценностей:

стабильные деньги и стабильный цены. С определенной долей уверенности можно

сказать, что Украина, как демократиче-ское государство, сформировала свою

денежную и банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой

стабилизации, которая формирует базовые условия для разворачивания инвести-

ционных процессов в Украине. Большое значение имеет тот факт, что

стабильность гривни - это результат действия рыночных меха-низмов

саморегуляции экономических процессов общества. А результат стабильности

гривни - это ряд качественно новых процессов на рынке капитала, в том числе

реальное увеличение срочных вкладов населения Украины, которые могут стать

важным источником национальных инвестиций.

В Украине достигнута нормализация функционирования банковской системы.

С 01 октября с.г. украинская банковская система перешла на международные

стандарты учета и отчетности. Уровень банковского капитала на начало

октября достиг 4,2 млрд.грн., и до конца 1999 года банковская система

страны будет работать в рамках европейских стандартов относительно нормы

капитала на один коммерческий банк.

Стабильность - это один из основных залогов развития валютного рынка.

В мае 1997 года Украина стала 138-й страной, которая подписала статью 8

Соглашения с Международным валютным фондом о полной конвертабельности

гривны в рамках текущих операций. Этим были сняты все проблемы репатриации

выручки инвесторов любого типа с территории Украины. С целью демонстрации

стабильности национальных денег на 1997 год была выбрана тактика

подтверждения курсового поведения в рамках валютного коридора 1,7 - 1,9

грн. за доллар США.

В середине 1996 года Национальный банк Украины отменил 50-процентную

обязательную продажу валюты на украинском рынке. Результатом этого явился

классически организованный и известный для инвесторов валютный рынок. В

экономической политике 1998 года стабильность денег также будет важным

индикатором общего инвестиционного климата, частью обновления

экономического развития.

Важнейшей составной частью экономических реформ является

крупномасштабная приватизация. В конце 1997 года почти завершилась малая

приватизация, в значительной степени приватизированы средние предприятия

и более 50 % всех активов государства, которые подлежат приватизации, уже

приватизированы.

Сейчас в процессе продажи, кроме средних и малых предприятий,

находятся около 300 больших предприятий с основным капиталом более 100 млн.

долларов США. Среди них есть достаточно привлекательные, с инвестиционной

точки зрения, объекты. Например, нефтеперерабатывающие предприятия,

добывающие нефтегазовые, электрогенерирующие и снабжающие компании,

предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения и других отраслей

промышленности.

Приоритетными направлениями для привлечения и поддержки стратегических

инвесторов могут быть определены те, где Украина имеет традиционные

производства, владеет необходимым ресурсным потенциалом и формирует

значительную потребность рынка в соответствующей продукции, а именно:

производство легковых и грузовых автомобилей; тракторо- и комбайностроение;

авиа- и ракетостроение; судостроение; замкнутый цикл производства топлива

для АЭС; развитие энергогенерирующих мощностей; нефтегазодобыча, в

частности на Черноморском шельфе; внедрение ресурсо- и энергосберегающих

технологий; переработка сельхозпродукции; транспортная инфраструктура.

Инвестиции являются (в образном смысле) как бы воротами научно-

технического прогресса. Научный потенциал страны, который раньше отличался

мировым уровнем достижений в разных областях фундаментальной науки и

техники, с возобновлением инвестиционной активности получит новое дыхание.

Эффективно решить проблему снижения ресурсо- и энергоемкости можно только

путем широкого внедрения новых технологий современной техники, связав

воедино интересы научных исследований и практики через потребности рынка.

В рыночных условиях на новых технологиях и новой технике можно только

тогда заработать деньги, когда они содействуют улучшению жизни. При этом

ученым в новой для них среде международной конкуренции на открытых рынках

следует помнить, что время является главным фактором в современной

экономике. Однако, как ни странно, многие рассматривают время как неисчерпа-

емый ресурс.

Современные условия экономического развития требуют проведения

активной политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине

создана законодательная база в сфере регулирования инвестиционной

деятельности, которая постепенно совершенствуется с целью достижения

большего притока иностранных инвестиций и повышения эффективности их

использования.

Одобренным 19 марта 1996 года Законом Украины “О режиме иностранного

инвестирования” для зарубежного инвестора в Украине установлены равные

условия деятельности с отечествен-ным инвестором. Указанным Законом

иностранным инвесторам даются государственные гарантии защиты их

капиталовложений.

В частности, иностранные инвестиции в Украине не подлежат

национализации. Государственные органы не имеют права реквизировать

иностранные инвестиции, за исключением случаев осуществления чрезвычайных

мер при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях. При этом

зарубежному инвестору гарантируется адекватная и эффективная компенсация.

Иностранные инвесторы имеют право на возмещение ущерба, включая

упущенную выгоду и моральный ущерб, причиненный им в результате действий,

бездеятельности или ненадлежащего исполнения государственными органами

Украины либо должностными лицами предусмотренных законодательством

обязательств перед иностранным инвестором.

В случае прекращения инвестиционной деятельности иностранному

инвестору гарантируется возвращение его капиталовложений в натуральной

форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины, а также

доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме. Государство также

гарантирует беспрепятственный и срочный перевод за границу прибылей и

других средств в иностранной валюте, полученных на законных основаниях в

результате осуществления иностранных инвестиций.

Если в дальнейшем специальным законодательством об иностранных

инвестициях будут меняться гарантии защиты зарубежных инвестиций,

определенные вышеуказанным Законом, то на протяжении десяти лет со дня

вступления в силу такого законодательства по требованию иностранного

инвестора применяются гарантии защиты иностранных инвестиций, определенные

Законом Украины “О режиме иностранного инвестирования”. Так говорит Закон.

Важными правовыми документами, которые регулируют взаимоотношения

между субъектами инвестиционной деятельности, являются межгосударственные

соглашения “О содействии и взаимной защите инвестиций”. Такие договоры

являются гарантом придания справедливого статуса инвестициям и защиты их на

территории другого государства. Они подписаны с 44 странами мира. Целый ряд

проектов договоров находится на стадии согласования.

Положительно влияет на привлечение иностранных инвестиций

сотрудничество и помощь Украине со стороны Международного валютного фонда и

других международных организаций.

С целью поддержки разработки и реализации государственной политики по

привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины, использования

современного мирового экономического опыта ускорения интеграции Украины в

систему международных хозяйственных связей Указом Президента Украины создан

Консу-льтативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине.

Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов

создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания.

Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования

инвестиционных проектов.

В июле 1996 года создано Национальное агентство Украины по

реконструкции и развитию, основной целью деятельности которого является

создание благоприятных условий для развития международного экономического

сотрудничества, взаимодействия с международными финансовыми организациями,

соответствующими межгосударственными и региональными организациями,

организациями иностранных государств в сфере привлечения и использования

внешних финансовых ресурсов.

Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами

исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их

оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана

Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при

Президенте Украины.

Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе

реализации инвестиционных проектов при участии американских компаний, в

октябре 1997 года Указом Президента Украины создана украинская часть

Специальной группы быстрого реагирования (после скандальных результатов

тендера на выдачу лицензий на право оказания услуг мобильной связи GSM-900

американская компания Motorola ушла с рынка связи Украины, что вызвало

определенный политический дискомфорт в отношениях Киев-Вашингтон).

Однако, несмотря на созданную определенную законодательную базу,

институционную инфраструктуру, привлекательность экономического потенциала

Украины (сравнительно богатые природные ресурсы, выгодное географическое

положение, наличие квалифицированных “дешевых” рабочих кадров, достижения в

научных исследованиях, значительная емкость внутреннего рынка), поступления

иностранных инвестиций в Украину - незначительные. По сравнению со странами

Восточной Европы объем иностранных инвестиций, которые поступают в

экономику Украины, в 3-7 раз меньше.

Две трети мировых капиталовложений приходится на 10 стран мира.

Крупнейшие инвесторы - США, Великобритания, Германия, Япония и Франция. В

развивающиеся страны (в основном азиатские) было инвестировано 100 млрд.

долл. США. На долю же 100 стран - наименьших реципиентов (включая Россию и

Украину) - приходится лишь 1,0 % прямых иностранных инвестиций, что для

нашей страны не может считаться нормальной ситуацией.

Общий объем прямых инвестиций, которые фактически поступи-ли в Украину

(согласно квартальным данным Госкомстата Украины) начиная с 1992 года, по

состоянию на 01.10.97 года составляет 1797 млн.долл. Это инвестиции из США

- 332,6 млн.долл. (18,5 %), Германии - 173,3 млн.долл. (9,6 %), Нидерландов

- 180,5 млн.долл. (10,0 %), Великобритании - 140,5 млн.долл (7,8 %), Кипра

- 127,4 млн.долл. (7,1 %), России - 121,8 млн.долл (6,8 %), Лихтенштейна -

103,5 млн.долл (5,8 %).

Наибольшие объемы иностранных инвестиций в млн. долларов: г.Киев -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.