бесплатно рефераты
 

Инвестиции

инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить

хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

Амортизационные отчисления.

Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся

от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования,

аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в

кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены

на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе

использования при производстве товаров. Однако в данный момент в России

амортизационные отчисления теряются из-за инфляции (инфляция практически

девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для

самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты

долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере.

Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений

пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных

средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по

повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать

антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации

балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный

характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной

политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда:

однозначно признать капитальный характер амортизационных отчислений;

распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и

гарантировать права собственников капитала на определение судьбы

амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров)

предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и

административные санкции против разбазаривания, проедания и вывоза

амортизационного фонда за пределы российской национальной территории

(пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений). Эти меры

помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие,

помогут держаться производству на прежнем уровне.

Бюджетное финансирование.

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение

инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования.

При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника

инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного

финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым

использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита

внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли.

Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные

централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного

числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих

объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий

стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых

социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса

приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

. выделение государственных инвестиций для стимулирования развития

опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение

продовольственной и топливно-энергетической проблем;

. поддержание научно-производственного потенциала;

. выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с

чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности

приостановить его падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций.

Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития

производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии.

Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение

стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению

производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие

кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных

программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты

невыгодны в условиях инфляции, которая составила в декабре 1996 года (по

отношению к декабрю 1995 года) 22%. При такой инфляции невыгодны даже

среднесрочные кредиты. На сентябрь 1996 года из общей массы кредитов (314

трлн. руб.), выданных российскими банками, только 19.6 трлн. руб. или 6,3%

составляли долгосрочные. Назрела потребность создания инвестиционных

банков, которые занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием

капитальных вложений. А пока правительство вынуждено финансировать

необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не

хватает[5].

Средства населения.

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи

акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности,

могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как

один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции[6].

Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем

установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими

банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение

средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам,

участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на

приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений

населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических

финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых

компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по

возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в

фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за

предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансовоэкономическая

нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного

потенциала можно считать относительной.

2.2. Внешние источники инвестиций.

Иностранные инвестиции в российской экономике.

Велика роль иностранного капитала в экономике России. Он может

принести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой

управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и

привлечение иностранного капитала - необходимое условие эффективного

развития национальной экономики. Приток иностранных инвестиций жизненно

важен для достижения среднесрочных целей - выхода из современного

общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и

ухудшения качества жизни россиян.

В настоящее время инвестиционный климат в стране весьма

неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) примерно в 5 раз

меньше оттока капитала. В области прямых инвестиций сравнительные позиции

России выглядят довольно скромно по накопленной за период 1989-1998 гг.

сумме прямых иностранных инвестиций на душу населения Россия занимает лишь

21-е место среди 25 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Объем

иностранных инвестиций к ВВП даже в 1997 г., когда приток ПИИ был

максимальным, составил 0,8%. Россия оказалась на предпоследнем месте в

списке указанных стран.[7]

По состоянию на 1 июля 1998 года иностранный капитал в экономике

России составил 37.1 млрд. долларов США. Наибольший удельный вес в

накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции (68.6%),

осуществляемые на возрастной основе (кредиты международных организаций,

торговые кредиты, банковские вклады и пр.), доля прямых инвестиций

составила 30.6%, портфельных -0.8 %.1

В 1-м полугодии 1998 г. замедлились темпы поступления иностранных

инвестиций. Так, если объем поступающего иностранного капитала в 1996 г. по

сравнению с 1995 г. вырос в 2.3 раза, в 1997 г. по сравнению с 1996 г. - в

1.8 раза, то в 1-м полугодии 1998 года он составил 99.1% от объема

соответствующего периода предыдущего года. 2

Динамика поступления иностранных инвестиций характеризуется данными,

представленными в таблице 1.

В структуре иностранного капитала, поступившего в Россию, основная

доля приходилась на прочие инвестиции, которая возросла с 31.0% в 1995 г.

до 80% в 1-м полугодии 1998 г., что связано с поступлением кредитов по

правительственным соглашениям.3

Таблица 1.

Динамика поступления иностранных инвестиций (млн. долларов США)4

|из них: прямые инвестиции|2020 |2440 |5333 |1509 |53.7 |

|в т.ч.: взносы в уставной|1455 |1780 |2127 |641 |58.9 |

|капитал | | | | | |

|кредиты, полученные от |341 |450 |2632 |593 |38.2 |

|зарубежных совладельцев | | | | | |

|прочие прямые инвестиции |224 |210 |574 |275 |164.8 |

|портфельные инвестиции |39 |128 |681 |32 |7.2 |

|в т.ч. акции |11 |42 |571 |29 |7.9 |

|долговые цен. бумаги |28 |86 |109 |3 |3.9 |

|пр-тий | | | | | |

|прочие инвестиции |924 |4402 |6282 |6157 |136.4 |

|в т.ч. торговые кредиты |187 |406 |340 |1650 |в 14.8 р.|

|прочие кредиты |493 |2719 |4347 |4268 |126.1 |

Согласно данным таблицы 1 была получена следующая диаграмма:

[pic]

Из данной диаграммы видно, что поток иностранных инвестиций в

российскую экономику также уменьшился в 1998 году, как и общий поток

инвестиций. Особенно интересно поведение портфельных инвестиций. События

августа 1998 г. серьезно подорвали перспективу привлечения в Россию

иностранных портфельных инвестиций. Российские предприятия практически

лишились возможности выхода на мировые финансовые рынки.

Из данных таблицы 1 находим поступления портфельных иностранных

инвестиций за первое полугодие 1997 года, которые составили 444.4 млн.

долларов, в сравнении с 32 млн. долл. в 1-м полугодии 1998 года. Можно

сделать вывод, что иностранные инвесторы потеряли доверие к нашему рынку

еще до 17-го августа и, как следствие, снижение инвестиционной активности

с их стороны.

Прогнозировать ситуацию с портфельными инвестициями труднее из-за

неопределенности перспектив азиатских экономик. Однако не вызывает

сомнения, что основными получателями этих инвестиций останутся

развивающиеся страны западного полушария, доля которых в 1992-1997 гг.

составляла около 50%. Доля, на которую может рассчитывать Россия, невелика.

[pic]

В целях привлечения иностранных инвестиций в ряде регионов России

инвесторам предоставляются льготы по уплате налога на прибыль в

региональные бюджеты, отсрочка различных налоговых выплат в местные

бюджеты. Следует отметить, что отраслевые предпочтения иностранных

инвесторов определяют и региональное распределение инвестиций - вложение

капиталов в крупные центры с развитой инфраструктурой рынка, со

сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также в

территории, обладающие значительными запасами сырья.

Группировка регионов по удельному весу поступивших инвестиций в 1-м

полугодии 1998 г. приводится ниже:

Таблица 2

Группировка регионов по удельному весу поступивших инвестиций.1

|Удельный вес |Число регионов, |Сумма поступивших |Удельный вес в |

|посту-пивших |единиц |инвестиций, |общем числе |

|иностран-ных | |млн. долларов США |регионов, % |

|инвестиций в общем| | | |

|объеме, % | | | |

|0.0-1.0 |78 |899 |88.6 |

|1.1-2.0 |6 |752 |6.8 |

|2.1-50.0 |3 |993 |3.4 |

|свыше 50.0 |1 |5054 |1.2 |

По накопленному иностранному капиталу по состоянию на 1 июля 1998 г.

лидирует Германия, ее удельный вес в общем объеме составил 39.6% (14.7

млрд. долл.). Значительный объем накопленных иностранных инвестиций

приходится на США - 31.1% (4.8 млрд. долл.), Италию - 9.4 (3.5 млрд. долл.)

и Кипр - 8.9% (3.3 млрд. долл.). Накопленный капитал, поступивший из таких

стран, как Франция, Великобритания, Нидерланды, составил 2.4% от общего

объема накопленных иностранных инвестиций.1

Следует отметить, что доля поступивших инвестиций из ряда развитых

стран в общем объеме иностранных инвестиций в экономику РФ увеличивается.

Так, доля инвестиций, поступивших из Германии, возросла с 10.3 % в 1995 г.

до 34.3% в 1-м полугодии 1998 г., из Франции - соответственно с 3.6 до

15.0%, из Великобритании - с6.1 до 12.7 %. Доля поступления инвестиций

сократилась из таких стран, как США (с 27.9до 15.5 %), Швеция (с 2.1 до

1.5%) и Швейцария (с 14.6 до 4.4%).2

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов по-прежнему

остаются промышленность, общая коммерческая деятельность по обеспечению

функционирования рынка, финансы, кредит, страхование, пенсионное

обеспечение, торговля и общественное питание.

Движение иностранного капитала, поступающего из развитых стран,

характеризуется следующими данными:

Таблица 3

Движение иностранногокапитала3 (млн. долларов США)

| |Поступило |Изъято |Накоплено на конец июня 1998|

| | | |г. |

| | | |всего |в % к итогу |

|Всего инвестиций |7698 |4576 |37064 |100 |

|из них: Германия |2637 |993 |14669 |39.6 |

|США |1190 |1027 |4840 |13.1 |

|Франция |1155 |124 |347 |0.9 |

|Великобритания |980 |898 |274 |0.7 |

|Кипр |411 |643 |3298 |8.9 |

|Швейцария |340 |245 |425 |1.1 |

|Нидерланды |265 |207 |301 |0.8 |

|Швеция |115 |41 |450 |1.2 |

|Италия |111 |108 |3477 |9.4 |

|Канада |44 |43 |142 |0.4 |

В 1998 г., как и в 1997 г., наблюдается снижение инвестиционной

активности. Одна из основных причин - нестабильность финансового положения

организаций. См. таблицу из приложения 3.

В 1-м полугодии 1998 г. крупными и средними предприятиями всех форм

собственности на развитие электроэнергетики, нефтедобывающей и газовой

промышленности, железнодорожного и трубоводного транспорта и связи

направлено 37.5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 93.5 % к

уровню 1-го полугодия 1997 г. Инвестиции крупных и средних предприятий

экономики во все отрасли за тот же период уменьшились на 4.0%, в

промышленность - на 4.6%.

Основной источник финансирования инвестиций в основной капитал по

крупным и средним предприятиям отраслей естественных монополий -

собственные средства, которые составили в 1-м полугодии 1998 г. в среднем

примерно 75%. Четвертая часть всех инвестиций приходится на привлеченные

средства.2

Приток прямых частных иностранных инвестиций в 1993-1999 гг. составил

около 10 млрд. долл., или 8-10% объема капитала, вывезенного из страны за

эти годы. Внешнее финансирование, получаемое от международных финансовых

организаций и правительств других государств, не покрывает потерь от вывоза

капитала ( всего от МВФ и Всемирного банка получено около 25 млрд. долл.) В

таблице 1.3.4 приведены данные инвестиций в основной капитал по источникам.

Инвестиции в основной капитал за январь-август 1999 г. составили 99.3

% уровня аналогичного периода 1998 г., продолжив отрицательную тенденцию

последних лет. впервые за все годы реформ существенно сократились

иностранные инвестиции (в первом полугодии 1999 г. они составили 55.5%

уровня соответствующего периода 1998 г.). Рейтинг России как страны,

принимающей инвестиции, резко упал.

Оживление мировой экономики после финансового кризиса создает

благоприятные условия для возобновления роста иностранных инвестиций.

Внутренние российские условия пока не становятся более привлекательными.

Иностранные компании размещают в России лишь производство основных

потребительских товаров. В стратегическом плане, на наш взгляд, ситуация

сложилась критическая. Кризис доверия губителен прежде всего для прямых

инвестиций, так как они предполагают специфицированную и менее ликвидную

форму капитала. Очень немногие крупнейшие мировые компании разместили свое

производство в России, несмотря на популярность их торговых знаков и

высокий потенциальный спрос на российском рынке. Это является серьезным

негативным сигналом более мелком инвесторам, идущим за большими компаниями.

В последние месяцы положение на мировых рынках стало более

благоприятным для России, но главным образом за счет стабилизации мирового

финансового рынка и появления свободных ресурсов.

Проблема иностранных инвестиций состоит в стимулировании эффективного

притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых,

в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и

в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал

может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и

портфельных, а также в форме кредитов и займов.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за

исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба

для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться

только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в

отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных

ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в

производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.),

телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.